Научная статья на тему 'Тест «Рука» в психодиагностике личностной дезадаптации у детей-сирот'

Тест «Рука» в психодиагностике личностной дезадаптации у детей-сирот Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2267
296
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ-СИРОТЫ / ТЕСТ "РУКА" / ПОВЕДЕНИЕ / АДАПТАЦИЯ / "HAND" TEST / CHILDREN-ORPHANS / BEHAVIOR / ADAPTATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ахметова Валерия Валерьевна, Говорин Николай Васильевич, Злова Татьяна Павловна

Сплошным методом были обследованы 194 ребенка, проживающие в детских домах г. Читы. Всем детям был проведен тест «Рука» (адаптированный детский вариант Семаго), и таким же образом изучены личностные характеристики. У 12% детей-сирот определены признаки нарушения общей психической адаптации. Доказана возможность использования методики «Рука» в детской психодиагностике для изучения личностных особенностей, поведения и адаптивного потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ахметова Валерия Валерьевна, Говорин Николай Васильевич, Злова Татьяна Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The «Hand» test in psychodiagnostics of personal adaptation disorders in children-orphans

194 children living in orphanages of Chita city were examined during a complete survey. All children underwent the «Hand» test (Semagos adapted variant for children) and their personal characteristics were studied. It was revealed that 12 per cent of children-orphans have personal adaptation disorders. Effectiveness of «Hand» test in childrens psychodiagnostics for studying personal features, behavior and adaptive potential is proved

Текст научной работы на тему «Тест «Рука» в психодиагностике личностной дезадаптации у детей-сирот»

олигоменореи и вторичной аменореи у девочек-подрос-тков с системной дисплазией соединительной ткани // Акушерство и гинекология. - 2006. - №1. - С. 39-41.

11. Лисенко Т.П. Клинико-гормональные особенности синдрома поликистозных яичников у больных с дисплазией соединительной ткани: автореф. дис. ... канд. мед. наук. - Харьков, 2003. - 42 с.

12. Мартынов А.И., Поляков Ю.Ф., Николаева В.В. Клинико-психологические особенности лиц с синдромом дисплазии соединительной ткани // Рос. мед. вести.

- 1998. - №3. - С. 25-31.

13. Николаева А.А., Николаев К.Ю., Отева Э.А. и др. Дисплазия соединительной ткани и полиорганная патология у детей школьного возраста // Педиатрия. - 2006.

- №2. - С. 89-91.

14. Noczynska A., Wasikowa R. Hyperprolactinemia in children during the peripubertal period - personal observations // J Pediatr Endocrinol Metab. - Oct17 (10). - 2004. - Р. 13991400.

15. Tanner J. Training for family-oriented pediatric care: Issues and options // Pediatr. Clin. North Am. - 1995. - Vol. 42, №1. - P. 193-202.

Координаты для связи с авторами: Генова Оксана Алимовна — ассистент кафедры детских болезней педиатрического факультета ДВГМУ, врач-генетик Института охраны материнства и детства, тел.: 8-(4212)-98-05-91, e-mail: genova7@mail.ru; Ракицкая Елена Викторовна — канд. мед. наук, доцент кафедры детских болезней ДВГМУ, врач-эндокринолог Института охраны материнства и детства, тел.: 8-(4212)-98-05-91; Учакина Раиса Владимировна — доктор биол. наук, профессор, гл. науч. сотрудник НИИ охраны материнства и детства СО РАМН, зав. лабораторией гормональных исследований, тел.: 8-(4212)-98-05-91; Козлов Владимир Кириллович — доктор мед. наук, профессор, засл. деятель науки, член-кор. РАМН, директор НИИ охраны материнства и детства, тел.: 8-(4212)-98-05-35.

□□□

УДК 159.9.07 В.В. Ахметова, Н.В. Говорин, Т.П. Злова

ТЕСТ «РУКА» В ПСИХОДИАГНОСТИКЕ ЛИЧНОСТНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ У ДЕТЕЙ-СИРОТ

Читинская государственная медицинская академия,

672090, ул. Горького, 39а, тел.: 8-(3022)-32-00-85, e-mail: macadem@mail.chita.ru, г. Чита

В последние годы в литературе все чаще обсуждается проблема негативного влияния различных социальных факторов на формирование личности ребенка. При этом в качестве предиктора аномально-личностных свойств и девиантных форм поведения у детей рассматривается материнская депривация [3].

Отмечено, что дети, воспитывающиеся в условиях сиротских учреждений, характеризуются склонностью к делинквентности, алкоголизации, наркотизации, высоким уровнем возбудимости, импульсивности и агрессивности [12]. Кроме того, дети-сироты в большей степени, чем их обычные сверстники, подвержены тревожности, страхам, депрессии и аутоагрессии [8].

Ю.А. Музаевой (2006) доказано наличие социально-психологических особенностей, обусловливающих развитие девиантного поведения у детей-сирот: деструктивной линии решения конфликтных ситуаций, трудностей в построении межличностных отношений, низкого уровня самоконтроля и др. [6]. Детям, воспитывающимся в интернатных учреждениях, необходимо адаптироваться к большому числу людей, у них не удовлетворены многие социальные и эмоциональные потребности, поэтому зачастую они стараются самоутвердиться посредством

нарушения социальных норм [8]. О роли микросоциаль-ной среды в генезе девиантного поведения подростков свидетельствуют также работы О.Г. Сыропятова и со-авт. (1996), О.П. Карповой (1998), В.В. Слюсарь и соавт. (1999), Е.В. Костюхиной (2005), Е.В. Демидовой (2008) и др. Авторы отмечают высокую распространенность зависимости от психоактивных веществ, гетероагрессию и криминальное поведение у подростков из социальнонеблагополучных семей, в том числе родители которых лишены прав, и у подростков — воспитанников интернатных учреждений [4, 5, 7, 10].

Проведенные сотрудниками кафедры психиатрии, наркологии и медицинской психологии Читинской медицинской академии сплошные клинико-эпидемиологические исследования воспитанников детских домов г. Читы показали, что 83% детей-сирот имеют психические отклонения, среди которых преобладают когнитивные расстройства и нарушения поведения [2]. При этом следует отметить высокую распространенность у обследуемых агрессивных тенденций [1].

Целью настоящего исследования было определение личностных особенностей детей-сирот при помощи экспериментально-психологической методики «Рука». Впер-

вые тест «Рука» (Hand test) был опубликован в 1961 г. (Э. Вагнер, Б. Брайклин, З. Пиотровский) и рекомендован для определения агрессивных тенденций взрослых людей. В 1988 г. методика была адаптирована для обследования детей клиническим психологом Н.Я. Семаго [8]. Однако, несмотря на доказанную валидность, указанная методика практически не используется в детской клинической психиатрии. В качестве гипотезы предполагается возможность использования теста «Рука» в комплексной диагностике адаптивных возможностей ребенка. Последнее является важным, поскольку в арсенале психологов имеется лишь ограниченное число методик для диагностики личности в детском возрасте.

Материалы и методы

Сплошным методом были обследованы 194 ребенка в возрасте от 6 до 18 лет, проживающие в детских домах г. Читы. Обследование проводилось непосредственно в детском доме. На основании имеющейся медицинской и социальной документации, на каждого ребенка была заполнена анкета, включающая основные психобиографические сведения, а также результаты экспериментально-психологических и патопсихологических исследований эмоциональной сферы и поведения, которые проводились детям сотрудниками кафедры психиатрии в течение последнего полугода [1]. Стимульный материал теста «Рука» представлялся каждому ребенку индивидуально, а все полученные ответы были отнесены к одной из 9 оценочных категорий: «активность», «пассивность», «тревожность», «агрессивность», «директивность», «коммуникация», «зависимость», «демонстративность» и «физическая дефицитарность» [8]. Затем рассчитывались интегральные личностные показатели (коэффициенты) ожидаемой тревожности / агрессии (Ктр./агр.), общей психологической активности (Какт.) и личностной дезадаптации (Кдез.) по формулам [8]:

акт. + агр. + дир. + дем.

Ктр./агр.=

Какт.

Кдез.

тр. + пас. + зав. + деф.

акт. + агр. + дир. пас. + зав. + деф.

акт. + ком. + 0,5 дир. + 0,5 дем. тр. + пас. + зав.

Статистический анализ проводили при помощи пакета программ Статистика 6.0 с оценкой достоверности результатов по критерию Манна-Уитни и подсчетом коэффициента корреляции Спирмена.

Результаты и обсуждение

Исследование состояло из нескольких этапов. На первом этапе подсчитывали количество ответов по каждой шкале и переводили его в проценты. За 100% брали общее количество ответов. Таким образом, был определен предварительный личностный профиль детей-сирот. Как видно из диаграммы (рис. 1), наиболее часто у детей встречались ответы по шкале «активность» (описание руки, совершающей какое-либо действие, не связанное с общением). Почти у половины обследуемых были выявлены выраженные тенденции и еще у трети — умеренно выраженные.

Резюме

Сплошным методом были обследованы 194 ребенка, проживающие в детских домах г. Читы. Всем детям был проведен тест «Рука» (адаптированный детский вариант Семаго), и таким же образом изучены личностные характеристики. У 12% детей-сирот определены признаки нарушения общей психической адаптации. Доказана возможность использования методики «Рука» в детской психодиагностике для изучения личностных особенностей, поведения и адаптивного потенциала.

Ключевые слова: дети-сироты, тест «Рука», поведение, адаптация.

V.V. Akhmetova, N.V. Govorin, T.P. Zlova

THE «HAND» TEST IN PSYCHODIAGNOSTICS OF PERSONAL ADAPTATION DISORDERS IN CHILDREN-ORPHANS

Chita State Medical Academy, Chita

Summary

194 children living in orphanages of Chita city were examined during a complete survey. All children underwent the «Hand» test (Semago’s adapted variant for children) and their personal characteristics were studied. It was revealed that 12 per cent of children-orphans have personal adaptation disorders. Effectiveness of «Hand» test in children’s psychodiagnostics for studying personal features, behavior and adaptive potential is proved.

Key words: children-orphans, «Hand» test, behavior, adaptation.

Также часто встречались ответы по шкалам «агрессивность» (рука нападающая, наносящая удар или иные повреждения) и «директивность» (ведущая, управляющая или иным образом оказывающая влияние рука). Треть детей дали два и более ответов из этих категорий (рис. 1).

И, наконец, высокие показатели отмечены по шкалам «демонстративность» (рука что-то демонстрирует, нарочито проявляет себя) и «коммуникация» (помимо собственно общения, ответы этой категории выражают потребность в сочувствии). В указанных категориях два и более ответов также дали треть детей (рис. 1).

Наименьшее число ответов пришлось на шкалы «тревожность» (неуверенность и ожидание возможной агрессии со стороны внешнего мира), «дефицитарность» (во взрослом варианте «ущербность» — описание деформированной, больной или поврежденной руки) и «зависимость» (противоположная директивности категория, где рука ищет поддержки или помощи со стороны другого лица) (рис. 1).

Корреляционный анализ показателей основных шкал теста «Рука» выявил наличие отрицательной связи между полярными личностными характеристиками «агрессивность, директивность» и «тревожность, зависимость, дефицитарность» (рис. 2). Указанные связи являются закономерными и отражают основные психологические личностные детерминанты (тенденции).

Коэф. тр./агр.

Директивность

I

Тревожность

оМ Агрессивность

V6* 4 і *** 1 ;; Г

Зависимость | | Дефицитарность

Рис. 2. Корреляционные соотношения выраженности тенденций по основным шкалам теста «Рука»

Примечания. О — отрицательная корреляционная связь; достоверность: * — р<0,02; ** — р<0,01; *** — р<0,001.

О

Коэф. дез.

Коэф. акт.

Рис. 1. Личностный профиль детей по тесту «Рука»

(кол-во ответов из 10), выраженность тенденций Примечания. Активность — акт., пассивность — пас., тревожность — тр., агрессивность — агр., директивность — дир., коммуникация — ком., демонстративность — дем., зависимость — зав., физическая дефицитарность — деф.

Расчет интегрального коэффициента ожидаемой тревожности / агрессии показал, что практически у всех детей (92,7%) независимо от пола и возраста отмечены истинные гетероагрессивные тенденции (Ктр./агр.>1). При этом у мальчиков преобладает агрессия физическая, а у девочек — вербальная и негативизм.

Ожидание агрессии со стороны окружающих и связанная с ней повышенная тревожность (Ктр./агр.<1) были выявлены у небольшой части детей и оказались более выраженными у девочек по сравнению с мальчиками (5,26 против 8,65%; р<0,05). При этом наибольшие гендерные различия показателя были характерны для пубертатного возраста.

Снижение общей психологической активности (Какт.<1) было отмечено в среднем почти у 10% детей, существенно не зависело от возраста и оказалось более выраженным у девочек по сравнению с мальчиками (7,69 против 13,89%; р<0,05).

Признаки общей психической дезадаптации (Кдез.<1) были выявлены у 11,6% детей — воспитанников интернатных учреждений. Гендерных различий выявлено не было, однако отмечена прямая зависимость от возраста: минимальная выраженность у детей дошкольного и младшего школьного возраста, максимальная — у подростков 16-18 лет (8,33 против 20,00% в указанных группах соответственно; р<0,001).

Определены зависимости трех основных интегральных величин (тревожности / агрессии, психологической активности и личностной дезадаптации): положительные корреционные связи каждого из коэффициентов с дву-

Рис. 3. Корреляционные соотношения между основными интегральными коэффициентами теста «Рука» Примечания. (+) — положительная корреляционная связь; достоверность: * — р<0,001.

мя остальными (рис. 3). Получившийся «треугольник» объективно свидетельствует, что высокий уровень агрессивности и психологической активности в целом способствуют лучшей личностной адаптации детей-сирот. Иными словами, агрессия у детей-сирот — это своего рода «защитный» механизм, помогающий приспособиться к социальным условиям детского дома.

Для подтверждения валидности использования теста «Рука» в детской психодиагностике был проведен анализ зависимостей интегральных коэффициентов и показателей патопсихологических и экспериментально-психологических методик, направленных на исследование эмоциональной сферы и поведения у детей [1]. Выявлено наличие положительных связей между значениями коэффициента активности и балльных показателей опросников для диагностики нарушений поведения и гиперактивного расстройства Н.К. Сухотиной [9]. Отмечено также наличие прямой связи последнего и коэффициента тревожности / агрессии (рис. 4). Отрицательные связи выявлены между коэффициентом дезадаптации и показателями детского опросника депрессии GDI (The Children’s Depression Inventory) [13]: чем выше показатель по шкале, тем ниже адаптация. Отрицательная связь между коэффициентом тревожности/агрессии и выраженностью суицидальных тенденций по CDI также закономерна: чем выше тревожность, тем выше суицидальный риск (рис. 4).

Таким образом, полученные результаты убедительно свидетельствуют о возможности использования теста «Рука» в детской психодиагностике. В отличие от основного назначения при работе с взрослым контингентом «...надежно прогнозировать и качественно оценивать такое специфическое свойство личности, как открытое агрессивное поведение...» [11], у детей можно прогнозировать более широкое применение методики для выявления общей психической активности, особенностей поведения, межличностных отношений и адаптивности.

Коэф. акт. Коэф. тр./агр. Коэф. дез.

©

Ne

Опросник “Диагностика гиперактивного р-ва”

Суицидальные

тенденции

О

Опросник “Диагностика Тест детской

1 нарушений поведения” депрессии CDI

Рис. 4. Корреляционные соотношения основных интегральных коэффициентов теста «Рука» и других психологических методик для диагностики эмоциональной сферы Примечания. ©О — положительная и отрицательная корреляционная связь; достовеность: * — р<0,05; ** — р<0,02; *** — р<0,001.

*

t-

Литература

1. Говорин Н.В., Злова Т.П., Ахметова В.В. Особенности эмоциональной сферы и аффективные нарушения у детей-сирот // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. - 2009. - №6. - С. 49-52.

2. Говорин Н.В., Злова Т.П., Ахметова В.В. и др. Эпидемиологические и клинические аспекты психического здоровья детей-сирот // Доктор.Ру. - 2009. - №4. - С. 4952.

3. Девятова О.Е. Пограничные психические расстройства у детей, находящихся в условиях семейной депривации: автореф. дис. ... канд. мед. наук. - М., 2005. - 20 с.

4. Демидова Е. В. Преступность беспризорных детей и социальных сирот. - Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 2007. - 310 с.

5. Карпова О. П. Особенности психического развития подростков — воспитанников детских учреждений интернатного типа // Медицина сегодня и завтра: сб. науч. работ молодых ученых и специалистов. - Харьков, 1998.

- Вып. 3. - С. 58-59.

6. Музаева Ю.А. Проблемные поля основных направлений деятельности социального педагога с детьми девиантного поведения в детском доме // Воспитание и развитие детей, подростков и молодежи в современных условиях: проблемы, подходы и стратегии: мат-лы регион. науч.-практ. конф. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2006. - С. 103-107.

7. Слюсарь В.В., Гайчук Л.М., Серик Т.А. Роль мик-росоциальной среды в генезе делинквентного доведения подростков // Актуальні питания дитячої психіатри в Україні. Реформа психіатричної допомоги дитячому населению Украіни: мат-ли республ. конф. дитячих психїатрів - Харків, 1999. - Вип. 2. - С. 204-206.

8. Смагина Л.И., Воднаева А.К., Сойка Ю.А. и др. Сиротство как социальная проблема [под ред. Л.И. Смаги-ной]. - Минск, 1999. - 144 с.

9. Сухотина Н.К., Егорова Т.И. Оценочные шкалы синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) // Социальная и клиническая психиатрия. - 2008.

- №4. - С. 15-21.

10. Сыропятов О.Г., Дзеружинская Н.А., Коваленко Н.В. Социально-психиатрические аспекты поведенческих нарушений у подростков // История Сабуровой дачи. Успехи психиатрии, неврологии, нейрохирургии и наркологии: сб. науч. работ Украинского НИИ клин. и эксперим. неврологии и психиатрии и Харьковской городской клин. психиатр. больницы №15 (Сабуровой дачи) [под ред. И.И. Кутько, П.Т. Петрюка]. - Харьков, 1996. - Т. 3. - С. 358-359.

11. Тест «Рука». - Режим доступа: http://www.psihologu. info/content/view/-280/35/ (дата обращения 25.07.2010).

12. Янышева В.А., Визель Т.Г., Сенкевич Л.В. и др. Девиантное поведение подростков // Теории и эксперименты. - Тула: ТПГУ, 2007. - 326 с.

13. Kovacs M., Beck A.T. An empirical approach toward a definition of childhood depression // Schulterbrandt J.G., Raskin A. (eds). Depression in childhood: Diagnosis, treatment and conceptual models. N.Y.: Raven, 1977.

Координаты для связи с авторами: Ахметова Валерия Валерьевна — канд. мед. наук, ассистент кафедры психиатрии, наркологии и медицинской психологии ЧГМА, тел.: 8-(3022)-35-53-00, e-mail: eklera2005@yandex.ru; Говорин Николай Васильевич — засл. врач РФ, доктор мед. наук, профессор, зав. кафедрой психиатрии, наркологии и медицинской психологии ЧГМА; Злова Татьяна Павловна

— доктор мед. наук, профессор кафедры психиатрии, наркологии и медицинской психологии ЧГМА.

□□□

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 76.29.47(571.56)

Д.А. Чичахов, Л.И. Вербицкая

ДЕТСКАЯ СМЕРТНОСТЬ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

Медицинский институт Якутского государственного университета им. М.К. Аммосова, 677000, ул. Белинского, 58; Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия), г. Якутск

Изменение экономических условий в последние годы существенно повлияло на образ жизни людей в районах Крайнего Севера России. Вопросы социальной и медицинской поддержки населения на сегодняшний день названы приоритетными в государственной политике Российской Федерации (РФ). Очевидно, что изменения социальных условий проживания являются причиной ухудшения структуры заболеваемости популяции и качества жизни населения в регионах. В первую очередь это относится к детскому населению регионов Севера [1, 6].

Целью данной работы явилось проведение углубленного анализа детской смертности в Республике Саха (Якутия) (РС (Я) за период 1999-2008 гг.

Материалы и методы

Проведен статистический анализ детской смертности за 1999-2008 гг. в РС (Я) по данным ГУ «Якутский республиканский медицинский информационно-аналитический центр», Минздрава РС (Я) и проведен сравнительный анализ с Дальневосточным федеральным

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.