Научная статья на тему 'Терроризм и космизм: диалектика хаоса и космоса'

Терроризм и космизм: диалектика хаоса и космоса Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
191
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОСМИЗМ / ТЕРРОРИЗМ / ХАОС / КОСМОС / ПОРЯДОК / ПРИРОДА / ПРЕОБРАЖЕНИЕ / ХОРРОР

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Цуканова И.В.

Статья посвящена проблеме корреляции понятий «терроризм», «террор» и «космизм». В ходе исследования автор пришел к выводу, что корреляция возможна в аспекте диалектического взаимодействия таких базовых понятий как хаос и космос, где хаос олицетворяет ужас бездны и хтоническую мощь неразумной Земли, а Космос гармонию и разумный порядок. Диалектика хаотического и космического начал рассматривается на примере взглядов известных русских мыслителей Н.И. Кибальчича, К.Э. Циолковского, Н. Заболоцкого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TERRORISM AND COSMISM: THE DIALECTICS OF CHAOS AND COSMOS

The article is devoted to the problem of correlating concepts «terrorism», «terror» and «cosmism». In the course of the study, the author comes to the conclusion that the correlation is possible in the aspect of dialectical interaction of such basic concepts as chaos and cosmos, where chaos represents the horror of abyss and the chthonic power of irrational Earth, whereas Cosmos represents harmony and reasonable order. Dialectics of chaotic and cosmic principles is considered though the views of famous Russian thinkers N. Kibalchich, K. Tsiolkovsky, N. Zabolotsky.

Текст научной работы на тему «Терроризм и космизм: диалектика хаоса и космоса»

УДК 130.2

ТЕРРОРИЗМ И КОСМИЗМ: ДИАЛЕКТИКА ХАОСА И КОСМОСА

И.В. Цуканова

Высшая школа печати и медиатехнологий Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна e-mail: tsukanov@rambler.ru

Статья посвящена проблеме корреляции понятий «терроризм», «террор» и «космизм». В ходе исследования автор пришел к выводу, что корреляция возможна в аспекте диалектического взаимодействия таких базовых понятий как хаос и космос, где хаос олицетворяет ужас бездны и хтоническую мощь неразумной Земли, а Космос - гармонию и разумный порядок. Диалектика хаотического и космического начал рассматривается на примере взглядов известных русских мыслителей - Н.И. Кибальчича, К.Э. Циолковского, Н. Заболоцкого.

Ключевые слова: космизм, терроризм, хаос, космос, порядок, природа, преображение, хоррор.

Дорога к звездам начинается в России!

Н.И. Кибальчич

На первый взгляд между понятиями терроризм и космизм не может быть ничего общего. Да и какая корреляция может быть между политикой, основанной на систематическом применении террора, и религиозно-философским течением, основу которого составляет представления о космосе как структурно-организованном и упорядоченном мире. Между тем, их взаимосвязь может быть представлена как диалектика хаоса и космоса.

В древних мифологиях хаос олицетворяется с ужасами бездны. В античной мифологии хаос выступает в качестве первичной потенции, неоплодотворенной разумом бесформенности, созидательного начала в его древнем, хтоническом понимании неразумной мощи Земли. А.В. Сухарев определяет хаос как «...первичный динамизирующий ресурс во вселенной, из которого те или иные виды энергии трансформируются во времени в различных формах»1. Практически во всех мифологических системах хаосу противопоставляется космос, который является выражением гармонии, красоты, целостности и, что особенно значимо, разумного порядка, который выравнивает космическую структуру, и который, по убеждению А.Ф. Лосева, без хаоса просто обессмысливается.

А. Сухарев определяет космос как начало, организующее и использующее энергию хаоса для устроения разумного и прекрасного космического порядка2. Именно в процессе преобразования хаоса в космос мы видим взаимодействие этих двух первоначал, в ходе которого «.тьма преобразуется в свет, аморфность в

3

порядок, непрерывность в дискретность, пустота в заполненность» , а терроризм в космизм.

1 Сухарев А.В. Развитие как диалектика хаоса и космоса в ментальности субъекта // Пространство и Время. 2016. №1-2 (23-24). С. 55.

2 Там же.

3 Там же.

Рассмотрим, как представлена диалектика хаотического и космического начал во взглядах известных русских и советских мыслителей, писателей, общественных деятелей - Н.И. Кибальчича, К.Э. Циолковского, Н. Заболоцкого, творчество которых

4 I

содержало элементы хоррора4 (в котором, вопреки всем этимологическим разысканиям так и хочется увидеть сочетание хаоса и террора), переходящего в мечты о космическом порядке. Остается только поражаться тому, как пересекались пути и творческие судьбы этих выдающихся деятелей русской культуры.

Исследователи отмечают, что имя Н.И. Кибальчича в современном общественном сознании ассоциируется исключительно с революционным террором5. Действительно, зная Н.И. Кибальчича как агента специального назначения одной из самых одиозных террористических групп - «Свобода или смерть», являвшейся структурным подразделением тайного революционного общества «Земля и воля» и объединявшей самых решительных сторонников террора, трудно представить, что тот самый человек, который видел террор смыслом всей своей жизни, за несколько дней до казни разработал идею уникального летательного аппарата, поставив себя тем самым в один ряд с выдающимися отечественными мыслителями - представителями русского космизма. Конечно, Н.И. Кибальчич не может в полной мере быть причислен к философам-космистам, но его идеи во многом предвосхитили практические разработки в сфере ракетной техники, о которой К.Э. Циолковский в 1881 году (когда Кибальчич был казнен) только начинал мечтать. Террористические атаки (о существовании которых Кибальчич узнал, находясь в заключении), производимые с помощью взрывных устройств вызвали самый искренний интерес естествоиспытателя. По выходу из тюрьмы, Кибальчич применил все свои знания для изготовления бомб, которые по насыщенности динамитом и силе взрывного действия, как отмечает М. Неведомский, превосходили даже аналоги А. Нобеля6. Упиваясь хаосом террористической борьбы, Кибальчич принял участие в роковой атаке на императора Александра II, которая привела на эшафот самого изобретателя. Однако, уже за несколько дней до ареста, и, тем более, в местах предсмертного заключения, в мировоззрении Кибальчича происходит качественное преобразование, о чем свидетельствует письмо другу, в котором он произносит пророческие слова: «....Тиран казнен, а сил свергнуть систему у нас уже нет. Если выживу, займусь ракетным воздухоплавательным аппаратом. Мой девиз таков: «Дорога к звездам начинается в России!»7. Революционный на тот момент проект летательного аппарата был подготовлен Кибальчичем буквально за несколько дней до казни, но, вопреки просьбе приговоренного к смерти, увидел свет только через 36 лет. Таким образом, яркая, но короткая жизнь Н.И. Кибальчича, наглядно являет собой диалектику двух начал - хаотического и космического.

Отец космонавтики - К.Э. Циолковский в 1873-1876 гг. (в тот самый момент, когда Н.И. Кибальчич первый раз сидел в тюрьме и постигал азы террористической борьбы), жил в Москве и регулярно посещал Чертковскую публичную библиотеку, где, согласно воспоминаниям самого К.Э. Циолковского, он «.заметил одного служащего с необыкновенно добрым лицом»8, которым оказался Н.Ф. Федоров -

4 от лат. horror - «оцепенение, страх, ужас», от англ. horror - «ужас».

5 Неведомский М.И. Н.И. Кибальчич: революционер и ученый // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2017. №13. С. 1006.

6 Там же. С. 1007.

7 Там же.

8 Циолковский К.Э. Черты из моей жизни. URL: http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/mol-gvar/1935/thiolk.html (дата обращения: 25.05.2019).

выдающийся философ и родоначальник русского космизма, из скромности не желавший печатать свои труды. Интересно отметить, что московский Сократ в 1858 году преподавал в Боровском уездом училище, в котором почти через 30 лет будет преподавать арифметику и геометрию и сам К.Э. Циолковский.

Раскрывая тему нашего исследования в аспекте диалектики хаоса и космоса, отметим, что в отличие от Н.И. Кибальчича, очевидные признаки деструктивного мироощущения в творческом наследии К.Э. Циолковского выражены не так агрессивно. И тем не менее, в свою бытность в Боровске уже после московского знакомства с Н.Ф. Федоровым, Циолковский в 1882 г. (спустя год после казни народовольцев) получил прозвище «Желябка» - в честь террориста Д. Желябова, казненного с один день с Н. Кибальчичем. По собственному признанию К.Э. Циолковского, столь одиозное прозвище он получил за изобретение различных механизмов для катания по реке, от которых сильно пугались крестьянские лошади, а «прохожие ругались матерным гласом»9. Помимо этого, педагогический персонал училища не могли радовать атеистические высказывания Циолковского о его разрыве «с нелепостями вероисповеданий» (за что на него неоднократно доносили в вышестоящие контрольные органы), а также его честность и неподкупность, «терроризировавшие» его коллег - бывших семинаристов, занимавшихся теперь учительством и привыкших к «... праздникам, суете и выпивке»10. Однако, следует указать и тот факт, что помимо устрашения пестрого старообрядческого общества, К.Э. Циолковский занимался и самоустрашением, доказательством чего может служить написанная им в Боровске первая научная статья - «Графическое изображение ощущений», посвященная проблеме бессмысленности человеческой жизни, основная мысль которой заключалась в следующем тезисе: молодость даёт положительную сумму ощущений, старость - отрицательную (неизбежное разрушение организма), за ними неизбежно следует агония. Именно эта работа впоследствии сыграла роковую роль в жизни семьи К.Э. Циолковского: в 1902 году его сын Игнатий, талантливейший студент математического факультета Московского университета, покончил жизнь самоубийством, причиной которого стала как «теория взбаламученного нуля», разработанная его отцом - К.Э. Циолковским, которую широко обсуждали в домашнем кругу, так и коррелировавшие с ней жизнеотрицающие работы А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. В развитии мрачного настроения сына Константин Эдуардович винил исключительно себя. Однако именно осознание деструктивности и хаотичности собственных суждений способствовало сосредоточению на свойствах бессмертной материи и поисках «.утешения для всех умерших, для всякого органического и неорганического вещества»11. В результате трудных размышлений появилась теория, противопоставленная им апологетике смерти, в основе которой была идея бессмертия всего живущего и жившего когда-либо. Так, вместо шопенгауэровского блаженного небытия, которое было и будет до и после существования человека, Циолковский постулирует идею полноценной субъективно бесконечной жизни.

В 1931 году с работами Циолковского познакомился известный поэт Н. Заболоцкий, который, обладая выраженным негативным мироощущением, живо

9 Циолковский К.Э. Черты из моей жизни. URL: http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/mol-gvar/1935/thiolk.html (дата обращения: 25.05.2019).

10 Там же.

11 Алексеева В.И. Константин Циолковский: размышления о жизни. URL: http://www.delphis.ru/journal/article/konstantin-tsiolkovskii-razmyshleniya-o-zhizni (дата обращения: 25.05.2019).

интересовался философией космизма. Как отмечает С. Беляков, жизнеотрицающее мироощущение выражается в негативном отношении к объективным законам бытия, критерием чего является специфическое отношение к биосфере12. Так, в стихотворениях Н. Заболоцкого 1929-1932 гг., (которые С. Беляков очень удачно приводит в качестве примера негативного мироощущения) со всей очевидностью проступает жизнеотрицающая концепция мироздания, в рамках которой природа представляет собой царство зла и смерти. Заболоцкий в буквальном смысле терроризирует читателя, живописуя страдания лишенной разума природы: Там примус выстроен, как дыба, На нем от ужаса треща Чахоточная воет рыба В зеленых масляных прыщах; Там трупы вымытых животных Лежат на противнях холодных И чугуны - купели слез -Венчают зла апофеоз13.

Преображение Н. Заболоцкого, произошло после подлинных мук в сталинских лагерях, куда он попал в 1938 году, найдя, однако, в себе мужество признать обвинения в создании контрреволюционной террористической организации. Освободившись в 1944 году, поэт вновь обратился к творчеству, которое приобрело совершенно иное звучание. Вместо зла и жестокости бессознательной природы Заболоцкому стал слышаться

... блестящий вал турбин, И мерный звук разумного труда, И пенье труб, и зарево плотины, И налитые током провода14.

Как отмечает С. Беляков, поздний Заболоцкий смог преодолеть казавшиеся когда-то непреодолимыми противоречия между своим мироощущением и существующими научными представлениями, найдя реалистичный путь для «спасения» страдающей природы15. Исследователь убежден, что на столь кардинальную трансформацию оказала влияние теория Циолковского, согласно которой атомы, составляющие тело человека, и осевшие после его смерти в неорганической природе, будут спать до того момента, когда они смогут инкорпорироваться в живое вещество и воскреснуть вновь в прекрасном мире16.

Таким образом, ужас хаоса, коррелирующий с понятием террора как практикой устрашения, в ходе развития преобразуется в порядок, преодолевая ужасы бытия и несправедливость смерти, и обусловливает идею перехода в иное онтологическое состояние, прививая человечеству основы универсального планетарного и космического мировоззрения. Именно космизм породил идею возможности не только противостояния хаосу, но и управления им.

12 Беляков С. Гностик из Уржума: по поводу натурфилософских взглядов H.A. Заболоцкого / С. Беляков // Дергачевские чтения - 2000. Русская литература: национальное развитие и региональные особенности: материалы международной научной конференции, Екатеринбург, 10-11 октября 2000 г. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2001. Ч. 2. С. 39-42.

13 Заболоцкий Н. На лестницах // Стихотворения. Поэтическая Россия. Москва: Советская Россия, 1985. URL: https://rupoem.ru/zabolockij/koty-na-lestnicax.aspx (дата обращения: 25.05.2019).

14 Заболоцкий Н. Я не ищу гармонии в природе. URL: https://mstih.ru/nikolaj-zabolockij-ya-ne-ishhu-garmonii-v-prirode/ (дата обращения: 25.05.2019).

15 Беляков С. Указ соч. С. 41-42.

16 Там же. С. 42.

Список литературы

1.Алексеева В.И. Константин Циолковский: размышления о жизни. URL: http://www.delphis.ru/journal/article/konstantin-tsiolkovskii-razmyshleniya-o-zhizni (дата обращения: 25.05.2019).

2.Беляков С. Гностик из Уржума: по поводу натурфилософских взглядов H.A. Заболоцкого / С. Беляков // Дергачевские чтения - 2000. Русская литература: национальное развитие и региональные особенности: материалы международной научной конференции, Екатеринбург, 10-11 октября 2000 г. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2001. Ч. 2. С. 39-42.

З.Заболоцкий Н. На лестницах // Стихотворения. Поэтическая Россия. Москва: Советская Россия, 1985. URL: https://rupoem.ru/zabolockij/koty-na-lestnicax.aspx

4.Заболоцкий Н.Я не ищу гармонии в природе. URL: https://rustih.ru/nikolaj-zabolockij-ya-ne-ishhu-garmonii-v-prirode/

5.Неведомский М.И. Н.И. Кибальчич: революционер и ученый // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2017. №13. С. 1006-1007. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/n-i-kibalchich-revolyutsioner-i-uchenyy (дата обращения: 02.06.2019).

6.Сухарев А.В. Развитие как диалектика хаоса и космоса в ментальности субъекта // Пространство и Время. 2016. №1-2 (23-24). С. 52-62.

7.Циолковский К.Э. Черты из моей жизни. URL: http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/mol-gvar/1935/thiolk.html (дата обращения: 25.05.2019).

TERRORISM AND COSMISM: THE DIALECTICS OF CHAOS AND COSMOS

I.V. Tsukanova

The Higher School of the Press and Media Technologies of St. Petersburg State University of Industrial Technologies and Design, St. Petersburg e-mail: tsukanov@rambler.ru

The article is devoted to the problem of correlating concepts «terrorism», «terror» and «cosmism». In the course of the study, the author comes to the conclusion that the correlation is possible in the aspect of dialectical interaction of such basic concepts as chaos and cosmos, where chaos represents the horror of abyss and the chthonic power of irrational Earth, whereas Cosmos represents harmony and reasonable order. Dialectics of chaotic and cosmic principles is considered though the views of famous Russian thinkers -N. Kibalchich, K. Tsiolkovsky, N. Zabolotsky.

Keywords: cosmism, terrorism, chaos, cosmos, order, nature, transformation, horror.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.