Научная статья на тему 'Тестирование: плюсы и минусы'

Тестирование: плюсы и минусы Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1540
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тестирование: плюсы и минусы»

Известный ученый-палеоботаник Сергей Викторович Мейен сформулировал принцип сочувствия. Суть его состоит в том, что одной интеллектуальной терпимости, понимания рассуждений и исходных установок другого человека недостаточно, «надо мысленно стать на место оппонента и изнутри с его помощью рассмотреть здание, которое он построил«[9], встать в позицию со-чувствия. Не отражает ли принцип сочувствия фундаментальный принцип организации общества и одну из основных и необходимых черт личности? Вспомним Ф.И. Тютчева:

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать...

Логика движения общественной мысли от принципа толерантности к принципу сочувствия неизбежно приводит к христианскому принципу всеобщей любви. У Хиеро-нимуса Босха есть удивительная, по моему мнению, картина — «Несение креста». На фоне разноликих, переполненных злорадством и ненавистью персонажей, готовых растерзать друг друга, лишь двое — Христос и св. Вероника —сохраняют человеческое достоинство, терпеливо и смиренно принимают свою участь на крестном пути. Карикатурные образы персонажей карти-

ны ассоциируются у меня с современным миром, в котором так много жестокости, насилия и горя и который неизбежно — вследствие одичания — придет на «свою Голгофу». Хватит ли нашей системе образования прозорливости и храбрости остановить этот «крестный ход» и вступить на путь воспитания терпимости и согласия, ведущий к будущему рода человеческого?

Литература

1. Библер В.С. От наукоучения к логике культуры. - М., 1991.

2. Библер В.С. Из «Заметок впрок» // Вопр.

филос. - 1991. - №6. - С. 38.

3. УолцерМайкл. О терпимости. - М., 2000.

4. Бахтин М.М. К философии поступка //

Философия и социология науки и техники. Ежегодник. - М., 1986.

5. Батищев Г.С. Особенности культуры

глубинного общения //Вопр. филос. -1995. - №3. - С. 122.

6. Рерих Н.К. Листы дневника. Т.1. - Меж-

дународный центр Рерихов, 1995.

7. Томас Ман. Гёте - в поисках гармонии //

Курьер Юнеско. - 1993, декабрь, с.42-43.

8. Бердяев Н.А. О назначении человека. -

М., 1993.

9. ШрейдерЮ.А. Лекции по этике. М., 1994.

Л. ГОСТОМЫСЛОВ, декан Дальневосточный технологический университет

Практически всем известен такой компьютерный способ обучения и проверки знаний: на экране вопрос и несколько ответов. Обучаемый должен выбрать правильный ответ и нажать клавишу. Появляется следующий вопрос с ответами. В конце тестирования (проверки знаний) компьютер сам выводит оценку.

Возможен вариант такого тестирования и без компьютера - вопросы и ответы написаны на бумаге, и обучаемый должен по-

ТЕСТИРОВАНИЕ: плюсы и минусы

метить номера правильных ответов. Преподаватель имеет дешифратор с номерами вопросов и правильных ответов.

Такой способ тестирования очень выгоден преподавателям по сравнению с традиционным устным опросом каждого обучающегося:

• Даже при бумажном варианте преподаватель получает огромный выигрыш времени при проверке знаний больших групп обучаемых.

Страницы истории

153

• При компьютерном варианте преподаватель вообще не затрачивает времени на проверку знаний, получая готовые итоговые оценки.

Из-за этих преимуществ указанный способ тестирования получил самое широкое распространение практически во всех отраслях знаний.

Но безвреден ли этот способ тестирования?

Обратимся к ответам на вопросы - один правильный, остальные ложные. Каким должен быть ложный ответ? Если ложный ответ будет составлен в явном и очевидно неправильном виде, то его легко распознает студент, закончивший курс данной науки, а также специалист в данной области, проходящий очередную аттестацию. Значит, ложный ответ должен быть замаскирован и быть похожим на правильный. И в этом беда. Большая беда.

Один преподаватель университета в частной беседе признался, что он затратил очень, очень много времени, придумывая ложные ответы по дисциплине «Теория и устройство судна». Известно, что человеческий мозг имеет определенную избирательность в запоминании и в последующем воспроизводстве различной информации, в том числе и знаний. При этом одни лучше запоминают на слух (лекции), другие -прочитанные материалы (учебники), третьи запоминают изображения - плакаты, иллюстрации в учебниках, изображения на экране компьютера.

Лучше запоминаются эмоционально значимые события; начало и конец какого-либо рассказа, текста; фигура на фоне и так далее. А что лучше воспринимается, сохраняется и воспроизводится? То, над чем человек больше и напряженней думает, что неоднократно повторяет, эмоционально переживает. Все это как раз и происходит при тестировании.

Как чувствует себя человек во время тестирования? Совершенно очевидно, что при этом умственная деятельность находится в самой активной своей фазе, человек напряженно думает над каждым ответом, стараясь выбрать правильный. Есть ли гарантия,

что правильные ответы он запомнит, а ложные сможет выбросить из головы и более никогда их не вспомнит?

Нет такой гарантии. Наоборот - в голове обучаемого, независимо от его желания, будут зафиксированы все ответы, над которыми он напряженно думал. А по прошествии времени, в реальной деятельности, в критических обстоятельствах, когда потребуется мгновенное решение, - какой из ответов он вспомнит?

У врачей для критических ситуаций есть выражение - «Мы теряем пациента». Хирург вернулся с курсов повышения квалификации. В голове у него тридцать вариантов действий на такой случай, из них двадцать ложные. Кто хочет к нему на операцию?

Самолет идет на посадку, внезапная неполадка. В голове у пилота двадцать вариантов действий, из которых пятнадцать ложные. Кто хочет лететь с этим пилотом?

В штормовую погоду судно внезапно теряет остойчивость. Капитан сдавал аттестацию, и в голове у него пятнадцать вариантов действий, из которых двенадцать ложные. Кто хочет плыть на этом судне?

Выборочные проверки показывают, что запоминаемость ложных ответов существует, и немалая. Через некоторое время после тестирования при устных опросах обучаемые нередко дают ложные ответы, то есть такие «знания», которых нет в учебниках, которые на лекциях не давал преподаватель.

Допустим, тесты составлены так, что из десяти ответов, девять из которых правильные, нужно найти один хорошо замаскированный неправильный. Этот ответ как раз и запомнится лучше, чем все правильные, так как сопровождается положительной эмоцией успеха. Память сбережет этот «информационный мусор».

Многое будет зависеть от того, как личность работает над контрольными тестами, в какой степени напряженно думает, сколько раз повторяет. В памяти будут оставаться как правильные, так и неправильные ответы. Неправильные тоже значимы для моз-

га, так как их нужно отыскать, распознать, отделить от правильных. Это сопровождается положительной эмоцией.

Вместе с тем при тестовом экзамене у человека возникает большое нервное напряжение, определенная тревога и страх провала экзамена. При этом тревогу и страх человек не всегда сознает, не всегда в этом признается, но они есть. Это отрицательные эмоции.

Всякие аварии также вызывают подобные отрицательные эмоции.

Знаки эмоций одинаковы, и память должна найти спасительные решения как в условиях экзамена, так и в условиях аварии. В стрессовой ситуации воспроизводится лучше то, что в подобной ситуации воспринималось. В перечне воспоминаний неизбежно будут и неверные ответы.

Человек будет вынужден терять время на анализ своих воспоминаний, на повторный поиск в своей памяти правильных ответов среди ложных.

Выдумывая ложные ответы, похожие на настоящие, мы вкладываем в головы обучаемых такие «знания», которые не имеют права на существование. Таким образом, тестовые экзамены сами по себе являются фабриками производства, широкого распространения и внедрения в головы обучаемых ложных «знаний», специально выдуманных для затуманивания мозгов и успешно это делающих.

В условиях реальной аварии напряжение многократно возрастает.

Морякам известно, что для небольших судов серьезную опасность представляет плавание в штормовую погоду на попутном волнении. Если длина судна и длина волны примерно равны и при этом скорость судна и скорость волны также примерно равны, то это очень опасно. Судно может внезапно потерять остойчивость, опрокинуться и затонуть. Для избежания опасности нужно уменьшить скорость судна или изменить курс судна. Если вопрос о действиях капитана при потере остойчивости во время плавания небольших судов на сильном попут-

ном волнении включить в тестирование, то среди ложных ответов должен быть и непременно будет: «Увеличить скорость до самого полного».

В этом случае Вам не пришлось бы читать данный текст

Так что же делать?

Полагаю, что прежде всего необходимо провести широкие исследования «засоренности памяти ложными знаниями» после компьютерного тестирования по самым разным дисциплинам. Можно взять группы студентов, делить их пополам, одну половину учить традиционным способом, другую - с применением описанного компьютерного тестирования. И через некоторое время выявить уровень запоминаемости правильных и ложных знаний и тем самым уровень «засоренности» памяти.

Из перечня профессий необходимо выделить специальность «оператор», важной характеристикой которой является мгновенная реакция и быстрое принятие решений. Это летчики, судоводители, космонавты, хирурги, операторы атомных электростанций, водители локомотивов и другие. При их обучении и проверке знаний нужно запретить применение тестирования с вопросами и ложными ответами.

Тренажеры для обучения указанным профессиям, в том числе и компьютерные тренажеры, должны быть изготовлены не для чтения текстов с вопросами и ответами, а для имитации действий в различных ситуациях. В том числе для имитации и неправильных действий.

После выполнения каждого неправильного действия должна вспыхивать красного цвета надпись «Неправильное действие! Ведет к аварии!»

Я понимаю, что многие специалисты, использующие компьютерное тестирование, не согласятся с моим мнением. Возможно, для многих мое мнение может оказаться неожиданным. Тем не менее я твердо убежден, что высказанная проблема существует и пренебрегать ею нельзя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.