Научная статья на тему 'Территории офшорных юрисдикций как инструмент налогового планирования'

Территории офшорных юрисдикций как инструмент налогового планирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
294
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
деофшоризация / налоговое планирование / офшорные юрисдикции / налоги. / de-offshore / tax planning / offshore jurisdictions / taxes.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каргапольцева Наталия Игоревна, Лисицин Павел Евгеньевич

Проблематика офшорных юрисдикций в современном мире воспринимается весьма неоднозначно, однако это чрезвычайно значимый инструмент для развития экономики и финансов отдельных стран и мировой финансовой системы в целом. Особое внимание уделяется преимуществам использования офшорных юрисдикций как метода международного налогового планирования. Исследуется вопрос применения методов и основные способы налогового планирования в условиях ужесточения законодательства России, регулирующего взаимодействие с офшорными юрисдикциями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TERRITORIES OF OFFSHORE JURISDICTIONS AS A TAX PLANNING TOOL

In modern world, there is a rather ambiguous perception of the problems of offshore jurisdictions, at the same time we must understand that this is a significant tool for developing the economy and finances of individual countries and the global financial system in general. We would like to pay special attention to the advantages of using offshore jurisdictions as a method of international tax planning. The authors study the issue of applying tax planning methods in the context of the development and tightening of legislation in the Russian Federation that regulates interaction with offshore jurisdictions.

Текст научной работы на тему «Территории офшорных юрисдикций как инструмент налогового планирования»

78_LEGAL SCIENCES / <<C©LL©maUM"J©UrMAL>>ffi2(26),2W9

Каргапольцева Наталия Игоревна

Студент бакалавриата Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова Лисицин Павел Евгеньевич

Студент бакалавриата Московский государственный университет имени М.В, Ломоносова

ТЕРРИТОРИИ ОФШОРНЫХ ЮРИСДИКЦИЙ КАК ИНСТРУМЕНТ НАЛОГОВОГО

ПЛАНИРОВАНИЯ

Kargapoltseva Nataliya Igorevna

Bachelor student Lomonosov Moscow state university Litsitsin Pavel Evgenievich

Bachelor student Lomonosov Moscow state university

TERRITORIES OF OFFSHORE JURISDICTIONS AS A TAX PLANNING TOOL

Аннотация

Проблематика офшорных юрисдикций в современном мире воспринимается весьма неоднозначно, однако это чрезвычайно значимый инструмент для развития экономики и финансов отдельных стран и мировой финансовой системы в целом. Особое внимание уделяется преимуществам использования офшорных юрисдикций как метода международного налогового планирования. Исследуется вопрос применения методов и основные способы налогового планирования в условиях ужесточения законодательства России, регулирующего взаимодействие с офшорными юрисдикциями.

Abstract

In modern world, there is a rather ambiguous perception of the problems of offshore jurisdictions, at the same time we must understand that this is a significant tool for developing the economy andfinances of individual countries and the global financial system in general. We would like to pay special attention to the advantages of using offshore jurisdictions as a method of international tax planning. The authors study the issue of applying tax planning methods in the context of the development and tightening of legislation in the Russian Federation that regulates interaction with offshore jurisdictions.

Ключевые слова: деофшоризация, налоговое планирование, офшорные юрисдикции, налоги.

Key words: de-offshore, tax planning, offshore jurisdictions, taxes.

Хотя проблематика офшорных юрисдикций имеет достаточно длительную историю, специалисты не имеют единого взгляда на время появление данного понятия. Так, одни учёные полагают, что термин сформировался где-то в середине прошлого столетия и впервые был употреблен американскими журналистами, другие же (среди которых, в частности, Гончаров А.А, Бернар И.) относят появление термина «офшор» к концу 50-х годов двадцатого века, связывая его с правительственными закупками США в рамках международной помощи [1].

Если обратиться к буквальному толкованию термина, то перевод будет гласить - «вне берега», «вне границ». То есть, исходя из буквальной трактовки, можно заключить, что изначально данный термин имел скорее географическое, нежели экономическое значение. В современном же мире на первый план выходит второе значение термина — экономическое.

Современный экономический словарь определяет офшоры как «финансовые центры, привлекающие иностранный капитал путем предоставления

специальных налоговых и других льгот иностранным компаниям, зарегистрированным в стране расположения центра»[2].

Таким образом, под офшорными зонами понимаются страны и территории, предоставляющие льготные налоговые, таможенные и иные условия функционирования юридических лиц.

Основным фактором, способствующим развитию офшорных территорий, является экономическая депрессивность некоторых регионов. Зачастую такие государства не располагают сколько-нибудь значительными природными ресурсами и развитым производством. Установление специального режима для иностранных компаний способствует притоку капитала и является дополнительным источником поступлений в государственный бюджет.

В то же время особенностью офшорных зон является запрет на ведение финансово-хозяйственной деятельности на территории самого государства, что связано со стремлением обеспечить конкурентоспособность национального бизнеса.

Офшорные юрисдикции имеют ряд преимуществ, которые и привлекают нерезидентов: освобождение от уплаты налога, который заменен ежегодным регистрационным сбором, отсутствие или достаточно слабо развитый контроль за финансовой отчётностью, конфиденциальность, свободный вывоз иностранного капитала и другие.

В первую очередь, проблематика офшоров связана с тем, что они являются той сферой, где сталкиваются интересы государства и бизнеса. Сами офшорные юрисдикции не имеют цели привлечь к себе недобросовестных налогоплательщиков. Их первоочерёдной целью является привлечение иностранных источников финансирования, которые способствовали бы экономическому развитию территории. Этим можно объяснить, почему многие офшорные юрисдикции расположены в пределах островных государств - ограниченность ресурсов на изолированных территориях требовало от властей определённых действий. Во многих случаях единственным возможным способом привлечения капиталов было предоставление налоговых льгот.

Однако иностранный бизнес не всегда хотел использовать такие зоны для инвестирования; напротив, крупный бизнес стремился скорее «отмыть» денежные средства. Такая цель была легко достижима, поскольку в зонах офшорных юрисдик-ций весьма слабо развита законодательная база, регулирующая предотвращение сомнительных операций.

Таким образом, можно говорить не о проблематике использования офшорного механизма вообще, а о том, с какой целью такой механизм применяется бизнесом.

Если рассматривать офшорные юрисдикции исключительно как механизм налогового планирования, то, согласно позиции О.С. Живихиной, это «легитимный процесс извлечения экономической выгоды в двустороннем порядке благодаря привлечению дополнительных инвестиций, способствующих экономическому росту (со стороны офшорного государства), и использованию преимуществ офшора как инструмента налогового планирования (со стороны инвестора)»[3].

Налоговое планирование необходимо хозяйствующим субъектам для того, чтобы оставаться конкурентоспособными, так как высокие налоговые платежи сокращают прибыль, а потому стремление компаний максимально сократить подобные расходы легко объяснимо.

Вместе с тем компании не могут самостоятельно изменять свои налоговые расходы - чтобы уменьшить их, они должны обладать определенными экономическими предпосылками, которые бы сделали их действия законными. В качестве предпосылки может выступить различие в налоговом законодательстве отдельных стран, а также их взаимосвязи. Инструментом налогового планирования могут также служить соглашения об избежание двойного налогообложения, специальные налоговые режимы, элементы налогообложения (например, дифференциация налоговых ставок).

Офшоры как инструмент налогового планирования - «систематический учёт налоговых последствий в общем корпоративном планировании и при принятии решений с целью планирования деятельности компании таким образом, чтобы свести эффективную налоговую ставку к минимуму без ущерба развитию и с целью повышения эффективности деятельности компании»[4].

Эффективная налоговая ставка - основной показатель для определения налогового бремени компаний. Эффективная налоговая ставка рассчитывается по следующей формуле [5].

СТэф = Нх100, где

СТэф - эффективная налоговая ставка,

Н - сумма налога с дохода (прибыли), исчисленного иностранной организацией и ее обособленными подразделениями в соответствии со своим личным законом, и налога на доходы, удержанного с доходов (прибыли) такой организации у источника выплаты таких доходов;

П- сумма дохода (прибыли) иностранной организации, определяемая в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 25.15 Кодекса.

Следовательно, целью компании будет систематическое понижение эффективной налоговой ставки. Эффективная налоговая ставка зависит от многих факторов, среди которых налоговые реформы, ставка налога на доход.

При выборе офшорной юрисдикции, используемой в целях налогового планирования, важно обладать полной информацией о законодательстве и политической обстановке, сложившейся в таком государстве. Следует учитывать следующие критерии: налоговая система, политическая и экономическая стабильность, валютный контроль, налоговые соглашения, корпоративное законодательство, законодательство о банковской деятельности, судебная система, месторасположение юрисдикции, конфиденциальность (особенности режима налоговой, банковской и иных видов охраняемых законом тайн).

В связи с принятием в 2014 году Закона №376-ФЗ [6] претерпели изменения методы налогового планирования, которые использовались ранее российскими компаниями. Так, впервые было закреплено такое понятие как контролируемые иностранные компании (далее - КИК). Такие компании должны удовлетворять следующим требованиям:

1) организация не признаётся налоговым резидентом Российской Федерации;

2) контролирующими лицами организации являются организации и (или) физические лица, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации.

Контролируемой иностранной компанией также признается иностранная структура без образования юридического лица, контролирующими лицами которой являются организации и (или) физические лица, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации.

LEGAL SCIENCES / <<Ш1кШетиМ~^®и©МА1>#М26),2(0]9

80

Компаниям, которые в своей деятельности использовали офшорные юрисдикции, теперь следует учитывать особенности деятельности КИК. Так, следует обратить внимание на содержание договоров об оказании управленческих услуг, так как если лицом, которое осуществляет управление, окажется резидент России, то и местом фактического управления будет признаваться территория России. Кроме того, когда определяется резидентство компании путём подсчёта долей, которыми владеют резиденты России, то учитывается также фактический контроль, то есть оказывают ли резиденты России определяющее влияние на распределение прибыли в компании.

На данный момент российские компании стремятся использовать не запрещённое законодательством налоговое планирование, что связано с ужесточением контроля со стороны государства. По разным оценкам, от 80 до 100 тысяч российских компаний используют преимущества офшорных юрисдикций [7]. В рамках налогового планирования используются разные схемы, однако суть их одна: российская компания переводит средства на счета фирмы, являющейся резидентом офшорной зоны, там происходит уплата налога по законодательству офшорной зоны, затем офшорная фирма переводит денежные средства обратно в Россию под видом иностранных инвестиций. Российские компании при этом экономят от 3-5% до 15-20% налоговых выплат.

Следует отметить, что на данный момент преимущества налогового планирования при использовании офшорных юрисдикций используются в основном крупными российскими ТНК, часто в эффективности работы таких ТНК заинтересованы государственные органы. Например, часто создаются офшорные торговые сети, в которые входят одно или несколько производственных предприятий, которые экспортируют свою продукцию через сбытовые компании, расположенные в офшорных зонах.

Другая распространенная схема - толлинг, которая широко используется в алюминиевой промышленности. Так, российская перерабатывающая компания закупает давальческое сырье у компании, находящейся в офшорной зоне, далее продукт, который производит российская компания, передаётся офшорной компании, которая платит российской компании вознаграждение за переработку и уже осуществляет сбыт продукции. В такой схеме офшорной компании не требуется уплачивать НДС

и налог на прибыль, а производственному предприятию следует уплатить лишь налог на имущество и работников. Чаще всего компании, которые входят в толлинговую сеть, принадлежат одному теневому лицу.

С учётом изложенного, можно сделать вывод, что офшорные юрисдикции играют огромную роль в современном налоговом планировании. Налоговое планирование может повысить эффективность, как деятельности отдельных компаний, так и экономики государства в целом. Необходимо отметить, что внесённые в НК РФ изменения не являются безапелляционными. Налогоплательщики могут использовать ряд стратегий, при помощи которых можно оптимизировать процесс уплаты налогов и избежать штрафных санкций. Нововведения ориентированы, в первую очередь, на крупных игроков рынка, а не на контролируемые иностранные компании, которые приносят их владельцам нулевую или незначительную прибыль.

Литература:

1. Облачинский А. Off - офшор // ЭЖ-Юрист. 2014. N 8. С. 1, 5.

2. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 6-е изд. М., 2011.

3. Живихина О. С. Направления и механизмы функционирования оффшорных зон как метода международного налогового планирования // Управление экономическими системами. - 2011.-№34

4. Schafer A. International Tax Planning in the Age of ICT. Centre for European and Economic Research. 2004 №04-27.

5. Письмо Минфина России от 22.02.2017 N 03-12-11/2/10429

6. Федеральный закон от 24.11.2014 N 376-ФЗ (ред. от 19.02.2018) "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)"

7. Государственная служба статистики. Режим доступа:

http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_13/IssWWW.exe/Stg/ -d4/23-22.htm

8. Свободные экономические и офшорные зоны (экономико-правовые вопросы зарубежной и российской практики): Учебное пособие / Баронов В.И., Костюнина Г.М. - М.:Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.