ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ УГРОЗЫ НА ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТА: ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ И ВОПРОСЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ
TERRORIST THREATS ON TRANSPORT: GENERAL TRENDS AND
ISSUES OF RESISTANCE
УДК 343.34
о
-W«
Ю.А. КОВТУН,
кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) [email protected]
YURI A. KOVTUN,
candidate of law, associate professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Russia, Belgorod)
Р.М. ШЕВЦОВ,
кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) [email protected]
ROMAN M. SHEVTSOV,
candidate of law, associate professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Russia, Belgorod)
Аннотация: в настоящей статье поднимаются проблемы и анализируются современные тенденции террористических угроз на объектах транспортной инфраструктуры, затрагиваются пути и механизмы противодействия такого рода угрозам со стороны органов внутренних дел.
В статье констатируется, что терроризм обретает явный технологический аспект: преступники в наши дни для осуществления террористических акций все активней используют самые современные радиоэлектронные устройства, вторгаются в киберпространство. Другое проявление технологического аспекта современного терроризма, затрагиваемое в настоящей статье, выражается в его направленности - во многих случаях непосредственными целями террористической акции избираются объекты повышенной опасности, в первую очередь это объекты, относящиеся к транспортной инфраструктуре (железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены и т.д.).
В статье поднимаются проблемы трансформации транспортной инфраструктуры в сферу активного внедрения высоких технологий, несанкционированное вмешательство в которую ведет не только к сбою в работе транспортной системы, но и, возможно, угрожает катастрофами техногенного характера.
Также в настоящей статье уделено внимание характеристике оперативной обстановки на объектах транспортного комплекса. Авторы констатируют, что криминальная ситуация здесь продолжает оставаться сложной, связывая это в первую очередь с геополитическим положением России. Тот факт, что Россия является территорией, связывающей страны Южно-Азиатского региона с Европой и США, заставляет с особым вниманием подходить к проблеме борьбы с терроризмом и обеспечения безопасности на объектах транспортной инфраструктуры.
Ключевые слова: терроризм, объекты транспорта, система транспортной безопасности, транспортная полиция, противодействие, заведомо ложное сообщение об акте терроризма.
Abstract: this article deals with the problems and analyzed current trends of terrorist threats to the transport infrastructure, unaffected ways and mechanisms to counter this type of threat on the part of bodies of internal Affairs, security and transport.
The article States that terrorism becomes a clear technological aspect: criminals in these days, for the perpetration of terrorist acts increasingly use the most modern electronic devices, are invading the cyberspace. Another manifestation of the technological aspect of modern terrorism is addressed in this article is expressed in its orientation - in many cases, the direct targets of terrorist acts shall be elected to high risk, first is the objects related to transport infrastructure (railway, tram and internal waterways, roads, tunnels, flyovers, bridges, stations, railway and bus stations, subways, etc.).
In the article the problems of transformation of transport infrastructure in the field of active introduction of high technologies, unauthorised interference which leads to malfunction of the transport system, but also threatens man-made disasters.
Also, in the present article, attention is paid to the characteristics of the operational situation in the transport complex. The authors concluded that the crime situation here continues to be complex, associating it primarily with the geopolitical position of Russia. The fact that Russia is an area that connects countries in the South Asian region with Europe and the United States makes, with special attention to the problem of combating terrorism and ensuring security on the transport infrastructure.
Keywords: terrorism, transport facilities, transport safety, transport police, opposition, false report about an act of terrorism.
Особую актуальность в последние годы при постоянно нарастающих угрозах взрывов объектов транспорта, блокирования транспортных коммуникаций, захвата транспортных средств, зданий и заложников обрела проблема обеспечения транспортной безопасности, которая является важнейшей задачей государства, общества и их институтов. В 2016 году предотвращено 16 попыток совершения террористических актов на территории Российской Федерации: в Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске, Екатеринбурге, Туле, Уфе, Сочи, Новосибирске и Нижнем Новгороде. Силами правопорядка нейтрализовано 46 ячеек международных террористических организаций, осуществлявших вербовку граждан России и стран СНГ для участия в вооружённых конфликтах за рубежом на стороне террористов [1].
Сейчас терроризм обретает явный технологический аспект: преступники в наши дни для осуществления террористических акций все активней используют самые современные радиоэлектронные устройства, вторгаются в киберпространство. Другое проявление технологического аспекта современного терроризма выражается в его направленности - во многих случаях непосредственными целями террористической акции избираются объекты повышенной опасности, в первую очередь это объекты, относящиеся к транспортной инфраструктуре (железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены и т.д.).
Особого внимания заслуживает оперативная обстановка на объектах транспортного комплекса. Криминальная ситуация здесь продолжает
оставаться сложной, и связано это в первую очередь с геополитическим положением России, тот факт, что Россия является территорией, связывающей страны Южно-Азиатского региона с Европой и США, заставляет с особым вниманием подходить к проблеме борьбы с терроризмом и обеспечения безопасности на объектах транспортной инфраструктуры. Однако существуют и иные факторы, позволяющие отнести объекты транспортной инфраструктуры к области особого риска. В современных условиях транспорт трансформируется в сферу активного внедрения высоких технологий, несанкционированное вмешательство в которую ведет не только к сбою в работе транспортной системы, но и может угрожать катастрофами техногенного характера. К сожалению, тенденция дальнейшего распространения терроризма в Российской Федерации будет сохраняться, создавая угрозу национальной безопасности.
Особую опасность представляют террористические группы, связанные с религиозными организациями, которые имеют намерение разжечь межнациональную и межконфессиональную рознь, и тем самым разрушить целостность России. Во всем мире, и Россия не исключение, возрастает активность «ваххабитского» движения, целью которого является создание исламского государства, и все эти события происходят на фоне противостояния между сторонниками традиционного ислама и «ваххабитами». Своевременное обнаружение и пресечение террористической деятельности входит в число приоритетных направлений подготовки в рамках оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел на транспорте.
В настоящее время система транспортной
безопасности в Российской Федерации формируется, и задача органов внутренних дел на транспорте - определить в этой системе место, соответствующее их задачам и роли. Эта работа может затронуть пересмотр либо изменение содержания набора «традиционных» функций транспортной полиции. Более того, необходимо действовать на опережение, учитывать меняющуюся обстановку в транспортном комплексе, в особенности изменения тенденций террористической деятельности.
Так, 11 апреля 2017 года директор ФСБ России А.В. Бортников на заседании Национального антитеррористического комитета обратил внимание на необходимость усиления антитеррористической защищённости мест массового пребывания людей, объектов транспортной инфраструктуры и жизнеобеспечения [1]. При этом особую актуальность приобретает противодействие террористическим актам, в том числе и на объектах транспорта в период подготовки и проведения в Российской Федерации Кубка Конфедераций FIFA 2017 года и Чемпионата мира по футболу 2018 года, подчеркнул первый заместитель руководителя аппарата Национального антитеррористического комитета И.В. Кулягин [2].
Для успешного решения этих задач нужно знать законы и тенденции изменения активности терроризма и насильственных преступлений в целом, и на этой основе моделировать и прогнозировать развитие криминогенных ситуаций на объектах транспортной инфраструктуры страны. Необходимо выявлять «узкие места» в системе их защиты, и, как следствие, внести предложения по совершенствованию деятельности субъектов обеспечения транспортной безопасности.
Таким образом, представляется очевидным, что для обеспечения национальной безопасности является чрезвычайно важным максимально серьезно и масштабно заниматься совершенствованием механизмов профилактики и борьбы с террористической деятельностью, больше думать о будущем, улавливать основные тенденции в динамике и географии терроризма.
Необходимо создать реальную систему, которая бы, с одной стороны, осуществляла научное обеспечение борьбы, с другой - четко и быстро реагировала на ситуации (на угрозы, хищение и переброску оружия и т.п.) и осуществляла целенаправленный поиск и надежное распознавание признаков, демаскирующих террористические акции на объектах транспортной инфраструктуры страны на ранних их стадиях. Как следствие, правоохранительная деятельность в этих условиях во многом обретает новое содержание, поскольку она становится неразрывно связанной с обеспечением безопасности потенциально
опасных объектов транспортной инфраструктуры Российской Федерации, в первую очередь защитой от террористических посягательств. В связи с этим, безусловно, жизненно необходимы самостоятельные службы и подразделения, «привязанные» к определенной категории транспортной инфраструктуры, такие как органы внутренних дел на транспорте. Роль и место подразделений органов внутренних дел на транспорте в обеспечении эффективного противодействия террористической деятельности определяются рядом возлагаемых на них частных задач и функций в общем комплексе предпринимаемых для этого мер. Значение антитеррористической деятельности органов внутренних дел на транспорте в современных условиях, когда терроризм меняет свои качественные характеристики, трудно переоценить. Однако эта деятельность должна быть логически «вписана» в более широкий спектр мер, которые связаны с обеспечением транспортной безопасности в целом, а это в свою очередь предполагает более тесную координацию работы с Минтрансом России и его структурными подразделениями, иными субъектами борьбы с терроризмом.
Следовало бы обратить особое внимание на последствия актов терроризма на транспорте. Их общественная опасность достаточно высока, она не может быть оставлена без должного внимания соответствующих государственных и общественных структур. К сожалению, указанные нежелательные для общества процессы характерны в том числе и для объектов отечественного транспортного комплекса. Потенциальный прямой и косвенный ущерб от возможных действий такого рода возрастает в связи с увеличением количества транспортных перевозок в России и мире. Данная тенденция в нашей стране сохранится и в ближайшей перспективе. Любой более или менее масштабный террористический акт в отношении транспортной инфраструктуры может решительно изменить данную позитивную конъюнктуру.
Негативные последствия террористических акций для национальной транспортной системы Российской Федерации автоматически наносят удар и по другим отраслям экономики, и в первую очередь это касается наукоемкого сектора.
В количественном, да и в качественном отношении не все виды транспортной инфраструктуры в равной мере подвергаются террористическим атакам. «Как свидетельствует анализ террористической деятельности, наиболее «притягательными» для террористов являются воздушные и железнодорожные коммуникации. Речной и морской виды транспорта в рассматриваемом аспекте остаются более благополуч-
ными» [3, с. 115-120]. Однако это не является поводом снизить внимание к организации их антитеррористической защищенности. Обеспечение безопасности транспортного комплекса в современных условиях обретает актуальность как никогда ранее. Акты терроризма в отношении объектов железнодорожного транспорта в основном связаны с подрывом путей и подвижного состава, заведомо ложными сообщениями об актах терроризма. Вместе с тем возможны и захваты подвижного состава. В отличие от воздушного судна или автомобильного транспортного средства поезд является менее привлекательной целью с точки зрения его захвата из-за строгой определенности направления железнодорожных путей и ограниченной возможности передвижения по ним.
При этом следует отметить еще одну угрожающую тенденцию - это использование грузового автомобильного транспорта для совершения террористических акций. В качестве примера можно привести ситуации, случившиеся во Франции и Германии, когда тяжелый грузовой автомобиль на большой скорости был направлен в место скопления людей. Однако объектом атаки может стать и железнодорожный транспорт, так, на железнодорожном переезде таран пассажирского поезда при помощи большегрузного автомобиля с полной загрузкой весом 20-25 тонн может привести к большому количеству жертв и длительному сбою графика движения поездов. Не говоря о том, что в качестве тарана может быть использован грузовик со взрывоопасным грузом. Особую тревогу вызывает то, что в отличие от взрывчатых веществ и оружия использование грузовых автомобилей для совершения своих атак террористами не требует особых навыков изготовления, приобретения,транспортировки, это усложняет правоохранительным органам задачу противодействия террористическим актам с использованием большегрузных автотранспортных средств. Большая вероятность использования подобных преступлений связана с тем, что техника совершения террористического акта с помощью большегрузных автотранспортных средств изложена в методических инструкциях запрещенного в России «Исламского Государства» [4].
Серьезной проблемой продолжает оставаться заведомо ложное сообщение об акте терроризма. Проблема так называемого «телефонного терроризма» тесно переплетается с реальными террористическими актами, в первую очередь на психологическом уровне, поскольку подобное сообщение нарушает нормальный ритм жизни,
парализует работу предприятий и учреждений. Создающаяся при этом экстремальная ситуация связана с приведением в действие соответствующих сил и средств, прежде всего правоохранительных органов, с проведением сложных организационно-технических мероприятий по предупреждению и ликвидации возможных последствий террористической акции.
Практически каждый подобный звонок влечет за собой привлечение дополнительных сил и средств органов внутренних дел, эвакуацию пассажиров и персонала вокзалов и транспортных средств, что приводит к значительному материальному ущербу в виде неполученной прибыли, редко, когда по раскрытым преступлениям данной категории транспортным компаниям возмещается ущерб в полном объеме.
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод об объективном расширении «поля деятельности» органов внутренних дел на транспорте в фокусе профилактической работы по противостоянию террористическим угрозам на объектах транспортной инфраструктуры, активизации оперативно-разыскной деятельности по выявлению потенциальных очагов зарождающихся террористических ячеек и зреющих в их кругах преступных намерений, повышению качества расследования уголовных дел террористической направленности и установлению всей преступной цепочки в алгоритме «заказчик-посредник-исполнитель».
Для эффективного обеспечения безопасности этих мероприятий, по нашему мнению, было бы также целесообразно наладить систему взаимного обучения сотрудников (проведение совместных курсов, повышение квалификации) на базе образовательных организаций системы МВД России. Одной из таких площадок мог бы стать Бел ЮИ МВД России имени И.Д. Путилина, который специализируется на подготовке специалистов в области обеспечения безопасности на транспорте (институт уже проводит переподготовку и повышение квалификации сотрудников органов внутренних дел, осуществляющих охрану общественного порядка и обеспечивающих безопасность в период проведения Кубка Конфедерации FIFA 2017 и Чемпионата мира по футболу FIFA 2018).
Аналогичные практические, организационные и управленческие мероприятия целесообразно намечать и проводить с участием не только МВД и ФСБ, Росгвардии, но и субъектов других ведомств антитеррористической деятельности и иных органов власти.
Литература
1. Заседание национального антитеррористического комитета (11 апреля 2017 г.) [Электронный ресурс] Режим доступа -http://nac.gov.ru/nak-prinimaet-resheniya/v-moskve-proshlo-zasedanie nacional nogo-6.html (дата обращения: 24 апреля 2017 г.).
2. В пресс-центре МИД России прошла пресс-конференция национального антитеррористического комитета (31 января 2017 г.) [Электронный ресурс] Режим доступа - http://nac.gov.ru/press-konferencii-i-brifingi/v-press-centre-mid-rossii-proshla-press-0.html (дата обращения: 24 апреля 2017 г.).
3. Костылева Е.Д. Терроризм и безопасность на транспорте // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2011. № 10 (16). С. 115-120.
4. Это теракт. Грузовик пошел на таран толпы в Иерусалиме (8 января 2017г.) [Электронный ресурс] Режим доступа - https:// www.bfm.ru/news/343325 (дата обращения: 24 апреля 2017 г.).
= References =
1. Zasedanie natsional'nogo antiterroristicheskogo komiteta (11 aprelya 2017 g.) [Elektronnyi resurs] Rezhim dostupa - http://nac. gov.ru/nak-prinimaet-resheniya/v-moskve-proshlo-zasedanie nacional nogo-6.html (data obrashcheniya: 24 aprelya 2017 g.).
2. V press-tsentre MID Rossii proshla press-konferentsiya natsional'nogo antiterroristicheskogo komiteta (31 yanvarya 2017 g.) [Elektronnyi resurs] Rezhim dostupa - http://nac.gov.ru/press-konferencii-i-brifingi/v-press-centre-mid-rossii-proshla-press-0.html (data obrashcheniya: 24 aprelya 2017 g.).
3. Kostyleva E.D. Terrorizm i bezopasnost' na transporte // Nauka i obrazovanie: khozyaistvo i ekonomika; predprinimatel'stvo; pravo i upravlenie. 2011. № 10 (16). S. 115-120.
4. Eto terakt. Gruzovik poshel na taran tolpy v lerusalime (8 yanvarya 2017g.) [Elektronnyi resurs] Rezhim dostupa - https://www. bfm.ru/news/343325 (data obrashcheniya: 24 aprelya 2017 g.).
(статья сдана в редакцию 05.06.2017)