Научная статья на тему 'Тест интеллектуального ресурса (тир01) и его валидизация'

Тест интеллектуального ресурса (тир01) и его валидизация Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
2228
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕСТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РЕСУРСА (ТИР 01) / ОБЪЕКТИВНЫЙ ТЕСТ / КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ / ВАЛИДИЗАЦИЯ / INTELLECTUAL RESOURCE TEST (TIR01) / OBJECTIVE TEST / COMPUTERIZATION / VALIDATION

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Сидоров Константин Рудольфович, Сунцова Яна Сергеевна, Шрейбер Татьяна Викторовна, Бегунов Илья Александрович

В работе излагается подробное описание принципиально нового теста для оценки интеллектуального ресурса: ТИР 01, cозданного на основе модификации целого ряда широко известных диагностических методик: КОТ Э.Ф.Вандерлика и др.; «Сложные аналогии» Э.А. Коробковой; «Исключение лишнего» Б.В. Зейгарник и др.; «Словесный тест» Дж. Барретта; тесты Г. Айзенка; ШТУР К.М. Гуревич и др. Раскрывается содержание теста, включающее пять основных факторов (конкретных способностей): языковые, словесно-логические, физико-математические, аттенционные, пространственные и комбинаторные. Рассматривается компьютерная версия теста и его специфика. Выделяется и анализируется теоретическое основание теста, где в качестве основного подхода используется теория «когнитивного ресурса» В.Н. Дружинина и достижения его исследовательской группы в области изучения интеллекта. Предлагается психометрическое обоснование (валидизация), включающее содержательную (content validity), прогностическую (predictive validity) и конкурентную (concurrent validity) валидность. Обсуждаются практические сферы применения методики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTELLECTUAL RESOURCE TEST (TIR01) AND ITS VALIDATION

A detailed description of a fundamentally new test for evaluating the intellectual resource (TIR01) is presented. This test was created on the basis of modifications of a number of well-known diagnostic methods: KOT by Vanderlik, "Complicated analogies", "Exclusion of an extra term", "Verbal test" by J. Barrett, tests of G. Eysenck, SHTUR. The authors reveal the content of the test, including 5 major factors (specific skills): linguistic, logical-verbal, physical and mathematical, attentional, spatial and combinatorial. The computer version of the test and its specificity are considered. The theoretical background of the test is analyzed using the theory of “cognitive resource” by V.N. Druzhinin as a main approach. Also some achievements of Druzhinin's group in the field of intelligence study are used. The authors suggest a psychometric validation of the test, including content validity, predictive validity and concurrent validity. The practical scope of the test application is discussed.

Текст научной работы на тему «Тест интеллектуального ресурса (тир01) и его валидизация»

УДК 159.9.072 (045)

К.Р. Сидоров, Я. С. Сунцова, Т.В. Шрейбер, И.А. Бегунов

ТЕСТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РЕСУРСА (ТИР01) И ЕГО ВАЛИДИЗАЦИЯ

В работе излагается подробное описание принципиально нового теста для оценки интеллектуального ресурса: ТИР 01, созданного на основе модификации целого ряда широко известных диагностических методик: КОТ Э.Ф.Вандерлика и др.; «Сложные аналогии» Э.А. Коробковой; «Исключение лишнего» Б.В. Зейгарник и др.; «Словесный тест» Дж. Барретта; тесты Г. Айзенка; ШТУР К.М. Гуревич и др. Раскрывается содержание теста, включающее пять основных факторов (конкретных способностей): языковые, словесно-логические, физико-математические, аттенционные, пространственные и комбинаторные. Рассматривается компьютерная версия теста и его специфика. Выделяется и анализируется теоретическое основание теста, где в качестве основного подхода используется теория «когнитивного ресурса» В.Н. Дружинина и достижения его исследовательской группы в области изучения интеллекта. Предлагается психометрическое обоснование (валидизация), включающее содержательную (content validity), прогностическую (predictive validity) и конкурентную (concurrent validity) валидность. Обсуждаются практические сферы применения методики.

Ключевые слова: тест интеллектуального ресурса (ТИР 01); объективный тест; компьютеризация, валидизация.

Проблема оценки, измерения интеллекта, интеллектуальной активности, когнитивных способностей, интеллектуального потенциала достаточно разработана, поскольку уже первые измерительные инструменты в психологии были предназначены именно для изучения интеллектуальных свойств, мышления человека.

В современной диагностике все основные методики измерения интеллекта созданы на западе и многие из них адаптированы в нашей стране. Это - «Прогрессивные матрицы Д. Равена»; тест, свободный от культуры (Р. Кэттелл); тесты Г. Айзенка; тест структуры интеллекта (ТСИ) Р. Амтхауэра и др. Различия зарубежных методик во многом основаны на разных теоретических основаниях («энергетическая метафора» или общая «умственная энергия Ч. Спирмена; «Скоростная метафора» Г. Айзенка [7. С. 50]; многофакторный подход Л. Терстоуна и т.д). Но, независимо от теоретических оснований и, как следствия, структуры, содержания тестовых задач и специфики проведения методик, как правило, все зарубежные тесты основаны на статистических нормах.

Отечественная диагностика интеллекта и умственного развития представлена критериально-ориентированными тестами ШТУР (школьный тест умственного развития К.М. Гуревича и др., 1986, 1997), АСТУР (абитуриентов и старшеклассников тест умственного развития К.М. Гуревича и др., 1995), ТУРП (тест умственного развития подростков Л.И. Тепловой, 2000). Все перечисленные выше методики были разработаны с учётом содержания изучаемых детьми учебных предметов и циклов с ориентацией не на статистическую норму, а на социально-психологический норматив.

На современном этапе развития психодиагностики актуальна разработка универсальных, многофункциональных, минимально зависимых от направленности и содержания обучения инструментов измерения интеллектуального ресурса, на основе которых можно прогнозировать развитие и успешность человека в решении различных видов и типов жизненных и профессиональных задач. Попыткой решения этой сложной диагностической задачи и стала разработка теста ТИР01.

1. Содержание теста интеллектуального ресурса (ТИР 01) и его компьютерная версия

Конструирование К.Р. Сидорова, Я.С. Сунцовой, Т.В. Шрейбер, А.В. Фефилова (2012). Компьютерный вариант И.А. Бегунова (2013).

Тестирование можно осуществить с сайта малого инновационного предприятия ФГБОУ ВПО УдГУ «Психодиагностика способностей, личностного и профессионального роста» (http://www.test-potential.ru)

Назначение и сфера применения: оценка интеллектуального ресурса учащихся 7-11 классов для определения профиля класса/будущей профессии (профориентационная деятельность в учебных заведениях). Тест может быть использован также для диагностики лиц среднего возраста при профотборе, расстановке кадров, оценке профессионально-психологического потенциала личности, пла-

2014. Вып. 4

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

нировании профессионального роста и карьеры работника. Методика может быть полезна и в целях самопознания (консультативная практика).

Вид теста: объективный.

Структура теста: состоит из пяти серий: A, B, C, D, E по 12 задач в каждой. Общее время выполнения теста - 40-50 минут.

Описание тестовых задач по сериям:

А: языковые способности (все из теста КОТ Вандерлика) [3].

12 задач: 9 заданий на анализ слов по значению (1-4; 6; 8; 10-12); 3 задания на анализ предложений, содержащих определенный смысл (5; 7; 9).

В: словесно-логические способности (тест КОТ Вандерлика, методика «Сложные аналогии», методика «Исключение лишнего» [3], «Словесный тест» Дж. Барретта (модификация А.В. Фефилова) [10]).

12 логических задач: 6 заданий словесно-логических (1-4; 11; 12); 3 задания на исключение лишнего (5-7); 3 задания на установление отношений (8-10).

C: физико-математические способности

12 логических задач: 7 логико-математических задач, требующих счетно-вычислительных способностей (4; 6-9; 11; 12; все из теста КОТ Вандерлика) [3]; 2 задачи: логические ряды, в которых необходимо установить закономерность (10 из теста КОТ Вандерлика [3], 5 задача составлена самостоятельно, 3 логические задачи на материале физики.

D: аттенционные способности (продуктивность внимания)

12 задач на внимательность: 4 задачи на сравнение элементов и установление отличий (из теста КОТ Вандерлика: 1-4) [3]; 8 задач (5-12) на нахождение закономерности в чередовании фигур на основе анализа сходства и различий элементов фигур - из тестов Г. Айзенка) [2].

E: комбинаторные и пространственные способности

12 логических задач: 1-3 анализ и сравнение геометрических фигур (КОТ Вандерлика) [3]; 4-7; 12 - комбинаторные способности; 8-11 - пространственные способности (ШТУР) [5].

Интерпретация результатов по субтестам ТИР 01

субтест диагностируемые способности

1 субтест А: языковые способности - способность использовать систему языка, речи как средства оформления мыслей - способность употреблять и использовать предписанные правила по анализу элементов языка, использовать понятия, логические конструкций - способность к полноте понимания смысла понятий и выражений

2 субтест В: словесно-логические способности - способность осуществлять операции обобщения по существенным признакам, абстрагируясь от ситуационных признаков - способность дифференцировать существенные признаки предметов и явлений и несущественные, второстепенные - способность находить и устанавливать аналогии - способность устанавливать логические связи и отношения, выявлять характер связей и отношений между понятиями, уходить от конкретных ассоциаций - способность классифицировать объекты по родовидовым признакам - способность делать логические заключения оперируя понятиями

3 субтест С: физико- математические способности - способность исследовать, классифицировать категории и предметы, выявлять отношения между символами и понятиями путем манипулирования ими - способность быстро решать формализуемые проблемы - вычислительные способности - способность устанавливать, выявлять закономерности в числовых рядах - способность разбираться в чертежах, схемах технических устройств и их работе

4 субтест D: аттенционные способности (продуктивность внимания) - способность обеспечивать эффективность деятельности путем вложения энергетических ресурсов переработки информации - способность к быстрому и точному восприятию деталей, сходств и различий в изображениях - способность упорядочивать имеющуюся и поступающую извне информацию - способность произвольно управлять своим вниманием

Окончание табл.

5 субтест

Е: комбинаторные и пространственные способности

- способность к пространственным представлениям (воспринимать и создавать зрительно-пространственные композиции, иначе говоря, к построению образа высокой дифференциации)

- способность к поиску и нахождению разнообразных соединений, перестановок, размещений данных или заданных частей и элементов в порядке и отношениях, определенных целью и условиями задачи

- способность к быстрому восприятию пространственных отношений (продуктивность деятельности как результат: узнавание плоских геометрических фигур)

- способность к мысленному манипулированию зрительными представлениями в трехмерном пространстве

- способность производить видоизменение, трансформацию исходных образов, созданных на различной наглядной основе, и создавать новые образы, отличные от исходных

Обработка результатов и интерпретация. Баллы подсчитываются в каждой серии отдельно с помощью ключа. Результативность выполнения каждой серии указывает на уровень развития отдельных способностей, конкретизированных нами (специальных способностей). Результаты могут быть отражены в форме диагностического профиля, где фиксируются абсолютные нормативы обследуемого. Предлагаются теоретические нормы к тесту (критерии оценки продуктивности отдельных серий и теста в целом): 0-4: низкий уровень развития способностей и/или интеллектуального ресурса; 5-8: средний уровень; 9-12: высокий уровень. Они получены простым делением числа 12 (максимальное число решенных задач в каждой серии отдельно) на 3 (три уровня для вынесения психодиагностического вывода: низкий, средний и высокий). Можно оценить и общий интеллектуальный ресурс. Максимальное число решенных задач по всему тесту составляет число 60; при делении индивидуального общего результата на 5 (пять серий) мы можем получить балл, который соответствует 12 ранговой шкале, используемой нами для оценки продуктивности отдельных интеллектуальных способностей. Это и есть показатель общего интеллектуального ресурса.

12 10

8

6

4 -

2

О

А В С □ Е

Рис. Пример индивидуального психодиагностического профиля по 5 сериям (учащийся 9 класса).

Рассмотрим содержание высокого уровня развития конкретных интеллектуальных способностей.

Вербальные способности (языковые и словесно-логические). Языковые способности позволяют ученику следующее: использовать систему языка, речи как средства оформления собственных мыслей; употреблять и использовать предписанные правила анализа элементов языка; использовать понятия, логические конструкций для построения собственных мыслей и речи; понимать во всей полноте смысл понятий и выражений. Словесно-логические способности позволяют осуществлять

2014. Вып. 4

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

операции обобщения и абстрагирования: учащийся способен дифференцировать существенные признаки предметов и явлений и - несущественные, второстепенные; определять общее, строить обобщения по существенным признакам, абстрагируясь от ситуационных признаков; способен исключать лишнее, искать аналогии, устанавливать отношения, классифицировать объекты по родовидовым признакам. Учащийся способен делать логические заключения, оперируя понятиями, выявлять характер связей и отношений между ними, уходить от конкретных ассоциаций. Понимает сложные логические отношения, выделяет абстрактные связи.

Физико-математические способности позволяют ученику исследовать и классифицировать категории и предметы; выявлять отношения между символами и понятиями путем манипулирования ими; осуществлять счетные вычисления; устанавливать, выявлять закономерности в числовых рядах; разбираться в чертежах, схемах технических устройств и в их работе.

Аттенционные способности (продуктивность внимания). Результаты по этому признаку позволяют оценить количество энергетических ресурсов, вкладываемых учащимся в переработку информации при выполнении деятельности. Чем выше результат, тем больше ресурсов затрачено и тем лучше переработка информации (ее восприятие, осмысление, запоминание и т.д.), а значит и эффективность деятельности.

Высокий результат указывает на способность к быстрому и точному восприятию деталей, сходств и различий в изображениях; на способность упорядочивать имеющуюся извне информацию и произвольно управлять своим вниманием. Учащиеся, получившие высокий результат по данному субтесту внимательны при выполнении различных заданий, особенно, требующих участия зрения (зрительной модальности). Внимательные учащиеся при выполнении учебных задач допускают меньше ошибок по сравнению с невнимательными, и это одно из условий достижения высоких результатов в учебной деятельности.

Пространственные и комбинаторные способности. Способность к пространственным построениям позволяет учащемуся воспринимать и создавать зрительно-пространственные композиции, решать задачи, требующие ориентации в пространстве. Этот вид способностей позволяет учащемуся оперировать образами, в которых фиксируются пространственные свойства и отношения предметов и явлений. Оперируя исходными образами, созданными на различной наглядной основе, учащийся способен видоизменять их, трансформировать и создавать новые образы, отличные от исходных.

Комбинаторные способности позволяют учащемуся использовать систему способов, приемов поиска и нахождения разнообразных соединений, перестановок, сочетаний, размещений данных или заданных частей и элементов в порядке и отношениях, определенных целью и условиями какой-то задачи; выявлять связи между элементами, сверять с образцами.

Компьютерная специфика теста. Пакет представляет собой веб-систему, позволяющую проводить тестирование в режиме он-лайн, в ходе которого тестирующемуся последовательно предлагаются задания тестовых блоков. Разрешается перемещение между отдельными заданиями внутри текущего блока и изменение ответов. Порядок же следования блоков фиксирован - переход к каждому последующему возможен только после прохождения предыдущего, возврат к пройденному блоку невозможен. Также ограничено время, отведенное на прохождение каждого отдельного блока (оно зависит от уровня испытуемого). Возможность перерыва при прохождении теста предусмотрена только между блоками, то есть в момент, когда тестируемый еще не получил следующего задания и уже не может изменить свои предыдущие ответы. Идентификация пользователя и фиксация всех его действий позволяют предотвратить возможные нарушения при прохождении теста, например: попытки увеличения времени на выполнение теста, коллективное выполнение тестовых заданий одного испытуемого с двух и более компьютеров и т.п. Кроме того, фиксация действий тестируемых позволяет при необходимости получить целый ряд аналитических данных, например: выявить задания, потребовавшие наибольшего или наименьшего времени; какие задания чаще оставлялись «на потом» и т.п.

2. Теоретические основания теста

Основания ТИРа базируются на психометрическом подходе, развиваемом последователями Ч. Спирмена и Л. Терстоуна. Несмотря на то, что модели интеллекта их как основателей психометрического направления существенно различаются, тем не менее, есть ряд положений, которые сегодня разделяет большинство ученых. Рассмотрим эти положения по порядку.

1. Признается существование генерального фактора G как общего интеллекта, выделенного еще Ч. Спирменом с помощью факторного анализа [6].

Основанием построения ТИР01 (конкретно: подсчета показателя общего интеллектуального ресурса) послужила теория В.Н. Дружинина, который для обозначения общего интеллекта вводит понятие «когнитивный ресурс» (используя для этого «информационную метафору»), являющийся интегральной характеристикой, лимитирующей умственные усилия [7]. Справедливости ради отметим, что, согласно Ч. Спирмену, для измерения фактора G лучше всего применять задачи на выявление абстрактных отношений [7]. Признавая это положение верным, мы считаем, что тест интеллектуального ресурса (ТИР01) создавался как состоящий из множества специфических факторов, обеспечивающих определенный вклад в результативность деятельности. Субтесты ТИРа отражают уровень развития отдельных когнитивных способностей. Однако оценка общего когнитивного ресурса вполне возможна в том случае, если результаты по всем субтестам суммируются и делятся на 5 (поскольку заявлено 5 факторов). В итоге получается общий показатель, релевантный продуктивности в целом по ТИРу и отражающий когнитивный ресурс субъекта. Заметим также, что диагностика общего интеллекта всегда будет психометрической проблемой. В связи с этим Г. Айзенк даже ввел понятие «психометрический интеллект» [1. С. 112]. Отметим, что когнитивный ресурс представляет собой многомерную, сложно организованную структуру, обеспечивающую вклад в результативность деятельности, соответствующей качеству этой структуры.

2. Многие исследователи указывают на несколько основных подфакторов общего интеллекта, очень близких к групповым факторам, ранее выделенным Ч. Спирменом: числовой, пространственный, вербальный. Так, Р. Амтхауэр указывает на четыре компонента интеллекта: вербальный, счетно-математический, пространственный, мнемический (три из которых аналогичны факторам Спирмена). В известном в США тесте GABT (Special Aptitude Test Battery) используется 9 факторов, 3 из которых близки Спирмену: V - вербальные способности; N - числовые способности; S - пространственные способности [6].

Иначе говоря, интеллект как свойство целостной психики имеет подфакторы, выделяемые по виду когнитивного «кода» [7]. ТИР 01 по содержанию близок к трем групповым факторам Спирмена (подфактора, в нашем понимании): субтесты «А» и «В» относятся к вербальному подфактору; субтест «С» можно отнести к числовому; субтест «Е» - к пространственному.

3. Существующие тесты интеллекта можно условно разделить на 2 группы: 1) тесты «скорости», состоящие из однотипных и близких по сложности задач, время работы с которыми жестко ограничено, и 2) тесты «уровня», где время, которое дается испытуемому, значительно превышает необходимое среднему испытуемому для решения теста и где «измерительной линейкой интеллекта» является шкала сложности задания [6; с. 56]. Тесты «скорости» базируются на одномерном (монометрическом) подходе Г. Айзенка или, как обозначает В.Н. Дружинин (2007), «скоростной метафоре». Ученый выделяет основной индикатор уровня интеллекта - индивидуальную скорость переработки информации. В качестве единицы измерения интеллекта Г. Айзенк предлагает использовать логарифм от времени, затрачиваемого испытуемым на выполнении заданий уровня трудности, при котором решаются все задачи теста [1]. Тесты «уровня» основаны на работах датского математика Г. Раша, создавшего в 1952 г. модели теста, на котором создано семейство вероятностных моделей Ра-ша. Согласно автору, правильность решения теста определяется либо высоким уровнем развития способностей, либо низким уровнем трудности задания. Исследователь использовал свою модель при создании критериальных тестов и ввел единицу измерения, называемую логит, которая в одной шкале измеряет и трудность задания, и способность испытуемого [7].

ТИР01 задумывался как тест «скорости», где время выполнения примерно одинаковых задач по сложности в каждом субтесте ограничено.

Авторы ТИР01 разделяют позицию В.Н. Дружинина, согласно которой интеллект как способность определяется не только скоростью переработки информации центральной нервной системой, но и дифференцированностью индивидуальной психики - числом измерений, которые «усматривает» индивид в реальности [7. С. 97]. Именно поэтому тесты «уровня» могут быть не менее ценны в диагностической практике, чем тесты «скорости». Однако тесты «уровня» требуют дальнейших психометрических исследований и обоснований.

4. Признается также роль внимания в процессе переработки информации.

Р. Стернберг подчеркивает значимость распределения ресурсов внимания относительно важных и неважных этапов задачи и контроля над процессом решения [9]. Согласно В.Н. Дружинину когнитивный ресурс проявляется в ряде предельных показателей (внимание, память) [7].

Вводимый нами в ТИР01 еще один субтест D, измеряющий аттенционные способности (продуктивность внимания) основан на значимости внимания в процессе переработки информации.

Рассматриваемый тест задумывался как многоцелевой инструмент, разрешающий разные практические и научные задачи. Главная идея создания ТИРа заключалась в том, что число факторов может быть как увеличено, так и уменьшено в зависимости от целей обследования/исследования. Однако заметим, что если исключать отдельные факторы из диагностического пакета, то измерение когнитивного ресурса станет ограниченным и будет определяться содержанием только тех факторов, которые остались в пакете. Если же добавлять к основному тесту дополнительные факторы, то информативность теста будет возрастать, но оценка общего когнитивного ресурса по прежнему будет осуществляться подсчетом общего балла, поделенного на общее число факторов.

Таким образом, ТИР представляет собой «сборный конструктор», состоящий из отдельных тестовых заданий - факторов. Сама «сборка» теста, точнее, включение конкретных факторов в тестовую программу, определяется целями тестирования. Отметим: что любые действия, связанные с включением дополнительных или исключением имеющихся факторов по ТИРу, должны быть обоснованы, а новый вариант теста обязательно должен пройти психометрическую проверку.

Исследование валидности субтестов ТИРа или валидизация этой методики и есть задача данного исследования.

3. Психометрическая проверка теста (валидизация)

3.1. Валидность содержательная (content validity) [8] - это основной тип валидности методики, характеризующей степень репрезентативности содержания заданий теста измеряемой области психических свойств [4]. Данный вид валидности представляет интерес при конструировании тестов, когда должен быть точно определен материал, используемый для тестирования [8].

Содержательная валидизация методики была осуществлена в январе 2012 г. На первом этапе работы были выделены отдельные специальные способности, определяющие интеллектуальный ресурс. Далее была разработана модель тестовой деятельности, включающая в себя конкретные тестовые задачи. Следующий этап включал оценку экспертами (из числа разработчиков теста) соответствия заданий теста исследуемой реальности; экспертные оценки при анализе содержания являлись критерием самого теста.

3.2. Валидность прогностическая (predictive validity) [8] содержит информацию, отражающую предсказательную силу методики, выяснение степени обоснованности сформулированного на ее основе ближайшего и более отдаленного прогноза, анализ значимости получаемых в тесте показателей с точки зрения экстраполирования результатов на будущее [4]. Как утверждает П. Клайн, многие специалисты по психометрии, например, Кронбах (Cronbach, 1970), рассматривают прогностическую валидность как наиболее убедительное подтверждение эффективности теста [8].

Предсказательная валидность (термин А. Анастази) в нашем случае предполагает анализ успеваемости (ее прогноз) по результатам ТИРа. Исследование по ТИРу проводилось в марте - апреле 2012 г. Для проверки прогностической валидности ТИРа 01 использовались данные учащихся 7-8 классов Ижевского лицея № 41 г. (всего: 30 человек). Устанавливалась корреляционная связь (метод ранговой корреляции по Спирмену) между отдельными субтестами и четвертными оценками по отдельным предметам за последнюю (четвертую) четверть. Это исследование проводилось в мае 2012 г. Результаты корреляционного анализа уровня р<0,05 приведены ниже:

А: языковые способности и оценки по алгебре и началу анализа (r=0,397);

А: языковые способности и оценки по геометрии (r = 0,383);

А: языковые способности и оценки по биологии (r = 0,416);

В: словесно-логические способности и оценки по информатике (r = 0,371);

C: физико-математические способности и оценки по информатике (r = 0,387);

D: аттенционные способности (продуктивность внимания) и оценки по геометрии (r = 0,385);

D: аттенционные способности (продуктивность внимания) и оценки по биологии (r = 0,512);

D: аттенционные способности (продуктивность внимания) и оценки по информатике (r = 0,369);

E: комбинаторные; пространственные способности и оценки по биологии (r = 0,427);

E: комбинаторные; пространственные способности и оценки по информатике (r = 0,397).

Заметим, что в основном субтесты ТИР 01 связаны с успеваемостью учащихся по дисциплинам точных и естественных наук (информатика, геометрия, алгебра и биология). Особая успешность учащихся при изучении данных предметов достигается благодаря продуктивности внимания, способно-

сти произвольно управлять своим вниманием, быстро и точно воспринимать детали, упорядочивать имеющуюся и поступающую извне информацию. Интересна связь оценок по алгебре, геометрии и биологии с языковыми способностями. Вероятно, наличие языковых способностей позволяет учащимся использовать систему языка для понимания смысла математических и биологических понятий, оформления собственных мыслей для доказательства положений различных теорий. Установлено, что для успешности усвоения знаний в области информатики и биологии важна развитость комбинаторного пространственного мышления, воображения, то есть способность к пространственным представлениям, мысленному манипулированию зрительными образами.

3.3. Конкурентная валидность. Показатель конкурентной валидности (concurrent validity) получают из корреляций с другими валидными тестами, которые предназначены для измерения той же переменной. Данный вид валидности полезен тогда, когда есть неудовлетворительно работающие тесты для измерения некоторых переменных, а новые тесты создаются в попытке улучшить качество измерения [8].

Исследование проводилось в марте 2014 г. В нем участвовали студенты-психологи ИППСТ УдГУ (всего: 33 человека).

Общий балл по ТИРу01 обнаруживает корреляцию с:

- общим баллом по ТСИ Р. Амтхауэра (тест структуры интеллекта): г = 0,462; р=0,007;

- общим баллом по тесту «Прогрессивные матрицы Д. Равена» г = 0,468; р=0,006;

- (со) всеми субтестами самого же ТИРа (р<0,01). Последний случай указывает на то, что итоговый балл, презентирующий общий интеллектуальный ресурс, - это следствие (вклад) всех заявленных в тесте конкретных интеллектуальных способностей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Высокие корреляции общего балла по ТИР01 с общими баллами по другим тестам на интеллект свидетельствуют о том, что измерение общего интеллектуального ресурса по ТИР01 вполне обосновано. Несмотря на то, что в США, начиная с Л.Терстоуна, ведется серьезная критика теории «общего интеллекта», мы считаем, что такое генерализованное образование, как «общий интеллектуальный ресурс», существует, и (вслед за В.Н. Дружининым) полагаем, что представляет собой интегральную характеристику, лимитирующую умственные усилия, и проявляется в ряде предельных показателей (внимание, память). Более того, в данном исследовании не только доказывается существование общего интеллектуального ресурса, но и предлагается один из вариантов его измерения, наряду с тем, что предложил еще Ч. Спирмен.

Далее приводятся также результаты корреляционного анализа отдельных интеллектуальных способностей по ТИРу с интеллектуальными способностями по Тесту структуры интеллекта (ТСИ) Р. Амтхауэра (уровень р<0, 05):

А: языковые способности (ТИР01) и Определение общих черт (ТСИ) (г=0,461);

А: языковые способности (ТИР01) и Аналогии (ТСИ) (г = 0,461);

А: языковые способности (ТИР01) и Задание на способность сосредоточить внимание и сохранить в памяти усвоенное (ТСИ) (г = 0,353);

В: словесно-логические способности (ТИР01) и Определение общих черт (ТСИ) (г=0,471);

C: физико-математические способности и Выбор фигур (ТСИ) (г = 0,387);

C: физико-математические способности и Задание с кубиками (ТСИ) (г = 0,419);

D: аттенционные способности (продуктивность внимания) и Аналогии (ТСИ) (г = 0,461);

Заметим, что почти все субтесты ТИР 01 (исключение составляет субтест Е) положительно связаны с субтестами ТСИ. Очевидны связи между языковыми способностями по ТИР01 и вербальными субтестами ТСИ (определение общих черт, аналогии, вербальное запоминание). Интересна связь между словесно-логическими способностями (ТИР01) и определением общих черт (ТСИ). Словесно-логические способности оценивались с помощью задач на исключение лишнего, установление аналогий, выявление связей и отношений между понятиями. Субтест ТСИ, несмотря на однородность задач (только задания типа исключение лишнего) также позволяет выявить способности к абстрагированию, обобщению и оперированию вербальными понятиями. Таким образом, в ТИР01 мы видим возможности применять одни и те же мыслительные операции на разнородных задачах.

Положительная корреляция физико-математических способностей (ТИР01) и пространственных задач (выбор фигур, задания с кубиками в ТСИ) при отсутствии связи с собственно математическими субтестами ТСИ (арифметические задачи, числовые ряды) можно объяснить тем, что для решения физических задач наиболее важна развитость комбинаторного пространственного мышления, воображения. При выполнении математических заданий ТСИ у тестируемого с гуманитарной направленностью мышления может возникать предварительная негативная установка («все задания однотипные, их много, я не люблю математические задачи и вообще «не дружу» с числами), что исключено при выполнении физико-математических задач в ТИР01.

Также отметим, что тест «Прогрессивные матрицы Д. Равена» и ТСИ Р. Амтхауэра уже достаточно известны и отчасти девалидизированы. Более того, эти инструменты еще и различны по теоретическим основаниям, диагностическим принципам и не позволяют сочетать достоинства двух подходов вместе. Четкие теоретические основания, основанные на совмещении целого ряда положений основных психометрических подходов к интеллекту, продуманная структура ТИР01, его полная компьютеризация (режим онлайн тестирования) и последующая валидизация, как цель данной работы, позволяют утверждать, что новый диагностический инструмент может быть использован для различных научных и практических задач.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Айзенк Г.Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии, 1995, № 1. С. 111-131.

2. Айзенк. Г.Й. Как измерить свой интеллект. Коэффициент IQ / пер. с англ. Н. Кириленко. СПб.: ООО Изд. «Северо-Запад»; Ростов н/Д: Феникс, 2005. 224 с.

3. Альманах психологических тестов. М.: КСП, 1996. 400 с.

4. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер Ком, 1999. 528 с.

5. Гуревич К.М. и др. ШТУР-2: руководство по работе с тестом. М., 1997. 41 с.

6. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 1999. 368 с.

7. Дружинин В.Н. Психология способностей: Избр. труды. М.: Институт психологии РАН, 2007. 541 с.

8. Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. Киев, 1994. 287 с.

9. Стернберг Р. Триархическая теория интеллекта // Иностранная психология. 1996. № 6. С. 54-61.

10. Фефилов А.В. Введение в профессиональную консультацию и диагностику: основные парадигмы и методы исследования: учеб.-методич. пособие. Ижевск, 2009. 96 с.

Поступила в редакцию 18.09.14

K.R. Sidorov, Ya.S. Suntsova, T. V. Shreiber, I.A. Begunov INTELLECTUAL RESOURCE TEST (TIR01) AND ITS VALIDATION

A detailed description of a fundamentally new test for evaluating the intellectual resource (TIR01) is presented. This test was created on the basis of modifications of a number of well-known diagnostic methods: KOT by Vanderlik, "Complicated analogies", "Exclusion of an extra term", "Verbal test" by J. Barrett, tests of G. Eysenck, SHTUR. The authors reveal the content of the test, including 5 major factors (specific skills): linguistic, logical-verbal, physical and mathematical, attentional, spatial and combinatorial. The computer version of the test and its specificity are considered. The theoretical background of the test is analyzed using the theory of "cognitive resource" by V.N. Druzhinin as a main approach. Also some achievements of Druzhinin's group in the field of intelligence study are used. The authors suggest a psychometric validation of the test, including content validity, predictive validity and concurrent validity. The practical scope of the test application is discussed.

Keywords: intellectual resource test (TIR01), objective test, computerization, validation.

Сидоров Константин Рудольфович, кандидат психологических наук, доцент E-mail: kоnstantsid@yandex.ru

Сунцова Яна Сергеевна,

кандидат психологических наук, доцент

E-mail: suntsova_yana@mail.ru

Шрейбер Татьяна Викторовна, кандидат психологических наук, доцент E-mail: tschreiber@yandex.ru

Бегунов Илья Александрович, старший преподаватель E-mail: bgn17@yandex.ru

Sidorov K.R.,

Candidate of Psychology, Associate Professor E-mail: konstantsid@yandex.ru

Suntsova Ya.S.,

Candidate of Psychology, Associate Professor E-mail: suntsova_yana@mail.ru

Shreiber T.V.,

Candidate of Psychology, Associate Professor E-mail: tschreiber@yandex.ru

Begunov I.A., Senior lecturer E-mail: bgn17@yandex.ru

ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 6)

Udmurt State University

426034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya st., 1/6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.