Научная статья на тему 'Тестирование в информационном веке'

Тестирование в информационном веке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ / КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА / COMPUTER TESTING / QUALITY CONTROL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мустафин Р.Г.

Рассматриваются некоторые проблемы применения компьютерного тестирования в учебном процессе высших учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TESTING IN THE INFORMATION AGE

We consider some of the problems of using computer-based testing in the educational process of higher educational institutions.

Текст научной работы на тему «Тестирование в информационном веке»

УДК 378

ТЕСТИРОВАНИЕ В ИНФОРМАЦИОННОМ ВЕКЕ

Мустафин Р.Г., ФГБОУ ВПО «КГЭУ»

Рассматриваются некоторые проблемы применения компьютерного тестирования в учебном прогрессе высших учебных заведений. Ключевые слова: компьютерное тестирование, контроль качества.

В промышленности последовательно прошли три революции: каменный век, когда люди своими руками производили товары; век индустриальный, люди управляют машинами; информационный век - человек управляет контроллером, который управляет машиной. И стоит заметить, что в этот информационный век человек чаще всего работает, общается с экраном и клавиатурой контроллера, который управляет машиной.

Образование во многом до сих пор осталось в каменном веке, основным инструментом остается мел и доска, как стены пещеры, украшаемые первобытными людьми. Этот способ хорош, когда обучение происходит один на один: преподаватель и ученик, и плох, когда необходимо обучать массу народа, для массового образования.

Век индустриальный породил разнообразные проекторы: первым из которых была конечно обычная книга, далее появились диапроектор, ко-доскоп, цифровой проектор, интерактивная доска, дистанционное обучение, видеокурсы. Все эти проекторы улучшили представление информации, улучшили мел и доску: позволили предоставлять учебный материал одновременно большому числу учащихся.

Информационный век предоставил образованию инструмент, компьютерное тестирование, позволяющее объективно (без участия преподавателя, при этом отставим в стороне вопрос соответствия тсста предмету) оценивать остаточные знания обучаемых, ранжировать учащихся по степени усвоения материала.

Может возникнуть вопрос: чем качественно компьютерное тестирование отличается от ручного, бумажного тестирования? Инструменты информационного века значительно удешевляют процесс обучения, обеспечивают удаленную работу (через Интернет), позволяют произвольно масштабировать процесс обучения: одновременно обучать, тестировать десятки, тысячи, миллионы учащихся.

150

В.В. Краевский подчёркивает, что с дидактической позиции главным выступает отношение между двумя дсятсльностями — преподаванием и учением 11]. Отношение «обучающий — обучаемый» является первичным, порождающим отношение «обучаемый — учебный материал». С появлением интеллекта у машин (информационный век) появляется возможность обучения, когда главным может стати отношение «обучаемый — учебный материал»: когда электронный учебник может предоставить материал для обучения и может проверить результат обучения (выставить некую оценку). Роль преподавателя, создателя электронного учебника при этом скрыта, неявна. Кроме того, с помощью электронного учебника труд одного талантливого преподавателя, его опыт и знания, легко тиражируются, масштабируются на миллионы учащихся.

Зададимся вопросом: что такое профессиональная подготовка - приобретение знаний и умений для выполнения производственных задач. Подготовка считается законченной, если получена квалификация для осуществления конкретной деятельности в данных производственных задачах.

Основанием для организации обучения является изготовленные в учебном материале знания и умения для выполнения производственных задач. Деятельность обучения считается завершенной, а цель се достигнутой, если ученик продемонстрирует должный уровень знаний и умений, представленных в цели обучения [2_]. То есть нет обучения - без проверки полученной учеником квалификации для осуществления конкретной деятельности в данных производственных задачах, без демонстрации учеником должного уровня знаний и умений, представленных в цели обучения.

Отсюда важна роль тестов. Обычно, когда говорят о тестах, тестировании, упоминают только про оценку остаточных знаний студентов. Второй важной функцией тестов является выявление смысловых, дидактических единиц в содержании, необходимых для выполнения производственных задач. Отличительной чертой таких смысловых, дидактических единиц в содержании является возможность проверки, оценки их усвоения учеником, то есть возможность составить по ним тест. Если тест составить нельзя — то это уже бессодержательный, бессмысленный текст.

Таким образом, если мы хотим чему либо научить ученика, то начинаем с создания тсста, и только после этого создаем описание данного содержания (усвоение которого проверяется тестом) в лекциях, практических заданиях, в лабораторных работах. По тому, сколько разнообразных тестов мы можем создать для полного контроля усвоения студентом вопроса - мы можем оценивать смысловой объем вопроса. В идеале на каждый вопрос предмета должно быть примерное одинаковое количество тестовых заданий.

151

Поскольку обработку информации производит компьютер, поэтому накапливается большой объем статистической информации (о самом процессе обучения), на основании которого можно судить о качестве данных инструментов, Тесты, тестирование — единственный инструмент информационных технологий в образовании, который позволяет определять качество тестов непосредственно во время тестирования, определяя проблемные вопросы теста: вопросы теста, статистика которых выбивается из средних значений (например: время подготовки к ответу, число правильных, неправильных ответов — для некоторых вопросов значительно отличается от средних значений); вопросы теста, помеченные студентами как «Вопрос непонятен».

Рассмотрим практическое применение отмеченных свойств тестов, процесса тестирования для преподавателя. Отдельно рассмотрим процесс создания учсбно-мстодичсского комплекса (УМК) и отдельно модернизация УМК во время учебного процесса. Рассмотрим алгоритм на рисунке 1.

• В начале нам предоставляется описание предмета, для которого создается УМК. Это либо ФГОС ВО [3], либо рабочая программа дисциплины [4].

• По описанию предмета создастся список вопросов: обычно по два вопроса на лекцию, и для стандартного курса из 16 лекций — получаем 32 вопроса по предмету.

Рис. 1. Алгоритм создания учебно-методического комплекса

152

• Далее следует оценить качество этих вопросов: какова сложность вопроса? Для этого по каждому вопросу создаем минимальный набор тестовых заданий, которыми можно проверить усвоение студентом данного вопроса.

• Если количество тестовых заданий достаточное (для порядка 100 тестовых заданий на предмет - получаем порядка 4-х заданий к каждому вопросу), то данный вопрос остается в списке вопросов (стрелка «=» на рис.1).

• Если количество тестовых заданий не достаточное, то данный вопрос изменяется, и уже по измененному вопросу опять создастся минимальный набор тестовых заданий (стрелка «<» на рис. 1).

• Если количество тестовых заданий избыточно, то данный вопрос разбивается на несколько, и уже по каждому измененному вопросу опять создастся минимальный набор тестовых заданий (стрелка «»> на рис.1).

• Уже после завершения создания теста по предмету и на основе полученного списка вопросов, создастся весь УМК (лекции, практики, и т.д.). При таком алгоритме мы получаем некую гарантию, что вопросы предмета равнозначны по сложности, по содержанию.

В процессе тестирования во время учебного процесса по тесту набирается большой объем статистической информации, который позволяет улучшать качество самого теста, так и качество всего УМК.

Модернизация УМК во время учебного процесса по результатам тестирования представлена на рисунке 2.

с —

Рис, 2. Модернизация УМК по результатам тестирования

153

• В составе УМК имеется тсст по предмету.

• В конце семестра проводится тестирование.

• В результате тестирования не только выставляются оценки студентам, но и создастся большой объем статистики, и можно выявить вопросы тсста, статистические показатели которых выделяются от средних значений.

• Выявляются вопросы, на которые студенты затратили очень мало времени (стрелка «<» на рис.2), очень много времени (стрелка «>» на рис.2). Такие вопросы необходимо изменить.

• Выявляются вопросы, на которые малое количество студентов ответили правильно (стрелка «<» на рис.2), большинство студентов ответили правильно (стрелка «>» на рис.2). Такие вопросы необходимо изменить.

• Выявляются вопросы, которые студенты пометили как «Вопрос не понятен» (стрелка «>» на рис.2). Такие вопросы необходимо изменить.

В результате такой правки тестовых вопросов качество тсста будет улучшаться. При таком алгоритме мы получаем некую гарантию, что вопросы теста равнозначны по сложности и сформулированы понятно для студентов. Заметим, что одновременно с правкой вопросов теста необходимо изменять и описание данного содержания (усвоение которого проверяется тестом) в лекциях, практических заданиях, в лабораторных работах. В результате весь УМК улучшается после каждого тестирования

Источники

1. Краев с кий В. В. Проблемы научного обоснования обучения (методологический анализ). М.: Педагогика, 1977. С. 24, 57.

2. https://га. wikipedia.org/wiki/Обучение.

3. http://fgOSVO.rU/fgOSVO/92/91/4/3 030302 Физика. Зарегистрировано в Минюсте России 25 августа 2014 г. N 33805.

4. ht^://mpd.ru/Mucation/educationalprograms/pim^ 5_wp.pdf Рабочая программа учебной дисциплины «ФИЗИКА».

TESTING IN THE INFORMATION AGE

Mustafm R.G.

We consider sortie of the problems of using computer-based testing in the educational process of

higher educational institutions.

Keywords: computer testing, quality contrat.

Дата поступления 05.03.2015.

154

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.