Научная статья на тему '\ территория развития \ свои грузовики не тянут'

\ территория развития \ свои грузовики не тянут Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
96
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ территория развития \ свои грузовики не тянут»

\ ТЕРРИТОРИЯ РАЗВИТИЯ \

Свои грузови не тянут

Г

РИА-НОВОСТИ

• Минпромторг намерен запустить с 2012 года программу обновления парка коммерческих (грузовых) автомобилей в России. В основу документа легли предложения «КАМАЗа». Предполагается, что программа будет действовать в 2012-2014 годах и распространится на грузовики массой от 6 т и возрастом старше 15 лет, которые находятся у последнего владельца не менее полугода. Всего в России, по данным «КАМАЗа», насчитывается 1,8 млн таких машин. Размер премии, которую государство заплатит за утилизацию автомобилей, составит около 15% средней стоимости грузовика — 115 тыс. руб. за среднетоннажный (полной массой 6-14 т) и 270 тыс. руб. — за тяжелый (от 14 т). Потратить эти деньги можно будет на автомобиль отечественного производства или собранный в режиме пром-сборки. Предполагается, что в год будут сдавать 38 тыс. грузовиков — по 19 тыс. сред-нетоннажных и тяжелых. Для сравнения: в 2010 году в России продано 58,7 тыс. тяжелых грузовиков, из них 47% — КАМАЗов. Общие затраты государства на про-

грамму оцениваются в 22,1 млрд. • К 2016 году отечественный рынок нанопродукции должен вырасти более чем в 10 раз — до 900 млрд руб. с 81 млрд в 2009 году. Такова цель Программы развития наноиндустрии до 2015 года. По поручению правительства Минпромторговли подготовило предложения, как стимулировать спрос на нанопродукцию. Документ за подписью замминистра Андрея Дементьева отправлен в аппарат правительства. Правда, о выпуске каких товаров может идти речь, в документе не говорится. Известно лишь,

связь

Казахстан на российской связи

В течение 2011 года в ООО «Инкаб» (Пермский край) начнется работа двух новых линий по производству оптического кабеля. Предполагается, что мощности предприятия вырастут не менее чем на 30%. Сейчас «Инкаб» производит оптический кабель, который используется для передачи данных телекоммуникационных и интернет-провайдеров, кабельного телевидения. Сегодня в числе клиентов предпри ятия значатся такие компании, как «Вымпелком», «Мегафон», «ЭР-Телеком», «Комстар-ОТС», «Уралсвязьинформ». По итогам 2010 года, «Инкаб» произвел 17,6 тыс. км производственного кабеля, что более чем в два раза лучше результатов 2009 года, когда было выпущено 8,3 тыс. км. По словам Александра Смильгевича, гендиректора завода «Инкаб», в 2011 году благодаря реализации инвестпроекта планируется увеличить производство в 1,5 раза. Сейчас «Инкаб» — один из лидеров рынка по производству оптического кабеля, продукцию завода поставляют на рынки России и Казахстана.

бумажная промышленность

Наш картон для Европы

ОАО «Полиграфкартон» (г. Балахна Нижегородской области) ввело в эксплуатацию новую бумагоделательную машину (БДМ-2). Предполагается, что ее запуск позволит предприятию увеличить объем отгружаемой продукции в 1,6 раза, создать 60 дополнительных рабочих мест. «Несколько лет назад «Полиграфкартон» был «большой проблемой» для областной администрации, а сейчас «последовательно, шаг за шагом идет модернизация производства», — прокомментировал событие нижегородский губернатор Валерий Шанцев. «Полиграфкартон» выпускает дефицитную продукцию: в России ее производят меньше, чем потребляют. Поэтому цель предприятия — стать лидером на российском рынке гофрокартона и замахнуться на зарубежные площадки. «Мы лидируем на российском рынке переплетного картона, но в условиях кризиса выжить предприятию помогло производство тарного картона. На него и делается ставка сегодня», — отметил директор ОАО «Полиграфкартон» Дмитрий Дулькин.

машиностроение

Пожарные не спят

ООО «ЧТЗ-Уралтрак», крупный производитель строительно-дорожной техники и тракторов, планирует в 2011 году поставить для пожаро-химических станций Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) около 300 бульдозеров, сообщил гендиректор завода Валерий Платонов. По его словам, ЧТЗ было выбрано в качестве основного поставщика бульдозеров

Вслед за программой утилизации легковых автомобилей, способствовавшей выходу из кризиса АвтоВАЗа, правительство намерено поддержать и производителей грузовых машин.

Любовь АФАНАСЬЕВА, Вера БАШКАНОВА, Наталья ВАРЛАМОВА,

Саида ПАНЕШ, Елена СТРОИТЕЛЕВА, Роман ФИЛЬЦЕВ

На фото:

ОАО «Полиграфкартон» (Нижегородская обл.) — с. 54.

ООО «ЧТЗ-Уралтрак» (Челябинская обл.) — с. 55.

ОАО «Ашинский металлургический завод» (Челябинская обл.) — с. 56.

Группа «Черкизово» — с. 57.

в рамках разрабатываемой федерацией трехлетней программы по развитию лесного хозяйства и предотвращению лесных пожаров. В частности, согласно директивам Рослесхоза, на каждой пожарохимической станции первого уровня должно быть по два бульдозера. «Сегодня 10 регионов предварительно сформулировали свои заявки на 2011 год. Им требуется 78 бульдозеров ЧТЗ восьми модификаций. По остальным территориям мы сейчас определяем количество техники и ее номенклатуру, — сказал гендиректор «ЧТЗ-Уралтрак». — На всей технике, которой предстоит работать в лесу, моторный отсек и кабина защищены специальными конструкциями от падающих деревьев». По информации Валерия Платонова, Рослесхозоцениваетсвои потребности в бульдозерах класса Б10 М, которые производятся на ЧТЗ, на уровне 6 тыс. машин. На данный момент у ведомства в наличии порядка 1,3 тыс. машин такого класса.

1т-индустрия

В погоне за пиратами

Компания Microsoft вручила молодой пермской компании Pirate Pay грант в размере $100 тыс. на развитие бизнеса и продвижение их решения по защите контента от контрафактного распространения. Pirate Pay была признана лучшим из российских стартапов по результатам отбора комитета Фонда посевного финансирования Microsoft. В отличие от всех существующих сегодня моделей борьбы с веб-пиратством, предполагающих отслеживание, преследование и наказание распространителей контрафактного контента, решение Pirate Pay ориентировано на превентивную блокировку уже существующего нелегального содержания и защиту копирайта на вновь появляющийся контент самого разного рода: фильмы, музыку, программное обеспечение.

автопром

Колпаки и эмблемы

Нижегородская группа компаний «Автокомпонент» и испанская компания Zanini Auto Group создают совместное производство колесных колпаков и эмблем для автомобилей. Производство расположится на площадях «Автокомпонента» в Нижнем Новгороде. Нижегородский партнер предоставит оборудование и специалистов, а Zanini — ноу-хау в части инжиниринга, разработок и технологий. По данным облправительства, новое СП позволит к 2015 году увеличить численность работников нижегородского производства на 500 человек, а также привлечь значительные суммы инвестиций. Само предприятие через четыре года рассчитывает занять 70% российского рынка колпаков колес для автомобилей, сообщил гендиректор региона EMEA Zanini Жосеп Руис Мунтасель. При этом он отметил, что в Европе Zanini владеет 50% отрасли. Как заявил гендиректор «Автокомпонента» Олег Зайцев, основными потребителями продукции создаваемого СП станут иностранные автопроизводители, которые работают в России.

что «нанотехнологичные» решения будут использовать для повышения безопасности дорожного движения и в почтовой связи.Чтобы стимулировать бизнес внедрять нанотехнологии в серийное производство, Минпромтор-говли предлагает давать компаниям госгарантии по кредитам и максимально длинные (до трех лет) инвестиционные налоговые кредиты.Нанотехнологии предлагают популяризировать через государственные телеканалы. • Минрегион разработал правила отбора и координации приоритетных инвестпроектов федеральных округов. Инвестпроекты должны быть описаны в стратегии развития каждого округа, поэтому нужны правила их отбора, объясняет чиновник Минрегиона. Основная цель — создание новых точек регионального экономического роста: инвестпроекты должны способствовать привлечению инвестиций, развитию экономической специализации округов, созданию рабочих мест и повышению качества жизни. Чтобы инвестпроект получил статус федерального, он должен соответствовать четырем критериям: бюджет не менее 500 млн руб., наличие капитального строительства, соответствие приоритетам Концепции-2020, эффективность. Она рассчитывается по методике, утвержденной Минэкономики, Минфином и Госстроем еще в 1999 году. Этот документ предусматривает анализ эффективности проекта в целом и затрат каждого участника. Список проектов по округам будет утверждать правительство. До этого их должны одобрить правительственная комиссия во главе

\ ТЕРРИТОРИЯ РАЗВИТИЯ \

с Дмитрием Козаком и восемь (по числу округов) подкомиссий: в их состав войдут чиновники администрации президента, аппарата правительства, федеральных ведомств и представители регионов. Федеральная поддержка программ может быть разной, например прямая — из бюджета или через госбанки, госгарантии, субсидирование ставок. • В начале марта Минпромторг представил Стратегию развития энергомашиностроения до 2030 года. Основная идея документа — им портозамещение. Если сейчас доля импортного оборудования в анонсированных проектах ввода мощностей превышает 60%, то к 2015 году она должна снизиться до 40%, а к 2025 году — до 10%. Добиваться таких результатов Минпромторг предлагает, в первую очередь, за счет таможенно-

металлургия

тарифного регулирования рынка (сейчас пошлины на импорт оборудования составляют 5-15%).

Общую стоимость стратегии министерство оценивает в 157,4 млрд руб., и на собственные средства предприятий и кредиты из них придется 135 млрд. Бюджет, впрочем, готов поддерживать отрасль субсидированием процентных ставок, облегчением уплаты НДС, развитием образования и т.д.

Энергетики отнеслись к идеям Минпромторга прохладно, так как оборудование российского производства не способно закрыть все потребности отрасли, а введение пошлин может привести к тому, что будут закупать менее эффективное оборудование. • Минэкономики через изменение ставок аренды земли намерено расшевелить деятельность региональных аэропортов. Общую арендную ставку планируется заменить дифференцир ован-ной. Текст

Министерство предлагает не только зафиксировать выплаты для каждого федерального округа, но и установить их в зависимости от рода деятельности на том или ином участке земли. Самой дешевой станет аренда взлетно-посадочной полосы: ее стоимость будет варьироваться от 0,08 руб. за 1 кв. м (в Уральском федеральном округе) до 1,17 руб. (в Центральном федеральном округе). Самыми дорогими — аренда земли под зданием аэровокзала (от 12,07 руб. за 1 кв. м в Уральском округе до 175,59 руб.

Русские печи

ОАО «Ашинский металлургический завод» (АМЗ, Челябинская область) увеличил мощности по выпуску электротехнической ленты в листопрокатном цехе (ЛПЦ-3), в дополнение к пяти действующим были введены три колпаковые печи, а также вторая линия обезжиривания и электроизоляционного покрытия. Выпускаемая заводом тончайшая (до 40 микрон) электротехническая лента используется при изготовлении сердечников трансформаторов и другого электротехнического оборудования. Агрегат новой линии выполняет одновременно три функции — обезжиривание металла, нанесение термостойкого и электроизоляционного покрытий, тогда как на старой линии для этих целей использовалось два отдельных агрегата. Новая линия полностью автоматизирована. Предполагается, что ввод оборудования позволит увеличить объем выпуска электротехнической ленты почти в два раза — с 893 т в 2010 году до 1,533 тыс. т в 2011 году. АМЗ занимает ведущее место среди российских производителей по тончайшей электротехленте. В 2010 году 85% электротехнической ленты отгружали на экспорт в США, Китай, Италию, Францию, Германию, Украину, 15% приходилось на Россию. С вводом новых мощностей у завода появилась возможность удовлетворить отечественный спрос. Оборудование и монтажные работы обошлись метзаводу в сумму, превышающую 70 млн рублей.

Деньги в пыли

Группа «Магнезит» и ОАО «Челябинский цинковый завод» (ЧЦЗ) начали совместный проект по рециклингу (повторное вовлечение в производство) цинкосодержащей пыли электросталеплавильного производства. Мощности по рециклингу будут созданы на производственной площадке «Магнезита» в городе Сатка, где высвобождаются вращающиеся печи, на которых сегодня выпускаются огнеупоры. Печи будут частично реконструированы, укомплектованы современной системой газоочистки, соответствующей европейским стандартам экологической безопасности производства. Мощности магнезитовских печей позволяют организовать переработку до 200 тыс. т цинкосодержащей пыли в год. На выходе участники проекта будут получать концентрат (вельц-оксид) с содержанием цинка не менее 60%, который станет перерабатываться на ЧЦЗ до получения металлического цинка и металлизированныхокатышей. Они, в свою очередь, будут использоваться в электросталеплавильном или доменном производствах. Предполагается, что проект позволит создать до 300 новых рабочих мест.

Отметим, что пылеобразные отходы содержат от 7 до 25% оксида цинка, кадмия и других металлов. Их переработка формирует дополнительный импульс для развития ресурсной базы предприятий региона, улучшения экологической обстановки.

нефтяная

Газ-попутчик

Нефтяная компания ТНК-ВР начала строительство в Оренбургской области Покровской установки комплексной подготовки газа. «Проект позволит практически полностью уйти от сжигания попутного нефтяного газа (95%) и минимизировать выбросы в атмосферу на территории региона», — заявили представители «дочки» ТНК-ВР «Оренбургнефть». Стоимость проекта — $195,9 млн.

Предполагается, что УКПГ будет введена в эксплуатацию в мае 2012 года. В Оренбургской области, где работает ТНК-ВР, проблема необходимости утилизации ПНГ будет только возрастать. К 2015 году компания намерена увеличить объем

добываемой в регионе нефти с 18,4 млн т (2009 год) до 25 млн т в год. Соответственно, увеличится и количество извлекаемого ПНГ.

Ценная скважина

На Тевризском газоконденсатном месторождении Омской области ведутся работы по расширению площади добычи природного газа. В результате появится фактически новая эксплуатационная скважина, которая удовлетворит потребности в природном газе населения трех северных районов области. На сейсморазведку и бурение на Тевризском газоконденсатном месторождении в прошлом году из областного бюджета выделено 98,9 млн руб. На реализацию программы развития Тевризского и Журавлевского участков в течение пяти лет планируется направить из регионального бюджета в общей сложности порядка полумиллиарда рублей. По предварительным оценкам, это позволит увеличить к 2015 году объемы добычи углеводородов на данных участках газоконден-сатного месторождения региона до 40 млн куб. м в год. Предполагается, что реализация мероприятий программы снимет вынужденные ограничения в подаче природного газа вТевризский, Знаменский иТарский районы, полностью удовлетворит потребности в голубом топливе промышленных предприятий, населения и социальной сферы, а также обеспечит бесперебойные поставки газа в эти три района на длительную перспективу. До 70% добываемого на Тевризском газоконденсатном месторождении природного газа реализуется непосредственно населению этих районов.

пищепром

в Центральном) и участки под автостоянками (от 16,09 руб. за 1 кв. м в Уральском до 234,11 руб. — в Центральном). Участники рынка отмечают, что к арендной ставке под сооружения в аэропортах необходимо применять «индивидуальный подход», аэропортовые сборы составляют в стоимости билетов не более 10%, а вот в экономике самих аэропортов арендная плата может достигать 30%.

• В начале марта на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова, посвященном снижению нагрузки на потребителей энергии, рассматривали вопрос совершенствования механизма строительства станций по договорам предоставления мощности (ДПМ). По итогам встречи

Хлебное место

Сразу два хлебозавода в Хабаровске — №7 и №4 — остановили свою работу на 60 суток по решению суда. Поводом послужили грубые нарушения санитарных норм, обнаруженные Роспотребнадзором на обоих предприятиях. Таким образом, краевой центр оказался, как минимум, без 3-4 т хлеба в день. При этом представитель хабаровской мэрии сообщил, что оставшийся в работе хлебозавод №6 и частные пекарни увеличили объемы производства и полностью восполнили объем продукции остановленных предприятий. Очевидно, что эта пауза приведет к вынужденной смене магазинами и киосками города привычных поставщиков. И спустя два месяца простаивающие хлебозаводы могут и не восстановить свое место на рынке. Тогда речь будет идти уже о банкротстве двух предприятий.

Рынок труда и колбасы

Группа «Черкизово» начнет производство мясных изделий в Прав-динском районе Калининградской области. Предприятие по выпуску копченостей, ветчины, вареных колбасных изделий будет организовано на базе мясокомбината «Отечественный продукт», выкупленного Группой «Черкизово» осенью прошлого года. Первая очередь предприятия мощностью 300 т продукции в месяц предположительно будет запущена уже нынешним летом. Это позволит создать 150 новых рабочих мест. По словам начальника отдела инвестиций Министерства экономики правительства Калининградской области Андрея Толмачева, в случае удачного старта проекта «Черкизово» намеревается в течение года запустить и вторую очередь производства. Общая мощность предприятия составит 450 т продукции в месяц. «Численность занятых на производ стве может возрасти до 500 человек, — сообщил Андрей Толмачев, — что ощутимо снизит напряженность на рынке труда Правдинского района». Объем инвестиций в проект составит около 315 млн рублей. Новый мясопереработчик нацелен главным образом на сбыт своей продукции в «большой России». В 2010 году в области про изведено около 15 тыс. т колбасных изделий, порядка 80% вывезено в другие регионы.

Минэнерго, Минэкономразвития и экспертной группе по реформе естественных монополий в рамках Стратегии-2020 поручено проработать вопрос о введении конкурсов в систему ДПМ. Такие договоры придумали еще в РАО ЕЭС, чтобы гарантировать новым собственникам ОГК и ТГК возврат инвестиций в новые стройки (71-95% за 10 лет). ДПМ были подписаны в прошлом году на 30 ГВт, но понравились не всем потребителям. В частности, крупнейший из них — ис Rusalсочла эти договоры слишком дорогими (за 10 лет холдинг должен был заплатить энергетикам $6,7 млрд) и предложила им переуступить компании права строить станции с гарантиями возврата инвестиций. Идея понравилась и другим потребителям; теперь ее обсуждают и чиновники. Речь идет только об объектах, строительство которых не начато, а собственники готовы добровольно сократить обязательства, отказавшись от ДПМ. Определить объем неначавшихся строек поручено Минэнерго. На высвободившиеся объекты и будут проводиться конкурсы, которые должны заставить инвесторов снизить расходы на строительс тво станций. В результате снижения затрат инвесторов сократятся расходы покупателей мощности, что снизит и конечный счет за электроэнергию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.