\ ТЕРРИТОРИЯ РАЗВИТИЯ \
Нижний старт
Нижегородская область относится к числу крупнейших индустриальных центров России с высокой долей перерабатывающей промышленности. О будущем российской промышленности размышляет губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев.
Роман Без корректив на кризис
ФИЛЬЦОВ — Валерий Павлинович, придя на пост губерна-
тора, вы приняли Стратегию развития региона до 2020 года. Что это за документ и претерпел ли он изменения после кризиса 2008-2009 годов?
— Основными отраслевыми приоритетами Стратегии являются: авто-, авиа- и судостроение; информационные технологии и инновации; радиоэлектронная и химическая промышленность; металлургия; туризм. При успешной ее реализации к 2020 году валовой региональный продукт (ВРП) на душу населения возрастет в 8,5 раза, инвестиции в основной капитал — в 13 раз, доходы населения — почти в 12 раз, среднемесячная заработная плата — в 13 раз. Это достаточно амбициозные, но вполне осуществимые цели.
Мы проанализировали ход реализации Стратегии развития региона в 2006-2010 годах и считаем, что, несмотря на кризис, нет необходимости корректировать долгосрочные индикаторы. Дело в том, что основой экономической политики правительства области в эти годы стало привлечение капиталов на территорию региона за счет
стимулирования и поддержки инвестиционном деятельности. Несмотря на трудные кризисные времена лишь 6% инвестиционных проектов, которые были в портфеле области, остановлены. Остальные либо реализуются в обычном режиме, либо чуть продлены сроки. Более того, как раз в это время в регион пришли новые фирмы, которые известны во всем мире. Кстати, владелец немецкого концерна Liebherr Вилли Либхер как-то сказал, что именно в кризис надо строить и завоевывать новые рынки. И вот эта идеология — «из кризиса нужно выходить сильными, с новой продукцией, иначе на рынке ничего не завоюешь» — сработала. Как итог: за пять прошедших лет объем инвестиций в экономику области увеличился в 2,7 раза, иностранных — в 4 раза. По объему инвестиций (172,3 млрд руб. в 2010 году) Нижегородская область поднялась в РФ с 18 места в 2005-м до 13 места в 2010 году.
Жизнь становится лучше, однако мы должны сделать этот процесс более динамичным. По нашим расчетам и прогнозам, на уровень роста 8% ВРП мы выйдем в начале 2012 года. До 2015 года области необходимо поддерживать темп промпроизводства не ниже 8% и еще компенсировать отставание 2008-2011 годов (плюсом по 2-3% в различных отраслях). И тогда в 2016-2020 годах мы будем идти в темпе, заложенном в нашей стратегии.
— Где вы видите точки роста региональной промышленности?
— Все надежды мы связываем с тремя отраслями, имеющими наибольший вес в региональной промышленности: автомобилестроение, нефтепереработка и черная металлургия. В автомобилестроении подписание первых соглашений о промышленной сборке ГАЗа с Daimler AG позволяют надеяться на возрождение ниши производства легковых автомобилей в нашем регионе. Большие надежды связаны с нефтехимией, с проектами «СИБУРа», «Корунда», «Дзержинского оргстекла». Наметились точки роста в металлургии. В октябре планируем запустить «Стан-5000» на Выксунском металлургическом заводе. Активно развивается «Русполимет». Решены проблемы бывшего Горьковского металлургического завода, сейчас это металлообрабатывающий завод. Нам удалось сохранить и металлургическое, инструментальное производство.
— В 2010 году вы вошли в совет директоров ОАО «ГАЗ». В чем выражается ваше участие в деятельности совета?
— Это было предложение руководства «Группы ГАЗ». Решение принято осознанно, так как мы долгое время прорабатывали программу спасения автозавода. Мы провели реструктуризацию кредитного портфеля компании, мероприятия по сохранению и переобучению
гзаазвя
[WmFEra
Ll'
«Все надежды мы связываем с тремя отраслями, имеющими наибольший вес в региональной промышленности: автомобилестроение, нефтепереработка ; и черная металлургия».-
персонала, меры, направленные на увеличение потребительского спроса на автомобили «Группы ГАЗ».
Положительный момент своего вхождения в состав совета директоров ОАО «ГАЗ» я вижу в том, что сегодня могу работать с компанией не по справкам, не по отчетности, а находясь в самой гуще событий и получая информацию из первых рук. Так проще отстаивать интересы области.
— Упомянутая стратегия предусматривает развитие Нижегородской области как логистического центра. Однако пока состояние нижегородского аэропорта, имеющего международный статус, оставляет желать лучшего. Речной порт тоже не работает на полную мощность. Да и о развитии дорожной сети в регионе можно сказать, что Нижний — кажется, единственный город-миллионник, который не имеет полноценной объездной дороги...
— Вот здесь я с вами не соглашусь. Сейчас большие усилия направлены на развитие логистики. Нам необходим хороший логистический центр в районе аэропорта в Стригине. Это самое удобное место: с одной стороны
вниттЕявтоск/рнотдввтоск расположена автомобильная трасса, с другой — железно-
дорожная ветка, с третьей — река, а в середине — международный аэропорт. Здесь можно осуществлять дистрибуцию товаров массового спроса на всю Россию. Создав эту инфраструктуру, мы можем вернуть нижегородской земле статус самой главной торговой площадки в России.
Мы уже нашли инвестора и для реконструкции аэропорта ОАО «Аэропорт Кольцово». Первый этап предусматривает реконструкцию в течение двух лет существующего аэровокзала с применением передовых технологий для размещения пассажиров и переработки багажа. После того как вокзал станет современным, начнется строительство нового терминала: его проектирование займет год, строительство — два-три. Дальше произойдет наращивание пассажиропотока. Когда старый терминал будет реконструирован, а пассажирооборот нового достигнет 900 тыс. (сейчас около 400 тыс. — Ред.), начнем строить третий терминал площадью 20 тыс. кв. м. Надо будет довести пассажиропоток до 3 млн человек ежегодно.
Также за это время нам необходимо реконструировать железнодорожный вокзал. В прошлом году между Нижним и Москвой запущен скоростной поезд «Сапсан».
Что касается автомобильных дорог, то мы продолжаем строить Южный обход Нижнего Новгорода, чтобы весь коммерческий транспорт запустить сразу к Казанскому шоссе. Думаю, в течение двух лет эту дорогу мы достроим и существенно разгрузим городские улицы. Разрабатывается концепция проекта моста в Подновье. Его строительство даст возможность пустить транспорт с Казанского на Кировское шоссе.
Прогулка по технопарку
— Как область поддерживает инновационные проекты?
— Условно меры поддержки инновационной деятельности в области можно разделить на три основных вида: поддержка приоритетных инновационных проектов, поддержка инновационно-активных субъектов малого и среднего предпринимательства, развитие инновационной инфраструктуры. В 2006 году в области был создан Региональный венчурный фонд. На данный момент фондом профинансированы две компании на общую сумму 80 млн руб. В 2007 году начал деятельность Нижегородский инновационный бизнес-инкубатор, за весь период работы которого на стадию коммерциализации вышли 18 компаний. С 2010 года впервые стали выделяться субсидии в размере 500 тыс. руб. на создание новых
¿¿Л
\ ТЕРРИТОРИЯ РАЗВИТИЯ \
инновационных предприятий. При этом приоритетными целевыми группами являются: молодежное предпринимательство; безработные; военнослужащие, уволенные в запас; зарегистрированные в моногородах субъекты малого предпринимательства. В целом за прошлый год было предоставлено 43 гранта. В 2011 году принят региональный закон о государственной поддержке технопарков в Нижегородской области.
— Расскажите, пожалуйста, о бизнес-инкубаторе Нижнего Новгорода.
— Сейчас инкубатор рассчитан на 800 человек. В офисном центре разместились несколько резидентов, среди них, например, дочерняя компания «РОСНАНО», создавшая 150 рабочих мест. Следующим шагом станет строительство крупного бизнес-центра площадью 46 тыс. кв. м, где будут проходить испытания инновационных продуктов. Бизнес-центр объединит компании всего Приволжского округа. Сбербанк, Intel, Microsoft, MERA, практически все операторы сотовой связи — уже больше двух десятков компаний — изъявили желание стать резидентами нашего технопарка. Планируется создать 3,5 тыс. рабочих мест. Мы уверены, что нижегородский технопарк войдет в число самых мощных в России.
И не забывайте: в Нижегородской области есть еще один технопарк — «Система-Саров». Сейчас в нем 29 резидентов. Он работает не первый год, активно сотрудничает со «Сколковом» и, возможно, скоро станет его филиалом.
— Область реализует еще и несколько проектов промышленных парков: вблизи Дзержинска и Бора. Что получит экономика региона от реализации этих проектов?
— Мы только объявили о намерении создать два промышленных парка: «Дзержинск-Восточный» и «Бор-Центральный». Еще закон не приняли, а к нам уже пошли иностранные инвесторы: ООО «Ланксесс» (производство плиточного и гранулированного каучука, объем инвестиций — 100 млн руб.), ООО « Данфосс» (производство систем теплоснабжения, объем инвестиций — 600 млн руб.) и ООО «А. Раймонд Рус» (производство крепежных элементов для автомобилестроения, объем инвестиций — 223 млн руб.). Поскольку сейчас идет реальная борьба за инвесторов между регионами, промышленные парки — это серьезная мера по стимулированию притока инвестиций.
«Две трети моногородов региона сократили зависимость экономики от деятельности градообразующих предприятий».-
В работе по созданию индустриальных зон у нас реализуются два подхода — универсальный и кластерный. В рамках кластерного в городе химиков Дзержинске создается Российский центр переработки ПВХ. Его основой станут предприятия малого и среднего бизнеса. Они, в частности, призваны создать производственную цепочку в рамках реализации совместного проекта бельгий-
ской компании Solvay S.A. и российской «СИБУР Холдинг» по строительству завода ПВХ мощностью 330 тыс. т в год.
Для создания универсальных зон определены несколько территорий в разных районах области. Основной приоритет при выборе местоположения индустриальных зон — это наличие развитой инженерной инфраструктуры и коммуникаций.
Энергичная область
— Известно, что Нижегородская область является энергодефицитным регионом. Какие перспективы решения этой проблемы?
— Действительно, так сложилось исторически, Нижегородская область — регион энергетически дотационный. Поэтому для нас развитие энергосистемы является приоритетной задачей, на нее завязаны все наши инвестиционные проекты.
Область испытывает дефицит собственных мощностей, который усугубляется слабой конкурентоспособностью действующих тепловых электростанций, работающих на мазуте в период похолоданий. Мы постепенно избавляемся от наследия ЖКХ прошлых десятилетий, переходя на стандарты двойной генерации, когда выработка тепла является побочным продуктом производства электроэнергии. Это позволяет проводить гибкую тарифную политику, снижая стоимость услуг энергетиков для населения. По такой схеме у нас сейчас работает около 30% коммунального теплового хозяйства. Для сравнения: в Москве эта цифра составляет 93%. Все это говорит о необходимости масштабного развития конкурентной генерации на территории Нижегородской области, в том числе с использованием современных парогазовых технологий. И существующие проблемы мы решаем.
На Бор уже проведена линия с Костромской ГЭС и закачано 500 МВт. Скоро у нас войдет в строй газотурбинная пароэлектростанция мощностью 900 МВт. В 2014 году 400 МВт даст Автозаводская ТЭЦ. Добавим сюда первый блок АЭС на 1150 МВт (ориентировочный пуск в 2016 году, хотя в программе он запланирован на 2019 год). Надеюсь, что после запуска первого энергоблока мы уже не будем энергодефицитным регионом и, наоборот, будем поставлять электроэнергию на открытый рынок.
— В 2009-2010 годах в области был разработан комплекс мер по решению проблем моногородов. Что удалось сделать?
— Под понятие «моногород» у нас подходит 13 населенных пунктов: Балахна, Володарск, Ворсма, Выкса, Заволжье, Княгинино, Кстово, Кулебаки, Павлово, Первомайск, Саров, Сергач и Шахунья. По каждому мы разработали свою
/программу. В основе была диверсификация экономического потенциала, потому что болезнь этих городов заключалась в том, что одно предприятие имело превалирующее значение с точки зрения объемов и количества работающих. И если на нем что-то случается, весь город оказывается парализован.
Правда, это происходит не везде. Например, Саров, где располагается Российский ядерный центр, тоже считается моногородом, но там никаких кризисов не было. Там реализуют госпрограммы вооружения, плюс много гражданских наработок. Или возьмем Кстово — тоже вроде бы моногород, но там находится хорошо работающее
44 прямые инвестиции / № 11 (115) 2011
\ РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР \
ш ^Г
ВШ
Т4
«Немецкий концерн Volkswagen понял, что такой компетенции инженерных и рабочих кадров, как в Нижнем Новгороде, в Калуге нет». На фото: сборочный цех ГАЗа.
предприятие «Нижегороднефтеоргсинтез» — производство бензинов, дизельного топлива. Там тоже выпуск продукции в кризис резко не сокращался.
В прошлом году на комплексную модернизацию моногородов направлено 54,1 млрд руб. из федерального, областного, местных бюджетов, национальных институтов развития и частных инвесторов. В 2010 году ситуация в моногородах улучшилась, снизился уровень безработицы. Две трети моногородов региона сократили зависимость своей экономики от деятельности градообразующих предприятий. В основном такого результата удалось добиться за счет развития малого и среднего предпринимательства, модернизации градообразующих предприятий, создания новых, нетрадиционных для экономики производств. Скажем, в городе Павлово строят и проектируют гипсокартонный завод, две мощные птицефабрики, которые практически удваивают производство мяса птицы и яиц. И если Павловский автобусный завод ранее был главным работодателем, то теперь появляются и другие.
«Мы не папуасы, чтобы продаваться за бусы»
— Многие регионы в погоне за привлечением иностранных инвестиций предоставляют неоправданные льготы западным предпринимателям. При этом инвестор — «разборчивей невесты». Что для вас служит гранью между соблюдением интересов инвесторов и бюджета области?
— Любой инвестор задает несколько вопросов. Один из главных: «Станет ли поддерживать власть его проект и в чем это будет выражаться?» Мы все свои ответы сформулировали в законах Нижегородской области об инвестиционной и инновационной деятельности. Сегодня у нас хорошая репутация. Не поверите, даже иностранные инвесторы порой выступают в качестве агитаторов: мол, не думайте ни о чем, идите в Нижний. До сих пор не без улыбки вспоминаю презентацию в бельгийском посольстве, где представитель фирмы Ра^овв выступила со своеобразной оценкой региона, сказав, что «для нижегородской земли
характерно то, что администрация подгоняет инвесторов». С каждым заключаем инвестиционное соглашение, где четко определяются обязанности сторон. Но замечу, мы не всем идем навстречу. Например, германская фирма Continental намеревалась разместить у нас производство шин, но в процессе переговоров мы поняли, что нас пытаются попросту «подоить». Говорят: разровняйте площадку под производство. Интересуемся: а зачем, если у вас нет проекта? А нам в ответ: а не могли бы вы найти нам банк, который вложил бы 75% инвестиций в производство, а мы только 25%?
Или переговоры с PSA Peugeot Citroen. Речь шла о производстве 210 тыс. автомобилей в год, мы понимали, что такой объем подразумевает локализацию, и нам это было интересно. И вдруг заявленные объемы производства снижаются до 40 тыс. машин в год, а наши предполагаемые затраты, напротив, резко вырастают. Только за подготовку площадки под строительство область должна была заплатить от 2 до 3 млрд руб. Плюс хотели освобождения от налогов не на семь, а на 10 лет. Допустим, но что область получит? Акции будущего предприятия? Говорят: нет, это будет ваш безвозмездный взнос.
Мы не папуасы, чтобы продаваться за бусы и зеркальце. Мы знаем себе цену. У нас одни из самых лучших специалистов в области экономики и производства. И это четко понял, правда с опозданием, германский автоконцерн Volkswagen. Он тоже начинал переговоры с Нижегородской областью, но ушел в Калужскую. Сегодня снова вернулся к нам, и мы планируем собирать 350 тыс. автомобилей в год с локализацией до 70 -80%. Они поняли, что такой компетенции инженерных и рабочих кадров, как у нас, в Калуге нет.
— Оцените, пожалуйста, роль Сбербанка в развитии экономики Нижегородской области?
— Мало иметь спрос на товары и услуги — нужно располагать финансовыми инструментами для их производства. Чтобы предприятия хорошо работали, необходимо постоянно модернизировать производство, что невозможно без долгосрочных инвестиций. Сбербанк всегда готов помочь, подставив кредитное плечо. Это — основной кредитор отечественной «оборонки», его услугами пользуются нижегородские предприятия ОПК.
Правительство Нижегородской области и Волго-Вятский банк Сбербанка России реализуют много совместных программ. Одна из них — субсидирование процентных ставок по кредитам предприятиям за счет бюджетных средств. За последние три года бюджет выделил на эти цели 3,5 млрд руб., на 53% данная программа реализуется с участием Волго-Вятского банка. Еще более активное участие Сбербанк принимает в целевой программе поддержки малого бизнеса: 67% таких предприятий получают займы Сбербанка России.
Недавно мы подписали с Германом Оскаровичем Грефом соглашение о создании в Нижнем Новгороде крупнейшего в стране Центра сопровождения клиентских операций. Центр будет открыт в 2012 году на территории IT-технопарка «Анкудиновка». Нам приятно, что Сбербанк выбрал площадкой для строительства Центра именно Нижегородскую область, где каждый второй житель является клиентом Сбербанка. И мы надеемся, что благодаря Центру время обслуживания клиентов сократится, а качество повысится.
\ РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР \
прямые инвестиции / № 11 (115) 2011 45