Научная статья на тему 'Тестовые задания для выявления уровня освоения компетенций в рамках дисциплины "Вычислительная техника и сети в отрасли"'

Тестовые задания для выявления уровня освоения компетенций в рамках дисциплины "Вычислительная техника и сети в отрасли" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
432
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАТЕГОРИИ ОЦЕНИВАНИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / БАКАЛАВРИАТ / ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ / УРОВНИ ОСВОЕНИЯ / ДЕСКРИПТОРЫ / ASSESSMENT CATEGORIES / COMPETENCES / BACHELOR DEGREE / TEST TASKS / LEVELS OF DEVELOPMENT / DESCRIPTORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ющик Елена Владимировна

В статье рассмотрены методы оценивания категорий «знать», «уметь», «владеть» при освоении общепрофессиональной компетенции ОПК-1 в рамках преподавания учебной дисциплины «Вычислительная техника и сети в отрасли» студентам бакалавриата рыбохозяйственного Вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tests to identify the level of development of competences within the discipline "Computer equipment and network in the industry"

The article deals with the methods of evaluation of the categories "know", "be able", "manage" in the development of general professional competence of GPC-1 in the framework of teaching the discipline «Computer science and networks in the industry» for bachelor students of Fisheries University.

Текст научной работы на тему «Тестовые задания для выявления уровня освоения компетенций в рамках дисциплины "Вычислительная техника и сети в отрасли"»

УДК 372.862

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ УРОВНЯ ОСВОЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ «ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА И СЕТИ В ОТРАСЛИ»

Ющик Елена Владимировна, кандидат технических наук, доцент, Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет

(«Дальрыбвтуз»), Владивосток, РФ

В статье рассмотрены методы оценивания категорий «знать», «уметь», «владеть» при освоении общепрофессиональной компетенции ОПК-1 в рамках преподавания учебной дисциплины «Вычислительная техника и сети в отрасли» студентам бакалавриата рыбохозяйственного Вуза.

Ключевые слова: категории оценивания; компетенции; бакалавриат; тестовые задания; уровни освоения; дескрипторы.

TESTS TO IDENTIFY THE LEVEL OF DEVELOPMENT OF COMPETENCES WITHIN THE DISCIPLINE «COMPUTER EQUIPMENT AND NETWORK

IN THE INDUSTRY»

Yushchik Elena Vladimirovna, PhD (Cand. Tech. Sci.), associate professor, FSFEI HE «Dalrybvtuz», Vladivostok, Russia

The article deals with the methods of evaluation of the categories "know", "be able", "manage" in the development of general professional competence of GPC-1 in the framework of teaching the discipline «Computer science and networks in the industry» for bachelor students of Fisheries University. Keywords: assessment categories; competences; bachelor degree; test tasks; levels of development; descriptors.

Для цитирования: Ющик Е. В. Тестовые задания для выявления уровня освоения компетенций в рамках дисциплины «Вычислительная тезника и сети в отрасли» // Наука без границ. 2018. № 9 (26). С. 33-37.

В связи с утверждением в 2017 г. правительством РФ программы «Цифровая экономика Российской Федерации» возникает необходимость в повышении уровня использования персональных компьютеров и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в экономике. Становится актуальной проблема наращиванию цифровых навыков студентов как будущих участников производственного процесса.

Во введенных в настоящее время федеральных государственных образовательные стандартах высшего образования (ФГОС ВО) нового поколения по сравне-

нию с предыдущими стандартами (ФГОС ВПО) для бакалавров по направлению подготовки 23.03.01 «Технология транспортных процессов» поменялась структура компетенций.

При формировании основных образовательных программ и учебных планов бакалавриата все общекультурные, профессиональные и общепрофессиональные компетенции «распределяются» между учебными дисциплинами (модулями).

К соответствующим учебной дисциплине общепрофессиональным компетенциям подбираются дескрипторы - операциона-

лизируемые признаки проявления компетенции. Дескрипторы содержат описание того, что должен знать, понимать и уметь студент по завершении изучения учебной дисциплины. Для студентов бакалавриата по направлению подготовки 23.03.01 «Технология транспортных процессов» для учебной дисциплины «Вычислительная техника и сети в отрасли» выбрана общепрофессиональная компетенция (ОПК-1): способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности. Для категорий знать, уметь, владеть предлагается включать следующее описание планируемого результата, признаков проявления компетенций [1].

Категория «знать»:

Знает принципы построения, состав, назначение аппаратного и программного обеспечения компьютера, особенности их функционирования; принципы построения компьютерных сетей; организацию современных локальных и глобальных вычислительных сетей; перспективные направления развития в области сетей и сетевых технологий; методы кодирования и защиты данных; принципы разработки программ организации клиент-серверного взаимодействия.

Категория «уметь»:

Умеет использовать аппаратные и программные средства компьютера; работать с сетевым аппаратным и программным оборудованием; эффективно работать с браузерами, почтовыми клиентами; осу-

ществлять эффективный поиск информации в сети Internet; публиковать информацию в сети Интернет.

Категория «владеть»:

Владеет основными методами работы в локальных и глобальной сетях; приёмами быстрого поиска информации в сети; основными навыками работы с различными службами Интернет; навыками использования облачных технологий.

Только после определения дескрипторов компетенции можно приступать к созданию контрольно-оценочных заданий, направленных на проверку всех указанных дескрипторов.

Наиболее удобной и современной формой оценивания в настоящее время является тестирование с применением средств вычислительной техники. Различные дескрипторы могут быть проверены с помощью тестовых заданий различных форм [2]:

1. Тестовые задания множественного выбора с одним или несколькими правильными ответами из предложенного набора ответов;

2. Тестовые задания на установление соответствия;

3. Тестовые задания открытой формы.

В практике тестирования такие задания

обычно оценивают уровень «Знать», т. е. их целью является проверка умения воспроизводить известный учебный материал по памяти. В то время как компетентност-ный подход к обучению требует создания компетентностно-ориентированных заданий.

Ниже приведено несколько примеров заданий, направленных на проверку различных дескрипторов.

Проверка дескриптора Знать.

Пример 1. Задание на установление соответствия.

Инструкция: Поставьте в соответствие структуры вычислительных систем и их обозначения.

1 Симметричная многопроцессорная архитектура A MPP

2 Массивно-параллельная архитектура B SMB

3 Гибридная архитектура C NUMA

1- 2- 3-

Оценка:

1 балл - правильно указаны все 3 категорий (1-В, 2-А, 3 С);

0,5 балла - правильно указана 1 категория;

0 баллов - нет правильного ответа.

Пример 2. Задание с выбором одного правильного ответа.

Инструкция: Выберите один правильный ответ.

Компьютерное немеханическое запоминающее устройство на основе микросхем памяти

a. SSD c. FDD e. DVD-ROM

b. HDD d. CD-ROM Оценка:

1 балл - Ответ a - SSD;

0 баллов - другие ответы.

Пример 3. Задание с кратким ответом.

Инструкция: Вставьте пропущенное целое число.

Эталонная модель взаимодействия открытых систем включает в себя_уровней

Оценка:

1 балл - 7 - правильный ответ;

0 баллов - все другие ответы.

Проверка дескриптора Уметь. Пример 1.

Инструкция: Проведите необходимые вычисления и выберите один правильный от-

Узел с IP-адресом 26.125.18.85 и маской подсети 255.255.255.0 находится в сети a. 255.255.255.85 b. 26.125.18.85 c. 26.125.18.0 d. 255.255.255.85 Оценка:

1 балл - Ответ b - 26.125.18.85 0 баллов - другие ответы.

Пример 2. Для языка HTMLзапишите последовательность цифр без пробелов, что позволит вывести на экран нумерованный список:

1. Яблоки;

2. Груши.

Каждая цифра соответствует: 1 - Яблоки, 2 - Груши, 3 - <ol>, 4 - <ul>, 5 - </ol>, 6 - </ul>, 7 - <li>, 8 - </li>, 9 - <p>, 10 - </p>, 11 - <br>.

Оценка:

1 балл - 37187285; 0 баллов - другие ответы.

Самый трудный для формирования тестовых заданий уровень Владеть. Проверка

дескриптора Владеть [3].

Пример 1.

Инструкция: Выполните необходимые действия на компьютере, чтобы определить 1Р адрес компьютера с именем v413-12, и запишите его.

Оценка:

1 балл - 192.168.240.112 - правильный ответ;

0 баллов - все другие ответы.

Пример 2.

Инструкция: Используя компьютер, найдите сервис в Интернете для проверки скорости интернета, определите и запишите в поле ниже Исходящую скорость для вашего компьютера.

Оценка:

1 балл - правильный ответ определяется ручной проверкой. 0 баллов - все другие ответы. Пример 3.

Инструкция: Используя компьютер, найдите в Интернете стоимость хранения экспортно-импортных и каботажных грузов на холодильниках Владивостокского Морского рыбного порта (рублей за тонну в сутки, без НДС). Запишите результат в поле ниже.

Оценка:

1 балл - 13,02 - правильный ответ;

0 баллов - все другие ответы.

При таком подходе к оцениванию компетенций необходим постоянный контроль требуемых знаний, умений и навыков с поддержкой комплекта тестовых заданий и управление освоением учебной дисциплины с помощью элементов обратной связи. Использование результатов

оценивания в текущем контроле должно позволять студенту увидеть свой уровень, сделать соответствующий вывод о необходимости обратить внимание на тот или иной аспект процесса обучения и пройти процедуру оценивания заново.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ющик Е. В. Установление дескрипторов в структуре общепрофессиональной компетенции инфокоммуникационных дисциплин // Международный научный журнал «СИМВОЛ НАУКИ» в 4 частях. Уфа: «Омега-сайнс». 2016. Часть 2. № 4. С. 214-216.

2. Аванесов В. С. Композиция тестовых заданий. М. : Центр тестирования. 2002. 239 с.

3. Ющик Е. В., Ющик М. А. Контрольно-оценочные средства для анализа освоения дисциплины «Вычислительная техника и сети в отрасли» // Международный научный журнал «СИМВОЛ НАУКИ» в 3 частях. Уфа: «Омега-сайнс». 2016. Часть 2. № 10. С. 190, С. 185187.

REFERENCES

1. Yushchik E. V. Ustanovlenie deskriptorov v strukture obshcheprofessional'noi kompetentsii infokommunikatsionnyh distsiplin [Establishment of descriptors in the structure of general professional competence of infocommunication disciplines]. Mezhdunarodnyi nauchnyi zhurnal

педагогические науки

наука без границ • № 9 (26) • 2018

«SIMVOLNAUKI» in 4parts, Ufa: «Omega-sains», 2016, part 2, no. 4, pp. 214-216.

2. Avanesov V. S. Kompozitsiya testovyh zadanii [Composition of test tasks]. Moscow, Tsentr testirovaniya, 2002, 239 p.

3. Yushchik E. V., Yushchik M. A. Kontrol'no-otsenochnye sredstva dlya analiza osvoeniya distsipliny «Vychislitel'naya tekhnika i seti v otrasli» [Control and evaluation tools for the analysis of the development of the discipline «Computers and networks in the industry»]. Mezhdunarodnyi nauchnyi zhurnal «SIMVOL NAUKI» in 3 parts, Ufa: «Omega-sajns», 2016, part 2, no. 10, p. 190, pp. 185-187.

Материал поступил в редакцию 05.09.2018

© Ющик Е. В., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.