Научная статья на тему 'Тестирование как средство контроля уровня языковой подготовки студентов неязыковых вузов'

Тестирование как средство контроля уровня языковой подготовки студентов неязыковых вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
230
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЯЗЫКОВАЯ ПОДГОТОВКА / ТЕСТИРОВАНИЕ / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА / СТРУКТУРА ТЕСТА / TOURISM / PROFESSIONAL EDUCATION / LANGUAGE TRAINING / TESTING / QUALITY EVALUATION / TEST STRUCTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жираткова Ж. В.

Одним из наиболее эффективных средств контроля выделено тестирование. Рассмотрены комплексные тесты. Перечислены требования к их составлению и проведению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Testing as a method to control the level of students’ language training in nonlinguistic universities

Testing is singled out as a one of the most effective method of control. The complex tests, as well as the structure of tests are considered. Requirements for drafting and conducting tests are listed.

Текст научной работы на тему «Тестирование как средство контроля уровня языковой подготовки студентов неязыковых вузов»

ПЕДАГОГИКА ПЮФЕССИОНАШЮГО ОБРАЗОВАНИЯ

метод, несмотря на его эффективность, нельзя универсализировать, так как эффективность обучения зависит от умелого сочетания различных методов. Проблемное обучение заключается в том, чтобы предлагать обучаемым для решения несложные задачи, которые вели бы их к их собственным «открытиям».

Из опыта работы по основной образовательной программе «Туризм» по модулю «Английский язык» можно привести некоторые примеры

Учебная программа по модулю основана на аутентичном учебном пособии, в котором основополагающим принци-

пом текущего контроля является принцип проблемности, с помощью которого обучающиеся имеют возможность проанализировать. обобщить, провести сравнительный анализ и представить свое решение поставленной проблемы, при этом четко его аргументируя и работая в команде.

Таким образом, проблемный подход в обучении английскому языку формирует определенные компетенции, необходимые для реализации проектной деятельности, при этом модуль по иностранному языку выступает не в роли прикладного, а в роли фундаментального.

Ж. В. ЖиРАТКОВА

ТЕСТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО КОНТРОЛЯ УРОВНЯ ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ

УДК 378:81

Odniui т паи fin.лее эффективных средств контро.ш выделено тестирование. Рассмотрены комплексные тесты. Перечислены требования к их составлению и проведению.

Ключевые слова: туризм, профессионапьное образование, языковая подготовка, тестирование, оценка качества, структура теста.

Testing is singled out as a one of the most effective method of control. The complex' tests, as well as the structure of tests are considered Requirements for drafting and conducting tests are listed.

Key words: tourism, professional education, language training, testing, quality’ evaluation, test structure.

В настоящее время одним из эффективных средств контроля определения уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся считается тест.

Тест (от англ. (ея! - испытание, исследование) - это система заданий, выполнение которых позволяет охарактеризовать уровень владения языком с помощью специальной шкалы результатов. Тесты

также широко применяются для определения способностей, умственного развития и других характеристик личности1.

Тесты являются составной частью тестирования - метода исследования, предусматривающего выполнение испытуемым

1 Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика. М.: Филоматис. 2004.

специальных заданий. Такие задания носят название «тестовые».

Основное различие между традиционными контрольными и тестовыми заданиями заключается в том, что последние всегда предполагают измерение с использованием специальной шкалы (матрицы). Поэтому оценка, выставляемая по итогам тестирования, отличается большей объективностью и независимостью от возможного субъективизма преподавателя. Стандартная форма тестовых заданий обеспечивает оперативность в работе преподавателя и быстроту подсчета результатов.

Теория и практика современного педагогического тестирования имеет не более чем столетнюю историю. Социальные и научные условия конца XIX - начала XX в. заставили ученых рассматривать результаты тестирования с точки зрения сравнения относительных способностей испытуемых, что впоследствии стало называться «нормативно-ориентированным подходом к интерпретации результатов тестирования». В основе нормативно-ориентированной интерпретации лежит сопоставление индивидуального тестового балла конкретного студента с баллами, полученными дру гими испытуемыми. Нормативно-ориентированный тест позволяет ранжировать испытуемых по уровню знаний.

Когда индивидуальные баллы интерпретируются по отношению к степени владения испытуемым пройденным материалом, а не сравниваются с результатами дру гих испыту емых, то в этом слу чае речь идет о критериально-ориентированном подходе к тестированию. Целью критериально-ориентированного теста является выяснение - знает ли испытуемый учебный материал.

Критериально-ориентированные тесты, или domain-referenced tests, начиная с 1970-х гг., полу чили всеобщее признание и стали широко применяться в системе образования и профессиональной аттестации кадров1. Они позволяют оценивать, в какой степени испытуемые овладели учебным материалом.

В российской образовательной среде критериально-ориентированный подход к оценке знаний учащихся связывается с введением ЕГЭ. Таким образом, эффективность теста признана на федеральном у ровне. Широкое применение нашли и различные вступительные тесты. Так, особой попу лярностью пользу ются тесты на получение между народных сертификатов.

Безу словно, тест пока еще не может заменить экзамен. Однако его можно с у спехом использовать как одну" из форм промежуточного контроля знаний студентов. Такая форма контроля, если она будет носить регулярный характер, приучает сту дентов более ответственно относиться к предмету , что способствует успешному освоению изучаемого иностранного языка. Для проверки качества знаний студентов разрабатываются комплексные тесты, включающие пять блоков: 1) лексико-грамматический тест; 2) владение монологической и диалогической речью: 3) понимание аудиотекста; 4) проверка орфографии и коммуникативной компетенции письма; 5) страноведческий тест.

Стру ктура тестов дает возможность тестируемому определить прогресс в изучении языка. В качестве примера можно привести известные экзаменационные тесты Экзаменационного синдиката Кембриджского университета представленные по пяти уровням. После сдачи таких экза-

1 Псрсвсрзсв В. Ю. Критериально-ориентированные педагогические тесты для итоговой аттестации студентов. М., 1999.

ПЕДАГОГИКА ПЮФЕССИОНА/ШЮГО ОБРАЗОВАНИЯ

менов (КЕТ. PET. FCE. CAE. СРЕ) тестируемые получают соответствующие сертификаты. подтверждающие тот или иной уровень владения языком. Конечной целью овладения иностранным языком на каждом из уровней является формирование иноязычной коммуникативной компетенции.

Вместе с тем, языковое тестирование является процедурой педагогических измерений, которая не лишена характерных противоречий. В его рамках невозможно проверить наличие способности к творческой у мственной деятельности. Только живой контакт с преподавателем развивает интуицию, образное мышление, искусство мыслить на гораздо более высоком уровне. Тесты могут дать лишь информационную «накачку» студенту, ускорить процесс его обучения, но вряд ли они могу т привить способность к творческому осмыслению материала.

Тщательно разработанная система критериально-ориентированного тестирования способна служить мощным средством индивидуализации обучения в процессе самостоятельной работы, что дает возможность обучающимся самостоятельно оценивать свои знания и способности. Применение и активное использование в процессе преподавания иностранного языка системы теку щего, промежуточного и итогового контроля не только способству ют успешности обучения. но и повышают уровень мотивации изучения иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.