Научная статья на тему 'Тестовая технология на занятиях физической культуры в высшей школе'

Тестовая технология на занятиях физической культуры в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1261
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕСТ / ТЕСТИРОВАНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / МЕТОДИКА / ОЦЕНОЧНАЯ ШКАЛА / PHYSICAL TRAINING (PT) / TEST / TESTING / PHYSICAL EDUCATION / THEORETICAL STUDY / METHOD OF TEACHING / EVALUATION SCALE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иваньков Артур Владимирович, Тендит Константин Николаевич

В статье авторы предлагают свой педагогический опыт использования тестовой образовательной технологии на занятиях по физической культуре и физическому воспитанию в высших профессиональных учебных заведениях. В рамках своей методики авторы предлагают применять тесты для повторения, обобщения, закрепления и контроля ранее изученного материала, а также для изучения новых тем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иваньков Артур Владимирович, Тендит Константин Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of testing technology on physical training classes in higher educational establishments

In the following article the authors share their experience of use of testing educational technology during physical training classes in professional higher educational establishments. According to their methods authors suggest to applicate testing for revision, generalization and control of before studied material, and for learning new topics as well.

Текст научной работы на тему «Тестовая технология на занятиях физической культуры в высшей школе»

ные жизненные стили более многообразны и располагаются в пределах от здорового до разрушительного.

Оздоровление жизни нашего общества предполагает осознание огромной роли образования в утверждении самоценности человеческой личности, приоритета общечеловеческих ценностей. Главной отличительной особенностью здоровьесберегающего образования является приоритет здоровья, т. е. грамотная забота о здоровье студентов на протяжении всего периода обучения в вузе, воспитание у них полноценной культуры здоровья. Тогда высшее профессиональное образование действительно станет путевкой в счастливую будущую жизнь, свидетельством умения молодого человека заботиться о своем здоровье.

Важнейшей целью внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс является формирование культуры здоровья. Именно на это должны быть в значительной степени направлены усилия школы, семьи, высших учебных заведений. Культура здоровья должна не изучаться, а воспитываться. Культура здоровья должна обеспечивать гармонию человека с самим собой через определение им гармонии с другими людьми, обществом, природой, человеческой деятельностью. Именно достижение гармонии - такова вырабатываемая веками суть психического, нравственного, физического здоровья человека.

Литература

1. Авчинникова С.О. Формирование здорового образа жизни как направление социальной работы // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и история медицины. - 2006. - №6 (ноябрь-декабрь). - С.25-28.

2. Андреев Ю.А. Три кита здоровья. - СПб.: Питер, 2003. - 416 с.

3. Бабенко А.И., Татаурова Е.А. Формирование здорового образа жизни у подрастающего поколения // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2005. - №6 (ноябрь-декабрь). - С.6-8.

4. Белкина Н.В. Физическая культура как составляющая здоровьесберегающего образования в вузе // Физическая культура и спорт в современном обществе: материалы всерос. науч. конф. / отв. ред. С.С. Добровольский. - Хабаровск: Изд-во ДВГАФК, 2003. - С.17-20.

5. Виленский М.Я. Социокультурный феномен и здоровый стиль жизни и его содержание // Теоретическое и технологическое обеспечение образование по физической культуре и спорту в учебно-педагогическом комплексе: материалы всерос. науч.-практ. конф. - Тольятти, 2003. - С. 23-34.

6. Кожанов В.В. Саморазвитие культуры здоровья студента в процессе спортивноориентированного физического воспитания // Теория и практика физической культуры. - 2000. - №2. - С. 12-14.

7. Смирнов Н.К. Руководство по здоровьесберегающей педагогике. Технологии здоровьесберегающего образования. - М.: АРКТИ, 2008. - 288 с.

8. Николаев Ю.М. О культуре физической, ее теории и системе физкультурной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 6. - С. 2.

9. Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденции развития. - СПб.: РЕТРОС, 1997. - 352 с.

10. Чесноков Н.Н., Краснов А.А. Тестирование уровня знаний по физической культуре: учеб. пособие для высш. и сред. заведений. - М.: Спорт Академ. пресс, 2002. - 85 с.

11. Щербина В.А. Применение инновационных технологий физического воспитания для формирования здорового образа и стиля жизни студентов технического вуза. - М.: МПА-ПРЕСС, 2007. - 319 с.

Жукова Татьяна Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания, За-бГГПУ им. Н.Г. Чернышевского, Чита.

Власова Жанна Николаевна, кандидат культурологии, доцент кафедры физического воспитания, ЗабГГПУ им.

Н.Г. Чернышевского

Zhukova Tatyana Aleksandrovna, candidate of pedagogical science, assistant professor of department of physical training of N.G. Chernyshevskiy Zabaikalskian State Humanitarian Pedagogical University

Р^20-32-18.

Vlasova Zhanna Nikolaevna, candidate of culturology, assistant professor of of department of physical training of N.G. Chernyshevskiy Zabaikalskian State Humanitarian Pedagogical University

Р11. 35-41-07.

УДК 14.35.09

А.В. Иваньков, КН Тендит Тестовая технология на занятиях физической культуры в высшей школе

В статье авторы предлагают свой педагогический опыт использования тестовой образовательной технологии на занятиях по физической культуре и физическому воспитанию в высших профессиональных учебных заведениях. В рамках своей методики авторы предлагают применять тесты для повторения, обобщения, закрепления и контроля ранее изученного материала, а также для изучения новых тем.

Ключевые слова: тест, тестирование, физическая культура, физическое воспитание, теоретическая подготовка, методика, оценочная шкала.

A. V. Ivan kov, K.N Tendit The use of testing technology on physical training classes in higher educational establishments

In the following article the authors share their experience of use of testing educational technology during physical training classes in professional higher educational establishments. According to their methods authors suggest to applicate testing for revision, generalization and control of before studied material, and for learning new topics as well.

Key words: test, testing, physical training (PT), physical education, theoretical study, method of teaching, evaluation scale.

Физическая культура и физическое воспитание являются важными предметами общегуманитарного социально-экономического блока учебных дисциплин государственного образовательного стандарта высшего образования Российской Федерации. Педагогическое понимание физической культуры определяется как творческая сознательная деятельность личности, направленная на укрепление и поддержание собственного здоровья. Физическое воспитание -это процесс формирования в личности студента волевых качеств, которые помогут в дальнейшем преодолевать физические и моральные нагрузки, возникающие в процессе профессиональной деятельности и повседневной жизни. В основе своей физическая подготовка студентов - это, прежде всего, практические занятия на укрепление и поддержание физического здоровья учащихся, а также воспитание и закрепление волевых устремлений через преодоление физических и моральных нагрузок, связанных со спортивными достижениями личности. Отсюда основная задача - научить студентов поддерживать свою физическую форму через занятия различными видами спорта, а также подготовить их как будущих представителей культурной и технической интеллигенции, руководящего персонала предприятий, учреждений и организаций страны. В этом качестве они должны не только сами стремиться сохранить здоровый образ жизни и физическую форму, но и пропагандировать эти качества среди своих подчиненных. А для этого необходимо иметь не только практическую, но и определенную теоретическую подготовку [2; 33]. Решая данную дидактическую задачу, учебный план курсовой подготовки студентов по дисциплинам «физическая культура» и «физическое воспитание» (в зависимости от стандартов) включает в себя определенное количество часов, предназначенных для теоретического освоения материала. На данных занятиях студенты в соответствии с содержанием госстандарта изучают следующие вопросы теории физической культуры и спорта: социальнобиологические основы физической культуры, физическая культура и спорт как социальные

феномены общества, законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте, физическая культура личности, основы здорового образа жизни студента, особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности, теоретические основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма [1].

Кроме того, большую роль теоретическая подготовка играет на занятиях с особой группой студентов, которая с каждым годом постоянно растет - это учащиеся, имеющие временное или постоянное освобождение от физических нагрузок по состоянию здоровья. Практические занятия им противопоказаны, однако промежуточную аттестацию по физической культуре они должны получить, поэтому практические занятия им заменяются теорией.

Методика обучения физической культуре в высшей школе, как правило, мало место уделяет дидактическим приемам и методам ведения теоретических занятий со студентами, тем более со студентами, освобожденными от физкультуры. Поэтому необходимо уделить внимание некоторым педагогическим технологиям, успешно зарекомендовавшим себя при изучении теоретических дисциплин и которые могут быть использованы на занятиях по физкультуре и физвоспи-танию.

Одной из инновационных образовательных технологий, применяемой для теоретической подготовки студентов по физкультуре, является тестирование. Сегодня тестовая технология обучения входит в состав образовательных систем многих стран. Давнюю традицию ее использования имеют американские и европейские высшие учебные заведения. Тестирование за рубежом подкреплено серьезной научной, технической и методической базой.

Вопреки распространенному заблуждению в отечественной образовательной практике тестовая технология не нова, она активно применялась и применяется до сих пор, как в общеобразовательном процессе, так и в профессиональной школе. При этом существуют некоторые

специфические особенности, отличающие наши тестовые системы от западных аналогов. В советских и российских школах до недавнего времени в основном предпочтение отдавалось открытой системе тестирования, а на западе - закрытой.

С приходом технических и дистанционных форм обучения в российской школе тестовая технология получила самое широкое применение. Сегодня при помощи тестов осуществляется не только педагогический контроль (прежде всего, итоговая и промежуточная аттестация), но даже изучается новый материал, а также проводится предметная пропедевтика.

В чем особенности, достоинства и недостатки тестовой технологии обучения? На каких этапах, в каких формах и при каких условиях тесты могут применяться в процессе изучения физкультуры в высшей школе? На эти и другие вопросы мы попытаемся ответить в данном материале.

Термин тест английского происхождения (test), переводится как испытание или исследование. В современной языковой практике данное понятие встречается в следующем значении: тест - это задание стандартной формы, по которому проводятся испытания, исследования с заранее определенной целью [3; 506]. Уже в самом определении заложена важная познавательная черта тестирования - преодоление испытания в виде решения проблемной задачи, при этом испытатель исследует и делает заключение о возможностях испытуемого. Таким образом, тестирование проходит в двух плоскостях познавательного процесса: с одной стороны, тестируемый испытывает себя, осуществляя процесс самопознания, с другой - тестирующий исследует возможности испытуемого с целью их объективной оценки.

В этом случае мотивационная уникальность тестирования заключается в диалектике познавательной деятельности. Противоречие, существующее между студентом и преподавателем в процессе обучения, в тестовой технологии может быть разрешено положительно и не привести к конфликту, так как на уровне отношений тестирующий ^ тестируемый оно снимается. С точки зрения гносеологической направленности тест имеет две стороны: субъективную и объективную. Объективная сторона тестирования заключается в независимой экспертной оценке знаний, умений и навыков тестируемого, субъективная - в том, что тестируемый в ходе поиска решений тестовых заданий проходит путь самооценки и может сам проводить систему контроля своего уровня подготовки, одно-

временно выступая и в качестве тестирующего.

С положительной познавательно-мотивационной направленностью тестов связана и психологическая сторона. В традиционной форме обучения отношения между преподавателем и студентом строятся по схеме субъект^объект, при этом, как правило, авторитарные методы построения образовательного процесса оказываются более эффективными, но и более болезненными с точки зрения психологического климата в учебном коллективе. Особенно это проявляется в ходе промежуточной и итоговой аттестации. Тестовая технология позволяет студенту остаться один на один с тестовым заданием, не испытывая на себе психологического давления педагога. Присутствие преподавателя можно и вовсе исключить, заменив его оператором, который проверит правильность решения по ключу, при этом таким оператором может выступить даже техническое средство. Таким образом, студент защищен от предвзятости преподавателя, а педагог, в свою очередь, защищен от обвинений в субъективизме при выставлении оценки и психологическом воздействии на учащегося. Следует отметить, что до конца субъективизма в тестировании избежать невозможно. Он присутствует в процессе определения шкалы оценки.

И наконец, дидактическое достоинство тестов заключается в их многогранности и универсальности в процессе обучения. При помощи тестовой методики можно реализовать все основные этапы образовательного процесса: изучение нового материала и его обобщение, повторение и закрепление пройденного, контроль и самоконтроль. Поэтому тестовая технология сегодня наиболее востребована в дистанционной форме обучения.

Тесты подразделяются по форме на два вида: открытые и закрытые. Открытыми тестами принято называть задания, которые не содержат вариантов ответов. Закрытый тест наоборот содержит несколько вариантов правильных решений или ответов, из которых тестируемый выбирает те, которые ему кажутся наиболее верными.

Пример открытого теста:

• Олимпиада - это ...

Пример закрытого теста:

• Состояние человека, при котором его организм в целом и все органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни - это...

А. здоровье В. радость

Б. стресс Г. болезнь

Сложность открытого теста определяется количественным и качественным параметрами,

заложенными в его вероятностной структуре. Задание имеет бесконечное множество решений, среди которых лишь одно или несколько могут быть правильными. При этом тестируемый должен не только выбрать правильное решение, но и сформулировать его в адекватной форме, соответствующей заданию.

Основное преимущество открытых тестов заключается в их дидактической многогранности. Они нацелены не только на формирование знаний обучающихся, но и на развитие умений и даже навыков, связанных, прежде всего, с профессиональной языковой практикой. Тестируемый должен не только знать ответ, но и суметь его точно выразить в правильной профессиональной формулировке, а для этого не достаточно одних знаний, нужна практика использования специальных терминов и понятий. Поэтому основное требование, предъявляемое к тестам открытого типа, - точная и корректная формулировка заданий.

Однако именно в вероятностной структуре открытого теста кроются его основные недостатки. Во-первых, открытые тесты более всего страдают субъективизмом оценки. Проверяющего может не удовлетворить ответ тестируемого из-за его чрезмерной лаконичности или расплывчатости, из-за неточности или неадекватности формулировки решения. Подобные претензии к ответу студентов, как правило, возникают именно в ходе изучения философских дисциплин, где важно не только что скажет студент, но и как он это скажет. Особенно болезненно использование открытых тестов в качестве аттестационных заданий.

Закрытый тест имеет вероятностную структуру. Количество вариантов ответов в закрытом тесте может варьироваться от двух до бесконечности. Но не следует увлекаться. Если этого не требует сам вопрос, то в принципе можно обой-

Вот примерный вид данного задания:

тись четырьмя - пятью вариантами ответа. Практика показывает, что тестируемый психологически теряется при виде множества вариантов, поэтому не следует злоупотреблять ими. Сложность закрытого теста должна определяться не количеством, а качеством вопроса.

Обычно количество вариантов ответов в тестовом задании напрямую зависит от количества верных ответов. Ответов может быть несколько, важно найти их все. Решение данного теста усложнено за счет введения множественного инварианта в структуру ответа. Правильно ответить на данный тест - это найти все ответы, иначе такое задание не будет иметь никакого смысла.

Не обязательно тест может быть сформулирован в форме вопроса, но непременно он должен содержать проблему, то есть задание, которое имеет трудноопределимое решение. Тестируемый должен найти решение, основанное на знаниях, умениях и навыках, продемонстрировав или приобретя их в процессе тестирования.

В зависимости от дидактических целей и задач тестирование может проводиться для повторения и обобщения ранее изученного, для закрепления или аттестации либо для изучения нового учебного материала.

Методика повторения и обобщения ранее полученных знаний, умений и навыков при помощи тестов исходит, прежде всего, из возможности в новой форме - письменного ответа, погрузиться в изученную тему. Дидактический эффект достигается за счет смены вида учебной деятельности. В этом случае рекомендуются тестовые задания, основанные на построении логических схем, графиков или заполнении таблиц. Именно такая форма самостоятельной деятельности способствует четкому усвоению учебного материала.

• Установите правильные соответствия в таблице:

Год Город Страна

1980 Афины СССР

1896 Мехико Австралия

1968 Сидней Греция

2000 Москва Мексика

• Распределите олимпийские виды спорта по сезонам (напротив каждого вида в соответствующем столбце поставьте символ «V»):

Виды спорта Летние Зимние

Керлинг

Плавание

Спидвей

Фристайл

Триатлон

Сноубординг

Легкая атлетика

Настольный теннис

• Установите правильный порядок при оказании первой медицинской помощи при растяжении голеностопа.

1 Наложить давящую повязку эластичным бинтом

2 Вызов врача

3 Транспортировка к врачу

4 Приложить к месту ушиба холод: пузырь со льдом, снегом или холодной водой

5 Свести к минимуму нагрузку на поврежденную конечность

• Используя показатели пульсовой диагностики, приведенной в графике самоконтроля, определите, в какой день недели у спортсмена был отдых или нагрузка имела восстановительный характер.

График

Самоконтроль измерения пульса

ср

I I

36

38

40

42

44

46

48

50

□ Пульс вечером

□ Пульс утром

Один из основных методов обобщения изученного учебного материала состоит в формулировании выводов по теме. В тестовой форме это может выглядеть в виде проблемного задания, основанного на конкретном примере, или в необходимости подобный пример привести.

Такой тест может выглядеть следующим образом:

• «О спорт, ты мир!» Обоснуйте данный лозунг с точки зрения социальных функций физической культуры и спорта.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Приведите примеры физических упражнений, которые могут способствовать ...

A. снижению артериального давления

Б. повышению артериального давления

B. улучшению кровоснабжения мозга

Г. снятию отека ног.

Наиболее эффективно тестовая технология себя зарекомендовала при закреплении изученного материала и осуществлении контроля за его усвоением. При этом важно отметить, что

большинство тестов, составляемых для обучающихся, страдает определенной односторонностью, обращая внимание только на знания студентов, упуская из виду мониторинг их умений и навыков. При контролировании усвоения учебного материала следует отслеживать весь комплекс результатов образовательного процесса, иначе тестовая технология не станет эффективным методом аттестации учащегося и принесет только вред процессу обучения.

Например, тест, отслеживающий знания и эрудицию:

• В каком виде спорта в качестве дисциплинарного наказания показывается «синяя карточка»:

A. Мини-футбол

Б. Пляжный футбол

B. Футбол (soccer)

Г. Американский футбол

Тест, отслеживающий умения организации проведения спортивных состязаний:

• Какие компоненты необходимы для организации состязания «перетягивание каната»?

Тест, отслеживающий навыки судейского мышления в различных видах спорта:

При помощи тестовых задач можно изучать новую тему. Для этого подбираются задания, соответствующие содержанию темы и выстаиваются в логической последовательности таким образом, чтобы студент, ища на них ответ в учебной или энциклопедической литературе, мог самостоятельно изучить новый материал, его повторить и обобщить. В данном случае важна строгая последовательность вопросов. Содержание темы формулируется в вопросах предельно подробно, чтобы настроить мышление тестируемого на определенную логику рассуждений в поиске истины [5].

Важным аспектом тестирования является подведение итога. Для этого необходимо построить оценочную шкалу. Каждое задание тестового вопросника определяется в баллах. Чем дробнее будет оценочная шкала, тем дифференцированнее будет оценка. Затем подсчитывается максимальный и минимальный результаты по баллам, они соответствуют 100 и 0%. При проверке теста мы получаем количество баллов, соответствующих определенному проценту качества знаний и проценту успеваемости. Процент качества знания - это соотношение количества правильных ответов на сложные и простые задания, а процент успеваемости - это соотношение правильных ответов и неправильных. Далее остается соотнести полученный результат с оценкой.

Например:

• от 100 до 90% - отлично;

• от 90 до 80% - хорошо;

• от 80 до 70% - удовлетворительно;

• ниже 70% - неудовлетворительно.

Именно на этапе построения оценочной шкалы проявляется субъективизм тестирующего, о

• Решите проблемную задачу. Определите ситуации, возникающие в спортивных состязаниях (напротив каждой ситуации в соответствующем столбце поставьте символ - «V»):

котором говорилось выше (у одного преподавателя, чтобы получить «отлично», достаточно набрать 50%, у другого - не менее 100%).

Однако у тестовой технологии есть ряд существенных недостатков, которые снижают универсальную эффективность тестового обучения. Основной из них - это исключение непосредственного живого общения между педагогом и учащимся. В погоне за объективностью тестирование теряет важную черту педагогического мониторинга - дискуссионность. «В споре рождается истина» - говорил Сократ. Высшая форма педагогического общения выражается в диалоге между студентом и преподавателем. Собеседование как форма проведения учебного мониторинга может открыть гораздо больший потенциал учащегося, нежели ответы на конкретно поставленные вопросы [4].

Таким образом, тестовая технология как один из методов обучения должна комбинироваться с другими педагогическими и дидактическими приемами и техниками. При этом следует всегда помнить, что основной принцип использования тестирования, как и любого другого педагогического метода, - не навредить процессу обучения, а наоборот сделать его более эффективным и результативным.

Литература

1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: сб. норм. документов.

- М.: Лабриус, 2007. - 676 с.

2. Иваньков А.В., Тендит К.Н. Методика организации теоретических занятий по физвоспитанию со студентами технического вуза // Дальневосточная весна-2010: материалы X Междунар. науч.-практ. конф. - Комсомольск-на-Амуре: Изд-во КнАГТУ, 2010. - С. 33-43.

3. Словарь иностранных слов / под ред. Л.Н. Комарова.

- М.: Русский язык, 1990. - 624 с.

Ситуации Правильно Неправильно

Вратарь, находясь в своей штрафной площади, бросает мяч рукой через все поле, и мяч проходит в ворота противоположной команды. Судья взятие ворот засчитал.

Игрок пробил 11-метровый удар вперед так, что набежавший партнер с более близкого расстояния поразил ворота. Судья взятие ворот не засчитал.

До начала матча судье сообщили, что один из игроков в предыдущем матче был удален с поля и участвовать в данной игре не имеет права. Судья отстранил такого игрока от игры.

4. Тендит К. Н. Введение в технологию тестирования // Мудрецы и философы: тест. задания по философии с метод. указ. по их использованию. - Комсомольск-на-Амуре: Изд-во КнАГТУ, 2006. - С. 3-5.

5. Тендит К. Н. Применение технологии тестирования в высшей школе // Науки о человеке, обществе и культуре: история, современность, перспективы: сборник научных трудов. - Комсомольск-на-Амуре: Изд-во КнАГТУ, 2008. -С. 258-263.

Иваньков Артур Владимирович - старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта Комсо-мольского-на-Амуре государственного технического университета.

Тендит Константин Николаевич - кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социологии Ком-сомольского-на-Амуре государственного технического университета.

Ivan’kov Artur Vladimirovich - senior teacher of department of physical education and sport, Komsomolsk-on-Amur State Technical University.

Ph. 89141854546, e-mail: sir-artur@mail.ru Tendit Konstantin Nikolaevich - candidate of philosophical sciences, associate professor of department of philosophy and sociology.

Ph. (4217) 221483, 89098611174, e-mail: tenditkn@rambler.ru

УДК 378.02.378.8

М.Г. Колодезникова Развитие личностной рефлексии у подростков в процессе занятий боксом

В статье рассматривается проблема развития личностной рефлексии у подростков в процессе занятий боксом.

Ключевые слова: личностная рефлексия, подросток, психологические условия, занятия боксом, самопознание.

M. G. Ko/odeznkova Development of personal reflection among adolescents during classes of boxing

The article deals with the problem of development of personal reflexion among adolescents during classes of boxing.

Key words: personal reflection, adolescent, psychological conditions, classes of boxing, self-knowledge.

Физические качества и умения, свободное владение своим телом представляют одну из престижных областей в подростковой среде, поскольку они, с одной стороны, влияют на восприятие подростков окружающими и на их социальный статус, а с другой - могут легко реф-лексироваться, контролироваться и изменяться самими подростками. Именно движения являются почти единственной формой жизнедеятельности, путем которой организм не просто взаимодействует со средой, но и активно воздействует на нее, изменяя или стремясь изменить ее в потребном ему отношении. Можно сказать, что подростки активно интересуются и занимаются тем, что можно назвать самострои-тельством и поиском себя, своей идентичности [1]. Все это обусловливает актуальность изучения специфики рефлексии в подростковом возрасте, уровней ее проявления, факторов и условий, определяющих ее развитие.

Программа исследования включала три основных этапа: организационный (подготовительный), основной, завершающий. Для определения особенностей личностной рефлексии в подростковом возрасте мы использовали следующие методики: а) наблюдение; б) беседу; в) анкету «зеркало» (сост. Н.А. Панченко); г) ме-

тодику самооценки психических состояний (по Г. Айзнеку). Анализ ответов учащихся на вопросы методики позволяет получить информацию о личностном росте каждого подростка, занимающегося боксом, о самооценке подростков, об изменениях в их интеллектуальном, нравственном и физическом развитии. Сопоставление полученных данных с целями, содержанием и способами организации процесса занятий помогает определить эффективность воспитательной деятельности. Результаты анкетирования целесообразно использовать при перспективном и текущем планировании жизнедеятельности и воспитании учащихся. В итоге на основании анализа экспериментальных данных было выделено три рефлексивных уровня самоанализа подростков: низкий - испытуемые отмечают лишь отдельные аспекты проблемных ситуаций (мое эмоциональное состояние на момент возникновения конфликтной ситуации: «обижаюсь», «расстраиваюсь» и т.д.; бескомпромиссное однозначное решение проблемной ситуации: «не буду с ним общаться» «не буду с ним дружить» и т.д.; активный, часто агрессивный способ поведения, включающий в себя «жесткие» приемы силового давления, без попытки осмысления причин, вызывающих проти-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.