Тестирование как один из методов оценки географических знаний и умений учащихся Testing as one of the methods for assessing geographical knowledge and skills of students
Хасая Николай Муртазович
Магистрант, МГУ им. М. В. Ломоносова, РФ, г. Москва e-mail: nikolai.khasaya@gmail. com
Nikolay Khasaya
Graduate student, Moscow State University, Russia, Moscow
Аннотация.
Объектом исследования данной статьи является тестирование как форма контроля, предметом -применение тестирования на уроках географии. Для этого рассматривается история становления оценки знаний и умений учащихся - как в общих чертах, так и в рамках преподавания географии. Затем дается определение теста и рассматриваются его классификации по различным признакам, приводятся примеры заданий разных категорий. В заключение выделяются особенности применения тестов в обучении географии и работы с ними в разных классах.
Annotation.
The object of this article is testing as a form of control; the subject is the use of testing in geography lessons. To do this, the formation history of students' knowledge and skills assessment is considered, both in general terms and within the framework of teaching geography. Then the definition of the test is given and its classifications according to various criteria are considered and examples of tasks of different categories are given. In conclusion, the features of using tests in teaching geography and working with them in different classes are highlighted.
Ключевые слова: тест, методика преподавания, школьное образование, география, оценка знаний.
Key words: test, teaching methods, school education, geography, knowledge assessment.
Исторический обзор. Контролирование и оценивание знаний и умений учащихся включаются в диагностирование, являются его необходимыми составными частями и, фактически возникнув вместе с зарождением педагогической технологии, сопровождают развитие школьного образования. Конечно, до сих пор являясь предметом споров, смысл тестирования и его технологии постепенно эволюционировали. Так, первая система 3-балльного рейтинга возникла в средние века в прусских школах. Каждый балл показывал место учащегося с точки зрения того, как его академические достижения соотносились с достижениями других: 1 -лучший, 2 - средний и 3 - худший. Позже средний класс, к которому относились практически все школьники, был разделен еще на три, с созданием 5-балльной шкалы, которая позднее и была принята в России. Однако баллы стали иметь несколько другой смысл - ими пытались передать именно знания; такому подходу к оцениванию способствовала 12-балльная система И. Б. Базедова. Безусловно, это стало прогрессивным шагом на пути к более корректному понимаю знаний учащихся - неслучайно во многих странах мира используется «широкая» шкала оценок.
Примерно в это же время в Российской империи начинает формироваться методика преподавания географии. На первых этапах для оценки знаний учащихся им предлагалось выучивать местоположение географических объектов и показывать их на карте, позже получили популярность различные игровые способы контроля знаний, в том числе «путешествия по карте» и «географические фанты». Несмотря на то, что такое оценивание мотивировало учащихся к изучению предмета, сам его аппарат и структура оставались достаточно примитивными и несвязными, что, вероятно, тормозило и появление других форм контроля. После того, как оценочные шкалы стали применяться в школах, началась дискуссия о достоинствах и недостатках балльной
системы. Постепенно оценки становились социально важными, став неким способом давления на учащихся -так, во многом, регулировалась внутри- и внеклассная деятельность детей. Основные недостатки такой системы оценки подготовки были выявлены к середине XIX века.
Некоторые педагоги, в том числе А. Н. Страннолюбский и П. Г. Редкин, были уверены, что невозможно использовать балльные шкалы для измерения успешности труда человека и, тем более, его моральных качеств. По их мнению, цель тестирования заключается не только в понимании уровня знаний и умений школьников, но и в объяснении причин, которые препятствуют или, напротив, помогают успешному обучению - к этому должен стремиться и современный квалифицированный педагог. С этого времени усилилась и критика оценивания географических знаний, в частности К. Д. Ушинским, который призывал отказаться от акцента на номенклатуру в пользу сравнительных методов, позволяющих отслеживать причинно-следственные связи. Постепенно «чтение карт» стало замещать их черчение, и учащиеся должны были уметь отвечать на разные вопросы, проводить расчёты и делать выводы, но сами подходы преподавания географии были еще очень далеки от совершенства [8].
Кроме того, в Российской империи была общепринята 6-балльная система оценки знаний учащихся. В 1918 г. оценка «0» была отменена, а оценка «1» со временем стала использоваться все реже. Для учащихся, которые не могли или не хотели учиться на хорошие отметки, система оценивания фактически превратилась в 2-балльную, что не способствовало их познавательной деятельности и повышению мотивации; в каком-то смысле эта мера нивелировала поступательное развитие оценивания в стране. Более того, уже в Советской России было разработано образование без выставления отметок, восходящее, однако, к правилам современной трудовой школы. Предыдущие методы обучения были признаны непригодными, и в 1918 г. все виды экзаменов и индивидуальных проверок учащихся были отменены, тогда как устные и письменные зачеты допускались только в особых случаях. Вместо этого были предложены регулярные «собеседования» по изученным вопросам, устные и письменные отчеты, доклады о прочитанных книгах и ведение дневниковых записей, где упоминались все виды работы учащихся. Однако учителю не хватало времени, чтобы с определенной периодичностью учитывать все характеристики знаний, и нередко выводы об образовательном процессе были общими и формальными. Отсутствие четкой системы оценивания отрицательно сказалось на качестве получения знаний, и неслучайно основанные на этих принципах школьные реформы потерпели неудачу [7].
Для избежания этого С. Т. Шацкий выдвинул идею о применении систематического мониторинга результатов работы в виде отчетов учащихся перед родителями или школьных выставок. Однако в период становления современного российского образования эта идея не была воплощена, так как требовала глобальной перестройки всего процесса обучения, что и сейчас сдерживает большинство ожидаемых изменений. В то время тестирование и стало наиболее распространенной формой самоконтроля: только с 1932 г. в школы вернулся регулярный учет знаний учащихся, с 1935 г. - словесно дифференцированная 5-балльная система, а с 1944 г. -цифровая 5-балльная система. С конца 1950-х гг., из-за перехода к всеобщему среднему образованию, улучшение систем оценивания и стало одной из ключевых задач [8].
В СССР в преподавании географии получили распространение активные методы обучения, а большое внимание стало уделяться самостоятельной работе учащихся. Для оценки знаний стали использовать различные форматы, в том числе практические работы и наблюдения на природе, однако такой контроль все еще не был систематическим. Используемая сейчас система оценки знаний, умений и навыков учащихся, несмотря на свои недостатки, пока не нашла достойной замены. Так, при формально одинаковом среднем балле знания школьников могут значительно различаться, если в одном случае оценка получена за пересказ параграфа, во втором - за задание по контурной карте, а в третьем - за творческий доклад о стране. Именно поэтому оптимальной является введенная комплексная отметка, которая подразумевает заранее установленный вес для каждой из частей или
типов ответа, при этом учитель должен давать содержательную оценку работы учащегося. Наконец при выставлении отметки следует принимать во внимание не только полученные знания и навыки, но и отношение школьника к образовательному процессу. В таком случае оценивание может стать максимально объективным, а ученик - мотивированным [6].
Современное тестирование. В настоящий момент мониторинг и оценка знаний учащихся в большинстве случаев проводится посредством различных тестов. Тест - это небольшое стандартизированное задание, включающее вопросы и задачи, которыми и проводится контроль. Несмотря на то, что специалисты по-разному определяют это понятие, в самом общем понимании слово «тест» обозначает, в первую очередь, проверку и испытание. Сформировавшаяся в ХХ веке методика оценки географических знаний до сих пор претерпевает существенные изменения, важнейшее из которых и заключается в широком применении тестирования как средства текущего и итогового контроля. Создание специальных структур на региональном и федеральном уровне позволило сформулировать единые требования к оценке результатов географического тестирования, несмотря на их разнообразие [2, 11].
В методике преподавания нашли применение различные классификации тестирования, каждая из которых опирается на свой признак. Так, в зависимости от процедуры выполнения, тесты могут быть стандартизированными и нестандартизированными, в зависимости от своей цели - тестами общей диагностики, особых умений и способностей, профессиональной пригодности и оценивания результатов по предметам. Основываясь на классификации средств, используемых во время тестирования, специалисты разделяют тесты на бланковые, аппаратные, предметные, практические и компьютерные. Кроме того, тестирование может быть индивидуальным и групповым, устным и письменным, открытого и закрытого типов [6].
Также все виды тестирования можно разделить на две основные группы: тесты, ориентированные на критерии и ориентированные на нормативы. Важнейшая цель заданий первой группы - оценить уровень знаний пройденного материала. К ним относятся и диагностические тесты, комбинирующие стандартизированные задания по конкретному материалу или теме. Важнейшей особенностью заданий второй группы является их ориентация на сравнение достижений между отдельными учащимися. Поэтому к ним относятся и прогностические тесты, позволяющие определить наличие у школьника способности к изучению предмета или профессиональной ориентации [5].
Одной из важнейших классификаций тестирований является классификация, основанная на выделении различных уровней усвоения материала. Согласно этому делению, выделяется шесть категорий тестов. Тесты первого уровня направлены на узнавание материала, второго - на его понимание, третьего - на применение. Качественно отличаются тесты следующих трех уровней, когда учащимся предлагается продуктивная или творческая деятельность - анализ, затем синтез и, наконец, оценка. Аналогичной является классификация, используемая для географического тестирования. Так, первая категория тестов направлена на проверку знаний географических терминов, понятий и явлений, вторая категория ставит перед собой цель проверить умение решать стандартные задачи, вопросы третьей категории уже проверяют понимание причинно-следственных связей и знание географических законов, а четвертая категория связана с решением проблемных задач [3, 4].
Конечно, ни одна из классификаций не является полной; более того, тестирование нередко может совмещать задания различных типов. На наш взгляд, необходимо использовать несколько классификаций вместе, что позволит корректно определить тип и цель тестирования, структура которого постепенно усложняется. Современные исследования на тему тестирования продолжают изучать использование компьютерных технологий для обработки и оценки результатов и возможность применения международного опыта для
совершенствования самого процесса тестирования, что свидетельствует об укреплении тестирования и продолжающемся процессе его оптимизации [11].
Особенности тестов. Ко всем тестовым заданиям есть основные требования, отличающие их от других типов заданий и необходимые для правильного их составления. Во-первых, тест должен иметь цель, в зависимости от которой меняются характеристики и суть задания. Кроме того, он должен не только обучать, но и контролировать. Так, обучающие задания используются учащимися для усвоения учебного материала и собственного развития, а контролирующие задания, напротив, применяются педагогом для диагностики уровня подготовленности. Во-вторых, задание должно быть кратким и обладать определенной логикой. Это означает, что для составления теста необходимо подбирать такие слова и графические средства, которые позволят минимумом приемов достичь максимума ясности смыслового содержания задания, которое должно быть упорядочено и эффективно организовано. Самому же заданию обязательно должна предшествовать инструкция для тестируемых.
В-третьих, тесты должны обладать технологичностью, что подразумевает компоновку задания, позволяющую провести большую часть процесса тестирования с помощью технических средств. Такой подход позволяет точно, быстро и объективно получать и оценивать ответы учащихся. Для этого, в свою очередь, место для ответа должно быть четко обозначено, а инструкция - полностью соответствовать форме и содержанию. Наконец, тестирование обязательно должно иметь единые правила оценивания и инструктажа для всех учащихся. Таким образом, никто не получает преимуществ перед другими - все выполняют аналогичные задачи за одинаковое время, а правила оценки определяются заранее [1]. Конечно, не все из этих требований всегда выполнимы, и иногда индивидуальные особенности учащихся могут требовать индивидуального подхода, но следование упомянутым правилам дает возможность максимально упростить работу с тестированием как для учителя, так и для учащихся, позволяя этому методу контроля выполнять все свои функции.
Однако необходимо отметить, что тестирование, при своем широком распространении, имеет как неоспоримые преимущества, так и недостатки. Одним из недочётов этой формы контроля являются значительные затраты времени и сил на создание тестов, их стандартизацию и дальнейший анализ. К числу недостатков стоит отнести и сложность приведения вариантов ответов - так, если учитель формулирует ответы без определенной логики, то большинство учащихся могут легко распознать правильный вариант, не основываясь при этом на пройденном материале. Кроме того, результаты такого контроля знаний и умений в значительной степени меняются при использовании различных систем тестирования, разнице в отведенном времени и структуре заданий. Сами задания дают возможность проверить только определенную область навыков - на основании одних только результатов тестирования учитель очень редко может проверить способность учащихся решать комбинированные задачи, а также выстраивать и доказывать логические рассуждения [9].
В то же время тестирование имеет ряд преимуществ, которые и позволили этой форме контроля занять лидирующие позиции. К числу положительных сторон тестирования стоит отнести большую объективность и, как следствие, более стимулирующее воздействие на когнитивную деятельность учащихся. Во многом, только тестирование позволяет нивелировать влияние на результаты множества отвлекающих факторов, в том числе характеристик конкретного учителя. Важным преимуществом тестового контроля является его многофункциональность, позволяющая быстро выстроить подход к конкретному учащемуся. Кроме того, тесты становятся все более ориентированными на современные технические средства, а вместе с универсальностью метода это позволяет охватывать все этапы процесса обучения и аттестовывать учащихся в соответствии с требованиями государственных образовательных программ [6]. На наш взгляд, положительные стороны тестирования преобладают над отрицательными, и особенно заметно это в курсе географии. В ходе выполнения
тестов важная роль отводится такой мыслительной операции, как сравнение; а оно, в свою очередь, является одним из ключевых методов географических исследований. Кроме того, тест позволяет проверить усвоение знаний по многим разделам и темам, что очень удобно для комплексной науки, которой является география.
Место тестов на уроке географии. Тест как один из методов проверки знаний и навыков активно используется в географии. Географические тесты позволяют оценить теоретическую и фактическую базу учащихся и их способность решать практические, порой небанальные, задачи. Кроме того, тестирование способствует раскрытию географического кругозора и проверке знаний в смежных областях - экологии, экономике, истории, химии и биологии. Тесты могут использоваться на любом этапе урока географии. Так, при изучении нового материала могут применяться тесты поискового и проблемного характера, для закрепления и проверки текущего материала - мини-тесты, а в случае проведения итогового контроля учитель может дать тесты по крупным блокам. Справедлива универсальность тестов и при различных видах работы - фронтальной, в классе, групповой, домашней или индивидуальной. Более того, учащимся может быть дано задание, заключающееся в составлении тестов [10]. Сами задания в географии могут принимать множество разных форм, являясь тестами как открытого, так и закрытого типа, а в целом - принадлежащими к самым разным группам. При отсутствии общепринятой классификации географических тестов, мы рассмотрели основные из них, синтезировав полученную информацию в таб. 1.
Таблица 1. Примеры тестовых заданий по географии.
Тип задания Пример из курса социально-экономической географии мира
Задание с выбором одного правильного ответа Выберите пару унитарных стран. а) Австрия и Колумбия; б) Бразилия и Судан; в) Египет и Иран; г) Индонезия и Германия
Задание с выбором нескольких правильных ответов Выберите две страны, имеющие монархическую форму правления. а) Алжир; б) Япония; в) Индия; г) Дания; д) США
Задание на установление соответствия Установите соответствия между странами и их столицами. Страны: 1) Ботсвана; 2) Уганда; 3) Чад; 4) Сенегал Столицы: а) Кампала; б) Нджамена; в) Габороне; г) Дакар
Задание на поиск и формирование принципа Разбейте представленные ниже страны на две группы. Австралия, Аргентина, Израиль, Россия, Саудовская Аравия, Южная Корея
Задание на определение последовательности Расположите страны в порядке убывания их численности населения. а) Индия; б) Россия; в) Бангладеш; г) Китай; д) Мексика
Задание на выявление «белой вороны» Найдите ошибку в перечне народов. а) русские; б) сербы; в) грузины; г) греки; д) поляки
Задание с расчетом Зная, что в прошлом году иностранные суда перевезли 194 тысячи т грузов по Северному морскому пути (5 600 км), определите их грузооборот.
Задание на дополнение Заполните пропуски. - крупнейшая экономика на континенте. Эта территория с богатой историей получила независимость только чуть более полувека назад, в « », когда на карте появились 17 суверенных государств. Великобритания, как бывшая , в значительной степени повлияла на культуру страны, и английский язык является официальным.
Задание на определение объекта по другим объектам По перечню сельскохозяйственных районов определите макрорегион США. Яровой пшеничный пояс, Кукурузный пояс, Лесное приозерье
Задание на заполнение таблицы или схемы
Демографический взрыв
Движение населения
Иммиграция
Задание с открытым ответом
Объясните наличие крупнейших в мире флотов у Панамы и Либерии.
Безусловно, навыки по работе с тестами формируются у учащихся постепенно, и на первых этапах обучения контроль должен иметь более простую форму и структуру. Так, задания с выбором нескольких вариантов ответа или определением последовательности рекомендуется добавлять в тестирование только с 7-го класса. В курсе географии России уже появляются более сложные задания - например, с таблицами и графиками или на определение явлений и связей между нами. С 10-го класса, получив опыт прохождения ГИА, учащиеся, в целом, готовы к тестам всех видов. Более того, разнообразные тесты необходимо применять, чтобы контроль и оценку учебной работы можно было проводить на разных этапах урока.
Само выполнение тестовых заданий может осуществляться по-разному. В одних случаях они выполняются в парной работе, и при этом организуется взаимоконтроль; для этих целей обычно используются тесты соответствия и логического ранжирования. В других случаях тестовые задания могут обсуждаться фронтально, что позволит развить у учащихся монологическую речь; в таком случае чаще используются тесты утверждения и дополнения. Среди тестовых заданий бывают и такие, при выполнении которых учащиеся осуществляют самоконтроль по определенному разделу темы с подсчетом итогового балла. На наш взгляд, для поддержания интереса учащихся к образовательному процессу необходимо комбинировать различные варианты тестовых заданий в контроле знаний и использовать несколько видов тестирования, не забывая про необходимое развитие межпредметных связей - в таком случае оценивание будет наиболее корректным и мотивирующим.
Список используемой литературы:
1. Аванесов, В. С. Форма тестовых заданий / В. С. Аванесов. - М.: Центр тестирования, 2005. - 156 с.
2. Алексеева, А. А. К истории развития тестирования: от психологии к лингводидактике / А. А. Алексеева // Вестник Московского университета. - 2001. - № 4. - С. 210-215.
3. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1989. -
192 с.
4. Бесстрашнова, Н. А. Тестовые технологии на уроках географии / Н. А. Бесстрашнова // «Первое сентября». - 2009. - № 1. - С. 41-47.
5. Майоров, А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования / А. Н. Майоров. - М.: Интеллект-Центр, 2001. - 296 с.
6. Майоров, А. Н. Тесты и их виды. Тесты достижений / А. Н. Майоров // Школьные технологии. -1998. - № 4. - С. 176-189.
7. Подласый, И. П. Педагогика: Учебное пособие для высших педагогических учебных заведений / И. П. Подласый. - М.: Просвещение, 1996. - 630 с.
8. Российская педагогическая энциклопедия: Том 2. / под ред. В. Г. Панова. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. - 670 с.
9. Тестовый контроль в системе рейтинга / А. Н. Щапов [и др.] // Высшее образование в России. - 1995. - №3. - С. 100-103.
10. Фромберг, А. Э. Методика составления и проведения тестов по географии / А. Э. Фромберг // География в школе. - 2002. - № 5.
11. Хлебосолова, О. А. Оценка качества школьного географического образования в условиях управления качеством образовательного процесса: автореферат диссертации доктора педагогических наук. -13.00.02 / О. А. Хлебосолова; МГГУ имени М. А. Шолохова. - М., 2008. - 47 с.