Научная статья на тему 'Тестовая батарея для психофизиологического обследования членов сборных спортивных команд в предсоревновательном периоде'

Тестовая батарея для психофизиологического обследования членов сборных спортивных команд в предсоревновательном периоде Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
375
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕСТОВАЯ БАТАРЕЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ / ОПТИМИЗАЦИЯ И ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ЧЛЕНОВ СБОРНЫХ СПОРТИВНЫХ КОМАНД / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / МОТИВАЦИЯ / СТАБИЛЬНОСТЬ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гребенюк Сергей Васильевич, Солдатов Павел Анатольевич, Мельничук Павел Валерьевич

В статье рассматривается технология применения специальной тестовой батареи для психологического и психофизиологического обследования членов сборных спортивных команд в предсоревновательном периоде во время проведения спортивных сборов. Предложенная батарея оптимизирует подготовку сборных команд, доступна в применении с использованием комплекса автоматизированных рабочих программ «Психолог-В (ВВ)», позволяет повысить эффективность предсоревновательной подготовки спортсменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гребенюк Сергей Васильевич, Солдатов Павел Анатольевич, Мельничук Павел Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Test battery for psychophysiological inspection of members of combined teams in the precompetitive period

In article, the technology of the special test battery application for the psychological and psychophysiological inspection of the members of combined teams in the precompetitive period is considered during sports training camping sessions. The offered battery optimizes the training of the national teams, being available in application with use of the complex of the automated working programs "Psikholog-V (VV)", allows increasing the efficiency of the precompetitive training of the athletes.

Текст научной работы на тему «Тестовая батарея для психофизиологического обследования членов сборных спортивных команд в предсоревновательном периоде»

5. Volkov, M.V. and Romashov, A.V. (1974), "Fatigue during exercise of moderate capacity and coordination function", Physiological characteristics and methods of determining endurance sports, Collection of scientific work, SHIFT, Smolensk, pp. 142-153.

6. Kots, Ya.M. (1986), Sports physiology, Physical culture and sport, Moscow.

7. Makarova, G.A., Aleksanyants, G.D. and Loktev, S.A. (1992), Morphological structure of blood and functional state of the organism athletes, Kuban med. in-t, Krasnodar.

8. Mokeev, G.I. and Shestakov, K.V. (2013), Boxing: The effectiveness of pre-contest training: proc. guide, publishing house Ufa State Aviation Technical University, Ufa.

Контактная информация: shestakov46@mail.ru

Статья поступила в редакцию 31.10.2017

УДК 796/799:159.9

ТЕСТОВАЯ БАТАРЕЯ ДЛЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ЧЛЕНОВ СБОРНЫХ СПОРТИВНЫХ КОМАНД В ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ

ПЕРИОДЕ

Сергей Васильевич Гребенюк, кандидат педагогических наук, начальникучебно-методи-ческой группы, Павел Анатольевич Солдатов, кандидат педагогических наук, преподаватель, Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации; Павел Валерьевич Мельничук, кандидат педагогических наук, начальник кафедры, Саратовский военный институт войск национальной гвардии Российской

Федерации

Аннотация

В статье рассматривается технология применения специальной тестовой батареи для психологического и психофизиологического обследования членов сборных спортивных команд в предсо-ревновательном периоде во время проведения спортивных сборов. Предложенная батарея оптимизирует подготовку сборных команд, доступна в применении с использованием комплекса автоматизированных рабочих программ «Психолог-В (ВВ)», позволяет повысить эффективность предсорев-новательной подготовки спортсменов.

Ключевые слова: тестовая батарея, психологическое и психофизиологическое обследование, оптимизация и повышение качества подготовки членов сборных спортивных команд, психологическое состояние, мотивация, стабильность психофизиологических процессов.

TEST BATTERY FOR PSYCHOPHYSIOLOGICAL INSPECTION OF MEMBERS OF COMBINED TEAMS IN THE PRECOMPETITIVE PERIOD

Sergey Vasilyevich Grebenyuk, the candidate ofpedagogical sciences, chief of educational and methodical group, Pavel Anatolyevich Soldatov, the candidate of pedagogical sciences, teacher, St. Petersburg Military Institute of Troops of National Guard of the Russian Federation; Pavel Valerievich Melnichuk, the candidate ofpedagogical sciences, chief of department,

Saratov Military Institute of Troops of National Guard of the Russian Federation

Annotation

In article, the technology of the special test battery application for the psychological and psychophysiological inspection of the members of combined teams in the precompetitive period is considered during sports training camping sessions. The offered battery optimizes the training of the national teams, being available in application with use of the complex of the automated working programs "Psikholog-V (VV)", allows increasing the efficiency of the precompetitive training of the athletes.

Keywords: test battery, psychological and psychophysiological inspection, optimization and improvement of quality of training of members of combined teams, psychological state, motivation, stability of psychophysiological processes.

ВВЕДЕНИЕ

В войсках национальной гвардии Российской Федерации ежегодно проводятся соревнования по различным видам спорта. Военнослужащие-спортсмены принимают

участие в соревнованиях самого высокого ранга (Олимпийские игры, Чемпионат Мира, Чемпионат Европы, Чемпионат России, Чемпионат войск национальной гвардии Российской Федерации) занимая в этих соревнованиях не только призовые, но и первые места, достигнув максимального уровня своей подготовки. Здесь на первый план выходит психологическая подготовка, умение противостоять стрессовым ситуациям, мотивация, стремление к достижению наивысшего результата [5, 6, 7].

Психологическая подготовка - один из аспектов использования научных достижений психологии, реализации ее средств и методов для повышения эффективности спортивной деятельности.

Тестовая батарея (далее ТБ) описание и применение, которой будет описано ниже, направлена на определение актуального психологического состояния, мотивации и стабильности психофизиологических процессов, то есть функционального состояния спортсмена в рамках тренировочного процесса. ТБ, а точнее тестовые методики, которые включены в ее состав доступны к применению в каждой воинской части войск национальной гвардии и находятся в программном комплексе автоматизации деятельности военного психолога Психолог-В (ВВ) предназначенном для проведения мероприятий психологического отбора и психологического сопровождения служебно-боевой деятельности.

МЕТОДИКИ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Предлагаемая тестовая батарея, представляет собой набор психологических и психофизиологических тестовых методик, применяемых в комплексе.

К их числу относятся следующие:

1. Методика определения актуального психического состояния. Данная методика реализуется в двух формах - полной (8-шкальной) и короткой (6-шкальной; ДС-6) в составе пакета методик «Диагностики психических состояний, настроений и сферы чувств».

Назначение методики - определение характеристик настроений (и некоторых других характеристик личностного уровня) относительно устойчивых (доминирующих) состояний на основе субъективных оценок обследуемого.

Описание шкал:

Шкала «Активность»

Данная шкала позволяет составить представление о характеристике состояния, в большинстве случаев сильнее зависящей от соответствующего свойства личности - активности, чем от других факторов. Следует учесть, что активность, лишь относительно устойчива, поскольку предрасположенность к активному или пассивному отношению, реагированию зависит от множества текущих обстоятельств социальной среды, а также предшествующих событий.

Шкала «Тонус»

Показывает уровень проявления активности и способности расходовать энергию, готовность к работе, в том числе длительной. Субъективные ощущения внутренней собранности, запаса сил, энергии.

Шкала «Физическое самочувствие»

Самочувствие физическое комфортное - дискомфортное.

Шкала «Спокойствие»

Оценка субъектом благоприятного (неблагоприятного) развития событий и уверенности в своих силах.

Шкала «Релаксация»

Оценка своего эмоционального состояния. Интенсивность и характер реагирования на ситуацию.

2. Методика оценки стремления к достижению успеха и избегания неудач. В развитии представлений об аспектах мотивации значительную роль сыграла модель выбора риска, предложенная Дж. Аткинсоном (1957 г., 1964 г.), в которой мотиву достижения

приписывается мобилизующий эффект при достижении цели, а сила мотива избегания неудачи рассматривается как сдерживающая, снижающая величину ведущего мотива [7]. При этом наибольшая побудительная сила к выполнению действий для достижения цели возникает при среднем уровне трудности задачи (при средних значениях субъективной вероятности успеха и неуспеха). «Взвешивая» субъективную вероятность того или иного исхода, субъект принимает решение о целесообразности или нецелесообразности предпринимать действия, направленные на достижение цели в условиях неопределенности ее досягаемости [1].

3. Психофизиологическая методика «Теппинг» - данная методика реализована в наиболее часто применяемой версии - максимального теппинга.

Максимальный темп циклических кистевых движений рассматривается как индекс лабильности (подвижности) двигательного анализатора; иногда интерпретируется также в терминах уровня активации (соотношения возбудительных и тормозных процессов) в соответствующих моторных центрах головного мозга. Обычно уменьшается при пониженных уровнях функционального состояния ЦНС (при утомлении, монотонии и т.п.), что -наряду с простотой реализации - обусловливает популярность методики в психодиагностике состояний, в исследованиях работоспособности.

Таким образом, максимальный психомоторный темп, измеряемый с помощью теп-пинга, отражает не только особенности двигательной сферы, но и содержит важную информацию об индивидуальных особенностях и состоянии нейродинамики человека в целом.

Аппаратное обеспечение и подготовка к проведению теста

Блок специальной клавиатуры необходимо сместить в сторону и подключить к соответствующему разъему блок психомоторных тестов (БПМТ). БПМТ следует положить теппинговой панелью вверх на поверхности стола перед испытуемым - напротив ведущей руки - таким образом, чтобы очерченная окружностью область панели была ближе к испытуемому.

Испытуемый берет щуп в ведущую руку так, как обычно берет ручку или карандаш. После этого можно начинать выполнение методики, состоящее в постукивании по очерченной кругом поверхности теппинговой панели БПМТ с максимально возможной скоростью. Тренировка не предусмотрена.

Продолжительность задания - 32 сек (отсчет времени начинается с первого касания щупом поверхности теппинговой панели). Текущая производительность отображается на экране монитора в виде тахограммы, при этом по оси Х откладывается частота касаний, а по оси У - текущее время. Таким образом, испытуемый информируется как об эффективности своих действий, так и о времени, оставшемся до окончания теста. Окончание теста обозначается выводом на экран соответствующего транспаранта.

Оценивание. Основной информативный показатель - частота касаний (№ 10). Кроме того, в рамках двигательного цикла выделяется фракция, когда щуп находится в соприкосновении с платой БПМТ (№ 7). Данный показатель характеризует продолжительность периода инвертирования знака возбуждения в двигательных центрах, управляющих мышцами-антагонистами, участвующими в обеспечении движений в теппинге и в большей степени, соответствует понятию лабильности, чем продолжительность всего двигательного цикла в целом. Отношение среднего периода двигательного цикла (№ 8) к средней продолжительности контакта (№ 7) - «скважность» - дает дополнительную информацию об организации движений в теппинге: при неэкономной организации, когда амплитуда движений чрезмерна, скважность обычно повышена.

Стандартизируемые показатели: частота касаний, средняя длительность касания, скважность, стабильность.

120 100

I 60

го..................

о-1—----------

Ах То 1- г :-

7 оийнки и м а а к

Сырые '■> #а

Покалятепи

Акгкващгя (А к} тонус ГТо)-фшз. самочувствие (ФС11 Спокойствие 'Си) Репоксацкя (№,)■

Уровень

еь со<ии | ВЫСОКИЙ I ВЫСОКИЙ | ■ ВЫСОКИЙ I - Ы СО КИИ

Интерпретация

[Ак++] Готовность действовать, выраженное стремление изменить ситуацию в желаемую сторону, преодолеть трудности.

[Го++] Ощущение бодрости, энергии. Повышенная работоспособность.

[ФС++] Благоприятное физическое самочувствие, ощущение телесного комфорта.

[Сп++] Безмятежная уверенность в благоприятном развитии ситуации и в своих силах.

[Рл++] Расслабленное состояние, сдержанное, ровное поведение; хорошая эмоциональная саморегуляция.

Рисунок 1 -Показатели по тестовой батарее методика Куликов-1 (высокие показатели)

I и ж I

85.1 %

100

■зс

00

л 70

л 00

V го 50

о. > 40

30

20

10

0

.......................Г2П........................

мд

ш

Показатели

ЦОТИйДОСПРКСНИД МД]

Уровень

Выше Ср^ДмСГЙ

Интерпретация

Доминирует стремление к успеху.

Характерна:; устойчиво высокий уровень притязаний, самостоятельность, стремление к планированию будущего набольшие временные интервалы, забота о развитии собственных способностей и компетентности в значимых сферах. Предпочитаются слегка завышенные, недостижимые цели; нереалистически высокие отклоняются. При решении задач проблемного характера, требующих перспективного мышления в условиях дефицита времени, эффективность может возрастать. 5 ситуациях, связанных с риском, предпочитает рисковать расчетливо.

70 60 50 40 30 Среднее время касания

15

Время

Показатели 1

Частота пасам ий-ЛаСильность-Сдаажиость-Стабильность

Уровень

ниже среднего высокий -высокий высокий

Интерпретация

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Манипуляционная подвижность кисти доминирующей руки, активированность нервной системы - ниже средней. Высокая скорость изменения знака возбуждения в двигательных центрах (малое время касания). Время перемещения руки существенно больше времени касания (неоптимальная тактика выполнения теста, слишком размашистые движения).

Рисунок 2 - Показатели по тестовой батарее методика Опросник-МД-1, Теппинг-1 (высокие показатели)

100

я 00

л I Й0

V

о чо

5

го

0

Ах

22

То

51

ФС 42

Сп

42

42

Показатели

Активация (Антону с (То) Фи?, самочувствие (ФС}' Спокойствие (Сп)

Релаксация (Рп}>

Уровень

высоким высокий высокий

Интерпретация

[Ак--] Отсутствие готовности действовать и преодолевать трудности, безынициативное отношение к текущей ситуации.

[То++] Ощущение бодрости, энергии. Повышенная работоспособность. [ФС++] Благоприятное физическое самочувствие, ощущение телесного комфорта. [Сп+] Уверенность в своих силах, оптимизм - выше среднего.

[Рл++] Расслабленное состояние, сдержанное, ровное поведение; хорошая эмоциональная самогегуляция. Рисунок 3 -Показатели по тестовой батарее методика Куликов-1 (низкий показатель шкала активность)

100

90

70

л 60

а 50

£ 40

30

га

10

0

Интерпретация

Доминирует стремление к избеганию неудач.

Характерны: неустойчивость уровня притязаний, склонность к выбору экстремальных по уровню трудности цепей (либо очень простых, либо очень сложных). Потребность избежать неудачи может сочетаться с высоким уровнем тревоги. Б ситуациях, когда необходимо применение простых, хорошо заученных навыков, может действовать более эффективно и устойчиво; в проблемных ситуациях, в условиях дефицита времени исполнение становится менее предсказуемым

? ?

К N М II ¡0 ¡1 Среднее время касания

Показатели 1

частота касании! Лабипаирсть СШНЮСПг СгаОнпьносгь-

Уровень

средний аыше среднего средний

■ВЫСОКИЙ

Интерпретация

Средняя манипуляционная подвижность кисти доминирующей руки, средний уровень активированности нервной системы.

Скорость изменения знака возбуждения в двигательных центрах - выше средней (время касания - меньше среднего).

Высокая стабильность действий. Высокие резервы выносливости при выполнении быстрых циклических действий.

Рисунок 4 - Показатели по тестовой батарее методика Опросник-МД-1, Теппинг-1 (опросник МД-1 низкий показатель, Теппинг-1 удовлетворительные)

Разработанная тестовая батарея показала свою эффективность при проведении спортивных сборов (в предсоревновательный период) сборных команд на кафедре физической подготовки и спорта Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии, результатом явились успешные показатели при выступлении сборных команд по борьбе самбо, борьбе дзюдо, лыжным гонкам, лыжному двоеборью и офицерскому троеборью, несколько ниже показатели сборной команды по рукопашному бою.

Для профессорско-преподавательского состава, являющегося тренерами сборных команд, ценность тестовой батареи заключается в активизации членов сборных команд на более тщательную подготовку к соревнованиям, именно в тех составляющих готовности члена сборной команды, где выявлены низкие показатели.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предлагаемая тестовая батарея ориентирована на повышение качества проведения сборов с членами спортивных команд. Ее разработка и использование позволяет еще на этапе подготовки к соревнованиям получить представление о психологическом состоянии, мотивации и стабильности психофизиологических процессов членов сборных команд, а также указывает на необходимость проведения индивидуальной или групповой работы, с целью оптимизации и повышения качества подготовки к соревнованиям, с соблюдения требований по объему, времени и затратам.

Предложенная тестовая батарея выступает универсальным средством не только при подготовке сборных команд в предсоревновательный период, но и при подготовке курсантов для выполнения служебно-боевых задач в различных условиях профессиональной деятельности [2].

Она составлена с использованием зарубежного опыта [3, 4], применяется во всех структурных подразделениях войск национальной гвардии Российской Федерации и позволяет в сжатые сроки обработать и получить необходимую диагностическую информацию тренеру команды для определения ещё на раннем этапе подготовки сборной. В свою очередь это позволит отобранным в команду курсантам максимально качественно подготовиться к соревнованиям. Применение предлагаемой тестовой батареи поможет уже в ходе подготовки составить наиболее эффективные индивидуальные планы тренировок.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зараковский, Г.М. Закономерности функционирования эргатических систем / Г.М. Зараковский, В.В. Павлов. - М. : Радио и связь, 1987. - 232 с.

2. Нимировский, В.П. Специальная и физическая подготовка курсантов вузов внутренних войск МВД России для выполнения служебно-боевых задач в горно-лесистой местности : учебно-методическое пособие / В.П. Нимировский, И.Е. Кабаев ; СКВИ ВВ МВД РФ. - Владикавказ : [б.и.], 2011. -109 с.

3. Обвинцев, А.А. Организация физической подготовки курсантов вузов США / А.А. Обвинцев, В.А. Щеголев, А.В. Зыков // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2015. - № 3. - С. 18-27.

4. Подготовка специалистов военно-физкультурного профиля в вооруженных силах ведущих стран НАТО / В.А. Щеголев, А.Н. Сивак, А.А. Кочин, В.Ю. Егоров // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 2. - С. 61-66.

5. Приказ МВД РФ от 19 мая 2005 г. N 395 "Об утверждении Наставления по физической подготовке во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" [Электронный ресурс] // URL : http://dokipedia.ru/document/5180018 (дата обращения: 01.10.2017).

6. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика / Д.Я. Райгородский. - Самара : Бахрах, 2001. - 672 с.

7. Хекхаузен, Х Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. - СПб. : Питер ; М. : Смысл, 2003. - 860 с.

REFERENCES

1. Zarakovsky, G.M. and Pavlov, V.V. (1987), Regularities of functioning of ergatic systems, Radio and communication, Moscow.

2. Nimirovsky, V.P. and Kabayev, I.E. (2011), Special and physical training of cadets of higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation for performance of office andfighting tasks in the mountain and woody area: educational and methodical grant, SKVI Interior Ministry Troops of the Russian Federation, Vladikavkaz.

3. Obvintsev, A.A., Shchegolev, V.A. and Zykov, A.V. (2015), "Organization of physical training of cadets of higher education institutions of the USA", Actual problems of physical and special training of law enforcement agencies, No. 3, pp. 18-27.

4. Shchegolev, V.A., Sivak, A.N., Kochin, A.A. and Egorov, V.Yu. (2016), "Training of specialists of a military and sports profile in armed forces of the leading countries of NATO", Theory and practice of physical culture, No. 2, pp. 61-66.

5. The order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation ofMay 19, 2005 N 395 "About the adoption of Manual on physical training in internal troops of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation", available at: http://dokipedia.ru/document/5180018

6. Raygorodsky, D.Ya. (2001), Practicalpsychodiagnosis, Bakhrakh, Samara.

7. Hekhauzen, X (2003), Motivation and activity, Sense, Moscow.

Контактная информация: shegval@mail.ru

Статья поступила в редакцию 13.11.2017

УДК 159.99

МОТИВАЦИЯ ИГРОКОВ В КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ И КИБЕРСПОРТ

Надежда Александровна Иванова, старший преподаватель, Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ), Санкт-Петербург

Аннотация

Психологические особенности геймеров (игроков в компьютерные игры) - актуальная область исследований, поскольку распространенность гейминга очень широка и продолжает расти, охватывая все поколения людей. В данной статье анализируются причины, приводящие к высокой степени увлеченности компьютерными играми, и делается заключение, что высокая мотивация достижения, присущая геймерам, а также игровые мотивы соревнования, преодоления и эскапизма приводят игроков в киберспорт.

Ключевые слова: гейминг, мотивация гейминга, базовые потребности, мотивация достижения, киберспорт.

GAMER'S MOTIVATION AND ESPORT

Nadezhda Aleksandrovna Ivanova, the senior lecturer, St. Petersburg State University, St. Petersburg

Annotation

Psychological features of gamers (video games players) - an extremely relevant in the modern psychological research, because the prevalence of gaming is very wide and continues to grow, covering all generations of people. This article analyzes the reasons that lead to a high degree of engagement in computer games, and concludes that the high level of achievement motivation among the gamers, as well as the gaming motives to competition, challenge and escapism, bring players into eSport.

Keywords: gaming, gamers' motivation, basic needs, achievement motivation, eSport.

Гейминг (англ. gaming) - широкое понятие, которое описывает занятие, увлечение играми (азартными, компьютерными и т. п.). Но чаще всего в современной литературе термином гейминг обозначают увлечение именно компьютерными играми, а геймерами называют активных игроков в компьютерные игры [10].

В качестве основных причин, по которым взрослые люди играют в компьютерные игры, выделяют удовлетворение потребности в получении информации и тренировке мышления в процессе решения игровых задач, а также удовлетворение потребности в общении в ходе игрового процесса. Эти мотивы оказывают сильное влияние на выбор компьютерной игры определенного жанра и определенной тематики взрослыми людьми [1].

Говоря о влиянии игр на мотивационную сферу человека, в первую очередь стоит отметить, что хорошие игры удовлетворяют потребности [2, 5]. Поскольку у разных людей на первом плане оказываются разные потребности, люди выбирают разные игры по жанру, сюжету, стилю [6, 7]. Это объясняет то многообразие жанров и тематик игр, которое сейчас есть в игровой индустрии и пользуется популярностью среди игроков.

Многие исследования мотивации гейминга имели своей целью создание универсальной для всех геймеров мотивационной модели. Например, шотландские исследователи изучали игровую мотивацию студентов-геймеров и получили семифакторную модель, в которую вошли факторы: контроль, любопытство, фантазия, вызов, кооперация, соревнование, признание [9]; исследователи из Будапештского университета также

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.