Научная статья на тему 'Тестовые компьютерные технологии как средство обучения иностранным языкам'

Тестовые компьютерные технологии как средство обучения иностранным языкам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
212
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
иностранный язык / компьютер / компьютерные тех-нологии / конструктор тестов / средство обучения / тест / тестирование

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Проноза Е. В.

Статья посвящена использованию тестовых компьютерных технологий при обучении иностранным языкам в специальных образовательных учреждениях среднего звена. Даѐтся краткий обзор практического опыта создания лексико-грамматических тестов по английскому языку морской специфики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тестовые компьютерные технологии как средство обучения иностранным языкам»

ТЕСТОВЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

© Проноза Е.В.*

Судомеханический техникум Керченского государственного морского технологического университета, г. Керчь

Статья посвящена использованию тестовых компьютерных технологий при обучении иностранным языкам в специальных образовательных учреждениях среднего звена. Даётся краткий обзор практического опыта создания лексико-грамматических тестов по английскому языку морской специфики.

Ключевые слова иностранный язык, компьютер, компьютерные технологии, конструктор тестов, средство обучения, тест, тестирование.

В настоящее время в мире идут активные процессы глобальной информатизации всех сторон общественной жизни. От уровня и темпов информационно-технологического развития зависит состояние экономики, качество жизни, национальная безопасность и, в конечном счёте - место государства в мировом сообществе.

С появлением Интернета современная система образования вступила, в новую фазу своего развития. В связи с этим, актуальной задачей становится совершенствование системы обучения. Усилия многих учёных и практиков сегодня сосредоточены в области компьютерных образовательных технологий.

К сожалению, в настоящее время отсутствует концепция обучения, опирающаяся на современные информационные технологии. Такая концепция должна дать представление о том, где, когда и с какой целью можно использовать компьютер, какие программы должны обеспечивать учебный процесс и как организовать эффективную работу в условиях тотальной информатизации общества.

Традиционный подход к компьютеризации образовательных учреждений предполагает создание компьютерных классов. В первую очередь эти классы нужны для изучения информатики, программирования и других компьютерных дисциплин. При этом компьютеры используются в качестве объекта изучения, а не средства, с помощью которого можно получать знания.

Цель настоящей статьи - доказать необходимость использования компьютерных технологий как эффективного средства обучения иностранным языкам.

* Старший преподаватель иностранного (английского) языка высшей категории.

72

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Задачи статьи:

- показать важность компьютерных технологий для обучения иностранным языкам;

- дать краткую характеристику наиболее распространённым компьютерным программам использующимся при обучении иностранным языкам;

- обосновать необходимость применения в учебном процессе универсальной тестовой программы-конструктора тестов Testing Application Designers - TAD для студентов морских специальностей.

В настоящее время всё больше людей стремится к самостоятельному овладению компьютерной грамотностью. В образовательные учреждения поступает всё больше абитуриентов, владеющих компьютером. Таким образом, учебные задачи, изначально возлагаемые на информатику (и компьютерные классы) стали частично решаться ещё до поступления в образовательное учреждение.

С другими учебными дисциплинами ситуация обстоит несколько сложнее. Нужные знания, например, по философии, истории, географии, социологии и иностранным языкам не востребованы каждый день. Студенты не имеют достаточных навыков в получении этих знаний с помощью компьютера. Это приводит к тому, что он используется студентами больше для развлечений.

Таким образом, в системе образования назрела необходимость создания комплексных компьютерных технологий для тех учебных дисциплин, которые не предполагают обязательного владения компьютером. В первую очередь это касается дисциплин гуманитарного профиля.

Бурный рост числа владельцев и пользователей компьютеров высветил ещё одну проблему - отсутствие специализированных обучающих программ по различным учебным дисциплинам. Выбор их остаётся довольно ограниченным. Иностранных языков это касается в меньшей степени, но и тут есть свои проблемы.

Специфика преподавания «Иностранного языка» заключается в том, что ведущим компонентом содержания этого предмета являются не основы науки, а способы деятельности - обучение различным видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению, письму. Это обуславливает активное и уместное применение компьютера на занятиях. Обучающие компьютерные программы могут быть эффективным тренажёром, который организует самостоятельную работу, управляет ею и создаёт условия, при которых студент самостоятельно формирует свои знания. Это особенно важно, потому что часто, знания, полученные в готовом виде, проходят мимо сознания и не фиксируются в памяти.

Одним из важнейших направлений обучения иностранному языку является создание единой обучающей среды и собственных обучающих про-

Современные технологии в преподавании иностранных языков

73

грамм. Такая программа, на наш взгляд должна включать в себя базовый уровень грамматики, фонетики, лексики, аудирования для начинающих изучать иностранный язык и продвинутый уровень для студентов старших курсов.

Использование компьютеров на занятиях иностранного языка сопряжено с рядом трудностей субъективного и объективного характера:

Во-первых - отсутствием у преподавателей навыков работы с компьютером.

Во-вторых - отсутствием у преподавателей информации о существующих компьютерных обучающих программах и их возможностях.

В-третьих - отсутствием обучающих программ соответствующей специфики (например, для сварщиков, механиков или судосборщиков), т.е. в рамках конкретной рабочей учебной программы и, естественно, на основе соответствующей профессионально ориентированной лексики.

В-четвёртых - отсутствием у преподавателя опыта организации компьютеризированного учебного процесса.

В настоящее время создано большое количество разнообразных обучающих программ по иностранным языкам. Они рассчитаны на разные, возрастные группы, уровень подготовки и обладают одним общим свойством - универсальностью. Это свойство (при всех неоспоримых достоинствах), позволяет использовать их только в качестве дополнительного учебного материала.

Так, например, в продаже имеется огромное количество дисков, для подготовки в вузы («Английский. Путь к совершенству», «TOEFL», «Л. Романов. Английская грамматика», «В. Павлоцкий. Test your English» и др.), а также для тех, кто хочет овладеть английским в совершенстве («English in Action. All Stars», «English in Action. The Royal Family», «Английский. Путь к совершенству. Intermediate. Advanced») и др.

При обучении профильным специальностям, использование таких программ невозможно, поскольку они не соответствуют требованиям рабочих учебных программ и специфике будущей профессии. Так, например, в настоящее время отсутствуют специальные учебники по английскому языку для сварщиков, радистов, а о специализированных компьютерных программах для этих профессий, и говорить не приходится.

В таких условиях, наиболее простой формой использования компьютера на занятиях по иностранному языку, могло бы стать создание специализированных программ, позволяющих автоматизировать процесс оценки знаний студентов. На мой взгляд, мы вплотную подошли к необходимости автоматизации тестирования студентов по иностранным языкам. Это особенно важно при переходе на модульное обучение. Такую работу можно осуществить совместно с преподавателями информатики, обладающими соответствующим опытом разработки простейших компьютерных программ.

74

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Интегрирование обычного занятия по иностранному языку с компьютером позволило бы наиболее эффективно производить контроль над обучением при помощи тестов. Тестирования с использованием компьютера позволяет оперативно проверить качество выполнения заданий, а также проследить динамику процесса обучения. Эго существенно экономит время преподавателя, которое можно успешно использовать на другие цели, например, на корректировку знаний обучаемого и объяснение нового материала.

На наш взгляд, создание программы тестовой оценки студентов было бы огромным вкладом в методическую работу, причём на новом, современном уровне.

Возможности использования компьютеризированных тестов впервые были мною апробированы во время совместного инструктивно-методического занятия, организованного совместно с кафедрой информатики КГМТУ Этот практический опыт показал правильность выводов о необходимости компьютеризации учебного процесса.

В настоящее время на кафедре информатики и прикладной математики КГМТУ внедряется универсальная тестовая программа - конструкторе тестов Testing Application Designers - TAD. Её возможности следующие:

1. Создание тестовой базы.

2. Создание методической поддержки для тестовой базы.

3. Возможность работы студентов в режиме тренировки.

4. Возможность работы с методическим материалом.

5. Режим модульного тестирования по темам.

6. Режим экзаменационного тестирования.

Этот конструктор тестов является универсальным инструментом для создания тестов по различным учебным дисциплинам, в том числе и по английскому языку.

В программе возможна группировка тестовых вопросов по темам. Кроме того, предусмотрена автоматическая пересортировка вариантов ответов для того, чтобы при повторном тестировании невозможно было угадать правильный ответ.

Преподаватель в рамках этого конструктора может создавать вопросы нескольких типов:

1. Открытые вопросы на добавление.

2. Закрытые вопросы с альтернативными ответами.

3. Закрытые вопросы с одним правильным ответом (одновариантные).

4. Закрытые вопросы с несколькими правильными ответами (многовариантные).

5. Закрытые вопросы на создание последовательности.

6. Закрытые перекрёстные вопросы.

При необходимости, в вопрос можно вставлять объекты (таблицы, графики, формулы, рисунки, фотографии).

Современные технологии в преподавании иностранных языков

75

Если вопросы однотипные, то их можно объединить в группы, тогда при прохождении теста будет выдаваться случайным образом только один вопрос из данной группы.

По желанию, преподаватель может ограничивать время ответа на вопрос от 1 до 15 минут.

После завершения тестирования на экране высвечивается окно с таблицей результатов по данному тестирующемуся. Таблица содержит историю результатов: дата, предмет, тема, всего вопросов, правильных ответов и общий результат.

Таким образом, оценивание студента осуществляется автоматически. Имея такой тестовый конструктор, преподаватель даже с минимальным уровнем компьютерной грамотности может самостоятельно создать компьютерный тест по любой теме.

В настоящее время мною разработаны грамматические тесты по четырём темам. Каждый тест содержит 63 вопроса.

После изложенного может сложиться впечатление, что для занятий по иностранному языку необходимы компьютерные классы, наподобие уже существующих. Но это не совсем так. На первых порах проблему может решить частичная компьютеризация учебного процесса. Даже имея один компьютер, процесс проверки знаний студентов можно существенно облегчить. Для этого, компьютер преподавателя должен быть оборудован проектором и экраном. Использование проектора освобождает преподавателя от распечатки многочисленных тестовых заданий, экономится бумага, ресурсы, время. И хотя в этом случае преподавателю всё равно останется вручную просчитать ответы студентов, его труд неизмеримо облегчается.

Однако в будущем, всё равно возникнет необходимость создания специализированного компьютерного класса для изучения иностранных языков, поскольку в сравнении с другими дисциплинами это более чем необходимо (вспомним, что в бытность СССР в школах существовали лингафонные кабинеты).

Подводя итог, следует отметить, что компьютеры являются одним из средств достижения высокой мотивации при обучении иностранным языкам. Применение компьютерных технологий требует от преподавателя не только больших материальных ресурсов, душевных сил и свободного времени, но и знания основ компьютерных технологий.

Диапазон использования компьютера в учебно-воспитательном процессе очень велик: от тестирования учащихся по любой грамматической, лексической, фонетической теме до тренировки знаний и умений иностранного языка профессиональной направленности.

Несомненно, что развитие компьютерных технологий и неизбежная компьютеризация учебных заведений приведет к изучению иностранных языков в совокупности с другими учебными предметами, а не как отдельной дисциплины.

76

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Таким образом, компьютерные технологии предоставляют дополнительные возможности совершенствования учебного процесса. Их применение позволяет улучшить усвоение изучаемого материала, а значит, существенно повысить эффективность обучения.

Список литературы:

1. Казачшер О.С. Використання вщеокурав на уроках англшсько! мови /

О.С. Казачше // Англшська мова та лггература. - 2007. - № 9 (163). - С. 2.

2. Кравченко Т.1. Формування комуткативно! компетенци на уроках англшсько! мови / Т.1. Кравченко // Англшська мова та лггература. - 2005. -№ 35 (117). - С. 6-8.

3. Панченко Н.Р. Вчимося стлкуватися (з досввду роботи над проблемою «Розвиток комушкативних здiбностей учшв з використанням штерактивних методiв навчаннч на уроках англшсько! мови») / Н.Р. Панченко // Англшська мова та лггература. - 2007. - № 28 (182) - С. 2-4.

4. Оденко О.М. На допомогу предметнику. Комп’ютер у клаа / О.М. Q-денко // Англшська мова та лггература. - 2007. - № 33 (187). - С. 27-29.

5. Угольков В.В. Компьютерные технологии как средство обучения иностранным языкам в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук / В.В. Угольков. -М., 2004. - 17 с.

5. Шевченко Е.Б. Використання iнтерактивних технологш для розвитку тзнавального iнтереса на уроках англшсько! мови / Е.Б. Шевченко // Англшська мова та лггература. - 2005. - № 24 (106). - С. 4-6.

6. Сикерина Н.В. Методические указания для преподавателей и студентов по использованию программного продукта: «Система тестирования» web-приложение Web Application Testing - WAT / Н.В. Сикерина. - Керчь: КГМТУ 2010.

ВНЕДРЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ АНАЛИЗА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»)

© Филиппова В.Г.*

Якутский педагогический колледж им. С.Ф. Гоголева, г. Якутск

Данная статья представляет собой обобщенный опыт внедрения компетентностного подхода в профессиональное обучение студентов

Преподаватель английского языка музыкального отделения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.