ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
УДК 796.323-05.072.2+371.261 В. Н. ПРИТЫКИН
Омская государственная медицинская академия
ТЕСТИРОВАНИЕ БАСКЕТБОЛИСТОВ С ПОМОЩЬЮ
КОРРЕКТОРА ТРАЕКТОРИЙ__________________________
Для повышения точности штрафных бросков предложен корректор траектории полета баскетбольного мяча. Корректор позволяет изменять, выбирать и стабилизировать необходимые параметры броска. Тестирование баскетболистов с помощью корректора траектории используется для определения рейтинга снайперских способностей игроков команды.
Ключевые слова: баскетбол, точность бросков, корректор траектории, тестирование, рейтинг игроков.
Современный баскетбол предъявляет повышенные требования к овладению спортсменами различными способами бросков мяча по кольцу, в том числе к умению бросающего изменять, выбирать и сохранять оптимальные параметры полета «снаряда» в цель в зависимости от игровой ситуации. Для решения поставленной задачи спроектирован и изготовлен теоретически обоснованный корректор траекторий полета баскетбольного мяча для штрафного броска с учётом базовых положений методологии создания тренажёрных средств в спортивных играх [1].
В основе решения при проектировании корректора выбраны теоретически полученные параметры полета баскетбольного мяча по характерным траекториям [2], отвечающим следующим условиям:
1. Возможность выполнения бросков по самым низким траекториям, для которых угол входа а равен 20° и поражаемая площадь в плоскости кольца стремится к нулю.
2. Выполнение штрафных бросков по оптимальным траекториям, для которых угол входа а равен 54° и О1 (объемноугловой размер цели) достигает максимального значения [3].
3. Выполнение бросков по высоким траекториям, при которых сохраняется стабильная техника движений баскетболиста.
Корректор траекторий состоит из двух основных элементов:
1 — кольцо-ограничитель высоких траекто-рий;
2 — дуга-ограничитель низких траекторий.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012
Оба элемента обеспечивают постоянство угла входа а = 54°, при котором О (объемноугловой размер цели) достигает максимального значения.
С целью стандартизации элементов корректора при его конструировании был выбран вариант использования в качестве корректора высоких траекторий стандартного баскетбольного кольца, которое устанавливается на высоте 700 мм над основным кольцом. Дуга-ограничитель выполнена так же как и стандартные баскетбольные кольца, из металлического прутка диаметром 20 мм, основным радиусом изгиба 590 мм. Габаритные размеры дуги составляют 835x1240 мм. На двух концах дуги выполнена резьба М20. Круглыми упорами с косынками дуга-ограничитель упирается в баскетбольный щит и с помощью специальных крепежных ручек и пружинных шайб прочно закрепляется на тренировочном щите (рис. 1).
Постановочный эксперимент проводился на мужской сборной команде Омской государственной медицинской академии — 16 испытуемых второго спортивного разряда. Эксперимент состоял из 2-х этапов. В каждом из этапов испытуемые выполняли по 300 штрафных бросков:
— 100 бросков по низкой траектории — 2-я траектория;
— 100 бросков по средней (оптимальной) траектории — 1-я траектория;
— 100 бросков по высокой траектории — 3-я траектория.
Броски по 2-й и 1-й траекториям осуществлялись в основное стандартное кольцо, а броски по 3-й траектории выполнялись в верхнее баскетбольное кольцо, являющееся одновременно корректором высоких траекторий. Штрафные броски проводили в парах. Тестируемый игрок с подающим мячи спортсменом менялись местами через каждые 10 бросков. В один тренировочный день испытуемые производили по 100 бросков. Микроцикл составлял четыре занятия в неделю. Броски 2-х этапов были выполнены в течение 2-х микроциклов.
На 1-м этапе эксперимента испытуемые осуществляли в одном занятии 100 штрафных бросков с одинаковыми параметрами — без изменения номера траектории.
На 2-м этапе спортсмены выполняли броски с постоянным чередованием номеров траекторий через каждые 10 бросков в следующей последовательности: 2-я траектория ® 1-я ® 3-я ® 2-я ® и т.д.
Для регистрации результатов штрафных бросков был разработан специальный протокол, состоящий
из следующих разделов: 1) данные испытуемого; 2) две таблицы результатов и условные обозначения траекторий полета баскетбольного мяча; 3) десять горизонтальных проекций корректора траекторий для графического фиксирования результатов и образец записи бросков (рис. 2).
Результаты штрафных бросков на корректоре траекторий полета баскетбольного мяча 16-ти испытуемых представлены в таблице.
Анализ результатов штрафных бросков, выполняемых по трем различным траекториям, показал, что на 1-м этапе процент реализации данных бросков 16-ю испытуемыми второго разряда больше на 2,5 % по сравнению со 2-м этапом исполнения этих же бросков в том же количестве.
Для определения достоверности снижения результата (% реализации штрафных бросков на корректоре траекторий для 2-х вариантов их выполнения) проводилось сравнение 2-х выборочных значений для связанных выборок [4].
где <3 — среднее арифметическое разностей;
— стандартное отклонение средней разностей;
1 = 2,689;
I =2 131
и,05 2,131
Поскольку I >1005 (Р. <0,05), поэтому наблюдаемое различие по количеству попаданий со штрафного броска (в процентах) является статистически значимым на уровне значимости 0,05(Р.< 0,05).
Таким образом, постоянная смена параметров траектории снижает точность баскетбольных бросков.
Сумма результатов 2-х этапов позволила установить рейтинг снайперских способностей членов баскетбольной команды (таблица).
Относительно средней арифметической суммы 2-х этапов (200,2) восемь баскетболистов показали от 205 до 285 попаданий из 600 бросков, что соответствует диапазону от 34,2 % до 47,5 %. Остальные спортсмены достигли результата менее 200 попаданий. Восемь баскетболистов реализовали от 88 до 196 попаданий также из 600 штрафных бросков, что представляет диапазон от 14,7 % до 32,7 %. При этом в первую восьмерку вошли три баскетболиста стартового состава команды: это испытуемые под номерами 1, 4 и 6. Остальные два игрока первой пятерки расположились в нижней восьмерке под номерами 10 и 11.
195
Результаты штрафных бросков на корректоре траекторий и рейтинг снайперских способностей игроков
№ п/п Фамилия, имя Амплуа игрока 1-й этап 2-й этап (1 Е 2-х этапов Рейтинг игрока
22 I2 З2 I % 22 I2 З2 I %
1 С-о И. 1-2 19 66 57 142 47,3 24 59 60 143 47,7 -0,4 285 1
2 Х-в Н. 3 32 54 65 151 50,3 14 54 59 127 42,3 8,0 278 2
3 П-в Г. 4 23 52 65 140 46,7 22 43 60 125 41,7 5,0 265 3
4 Г-в Я. 5 36 56 40 132 44,0 19 53 33 105 35,0 9,0 237 4
5 3-н С. 1 26 50 45 121 40,3 22 48 34 104 34,7 5,6 225 5
6 С-н И. 3 16 53 41 110 36,7 9 51 45 105 35,0 1,7 215 6
7 К-в А. 4 11 44 45 100 33,3 12 41 52 105 35,0 - 1,7 205 со 1 |>
8 К-н В. 1 19 22 56 97 32,3 20 39 49 108 36,0 -3,7 205 со 1 |>
9 М-н А 3 12 44 48 104 34,7 14 37 41 92 30,7 4,0 196 9
10 С-н В. 1 15 41 45 101 33,7 16 31 38 85 28,3 5,4 186 10
11 Б-т М. 5 14 40 39 93 31,0 8 40 41 89 29,7 1,3 182 11
12 Е-о А. 4 22 22 45 89 29,7 19 31 38 88 29,3 0,4 177 12
13 3-й В. 2 16 29 36 81 27,0 18 33 40 91 30,3 -3,3 172 13
14 О-в С. 2 20 18 41 79 26,3 17 21 29 67 22,3 4,0 146 14
15 К-в А. 1-2 16 8 50 74 24,7 18 21 28 67 22,3 2,4 141 15
16 Г-в И. 3 11 4 31 46 15,3 9 6 27 42 14,0 1,3 88 16
X 19,3 37,7 46,8 103,8 34,6 16,3 38 42,1 96,4 32,1 2,5 200,2
1<ЮЫЭ И У<ШЯУЛЯ ВУЮЭЬИ£ИФ
гюг <гЮ 9»м иинюэя итньлун ииюио
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012
В данном случае полученный рейтинг является дополнительным информационным показателем для определения и формирования основного состава спортивной команды. С учетом амплуа баскетболистов тренерскому коллективу реально рассмотреть следующие перестановки игроков в команде для оптимизации стартовой пятерки:
— вместо защитника (игрок номер 10) поставить игрока номер 5, у которого реализация штрафных бросков на корректоре траекторий выше на 6,5 %, или игрока периметра (номер 2), имеющего результат этих же бросков выше на 15,3 %;
— на место центрового номер 11 планировать игрока номер 7, у которого реализация бросков больше на 3,9 %, или опробовать другого центрового номер 3, имеющего также выше результат штрафных бросков на 13,9 %.
Предложенный подход обоснованно активизирует здоровую конкуренцию внутри спортивного коллектива и стимулирует игроков к совершенствованию баскетбольных бросков.
Сравним результаты штрафных бросков одинаковых траекторий.
Среднеарифметическое значение результатов штрафных бросков, выполненных по 2-й (низкой) траектории, на 1-м этапе составило 19,3 %, что на 3 % выше показателей 2-го этапа.
Аналогичные результаты для 3-ей (высокой) траектории составили 46,8 % на 1-м этапе против 42,1 % на 2-м этапе.
Среднеарифметическое значение результатов 1-го и 2-го этапов для 1-й (средней) траектории практически не изменилось и составило 37,7 и 38,0 % соответственно.
Выводы:
1. Низкий процент реализации штрафных бросков по траектории № 2 экспериментально доказывает, что поражаемая цель в плоскости кольца для низких траекторий имеет маленькие значения и ее центр смещен к дальней дуге относительно геометрического центра кольца до 15 см. Реализовать бросок по данной траектории возможно только с отскоком мяча от дальней дуги баскетбольного кольца.
2. Стабильность показателей штрафных бросков для траектории № 1 двух этапов подтверждает, что баскетболисты в большинстве случаев выполняют броски с параметрами, близкими к параметрам средней траектории.
3. Точность штрафных бросков 3-й траектории выше, чем 1-й траектории, на 9,1 % и 4,1 % для 1-го и 2-го этапов соответственно. Это объясняется более стесненными условиями выполнения бросков 1-й траектории. Основные элементы корректора отсе-
кают как низкие, так и высокие траектории, близко расположенные к рекомендуемым параметрам.
4. Полученные результаты определения снайперских способностей баскетболистов подтвердили пригодность корректора траекторий полета мяча для тестирования спортсменов с целью установления их броскового рейтинга в команде. Данная информация помогает тренерам при оптимизации основного состава баскетбольной команды.
5. Результаты тестирования показали, что точность баскетбольных бросков зависит от параметров траектории полета мяча и предложенный корректор необходим для изменения, выбора и сохранения оптимальных параметров траектории, соответствующих игровой ситуации.
Примечания
1 Й — объемноугловой размер цели, стерадиан. Й = р8та/1Д где Б — площадь цели, лежащая в плоскости кольца, при попадании мяча в кольцо при проходе его центра в любую точку этой цели; а — угол атаки (входа в кольцо); Ь — длина траектории полета мяча, приходящаяся в центр площади Б.
2 1, 2 и 3 в таблице — номер траекторий, по которым выполнялись штрафные броски в эксперименте.
3 Амплуа игрока: 1, 2 — защитники; 3, 4 — форварды; 5 — центровые.
Библиографический список
1. Гераськин А. А. Методология создания тренажёрных средств в спортивных играх / А. А. Гераськин, А. В. Родионов // Теория и практика физической культуры. — 2005. — № 10. — С. 33-35.
2. Притыкин В. Н. Организационная структура комплексных методик технико-тактической подготовки в баскетболе /
B. Н. Притыкин, Н. С. Морозова, С. В. Сухарев // Теория и практика физической культуры. — 2009. — № 2. — С. 38-41.
3. Определение оптимальных траекторий полёта мяча и характеристик цели в баскетболе при бросках по кольцу со средних и дальних дистанций / В. Н. Притыкин [и др.] // Теория и практика физической культуры. — 1996. — № 10. —
C. 48 — 54.
4. Основы математической статистики : учеб. пос. для ин-тов физ. культуры / Под ред. В. С. Иванова. — М., 1990. — 176 с.
ПРИТЫКИН Виталий Николаевич, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), заведующий кафедрой физической культуры.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 19.09.2012 г.
© В. Н. Притыкин
Книжная полка
Физическая культура / Под ред. М. Я. Виленского. - 2-е изд., стер. - М. : КноРус, 2013. - 424 с. - ISBN 978-5-406-02676-2.
Раскрывает содержание личностно ориентированного образовательного процесса по дисциплине «Физическая культура». Представленный материал по теоретическому, методико-практическому и практическому разделам программы способствует профессионально-личностному саморазвитию студента, овладению ценностями физической культуры как основы сохранения и укрепления здоровья, здорового образа жизни, физического совершенствования. Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения. Для студентов бакалавриата высших учебных заведений. Может быть использован преподавателями физической культуры для повышения квалификации.