= МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ =
ЧАЛОВА Ксения Игоревна,
соискатель кафедры международного права, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, e-mail: [email protected]
«ТЕРРОРИЗМ» КАК ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСТРУКЦИЯ: ИСТОКИ И ГЕНЕЗИС
£ Аннотация. В статье определены временные рамки возникновения древнейших индиви-X дуальных террористических сообществ и индивидуальных террористических актов с целью о выявления возможной первопричины и установления степени участия государства в форми-| ровании терроризма как социального феномена. В статье приведены примеры государствен-X ных насильственных актов, ставшие официальной идеологией, которые впоследствии были | объявлены преступлениями. Исследование выполнено с использованием синхронического и х диахронического анализа, а также с помощью метода сопоставления и сравнительно-истори-| ческого метода. В качестве отправной точки возникновения феномена терроризма автор бе-| рет ряд современных толкований понятия «терроризм», которые сформированы на основа-X нии различных составляющих: смысла, обязательных элементов, перечня деяний, которые о могли бы рассматриваться как акты терроризма, цели, а также метода осуществления терро-х ристического акта. Основные положения статьи иллюстрируют связь исторических эпох в | контексте генезиса терроризма, информация о котором может быть полезна при исследова-| нии терроризма с точки зрения большого количества научных изысканий. X Ключевые слова: террор, зелоты, сикарии, ассасины, инквизиция, террористические S сообщества, Великая французская революция.
CHALOVA Ksenia Igorevna,
applicant of the Department of International Law, Herzen Russian State Pedagogical University
"TERRORISM" AS A LEGAL CONSTRUCT: ORIGINS AND GENESIS
Я Annotation. The article defines the time frame for the emergence of the oldest individual ter-
| rorist communities and individual terrorist acts in order to identify a possible root cause and estab-
X lish the degree of state participation in the formation of terrorism as a social phenomenon. The arti-
S cle provides examples of state violent acts that have become the official ideology, which were sub-
| sequently declared crimes. The study was performed using synchronous and diachronic analysis, as
X well as using method of comparison and comparative historical method. As a starting point for the
| emergence of the phenomenon of terrorism, the author cites a number of modern interpretations of
X the concept of "terrorism", which are formed on the basis of various components: meaning, manda-
| tory elements, a list of acts that could be considered acts of terrorism, the purpose, as well as the
| method of carrying out a terrorist act. The main provisions of the article illustrate the connection of
X historical eras in the context of the genesis of terrorism, information about which can be useful in the
S study of terrorism in terms of a large amount of scientific research.
| Key words: terror, Zealots, Sicarii, Assassins, Inquisition, terrorist communities, the Great
X French Revolution.
Введение. Несмотря на проведение активных и мультифункциональных шагов по борьбе с терроризмом, включающих в себя как динамично развивающееся антитеррористическое законодательство, так и взаимодействие государства и общества в попытке предотвращения разрастающегося правового нигилизма, тема террористи-
ческих актов и угроз остается актуальной. Согласно данным «Глобального индекса терроризма» (выпускаемого ежегодно австралийским Институтом экономики и мира) за 2023 год, Россия занимает 35-е место в мире по уровню террористической опасности, в то время как показатели прошлого года в области безопасности были
выше [36]. Не оставляет поводов для оптимизма и 2024 год, в первой половине которого произошел теракт в «Крокус Сити Холле», унесший по официальным данным 145 человеческих жизней, что делает его вторым в новейшей истории России после захвата школы № 1 в Беслане в 2004 году [37] по смертности. Во всем остальном мире опасность терроризма также продолжает усугубляться. Несмотря на то, что количество терактов на земном шаре в 2023 году сократилось на 23% (с 4321 в 2022-м г. до 3350 в 2023-м г.), число смертей за этот период возросло в тех же пропорциях (на 22%, до 8352 человек). Таким образом, террористические акты стали более смертоносными: если в 2022 году один теракт в среднем уносил 1,6 человеческой жизни, то в 2023-м этот показатель составил 2,5.
Эффективность противодействию терроризму во многом зависит от его причин и истоков. Анализ исторических документов позволяет изучить события прошлого в контексте терроризма, благодаря чему можно проследить процесс трансформации феномена и отношения к нему в различных слоях общества во времени и географии. Хотя существует внушительный пласт исследований на тему истоков зарождения терроризма, остается не до конца изученным вопрос о временных и географических параллелях террористической деятельности, а также процесс изменения общественного мнения от «орудия свободы» до противоправного деяния, о чем пойдет речь в данной статье.
Результаты. Невозможно точно установить время возникновения терроризма как социального явления. Несмотря на то, что сложилось устойчивое представление о данном феномене как продукте современного глобального мира, его истоки следует искать глубоко в истории, ведь существовал он издревле. Зачатки того, что мы впоследствии станем называть терроризмом, следует искать еще в рабовладельческом обществе, о чем наглядно свидетельствует происхождение этого слова, его история зарождения и развития. Осуществление терроризма и истоки зарождения его современных течений можно найти еще в Древней Греции, в Индии, Китае и на Древнем Востоке. Большинство исследователей, изучающих феномен терроризма, небезосновательно указывают на его связь с историей Римской империи, где в обиходе было латинское слово «terror», обозначающее «страх» и «ужас» [22].
Однако справедливости ради стоит отметить, что данное явление не всегда считалось противоестественным для деятельности государства и противозаконным. Так, ряд ученых полагает, что в рабовладельческом обществе основным автором террористической деятельности
было государство как субъект, который использовал террор как законное средство управления обществом, принуждения к труду, ведения войн и подавления политических противников [1]. Террористическая деятельность служила для достижения как внешнеполитических, так и внутригосударственных целей. В древнейших государствах экономика представляла собой возможность получения от раба (основного производителя ресурсов) наибольшей отдачи при минимальных затратах. Экономика в те времена была завязана на прямом насилии, которое нередко принимало форму исключительного террора, это обуславливалось необходимостью подавить волю и психологически сломить человека. При этом общество выбирало один из трех путей реагирования на подобный способ управления, причем первые два: «приспособление» и «избегание», - поощрялись и насаждались церковью, внушавшей необходимость смирения высшим властям, ибо нет власти не от Бога [23]. Третьим же способом реагирования становится «сопротивление» - переход от пассивного состояния к активному противопоставлению себя государству.
Красноречивой демонстрацией использования террора как первоначального концепта насаждения государственной воли служит находившаяся в первом веке нашей эры под римским протекторатом Иудея, чьим центром являлся Иерусалим. Управление этой территорией осуществлялось римскими чиновниками, которые именовались наместниками или прокураторами (6-66 гг. н.э.). В руках последних сосредотачивалась внушительная власть, полученная от главных римских правителей Сирии, провинцией которой в те времена считалась Иудея. К функциям наместников можно отнести: собрание подати с евреев, назначение и смещение первосвященников, проверка судебных решений Синедриона. В период деятельности первого наместника Копония с помощью сирийского проконсула Квириния была проведена перепись населения, после осуществления которой были установлены подати для казны императора, в дальнейшем вылившиеся в произвольные поборы. Действия со стороны римской власти как: постоянная смена управленцев, усиление притеснения и обременения народа, экономический гнет, потеря независимости высшего коллегиального учреждения Иудеи - видятся как воспроизводимые репрессивные акты [2], на которые опирается террор в попытке навязать выгодную правителям линию поведения общества. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что государственный терроризм как явление появляется вместе с государством, так как не может существовать вне рамок государственности, являясь его непосредственным субъектом.
На фоне потери автономии происходит резкий подъем национального движения, вдохновляемого еврейскими религиозными фундаменталистами (фарисеями), духовниками, вышедшими из народа, которым глубоко претило исключительное право на религиозную власть на основе генеалогии и общественного положения [3, с. 65-67]. Вдохновившись политической и религиозной элитой Израиля, зарождается секта зелотов, или ревнителей (пер. древнеевр. «канаим») [24], радикальных приверженцев идеи, отрицающей любых посредников между человеком и Богом, который является единственным владыкой смертных [4]. Появляются первые очаги подпольного сопротивления римским порядкам (12 г. н. э.) [5, с. 24-30], что приводит к первому восстанию притеснённых жителей Иерусалима под предводительством Иуды Галилеянина, лидера зелотов, собравшего под свое начало крестьян-ополченцев. Отряды крестьян устроили резню еврейских сборщиков налогов в пользу Рима - габбаев (пер. с ивр. «взимать платежи») [25]. Впоследствии многотысячная римская армия разбила мятежников, 2000 из которых после непродолжительного преследования были повешены. Восстание привело Иудею к еще более унизительной зависимости от Рима, а один из римских легионов был размещен для постоянного наблюдения за населением в Иерусалиме, для предотвращения возможного восстания в будущем.
В жизни Иудеи наступает благоприятный период, когда вместо римских прокураторов управленцем стал пользующийся на тот момент у императора Клавдия благосклонностью Ирод Агриппа I. Во время своего нахождения у власти (37-44 г. н. э.) последний стал истинно еврейским царем, объединившим разрозненную еврейскую территорию в вассальное царство и уравнявшим в правах греков и евреев. Благодаря приверженности Агриппы I религиозному духу иудаизма Синедриону вернулись ранее отобранные права, построена и освящена высокая крепостная стена вокруг Иерусалима для обеспечения должной безопасности столицы.
Несмотря на проводимую Агриппой I позитивную политику, во времена его царствования в рядах зелотов, распространившихся на тот момент на всей территории объединенной Иудеи, происходит зарождение и расцвет движимого реваншистскими настроениями радикального крыла, получившего название «сикарии» (лат. Sicarii — «кинжальщики», от sica — кинжал) [26]. На протяжении своего существования любимым методом тайных мятежников был индивидуальный политический террор, они, смешавшись с толпой, во время праздников убивали неугодных, после чего скрывались, пользуясь вызванной убийством панику[6]. Индивидуальный террор
антиримски настроенных националистов служил орудием как против самих римских наместников и их ставленников, так и против евреев, непосредственно или теневыми способами оказывающих какую-либо поддержку римлянам или сотрудничающих с последними. Зелоты и возникшие в их рядах сикарии служат одним из примеров террористической организации в современном понимании, а многие ученые полагают, что именно это идеологическое формирование и явилось историческим предшественником современного терроризма [7]. Именно провал первого мятежа зелотов положил начало зарождению радикального крыла внутри сообщества, целью которого уже стало не непосредственное свержение римской гегемонии, а донесение своих политических и религиозных взглядов как до самих римлян и их фактотумов, так и до евреев, путем показательных актов индивидуального террора в публичных местах. Исторический параллелизм в формировании и деятельности аналогичных обществ можно наблюдать также на территории Индии и Китая.
История демонстрирует ряд подобных классических противостояний государственного насилия и насилия революционного, а также акты политических убийств с террористическим окрасом. К последним смело можно отнести такие известные насильственные акты индивидуального характера, как убийство Юлия Цезаря[8] (44 г. до н. э.) и Калигулы (41 г. н. э.), попытавшегося заменить культ государства на личность и прави-теля[9]. К наиболее именитым террористическим организациям Средневековья можно отнести секту ассасинов (ст. фран. «Иа88а8|8» - профессиональный убийца) [27]. Этимология самого понятия «ассасин» происходит от арабского слова «Иа8И8Иа8И1п», под которым подразумевались непривилегированные слои общества - чернь, но имеются и другие значения. Секта сформировалось в результате ряда религиозных расколов, случившихся после смерти шестого исмаилит-ского имама (араб. - предстоятель на молитве, духовный руководитель, глава мусульманской общины) [28] Джафара ас-Садика и после смерти его сына - Исмаила из-за противоречий относительно вопроса наследия имамата (араб. -концепция, определяющая политические, религиозные и духовные аспекты власти относительно исламского лидерства над общиной) [10, с. 7-8]. Поселившись в иранской горной крепости Ала-мут, ассасины впоследствии стали известны благодаря своей фанатичности [11] и жертвенности, а также высокому уровню боевой подготовки. Они участвовали в политических убийствах высокого ранга и не гнушались брать плату за свои услуги, вели скрытный и ячеечный образ жизни, постепенно переселяясь в новые города и крепо-
сти, что помогло бы сохранить структуру в случае возможного обнаружения и уничтожения противниками действующей боевой ячейки. Исповедующий культ воина религиозный орден стал прообразом нынешних террористических организаций, повсеместно имеющих несколько штаб-квартир в разных городах, а зачастую и государствах [12]. Отдельно стоит отметить, что радикальное крыло зелотов и секта ассасинов являются яркими прототипами современных радикальных образований, в основе действий которых лежат религиозный мессианизм и политический терроризм.
Отдельным столпом в теме средневекового терроризма и религиозных раздоров возвышается Святая инквизиция (лат. ¡прЫэШо - розыск, расследование, следствие) [29] - орган, действующий под эгидой римско-католической церкви, призванный вести ожесточенную борьбу с инакомыслием и поносителями нравственности. Несмотря на то, что изначально инквизиция создавалась как судебный орган, впоследствии она стала осуществлять лишь функцию следствия, а в дальнейшем передавать виновника властям для отправления правосудия. Например, в результате существования испанской инквизиции «за 337 лет (1481-1818 г) по решению государственных судов было сожжено 36 212 человек, выданных инквизицией в руки светской власти» [12].
В каждой эпохе можно отметить те или иные преступления, имеющие террористический окрас, не обошла эта закономерность и XVIII век. В результате обострившихся противоречий между развивающимися капиталистическими и господствующими феодально-абсолютистскими отношениями 12 июля 1789 года начинаются первые вооруженные столкновения во французском городе Париже, которые ознаменовали собой начало Великой французской буржуазной революции (1789-1799 гг.). В это же время происходит формирование понятия «террор» уже в привычном для современного общества понимании, так как знакомое нам насилие и революционные настроения зачастую шагают бок о бок. Ввиду того, что революция носила буржуазно-демократический характер, в Париже безотлагательно создается Парижский комитет - орган муниципального управления Парижа, который формирует национальную гвардию, призванную охранять частную собственность. На местах возникают органы народного самоуправления, в результате чего аристократия оказывается отстраненной от власти, происходит повсеместная эмиграция дворянства из страны. На протяжении следующих нескольких лет в стране принимаются законы, основанные на идеях просвещения, в которых фиксировалось естественное право народа на свободу, на собственность и на противодействие угнетению. Однако после
начала работы Национального Конвента (далее -Конвент), пришедшего на смену Законодательному собранию, и учреждения Французской республики (21 сентября 1792 года) [30] в обществе наступает пик культуры доносов, террористических акций между противоборствующими политическими элитами, влекущих за собой акты мести, что способствует стремительной радикализации и озлобленности народных масс. В результате гражданских волнений наступают времена якобинской диктатуры (1793-1794 гг.), где политика террора получает свое закрепление как официальная государственная идеология, призванная защитить интересы революции. В «эпоху террора» якобинцы (фр. Jacobins) [31] под предводительством М. Робеспьера с помощью принятия ряда законов репрессивного назначения активно насаждают народным массам «всеобщее счастье» [13]. К особо значимым актам Конвента времен якобинской диктатуры относят: Декрет о создании Революционного трибунала от 10 марта 1793 года [14, с. 60-66]; Декрет о подозрительных от 17 сентября 1793 года [15, с 24-26]; Декрет, ставящий вне закона аристократов и врагов революции, 27 марта 1793 года [32]; Декрет против эмигрантов, 28 марта 1793 года [33], Декрет, реорганизующий Революционный трибунал 22 прериаля II г., от 10 июня 1794 года [34]. В основной своей массе эти документы были направлены на изменение сути самого народа и гражданина. «Если раньше говорили, что всякий человек есть гражданин и имеет свои гражданские права, то теперь - гражданином являлся только истинный республиканец, полностью покорный данной власти, и защиту мог получить только он. Террор сейчас осмысливался как война добродетельного народа против развращенных индивидов. Таким образом, данный закон призван был расчистить дорогу к созданию идеального общества без пороков» [13].
Безусловно, обвинения в мятеже и измене превалировали над обвинениями в федерализме или контрреволюционных высказываниях. Также с марта 1793 года по август 1794 года во Франции общее число жертв революционного кризиса оценивается в районе 40 тысяч человек. В результате борьбы на «внутреннем фронте» в формате временной формы правосудия, вызванной чрезвычайными временами и упадком государственной власти, призванной нивелировать возможные действия контрреволюционных противников, произошел небывалый разгул террора, в результате которого моральный идеал революции пал жертвой политической борьбы ее отцов, после чего последовала волна антитеррористического террора.
Франция, являясь колыбелью революции, в XX веке оказалась в центре сосредоточения
леворадикальных террористических организаций. Жители Франции, Германии и Италии в очередной раз решили, что с помощью социальной революции и террора смогут направить деятельность своих правительств в нужное русло, заставить общество отказаться от капиталистических ценностей. Ввиду того, что в целом левый терроризм с его театральными террористическими акциями, включающими в себя ограбление банков или захват высокопоставленного политика, не может разрушить общество потребления, он является тупиковой ветвью политической борьбы, а потому ставит крест на концепции террора.
При многочисленных попытках цельного определения понятия «терроризм», которое бы включало в себя однозначный смысл, обязательные элементы, перечень деяний, которые могли бы рассматриваться как акты терроризма, цель, а также метод, возник ряд различных толкований. В словаре В.Н. Коновалова под терроризмом понимается «политика и тактика террора, т. е. совокупность особо жестких форм и средств политического насилия, которые используют террористы для достижения своих античеловеческих целей» [16, с. 175] В Большом Оксфордском словаре дано следующее определение терроризму: это «использование насильственных действий с целью достижения политических целей или чтобы заставить правительство принять определенные политические требования» [35]. В юридическом словаре под редакцией А.Я. Сухарева международный терроризм подразумевает под собой «совокупность общественно опасных в международном масштабе деяний, влекущих бессмысленную гибель людей, нарушающих нормальную дипломатическую деятельность государств и их представителей и затрудняющих осуществление международных контактов и встреч, а также транспортных связей между государствами» [17]. Единственно возможная в данное время характеристика терроризма, полагает американский аналитик Б. Хоффман, - «сам акт насилия, а не мотивация, оправдания или основания для его применения» [18]. Из всех репрезентированных определений становится ясно, что терроризм являет собой исключительно несовместимое с нормальной жизнью понятие, и государства и общественность ни в коем случае не должны с ним мириться. В настоящее время в условиях постоянно меняющихся формаций и технологического развития эволюция террористических форм не стоит на месте, в XXI веке зарождается информационный терроризм [19], который явственно подсвечивает новый виток кризиса международной безопасности.
Выводы. По результатам проведенного исследования становится ясно, что в разные исторические периоды существо террористиче-
ской деятельности имело разного рода морально-этическое ядро. Благодаря диахроническому и сравнительно-историческому методу можно заметить схожесть зарождения терроризма в разных культурах и странах, отследить идентичность его появления во многих сферах государственного устройства и жизненного уклада общества. Также очевидным становится факт того, что метод террора активно использовался как государственной властью, при этом объявлявшей его вне закона, когда в ответ на насилие народные массы ввергали государство в пучину произвола и жестокости, а социум пытался заставить государство отказаться от осуществления текущего политического курса. Глубокое изучение истоков террористической деятельности позволит исследовать феномен с позиции, например, социальной травмы [20], что уже осуществляется рядом ученых, а также даст возможность более полно проанализировать законодательства отдельных стран, которые посвящают вопросу терроризма создание ряда мемориальных законов [21].
Список литературы:
[1] Емельянов, В. П. Терроризм и преступления с признаками терроризирования: уголовно-правовое исследование / В. П. Емельянов. -СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс». - 2002. - 291 с.
[2] Мартыненко, Б. К. К вопросу о типологи-зации терроризма как разновидности политического насилия / Б. К. Мартыненко // Философия права. - 2019. - № 3(90). - С. 174-179.
[3] Коэн Ш. Дж. Д. От Маккавеев до Мишны (История евреев) - М.: Книжники, 2014 - 278 с.
[4] Иосиф Флавий. Иудейские древности. В 2 тт. 2 Т. - М: Феникс, 2023. - 452 с.
[5] М. Токарев. Тайные общества смерти -Олма-Пресс Образование, 2005 - 408 с.
[6] Чернядьева Н.А. Был ли терроризм в древнем мире? К вопросу о предпосылках и факторах становления современного терроризма // Вестник пермского университета. Юридические науки - №2 (20) - 2013 - С. 32-39.
[7] Корнелий Тацит. Сочинения в двух томах. Том II. «История». Науч.-изд. центр «Ладомир», М., 1993. - 448 с.
[8] Ахиев С.Н. Мартовские иды 44 г. до н.э.: идеология заговорщиков. - Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: история. Международные отношения. - Т. 16. - № 2. -2016. - С. 165-170.
[9] Егоров А.Б. Культ личности и культ государства в религиозном почитании императоров I в. н. э. - Мнемон: исследования и публикации по истории античного мира. - № 3. - 2004. - С. 277284.
[10] Shafique N. Virani. The Ismailis in the Middle Ages: a history of survival, a search for salvation
- New York: Oxford University Press, 2007 - 322 р.
[11] Сальников, С. П. Терроризм ассасинов / С. П. Сальников, Ш. Б. Байрамов, О. Е. Гер // Юридическая наука: история и современность. -2018. - № 1. - С. 157-162.
[12] Вахрушев, В. А. Исторические аспекты терроризма / В. А. Вахрушев // Вестник Академии военных наук. - 2011. - № 2(35). - С. 187-196.
[13] Егорова, К. В. «Террор как добродетель». Проблема террора в представлении лидеров якобинства 1793-1794 гг. / К. В. Егорова // История. Общество. Политика. - 2017. - № 2(2). -С. 90-95.
[14] Wallon, H. T. 1. Histoire du tribunal révolutionnaire de Paris: avec le journal de ses actes. In 6 vol. Vol. 1. - Hachette, Paris - 490 р.
[15] Pierre Deshais du Portail. La Loi des suspects, son application à Nantes et dans la Loire-Inférieure / thèse pour le doctorat /, Impr. provinciale de l'Ouest:Rennes, 1938. - 239 p.
[16] Коновалов В. Н. Политология: словарь.
- М.: РГУ, 2010. - 221 с.
[17] Большой юридический словарь / под ред. А. Я. Сухарева. 3-е изд., доп. и перераб. М.: ИНФРА-М, 2009. - 857 с.
[18] Сабри, А.А. Политический терроризм и безопасность в системе международных отношений: автореф. дис. ...канд. полит. наук. / Сабри Аттари Амджад. М., 2014. - 48 с.
[19] Рахманова, Е. Н. Киберпреступность, цифровая преступность и кибербезопасность: проблемы определения и взаимосвязи / Е. Н. Рахманова, Е. В. Пономарева // Уголовное право: стратегия развития в XXI веке. - 2023. - № 3. - С. 202-209.
[20] Матчанова, З. Ш. Уголовно-правовая характеристика терроризма в контексте теории социальной травмы / З. Ш. Матчанова // Вестник МГПУ. Серия: Юридические науки. - 2018. - № 3(31). - С. 56-63.
[21] Дорская, А. А. Мемориальные законы в системе национальной и международной безопасности / А. А. Дорская // Правовая безопасность личности, государства и общества: Сборник статей XIX Международной научной конференции, Москва, 25 апреля 2019 года / Под редакцией Н.И. Архиповой, С.В. Тимофеева, Е.Ю. Князевой. - Москва: Российский государственный гуманитарный университет, 2019. - С. 144151.
[22] Словарь латинского языка. URL: https:// latinsk.ru/index.php?option=com_content&view=arti cle&id=903sp2093171939&catid=150&Itemid=250 (дата обращения: 10.06.2024).
[23] К Римлянам послание ап. Павла, Глава 13, стих 1. Толкования стиха // URL: https://
ekzeget.ru/bible/k-rimlanam-poslanie-ap-pavla/ glava-13/stih-1 (дата обращения: 10.06.2024).
[24] Энциклопедия иудаизма. URL: https:// gufo.me/dict/judaism/%D0%A0%D0%B5%D0%B2 %D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB %D0%B8 (дата обращения: 10.06.2024).
[25] Библейский словарь Вихлянцева. URL: https://gufo.me/dict/bible_vihlyancev/%D0%93%D 0%B0%D0%B1%D0%B1%D0%B0%D0%B9 (дата обращения: 11.06.2024).
[26] Большая советская энциклопедия URL: https://gufo.me/dict/bse/%D0%A1%D0%B8%D0 %BA%D0%B0%D1 %80%D0%B8%D0%B8 (дата обращения: 11.06.2024).
[27] Cambridge Dictionary. URL: https://dictio-nary.cambridge.org/ru/%D1%81%D0%BB%D0%B E%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C/%D0%B 0%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%B9 %D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9/assassin (дата обращения: 11.06.2024).
[28] Краткий словарь историко-литературных понятий по исламу // URL: https://bspu.ru/ files/2885 (дата обращения: 11.06.2024).
[29] Азбука веры // URL: https://azbyka.ru/ inkviziciya (дата обращения: 11.06.2024).
[30] Декларация о единстве и неделимости Французской республики 25 сентября 1792 г. // URL: https://istmat.org/node/27370 (дата обращения: 12.06.2024).
[31] The American Heritage Dictionary of the English Language // URL: https://www.ahdictionary. com/word/search. html?q=Jacobin (дата обращения: 12.06.2024).
[32] Декрет, ставящий вне закона аристократов и врагов революции, 27 марта 1793 г. // URL: https://istmat.org/files/uploads/31672/ fr-documets_1792-1794_lukin_freiberg_1927_1-2. pdf (дата обращения: 13.06.2024).
[33] Декрет против эмигрантов, 28 марта 1793 г. // URL: https://istmat.org/files/uploads/31672/ frdocumets_17921794_lukin_freiberg_1927_1-2.pdf (дата обращения: 13.06.2024).
[34] Декрет, реорганизующий Революционный трибунал 22 прериаля II г. от 10 июня 1794 г. // URL: https://istmat.org/files/uploads/27370/ revolution-francaise_doc_1990_v1.pdf (дата обращения: 13.06.2024).
[35] Oxford Dictionary. URL: http://www. oxforddictionaries.com/definition/learner/terrorism (дата обращения: 13.06.2024).
[36] Теракты бьют редко, но метко // Коммерсант URL: https://www.kommersant.ru/ doc/5874771 (дата обращения 30.07.2024).
[37] Крупнейшие теракты в истории России: хронология // Лента.ру URL: https://lenta.ru/ news/2024/03/23/krupneyshie-terakty-v-istorii-rossii-hronologiya/ (дата обращения 30.07.2024).
Spisok literatury:
[1] Emel'yanov, V. P. Terrorizm i prestupleniya s priznakami terrorizirovaniya: ugolovno-pravovoe issledovanie /V. P. Emel'yanov. - SPb.: Izdatel'stvo «YUridicheskij centr Press». - 2002. - 291 s.
[2] Martynenko, B. K. K voprosu o tipologizacii terrorizma kak raznovidnosti politicheskogo nasiliya / B. K. Martynenko // Filosofiya prava. - 2019. - № 3(90). - S. 174-179.
[3] Koen SH. Dzh. D. Ot Makkaveev do Mishny (Istoriya evreev) - M.: Knizhniki, 2014 - 278 s.
[4] losif Flavij. ludejskie drevnosti. V 2 tt. 2 T. -M: Feniks, 2023. - 452 s.
[5] M. Tokarev. Tajnye obshchestva smerti -Olma-Press Obrazovanie, 2005 - 408 s.
[6] CHernyad'eva N.A. Byl li terrorizm v drev-nem mire? K voprosu o predposylkah i faktorah stanovleniya sovremennogo terrorizma // Vestnik permskogo universiteta. YUridicheskie nauki - №2 (20) - 2013 - S. 32-39.
[7] Kornelij Tacit. Sochineniya v dvuh tomah. Tom Il. «Istoriya». Nauch.-izd. centr «Ladomir», M., 1993. - 448 c.
[8] Ahiev S.N. Martovskie idy 44 g. do n.e.: ide-ologiya zagovorshchikov. - Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: istoriya. Mezh-dunarodnye otnosheniya. - T. 16. - № 2. - 2016. - S. 165-170.
[9] Egorov A.B. Kul't lichnosti i kul't gosudarstva v religioznom pochitanii imperatorov I v.n.e. - Mne-mon: issledovaniya i publikacii po istorii antichnogo mira. - № 3. - 2004. - S. 277-284.
[10] Shafique N. Virani. The Ismailis in the Middle Ages: a history of survival, a search for salvation - New York: Oxford University Press, 2007 - 322 p.
[11] Sal'nikov, S. P. Terrorizm assasinov / S. P. Sal'nikov, SH. B. Bajramov, O. E. Ger // YUridiches-kaya nauka: istoriya i sovremennost'. - 2018. - № 1. - S. 157-162.
[12] Vahrushev, V. A. Istoricheskie aspekty terrorizma / V. A. Vahrushev // Vestnik Akademii voen-nyh nauk. - 2011. - № 2(35). - S. 187-196.
[13] Egorova, K. V. "Terror kak dobrodetel". Problema terrora v predstavlenii liderov yakobinstva 1793-1794 gg / K. V. Egorova // Istoriya. Obshchestvo. Politika. - 2017. - № 2(2). - S. 90-95.
[14] Wallon, H. T. 1. Histoire du tribunal révolutionnaire de Paris : avec le journal de ses actes. -Hachette, Paris - 490 p.
[15] Pierre Deshais du Portail. La Loi des suspects, son application à Nantes et dans la Loire-Inférieure / thèse pour le doctorat /, Impr. provinciale de l'Ouest:Rennes, 1938. - 239 p.
[16] Konovalov V. N. Politologiya: slovar'. - M.: RGU, 2010. - 221 s.
[17] Bol'shoj yuridicheskij slovar' / pod red. A. YA. Suhareva. 3-e izd., dop. i pererab. M.: INFRA-M, 2009. - 857 s.
[18] Sabri, A. A. Politicheskij terrorizm i bezo-pasnost' v sisteme mezhdunarodnyh otnoshenij: avtoref. dis. ...kand. polit. nauk. / Sabri Attari Amdzhad. M., 2014. - 48 s.
[19] Rahmanova, E. N. Kiberprestupnost', cifro-vaya prestupnost' i kiberbezopasnost': problemy opredeleniya i vzaimosvyazi / E. N. Rahmanova, E. V. Ponomareva // Ugolovnoe pravo: strategiya razvitiya v XXI veke. - 2023. - № 3. - S. 202-209.
[20] Matchanova, Z. SH. Ugolovno-pravovaya harakteristika terrorizma v kontekste teorii social'noj travmy / Z. SH. Matchanova // Vestnik MGPU. Seriya: YUridicheskie nauki. - 2018. - № 3(31). - S. 56-63.
[21] Dorskaya, A. A. Memorial'nye zakony v sisteme nacional'noj i mezhdunarodnoj bezopasnosti / A. A. Dorskaya // Pravovaya bezopasnost' lichnosti, gosudarstva i obshchestva : Sbornik statej XIX Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii , Moskva, 25 apre-lya 2019 goda / Pod redakciej N.I. Arhipovoj, S.V. Timofeeva, E.YU. Knyazevoj. - Moskva: Rossijskij gosudarstvennyj gumanitarnyj universitet, 2019. - S. 144-151.
[22] Latin Dictionary//URL: https://latinsk.ru/ index.php?option=com_
content&view=article&id=903: ----sp-2093171939 & catid = 150 & Itemid = 250 (Accessed: 10.06.2024).
[23] To the Romans, the epistle of St. Paul, Chapter 13, verse 1. Interpretations of the verse// URL: https://ekzeget.ru/bible/k-rimlanam-poslanie -ap-pavla/glava-13/stih-1 (date of reference: 10.06.2024).
[24] Encyclopedia of Judaism//URL: https:// gufo.me/dict/judaism/%D0%A0%D0%B5%D0%B2 %D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB %D0%B8 (accessed: 10.06.2024).
[25] Vikhlyantsev Bible Dictionary//URL: https:// gufo.me/dict/bible_vihlyancev/%D0%93%D0%B0 %D0%B1 %D0%B1 %D0%B0%D0%B9 (accessed: 11.06.2024).
[26] Great Soviet Encyclopedia URL: https:// gufo.me/dict/bse/%D0%A1%D0%B8%D0%BA%D 0%B0%D1 % 80 % D0 % B8 % D0 % B8 (circulation date: 11.06.2024).
[27] Cambridge Dictionary // URL: https://dic-tionary.cambridge.org/ru/%D1%81%D0%BB%D0 %BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C/%D0 %B0%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0 %B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9/ assassin (дата обращения: 11.06.2024)
[28] A brief dictionary of historical and literary concepts in Islam//URL: https://bspu.ru/files/2885 (date of reference: 11.06.2024).
[29] ABC of Faith//URL: https://azbyka.ru/ inkviziciya (accessed on: 11.06.2024).
[30] Declaration of Unity and Indivisibility of the French Republic September 25, 1792//URL: https:// istmat.org/node/27370 (accessed: 12.06.2024).
[31] The American Heritage Dictionary of the English Language // URL: https://www.ahdictionary. com/word/search. htm l?q=Jacobin (дата обращения: 12.06.2024).
[32] Decree outlawing aristocrats and enemies of the revolution, March 27, 1793//URL: https://ist-mat.org/files/uploads/31672/fr-docu-
mets_1792-1794_lukin_freiberg_1927_1 -2.pdf (date of appeal: 13.06.2024).
[33] Decree against emigrants, March 28, 1793//URL: https://istmat.org/files/uploads/31672/ fr-documets_1792-1794_lukin_freiberg_1927_1-2. pdf (accessed: 13.06.2024).
[34] Decree reorganizing the Revolutionary Tribunal of the 22nd Prairial II of June 10, 1794//URL: https://istmat.org/files/uploads/27370/revolution-francaise_doc_1990_v1.pdf (date of appeal: 13.06.2024).
[35] Oxford Dictionary//URL: http://www. oxforddictionaries.com/definition/learner/terrorism (access date: 13.06.2024).
[36] Terrorist attacks rarely hit, but aptly//Kom-mersant URL: https://www.kommersant.ru/ doc/5874771 (date of appeal 30.07.2024).
[37] The largest terrorist attacks in the history of Russia: chronology// .ema.py URL:https://lenta.ru/ news/2024/03/23/krupneyshieteraktyvistoriirossii-hronologiya/ (date of appeal 30.07.2024).