\ ТЕРРИТОРИЯ РАЗВИТИЯ \
Хаб-
всему голова
Ульяновск — удачная площадка для создания авиагрузового регионального хаба в европейской части страны. Мы беседуем с губернатором Ульяновской области Сергеем Морозовым.
PHOTOXPRESS
Сергей
морозов,
губернатор
Ульяновской
области
Юлия
жаркова
— Сергей Иванович, в последнее время много говорят о том, что Ульяновск имеет шансы стать авиационной столицей россии. Что дает повод для таких разговоров?
— Для нашей области авиационная промышленность — сфера традиционная. У нас работает крупнейший в Европе самолетостроительный завод «Авиастар СП». Сегодня это одна из основных сборочных площадок Объединенной авиастроительной корпорации. В регионе располагаются КБ и предприятия авиаприборостроения, которые разрабатывают и производят комплексы бортового оборудования.
Действуют НИИ авиационных материалов и технологий. Подготовкой специалистов для самолетостроения и авиации заняты несколько вузов, в том числе Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации, которое реализует совместный проект с Оксфордской авиационной академией, — это центр профессиональной подготовки пилотов для иностранных типов самолетов.
У нас базируется флот международного грузового авиаперевозчика — компании «Волга-Днепр», мирового лидера на рынке перевозок сверхтяжелых и крупногабаритных грузов; ведет бизнес грузовая авиакомпания «Полет». А какой мощный аэродромный комплекс! Мы имеем взлетно-посадочную полосу длиной 5 км, которая может принять все типы воздушных судов, и два аэропорта, у одного из которых статус международного. Имея все эти ресурсы, Ульяновск вполне может претендовать на звание авиационной столицы. Было время, когда с Ульяновском за него спорили Казань и подмосковный Жуковский, где также имеются крупные промышленные и научные потенциалы авиационной про-
мышленности, но все, что у нас есть, ни в одном российском регионе не сосредоточено.
Конечно, мы отдаем себе отчет в том, что исторически оказались в выгодном положении. Ульяновский авиапром меньше других пострадал от кризиса в отрасли, длившегося два десятилетия. Сейчас мы задали себе высокую планку: выйти на лидирующие позиции, получить на территорию области ключевые проекты российского гражданского самолетостроения не только путем лоббирования, но и через создание самой качественной продукции.
Доля авиационной отрасли в региональном ВРП сегодня незначительная, всего 6%. Но потенциал отрасли огромен — мы можем довести этот показатель до 40% ВРП в ближайшие 8-10 лет. А главное, здесь сохранились квалифицированные кадры, перспективные технологии, которые позволяют в короткие сроки воссоздать серийное
54 ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 7 (111) 2011
\ РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР \
производство.
Ульяновск является крупнейшим центром гражданского самолетостроения. Именно это позволило нам начать реализацию проекта «Ульяновск — авиационная столица России», предполагающего несколько направлений развития — от поддержки промышленных предприятий до проведения специализированных авиафорумов. Финансирование программы предусмотрено отдельной строкой в бюджете области.
Два года назад мы создали консорциум «Научно-образовательно-производственный кластер «Ульяновск-авиа». Эта структура уникальная! В ней сосредоточено производство, сервис, транспорт, наука и обучение. Это основа для реализации кластерной политики в регионе. Она необходима, чтобы создавать дополнительные производственные мощности в самолетостроении и смежных отраслях, привлекать к кооперации предприятия авиапрома, авиационные НИИ и КБ, вузы. Сегодня кон-
сорциум проходит этап становления. Задача властей — формировать среду, благоприятную для эффективной работы авиапредприятий региона, оказывать всестороннюю помощь действующим и будущим участникам «Ульяновск-авиа».
— Сколько предприятий входит в состав консорциума?
— Мы начинали с 20 предприятий. Сегодня около 40 фирм участвуют в кооперации, а потенциал консорциума оцениваем в 70-100 высокотехнологичных компаний, которые будут производить авиакомпоненты, вести научную работу, внедрять инновационные разработки в самолетостроении.
— Базовым предприятием авиакластера является самолетостроительный завод «Авиастар
СП». Что у него в портфеле заказов? — У «Авиастара» хорошая продуктовая линейка: грузовой и пассажирский Ту-204 различных модификаций, тяжелый транспортный Ил-476 (модернизированный вариант Ил-76). Первый летный образец Ил-476 планируется поднять в небо в 2011 году, далее в течение двух лет будет вестись подготовка к серийному производству, и с 2013 года «Авиастар СП» планирует ежегодно строить по семь Ил-476. В сумме по оборонным и коммерческим заказам программа Ил-476 оценивается примерно в 100 самолетов до 2020 года.
Ульяновский завод готовится к возобновлению серийного производства супертяжеловеса Ан-124 «Руслан», аналогов которому в мире до сих пор не существует. В советские времена он создавался для Минобороны и использовался военно-транспортной авиацией. Сборка «Русланов» была прекращена в начале 90-х годов минувшего века. Оборотных средств заводу не хватало, банки не рисковали кредитовать полуторагодовалый производственный цикл. В госказне не было средств, чтобы закупать «Русланы» для нужд ВВС, гражданские компании-эксплуатанты профинансировать строительство тоже не могли. И лишь спустя годы появился проект кардинальной модернизации нашего супергрузовика и восстановления производства. Грузоподъемность обновленного лайнера — не 120, как раньше, а 150 тонн.
Свое будущее «Авиастар» связывает и с самолетом Ту-204СМ — модернизированной версией Ту-204. Буквально в декабре 2010 года новый самолет был передан на сертификационные летные испытания. Воздушное
\ ТЕРРИТОРИЯ РАЗВИТИЯ \
Завод «Авиастар СП» готовится к возобновлению серийного производства супертяжеловеса Ан-124 «Руслан».
судно будет оснащено современными двигателями и бортовым оборудованием, отвечающим требованиям действующих и перспективных стандартов по эмиссии вредных веществ и уровню шума. По технико-экономическим показателям Ту-204СМ должен стать прямым конкурентом самолетов Airbus А320 и А321.
До конца 2011 года Ту-204СМ должен получить сертификат российского типа, а в 2012 году планируется сертификация по международным стандартам. Мы ожидаем, что будет заключен контракт на 44 самолета
«Чтобы проект «Ульяновск-авиа» заработал в полную силу, необходимо наладить серийный выпуск самолетов на «Авиастаре».-'
с авиакомпанией-дискаунтером Red Wings, контролируемой Национальной резервной корпорацией; не исключаем появления других заказчиков.
Кроме того, ульяновский завод будет участвовать в ряде новых программ с широкой международной кооперацией. Это узкофюзеляжный среднемагистральный пассажирский самолет МС-21, производство которого запланировано на 2016 год, и МТА (многоцелевой транспортный самолет) — российско-индийский проект транспортного воздушного судна грузоподъемностью
56 ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 7 (111) 2011
_i
— Планируется ли внедрение инновационных разработок?
— Завод будет изготавливать композитные элементы крыла (их еще называют «черными крыльями» из-за характерного цвета полимеров) для гражданского самолетостроения. «Авиастар» реализует этот проект совместно с Объединенной авиастроительной корпорацией и компанией «Аэрокомпозит». Композиты, по сравнению с металлом, существенно облегчают конструкцию воздушных судов, многократно увеличивают ресурс узлов и агрегатов, что значительно улучшает эксплуатационные характеристики самолетов. Стоимость проекта — $250 млн. Ввод производства композитных элементов крыла в эксплуатацию намечен на 2013-2014 годы.
— какие вы видите риски при реализации проекта «Ульяновск-авиа»?
— Риски связаны с высоким удельным весом государственного оборонного заказа. С одной стороны, это не так уж и плохо: контрольные цифры известны, источники финансирования прописаны. Но что будет, случись очередной финансово-экономический кризис с соответствующим секвестированием бюджетных расходов? И второе: существует проблема координации темпов производственного развития предприятий — участников консорциума. Сумеют ли они принять темп, предложенный «Авиастаром»? Наше дело — интеграция усилий всех организаций.
— Что нужно, чтобы ульяновский проект заработал в полную силу?
— Серийный выпуск самолетов на «Авиастаре». Это основа основ. К нему мы движемся поэтапно. Вначале
это была работа с технической документацией, затем мелкосерийные партии оборудования. Сейчас осуществляется массовая поставка технологического оборудования — завод, образно говоря, «накачивает мышцы». Серийный заказ станет мощным импульсом к развитию консорциума. Будет достигнут синергетический эффект: развернутся поставщики авиакомпонентов, подтянутся предприятия малого и среднего бизнеса, занятые в авиационной сфере.
Разумеется, у каждого участника консорциума должна быть своя внятная программа развития.
— Параллельно с созданием авиакластера в Ульяновске реализуется масштабный инфраструктурный проект — создается особая экономическая зона. как связаны эти проекты?
— Еще в 2008 году область победила в федеральном конкурсе и получила право создать у себя особую экономическую зону портового типа (ПОЭЗ). Ульяновск стал единственным в России городом, реализующим подобный проект на своей территории. ПОЭЗ размещается в непосредственной близости от завода «Авиастар»,
на территории аэропорта «Восточный», способного принимать любые типы самолетов. Основными направлениями работы ПОЭЗ станут производство воздушных судов и комплектующих, модернизация и техническое обслуживание самолетов, создание терминально-логистических, складских комплексов для обеспечения внутренних и международных перевозок.
На создание инфраструктуры портовой ОЭЗ государством выделено 762 млн руб. Компании — участники Ульяновского авиа-
\ РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР \
«К 2012 году Ульяновские власти рассчитывают увеличить долю производства авиационной техники и авиакомпонентов в ВРП с 6 до 12%».
консорциума смогут воспользоваться всеми преимуществами ПОЭЗ, на территории которой будут действовать льготный налоговый и таможенный режимы. Резиденты портовой зоны будут освобождены от акцизов, от НДС по основной деятельности, таможенных пошлин. В течение 10 лет им также гарантируется освобождение от налога на имущество и земельного налога. Резидентами ПОЭЗ готовы стать Объединенная авиастроительная корпорация и ее иностранные поставщики материалов и технологий. Авиаэксплуатанты «Волга-Днепр», Lufthansa Technic AG, singapore Aerospace создадут центры технического обслуживания и ремонта воздушных судов. В будущем на базе ПОЭЗ предполагается открытие общероссийского центра техобслуживания авиалайнеров различных типов.
Интерес к проекту высказали представители малой авиации. На территории портовой зоны будут базироваться сборочные производства чешского авиапроизводителя Evektor и российско-канадской «Аэрокорпорации «Витязь», намеревающихся организовать сборку и обслуживание турбовинтовых региональных лайнеров.
«Наряду с Московским авиасалоном Ульяновский авиатранспортный форум может стать площадкой для обсуждения ключевых проблем гражданского самолетостроения».-
Сегодня важно не растерять интерес потенциальных резидентов и создать им комфортные условия. Мы выстраиваем систему сопровождения инвесторов, стараемся в кратчайшие сроки оформлять земельные участки и разрешительную документацию.
— каково значение портовой зоны для грузовой авиации?
— Это удачная площадка для создания в европейской части страны авиагрузового регионального хаба. Дело
в том, что 65% грузов сначала доставляют в Москву или Санкт-Петербург, а затем наземным транспортом развозят в Поволжье, на Урал и в Сибирь. С учетом преференций, которые у нас предоставляются, приоритет ульяновской портовой зоны на этом направлении перед перегруженными аэропортами обеих столиц очевиден. Регион в состоянии отвлечь не менее 10% грузов, поступающих воздушным транспортом, и стать альтернативным перевалочным пунктом. Здесь достаточно развиты все виды транспортных путей: пересечение семи федеральных автомобильных трасс, доступ к речным трансфертам и прямые транзиты в Европу. Кроме того, есть все возможности для роста грузооборота ульяновских аэропортов.
— каких экономических показателей рассчитывает добиться Ульяновская область при создании авиакластера?
— К 2012 году региональные власти рассчитывают увеличить долю производства авиационной техники и авиакомпонентов с 6 до 12% ВРП, что составит 20 млрд руб. Количество предприятий, работающих
в авиапроме, должно возрасти с 65 до 100, а число занятых в этой сфере увеличится с 16 до 20 тыс. человек. Ежегодные налоговые отчисления в региональный бюджет возрастут с 800 млн до 2 млрд руб. И самое, пожалуй, главное: завод «Авиастар СП» должен собирать не менее 20 самолетов различных модификаций в год.
— в апреле в Ульяновске впервые состоялся Международный авиатранспортный форум. каковы его цели?
— Продвигать проекты авиапрома, привлекать инвестиции. Надеюсь, наряду с Московским авиасалоном МАКС Ульяновский авиатранспортный форум
МАТФ станет площадкой для обсуждения ключевых проблем развития воздушных перевозок и гражданского самолетостроения. С 2012 года он будет проводиться раз в два года, чередуясь с МАКСом. На первом форуме был подписан ряд соглашений в области производства, сервиса и подготовки кадров для региональных авиапредприятий, членов кластера «Ульяновск-авиа». С их работой и процветанием региональное правительство связывает дальнейшее социально-экономическое развитие области.