Научная статья на тему 'Терроризм как угроза национальной безопасности Российской Федерации'

Терроризм как угроза национальной безопасности Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
терроризм / национальная безопасность / виды терроризма / предупреждение терроризма / общегосударственная система / противодействие терроризму / угрозы терроризма / terrorism / national security / types of terrorism / terrorism prevention / national system of countering terrorism / terrorism threats

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юлия Андреевна Чернышева, Виктория Викторовна Мирончуковская

В статье отмечается, что политико-правовое противодействие — это система политических и правовых средств и методов, которые направлены на противодействие терроризму на всех его уровнях, включая идеологию и практику терроризма, и реализуемых в деятельности как международных, так и внутригосударственных органов, обеспечивающих недопущение, предупреждение и пресечение террора и террористических актов. Актуальность исследования обусловлена возникновением все новых угроз национальной безопасности, исходящих от других государств, а также нерешенными внутренними проблемами, не позволяющими достичь состояния стабильности. Одной из таких внутренних проблем выступает борьба с преступлениями, подрывающими основы национальной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Terrorism as a threat to the national security of the Russian Federation

Political and legal opposition refers to a system of political and legal means and methods aimed at countering terrorism at all its levels, including the ideology and practice of terrorism, and implemented in the activities of both international and domestic bodies that ensure the prevention, prevention and suppression of terror and terrorist acts. The relevance of the study is due to the emergence of new threats to national security emanating from other states, as well as unresolved internal problems that do not allow achieving a state of stability. One of these internal problems is the fight against crimes that undermine the foundations of national security.

Текст научной работы на тему «Терроризм как угроза национальной безопасности Российской Федерации»

Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 3. С. 113—117. Education. Science. Scientific personnel. 2024;(3):113—117.

УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ

Научная статья УДК 342.9

https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-3-113-117 NIION: 2007-0062-3/24-134

EDN: https://elibrary.ru/OFSPCX MOSURED: 77/27-004-2024-03-334

Терроризм как угроза национальной безопасности Российской Федерации

Юлия Андреевна Чернышева1, Виктория Викторовна Мирончуковская2

1 2 Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, Елец, Россия

1 lavytrans@mail.ru

2 bosfor4878@mail.ru

Аннотация. В статье отмечается, что политико-правовое противодействие — это система политических и правовых средств и методов, которые направлены на противодействие терроризму на всех его уровнях, включая идеологию и практику терроризма, и реализуемых в деятельности как международных, так и внутригосударственных органов, обеспечивающих недопущение, предупреждение и пресечение террора и террористических актов. Актуальность исследования обусловлена возникновением все новых угроз национальной безопасности, исходящих от других государств, а также нерешенными внутренними проблемами, не позволяющими достичь состояния стабильности. Одной из таких внутренних проблем выступает борьба с преступлениями, подрывающими основы национальной безопасности.

Ключевые слова: терроризм, национальная безопасность, виды терроризма, предупреждение терроризма, общегосударственная система, противодействие терроризму, угрозы терроризма

Для цитирования: Чернышева Ю.А., Мирончуковская В.В. Терроризм как угроза национальной безопасности Российской Федерации // Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 3. С. 113—117. https://doi.org/10.24412/ 2073-3305-2024-3-113-117. EDN: https://elibrary.ru/OFSPCX.

CRIMINAL LEGAL SCIENCES

Original article

Terrorism as a threat to the national security of the Russian Federation

Julia A. Chernysheva1, Victoria V. Mironchukovskaya2

1 2 I.A. Bunin Yelets State University, Yelets, Russia

1 lavytrans@mail.ru

2 bosfor4878@mail.ru

Abstract. Political and legal opposition refers to a system of political and legal means and methods aimed at

countering terrorism at all its levels, including the ideology and practice of terrorism, and implemented in the activities

of both international and domestic bodies that ensure the prevention, prevention and suppression of terror and terrorist acts. The relevance of the study is due to the emergence of new threats to national security emanating from other states, as well as unresolved internal problems that do not allow achieving a state of stability. One of these internal problems is the fight against crimes that undermine the foundations of national security.

Keywords: terrorism, national security, types of terrorism, terrorism prevention, national system of countering terrorism, terrorism threats

For citation: Chernysheva Yu.A., Mironchukovskaya V.V. Terrorism as a threat to the national security of the Russian Federation // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2024;(3): 1 13—1 1 7. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-3-113-117. EDN: https://elibrary.ru/OFSPCX.

После многих лет относительной стабильности мир стал многополярным, управляемым не горсткой государств, а несколькими центрами сил. Появление многопо-

© Чернышева Ю.А., Мирончуковская В.В., 2024

лярного мира характеризуется тем, что ранее предшествующая система тотального господства одной супердержавы стала менее устойчивой, а влияние различных центров сил стало более равномерно распределено. Данное обстоятельство отражает более сложную структуру современной

мировой политики, в которой ряд государств играют ключевые роли в различных сферах: экономической, политической, военной и других, что создает новые вызовы. Многополярный мир также требует новых подходов к обеспечению международной стабильности и безопасности, а также к решению глобальных проблем, в том числе борьбе с терроризмом. В связи с этим становится все более актуальным развитие механизмов противодействия этому явлению.

Вопросы обеспечения национальной безопасности интересовали исследователей на всем протяжении существования государства. Если изначально такие работы по большей части затрагивали такие дисциплины, как военное дело и связанные с ним науки, то на сегодняшний день акценты сместились в сторону противодействия международной преступности и формирования государств с сильной правовой культурой. Как следствие, в современной научной литературе достаточно полно освещены теоретические вопросы обеспечения национальной безопасности, а также вопросы борьбы с международной и внутригосударственной преступностью.

Безопасность как состояние защищенности государства от внешних и внутренних угроз нуждается в правовом обеспечении в целях гарантирования и соблюдения прав и свобод человека, охраны основных институтов гражданского общества и государства. С данной точки зрения интересно рассмотрение вопросов, касающихся политико-правового противодействия преступлениям террористической направленности. Стоит отметить, что политико-правовое противодействие преступлениям террористической направленности должно основываться на строгом соблюдении законов и прав человека. Одновременно государству необходимо разработать эффективные механизмы пресечения актов терроризма и наказания их исполнителей. Необходимо также учитывать международное право в этой области, участвовать в международном сотрудничестве и обмене необходимой информацией для эффективного противодействия террористической угрозе.

Обратимся к понятию «терроризм». Терроризм — многообъектное преступление, главной целью которого является общественная безопасность, а равно с этим посягательства на жизнь и здоровье граждан, органы государственного управления, государственных и общественных деятелей, объекты инфраструктуры, природную и информационную среду. К концу XX в. он превратился в глобальную угрозу современности, дестабилизирующую обстановку во всем мире, так как является эффективным оружием в политической борьбе и одним из возможных вари-

антов достижения определенных политических целей. Идеологическая составляющая терроризма является важнейшей его частью, позволяющей выделить преступления данного вида в отдельную группу и одновременно способной оправдать действия террористов среди его последователей. Особую проблему представляет следующий вопрос: в какой момент прекращается свободное распространение идей, доктрин, течений и начинается терроризм в виде покушения на эту свободу? То есть необходимо понимать, что нельзя отождествлять борьбу с терроризмом с инакомыслием, поэтому правовые меры не должны противоречить конституционным принципам. Следует также учитывать, что природа терроризма кроется не только в пропаганде, распространении взглядов, теорий и убеждений, но и в одновременном совершении насильственных или противозаконных действий.

В современных условиях методы противодействия преступлениям террористической направленности включают в себя комплекс уголовно-правовых и криминологических мер, основанных на принципах норм международного права по борьбе с терроризмом. Статья 361 Уголовного кодекса РФ устанавливает уголовную ответственность за совершение акта международного терроризма [2]. Важным аспектом является также профилактика терроризма через образование, пропаганду мира и терпимости, а также улучшение условий жизни и социальной защиты граждан. Политико-правовое противодействие преступлениям террористической направленности должно быть комплексным и сбалансированным и строиться на соблюдении законов и прав человека, учете международных стандартов и принципов обеспечения безопасности и свобод граждан.

Терроризм сегодня является одной из наиболее острых проблем в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности, что обусловливает определение противодействия терроризму в качестве одного из приоритетов государственной политики, а снижения уровня террористической активности — как одного из приоритетных направлений правоохранительной деятельности. Принятие мер по противодействию терроризму названо среди основополагающих полномочий Президента РФ в области обеспечения безопасности. Именно терроризм, наряду с региональными конфликтами, распространением оружия массового уничтожения и киберпрес-тупностью, глава нашего государства относит к общим для всего мира угрозам. На государственном уровне признано, что одним из основных внутренних факторов, детерминирующих возникновение и распространение терроризма в Россий-

ской Федерации, является, в частности, недостаточная эффективность правоохранительных, правовых и иных превентивных мер. Последняя, в свою очередь, непосредственно связана с недостаточным осознанием сложности, глубины, масштабности и многомерности феномена терроризма и его проявлений в террористической деятельности в современной социальной действительности.

Преступления террористического характера имеют множество объектов, однако главным из них выступают общественные отношения, обеспечивающие безопасность общества и государства. Объективная сторона преступления террористического характера выражена в ряде характеристик и элементов. Они могут включать в себя: подготовку и планирование теракта, включая сбор информации о потенциальных целях и рекрутирование участников; незаконное приобретение и хранение взрывчатых и иных материалов, которые могут быть использованы для совершения атаки; перемещение террористических группировок через границы с целью сокрытия их деятельности; финансирование террористической деятельности, включая сбор и распределение средств для подготовки и совершения атак; совершение самой террористической акции, включая взрывы, нападения, захват заложников и другие формы насилия с целью устрашения или демонстрации политических или идеологических убеждений; распространение пропаганды и вербовка новых членов в террористические группировки; сокрытие улик и участие в попытках избежать ареста после совершения террористического акта. Объективная сторона преступления террористического характера может различаться в зависимости от конкретной ситуации и юрисдикции, но она обычно включает в себя описанные выше элементы.

Сегодня ученые выделяют более 200 видов террористической деятельности. При этом среди выделенных в исследовании видов наиболее опасным представляется государственный терроризм. Связано это с тем, что субъекты противодействия терроризму, акцентирующие внимание на групповых и индивидуальных формах его проявления, не заинтересованы в рассмотрении терроризма, инициатором которого является государство. Такие субъекты могут иметь свои собственные интересы и цели, и рассмотрение терроризма, инициированного государством, может нарушить их отношения с этим государством или привести к другим нежелательным последствиям. Кроме того, инициаторами террористических актов, происходящих от государств, могут быть сами субъекты противодействия терроризму, что может вызвать внутренние конфликты и

напряженность. Тем не менее, исследование и пресечение терроризма, инициированного государством, важно для обеспечения мира и безопасности на международном уровне. Именно поэтому такие вопросы требуют внимания и работы со стороны международного сообщества, включая субъекты противодействия терроризму.

Создание совершенного с юридической точки зрения механизма уголовно-правовой борьбы с преступлениями террористической направленности является одной из первоочередных задач государства, так как противодействие и борьба с терроризмом во всем мире оказывают существенное влияние на государственно-правовую действительность, определяя новые ценностные критерии конституционного развития. В некоторых зарубежных странах под предлогом борьбы с терроризмом происходит сдвиг от конституционного государства в сторону полицейского, злоупотребляющего возможностями демократического строя. В результате подобной антитеррористической политики происходит деформация адекватного восприятия конституционного правопорядка, отказ от фундаментальных идей конституционализма, что позволяет государству вмешиваться в частную жизнь граждан, устанавливать контроль над гражданским обществом [1].

Декларация Совета Безопасности ООН о глобальных усилиях по борьбе с терроризмом закрепляет позицию Совета Безопасности ООН по отношению к актам международного терроризма. Данная позиция состоит в недвусмысленном осуждении всех актов, методов и практики терроризма как преступных и неоправданных, независимо от их мотивировки, во всех их формах и проявлениях, где бы и кем бы они ни совершались.

Объектом преступления выступают общественные отношения по обеспечению общественной безопасности граждан РФ, находящихся вне ее пределов либо интересов РФ. Террористический акт совершается путем целенаправленного умышленного действия, направленного на создание пожара, т.е. на образование очага пожара, его разгорание, поддержание с последующим уничтожением чужого имущества; подрыва взрывчатого вещества или механизма, влекущего за собой уничтожение, разрушение имущества энергией высвобождаемой в ходе химического или механического процесса; действий, по общественной опасности сопоставимых с взрывом и поджогом (устройство аварии на объектах жизнеобеспечения, разрушение транспортных коммуникаций, обстрел жилых домов, распространение болезнетворных бактерий и т.д.). Угрозой совершения являются любые действия, направленные на устрашение населения.

Финансирование террористической деятельности заключается в оказании услуг финансового характера (сбор или выдача средств) при условии, что лицо осознает тот факт, что делает это для финансирования терроризма [2].

Таким образом, преступления против мира и безопасности человечества отличаются исключительной общественной опасностью, которая заключается в том, что их совершение может повлечь за собой необратимые последствия. Никакие другие преступления не влекут за собой столь масштабные последствия в виде причинения массового вреда. Совершение указанных преступлений вызывает не только физические повреждения и потери жизней, но и создает серьезные угрозы для мира, стабильности и безопасности на международном уровне.

Принятие мер по противодействию терроризму названо среди основополагающих полномочий Президента РФ в области обеспечения безопасности государства и защиты прав и свобод граждан [3].

В настоящее время происходит трансформация данного явления: изначально имевший характер индивидуального, терроризм превратился в групповой, затем приобрел локальный характер и впоследствии трансформировался в массовый террор, наиболее характерный для современного мира. Современный терроризм не имеет рамок в виде границ отдельных государств, это проблема и угроза безопасности всего мирового сообщества, крайне сложное и негативное социально-политическое явление [4].

Преступления террористического характера имеют множество объектов, однако главным из них выступают общественные отношения, обеспечивающие безопасность общества и государства, охрану жизни, здоровья и интересов всего общества и органов государственной власти. Достижение целей предупреждения преступлений террористической направленности возможно при условии системного подхода, предполагающего постоянный мониторинг динамики совершения данных преступлений с учетом квалифицирующих деяние признаков, анализ правовых, социальных, политических, экономических предпосылок [5]. Следует уделить внимание вопросу предупреждения преступлений террористической направленности.

Общегосударственная система противодействия терроризму представляет собой совокупность организационных структур (субъектов противодействия терроризму), которые «в рамках полномочий, установленных законами и изданными на их основе нормативными правовыми актами, осуществляют деятельность по противодействию террористическим угрозам, разраба-

тывают и реализуют комплекс мер по профилактике террористических угроз, выявлению и пресечению террористической деятельности, минимизации и ликвидации возможных последствий террористических актов» [6].

В связи с угрозой преступлений террористической направленности на территории Российской Федерации было принято множество правовых актов, связанных с мерами борьбы с этим общественно опасным деянием. Базовым нормативным правовым актом в рассматриваемой области является Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» [7]. С его принятием законодателем были установлены новые принципы организации антитеррористической деятельности в Российской Федерации.

Познание сущности террористической деятельности как специфического вида преступной деятельности, системного многообразия видов и форм ее осуществления, субъективных и объективных факторов детерминации, а также ее места и роли в динамике социального развития современного транзитивного общества позволит выработать методологические основы противодействия терроризму, обеспечить научно-практическую обоснованность политических, правовых, организационных и управленческих решений в области противодействия терроризму, будет способствовать созданию единого антитеррористического информационного пространства и эффективных механизмов противодействия терроризму на национальном и международном уровнях.

Залогом успеха в борьбе с терроризмом является принцип коллективной ответственности в процессе взаимодействия органов государственной власти, общественных неполитических институтов и гражданского общества. Органы государственной власти должны обеспечить координацию своих действий, обмен информацией, проведение совместных операций и разработку стратегий по противодействию терроризму. Общественные неполитические институты также могут вносить свой вклад, например, путем организации профилактических мероприятий, обучения населения о методах предотвращения террористических актов или поддержки жертв терроризма.

Мерами, позволяющими достигнуть максимальной эффективности при противодействии преступлениям террористической направленности, являются воспитание повышение правовой и политической культуры, повышение грамотности, а равно воспитание толерантности, иными словами — построение нового общества, воспитанного на идеях безопасности и взаимоуважения. Главной целевой аудиторией данной меры

является молодежь. Тому есть несколько причин: во-первых, именно молодежь является наиболее подверженной социальной группой как в качестве жертв преступлений исследуемой группы, так и в качестве будущего соратника террористов; во-вторых, молодежь, как правило, не имеет четко сформированной позиции по отношению к событиям, происходящим в обществе, именно в этом возрасте происходит формирование личностных ценностей, взглядов и идей.

Список источников

1. Мусалимов РА Проблемы и перспективы контртеррористической политики в контексте эскалации современного терроризма: автореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 2009. 28 с.

2. Федеральный закон от 6 июля 2016 г. № 375-Ф3 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» // Российская газета. 2016. 11 июля.

3. Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2021. № 27, ч. II. Ст. 5351.

4. Абисова К.С. Детерминация и предупреждение террористической деятельности: дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2023. 259 с.

5. Егоров К.Ю. Политическое обеспечение борьбы с международным терроризмом как глобальной угрозой безопасности российского государства и общества: автореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 2009. 26 с.

6. Репинская О.В. Формирование политической стратегии антитеррористической деятельности государственных институтов России: автореф. дис. ... канд. полит. наук. Ростов н/Д, 2009. 26 с.

7. Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» // Российская газета. 2006. 10 марта.

8. Кокорин С А Государственная политика России по борьбе с терроризмом: политологический анализ: автореф. дис. ... канд. полит. наук. Ставрополь, 2012. 23 с.

References

1. Musalimov RA Problems and prospects of counter-terrorism policy in the context of the

escalation of modern terrorism: autoreferat dis____

the candidate is watered. sciences. M., 2009. 28 p.

2. Federal Law No. 375-FZ of July 6, 2016 "On Amendments to the Criminal Code of the Russian Federation and the Code of Criminal Procedure of the Russian Federation regarding the Establishment of Additional Measures to Counter terrorism and Ensure Public Safety" / / Rossiyskaya gazeta. 2016. July, 11.

3. National Security Strategy of the Russian Federation: Decree of the President of the Russian Federation of July 2, 2021 No. 400 // Sobr. of the legislation of the Russian Federation. 2021. No. 27, part II. Art. 5351.

4. Abisova K.S. Determination and prevention of terrorist activities: dissertation... candidate jurid. sciences. Krasnodar, 2023. 259 p.

5. Yegorov K.Yu. Political support of the fight against international terrorism as a global threat to the security of the Russian state and society: abstract dis____candide. polite. sciences. M., 2009. 26 p.

6. Repinskaya O.V. Formation of the political strategy of the anti-terrorist activities of the state

institutions of Russia: abstract dis.... candide.

polite. sciences. Rostov-on-Don, 2009. 26 p.

7. Federal Law No. 35-FZ of March 6, 2006 "On Countering Terrorism" / / Rossiyskaya Gazeta. 2006. March, 10.

8. Kokorin S.A. State Policy of Russia on Combating Terrorism: Political Science Analysis: abstract dis.... candide. polite. Stavropol, 2012. 23 p.

Информация об авторах

Ю.А. Чернышева — доцент кафедры юриспруденции имени В.Г. Ермакова Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина, кандидат юридических наук, доцент;

В.В. Мирончуковская — доцент кафедры юриспруденции имени В.Г. Ермакова Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина, кандидат философских наук, доцент.

Information about the authors Ju.A. Chernysheva — Associate Professor of the Department of Jurisprudence named after V.G. Ermakov of the Bunin Yelets State University, Сandidate of Law, Аssociate Professor;

V.V. Mironchukovskaya — Associate Professor of the Department of Jurisprudence named after V.G. Ermakov of the Bunin Yelets State University, Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor.

Сведения о вкладе каждого автора Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests. Статья поступила в редакцию 19.06.2024; одобрена после рецензирования 19.07.2024; принята к публикации 19.08.2024. The article was submitted 19.06.2024; approved after reviewing 19.07.2024; accepted for publication 19.08.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.