Научная статья на тему 'Тестовые задания для проверки знаний студентов'

Тестовые задания для проверки знаний студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2058
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный журнал
Область наук
Ключевые слова
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ / КОНТРОЛЬ / ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ / ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ / СМЕШАННЫЙ ТЕСТ / АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ТЕСТ / CLOSE ТЕСТ / ЗАКРЫТЫЙ ТЕСТ / УКОМПЛЕКТОВАННЫЕ ТЕСТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баербекова Алия Ермуратовна, Билял Балкен Калымовна, Кабатаева Клара Турсынхановна

В статье анализируются тестовые задания это достаточно краткие, стандартизированные или нестандартизированные пробы, испытания, позволяющие за сравнительно короткие промежутки времени оценить результативность познавательной деятельности, т.е. оценить степень и качество достижения каждым учащимся целей обучения (целей изучения). Наряду с тестами достижений, предназначенными для оценки усвоения знаний по конкретным дисциплинам или их циклам, разрабатываются и более широко ориентированные тесты. Это, например, тесты на оценку отдельных навыков. Еще более широко ориентированными являются тесты для изучения умений, которые могут пригодиться при овладении рядом дисциплин. В статье рассматриваются некоторые виды тестовых заданий, как смешанные, альтернативные, закрытые и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баербекова Алия Ермуратовна, Билял Балкен Калымовна, Кабатаева Клара Турсынхановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тестовые задания для проверки знаний студентов»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ Баербекова А.Е.1, Билял Б.К.2, Кабатаева К.Т.3

'Баербекова Алия Ермуратовна - магистр педагогики;

2Билял Балкен Калымовна - магистр филологических наук;

3Кабатаева Клара Турсынхановна - кандидат филологических наук, профессор, кафедра казахского языка и культуры Казахстана, Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза, г. Караганда, Республика Казахстан

Аннотация: в статье анализируются тестовые задания - это достаточно краткие, стандартизированные или нестандартизированные пробы, испытания, позволяющие за сравнительно короткие промежутки времени оценить результативность познавательной деятельности, т.е. оценить степень и качество достижения каждым учащимся целей обучения (целей изучения). Наряду с тестами достижений, предназначенными для оценки усвоения знаний по конкретным дисциплинам или их циклам, разрабатываются и более широко ориентированные тесты. Это, например, тесты на оценку отдельных навыков. Еще более широко ориентированными являются тесты для изучения умений, которые могут пригодиться при овладении рядом дисциплин. В статье рассматриваются некоторые виды тестовых заданий, как смешанные, альтернативные, закрытые и т.д.

Ключевые слова: тестовые задания, контроль, текущий контроль, промежуточный контроль, смешанный тест, альтернативный тест, close тест, закрытый тест, укомплектованные тесты.

Что такое тест? Какие новшества есть в тестировании? Как готовятся вопросы теста, как он проводится и как надо готовиться к вопросам теста?

Тесты - это задания для проверки знаний. В последнее время тестирование применяется во всех образовательных организациях.

Тесты - основанная на качественных и количественных особенностях, стандартизированная, ограниченная во времени проверка знаний.

Этот вид проверки знаний известен с древних времен. В III веке до н.э. для проверки навыков письма в Древнем Вавилоне проводились первые экзамены. Успешно сдавшие на втором этапе приглашались на собеседование. Такие испытания, то есть такие виды проверки знаний были распространены в Древней Греции, в Спарте [1].

Тестовые задания - это система заданий, основанная на стандартном образовании, это инструмент контроля знаний и умений. По видам контроля тесты бывают текущие, очередные, промежуточные, контрольные. Варианты ответов даются по структуре: свободные ответы и в устной форме.

По содержанию задания бывают сложные и легкие. Тестирование проводится в индивидуальном или в групповом виде.

Задания проводится письменно или устно, с применением технических средств, например, по компьютеру. Тестовые задания должны составляться с целью определения кругозора тестируемого, его знаний, логики, мышления.

Влияние тестовой технологии на качество знания: возможность получения объективного результата учебы для анализа состояния обучения (без присутствия человека), скорость обратной связи, многообразие методов проверки результатов учебы, простота получения статистических результатов учебы. Ученый З.С. Кузекова пишет: «Хорошо составленный тест поможет изучающему язык двумя способами: 1) пробуждает интерес к изучению языка, 2) дает возможность совершенствовать языковые знания. Обучающийся готовится к сдаче тестов, после сдачи обсуждает результаты - все это идет ему на пользу, то есть он закрепляет свои знания [2, 17].

Известны множество видов тестовой технологии: диктант, самостоятельная работа, контрольная работа, фронтальный устный опрос, упражнения, зачет, работа с карточками, дополнить пропущенные места, ситуативно-наглядный и сравнение его характеристики, определение понятия, составление модели.

Что означает слово тест? Тест (англ. - test) - испытание, проверка, анализ [3].

Тест - проверка знаний, компетенций и навыков обучающихся по психологии, педагогике и по результатам выполнения стандартных заданий - психофизиологических характеристик. Система заданий определенного содержания и особой формы называется «Педагогический тест».

Тест определяет состав и структуру знаний тестируемых по одному предмету.

По сравнению с другими видами проверок знаний, достоинство, превосходство теста - его объективность, надежность и многовариантность.

Тест в обязательном порядке должен иметь несколько вариантов ответа. Это повышает эффективность проверки, так как нелегко выучить все задания или переписать. Тестовые задания используются не только для проверки знаний, они эффективны и в качестве упражнений. С помощью педагогического теста можно быстро определить истинный уровень знаний каждого ученика, студента.

Тестовые задания должны отвечать следующим требованиям: тестирование проводится в определенное время; указания для выполнения заданий должны быть понятными, ясными.

Тестовые задания должны определять коммуникативные компетенции и навыки студента. Цель, текст, время на выполнение, указания к выполнению задания или программы должны быть ясны, известны.

Студент должен знать: основное содержание темы, идею; цель; возможность, необходимость; дать оценку предмету, явлению, описать, показать качество.

Для определения знаний студента в выполнении коммуникативных заданий используются: правильное, грамотное заполнение документов, бланков, анкет; даются задания правильно и грамотно заполнить факс, телеграмму, письмо.

Аудиотексты являются один из видов тестовых заданий.

Рассматривается возможность выполнения коммуникативных заданий, тестов, составленных по действительно имевшим место событиям. Это - принятие решения, понимание основной информации.

Предлагаются аудиозаписи этих тем - политические сообщения, новости; справки (звонок врачу, звонок в аэропорт и т.д.); объявления, реклама; письма; тексты.

Аудиотексты прослушиваются - медленно и выделяя ударения; с разным темпом голоса (в минуту 100-120 слов); читается один раз; каждое слово повторяется дважды

Тема, предложенная по телевизору, прослушивается целиком, второй раз отдельно, с остановками. Существуют несколько видов тестов для закрепления знаний, повторения, систематизации и контроля.

Виды тестов: тест, требующий дополнения, выборочный, тест на запоминание, сравнительный тест, смешанный тест, альтернативный тест.

Тест, требующий дополнения - задание дается в виде предложения, вместо пропущенных слов многоточие. В таких заданиях ответ должен быть сформулирован коротко и ясно. Методист Кадашева К. назвала такой тест клоуз тестом.

По ее мнению, каждое третье или четвертое слово в задании не пишется, выпадает. Имена людей, цифры должны писаться полностью. Первая буква каждого слово тоже должна присутствовать.

Такой тест помогает построить логически верное, правильное предложение.

Дописывая окончания, суффиксы, студенты легче усваивают грамматику [4, 138]. Например:

1. Атакты хальщ к...........бiрi ретшде ^урмангазыны айтуга болады.

(Курмангазы можно назвать знаменитым народным к......................)

2. Ол алпыстан астам к... шыгарган.

(Он сочинил более 60 к.....в.)

3. ^азакта жиырма бестен астам м.......аспап бар.

(Казахи имеют более 25 м.............инструментов.)

4. Ец ежелп куй ^оркыт ата к........болып саналады.

(Самый древний кюй - это к......Коркыта аты.)

5. ^оркыт ата будан мыц ею ЖYз жыл бурын д.........келген.

(Коркыт ата р........... 1200 лет назад.)

Сравнительный тест: связанные с содержанием задания записываются в два столбика в разброс. В 1 - столбике даются слова, во 2 - соответствующее ему слово. Этот тест мы часто используем на занятиях казахского языка и профессионального казахского языка. В 1-ом

столбике - слова на казахском языке, во 2-ом - его эквивалент на русском языке. Студент должен найти его. Приведены синонимы. Например:

Таблица 1. Тест № 1: Найдите эквивалент слов

Эдшетп Альтернатива, эквивалент

Эдшетздз Единство, компания

Балама Ответственность

Бэсеке Справедливый

Бiрлестiк собственность

Бiрдей Укоренить, формировать

Жауапкершшк Конкурс, пробег

Жарыс Конкуренция

Калыптастыру Несправедливый

Меншж Одинаковый

Таблица 2. Тест № 2: Найдите синонимы

Багалы (ценный) Пгар (мнение)

Тш]вд (эффективный) Белж (часть)

Кратер (опасность) Белшу (делиться)

Yлес (вклад) ¥тымды (выгодный)

Келешек (будущее) Кунды (дорогой)

Кезкарас(взгляд) Кауш (угроза)

Ыдырау (распад) Болашак (грядущее)

Смешанный тест: студенту дается задание с разными тестами (например: дополнить текст, выборочный и т.д.).

Альтернативный тест: в нем присутствуют слова, подсказывающие правильный ответ. Предложение должно быть содержательным, коротко сформулированным. Ответ на такой тест дается словом (правильно, неправильно) или (да, нет) или с помощью знаков + и - и т.д. Задания теста такого типа можно использовать в графических диктантах.

Таблица 3. Тест № 3: Правда или ложь

Шын (правда) Жалган (неправда)

1. М.Эуезов 1897 жылы Шьщгыстау жершде дYHиеге келген. (М.Ауезов родился в 1897г. в Шынгыстау)

2. Экесшщ аты - Омархан. (Его отца звали Омархан )

3. Ол кадет корпусында окыды. (Он учился в кадетском корпусе)

4. М.Эуезов Санкт-Петербург университетшде, Ташкенттеп Орта Азия университетшде окыган. (М.Ауезов учился в Санкт-Петербурге в университете, в Ташкенте - в Среднеазиатском университете)

5. «Бакытсыз Жамал» романынын авторы - М.Эуезов. (М.Ауезов автор романа «Несчастная Жамал»)

6. 1917 жылы «Едлж-Кебек» пьесасын жазды. (В 1917 году он написал пьесу «Енлик-Кебек»)

7. «Абай жолы» роман-эпопеясы М. Эуезовтга емес.(Роман-эпопею «Путь Абая» написал не М. Ауезов)

8. М.Эуезов 1961 жылы кайтыс болды. (М. Ауезов скончался в 1961 году)

Открытые тесты: В таком тесте рядом с вопросом дается правильный ответ. Это поможет сохранить в памяти студента правильный ответ. К примеру: Найдите окончания множественного числа: А) езендер (озера)

B) достьщты (дружбу)

C) келшж (озерцо) Д) кумга (на песок) Е) таспен (камнем)

Закрытый тест: В тестах такого вида задается вопрос. Студент должен ответить на этот вопрос. Например: ^азак тш кай тшдер тобына жатады? (К какой группе языков относится казахский язык?)

Выборочный тест : Из нескольких ответов выберите один или два правильных ответа. Количество ответов не должно быть меньше пяти. Например: Укажите неопределенную форму гяагола, написанную правильно, то есть по правилам орфографии.

A)келу(прийти)

B) кепу (сохнуть)

C) сауу (доить)

Д) жайу (растелить)

Е) суыу (остыть)

Тесты, требующие дополнения. Вместо точек надо поставить нужное слово. Например:

1991 жылгы 16 желтоксанда ^азакстан ........... туралы декларация жариялады, сейтш

дуниежузшж котамдастыкка жэне экономиката дербес енуге мумкшдж алды. (16 декабря 1991

года Казахстан опубликовал декларацию о .............., получив возможность самостоятельно

влиться в мировое сообщество и экономику)

1992 жылы кацтарда тогыз шет мемлекетпен дипломатиялык..........орнатты. (В январе 1992

года РК установила дипломатические............с девятью зарубежными государствами)

1992 жылы кацтардыц 23-шде Б1ршкен ¥лттар ¥йымныц ^аушаздж Кецес езшщ

мэжшсшде Бас Ассамблеяга ^азакстан Республикасын Б1ршкен ¥лттар ¥йымына ............

кабылдауга усынатын карарды макулдады.(23 января 1992 года Совет Безопасности ООН на своем заседании одобрил резолюцию, предложенную Генеральной Ассамблее о принятии РК в ..........ООН)

Укомплектованные тесты - найти лишнее слово. Цель данного теста: проверка словарного запаса, обогащение его. Студент должен правильно понимать значение слова, суть его.

1. Эдем1 (красивый) Сулу (прекрасный) ^ырсык (вредный) Кержп (привлекательный) Ажарлы (симпатичный) Суйюмд1 (приятный)

2. ^ут (благо) Ырыс (достаток) Ар (совесть) Береке (изобилие)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обзорный тест - этот вид теста охватывает весь учебный материал. С его помощью проверяется насколько студент усвоил тему [4,139].

1. ^азак тл кай тшдер тобына жатады? (К какой группе языжов относится казахский языж?)

а) славян тшдер1 (славянские языжи) э) роман тшдер1 (романские языжи)

б) TYркi тшдер1 (тюркские языжи)

в) туцыс-манчжур тiлдерi (тунгусско-манчжурские языжи)

2. Тш туралы Зац кашан кабылданган? (Когда был принят Закон о языже?)

а) 2005 э) 1997

б)1996

в)1990

Редактирующий тест - дается определенный текст. Студент записывает 6-8 предложний, передающих основную мысль, содержание текста. Высказывает свое мнение о проблемах, указанных в тексте. Этот тест покажет словарный запас студента, его умение правильно высказывать свои мысли или неумение. [4,139]. Ожидаемые результаты от тестирования:

1. Повышается интерес к предмету.

2. Учится самостоятельно добывать знания

3. Развитие познавательных, мыслительных способностей, умение быстро находить решения.

Особенности тестирования:

1. Студент сам себя контролирует, оценивает, выявляет недостатки.

2. Достигает хороших результатов качественных показателей.

3. Результат определяется сразу.

4. Ко всем студентам предъявляются одинаковые требования.

5. Знания студентов оцениваются справедливо, не допускается единоличная оценка преподавателя.

6. Для оценки уровня знаний студентов охватывается весь учебный материал.

Итак, систематическое использование правильно составленных, научно обоснованных тестовых заданий дают возможность улучшить качество обучения, студентам - экономно распределять время быстро мыслить, быть собранным, правильно, логически верно составлять предложения, самостоятельно работать и развиваться. Тестовые задания оценивают знания студентов, обогащают словарный запас, учат мыслить.

Список литературы

1. Канашина Е.М. Использование тестов в учебном процессе. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://testobr.narod.ru/ (дата обращения: 28.03.2017).

2. Кузекова З.С., Пазылова Г.С., Эбдирэсилов Е.К. Казак тш тест теориясыныц непздер1 жэне тестшеу практикасы / кемекш курал / А., 2009. 114 с.

3. Тест. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: ru.wikipedia.org/wiki/Тест/ (дата обращения: 27.03.2017).

4. Кадашева К. Казак тшгн окыту эдютемесг А.: Мурагер, 2005. 176 с.

ЯЗЫКОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АВТОБИОГРАФИЧЕСКОГО РОМАНА М. ДЮРАС «L'AMANT» Дюмон Н.Н.1, Арена А.Е.2

'Дюмон Наталья Николаевна - кандидат психологических наук, доцент;

2Арена Анастасия Евгеньевна - бакалавр, кафедра романо-германского языкознания и межкультурной коммуникации, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь

Аннотация: в данной статье проводятся лингвистические исследования автобиографического романа в общей литературно-языковой системе (на материале романа М. Дюрас «L'amant»), Выявлена проблема определения жанра автобиографии, жанрово-композиционные и лингвистические особенности автобиографической прозы. Рассмотрены лексико-грамматические, стилистические и индивидуально-авторские особенности романа Дюрас «Любовник», которые позволяют проследить субъективные черты стиля изложения в творчестве писательницы.

Ключевые слова: автобиография, автобиографический роман, языковая характеристика, лингвистические особенности, жанр автобиографии.

В современной лингвистике одними из наиболее важных и актуальных проблем являются теоретические и практические аспекты определения жанра автобиографии. По мнению М.М. Бахтина, жанр как устойчивая модель высказывания характеризуется тремя взаимосвязанными моментами: тематическим содержанием, стилем и композиционным строением. В конце ХХ века ставится вопрос о поиске идентичности в социуме. Педагог Е.Е. Вахненко разграничивает такие жанры, как мемуары и художественная автобиография. Если в мемуарной прозе важен такой элемент, как достоверность фактов, то художественная автобиография может содержать вымысел. Автобиография рассказывает о жизненных событиях определенной личности, которой присущи все характерные черты общества, а литературная автобиография скрывает индивидуальные качества персонажа [2]. Писатели автобиографий часто обращаются к проблеме «своего - чужого» в своих произведениях. Особое

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.