Канд. экон. наук А. В. Аверков
ТЕРРОРИЗМ И ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ
В статье исследованы условия возникновения терроризма в различных странах, в том числе и в постперестроечной России, раскрываются источники и причины националистического терроризма и сепаратизма.
Ключевые слова и словосочетания: терроризм, трудовая миграция, социальные противоречия.
Терроризм представляет одну из самых опасных проблем, с которыми человечество вошло в XXI столетие. За последние несколько лет наблюдается укрепление материальной базы терроризма, увеличение количества организаций, использующих методы террора, повышение численности боевиков, улучшение уровня их подготовки. Терроризм создает серьезную угрозу международной безопасности, жизни и здоровью миллионов людей. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации отмечено: «Во многих странах, в том числе в Российской Федерации, резко обострилась проблема терроризма, имеющего транснациональный характер и угрожающего стабильности в мире, что обусловливает необходимость объединения усилий всего международного сообщества, повышения эффективности имеющихся форм и методов борьбы с этой угрозой, принятия безотлагательных мер по ее нейтрализации»1. Увеличение масштабов терроризма относится к дестабилизирующим факторам, создающим внутренние и внешние угрозы национальной безопасности страны.
Главной ценностью во всех развитых странах с высоким уровнем жизни является человек. Поэтому лучший способ оказать давление на правительство - поставить человеческую жизнь под угрозу, чем и пользуются террористы для достижения своих целей. Цель насилия - добиться желательного для террористов развития событий - революции, дестабилизации общества, развязывания войны с иностранным государством, обретения независимости некоторой территорией, падения престижа власти, политических уступок со стороны власти посредством устрашения.
1 Указ Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300 «Концепция национальной безопасности Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 10 января 2000 г. № 24).
Обязательное условие терроризма - резонанс террористической акции в обществе. Оставшийся незамеченным или засекреченный теракт утрачивает всякий смысл, поэтому излюбленным методом террористов является проведение акции в общественных местах для воздействия на психологию масс.
Страх перед терактами вызывает беспокойство в обществе, тревогу, может привести к нестабильности, проявлению социального возмущения, ухудшению социально-политического климата.
Для проявления терроризма необходимы определенные условия:
- широкая информатизация общества, свободный обмен информацией;
- определенная степень научно-технического прогресса, развитие техники и технологии, появление средств для разрушения объектов или природной среды (взрывчатка, отравляющие вещества, оружие массового поражения);
- появление уязвимых объектов (атомные станции, общественный транспорт, авиация, многоэтажные дома и др.);
- сепаратизм и национально-освободительные движения, религиозные, этнические, идеологические конфликты.
Терроризм возникает на границах культур и эпох исторического развития. Самый яркий пример этого - ситуация в Израиле и Палестинской автономии, где традиционное палестинское общество соприкасается с модернизированным обществом Израиля. Культурно однородные общества (Голландия, Швейцария) более защищены от терроризма.
Терроризма нет и не может быть в тоталитарных и авторитарных обществах. Здесь отсутствуют условия его возникновения, а любые проявления антигосударственной деятельности подавляются. В равной степени терроризм неэффективен в распадающихся странах, где власть рассыпалась и не контролирует общество.
Терроризм является индикатором кризисных процессов. Он свидетельствует об остром неблагополучии в определенной зоне социального пространства. Локализация и подавление террористов - лишь часть борьбы с этим злом. Другая часть предполагает политические, социальные и культурные преобразования, которые снимают основания для радикализации общества и обращения к терроризму.
В России проблема терроризма резко обострилась во второй половине 90-х гг. прошлого века и связана с ослаблением государственных институтов, экономическим кризисом, безработицей и социальной незащищенностью граждан, расслоением общества, формированием «черного рынка» оружия и взрывчатых веществ, ростом криминального насилия, неконтролируемыми потоками миграции, обострением межнациональных отношений, войной в Чечне. Появились различные рели-
гиозные и сектантские общества, политические партии, прибегающие к терактам для решения своих проблем.
Изменения общественных отношений в России после распада СССР также предопределили развитие терроризма. К ним можно отнести:
- рассогласование всех ветвей власти, вызванное появлением частной собственности, теневых лидеров, обладающих реальной властью и любыми способами расширяющих сферы своего влияния;
- усиление влияния неформальных норм, криминализирующих общественные отношения, при которых закон перестает обеспечивать необходимый уровень социальной защиты значительной части населения;
- изменение моральных принципов в обществе, оправдание насилия для достижения целей;
- возрождение духовного наследия экстремистских организаций, культа силы и оружия;
- осознание некоторыми национальными и религиозными общностями себя как угнетенных, притесняемых, лишенных прав и свобод, ощущение ими необходимости защиты любыми средствами.
Среди разновидностей терроризма в научной литературе особо выделяют религиозный экстремизм и националистический терроризм.
Проявление религиозной нетерпимости, фанатизма, вооруженные столкновения на религиозной почве во многом определяют состояние и тенденции развития общественно-политической ситуации в некоторых регионах. По данным исследователей, с середины 1960-х гг. до конца XX в. численность фундаменталистских течений всех религиозных направлений в мире возросла в три раза. В настоящее время почти четвертая часть всех террористических группировок, действующих в мире, преследует религиозные цели. В многонациональной России отмечается рост межэтнических и межконфессиональных конфликтов, национального и религиозного экстремизма, особенно на Северном Кавказе.
Вынужденная репатриация различных этнических групп вследствие развала СССР, незащищенность мигрантов и национальных меньшинств в правовом отношении приводят к возникновению национальных конфликтов и порождают националистический терроризм, представляющий собой огромную опасность для российской государственности.
Националистический терроризм направлен на разжигание национальной нетерпимости, дискриминацию в отношении представителей иных народов. Он преследует цель путем устрашения вытеснить другую нацию, избавиться от ее власти и обычно свойственен малочисленным нациям. Националистический терроризм органически связан с се-
паратизмом, направленным на изменение существующего государственного устройства и правового статуса национально-государственных или административно-территориальных образований, нарушение территориального единства страны, образование собственного независимого государства.
Террористические организации, взращенные на националистической почве, не только хотят решить этнические проблемы, но и требуют независимости от центральной власти, отделения от всей страны; ведут борьбу за перераспределение жизненных ресурсов и природных богатств, за передел собственности; стремятся сделать свою страну мононациональной или монорелигиозной; навязывают свой образ жизни и миропонимания, обращаются к религиозному фундаментализму.
Обострение национального чувства, активизация религиозного поведения - защитная реакция на те трудности, которые общество и индивиды переживают в ходе переходного периода. Поэтому поддержка государством национальных религиозных традиций, самобытности малых народов играет важную роль, особенно в кризисные для общества периоды, иначе религиозные чувства людей будут пытаться использовать лидеры этнократически настроенных движений.
Так, например, случилось после распада СССР, когда политическая модернизация на Северном Кавказе сопровождалась, как и в стране в целом, резким ухудшением экономического положения, что повлекло за собой недовольство политикой федерального руководства. Параллельно происходила активизация радикальных националистических движений. Эти факторы послужили отправной точкой, определившей рост недовольства населения федеральным центром и установление господства титульного этноса. Деятельность этнократий имела достаточно негативное для южных регионов значение, препятствуя развитию демократических институтов, строительству развитой экономики. Ухудшение экономического положения регионов повлекло за собой эскалацию межнациональных конфликтов, рост терроризма и экстремизма.
В России на рост терроризма повлияло ухудшение социально-экономического положения населения, увеличение доли люмпенизированных слоев общества, нарастание социальной напряженности, нерешенные проблемы мигрантов, беженцев и вынужденных переселенцев, тотальная безработица. В Северо-Кавказском федеральном округе самый высокий уровень безработицы. В I квартале 2010 г. он составлял 19,5% (по методологии МОТ) от экономически активного населения (таблица).
Данные по безработице по Российской Федерации и субъектам Российской Федерации за I квартал 2010 г.*
Экономически активное население, тыс. чел. В том числе Уровень экономической активности населения, % Уровень занятости, % Уровень безработицы, %
занятые безработные
Российская Федерация 74559,6 67997,7 6561,9 66,9 61,0 8,8
Центральный федеральный округ 20016,9 18893,2 1123,7 68,1 64,2 5,6
Южный федеральный округ 6836,0 6240,7 595,2 63,6 58,0 8,7
В том числе: Республика Адыгея 210,6 190,8 19,8 61,5 55,7 9,4
Республика Калмыкия 143,6 119,4 24,2 66,4 55,2 16,8
Краснодарский край 2591,8 2392,4 199,4 64,5 59,5 7,7
Астраханская область 520,9 470,0 50,9 66,8 60,2 9,8
Волгоградская область 1275,8 1154,3 121,6 62,5 56,5 9,5
Ростовская область 2093,2 1913,8 179,5 62,4 57,1 8,6
Северо-Кавказский федеральный округ 4244,4 3417,1 827,2 62,4 50,2 19,5
В том числе: Республика Дагестан 1194,5 954,7 239,8 61,0 48,7 20,1
Республика Ингушетия 243,3 114,2 129,1 67,8 31,8 53,1
Кабардино-Балкарская Республика 388,6 321,5 67,1 56,1 46,4 17,3
Карачаево-Черкесская Республика 209,9 184,4 25,4 64,9 57,0 12,1
Республика Северная Осетия -Алания 373,6 340,0 33,6 70,3 64,0 9,0
Чеченская Республика 501,2 276,1 225,1 61,1 33,7 44,9
Ставропольский край 1333,2 1226,2 107,0 63,0 57,9 8,0
* Источник: www.gks.rU/dbscripts/Cbsd/DBInet.cgi#1
Самый высокий уровень безработицы в Республике Дагестан (20,1%), в Чеченской Республике (44,9%) и Республике Ингушетии (53,1%), поэтому население вынуждено искать заработок вне пределов своего региона, в экономически развитых районах.
Среди людей, годами не имеющих средств к существованию, лидеры экстремистских движений легко находят нужных исполнителей, которые соглашаются участвовать в организациях терактов по разным причинам. Основными можно назвать идейные мотивы (во имя победы ислама), отсутствие других трудовых навыков (выросли в военных условиях и ничего больше не умеют делать), единственный источник хорошего дохода (за теракты платят больше, чем на заводе), боязнь мести за отказ от участия.
Одно из последствий глобализации - увеличение количества туристов и мигрантов. По оценкам ООН, более 175 млн. человек (3% населения планеты) постоянно проживают за пределами государств, в которых родились. Рост массовой миграции сопровождается увеличением числа террористических атак. По данным социологического опроса конца 2009 г., 62% взрослого населения России уверены, что мигранты повышают опасность терроризма (рис. 1).
Рис. 1. Повышают ли мигранты опасность терроризма?
После терактов, совершенных в московском метро, связь миграции с терроризмом реально присутствует в общественном сознании (рис. 2).
Стали им Затр^дняюс=
Польше ответить
Рис. 2. Изменение отношения к мигрантам после терактов
Несмотря на то, что терроризм и трудовая миграция - это совершенно разные явления, общественное сознание их идентифицирует. Соответственно, деньги, отправляемые трудовыми мигрантами в страны-доноры, и финансовые потоки терроризма также воспринимаются как взаимосвязанные.
Денежные переводы мигрантов реально влияют на социальную структуру стран-доноров, увеличивая слой среднего класса и уменьшая категории бедных. Большинство мигрантов отмечают очень плохое (около 30%) или плохое (50%) материальное положение, которое было у них на родине до миграции. Анализ субъективных оценок мигрантами своего материального положения до и после миграции однозначно говорит о том, что миграция помогла большинству поправить свои материальные дела и перебраться в социальную группу с более высоким доходом. Террористические акты осуществляются совсем на другие деньги.
Терроризм - сложное и затратное явление, исчисляемое миллионами долларов, но приносящее миллиардную прибыль. Активизация террористов может повлиять на изменение маршрута строительства газопровода, перенаправить потоки международных туристов, отменить проведение спортивных соревнований.
Финансовые источники терроризма различны. К наиболее крупным относится помощь стран-изгоев, использующих террористов как наемников в качестве инструментов для достижения своих целей. По мнению Совета национальной безопасности США, такими странами являются Иран, Ирак, Сирия, Ливия, Судан, Северная Корея и Куба.
Второй источник - это спонсорство частных лиц через посредничество разного рода землячеств, обществ гуманитарной помощи, религиозных организаций и т. д. Этот источник подпитывает религиозные и националистические террористические группировки.
В последнее десятилетие террористические организации настолько окрепли, что могут получать сверхприбыли за счет участия в международных криминальных промыслах - наркобизнесе, нелегальной миграции, торговле людьми, похищении с целью выкупа и т. д. Современный терроризм приобретает черты мафии, идеологическая борьба подменяется максимизацией прибыли. Бороться с таким терроризмом гораздо труднее.
После 11 сентября 2001 г. в мировом сообществе возникли реальные предпосылки формирования глобальной антитеррористической коалиции. Доказанное спонсорство терроризма является достаточным основанием для силовых акций против страны-спонсора, вплоть до свержения правящего режима. Разрушение связки «терроризм -государство» поможет решить проблему международного терроризма.
Таким образом, можно сделать вывод, что легальная трудовая миграция не является источником угрозы терроризма, а, наоборот, в периоды демографических спадов, нехватки трудовых ресурсов помогает заполнять вакансии, невостребованные у коренного населения. В основном мигранты трудятся в строительстве, торговле, обрабатывающих производствах, сельском хозяйстве. Угрозу представляет организованный терроризм, и борьба с ним должна осуществляться жестко с использованием всей силы государственной власти.
К приоритетным направлениям в борьбе с терроризмом можно отнести:
1) ликвидацию всех каналов финансирования (включая теневой капитал и наркобизнес);
2) совершенствование международного законодательства в части применения санкций к государствам-донорам, оказывающим помощь террористам;
3) контроль за деятельностью СМИ, работающих с материалами по терроризму, для предотвращения появления в прямом эфире «шоу-программ» с места террористического акта;
4) решение внутренних проблем в тех регионах, в которых наиболее активно проявляет себя исламистский терроризм: проблем социально-экономического характера (преодоление нищеты, бедности, безработицы); борьбы с коррупцией, подрывающей авторитет действующей власти; уважения религиозных, национальных, культурных традиций различных народов; искоренения ксенофобии, национальной и религиозной нетерпимости.
Для борьбы с терроризмом как социально-политическим явлением необходимо объединение всего мирового сообщества. Только совместными усилиями заинтересованных государств можно лишить террористические движения идеологических оснований, поддержки общественного мнения, сократить их социальную и материальную базу.
Список литературы
1. Бобырев В. В. Незаконная миграция, ее влияние на криминогенную обстановку в Российской Федерации. Проблемы законодательного обеспечения борьбы с незаконной миграцией // Право и безопасность. - 2007. - № 22-23.
2. Докторович А. Б. Социальные взаимодействия и отношения как фактор развития социального потенциала // Труд и социальные отношения. - 2008. - № 9.
3. Численность и миграция населения в Российской Федерации в 2008 году (Статистический бюллетень) / Росстат. - М., 2009.