Научная статья на тему 'Тестовые задания по физике и их видология'

Тестовые задания по физике и их видология Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2689
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тестовые задания по физике и их видология»

Ф ПРИЛОЖЕНИЯ.

03'86'^

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ И РЕКОМЕНДАЦИИ

С.Ю.Козина, МОУ «Гимназия», Старая Русса, Новгородская область, А.Е.Марон, доктор педагогических наук, профессор

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ФИЗИКЕ И ИХ ВИДОАОГИЯ

Модернизация образования ориентирует педагогическую практику на развитие учащихся средствами учебного предмета. Это связывается с видением индивидуальных качеств личности и способов деятельности, на которые направлены отдельные стороны учебного процесса.

Развитие мышления предполагает осмысление средств и технологий организации учебной деятельности учащихся, непосредственно связанных с определенной сферой развития человека.

В этом плане существуют противоречия в разработке системы тестовых заданий для учащихся, когда авторы в основном концентрируют внимание на стандартной задаче расчетного или графического характера, для которой дается система альтернативных ответов, когда один правильный, остальные ошибочные.

Сама методология инновационного образования в рамках личностно-ориентированного обучения предполагает отход от традиционной подачи системы задач, упражнений, заданий в предметной области, в частности по физике.

В связи с этим ставится цель определить принципы отбора физического материала и выявить фундаментальные характеристики тестовых заданий. В научном плане очередной задачей является разработка видологии тестов, ориентированных на целостное развитие личности средствами физического знания. В соответствии с этим представляем систему тестовых заданий, включающих различные виды.

Необходимо отметить, что существенно важно в каждом разделе курса проанализировать совокупность видов тестовых заданий, отражающих специфику формирования знаний по физике с учетом усвоения различных сторон, качеств, свойств изучаемых физических явлений и объектов.

Приводим виды тестовых заданий, представленных в функциональных блоках.

При составлении примеров тестовых заданий использованы материалы ЕГЭ 2201, 2002, 2003, аттестационные материалы для 9-х классов, книга А.В. Постникова «Проверка знаний учащихся по физике 67» (М.: Просвещение, 1986).

ВИДЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

БЛОК 1. ФОРМИРОВАНИЕ ОРИЕНТИРОВОЧНЫХ ОСНОВ УСВОЕНИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ПОНЯТИЙ КУРСА ФИЗИКИ

1.1 Тесты на качественное усвоение экспериментальных фактов, опытов, физических явлений

ПРИМЕР 1.

Два одноименно заряженных шарика подвешены на шелковых нитях и помещены под колокол воздушного насоса. Шарики отталкиваются друг от друга. Если из колокола выкачать воздух, шарики ...

А) будут отталкиваться;

Б) не будут отталкиваться.

ПРИМЕР 2.

При поднесении к заряженному электроскопу отрицательно заряженной палочки листочки электроскопа разошлись на больший угол. Заряд электроскопа по знаку может быть...

A) как положительным, так и отрицательным;

Б) только положительным;

B) только отрицательным.

ПРИМЕР 3.

На рисунке изображены два тела, имеющие разную температуру, которые привели в контакт. Стрелкой указано направление теплообмена и приведены различные варианты температур. а) +1 = 30 °С +2 = 30 °С

Б) ^ = 28 °С +2 = 30 °С

в) ^ = 29 °С ^ = 28 °С

Г) ^ = 50°С +2=30°С

Рисунку соответствуют температуры, указанные в..

1)А; 2)Б; 3)В; 4)Г.

1.2 Тесты, ориентирующие учащихся на определение свойств, качеств тел, веществ, поля

ПРИМЕР 1.

Два электроскопа, один из которых заряжен, соединены стержнем. Стержень изготовлен из ...

A) стали;

Б) алюминия;

B) стекла.

БЛОК 2. МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

2.1 Тесты на распознавание, проектирование и конструирование физических моделей

ПРИМЕР 1.

В центре атома находится ...

А) электрон; Б) ядро; В) нейтрон; Г) протон.

ПРИМЕР 2.

Модель идеального газа предполагает, что:

А) молекулы не притягиваются друг к другу;

Б) молекулы не имеют размеров.

Правильным является ...

1) только А; 2) только Б; 3) А и Б; 4) ни А, ни Б.

2.2 Тесты типа экспериментальных заданий на расчет физических характеристик

ПРИМЕР 1.

При фотографировании специальным фотоаппаратом было зафиксировано два положения свободно падающего из состояния покоя шарика: в начале падения и через 0,31 с (рис).

По результатам эксперимента ускорение свободного падения приблизительно равно...

1) 10; 2) 9,2; 3) 10,5; 4) 11 (м/с2).

2.3 Тесты на методы научного познания (моделирование, теоретический, погрешность измерений и т.д.)

ПРИМЕР 1.

Для измерения какой физической величины предназначен изображенный на рисунке прибор? Запишите его показания.

1) массы; 2,1 ± 0,1 кг

2) силы; 2,1 ± 0,1 Н

3) силы; 2,25 ± 0,25 Н

4) силы; 3,75 ± 0,25 Н

ПРИМЕР 2.

Обнаружено, что стрелка компаса показывает все время на единственное в комнате окно. Это может быть связано с тем, что ...

A) окно смотрит на север Земли;

Б) магнитная стрелка поворачивается к свету;

B) под полом комнаты проходит провод с большим постоянным током.

1) только А; 2) АиБ; 3) БиВ; 4) АиВ.

ПРИМЕР 3.

Ответом к данному заданию служит слово

Материальная точка, математический маятник, идеальный газ - все они являются которые используются при изучении реальных объектов и явлений.

БЛОК 3. ОСВОЕНИЕ ОСНОВНЫХ ЗАКОНОВ И ПОНЯТИИ КУРСА ФИЗИКИ

3.1 Тесты на усвоение физических закономерностей

ПРИМЕР 1.

Три пары легких шариков подвешены на нитях. Одноименные заряды имеет ...

1) первая пара;

2)вторая пара;

3) третья пара.

ПРИМЕР 2.

Легкое алюминиевое кольцо подвешено на нити. При внесении в кольцо постоянного магнита кольцо ...

1) отталкивается от магнита;

2) притягивается к магниту;

3) остается в покое.

3.2 Тесты на анализ функциональных зависимостей физических величин, характеризующих закономерности механических, электрических, тепловых, магнитных, гравитационных явлений

ПРИМЕР 1.

Заряженное тело А действует на заряженные палочки 1 и 2 с силой...

1) одинаковой;

2) на 1-й с большей;

3) на 2-й с большей.

ПРИМЕР 2 .

На рисунке изображен участок ВС проводника с током.

Вокруг него в одной из плоскостей, в которой находятся точки М, N и А, показаны линии индукции магнитного поля, созданного этим током. Магнитное поле тока будет действовать на магнитную стрелку с наибольшей силой, если расположить ее...

1) в точке М (т.к. она расположена на линии магнитной индукции);

2) в точке N

3) в точке А;

4) в точке М, т.к. в точке А и N магнитного поля нет.

3.3 Тесты на выявление принципов действия физических приборов, иллюстрирующих фундаментальные эксперименты по физике (опыты Кулона, Кавендиша, Резерфорда и т.д.)

ПРИМЕР 1.

В 1798 году Г. Кавендиш провел измерения гравитационной постоянной. Эти научные факты позволяют оценить...

1) массу Земли;

2) период вращения Земли вокруг Солнца;

3) период вращения Земли вокруг своей оси;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4) расстояние от Земли до Солнца.

ПРИМЕР 2.

Кулон в своем знаменитом опыте исследовал взаимодействие ...

1) двух проводников с током;

2) стрелки компаса с проводником, по которому течет электрический ток;

3) двух постоянных магнитов;

4) двух заряженных шариков.

3.4 Тесты на расчет физических величин, входящих в фундаментальные физические законы, или определяющие формулы

ПРИМЕР 1.

Скорость течения воды в реке равна 2 м/с. Импульс плывущего по течению плота массой 80 кг равен ... 1) 0; 2) 40; 3) 160; 4) 82 кг м/с.

ПРИМЕР 2.

Кусок льда получил 4,2х103 Дж энергии, при этом нагрелся на 4°С. Удельная теплоемкость льда

2.1 х 103 Дж/кг °С. Масса льда равна ...

1) 1 кг; 2) 1,5 кг; 3) 2 кг; 4) 0,5 кг.

3.5 Тесты на знание и понимание смысла физических величин, понятий, физических законов

ПРИМЕР 1.

На рисунке представлен график зависимости силы тока от напряжения для резисторов 1 и 2. Эта зависимость подчиняется закону Ома для участка цепи ...

1) в первом случае;

2) во втором случае;

3) в обоих резисторах;

4) ни в одном из них.

ПРИМЕР 2.

Из приведенных ниже формул математической записью II закона Ньютона является 1)а = Р/т; 2)а=(У-У0)/+; 3)У=р/т; 4)т.а.=-т2а2.

БЛОК 4. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ КУРСА ФИЗИКИ

4.1 Тесты на применение знаний при анализе действия технических установок, их устройства

ПРИМЕР 1.

В каком направлении должен двигаться поршень, и каково должно быть положение клапанов во время второго такта?

1) поршень двигается вниз, оба клапана закрыты;

2) поршень двигается вверх, оба клапана закрыты;

3) поршень двигается вниз, впускной клапан открыт;

4) поршень двигается вверх, выпускной клапан открыт.

ПРИМЕР 2.

Какие источники тока, широко используемые в настоящее время, являются наиболее мощными?

1) электрогенераторы;

2) аккумуляторы;

3) электрические батареи (химические);

4) солнечные батареи.

4.2 Тесты на преобразование различных видов энергии

ПРИМЕР 1.

Тяжелый молот падает на сваю и вбивает ее в землю. В этом процессе происходит преобразование ...

1) кинетической энергии молота в потенциальную энергию молота и сваи;

2) кинетической энергии молота во внутреннюю энергию молота, почвы и сваи;

3) внутренней энергии молота в кинетическую энергию сваи;

4) внутренней энергии молота во внутреннюю энергию почвы и сваи.

ПРИМЕР 2.

При создании и поддержании электрического тока в металлическом проводнике происходят следующие преобразования энергии:

A) кинетическая энергия электронов переходит во внутреннюю энергию металла;

Б) энергия взаимодействия электронов с внешним электрическим полем переходит в кинетическую энергию;

B) энергия, накопленная в источнике, преобразуется в энергию электрического поля;

Г) избыток внутренней энергии излучается во внешнюю среду.

Последовательность перечисленных процессов в преобразовании энергии правильно отражена под номером

1) А-Б-В-Г; 2) Б-В-Г-А; 3) В-Б-Г-А; 4) В-Б-А-Г.

ПРИМЕР 3.

В паровых турбинах энергия, затраченная на вращение лопаток турбины ...

1) равна энергии пара, поступающего на лопатки турбины;

2) меньше энергии пара, поступающего на лопатки турбины;

3) больше энергии пара, поступающего на лопатки турбины;

4) больше энергии, израсходованной бесполезно.

4.3 Тесты на использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни

ПРИМЕР 1.

Для проветривания помещений в холодное время года открывают форточки или фрамуги.

Учитывая существование конвекции, целесообразно разместить форточку ...

1) в верхней части окна;

2) в нижней части окна;

3) посередине окна;

4) в любой части окна.

ПРИМЕР 2

Для обеспечения безопасности при работе со стиральной машиной следует ...

А) заземлить корпус машины; Б) работать, стоя на резиновом коврике.

1) только А; 2) только Б; 3) АиБ; 4) ни А, ни Б.

БЛОК 5. РАЗВИТИЕ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОИ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ

5.1 Тесты на развитие графической культуры учащихся

ПРИМЕР 1.

Период колебаний проекции скорости колеблющейся материальной точки равен

1) 0,5 с;

2) 1с;

3) 2 с;

4) 4 с.

ПРИМЕР 2.

По проводнику течет электрический ток. Величина заря да, проходящего через поперечное сечение проводни ка, возрастает с течением времени согласно графику Сила тока в проводнике равна...

1) 0,5 А;

2) 2 А;

3) 4 А;

4) 8 А.

ПРИМЕР 3.

Процесс отвердевания начинается при температуре ..

1) 80 °С;

2) 320 °С;

3) 350 °С;

4) 4500 °С.

5.2 Тесты на развитие экологической культуры личности средствами физики

ПРИМЕР 1.

Ниже перечислены экологические последствия работы различных устройств:

A) загрязнение водоемов горюче-смазочными материалами;

Б) таяние ледников;

B) загрязнение окружающей среды.

Для двигателей внутреннего сгорания наиболее характерными из них являются:

1) А и Б; 2) А и В; 3) Б и В; 4) А, Б и В.

ПРИМЕР 2.

«Парниковый эффект» усиливается вследствие работы...

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) двигателей внутреннего сгорания;

2) электрических двигателей;

3) ветряных турбин;

4) атомных электростанций.

ПРИМЕР 3.

При проектировании промышленных предприятий приходится решать ряд проблем:

A) увеличение мощности оборудования;

Б) снижение энергоемкости производства;

B) снижение шума;

Г) уменьшение сброса токсичных отходов.

Среди них экологическими проблемами являются ...

1) А и Б; 2) Б и В; 3) В и Г; 4) А и Г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.