ПСИХОЛОГИЯ
Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. Т. 28, № 2. С. 69-75. ISSN 2073-1426
Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2022, vol. 28, № 2, pp. 69-75. ISSN 2073-1426 Научная статья УДК 159.922.7
https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-2-69-75
ТЕСТ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЛЯ ПОДРОСТКОВ -РАЗРАБОТКА РОССИЙСКОЙ МЕТОДИКИ
Сергиенко Елена Алексеевна, доктор психологических наук, главный научный сотрудник, Институт психологии Российской академии наук, г. Москва, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-4068-9116 Хлевная Елена Анатольевна, доктор экономических наук, кандидат психологических наук, генеральный директор, Лаборатория эмоционального интеллекта, г. Москва, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-0975-6686 Киселева Татьяна Сергеевна, кандидат психологических наук, руководитель отдела разработок, Международная сеть детских центров развития эмоционального интеллекта «ЭИ дети», Москва, Россия, [email protected], https:// orcid.org/0000-0002-3960-5096
Никитина Александра Александровна, методист-аналитик, Лаборатория эмоционального интеллекта, г. Москва, Россия, [email protected]
Осипенко Екатерина Ивановна, руководитель направления исследований и методологии, Лаборатория эмоционального интеллекта, г. Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. Настоящая статья содержит результаты адаптации задачной методики оценки уровня развития эмоционального интеллекта (ЭИ) подростков MSCEIT-YRV (Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence Test-Youth Research Version) на русскоязычной выборке. Адаптация и психометрическая проверка методики проведена на 996 подростках в возрасте от 10 до 17 лет (430 мальчиков и 566 девочек, средний возраст 13,3 лет). Тест позволяет оценить общий уровень развития ЭИ, опытного и стратегического доменов и четырех способностей ЭИ (распознавание эмоций, усиление мышления, понимание эмоций и управление эмоциями). Основные психометрические показатели надежности и валидности MSCEIT-YRV удовлетворяют требованиям стандартизации теста. Также в статье представлены этапы разработки и стандартизации российского теста оценки ЭИ подростков (ТЭИ - П), тест имеет 2 версии: для подростков 10-13 лет и 14-17 лет с одинаковой структурой и количеством вопросов, но различающиеся визуальным и текстовым стимульным материалом, языком изложения. Прототипом нового теста выступили MSCEIT-YRV и ТЭИ (тест эмоционального интеллекта для взрослых), теоретической базой - модель способностей ЭИ Дж. Мэйе-ра, П. Сэловея и Д. Карузо и психоэволюционная теория эмоций Р. Плутчика. Ключевые слова: эмоциональный интеллект, эмоции, способность, подростки, тест, валидность, надежность. Для цитирования: Сергиенко Е.А., Хлевная Е.А., Киселева Т.С., Никитина А.А., Осипенко Е.И. Тест эмоционального интеллекта для подростков - разработка российской методики // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. Т. 28, № 2. С. 69-75. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-2-69-75
Research Article
EMOTIONAL INTELLIGENCE TEST FOR ADOLESCENTS -DEVELOPMENT OF A RUSSIAN-LANGUAGE METHODOLOGY
Elena A. Sergienko, Doctor of Psychology, Professor, Chief Researcher, Institute of Psychology, Russian Academy of Sciences,
[email protected], https://orcid.org/0000-0003-4068-9116 Elena A. Khlevnaya, Doctor of Economics, Candidate of Psychology, CEO, Emotional Intelligence Laboratory, elankha@yandex.
ru, https://orcid.org/0000-0002-0975-6686 Tatiana S. Kiseleva, Candidate of Psychology, Head of the Development Department of the international network of children's centers
for the development of emotional intelligence "EI KIDS", [email protected], https://orcid.org/0000-0002-3960-5096 Alexandra A. Nikitina, methodologist-analyst, Emotional Intelligence Laboratory, [email protected] Ekaterina I. Osipenko, Head of research and methodology, Emotional Intelligence Laboratory, [email protected]
© Сергиенко Е.А., Хлевная Е.А., Киселева Т.С., Никитина А.А., Осипенко Е.И., 2022
Abstract. This paper describes the adaptation of the MSCEIT-YRV (Mayer-Salovey-Caraso Emotional Intelligence Test-Youth Research Version) task methodology for assessing the level of development of emotional intelligence (EI) in adolescents in a Russian-language sample. Nine hundred ninety-six adolescents aged 10 to 17 years (430 boys and 566 girls, mean age of 13.3 years) took part in the adaptation and psychometric testing of the methodology. The test assesses the overall level of development of EI, the experiential and strategic domains, and the four EI abilities (emotion recognition, facilitation of thought, emotion understanding, and emotion management). The main psychometric measures of reliability and validity of the MSCEIT-YRV meet the standardisation requirements of the test. The paper also presents the development and standardisation of the Russian-language test for the assessment of adolescents' EI (EIT - A). The test has two versions: for adolescents aged 10-13 years and 14-17 years. The versions have the same structure and number of questions but differ in the visual and textual stimulus material and language. MSCEIT-YRV and EIT (Emotional Intelligence Test for adults) were the prototypes for the new EIT - A methodology. The theoretical basis of the EIT - A methodology is the EI ability model by J. Mayer, P. Salovey, D. Caruso, and R. Plutchik's psychoevolutionary theory of emotions.
Keywords: emotional intelligence, emotions, ability, adolescents, test, validity, reliability
For citation: Sergienko E.A., Khlevnaya E.A., Kiseleva T.S., Nikitina A.A., Osipenko E.I. Emotional Intelligence Test for Adolescents - Development of a Russian-language Methodology. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2022, vol. 28, № 2, pp. 69-75. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-2-69-75
Йгя многих ученых, исследователей и педагогов становится очевидным, что только системного обучения знаниям явно недостаточно ноценного, а главное, эффективного развития детей, их индивидуальной реализации и успешности в дальнейшей деятельности.
Последовательное и системное развитие эмоционально-интеллектуальных и социальных навыков ребенка становится той необходимой основой, придающей новый потенциал и академическому обучению, и благополучию развития ребенка. Данные программы должны иметь четкую научную основу, методическую базу и верифицированные инструменты оценки достижений и их развития, что позволит получить прогнозируемые практические результаты.
В целом широкомасштабные исследования показывают, что программы развития эмоционального интеллекта (ЭИ) улучшают успеваемость, снижают агрессивное поведение и повышают мотивацию к обучению.
Дж.Д. Хоукинс с коллегами по результатам проведения лонгитюдного исследования установили, что дети с высокоразвитым ЭИ в возрасте 6 лет к 21 году отличаются лучшим физическим здоровьем, имеют более устойчивые и эффективные социальные взаимоотношения, чувствуют себя более благополучно в экономической сфере. После участия в программах развития ЭИ в детском возрасте к 21 году они были более образованными, дальше продвинулись в карьере, совершили меньше криминальных поступков. В дальнейшем исследовании группа ученых также установила, что в долгосрочной перспективе ЭИ повышает вероятность получения высшего образования, успеха в карьере, благополучных, счастливых отношений в семье и на работе, длительного сохранения здоровья, снижает вероятность вовлечения в преступную деятельность [Hawkins и др.: 9].
Исследования последних лет (2020-2021 гг.) показывают схожие результаты, дети и подростки с более высоким уровнем ЭИ лучше справляются с задачами, требующими логического и творческого мышления, например при рассуждении, решении проблем и при принятии решений [Evans, Frissen: 8]; имеют более высокую академическую успеваемость - в основном за счет способностей понимания эмоций [Jolic Marjanovic: 10]; имеют более высокие оценки по математике [Prafitriyani; 14; Siagian и др.: 16]; демонстрируют более продуктивные стили совладания [MacCann C: 11]; лучше усваивают привычки здорового образа жизни [Trigueros: 17].
Данные исследования подчеркивают важный вклад диагностики и развития ЭИ подростков для эффективного обучения и жизнедеятельности ребенка и взрослого в дальнейшем.
Однако, несмотря на множество полученных результатов, в области измерения уровня развития ЭИ подростков как способности долгое время существовали инструменты, измеряющие отдельные способности, такие как распознавание эмоций или понимание эмоций у детей. До 2014 года не существовало комплексного инструмента, который мог бы измерить все 4 способности, составляющие ЭИ, у детей и подростков. В 2014 году в итоге длительной исследовательской работы [Ciarrochi и др.: 6; Mayer и др.: 12; Rivers и др.: 15] авторами теории ЭИ была разработана задачная методика Mayer - Salovey -Caruso Emotional Intelligence Test-Youth Research Version (MSCEIT-YRV), в данный момент являющаяся единственной методикой, измеряющей способности ЭИ подростков в возрасте от 10 до 17 лет с помощью вербальных и невербальных задач [Mayer, Salovey, Caruso: 13].
Так как MSCEIT-YRV является относительно новым и все еще единственным инструментом измерения ЭИ подростков, исследования, подтверждающие
важность ЭИ для подростков, ограничены отсутствием надежного инструментария.
Современные исследования указывают на то, что ЭИ подростков сопряжен с различными показателями эффективности деятельности.
По результатам исследования, рассматривающего уровни развития ЭИ 273 подростков в США, была обнаружена положительная корреляция между баллами MSCEIT-YRV и более здоровым психологическим функционированием и большей социальной компетентностью на основе оценок как учителей, так и учеников, а также показателей академической успеваемости [Rivers и др.: 15].
В лонгитюдном исследовании 213 подростков в возрасте 9-11 лет оценивалась связь между ЭИ и показателями депрессии и одиночества в течение одного года. Полученные данные указывают на то, что более высокие уровни ЭИ как способности, измеренного с помощью MSCEIT-YRV, коррелируют с более низкими уровнями депрессивных симптомов и ощущения одиночества у подростков [Davis и др.: 7]. Сравнение уровней ЭИ у 25 подростков в возрасте 13-17 лет с аутистическим расстройством с уровнями ЭИ 25 подростков, не имеющих такого диагноза, указало на значительно низкий уровень ЭИ у подростков с аутизмом [Boily и др.: 5].
В Российской практике долгое время не существовало русскоязычных инструментов для измерения ЭИ у подростков.
В 2020 году исследователями были получены права на адаптацию теста MSCEIT-YRV и проведен перевод. Психометрическая проверка теста на русскоязычной выборке (996 человек, 430 мальчиков и 566 девочек, средний возраст 13,3 лет, учащиеся школ г. Москвы и других городов России) показала, что Cronbach's alpha общего показателя ЭИ = 0,91, а структурное моделирование выявило удовлетворительные показатели (RMSEA = 0,067, CFI = 0,979, TLI = 0,938, GFI = 0,995) [Сергиенко и др.: 3]. У исследователей к этому времени уже был опыт адаптации методики оценки ЭИ для взрослых MSCEIT [Сергиенко, Ветрова: 1], разработки русскоязычного теста эмоционального интеллекта ТЭИ [Сергиенко и др.: 2] и проведения исследований с ним [Сергиенко и др.: 4].
Исследование проводилось с апреля 2019 года по август 2020 года, включало следующие этапы: подготовительный этап, этап сбора данных и этап обработки данных и стандартизации.
Подготовительный этап включал прямой и обратный перевод теста, утверждение финального перевода с правообладателями теста MSCEIT-YRV, выбор площадок исследования и обучение координаторов. Далее координаторы информировали родителей о возможности ребенку пройти тест на уровень ЭИ. Также
проводились лекции для родителей об ЭИ и его значении в развитии и обучении ребенка. От всех родителей/опекунов подростков, участвовавших в исследовании, было получено письменное согласие.
Исследование проводилось в школах по утвержденному графику проведения и предоставления данных в соответствии со стандартизованной процедурой. Конфиденциальность данных обеспечивалась шифрованием результатов тестирования с помощью уникального кода (ID).
По результатам стандартизации методики MSCEIT-YRV были выявлены «проблемные точки» использования данного теста на русскоязычной выборке: текстовый и визуальный стимульный материал вызывал трудности у части респондентов; ветвь «усиление мышления», состоящая только из пунктов на синестезию, где нужно сопоставить сенсорный опыт (например, цвет, температуру, скорость) с эмоциями, вызывала наибольшую сложность у респондентов и имела сниженные показатели надежности; процедура прямого и обратного переводов привела к смысловым искажениям (например, названий эмоций). Также некоторые задания для детей более младшего возраста, 10-12 лет, вызывали сложности в понимании инструкции и содержания и, в свою очередь, часть заданий казались слишком простыми для респондентов более старшего возраста - 16-17 лет.
После интеграции результатов перевода, адаптации и стандартизации MSCEIT-YRV возникла необходимость создания российского теста оценки ЭИ подростков (ТЭИ-П) с 10-17 лет, учитывающего сложности адаптированной версии MSCEIT-YRV Описание методики «Тест эмоционального интеллекта подростков, ТЭИ - П»
Теоретическими основаниями российской методики ТЭИ - П послужили: концепция ЭИ Дж. Мэйе-ра, П. Сэловея и Д. Карузо [Mayer, Caruso, Salovey: 12] и психоэволюционная теория эмоций Р. Плутчика. В качестве прототипа нового теста выступили адаптированный тест MSCEIT-YRV [Сергиенко и др.: 3] и тест ЭИ для взрослых (ТЭИ) [Сергиенко и др.: 2].
Модель способностей ЭИ - способность обрабатывать информацию об эмоциях своих и других людей, а также использовать эмоции для повышения эффективности мышления и деятельности - включает 2 домена, состоящих из 4 ветвей, за каждой из которых стоит набор определенных способностей: распознавание эмоций, усиление мышления (использование эмоций в решении задач), понимание причин и анализ эмоций, а также управление ими [Mayer и др.: 13].
Тест ТЭИ - П, основанный на способностях, измеряет, насколько хорошо подростки справляются с задачами (школьными и повседневными) и решают проблемы, используя эмоции. В отличие от опросни-
ков, основанных на самоотчете, он является наиболее надежным инструментом оценки.
Конструкты, измеряемые в тесте ТЭИ - П, были разработаны аналогичными тесту MSCEIT-YRV, но с рядом обоснованных изменений. Общая структура ТЭИ - П такая же, как в MSCEIT-YRV (2 домена, 4 ветви), однако тест ТЭИ - П имеет 10 разделов, в то время как тест MSCEIT-YRV не разделяется далее уровней ветвей.
Тест ТЭИ - П имеет 2 версии: для подростков с 10-13 лет и для подростков 14-17 лет. Версии имеют одинаковую структуру и количество вопросов, но различаются визуальным и текстовым сти-мульным материалом, языком изложения, понятным
для каждой возрастной аудитории. В начале теста есть пробное задание, которое позволяет подросткам потренироваться перед выполнением основных заданий теста. Структура теста ТЭИ - П представлена в таблице 1.
Ветвь «Распознавание эмоций» включает задачи на определение эмоций на лицах людей по фотографиям, в определенных ситуациях во взаимодействии по видеофрагментам (взаимодействие со взрослыми и сверстниками) и на распознавание эмоций в картинах. Стимульный материал был подобран в соответствии с возрастом и задачами/проблемами подростков (ссора с родителями, сложности взаимоотношений со сверстниками, конфликты, буллинг).
Таблица 1
Структура теста ТЭИ-П
Общий показатель Два домена четыре ветви Разделы
Эмоциональный интеллект Опытный эмоциональный интеллект 1. Распознавание эмоций Лица Ситуации Изображения (Раздел 1.1) (Раздел 1.2а) (Раздел 1.3)
2. Использование эмоций в решении задач (усиление мышления) Улучшение Ощущения Эмпатия (Раздел 2.1) (Раздел 2.2) (Раздел 2.3)
Стратегический эмоциональный интеллект 3. Понимание и анализ эмоций Изменения Динамика (Раздел 3.1) (Раздел 1.2б)
4. Управление эмоциями Управление своими эмоциями Влияние на эмоции других (Раздел 4.1) (Раздел 4.2)
Рис. 1. Пример задания раздела «Ситуации», версия 10-13 лет
Таблица 2
Надежность шкал ТЭИ-П и шкал MSCEIT-YRV (русскоязычная и англоязычная выборки)
Шкалы ТЭИ-П версия 10-13 лет (n = 91) ТЭИ-П версия 14-17 лет (n = 124) MSCEIT-YRV русск. выборка (n = 996) MSCEIT-YRV англ. выборка (n = 1000)
Ветвь 1 (Распознавание эмоций) 0,84 0,82 0,70 0,71
Ветвь 2 (Использование/усиление мышления) 0,85 0,87 0,69 0,77
Ветвь 3 (Анализ и понимание эмоций) 0,50 0,54 0,72 0,82
Ветвь 4 (Управление эмоциями) 0,67 0,62 0,71 0,77
Опытный домен 0,90 0,90 0,68 0,75
Стратегический домен 0,71 0,71 0,81 0,87
Общий ЭИ 0,92 0,91 0,81 0,88
Респондентам предлагалось оценить степень выраженности и силы предложенных эмоций или чувств.
В структуру теста так же, как и во взрослом ТЭИ, были включены разделы, направленные на измерение способностей в области ЭИ по двум ветвям: распознавание эмоций и понимание эмоций. Раздел «Ситуации» оценивает способность распознавать эмоции, принимая во внимание восприятие информации в контексте конкретной ситуации. Раздел «Динамика» позволяет оценить способность анализировать, как изменяются эмоции в зависимости от конкретных событий и взаимодействия партнеров. В подростковом ТЭИ - П стимульный материал раздела «Ситуации» представлен в формате видеофрагментов, в которых взаимодействуют два героя, а стимульный материал раздела «Динамика» - вопросами к данным видео (рис. 1).
Также в структуру нового теста для подростков добавлен раздел ветви «Использование эмоций» -«Эмпатия», для которого были разработаны ситуации взаимодействия с людьми, в которых один из героев нуждается в поддержке, помощи и сочувствии. Респондента спрашивают, как чувствовали себя герои данной ситуации и что главный герой будет делать. Данный раздел оценивает не только то, насколько успешно респондент определяет эмоции,
но и как он понимает эмоции других людей, сочувствует им и на поведенческом уровне может проявить поддержку другому человеку в сложной ситуации, что является также важным в ситуациях стресса, неопределенности и нестабильности (рис. 2). Результаты исследования и обсуждение
Пилотная версия теста ТЭИ - П состояла из 192 пунктов. По результатам пилотного тестирования (N = 215 подростков) часть вопросов отсеялась, остались 135 пунктов при сохранении структуры разделов. Выборка пилотного исследования: 91 подросток в возрасте 10-13 лет (55 девочек, 36 мальчиков, средний возраст - 12,3 лет), 124 подростка - 14-17 лет (79 девочек, 45 мальчиков, средний возраст - 15,6 лет).
На первом этапе психометрической проверки исследовалась надежность шкал теста. Внутренняя согласованность проверялась с помощью коэффициента Альфа Кронбаха (Cronbach's alpha). Для разрабатываемых методик нижней границей коэффициента, при котором можно говорить о достаточной согласованности, является значение 0,7. Также можно выделить следующую градацию оценок альфы Кронбаха: 0,9 - отлично, 0,8 - хорошо, 0,7 - приемлемо и ниже 0,7 - под вопросом. Также было проведено сравнение надежности шкал пилотной версии
ТЭИ - П и прототипа MSCEIT-YRV (русскоязычная и англоязычная выборки). Результаты надежности методик представлены в таблице 2.
Как видно из таблицы 2, на выборке 10-13 и 1417 лет отличная надежность получена для общего ЭИ и опытного домена, приемлемая надежность стратегического домена. Надежность общего ЭИ выше у пилотной версии ТЭИ - П, также выше показатели по опытному домену по сравнению с MSCEIT-YRV (за счет переработки вопросов шкалы «Использование эмоций» и «Распознавание эмоций», добавления нового стимульного материала). Согласованность ветвей, входящих в опытный домен (ветви 1 и 2), - хорошая, а вот согласованность ветвей 3 и 4 недостаточная, требуется доработка и коррекция пунктов в данных шкалах.
По результатам исследования были доработаны задания пилотной версии. В ходе доработок были также проведены интервью с подростками (фокус-группы по 20 человек каждого возраста), в результате которых были скорректированы инструкции, количество пробных заданий, формулировки вопросов, также мы получили обратную связь о понятности, доступности, актуальности кейсов, заданий и ситуаций теста. Заключение
На следующем этапе исследования планируется расширение выборки стандартизации теста, проверка надежности, прогностической, теоретической ва-лидности, факторной структуры финальной версии теста, а также поиск путей повышения надежности отдельных шкал теста.
В заключение хотелось бы отметить, что разрабатываемая методика ТЭИ - П отвечает задачам исследования целостных эмоционально адаптивных способностей, отражающих индивидуальные предпочтения эмоциональной регуляции именно в русскоязычной культуре. Появление в России культурно специфичного надежного инструмента диагностики ЭИ ребенка расширяет знания о его месте в жизни детей и подростков, влиянии на психологическое здоровье, адаптивность к современным условиям жизни и открывает новые перспективные направления исследований и практики.
Список литературы
Сергиенко Е.А., Ветрова И.И. Русскоязычная адаптация теста Дж. Мэйера, П. Сэловея, Д. Карузо «Эмоциональный интеллект» (MSCEIT V2.0): метод. пособие. М.: Смысл, 2017. 139 с.
Сергиенко Е.А., Хлевная Е.А., Ветрова И.И., Ми-гун Ю.П. Тест эмоционального интеллекта: метод. пособие. М.: Институт психологии РАН, 2019. 178 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39175223.
Сергиенко Е.А., Хлевная Е.А., Киселева Т.С. Тест эмоционального интеллекта Дж. Мэйера, П. Сэло-
вея, Д. Карузо в подростковой исследовательской версии: Русскоязычная версия (MSCEIT-YRV™): руководство исследователя. М.: Институт психологии РАН, 2020. 108 с.
Сергиенко Е.А., Хлевная Е.А., Киселева Т.С., Никитина А.А., Осипенко Е.И. Роль эмоционального интеллекта в психологическом благополучии человека и в совладании со стрессом // Вопросы психологии. 2021. № 1. С. 71-81.
Boily R., Kingston S.E., Montgomery J.M. Trait and ability emotional intelligence in adolescents with and without autism spectrum disorder. Canadian Journal of School Psychology, 2017, vol. 32, № 3-4, pp. 282-298.
Ciarrochi J.V., Chan A.Y., Caputi P. A critical evaluation of the emotional intelligence construct. Personality and Individual Differences, 2000, vol. 28 (3), pp. 539561.
Davis S.K., NowlandR., Qualter P. The role of emotional intelligence in the maintenance of depression symptoms and loneliness among children. Frontiers in psychology, 2019, pp. 1672.
Evans M.M., Frissen I. Preparing the Emotionally Intelligent Workforce of Tomorrow: An Ability-based Program for Mid-to-late Adolescents. In Proceedings of the 17th International Conference on Intellectual Capital, Knowledge Management & Organizational Learning (ICICKM 2020), 2020, pp. 170-178.
Hawkins J.D., KostermanR., Catalano R.F., HillK.G., AbbottR.D. Effects of social development intervention in childhood 15 years later. Archives of Pediatrics & Adolescent Medicine, 2008, vol. 162, № 12, pp. 1133-1141.
Jolic Marjanovic Z. The Role of Strategic Emotional Intelligence in Predicting Adolescents' Academic Achievement: Possible Interplays with Verbal Intelligence and Personality. International Journal of Environmental Research and Public Health, 2021, vol. 18, № 24, pp. 13166.
MacCann C. Emotional intelligence predicts academic performance: A meta-analysis. Psychological Bulletin, 2020, vol. 146, № 2, pp. 150. https://psycnet.apa.org/ record/2019-74947-001
Mayer J.D., Caruso D.R., Salovey P. The Ability Model of Emotional Intelligence: Principles and Updates. Emotion Review, 2016, vol. 8 (4), pp. 290-300.
Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R. Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence Test: Youth Research Version Manual (MSCEIT: YRV Manual). Toronto, Multi-Health Systems, 2014.
Prafitriyani S. Influence of emotional intelligence on mathematics learning outcomes of class VII middle school 9 Buru students. International Journal of Scientific & Technology Research, 2019, vol. 8, № 10, pp. 14901494.
Rivers S.E., Brackett M.A., Reyes M.R., Mayer J.D., Caruso D.R., Salovey P. Measuring emotional intelligence
in early adolescence with the MSCEIT-YV: Psychometric properties and relationship with academic performance and psychosocial functioning. Journal of Psychoeduca-tional Assessment, 2012, vol. 30 (4), pp. 344-366.
Siagian M.D., Suwanto S., Siregar R. The relationship of students' prior knowledge and emotional intelligence to mathematical connection ability. Jurnal Riset Pendidikan Matematika, 2021, vol. 8, № 1.
Trigueros R. et al. Influence of emotional intelligence, motivation and resilience on academic performance and the adoption of healthy lifestyle habits among adolescents. International journal of environmental research and public health, 2019, vol. 16, № 16, pp. 2810. URL: https://www.mdpi.com/1660-4601/16/16/2810
References
Sergienko E.A., Vetrova I.I. Russkoiazychnaia adaptatsiia testa Dzh. Meiera, P. Seloveia, D. Karu-zo «Emotsional'nyi intellekt» (MSCEIT V2.0) [Russian-language adaptation of the test by J. Mayer, P. Salovey, D. Caruso "Emotional Intelligence" (MSCEIT V2.0)]: metodich. posobie. Moscow, Smysl Publ., 2017, 139 р. (In Russ.)
Sergienko E.A., Khlevnaia E.A., Vetrova I.I., Mi-gun Iu.P. Test emotsional'nogo intellekta [Emotional In-
telligence Test]: metodich. posobie. Moscow, Institut psikhologii RAN Publ., 2019, 178 р. URL: https://www. elibrary.ru/item.asp?id=39175223 (In Russ.)
Sergienko E.A., Khlevnaia E.A., Kiseleva T.S. Test emotsional'nogo intellekta Dzh. Meiera, P. Seloveia, D. Karuzo v podrostkovoi issledovatel'skoi versii: Russkoiazychnaia versiia (MSCEIT-YRV™) [The emotional intelligence test of J. Mayer, P. Salovey, D. Caruso in the adolescent research version: Russian version (MSCEIT-YRV ™ )] : rukovodstvo issledovatelia. Moscow, Institut psikhologii RAN Publ., 2020, 108 р. (In Russ.)
Sergienko E.A., Khlevnaia E.A., Kiseleva T.S., Nikitina A.A., Osipenko E.I. Rol' emotsional'nogo intellekta v psikhologicheskom blagopoluchii cheloveka i v sov-ladanii so stressom [The role of emotional intelligence in a person's psychological well-being and in coping with stress]. Voprosypsikhologii [Questions of psychology], 2021, № 1, рр. 71-81. (In Russ.)
Статья поступила в редакцию 04.03.2022; одобрена после рецензирования 29.06.2022; принята к публикации 29.06.2022.
The article was submitted 04.03.2022; approved after reviewing 29.06.2022; accepted for publication 29.06.2022.