Научная статья на тему 'Территория и население Фессалии в XX-VIII вв. до н. э.'

Территория и население Фессалии в XX-VIII вв. до н. э. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
240
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕССАЛИЯ / ТЕТРАДА / СОЦИОГЕНЕЗ / ФЕССАЛИЙСКИЙ СОЮЗ / ТАГ / ЭТНОС

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Минаев О. В.

В статье автором рассматривается проблема влияния географической изоляции Фессалии на социально-экономические и политические процессы, протекавшие на ее территории в XX-VIII вв. до и. э.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author of the article views the problem of influence of Thessaly's geographical isolation on the social, economic and political processes that were taking place in this territory in 20m-8'1' centuries В. С

Текст научной работы на тему «Территория и население Фессалии в XX-VIII вв. до н. э.»

О. В. Минаев

ТЕРРИТОРИЯ И НАСЕЛЕНИЕ ФЕССАЛИИ В XX-VIII ВВ. ДО Н. Э.

Работа представлена кафедрой истории древнего мира и средних веков Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого. Научный руководитель - доктор исторических наук, профессор В. Г. Зубарев

В статье автором рассматривается проблема влияния географической изоляции Фессалии на социально-экономические и политические процессы, протекавшие на ее территории в XXVIII вв. до н. э.

Ключевые слова: Фессалия, тетрада, социогенез, Фессалийский союз, таг, этнос.

The author of the article views the problem of influence of Thessaly’s geographical isolation on the social, economic and political processes that were taking place in this territory in 20th-8th centuries B. C.

Key words: Thessaly, tetrad, sociogenesis, Thessalic union, tagus, ethnos.

Территория Древней Фессалии (08сааАд,а) состояла из ряда глубоких долин, отделенных друг от друга горными хребтами. Река Пеней, начинающаяся в самой высокой части Пинда, разделяла область на две части, из которых северная включала Перребскую возвышенность, со страною Перребов и Гестиеотидой, а южная, в которую входили области Пелазгиотида, Фессалиотида и Фтиотида, отделялась от Средней Греции Офрийским хребтом.

Территориальные особенности еще в глубокой древности дали толчок разделению страны на четыре области. В каждой из географически отделенных друг от друга тетрад на протяжении десятков тысяч лет, начиная с эпохи среднего палеолита, шел процесс формирования социумов. Это обстоятельство впоследствии сыграло решающую роль в формировании федеративных принципов Фессалийского союза. Однако обычная для греческого мира практи-

ка формирования федеративных союзов приняла в Фессалии совершенно особую форму, выразившуюся в появлении института тагии.

Согласно данным археологии первые следы homo sapiens на территории Северной Греции относятся к эпохе верхнего палеолита. Логично будет рассматривать на -чало процесса социогенеза коренных обитателей Фессалии с 15 тысячелетия до н. э. В это время происходит активное развитие орудий труда. В неолитический период получило распространение земледелие и скотоводство, что стало итогом оседлого образа жизни, продиктованного во многом все тем же географическим фактором, определившим общий вектор развития Фессалии.

На ранних этапах процесс социогенеза протекал в изолированной Фессалии наравне с остальной Элладой. Однако в конце III -начале II тысячелетий племенной мир Северной Греции переживал период глубоких внутренних изменений. Это было время гибели институтов родоплеменного строя, выразившееся прежде всего в обособлении племенной знати.

Фактором, ускорившим этот процесс, стало дорийское переселение. Покорив местное население, пришлые племена спровоцировали новый виток социогенеза, ускорив разложение первобытно-общинного строя как у завоевателей, так и у покоренных племен. Разделение общества на полноправных граждан и граждан с ограниченными свободами, но притом сохранивших за собой права на частную собственность, свидетельствовало о разложении родоплеменных отношений.

Благодаря обильному орошению стра-на отличалась плодородием и могла прокармливать густое население. На превосходных горных лугах паслись прославленные в древности конские табуны, из которых составлялась известная фессалийская конница - главная военная сила страны.

Одной из наиболее распространенных садовых культур была маслина, что засвидетельствовано уже в XVII в. до н. э. Фессалийцы употребляли оливковое масло, которое в Х^-ХШ вв. служило предметом хорошо налаженной торговли. Кроме того, маслины употреблялись в пищу в виде плодов.

Широко развито было в Фессалии виноградарство, культура плодовых деревьев, маслины, смоквы, яблони. Ввиду плодородия земли она не требовала большого труда при вспашке. Но плодородие почвы, даже при сравнительно низком уровне земледельческой техники, давало настолько хороший урожай, что в более позднее время позволяло даже вывозить хлеб из Фессалии.

Данные эпоса о сельском хозяйстве созвучны археологическим данным. Разнообразие возделываемых растений и деревьев, развитая сельскохозяйственная техника и огромная роль культа богини-матери, богини природы у фессалийцев весьма близки тем аграрным сюжетам, которые встречаются в «Илиаде», - сцены сельской жизни на щите Ахилла и очень частые параллели между событиями на поле брани, или в «Одиссее», где много строк уделено описанию богатых полей и садов басилеев.

Распространение садоводства благоприятствовало развитию индивидуального хозяйства земледельца, выделению доставшихся ему участков земли в постоянное пользование. По крайней мере, садовые участки очень рано должны были выпасть из круга общинных земель, подвергавшихся периодическим переделам в связи с изменением состава общинников.

Вторым ключевым занятием древних фессалийцев было скотоводство. Крупный и мелкий рогатый скот, лошади, ослы, свиньи, различная птица - все эти виды встречаются во многих источниках. Развитию скотоводства, и в частности коневодства, способствовали и благоприятные физико-

географические условия страны: благодаря частым разливам реки Пенея создавались пышные луга, где могли пастись стада.

Есть основания полагать, что скотоводство велось не только на частновладельческих землях, как можно наблюдать в хозяйстве Одиссея, но и на общинных пастбищах. Вполне вероятно, что второй способ находил широкое применение в скотоводстве мелких землевладельцев, для которых единственной возможностью прокормить скотину был выпас ее на общинных угодьях. Из всей суммы земель, которыми владела сельская община, пастбища дольше всего оставались в общем пользовании.

По свидетельствам античных авторов, задачи животноводства в разных типах хозяйства были неодинаковы. Крестьянин держал скот двух видов: рабочий - для пахоты использовали волов, и продуктовый, доставлявший мясо, молоко, кожу, шерсть и рог.

Животные весьма ценились в фессалийском обществе, обладание скотом давало почет, силу, богатство. В самом деле, численность стада и темп его воспроизводства не только влияли непосредственно на плодородие земли, но и выражали в общепринятых единицах обмена богатство или бедность того или иного человека.

Среди домашних животных особенно ценили крупный рогатый скот. Уже в XVII в. довольно распространены фигурки быков и коров. Также изображения крупных, тучных быков и коров встречены на многих памятниках искусства центральной и южной Греции. Так, в «Илиаде» упоминается бык, которого связанным уводят пастухи, далее описано стадо круторогих быков, подвергшихся нападению львов. Даже эпитеты, которыми награждены волы в обеих поэмах, подходят как нельзя лучше для описания фигур быков на предметах быта ахейской знати. Правда, в упомянутых сценах на сосудах и перстнях отсутствуют изобра-

жения рабочих быков: вероятно, могущественный владыка Пилоса или басилей Денд-ры настолько вознеслись над народом, что изображение пахоты, которой занимались общинник-хлебопашец или работник-земледелец, казалось им недостойным сюжетом для украшения своих драгоценностей. Последние орнаментированы большей частью охотничьими или звериными мотивами.

Таким образом, в XX-VIII вв. до н. э. географическая изоляция Фессалии создала особые условия для развития фессалийского общества по нескольким направлениям. Во-первых, естественное ландшафтное обособление Фессалии сильно отразилось на формировании психологии различных групп населения. Племена, живущие в окруженных горами долинах, сообщение между которыми иногда прерывалось на несколько месяцев, вели изолированный и малоподвижный образ жизни, что привело к образованию особой фессалийской общности.

Во-вторых, географическая обособленность Фессалии определила интенсивный путь социально-экономического развития страны. Местное население было вынуждено на более раннем этапе, чем в остальной Элладе, перейти к производящей экономике путем одомашнивания флоры и фауны, а также ввиду необходимости более результативной охоты к развитию оружия. Прогресс в области вооружения отражал также движение всего общественного производства и усложнение отношений внутри племенного мира Фессалии. Относительно большая протяженность береговой линии позволяла активно использовать морской промысел.

Географические особенности, повлиявшие на формирование фессалийского этноса к VIII в до н. э., создали объективные предпосылки к образованию нового военно-политического союза, основанного на принципах территориальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.