Научная статья на тему 'Территория и территориальный принцип организации как признаки государства'

Территория и территориальный принцип организации как признаки государства Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
10337
636
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУЩЕСТВЕННЫЙ ПРИЗНАК ГОСУДАРСТВА / ТЕРРИТОРИЯ ГОСУДАРСТВА / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ПРИНЦИП ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / СУВЕРЕНИТЕТ / НАРОД (НАСЕЛЕНИЕ) ГОСУДАРСТВА / ESSENTIAL SIGN OF THE STATE / STATE TERRITORY / TERRITORIAL PRINCIPLE OF THE ORGANIZATION OF THE STATE / STATE POWER / SOVEREIGNTY / PEOPLE (POPULATION) OF THE STATE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Иванов Роман Леонидович

Даётся территориальная характеристика государства, охватывающая принадлежащую государству территорию, на которую распространяется государственный суверенитет, и территориальный принцип организации населения и власти на данной территории. Делается вывод о том, что эти характеристики являются самостоятельными, существенными, специфическими признаками государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Territory and territorial principle of organization as signs of the state

In article the territorial characteristic of the state which covers the territory belonging to the state on which the state sovereignty, and the territorial principle of the organization of the population and the power in this territory extends is given. The conclusion that these characteristics are independent, essential, specific signs of the state is drawn.

Текст научной работы на тему «Территория и территориальный принцип организации как признаки государства»

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2016. № 1 (46). С. 6-11. УДК 341.221 + 342.1

ТЕРРИТОРИЯ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ПРИНЦИП ОРГАНИЗАЦИИ КАК ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА

TERRITORY AND TERRITORIAL PRINCIPLE OF ORGANIZATION AS SIGNS OF THE STATE

Р. Л. ИВАНОВ (R. L. IVANOV)

Даётся территориальная характеристика государства, охватывающая принадлежащую государству территорию, на которую распространяется государственный суверенитет, и территориальный принцип организации населения и власти на данной территории. Делается вывод о том, что эти характеристики являются самостоятельными, существенными, специфическими признаками государства.

Ключевые слова: существенный признак государства; территория государства; территориальный принцип организации государства; государственная власть; суверенитет; народ (население) государства.

In article the territorial characteristic of the state which covers the territory belonging to the state on which the state sovereignty, and the territorial principle of the organization of the population and the power in this territory extends is given. The conclusion that these characteristics are independent, essential, specific signs of the state is drawn.

Key words: essential sign of the state; state territory; territorial principle of the organization of the state; state power; sovereignty; people (population) of the state.

Государство - территориальная организация. В её основе лежат два существенных фактора: 1) наличие обособленной территории, которой обладает определённый народ и на которой он осуществляет свою суверенную власть, и 2) территориальный принцип организации населения и органов государственной власти на данной территории. Несмотря на терминологическую близость, это относительно самостоятельные характеристики государства. Осуществляя научное описание последнего, первую из них обычно определяют в качестве главной, подразумевая, что она необходимо включает в своё содержание и вторую, поскольку при отсутствии государственной территории рассуждать о территориальном принципе организации государства бессмысленно. Поэтому именно

территорию принято считать существенным признаком (элементом) государства наряду с образуемыми им органами публичной власти и его населением (народом) [1], в то время как территориальный принцип организации этого населения и государственной власти в числе главных признаков государства упоминается далеко не всегда.

Иногда указанные атрибуты именуются не признаками государства, а его элементами. Однако убедительного обоснования такая замена одного термина на другой не получила. Более того, в интересующем нас аспекте понятия «элементы государства» и «признаки государства» являются не только однопоряд-ковыми, но и взаимозаменяемыми. Действительно, с одной стороны, признаки государства тесно связаны друг с другом и представ-

© Иванов Р. Л., 2016 6

ляют собой систему его характеристик. Соответственно, каждый из них выступает элементом этой системы. С другой стороны, элементы государства отражают его существенные качества и с этой точки зрения являются его важнейшими признаками. Поэтому мы будем использовать термины «элемент государства» и «признак государства» как синонимы.

Начнём рассмотрение указанных признаков с государственной территории. Государств, не имеющих собственной территории, не существует [2]. Этот факт в силу его очевидности никем не оспаривается, хотя и сегодня порою можно встретить рассуждения о возможности существовании государств, территорией не обладающих [3]. Да и в недалёком прошлом наличие у государства постоянной собственной территории не всегда считалось обязательным. Например, о государствах, не имеющих определённой территории, упоминал известный дореволюционный российский юрист В. В. Ивановский, причисляя их к числу стран, находящихся на низшей ступени исторической эволюции. По этой причине территорию он рассматривал не как существенный признак государства, а лишь как показатель степени его развития [4]. Резонность этого утверждения нередко обосновывалась ссылками на существование якобы «безтерриториального» государства у кочевников в период правления Чингисхана. Однако, как правильно отмечал почти столетие назад Н. В. Устрялов, территория есть и у кочевников, достигших стадии государственности, и хотя она изменчива и менее определённа, чем у оседлых народов, в ней всегда сохраняется стабильное ядро, остающееся при всех её изменениях [5]. Не случайно получило широкую известность высказывание, приписываемое советнику Чингисхана Елюй-Чуцаю, которое подчёркивает территориальную природу такого государства: «Империю можно завоевать верхом на коне, но управлять ею с седла невозможно» [6].

Таким образом, территория государства как обособленная часть земной поверхности, на которой данный народ осуществляет свою суверенную власть, если брать физический аспект её существования, относительно стабильна. Её пространственное описание первоначально включало лишь два измерения -

протяженность с севера на юг и с запада на восток. По мере развития технического прогресса и постепенного освоения человеком воздушного пространства последнее добавило к ним третье измерение, расширив тем самым естественно-природные пределы правого регулирования режима государственной территории. Изменение территории страны происходит как в результате целенаправленной деятельности людей - вследствие захватнических войн, добровольной уступки части территории другому государству, разделения или слияния государств, создания искусственных сухопутных территорий, так и под воздействием естественных природных сил, влияющих на государственную территорию (например, приращение или уменьшение сухопутной территории страны в результате землетрясений или вулканических процессов).

Территория государства как юридический феномен очерчивает пространственные границы государственной власти, физические пределы существования государственного правопорядка. Вместе с тем эти пределы нельзя считать абсолютными даже в условиях территориальной стабильности, поскольку сама по себе, без проживающего на ней или связанного с ней гражданством (подданством) населения, территория государства немыслима. Эта связь неизменно подчёркивалась исследователями государства, отмечавшими, что «нельзя за территорией не видеть населения» [7], что государственная территория не может быть «совершенно отрешённой от человеческих субъектов», ибо в противоположном случае она представляет собой не территорию страны, а «только часть земной поверхности» [8]. Действительно, государственная власть возможна только между людьми и их организациями, а не между людьми и территорией. Поэтому, с одной стороны, незаселённые государственные территории - это арена лишь потенциальной, а не реальной публичной власти. С другой стороны, государственная власть может выходить и за пределы государственных границ, действовать экстерриториально, распространяясь на прилегающую зону и континентальный шельф, «вклиниваться» в гражданско-правовые отношения с иностранным элементом, сложившиеся в других странах, а также распространяться на иные случаи, связанные

с отношениями гражданства (подданства), которые сохраняются и во время пребывания граждан государства за границей. И хотя собственная территория не является единственным мерилом распространения государственной власти, действие которой, помимо территориальных границ, определяется ещё и границами субъектными, но без территории точные пределы её безоговорочного существования определить в принципе невозможно. Ведь только на своей территории государство всегда может применить в случае необходимости меры физического принуждения, и оно лишено такой возможности за её пределами.

Значение территории как существенного признака государства нашло своё отражение и в том, что первоначально в европейской средневековой терминологии для обозначения самого государства использовалось слово «земля» как наиболее точный показатель территориальной оседлости его населения и квинтэссенция территориальной природы государственности [9]. Как полагают некоторые исследователи, значение территории как важнейшего признака государства отразилось и в средневековой модели российской государственности, в которой именно земля, а не народ, составляла субстанциональный центр, свидетельством чему является мобилизационный императив-призыв «За землю Русскую!» и сформировавшийся уже в XII в. среди русских князей обычай клясться именем «земли Русской» [10].

Значение территории как существенного признака государства, который демонстрирует особенности данной страны при сравнении её с другими странами, проявляется в выполняемых ею функциях. Последнее понятие в юриспруденции практически неизвестно, хотя представителями иных гуманитарных наук оно используется. К числу этих функций, например, относят следующие [11]:

1. Очерчивание границ государственного суверенитета, поскольку именно в пределах государственной территории органы го -сударственной власти обладают всей полнотой полномочий, самостоятельностью и независимостью от иных государств и международных организаций, а главное - могут эти полномочия в полном объёме реализовать. Только в границах территории страны возможно безусловное осуществление государ-

ственной власти над её гражданами (подданными), находящимися за её пределами, поскольку они могут быть реально подчинены власти государства лишь в том случае, если юридические последствия реализуются на его территории [12]. Только на своей территории государственно организованный народ выступает сувереном и признаётся таковым международным сообществом.

2. Определение границ гарантированной государством безопасности граждан при их взаимодействии с субъектами международного общения. Проживающие на территории страны люди могут обоснованно рассчитывать на максимальную государственную защиту, поскольку именно здесь государство способно наиболее полно и эффективно оградить их от посягательств извне. За территориальными границами возможности страны в этом плане существенно ниже. Поэтому забота государства о международной безопасности в конечном итоге подчинена обеспечению неприкосновенности и целостности его собственной территории и безопасности находящихся на ней граждан. Нахождение в пределах государства является для гражданина по общему правилу безусловной гарантией невыдачи его другому государству или международной организации.

3. Определение места постоянного пребывания субстрата конкретного государства -его народа. Территория выступает пространственной основой его повседневного существования. На этой территории государственно-организованный народ создаёт материальные и духовные ценности, созидает и сохраняет свою национальную культуру. Именно сюда граждане страны всегда могут беспрепятственно вернуться из-за рубежа.

4. Выполнение функции ресурсной базы страны. Территория является вместилищем всех важнейших природных ресурсов - воздуха, воды, солнечного света, биосферы, без которых жизнь людей в принципе невозможна, а также аккумулятором полезных ископаемых, которые используются при осуществлении различных видов хозяйственной деятельности.

Наряду с указанными необходимо выделить ещё одну функцию государственной территории. Она обеспечивает идентификацию государства и самоидентификацию

образующего его народа. В силу своей уникальности территория позволяет выделить страну из числа иных государств и социальных образований в качестве самостоятельного субъекта международных отношений, безусловно отличающегося от подобных субъектов. Народ не только всегда ассоциируется с территорией государства, но и сам отождествляет себя именно с определённой государственной территорией, которая, в отличие от иных характеристик страны, способных динамично изменяться со временем, относительно стабильна и всегда уникальна.

Самоотождествление людей с этой территорией является составной частью их территориального сознания [13], отражающего особенности становления и развития данного народа как единого целого. Поэтому представление о «своей», «исконной», «извечной», «изначальной», «коренной» или «по праву завоёванной» территории является атрибутом национального сознания любого государственно-организованного народа, и без этой территории он себя просто не мыслит. С данной точки зрения лишиться государственной территории или её части - значит перестать быть прежним народом, самостоятельной нацией и утратить связь не только с прошлым, но и с будущим. Территория, объединяя представителей разных социальных и этнических групп, отдельных индивидов и организации, становится материальным символом их национальной общности и го -сударственного единства. Кроме того, особенности государственной территории оказывают существенное влияние на национальное сознание и в содержательном плане. Например, её малый размер и скудость ресурсов ведут к формированию оборонительного сознания и устойчивой потребности в военно-политических союзниках [14].

Территориальный принцип государственного устройства состоит в том, что деление страны на территориальные единицы осуществляется без учёта родственных связей между проживающими здесь людьми. В качестве существенного признака государства, отличающего его от первобытного общества, наукой данный принцип сформулирован давно. Ещё Ф. Энгельс в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства», ставшей для советского госу-

дарствоведения одной из канонических, подчеркивал, что для государства специфично разделение его народа для общественных целей не по родственным группам, а по территориям проживания: «По сравнению со старой родовой организацией государство отличается... разделением подданных государства по территориальным делениям. Старые родовые объединения, возникшие и державшиеся в силу кровных уз, сделались. недостаточными большей частью потому, что их предпосылка, связь членов рода с определенной территорией, давно перестала существовать. Территория осталась, но люди сделались подвижными. Поэтому исходным пунктом было принято территориальное деление, и гражданам предоставили осуществлять свои общественные права и обязанности там, где они поселялись, безотносительно к роду и племени. Такая организация граждан по месту жительства общепринята во всех государствах» [15].

В государстве территориальное деление населения определяется потребностями и целями государственного управления, а не нуждой в территориальной локализации родственников. Поскольку в основе государственного объединения людей находится общая для них территория, а не родственные связи между ними, постольку власть государства дифференцируется и действует территориально, а не по принципу родства. В силу территориального принципа принадлежность человека к государству определяется наличием у него не тесных родственных или иных личных связей с проживающими здесь людьми, а его связи с государством как их территориальным объединением. Будучи территориальной, а не родственной, профессиональной, конфессиональной, гендерной или иной организацией, основанной на естественно-природных или личных связях, государство охватывает большие по численности и разнородные по составу группы, устойчивые отношения между представителями которых могут отсутствовать. Независимо от этого на них в полной мере распространяется власть государства на его территории.

Объективной предпосылкой формирования и укрепления территориального принципа организации населения и органов государственной власти явилась потребность в на-

лаживании постоянного обмена результатами труда, которая возникла в период разложения первобытного строя. Для систематического обмена материальными благами и услугами родственные связи не были обязательными, а иногда они могли ему и препятствовать, поскольку предписываемая моралью безвозмездная взаимопомощь в отношениях между родственниками бывает порою несовместимой с потребностью в эквивалентном обмене и получении прибыли, без удовлетворения которой регулярный товарооборот - один из краеугольных камней экономики государственно-организованного общества - невозможен.

Территориальный принцип организации государства не только воплощает алгоритм деления территории страны на части, но и определяет пространственные границы полномочий территориальных органов государственной власти и круг лиц, на которых распространяются их решения. Особенности реализации данного принципа зависят от конкретно-исторических условий, в которых существуют государства, и воплощаются в различных формах государственного устройства. До возникновения государств буржуазного исторического типа специфика государственной территории оказывала на данные формы существенное влияние: небольшим и средним по территории государствам была присуща унитарная организация, крупные державы принимали сложную форму империй. На сегодняшний день эти формы практически не зависят от природных особенностей территории государства - и та, и другая встречается как в больших, так и в незначительных по размерам территории странах. Решающее воздействие на реализацию территориального принципа организации государства оказывает существующий в стране политический режим. К тому же уникальность и изменчивость территорий государств, а также изменчивость форм государственного устройства не затрагивают сущности территориального принципа, которая всегда остается неизменной: если возникает государство, то его население и власть организуются в соответствии с этим принципом. Территориальный принцип организации является не только существенным, но и таким же самостоятельным специфическим признаком

государства, как и наличие у него собственной территории. Последняя выступает лишь природной основой, на которой этот принцип реализуется. Она не порождает и не ассимилирует его в своём содержании. Обе эти характеристики проявляются в качестве самостоятельных специфических признаков государства при сравнении его с разными объектами. Для территориального принципа таковым является первобытное общество, организованное не в соответствии с данным принципом, а по принципу родства. Для го -сударственной территории - это другое государство, обладающее собственной уникальной территорией. Поэтому выявление особенностей государства как территориальной организации возможно только при рассмотрении каждого из указанных признаков.

1. См., например: ЕллинекГ. Общее учение о государстве. - СПб. : Юрид. центр Пресс, 2004. - С. 383-420 ; Алексеев Н. Н. Русский народ и государство. - М. : Аграф, 1998. -С. 403 ; Трубецкой Е. Н. Энциклопедия права. - СПб. : Лань, 1998. - С. 212. - Впрочем, известна и иная позиция по данному вопросу. Одним из её сторонников был А. И. Денисов, который рассуждал следующим образом. Го -сударство - продукт общественного развития, т. е. феномен социальный. Территория же является не общественным, а естественным условием существования государства. Вследствие этого она не порождает государства, а лишь обозначает пределы бытия государственной власти, выступает материальной основой, которая существовала до появления государства и будет существовать после его исчезновения. Поэтому территорию нельзя считать элементом, или признаком, государства. См.: Денисов А. И. Теория государства и права. - М. : Юрид. изд-во Мин. юстиции СССР, 1948. - С. 181, 239.

2. Как справедливо утверждал известный австрийский экономист и один из основоположников либертарианства Людвиг фон Мизес, «го -сударство без территории - бессодержательное понятие». Мизес Л. фон. Всемогущее правительство: тотальное государство и тотальная война. - Челябинск : Социум, 2006. - С. 66.

3. Имеются в виду так называемые «виртуальные государства» - образования, претендующие на роль государств, но не имеющие территории либо территория которых исключительно мала. Наиболее известным из них является Си-ландия - провозглашённое в 1967 г. отставным майором Падди Роем Бейтсом на заброшенной морской платформе, вблизи территори-

альных вод Великобритании, которая во время Второй мировой войны использовалась для зенитной артиллерии. Свои претензии на признание государством Силандия, помимо прочего, обосновывает тем, что она на момент своего основания находилась в нейтральных водах и не подпадала под действие ст. 60 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., предоставляющей прибрежному государству исключительное право создавать, а также разрешать и регулировать в его исключительной экономической зоне создание, эксплуатацию и использование искусственных островов. См.: Силенд. - URL: https://ru. wikipedia.org/wiki/%D0%A 1%D0%B 8%D0%B B%D0%B5%D0%BD%D0%B4 (дата обращения: 04.03.2015) ; Виртуальные государства. -URL: http://www.minicount.narod.ru/raznoe/ raznoe6.html (дата обращения: 03.03.2015).

4. Ивановский В. В. Русское государственное право. - Т. 1 : Верховная власть и ее органы. -Ч. 1. - Казань : Типо-литография императорского ун-та, 1896. - С. 36. - URL: http://books. e-heritage.ru/book/10079579 (дата обращения: 30.07.2015). При этом, однако, следует иметь в виду, что само понятие государства В. В. Ивановский толковал очень своеобразно, охватывая им не только территориальные,

но и личные союзы людей, в том числе кочевую родовую организацию. (См.: Там же. -С. 35-36).

5. Устрялов Н. В. Элементы государства // Классика геополитики: ХХ век. - М. : АСТ, 2003. - С. 603.

6. Рязановский В. А. Монгольское право (преимущественно обычное). Исторический очерк. - Харбин : Типогр. H. Е. Чинарева, 1931. - С. 135. - URL: http://bwbooks.net/ index.php?id1=4&category=history&author= ryazanovskiy-&page=69va&book =1931 (дата обращения: 30.07.2015).

7. Устрялов Н. В. Указ. соч. - С. 615.

8. Еллинек Г. Указ. соч. - С. 187.

9. Там же. - С. 151.

10. Национальная идея России : в 6 т. - Т. 1. -М. : Научный эксперт, 2012. - С. 150.

11. Там же. - С. 164.

12. Еллинек Г. Указ. соч. - С. 384.

13. Бабурин С. Н. Территория государства: правовые и геополитические проблемы. - М. : Изд-во МГУ, 1997. - С. 378.

14. Там же. - С. 173.

15. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. В связи с исследованием Льюиса Моргана // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т. 21. - С. 170.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.