Вестник магистратуры. 2017. № 11-1(74)
ISSN 2223-4047
УДК 343
С.Е. Пикалева
ТЕРРОРИЗМ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЕМУ
В статье рассматриваются правовые основы борьбы с угрозами террористического характера, понятие терроризма в понимании как российского законодателя, так и зарубежного. Анализируются основные проблемы, связанные с терроризмом в наше время, и пути их решения. Исследуются последние изменения российского законодательства, связанные с явлениями терроризма.
Ключевые слова: терроризм, террористический акт, террор, террористические действия, противодействие терроризму, террористическая организация, террористическое сообщество, экстремизм, экстремистская организация.
Различные проявления терроризма, например, события 11 сентября 2001 г. в США, террористический акт во время мюзикла «Норд-Ост» в Москве (2002), в Беслане (2004), в московском метрополитене (2010), взрыв на борту российского авиалайнера, выполнявшего рейс Шарм-эль-Шейх - Санкт-Петербург (2015) и т.д., подтверждают, что терроризм стал неизбежной глобальной проблемой. Большое внимание, несомненно, привлекает деятельность международных террористических организаций Исламское государство и Джебхат ан-Нусра.
В нашей стране уже много лет идет борьба с таким явлением, как терроризм. Методы противодействия терроризму в Российской Федерации закреплены на законодательном уровне. Основным нормативным правовым актом, регулирующим борьбу с терроризмом, является Федеральный закон № 35-ФЗ от 06.03.2006 «О противодействии терроризму» [1]. Он разъясняет понятия в этой сфере, определяет правовую основу и основные принципы противодействия терроризму.
Так, в соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о противодействии терроризму под терроризмом понимаются идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.
Терроризм в качестве обязательного признака всегда содержит насилие. Так же отличительным признаком терроризма выступает его повышенная общественная опасность, которая обусловлена масштабами его проявлений. Опасность должна быть реальной и угрожать неопределенному кругу лиц. То есть, террористы преднамеренно создают обстановку подавленности, страха, напряженности. Терроризм обладает публичным характером, это форма насилия, рассчитанная на массовое восприятие. Важной особенностью терроризма можно считать то, что насилие применяется в отношении одних лиц, а психологическое воздействие в целях склонения к определенному поведению оказывается на других лиц [6, с. 106].
П. 2 ст. 3 Закона о противодействии терроризму дает определение террористической деятельности. Под террористической деятельностью понимается деятельность, которая включает в себя:
- организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта;
- подстрекательство к террористическому акту;
- организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре;
- вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;
- информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;
- пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности [5, с. 155].
Далее определимся с понятием «террористический акт». Согласно п. 3 ст. 3 Закона о противодействии терроризму под террористическим актом понимается совершение взрыва, поджога или иных дей-
© Пикалева С.Е., 2017.
Научный руководитель: Ревин Валерий Петрович - доктор юридических науки, профессор, Современная гуманитарная академия, Россия.
ISSN 2223-4047
Вестник магистратуры. 2017. № 11-1(74)
ствий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.
Следует обратить внимание на то, что схожее определение содержится в статье 205 УК РФ [2], которая предусматривает санкции за совершение террористического акта вплоть до пожизненного лишения свободы.
Как уже отмечалось выше, большое значение в противодействии терроризму имеет Федеральный закон № 35-Ф3 от 6 марта 2006 г. «О противодействии терроризму» [1]. Он регламентирует порядок осуществления мер по пресечению террористических актов, в том числе с применением Вооруженных Сил РФ.
Так же в России правовую основу противодействия терроризму составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, Федеральный закон о противодействии экстремистской деятельности, выше упомянутый Закон о противодействии терроризму и другие нормативные правовые акты, направленные на противодействие терроризму.
В соответствии п. 4 ст. 3 Закона о противодействии терроризму под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по:
- по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);
- по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);
- по минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В настоящее время существует одна из актуальных проблем - единого определения понятия «терроризм» в международном сообществе не существует. Это приводит к разночтению общего понимания самой сути этих понятий и, как следствие, отсутствию четко обозначенных единых методов борьбы. Поэтому необходимо в первую очередь ввести единое для всех стран понятие, определяющее терроризм, и разработать единую систему мер для профилактики и борьбы с этим явлением.
Проанализировав действующее законодательство и изменения, вносимые в него в последние годы можно сказать, что ведется активная борьба с проблемой терроризма на законодательном уровне. Государственные органы должны усилить свои позиции в превентивной деятельности, которая направлена на устранение потенциальных предпосылок формирования террористических тенденций. Необходимо проводить меры по повышению контроля над деятельностью зарубежных организаций, по усилению границ. Активная молодежная политика, меры, направленные на решение социально-экономических проблем, способны нейтрализовать источники потенциальных социальных эксцессов [7, с. 3].
Для того, чтобы эффективного противостоять международному терроризму нужно разработать и реализовать комплексную программу, которая должна состоять из политических, экономических, социальных, идеологических, правовых, специальный и других направлений. Также для решения этой актуальной проблемы необходимы координация и взаимодействие всех заинтересованных сил общества.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-Ф3 (ред. от 06.07.2016) «О противодействии терроризму» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 11. - Ст. 1146.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.08.2017) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
3. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 05.10.2009) // Российская газета. - № 198. - 20.10.2009.
4. Иванцов С.В., Борисов С.В. Актуальные вопросы реализации уголовной ответственности за организованную, террористическую и экстремистскую преступность // Актуальные проблемы уголовного права (Особенная часть): Моногр. / Под ред. Г.Б. Мирзоева и Л.А. Букалеровой. М.: РААН, 2016. С. 67 - 87.
5. Рарог А.И. Уголовный кодекс России против терроризма // Lex russica. - 2017. - № 4. - С. 155 - 178.
6. Поличной Р.В. Правовые средства борьбы с террористическими организациями в Российской Федерации // Современное право. - 2017. - № 3. - С. 106 - 109.
7. Федоров А.В., Сергеев Д.Н. Основные тенденции международного терроризма и меры борьбы с ним // Российский следователь. - 2016. - № 24. С. 3 - 9.
ПИКАЛЕВА СВЕТЛАНА ЕВГЕНЬЕВНА - магистрант, ЧОУ ВО Открытый Институт - Высшая профессиональная школа, Россия.