© Наумова Т.Е., 2023 Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №6/2023.
Для цитирования: Наумова Т.Е. К ВОПРОСУ О КОГНИТИВНОМ ДИССОНАНСЕ И ОПОВЕЩЕНИИ О РИСКЕ БЕДСТВИЙ// Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» 6/2023
Столыпинский ^^^^^^^^ вестник
Научная статья Original article УДК 344.7
ТЕРРОРИЗМ НА ВОЗДУШНОМ СУДНЕ КАК ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОСТИ
TERRORISM ON AN AIRCRAFT AS A GLOBAL PROBLEM OF OUR TIME
Попов Юрий Леонидович, научный руководитель, кандидат исторических наук, профессор академии военных наук,доцент кафедры тактики и общевоенных наук, военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная академия» филиал, г. Челябинск (454015, Россия, г. Челябинск, ул. Городок 11, д. 1.) Тел. 8-351-724-03-00, [email protected]
Пелипец Виктор Сергеевич , курсант 4 курса 2 факультета, кафедра тактики и общевоенных дисциплин, филиал ВУНЦ ВВС «ВВА» в г.Челябинск,
3073
(454015, Россия, г. Челябинск, ул. Городок 11, д. 1.) Тел. 8-351-724-03-00, Vito3371 @mail. ru
Захарян Владимир Ваграмович, курсант 4 курса 2 факультета, кафедра тактики и общевоенных дисциплин, филиал ВУНЦ ВВС «ВВА» в г.Челябинск, (454015, Россия, г. Челябинск, ул. Городок 11, д. 1.) Тел. 8-351-724-03-00, [email protected]
Popov Yuri Leonidovich, Scientific supervisor, Candidate of Historical Sciences, Professor of the Academy of Military Sciences, Associate Professor of the Department of Tactics and General Military Sciences, Military Training and Research Center of the Air Force "Air Force Academy" branch, Chelyabinsk (454015, Russia, Chelyabinsk, Gorodok str. 11, 1.) Tel. 8-351-724-03-00, [email protected]
Pelipets Viktor Sergeevich , 4th year cadet of the 2nd Faculty, Department of Tactics and General Military Disciplines, branch of the VUNC of the Air Force "VVA" in Chelyabinsk, (454015, Russia, Chelyabinsk, Gorodok str. 11, 1.) Tel. 8351-724-03-00, [email protected]
Zakharyan Vladimir Vagramovich, 4th year cadet of the 2nd Faculty, Department of Tactics and General Military Disciplines, branch of the VUNC of the Air Force "VVA" in Chelyabinsk, (454015, Russia, Chelyabinsk, Gorodok str. 11, 1.) Tel. 8-351-724-03-00, [email protected]
Аннотация. Актуальность проблемы борьбы с терроризмом на воздушном судне продиктована нашей действительностью.
Терроризм в любых формах своего проявления превратился в одну из опасных по своим масштабам, непредсказуемости и последствиям общественно политических и моральных проблем, с которыми человечество вошло в XXI век.
3074
Abstract. The urgency of the problem of combating terrorism on an aircraft is dictated by our reality.
Terrorism in any form of its manifestation has turned into one of the dangerous socio-political and moral problems with which humanity entered the XXI century in terms of its scale, unpredictability and consequences.
Ключевые слова: терроризм, саботаж, неорганизованный или одиночный терроризм, организованный, коллективный терроризм, виды терроризма по целенаправленности, аналитика авиационного терроризма. Keywords: terrorism, sabotage, unorganized or single terrorism, organized, collective terrorism, types of terrorism by targeting, aviation terrorism analytics.
Терроризм на борту самолета - серьезная угроза, которая привлекла внимание всего мира в последние несколько десятилетий.
Страх перед террористическими угрозами в самолетах привел к ужесточению мер безопасности и правил в аэропортах по всему миру.[1] Трагические события 11 сентября 2001 г., когда несколько самолетов были захвачены и использованы для террористических атак, подчеркнули важность обеспечения безопасности и сохранности воздушных судов.
Террористическая атака 11 сентября 2001 года представляла собой серию скоординированных атак, осуществленных исламской экстремистской группировкой «Аль-Каида». Группа захватила четыре коммерческих самолета и направила их во Всемирный торговый центр в Нью-Йорке, Пентагон в Вашингтоне, округ Колумбия, и на поле в Пенсильвании. Всего погибло 2977 человек, более 6000 получили ранения. Это нападение стало поворотным моментом в американской истории и привело к войне Соединенных Штатов под гидом борьбы с терроризмом. [2]
После терактов 11 сентября 2001 г. был принят ряд мер для обеспечения большей безопасности и предотвращения терактов в будущем. Вот некоторые из ключевых мер:
3075
1. Создание Министерства внутренней безопасности (ОЖ) для координации усилий федеральных, государственных и местных органов по предотвращению террористических атак и реагированию на них;
2. Создание Управления транспортной безопасности (TSA) для улучшения досмотра пассажиров и багажа в аэропортах;
3. Принятие Закона США «ПАТРИОТ», давшего правоохранительным органам больше полномочий по расследованию и предотвращению терроризма;
4. Укрепление национальных границ и иммиграционной политики для предотвращения проникновения в страну потенциальных террористов;
5. Расширение обмена разведывательными данными и информацией между государственными органами для выявления и предотвращения угроз;
6. Улучшение планирования реагирования на чрезвычайные ситуации и обучение лиц, оказывающих первую помощь, чтобы лучше справляться с террористическими атаками;
7. Более широкое использование технологий наблюдения и мониторинга для выявления потенциальных угроз.[3]
В целом меры, принятые после 11 сентября, были направлены на повышение способности одной, конкретной страны предотвращать террористические атаки и реагировать на них, а также уравновешивать безопасность с правами и свободами личности.
Терроризм в самолете может принимать различные формы, включая угон, взрыв или саботаж. Угон является наиболее распространенным видом террористической атаки на самолет, когда террористы берут под свой контроль самолет и используют его для достижения своих целей, которые могут включать вымогательство у правительств, освобождение заключенных или даже использование его в качестве ракеты для атаки важных целей. Угон можно осуществить разными способами, например, с использованием оружия, взрывчатых веществ или даже замаскировавшись под пассажиров.
3076
Другим типом нападения является бомбардировка, когда террористы закладывают взрывчатку в самолет, обычно в грузовой отсек или багажное отделение. Взрывчатка может быть взорвана дистанционно или одним из пассажиров самолета. Бомбардировочные атаки могут нанести самолету значительный ущерб, что приведет к гибели людей и уничтожению имущества.
По характеру субъекта террористической деятельности, терроризм делится
на:
• Неорганизованный или коллективный - терроризм одиночек или же теракт, который совершает один-два человека, за которыми не стоит какая-либо организация;
Зачастую, такие теракты совершают психически нездоровые люди под влиянием только им понятных мотивов.
• Организованный, коллективный - террористическая деятельность, которая планируется и организуется некой организацией;
Организованный терроризм - наиболее распространенный в современном мире и более опасен, нежели одиночный.
По целенаправленности терроризм делится на:
• Национальный - преследует сепаратистские или национально-освободительные цели;
• Религиозный - может быть вызван с борьбой сторонниками религии между собой и внутри одной веры и преследует цель подорвать светскую власть и утвердить власть религиозную;
• Идеологически заданный, социальный - преследует цель коренного или частичного изменения экономической или политической системы страны, привлечения внимания общества к какой-либо острой проблеме.[4]
Иногда этот вид терроризма называют революционным. Примером идеологически заданного терроризма служат эсеровский, фашистский,
3077
европейский «левый», Красный террор, Белый террор, экологический терроризм и др.
Аналитика авиационного терроризма — это процесс анализа и прогнозирования потенциальных террористических угроз для самолетов и авиаперевозок. Это включает в себя сбор и анализ данных, связанных с прошлыми террористическими актами, выявление закономерностей и тенденций и использование этой информации для разработки прогностических моделей и стратегий для предотвращения будущих атак. Некоторые примеры данных, которые могут быть использованы в этом анализе, включают данные досмотра пассажиров и багажа, схемы рейсов и протоколы безопасности в аэропортах. Передовые методы аналитики, такие как машинное обучение и прогнозное моделирование, могут использоваться для выявления потенциальных угроз и разработки упреждающих контрмер для снижения этих рисков. Конечной целью аналитики авиационного терроризма является повышение безопасности авиаперелетов для пассажиров и членов экипажа.
Чтобы предотвратить терроризм на борту самолета, правительства и авиакомпании приняли различные меры безопасности. Пассажиры проверяются перед посадкой в самолет, а их багаж проверяется на наличие запрещенных предметов, включая оружие и взрывчатые вещества. Кроме того, авиакомпании увеличили количество маршалов авиации на самолетах, чтобы предотвратить попытки угона.
Другие меры включают бортовой персонал службы безопасности, усиленные двери кабины и использование передовых технологий, таких как рентгеновские аппараты и сканеры тела. Правительства также тесно сотрудничают со спецслужбами для выявления потенциальных угроз и принятия мер по предотвращению их посадки на борт самолетов.
Несмотря на эти меры, угроза терроризма на воздушном судне остается проблемой. Террористические группы, такие как ИГИЛ и «Аль -
3078
Каида», нацелились на авиалинии и призвали к атакам на западные авиалинии. В ответ авиакомпании усилили меры безопасности, включая использование передовых технологий досмотра и более тщательную проверку пассажиров.
Однако эти меры также могут создавать неудобства и задержки для пассажиров, и существует тонкий баланс между обеспечением безопасности и поддержанием комфорта и удобства пассажиров.
В целом угроза терроризма на борту воздушного судна представляет собой сложную проблему, требующую постоянной бдительности и сотрудничества между правительствами, авиакомпаниями и пассажирами. Для обеспечения безопасных и эффективных авиаперелетов важно найти баланс между мерами безопасности и удобством для пассажиров.
В заключение, терроризм на борту самолета представляет собой серьезную угрозу, к которой следует относиться серьезно. Крайне важно обеспечить, чтобы воздушные суда оставались в целости и сохранности за счет внедрения эффективных мер безопасности и постоянной бдительности. Безопасность пассажиров и членов экипажа должна быть главным приоритетом, и необходимо приложить все усилия для предотвращения любых террористических актов на борту воздушного судна.
Литература:
1. Хотов, Е. С. Меры обеспечения безопасности пассажиров при совершении актов воздушного терроризма / Е. С. Хотов / / Актуальные проблемы авиации и космонавтики. - 2016.
2. Ворожейкин, В. А. Правовой аспект воздушного терроризма в России / В. А. Ворожейкин / /Актуальные проблемы авиации и космонавтики. - 2013. -N° 9.
3. Лыткина, А. И. Проблема воздушного терроризма в современном мире / А. И. Лыткина, Р. Р. Мингазов, В. М. Илюткин, Е. Н. Леонова / / Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2011. - NO 7.
3079
4. Грачев, С. И. Терроризм и контртеррористическая деятельность: вопросы теории / С. И. Грачев. - Нижний Новгород, 2010.
References:
1. Khotov, E. S. Measures to ensure the safety of passengers when committing acts of air terrorism / E. S. Khotov / / Actual problems of aviation and cosmonautics. - 2016.
2. Vorozheikin, V. A. The legal aspect of air terrorism in Russia / V. A. Vorozheikin / /Actual problems of aviation and cosmonautics. - 2013. - N° 9.
3. Lytkina, A. I. The problem of air terrorism in the modern world / A. I. Lytkina, R. R. Mingazov, V. M. Ilyutkin, E. N. Leonova / / Actual problems of aviation and cosmonautics. 2011. - NO 7.
4. Grachev, S. I. Terrorism and counter-terrorism activity: questions of theory / S. I. Grachev. - Nizhny Novgorod, 2010.
3080