ЗАСЛОН ДЛЯ ТЕРРОРИЗМА
ТЕРРОРИЗМ КАК УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
И.М. СИНИЦЫН,
государственный советник РФ 3-го класса Т.В. ШУТОВА,
кандидат экономических наук
Терроризм превратился в одну из основных по своим масштабам, непредсказуемости и последствиям общественно-политических и моральных проблем, с которыми человечество вступило в XXI столетие. Терроризм и экстремизм все больше угрожают безопасности многих стран и их граждан, влекут за собой огромные политические, экономические и моральные потери, оказывают сильное психологическое давление на большие массы людей вследствие огромного и все возрастающего количества жертв. Согласно исследованиям ряда российских ученых и данным зарубежных исследовательских центров, совокупный бюджет в среде террора составляет ежегодно от 5 до 20 млрд дол.
Терроризм — средство достижения политических, социальных, экономических целей путем террора (особой формы насилия по отношению к человеку, группам людей, обществу, государству, характеризующейся жестокостью и целенаправленностью), сознательное использование нелегитимного насилия (чаще всего с заведомой ориентацией на зрелищный, драматический эффект) со стороны какой-то группы, стремящейся тем самым достичь определенных целей, заведомо недостижимых легитимным способом.
Реалии последних лет все более убеждают мировую общественность, что ни одной стране не дано в одиночку справиться с терроризмом, поскольку это явление становится все более очевидной и реальной угрозой безопасному и устойчивому развитию мира, как на национальном, так и на региональном и глобальном уровнях. Мы становимся очевидцами развития терроризма от террористов-одиночек до крупных террористических формирований и транснациональных групп.
Особенности российского терроризма. Среди острых политических, экономических и социальных проблем, которые приобрела Россия на
исходе прошлого века, терроризм представляет одну из главных опасностей. В России, как и во всем остальном мире, терроризм известен с незапамятных времен. Из истории мы знаем о многих обличьях российского терроризма — анархизме, левом, правом, «белом», «красном» терроре и т.п. Как и во всем мире, среди российских террористов были и борцы за социальную справедливость, и фанатики, и борцы за «национальную идею», и просто ловкие дельцы, использовавшие террор для извлечения материальных выгод. Но Россия не является родиной ни революционного террора, ни государственного.
Нельзя называть терроризм чумой XX в. и обвинять в его «изобретении» мусульманские экстремистские организации, — у данной проблемы более глубокие интернациональные корни. Любая современная страна мира может найти в своей истории примеры террористического движения.
Мировой опыт показывает, что терроризм появляется везде, где в какой-то момент, по какой-то причине появляются такие факторы, как политическая нестабильность, экономические кризисы, бедность, безработица, неграмотность, несправедливость, отсутствие жизненных перспектив, отчуждение и маргинализация населения, обострение социального неравенства, распространение наемничества, наличие спроса на профессиональных убийц, негативные последствия миграции и урбанизации, разрушение культурной самобытности, распространение средствами массовой информации идей насилия и нетерпимости, ослабление здоровья нации, психологическая травма от потери страны и себя в уродливой новизне.
Сегодня терроризм можно рассматривать в качестве своеобразной платы мирового сообщества за прогрессирующую глобализацию международных отношений. Одним из ее следствий являются крупномасштабные миграционные про-
цессы, которые могут нанести серьезную угрозу стабильности и безопасности, всему международному сообществу в целом. Терроризм становится долговременным фактором, негативно влияющим на развитие отношений как в России, так и в ряде сопредельных государств. Поэтому опасность угроз, связанных с деятельностью террористических организаций, в ближайшее время не только сохранится, но, скорее всего, еще более усилится.
Как угроза национальной безопасности России терроризм охватывает своим деструктивным воздействием все основные сферы общественной жизни страны. Непосредственные насильственные посягательства на жизнь, здоровье и имущество граждан, а также на материальные объекты различного назначения влекут за собой тяжкий ущерб для безопасности населения и экономики страны, но одновременно подрывают устойчивость политической системы общества, стабильность политического курса, а в ряде случаев даже парализуют действия властей и способствуют подрыву их авторитета среди населения. При определенных условиях акции терроризма могут привести к возникновению крупномасштабных экологических, экономических катастроф и массовой гибели людей, резким международным осложнениям.
Внешним фактором обострения проблемы терроризма в России стал общий рост числа его проявлений в мире. К базовым внешним стимулам роста российского терроризма следует отнести резкое превращение России в абсолютно открытое общество, не защищенное от всего негативного, что есть на Западе, что принесло с собой угрозу создания на нашей территории «полигона» иностранного и международного терроризма. Следует отметить и всемерное поощрение нестабильности и сепаратизма в России западными спецслужбами.
Базовые (внутренние) причины терроризма в нашей стране выглядят более явными и конкретными, поскольку они произрастают из социально-экономической почвы и представляют собой неотъемлемую часть российского повседневного бытия. Бедность, нищета, безработица, безысходность, утрата определенными слоями и группами традиционного места в социальной структуре, падение уровня их доходов привели к резкому изменению социальной жизни населения. Возникающая в процессе этих сдвигов напряженность неизбежно выплескивается и реализуется в различного рода антиобщественных проявлениях экстремистского характера.
60 -
Созданию условий для терроризма и его росту
в России способствуют очень много факторов:
• политический беспредел, деятельность партий, движений, фронтов, прибегающих к методам насилия, а также наличие широкого спектра террористических организаций различного толка и окраски (националистические, религиозные, левые и правые, неофашистские и т. д.);
• относительная новизна этого явления для современной России и неготовность правоохранительных сил к эффективному противодействию им, несовершенство российского законодательства в борьбе с терроризмом;
• различная оценка терроризма и террористов в зависимости от регионов и субъектов Федерации (от национального героя до преступника), что связано с ростом националистических и сепаратистских устремлений местных этноэлит;
• утрата государством контроля за экономическими и финансовыми ресурсами страны, оборотом оружия;
• открытость российских границ и приток на территорию беженцев из стран СНГ и соседних государств (в данный момент в России находятся около 3,5 млн мигрантов и сотни тысяч незаконно въехавших в пределы государства иностранцев);
• проникновение в Россию и деятельность на ее территории зарубежных экстремистских террористических организаций и религиозных сект («Хесболлах», «Братья-мусульмане», «АУМ Сенрике» и др.);
• преступная деятельность криминальных сообществ, получившая широкий размах и направленная на дестабилизацию общества;
• обострение криминогенной обстановки и распространение правового нигилизма;
• появление и развитие институтов наемничества и профессиональных убийц;
• распространение средствами массовой информации идей и взглядов, ведущих к росту насилия, неравенства и нетерпимости, внушение населению всесильности и вседозволенности террористов;
• отсутствие контроля за распространением методов и способов террористической деятельности через информационные сети, публикация необходимых пособий.
Особенно опасными являются следующие
тенденции:
1) рост масштабов незаконного оборота оружия и других средств преступной деятельности;
2) дальнейшее распространение в различных регионах страны многочисленных незаконных вооруженных формирований, особенно в Чечне и прочих районах Северного Кавказа;
3) усиление вмешательства во внутренние дела России определенных зарубежных политических (в том числе эмигрантских) кругов, активизация деятельности на территории страны международных террористических и экстремистских организаций.
Основную опасность для России сегодня представляют информационный, экономический, криминальный, сепаратистско-националистический и религиозно-фундаменталистский терроризм.
Вопросы обеспечения экономической безопасности России как непременного условия ее возрождения привлекают к себе все более пристальное внимание не только политических деятелей, но и самых широких слоев населения. Такое внимание отнюдь не случайно. Масштабы угроз и даже реальный урон, нанесенный экономической безопасности страны, выдвигают эти вопросы на авансцену общественной жизни.
Как показывает мировой опыт, обеспечение экономической безопасности — это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективности жизнедеятельности общества, достижения успеха. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов.
Экономическая безопасность при этом выступает составной частью национальной безопасности России, являясь в то же время ее фундаментом и материальной основой. Следовательно, обеспечение экономической безопасности выступает базовым элементом всей системы безопасности. Это выдвигает понятие экономической безопасности в ряд понятий, формирующих системный взгляд на современную жизнь общества и государства. Обеспечение экономической безопасности не может быть эффективным без учета всех аспектов, в том числе экстремистских тенденций и террористических проявлений.
В целом возрастание экстремистской и террористической активности ведет к ухудшению состояния экономики России.
В качестве основных направлений, по которым экстремизм и терроризм наносят ущерб состоянию экономики России и, тем самым, представляет собой угрозу экономической безопасности, являются:
• посягательства на целостность территориального и экономического пространства,
• стимулирование национального сепаратизма,
• деструктивное воздействие через теневую экономику на систему производительных сил и производственных отношений.
К факторам, формирующим угрозу целостности территориального и экономического пространства, могут быть отнесены:
1) территориальные споры;
2) явный и латентный сепаратизм регионов;
3) экономический и миграционный удар со стороны сопредельных государств;
4) военно-политическое давление извне. Особое место при анализе экстремизма и терроризма как угрозы экономической безопасности России занимает проблема сепаратизма регионов, под которым следует понимать призывы к отделению от Российской Федерации, которые доносились, прежде всего, с территории Чеченской Республики. Сепаратистские настроения у бывших чеченских лидеров быстро сменились откровенно террористическими и бандитскими методами достижения своих целей. Негативные процессы в экономике лежат в основе сепаратистских устремлений и ряда других субъектов Федерации. Это ведет к усилению политической нестабильности, ослаблению единого экономического пространства России и его важнейших составляющих — производственно-технологических и транспортных связей, финансово-банковской, кредитной и налоговой систем. Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей способствуют усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и центра, представляя собой угрозу федеративному устройству и социально-экономическому укладу Российской Федерации [1].
Угрозу национальной безопасности России в социальной сфере создают глубокое расслоение общества на узкий круг богатых граждан и преобладающую массу малообеспеченных, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, рост безработицы, что неизбежно ведет к социальной нестабильности. Отметим, что состояние социальной и политической стабильности тесно связано с капиталовложениями. При уменьшении стабильности, в том числе обусловленной экстремистской и террористической деятельностью, возрастает отток капитала из регионов и страны в целом. Это оказывает негативное влияние на экономику. В свою очередь, спад в экономике увеличивает маргинализацию населения и расширяет социальную базу экстремизма и терроризма.
- 61
Масштабы терроризма возрастают вследствие изменения форм собственности, сопровождающегося конфликтами, обострения борьбы за власть на основе групповых и этнонационалисти-ческих интересов.
При рассмотрении угроз экономической безопасности, проявляющихся во взаимосвязи терроризма и теневой экономики, прежде всего, следует обратить внимание на вопросы финансирования терроризма, попытках его врастания через теневую экономику в систему производительных сил и производственных отношений [9].
Финансирование терроризма осуществляется из самых различных активов, имеющих, в том числе, и легальное происхождение. Например, чеченские боевики использовали средства от операций с нефтепродуктами, различных торговых сделок, а также пожертвования некоторых религиозных организаций и этнических объединений.
Известно, что деньги, украденные по фальшивым чеченским авизо, почти все пошли на финансирование дудаевских формирований во время первой чеченской войны. Это была гигантская сумма, примерно равная той, которая в тот период тратилась на содержание армии, милиции, суда и прокуратуры, то есть всей правоохранительной системы.
Кроме того, история знает немало фактов помощи террористам со стороны правительств некоторых государств, преследующих таким образом свои политические цели.
Более важный источник финансирования террористов — это спонсорство частных лиц через посредничество разного рода землячеств, обществ гуманитарной помощи, религиозных организаций и т.д. Дело в том, что хотя многие в «третьем мире» яростно отвергают ценности западного мира, это не мешает им осваивать «западный» капитализм и наживать свой капитал. Знаковой фигурой в этом отношении является Усама бен Ладен, миллионер из Саудовской Аравии, начинавший как спонсор афганских моджахедов, а затем и сам вставший в их ряды.
Нередко под видом гуманитарных поставок используются каналы зарубежных неправительственных организаций. Исламисты целенаправленно направляют боевикам вещевое имущество, снаряжение, продукты питания длительного хранения, медикаменты, портативные электрогенераторы.
Наибольший объем финансовой помощи чеченским сепаратистам по различным каналам поступает от экстремистских мусульманских ор-
62 -
ганизаций, благотворительных обществ и фондов Ближнего и Среднего Востока. Мощное пропагандистское содействие чеченские сепаратисты получают от антироссийски настроенных «правозащитных» структур, находящихся в странах Европы и США.
Существенная помощь чеченским экстремистам идет из стран Западной Европы, куда в последнее время ориентирован основной поток мигрантов из Чечни. Сложившаяся в них система приема «вынужденных переселенцев» привела к значительному увеличению численности чеченских диаспор. А их лидеры принимают меры по расширению своего влияния в этих общинах, ведут целенаправленную работу по их организационному укреплению, установлению и развитию связей с прочеченскими и другими антироссийскими структурами.
Немалая часть денег ингушского офшора тоже оказалась в Чечне. Теперь ингушского офшора нет, но ведь бизнесом уже освоены чуть ли не все офшорные зоны мира — Кипр, Ирландия, Западное Самоа, Монако, Вирджинские острова, Барбадос, Гибралтар, Уругвай и т.д. А для чего российские предприниматели используют оффшоры?
Бегство капитала из России в последние годы оценивалось примерно в 20—30 млрд дол. в год. Сколько из них идет на финансирование террора против собственной страны? Может ли кто-нибудь ответить на этот вопрос? Пока никто не попытался сделать даже приблизительной оценки. Подавляющая часть вывозимых денег — это деньги, украденные у акционеров, украденные у государства в форме неуплаты. И уводят их за границу вовсе не для того, чтобы там выгодно вложить, а для того, чтобы отмыть.
Однако отток капиталов и отмывание денег — это тема бесконечная, и мы затронули ее лишь в связи с возможностью финансирования за счет украденных денег нашего собственного терроризма.
В современном мире, однако, терроризм все менее нуждается в финансовой помощи извне, и все более переходит на самоснабжение [6, 9]. Речь идет о втягивании террористических организаций в бурно растущие международные криминальные промыслы — наркобизнес, нелегальная миграция, контрабанда ценных ископаемых и т. д [5, 6, 9]. Чтобы «отмывать» криминальные доходы, террористические организации, подобно организованным преступным синдикатам, создают прикрытия в виде вполне легальных бензоколонок, супермаркетов, транспортных и прочих компаний. В результате подобной коммерциализации
терроризм приобретает черты мафии, и борьба «за идею» частично вытесняется борьбой за «длинный доллар». С подобным мафиозным терроризмом бороться труднее, чем с мафией или с обычным терроризмом: он более воинственен и кровожаден, чем традиционная мафия, и более богат, чем терроризм традиционного типа. Если с «идейными» террористами еще можно искать какие-то компромиссы, то с мафиозными террористами они принципиально невозможны. Сращиванием с организованной преступностью сейчас затронуты в той или иной степени практически все разновидности терроризма.
Криминальные доходы от экономических правонарушений, похищений людей, незаконной миграции, операций с оружием и наркотиками также находятся в сфере интересов террористических организаций. И здесь есть своя специфика. Организованная преступность, основной целью которой является нажива, делится своими прибылями с террористами лишь при определенных условиях, а именно когда террористические формирования обкладывают «данью» криминальные группы. Подобная ситуация характерна для этнических группировок Кавказа. В то же время известны факты инициативного финансирования лидерами преступного мира терактов, направленных на дестабилизацию ситуации в гражданском обществе и работы государственных структур. Целью этих акций является создание благоприятных условий для достижения корыстных замыслов.
Организованная преступность, а через нее в определенной степени и террористические организации, контролируют значительную часть частных и государственных предприятий, банков страны. Министр внутренних дел РФ Р. Нургалиев привел в марте 2005 г. страшные цифры: в России действуют 116 преступных сообществ, общей численностью более четырех тысяч активных участников, под контролем которых находится «по меньшей мере, 500 крупных хозяйствующих субъектов». Он отметил также, что организованный криминалитет проявляет «повышенный интерес к установлению коррупционных отношений и проникновению в органы власти и управления» [3].
Таким образом, в результате переориентации части экономики на обеспечение интересов криминальных структур и связанных с ними террористических организаций, Россия сама формирует материальную базу экстремизма и терроризма, утрачивает инвестиционные ресурсы для развития экономики и испытывает большие сложности с обслуживанием внешнего и внутреннего долга.
Возможности стабилизации экономики, устойчивость валютного курса, восстановление финансового рынка, обеспечение населения продовольствием оказываются в зависимости от привлечения кредитных ресурсов международных финансовых организаций и иностранных государств. Это представляет серьезную угрозу экономической безопасности России. Рост доходов преступных и террористических организаций, проникновение в органы государственной власти и управления, развитие новых видов преступной деятельности, в частности контрабанды радиоактивных материалов, создают угрозу безопасности России в других важнейших сферах: внутри- и внешнеполитической, военной, экологической.
Терроризм и незаконный оборот наркотиков на рубеже третьего тысячелетия встали в один ряд с иными глобальными угрозами человечеству [6]. Основной точкой соприкосновения этих видов преступной деятельности являются гиперприбыли, получаемые от операций с наркотическими средствами и психотропными веществами. В отдельных случаях эти деньги служат едва ли не основным источником финансовой подпитки террористических организаций.
Таким образом, общемировой тенденцией является превращение организованного международного терроризма в самостоятельный субъект современного геополитического противоборства и, соответственно, существенную угрозу экономической безопасности. Это, прежде всего, объясняется характером мирового развития в эпоху глобализации, когда идет ослабление политических, экономических и социальных институтов, управляемых «по вертикали», и параллельное усиление структур, управляемых по сетевому принципу. Именно так работают многие ТНК, неправительственные организации, международные преступные группировки, также работают и международные террористические организации.
Сращивание международного терроризма с силами международной организованной преступности приводит к усилению блока угроз транснационального характера. Организованные преступные группировки обеспечивают террористическим организациям значительную часть финансовой поддержки (доходы от наркоторговли, незаконного оборота оружия, «отмывания денег», рэкета и прямого шантажа), а также пополнение рядов преступниками всех мастей. Терроризм, в свою очередь, вооружает организованные преступные группировки экстремистской идеологией, позволяет им прикрывать свою сугубо крими-
- 63
нальную деятельность звучными политическими целями. Особую опасность представляет развитие взаимодействия между терроризмом и криминальными элементами по пути активного проникновения в государственные властные структуры через мафиозные группировки с целью использования потенциала государства в интересах террористической деятельности.
В связи с тем, что экономическая безопасность выступает составной частью национальной безопасности России, являясь в то же время ее фундаментом и материальной основой, для парирования террористической угрозы необходим комплекс мер экономического характера. Они должны быть направлены на пресечение финансирования террористических организаций, устранение социально-экономических истоков терроризма, таких как разрыв в социально-экономическом развитии между богатыми и бедными регионами и странами, устранение неэквивалентного обмена в международной торговле, сокращение доли валютно-финансовых спекуляций в мировом экономическом продукте.
Результаты проведенного анализа особенностей экстремизма и терроризма как угрозы экономической безопасности позволяют отметить следующее — современный терроризм все больше выступает в качестве прямой угрозы национальной безопасности России в целом и экономической безопасности в частности. Он характеризуется возрастанием организованности,
финансово-экономического потенциала, в его идеологии начинают доминировать геополитические цели, непосредственно затрагивающие как мировую экономику, так и экономику России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. // В редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 г.
2. Абалкин Л.А. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994. № 12.
3. Вертлиб Е.А. Терроризм в психологическом и геополитическом измерении // Вестник Российской академии естественных наук. 2005. № 4.
4. Кириллов И.А. О проблеме причин терроризма//Си-бирский юридический Вестник. 2002. № 2.
5. Лунеев В.В. Организованная преступность и терроризм в условиях глобализации // Мировое сообщество против глобализации, преступности и терроризма. — М.: «Международные отношения». 2002.
6. Мелихов М.Г. Наркобизнес и терроризм: точки взаимосвязи// Политический журнал. 2004. № 22.
7. Сенчагов В.В. О сущности и основах стратегии экономической безопасности России// Вопросы экономики. 1995. № 1.
8. Курьянович Н.В. Угрозы территориальной целостности России. http://www.kuryanovich.ru// Комитет по безопасности Государственной Думы РФ.
9. Латов Ю.В. Финансовые источники терроризма. http://www.krugosvet.ru//
10. Михеев И.Р. Терроризм: понятие, ответственность, предупреждение. - http://www.сrim.vl.ru// Владивостокский центр исследования организованной преступности.
Издательский дом «Финансы и Кредит» оказывает услуги по изданию книг, брошюр, монографий, учебников, учебно-методической и художественной литературы. Издание осуществляется за счет средств автора. Срок изготовления монографий объемом 10 печатных листов в мягкой обложке составляет 35 дней.
Тел./факс: (495) 621-69-49, Http:/www.financepress.ru
(495) 621-91-90 e-mail: [email protected]
v J
64 -
ич НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность