Научная статья на тему 'ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ «СОГЛАСОВАНИЯ»'

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ «СОГЛАСОВАНИЯ» Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
34
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
охрана окружающей среды / хозяйственная деятельность / водные биологические ре-сурсы (ВБР) / оценка ущерба / воспроизводство / компенсационные мероприятия / экологический мониторинг / environmental protection / economic activity / aquatic biological resources / damage assessment / reproduction / compensation measures / environmental monitoring

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — И.Г. Проценко

Создание информационной системы согласования хозяйственной деятельности, оказывающей воз-действие на водные биологические ресурсы и среду их обитания (ИС-С), обусловлено необходимостью оказания технической поддержки выработки решения по вопросу заявителя, контроля и анализа соответ-ствия деятельности заявителя разрешенным и фактическим параметрам хоздеятельности, а также выпол-нения заявленных компенсационных мероприятий. Процесс обработки данных, входящих в пакет доку-ментов согласования, должен поддерживается ИС-С независимо от того, что эту работу выполняют несколько территориально удаленных организаций. Создание ИС-С предполагает полный цикл проекти-рования, что обеспечит ее актуальность, стабильность и возможность оперативного сопровождения про-цесса согласования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TERRITORIAL COMPONENT OF INFORMATION SYSTEM «APPROVALS» (IS-A)

The creation of an information system for coordinating economic activities that have an impact on water bio-logical resources and their habitat is necessary to provide technical support for developing a decision on the appli-cant's issue, monitoring and analyzing the correspondence of the applicant's activities to the permitted and actual parameters of economic activity, as well as the implementation of the claimed compensation measures. The pro-cess of data process included in the package of approval documents must be supported by IS-A, regardless of the fact that this work is performed by a number of remote organizations. The creation of the IS-A involves a full cy-cle of design, which will ensure its relevance, stability and the ability to support the approval process promptly.

Текст научной работы на тему «ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ «СОГЛАСОВАНИЯ»»

УДК 004:639.2/.3

И.Г. Проценко

Камчатский государственный технический университет, Петропавловск-Камчатский, 683003

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ «СОГЛАСОВАНИЯ»

Создание информационной системы согласования хозяйственной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания (ИС-С), обусловлено необходимостью оказания технической поддержки выработки решения по вопросу заявителя, контроля и анализа соответствия деятельности заявителя разрешенным и фактическим параметрам хоздеятельности, а также выполнения заявленных компенсационных мероприятий. Процесс обработки данных, входящих в пакет документов согласования, должен поддерживается ИС-С независимо от того, что эту работу выполняют несколько территориально удаленных организаций. Создание ИС-С предполагает полный цикл проектирования, что обеспечит ее актуальность, стабильность и возможность оперативного сопровождения процесса согласования.

Ключевые слова: охрана окружающей среды, хозяйственная деятельность, водные биологические ресурсы (ВБР), оценка ущерба, воспроизводство, компенсационные мероприятия, экологический мониторинг.

I.G. Protsenko

Kamchatka State Technical University, Petropavlovsk-Kamchatsky, 683003

TERRITORIAL COMPONENT OF INFORMATION SYSTEM «APPROVALS» (IS-A)

The creation of an information system for coordinating economic activities that have an impact on water biological resources and their habitat is necessary to provide technical support for developing a decision on the applicant's issue, monitoring and analyzing the correspondence of the applicant's activities to the permitted and actual parameters of economic activity, as well as the implementation of the claimed compensation measures. The process of data process included in the package of approval documents must be supported by IS-A, regardless of the fact that this work is performed by a number of remote organizations. The creation of the IS-A involves a full cycle of design, which will ensure its relevance, stability and the ability to support the approval process promptly.

Key word: environmental protection, economic activity, aquatic biological resources, damage assessment, reproduction, compensation measures, environmental monitoring.

Одним из решений, направленных на предотвращение возможного негативного воздействия на окружающую среду, является согласование хозяйственной и иной деятельности, влияющей на состояние водных биоресурсов [1]. Нормативно-правовое регулирование в данном вопросе осуществляется Правилами согласования размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания, утвержденными Постановлением Правительства от 30.04.2013 г. № 384 [2], в которых определен порядок согласования размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания, и другими законами и подзаконными актами.

Так как процесс согласования подразумевает существенный документооборот [3], охватывает все предприятия, организации, фирмы и частных лиц, ведущих деятельность вблизи водоемов или на них, то целесообразно создание соответствующей информационной системы для упрощения процесса подачи, рассмотрения, а также согласования заявлений хозяйствующих субъектов.

Частичная или полная замена архивной системы хранения информации на цифровую информационную систему - довольно частая практика для современных учреждений, которые

организуют работу с документами, их хранение и передачу. Использование информационных систем обеспечивает увеличение скорости обработки данных, минимизирует количество ошибок, возникающих при передаче и дублировании информации, а также обеспечивает множественный и быстрый доступ к полному объему данных. А статистическая обработка результатов позволяет отслеживать качество выполненной работы и дает возможность быстро принимать решения по устранению недочетов, находясь в условиях удаленного доступа.

Цель создания информационной системы согласования хозяйственной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания (ИС-С), - это упрощение контроля за соблюдением всех сроков обработки тех или иных документов организациями, вовлеченными в процесс обеспечения грамотного взаимодействия заявителя с государством. В данный момент, согласно Постановлению Правительства РФ от 30 апреля 2013 года № 384, процесс рассмотрения заявки и подготовки заключения о согласовании хоздеятельности занимает один месяц. Автоматизация процессов контроля, отправки и получения данных обеспечивает комфортное выполнение поставленной задачи в установленные сроки.

Процесс согласования схематично представлен на рисунке. По этой схеме можно проследить алгоритм работы специалистов ТУ ФАР в процессе использования ИС-С.

Заявитель направляет в ТУ ФАР заявку на согласование и необходимые сопутствующие документы.

1-й этап. После регистрации в системе документооборота ТУ ФАР пакет документов с заявкой направляется в отдел согласований, где заявка регистрируется. Ответственный исполнитель (исполнитель) регистрирует ее, вводит в карточку согласования следующие данные:

- № вх. заявки (+скан);

- дата вх. заявки;

- наименование организации-заявителя;

- ИНН заявителя;

- водный объект и координаты;

- вид деятельности;

- согласуемый объект;

- предполагаемый ущерб (в кг) и варианты компенсационных мероприятий - воспроизводство одного из видов рыб (мальки, личинки с навеской (в кол. экз.));

- районный отдел (или несколько отделов) инспекции, контролирующий выполнение условий согласования.

После этого исполнитель прикрепляет к зарегистрированной заявке отсканированную копию заявки, копию документа ОВОС (+скан) и, возможно, другие документы из пакета заявки. Автоматически устанавливается контрольный срок исполнения (+30 дней), который в отдельных случаях можно отредактировать. Исполнитель определяет организацию-исполнителя экспертизы, вводит следующие данные:

- наименование организации, выполняющей экспертизу;

- дату направления на экспертизу.

Далее направляет в эту организацию заявку (пакет документов).

2-й этап. После получения результата экспертизы исполнитель принимает решение о согласовании деятельности заявителя либо отказе и вносит в карточку согласования следующие данные:

- дату получения заключения экспертизы;

- № исх. информирования заявителя;

- дату исх. информирования заявителя;

- результат рассмотрения заявки (+скан);

- дату начала действия согласования;

- дату окончания действия согласования.

3-й этап. Заявитель не позднее чем за месяц до окончания работ (этапа работ), предусмотренных в согласовании, подает заявку на осуществление искусственного воспроизводства ВБР и заключение соответствующих договоров с ТУ ФАР и параллельно заявление на заключение договоров на оказание услуг (закупку молоди) с Главрыбводом. Данные по каждому договору следующие:

- вх. № заявки на воспроизводство (+скан);

- дата заявки на воспроизводство;

- № договора на воспроизводство (+скан);

- дата заключения договора на воспроизводство;

- объект воспроизводства (с навеской);

- количество экземпляров;

- дата окончания действия договора;

- акт выпуска молоди (+скан);

- дата подписания акта.

Вводят в базу данных специалисты отдела воспроизводства ТУ ФАР.

Параллельно специалисты Главрыбвода вводят в базу данных по каждому договору оказания услуг такие данные, как:

- вх. № заявки на воспроизводство (+скан);

- дата заявки на воспроизводство;

- № договора на воспроизводство (+скан);

- дата заключения договора на воспроизводство;

- объект воспроизводства (с навеской);

- план, количество экземпляров;

- факт, количество экземпляров;

- рыборазводный завод.

4-й этап. По мере выполнения договорных обязательств в раздел «Воспроизводство» специалистами ТУ ФАР вносится следующая информация о выпуске молоди:

- акт выпуска молоди (+скан);

- дата подписания акта.

Цикл, обеспечивающий возмещение ущерба от деятельности юридических и физических лиц в водоохранной зоне, завершен.

Этап инспекторских проверок. После регистрации заявки на согласование и назначения отдела, осуществляющего контроль за выполнением условий согласования, инспектора соответствующего отдела организуют проверки по закрепленным за ними согласованиям. По результатам проверок в ИС-С вносятся сведения по каждой проверке:

- дата проведения проверки;

- ФИО инспектора;

- результат проведения проверки (+скан).

Прикрепляется сканированный отчет. Особое внимание уделяется фиксации начала и окончания работ по соглашениям с ущербом и по тем из них, по которым не заключены договора на воспроизводство.

В соответствии со ст. 67 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [1] в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды, осуществляется производственный экологический контроль в области охраны окружающей среды.

Согласно п. 2 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.04.2013 № 380, одной из мер по сохранению водных биологических ресурсов является производственный экологический контроль за влиянием осуществляемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания. Производственный экологический контроль должен обеспечивать полную, достоверную и оперативную информацию об экологическом состоянии водного объекта и его биоресурсов в зоне влияния хозяйственной и иной деятельности и должен включать в себя:

- инспекционные проверки;

- производственный эколого-аналитический контроль;

- производственный экологический мониторинг.

Структура производственного экологического контроля соответствует специфике деятельности организации и оказываемому ей негативному воздействию на окружающую среду и, в случае настоящей работы, включает производственный экологический контроль за сохранением водных биологических ресурсов и средой их обитания.

Производственный экологический контроль (мониторинг) за состоянием водных биологических ресурсов и средой их обитания в период строительства может осуществлять заказчик, подрядчик или привлеченные на договорных условиях специализированные организации и лаборатории, имеющие необходимое оборудование, квалифицированный персонал, разрешение Росрыболовства на научно-исследовательский лов рыбы и опыт проведения гидробиологических и ихтиологических исследований. При необходимости заказчик организует специальные структурные подразделения, в задачи которых входит также инспекционный контроль за выполнением проектных решений и за соблюдением мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания в процессе всего периода техногенного воздействия, вызванного производством работ. В ходе организации производственного экологического контроля заказчик, подрядчик или другая организация должны назначить должностное лицо, отвечающее за производственный экологический контроль в части мониторинга за состоянием водных биологических ресурсов и среды их обитания. Конкретная должность определяется в зависимости от штатного расписания организации, которая будет осуществлять производственный экологический контроль.

Результаты производственного экологического контроля (мониторинга) за состоянием водных биологических ресурсов и средой их обитания передаются заказчику и в Северо-Западное территориальное управление Росрыболовства. В рамках производственного экологического мониторинга должны быть созданы пункты наблюдений за состоянием водных биологических ресурсов и средой их обитания на участках водных объектов в зоне влияния хозяйственной деятельности.

Биологическая составляющая производственного экологического мониторинга включает определение основных показателей, по которым проводится контроль, изучение компонентов экосистемы, дается оценка и прогноз биологических последствий антропогенного загрязнения и других негативных воздействий, а также выявление «критических» факторов воздействия и наиболее уязвимых звеньев в биотической составляющей экосистем. Применение в ходе экологического мониторинга методов биологического анализа позволяет давать комплексную оценку последствий антропогенного воздействия, степень и характер нарушений жизнедеятельности водных сообществ.

Целью производственного экологического мониторинга в рамках производственного экологического контроля за состоянием водных биологических ресурсов и среды их обитания является обеспечение наблюдений за сохранением водных биологических ресурсов и среды их обитания. Для достижения означенной цели ставятся следующие задачи:

- организация регулярных наблюдений за состоянием водных биологических ресурсов и среды их обитания;

- получение оперативной информации о состоянии водных биологических ресурсов и среды их обитания;

- прогноз изменения состояния водных биологических ресурсов и среды их обитания.

Необходимость создания территориального компонента информационной системы согласования хозяйственной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, вызвана следующими обстоятельствами. В ИС-С этому главному вопросу уделяется особое внимание. Дело в том, что каждое согласование (карточка согласования) содержит более 100 показателей. Формировать их приходится вручную, исследуя весь пакет документов, прикрепленных к согласованию, так как пока нет соответствующего нормативного документа с требованиями формализации прикрепленных к заявке документов. Вводить эти данные без ошибок могут только специалисты ТУ, непосредственно связанные с решением вопроса согласования. Объем информации достаточно большой. К одному согласованию прикрепляется и хранится на сервере до 15 документов объемом до 10 МГб. Средние величины, конечно, меньше. Но нужно учитывать, что самих согласований может быть оформлено до 2 000 в год по одному ТУ. Такой объем данных требует особых условий хранения и резервного копирования. Реализовать это в одном месте надежно очень трудно, поэтому решением может стать только распределенное хранение информации ИС-С. Таким образом, за сохранность базы данных и качество данных отвечает ТУ, на который и возложена функция выработки решения и обеспечения контроля за выполнением условий согласования хозяйственной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания.

Несмотря на типовой характер территориального компонента ИС-С [4-5], каждый регион имеет свои специфические отличия. Экспертные испытания использования пилотного проекта территориального компонента ИС-С на Камчатке и в Северо-Западном ТУ ФАР показали некоторые отличия, без учета которых пользовательское web-приложение ИС-С теряет свою простоту в обслуживании и удобства. Сложно, да и нет необходимости настраивать Центральную информационную систему согласований ЦУРЭН на региональные особенности. Эта настройка заложена в территориальном компоненте ИС-С. ИС-С выстраивается как иерархическая информационная система [4], в которой обмен происходит либо путем передачи на верхний уровень обменных массивов с данными согласований, либо, что в перспективе необходимо реализовать, через соответствующий API-интерфейс верхнего уровня [5]. Пилотный проект территориального компонента ИС-С уже третий год функционирует в Северо-Восточном ТУ ФАР, показал свою эффективность, простоту в обслуживании, легкость в работе. Программное обеспечение разработано в рамках экспериментальных научных исследований кафедры информационных систем КамчатГТУ.

В перспективе развития ИС-С желательно научно-техническое сотрудничество с ЦУРЭН и другими заинтересованными организациями. Необходимо, чтобы ФАР оказал материальную поддержку и профинансировал научно-исследовательские работы по теме «Создание территориального компонента информационной системы согласования хозяйственной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания». В результате будет разработана проектная документация, в краткие сроки возможная установка ИС-С в других ТУ, в перспективе, до конца года, ИС-С будет оснащена модулем приема заявок и проектной документации в цифровом виде, что обеспечит полный электронный обмен информацией. Также будут разработаны требования к формализации представляемых на рассмотрение документов в части описания ущерба и координат водных объектов. Параллельно будет разработано геоинформационное приложение ИС-С.

Литература

1. Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [Электронный ресурс]. - URL: https://www.consultant.ru

2. Постановление Правительства РФ от 30.04. 2013 г. № 384 «О согласовании Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания» [Электронный ресурс]. - URL: https://www.consultant.ru

3. Приказ Федерального агентства по рыболовству от 25.11.2011 г. № 1166 «Об утверждении методики исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам» [Электронный ресурс]. - URL: https://www.consultant.ru

4. Проценко И.Г. Информационная система мониторинга рыболовства // Рыбное хозяйство. -2001. - Спец. выпуск. - С. 3-18.

5. Мониторинг рыболовства 2005. Инструкции и рекомендации экипажам промысловых судов и судовладельцам / Под общ. ред. Проценко И.Г. - Петропавловск-Камчатский: ФГУП «Камчатский центр связи и мониторинга», 2005. - 264 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.