Научная статья на тему 'ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФАКТОР СЕГРЕГАЦИИ РОССИЙСКИХ ГРАЖДАН, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ'

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФАКТОР СЕГРЕГАЦИИ РОССИЙСКИХ ГРАЖДАН, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
36
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РОССИЙСКОЕ ГРАЖДАНСТВО / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / СЕГРЕГАЦИЯ ПО МЕСТУ ПРОЖИВАНИЯ / МЕДИЦИНСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ / ПОЛИТОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Баканова Марина Владимировна

Место проживания человека играет существенную роль в его судьбе, но зачастую может выступать в качестве дискриминационного момента. Конкретно, место проживания российского гражданина способствует его причислению к определенной касте, изменить которую можно только с изменением места проживания, и то не всегда. В условиях современного российского общества российские граждане, проживающие за границей, особенно в странах «черного списка» нередко поражаются в правах, находятся в дискриминационном положении, что может свидетельствовать о своеобразной неофициальной сегрегации. При этом законодательно на федеральном уровне этого поражения в правах в зависимости от места проживания не существует, однако - оно реализуется через законы более низкого порядка, а также, в виде неофициальной политики в дипломатических миссиях, которые, согласно конвенции, наоборот должны защищать интересы сограждан. С учетом миграционной статистики, данный вид сегрегации касается порядка 16-18% российских граждан, а это достаточно большая часть российского общества. Подобная неофициальная сегрегация определенно может деформировать российское общество в двух направлениях: привести к изменению структуры российского гражданского общества с выделением разных степеней гражданства более или менее пораженных в правах - это бы узаконило Россию в качестве страны нелояльной к собственным гражданам - или вынудить отказаться от дискриминационных законов и традиционных понятий, вырастив новое поколение чиновников и дипломатов, что способствовало бы укреплению международного авторитета России в мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TERRITORIAL FACTOR OF SEGREGATION OF RUSSIAN CITIZENS LIVING ABROAD

A person’s place of residence often plays a significant role in his fate; moreover, it can act as a discriminatory moment. Specifically, the place of residence of a Russian citizen contributes to his reckoning with a certain caste, which can only be changed by changing the place of residence, and even then not always. In the conditions of modern Russian society, Russian citizens living abroad, especially in the countries of the “black list”, are often impaired in their rights; find themselves in a discriminatory position, which may indicate a kind of unofficial segregation. At the same time, legislatively at the federal level, this defeat in rights depending on the place of residence does not exist; however, it is implemented through laws of a lower order, as well as in the form of an unofficial policy in diplomatic missions, which, according to the convention, should, on the contrary, protect the interests of fellow citizens. Taking into account migration statistics, this type of segregation affects about 16-18% of Russian citizens, and this is a large part of Russian society. Such unofficial segregation can definitely deform Russian society in two directions: lead to a change in the structure of Russian civil society with the allocation of different degrees of citizenship to those more or less impaired in rights - this would legitimize Russia as a country disloyal to its own citizens - or force it to abandon discriminatory laws and traditional concepts, raising a new generation of officials and diplomats, which would contribute to strengthening the international authority of Russia in the world.

Текст научной работы на тему «ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФАКТОР СЕГРЕГАЦИИ РОССИЙСКИХ ГРАЖДАН, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ»

DOI 10.19181/nko.2021.27.2.3 УДК 316.022.4

М. В. Баканова1

1 Международный центр медицинской помощи.

Исламабад, Пакистан

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФАКТОР СЕГРЕГАЦИИ РОССИЙСКИХ ГРАЖДАН, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ

Аннотация: Место проживания человека играет существенную роль в его судьбе, но зачастую может выступать в качестве дискриминационного момента. Конкретно, место проживания российского гражданина способствует его причислению к определенной касте, изменить которую можно только с изменением места проживания, и то не всегда. В условиях современного российского общества российские граждане, проживающие за границей, особенно в странах «черного списка» нередко поражаются в правах, находятся в дискриминационном положении, что может свидетельствовать о своеобразной неофициальной сегрегации. При этом законодательно на федеральном уровне этого поражения в правах в зависимости от места проживания не существует, однако - оно реализуется через законы более низкого порядка, а также, в виде неофициальной политики в дипломатических миссиях, которые, согласно конвенции, наоборот должны защищать интересы сограждан. С учетом миграционной статистики, данный вид сегрегации касается порядка 16-18% российских граждан, а это достаточно большая часть российского общества. Подобная неофициальная сегрегация определенно может деформировать российское общество в двух направлениях: привести к изменению структуры российского гражданского общества с выделением разных степеней гражданства более или менее пораженных в правах - это бы узаконило Россию в качестве страны нелояльной к собственным гражданам или вынудить отказаться от дискриминационных законов и традиционных понятий, вырастив новое поколение чиновников и дипломатов, что способствовало бы укреплению международного авторитета России в мире. Ключевые слова: российское гражданство, гражданское общество, сегрегация по месту проживания, медицинская и социальная антропология, политология.

Для цитирования: Баканова М.В. Территориальный фактор сегрегации российских граждан, проживающих за рубежом // Наука. Культура. Общество. 2021. Том 27, № 2. С. 30-38. DOI: 10.19181/ nko.2021.27.23

Проблема сегрегации отдельных наций, рас, народов являлась весьма актуальной для 20 века. Однако, даже в первой четверти 21 века она стала лишь менее острой, хотя и проявляется в ряде стран в виде открытой формы. Но более всего опасной можно признать скрытую сегрегацию, когда формально граждане одной страны признаются равными, но фактически - часть из них по различным причинам сегрегируется. При этом, доказать факт сегрегации достаточно сложно, а порой - и невозможно.

Данное исследование посвящено российским гражданам, которые постоянно проживают за пределами РФ в силу личных причин (т.е. не являются официальными российскими служащими, командированными за границу). Несмотря на то, что Конституцией РФ они признаются равными в правах с гражданами, проживающими на территории России, фактически они дискриминируются и поражаются в основных правах, что может говорить о наличии факта скрытой сегрегации в РФ, которая к тому же закреплена законодательно в документах более низкого ранга.

Актуальность исследования определяется тем, что по различным оценкам за рубежом могут проживать до 40 млн российских граждан, что составляет порядка 16-18% от всех российских граждан, кроме того: именно проблемы сегрегации

зачастую способствуют тому, что российские граждане, проживающие за границей, начинают процесс смены гражданства, получения иностранного гражданства для своих детей, разрывают полностью отношения с русскоязычным миром. В условиях постоянного снижения численности населения РФ по естественным причинам, это может служить дополнительным источником ухудшения экономического, политического, культурного уровня России на фоне остальных стран, а также - воспитания в новом поколении негативного и нелояльного отношения к России и россиянам.

При этом стоит отметить, что вопросы данной проблематики в политических и дипломатических кругах России не только не разрабатываются (и не ищутся пути их решения), но попросту замалчиваются. Крупные организации, такие как Россотрудничество, Русский Мир и др. не идут навстречу, зачастую занятые внутренними проблемами и организациями «чаепитий».

Данное исследование представляет собой первую попытку разбора сложившейся ситуации с дискриминацией и сегрегацией российских граждан, проживающих за рубежом, а также - с возможностями выхода из неё с наименьшими потерями как для РФ, так и для россиян; либо же - с формированием будущего российского гражданского общества на новой основе.

Цель данного исследования: изучить проблему дискриминации граждан РФ, проживающих за границей и сделать выводы относительно возможных путей развития российского гражданского общества.

В число задач исследования вошли: оценка законодательной базы относительно равенства/неравенства в правах граждан РФ в зависимости от места проживания; Оценка задач дипломатических служб РФ, располагающихся за границей, на предмет взаимодействия с гражданами РФ; Ранжирование стран мира в зависимости от уровня взаимодействия с российскими гражданами и по уровню дискриминации/сегрегации; Оценка реального состояния дискриминационных и сегрегационных процессов относительно российских граждан, проживающих в странах «черного списка»; Изложение возможных путей развития российского гражданского общества в зависимости от процесса сегрегации российских граждан, проживающих за рубежом.

Согласно законодательной базы РФ, гражданами Российской Федерации, то есть физическими лицами, обладающими гражданством Российской Федерации, по действующему законодательству являются:

• Лица, имеющие гражданство России на день вступления в силу Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» 2002 года (то есть на 1 июля 2002 года), и в последующем не прекратившие гражданства России;

• Лица, которые приобрели гражданство России в соответствии с Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» 2002 года1.

Таким образом, место проживания никак не может влиять на наличие у человека российского гражданства, если он его имел или приобрел согласно российскому законодательству. Статья 4 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 N 62-ФЗ формулирует принципы гражданства:

1. Гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований его приобретения (п. 2);

2. Проживание гражданина России за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации (п. 3);

1 Федеральный закон от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // Российская газета № 2968 от 5 июня 2002 (с послед. изм. и доп.).

3. Гражданин России не может быть лишён гражданства Российской Федерации или права изменить его (п. 4);

4. Гражданин России не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству (п. 5);

5. Российская Федерация поощряет приобретение гражданства России лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации (п. 6);

6. Наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства (п. 7).

Нормы данной статьи однозначно подтверждают, что российский гражданин не может быть лишен гражданства РФ в случае проживания его за границей. Приведенная далее статья формально подтверждает тот факт, что граждане РФ, проживающие на территории России, и граждане РФ, проживающие за рубежом, равны в правах. Различия в законах по отношению к месту проживания, берут начало в законодательных инстанциях более низкого уровня: отдельные приказы Министерства здравоохранения и социального развития, МИД и т.п.

Статья 7 Федерального закона от 24.05.1999 N 99-ФЗ «Основы отношений с гражданами Российской Федерации, проживающими за рубежом» гласит:

1. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за рубежом.

2. Граждане Российской Федерации, проживающие за рубежом, пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Российской Федерации, за исключением случаев, установленных международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации при соблюдении законодательства государства проживания.

3. Граждане Российской Федерации, проживающие за рубежом, во время их пребывания на территории Российской Федерации пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом.

4. Лица, имеющие двойное гражданство, одно из которых - российское, не могут быть ограничены в правах и свободах и не освобождаются от обязанностей, вытекающих из гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом2.

Общее число российских граждан, проживающих за рубежом, сложно подсчитать в силу отсутствия единой методики подсчета, а дипломатические учреждения данную функцию не выполняют. Однако, по косвенным данным, число россиян за рубежом может составлять до 25 млн человек (по другим методикам подсчета - до 30-40 млн). Данные Росстата, изложенные в докладе «Квалифицированная миграция в России: баланс потерь и приобретений» [1] свидетельствуют, что в 2015 году

2 Федеральный закон от 24.05.1999 N 99-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов: [сайт]. URL: https://docs.cntd.ru/document/901734721 (дата обращения 24.03.2021).

из России уехали 51,8 тысячи граждан, а в 2016 году - около 59,7 тысяч. При этом авторы работы - сотрудники Института демографии ВШЭ Юлия Флоринская и Никита Мкртчян - отмечают, что приведенные данные значительно ниже реальных, поскольку по законам РФ эмигрантами считаются только граждане, снятые с регистрационного учета (90% уехавших с него не снимаются в силу незнания или других причин). Также в Росстате уверены, что число высокообразованных граждан, покинувших страну, составляет от 30 до 70% в зависимости от страны-реципиента. Соответственно, до 40 млн граждан РФ (16-18% всего населения) оказываются в полной зависимости от деятельности работников дипломатических служб РФ и могут попасть в ситуацию дискриминации и сегрегации.

В настоящее время Россия установила дипломатические отношения со 193 странами3. При этом сами дипломатические отношения с разными группами стран находятся в градации: от теплых и дружественных до так называемого «черного списка».

Венская конвенция 1961 г. следующим образом определила основные функции дипломатического представительства за рубежом:

• Представительство своего государства в стране пребывания. На практике это означает, что представительство и особенно МИД направляющей стороны обращаются к органам власти государства аккредитации только через посредство диппредставительства.

• Защита интересов своего государства и его граждан. Необходимость участия в защите интересов своего государства и сограждан диппредстави-тельство определяет либо по поручению МИД, либо по заявлениям сограждан, либо по своему усмотрению.

• Ведение переговоров с правительством страны пребывания. Инициатива переговоров может исходить как от МИД направляющей страны, так и от властей страны пребывания.

• Изучение ситуации в стране пребывания и информирование своего правительства. Здесь важно подчеркнуть, что конвенция обязывает принимающие государства создавать благоприятные условия диппредставителям для изучения положения в стране, оказывать всяческое содействие им.

• Развитие дружественных отношений между странами в экономике, культуре, науке. Эта функция по своему содержанию весьма широкая, она предусматривает деятельное участие дипломатов в организации всестороннего сотрудничества государств и народов.

Второй и пятый пункты данного перечня являются наиболее актуальными для развития отношений дипломатических служб с гражданами РФ, проживающими за границей. Однако, зачастую они или игнорируются, или выполняются на низком уровне.

Этот перечень функций диппредставительства можно было продолжить и конкретизировать. Традиционными направлениями и частью дипломатической работы являются также консульская служба, деятельность военного ат-ташата, информационно-культурная работа посольства среди общественности страны пребывания и целый ряд других [2].

Традиционно в лидеры «теплых отношений» входят страны СНГ, многие страны Европы, традиционный партнер - Индия, партнеры по БРИКС, более прохладные отношения связывают Россию и Великобританию, США, Канаду, Австралию.

3 Справка о дипломатических отношениях Российской Федерации с иностранными государствами // МИД РФ: [сайт]. 28 декабря 2016. URL: https://www.mid.ru/diplomaticeskie-otnosenia-rossijskoj-federacii-s-inostrannymi-gosudarstvami (дата обращения 15.02.2021).

В последнее время наметилось улучшение отношений со странами Южной Америки, Восточной и Юго-Восточной Азии, некоторыми странами арабского мира. С большей частью стран Африки отношения относительно нейтральные и неактивные. Часть стран мира формируют так называемый список «миграционно-о-пасных стран» нескольких категорий4. К миграционно-опасным относят страны:

1. в которых разгораются вооруженные конфликты;

2. со стороны которых возникла угроза проникновения террористов;

3. в которых власть очень слабая или вообще отсутствует;

4. в которых наблюдается большой рост количества желающих выехать за рубеж;

5. с которыми РФ разорвала дипломатические отношения.

Несмотря на то, что определение «миграционно-опасных стран» в целом направлено на ужесточение требований для граждан данной страны по получению российских виз, но фактически - оно также влияет на состояние проживающих в ней российских граждан. Более того, если конкретная семья имеет смешанное гражданство: мать гражданка РФ - дети и супруг граждане страны пребывания или мать и дети граждане РФ - супруг гражданин своей страны, то проблема выдачи виз серьезно осложняет семейные визиты в Россию для оформления документов, вступления в наследство, по причине болезни или смерти родственников и др., особенно когда ситуация носит экстренный характер.

Таким образом, подходя к понятию сегрегации российских граждан по месту проживания можно разделить страны мира таким образом:

• Благополучные страны и страны СНГ.

• Миграционно-опасные, но с давними дружественными традициями.

• Миграционно-опасные, без дружественных традиций.

И если в благополучных странах и странах СНГ права российских граждан практически соответствуют правам российских граждан, проживающих на Родине, то для последней категории - права российских граждан в них ущемляются весьма значительно.

Далее изложим наиболее часто нарушающиеся права граждан в социальной сфере [3]. Право на социальное обеспечение, право на охрану здоровья, право на образование, право на получение пенсии - фактически отсутствуют, даже несмотря на то, что при дипломатических миссиях обычно организованы школы и медицинские пункты. Дети, рожденные за границей, но имеющие российское гражданство, не имеют возможности бесплатно посещать школу при посольстве (цены на образование очень высоки и даже при возможности платить далеко не все руководители школ считают возможным «зачислить ребенка не из дипломатического учреждения»), бесплатно лечить такого ребенка невозможно даже находясь в России, так как при нахождении на консульском учете зачастую невозможно оформить медицинский полис. Кроме того, такие дети лишены всех социальных выплат, даже особые выплаты, которые были введены в 2020 году в связи с ситуацией СОУГО-19 лично президентом страны В. В. Путиным не были им доступны (оформление выплаты было возможно только с указанием действующего российского номера телефона), причем Уполномоченные по правам человека и по правам ребенка отказались от дискуссии на данную тему. Оформление пенсий в миграционно-опасных странах также невозможно и требует от пожилого

4 См. Перечень миграционно-опасных стран по классификации МИД РФ // Визовая поддержка для иностранцев: [сайт]. URL: https://ivisaonline.com/list-of-migration-risk-countries (дата обращения 02.02.2021); Ситуационно-кризисный центр МИД РФ: [сайт]. URL: https://sos.midhelp.ru/ (дата обращения 03.02.2021).

человека полета на Родину и сбор большого количества документов, также есть необходимость ежегодного подтверждения своего «наличия в живых».

Дети, имеющие гражданство России, не могут поступить в российские ВУЗы как граждане РФ, поскольку документы о заграничном школьном образовании в большинстве ВУЗов не принимаются (даже в легализованном виде) и требуется сертификат о сдаче ЕГЭ, который находясь заграницей сдать невозможно. При этом поступить на отделение для иностранцев они также не могут, поскольку имеют гражданство РФ.

Нередко нарушается право избирать (участвовать в выборах), когда избирательные участки организуются исключительно для работников дипломатической миссии и посторонние на них не допускаются. Либо избирательные участки находятся в территориально удаленных районах, куда добраться довольно сложно.

Граждане России, постоянно проживающие в странах из «черного списка», подвергаются дополнительным допросам и досмотрам на границе, по прилету в РФ, с составлением маршрута передвижения по стране и со сбором контактов родственников, причем не однократно, а при каждом прилете в РФ.

Дипломатические представительства, несмотря на то что имеют прописанную функцию «защита сограждан», фактически очень часто манкируют ею. Многие документы, оформляющиеся через консульские отделы, оказываются потерянными, утраченными, неправильно оформленными (или вовсе неоформленными). Многие граждане России вынуждены годами жить без каких-либо документов на руках, пока идут разбирательства между консульским отделом дипмиссии и МИДом. Зачастую данные о родившихся детях, получивших в дип-миссии гражданство РФ не передаются в головные организации и, когда ребенку исполняется 14 лет, он не может получить внутренний паспорт РФ просто потому, что данных на него нет в базе.

Также следует отметить, что если в Европе или Америке достаточно выгодно получить новое гражданство и в дальнейшем утратить российское, чтобы не сталкиваться с дискриминационными фактами, то в странах Азии, Африки или Южной Америки сохранение российского гражданства и передача его детям нередко становятся фактором выживания, возможностью вернуться домой в случае возникновения конфликта или военной ситуации, возможностью сохранить детей в случае бракоразводного процесса. Таким образом, в этих неблагополучных странах российские граждане (чаще - женщины) вынуждены в течение десятилетий терпеть дискриминацию со стороны чиновников и прочих служб РФ, чтобы в какой-то момент сохранить жизнь и здоровье своим детям за счет сохраненного российского гражданства. Кроме того, сохраненное российское гражданство в данных странах нередко становится барьером (иногда абсолютным, подразумевающим невозможность) для трудоустройства женщины или её детей, получения образования, получения социальных пособий и льгот, возможности получения наследства и прочего в государстве проживания. Т.е. они дискриминированы дважды: со стороны РФ (по факту проживания) и со стороны государства проживания (по факту гражданства РФ).

Неоднократные обращения в правительство РФ, МИД и на прямую линию с президентом России В. В. Путиным не дали никаких результатов, кроме крайне формальных писем, не содержащих практической информации. Властные структуры не заинтересованы в российских гражданах, проживающих за границей. При этом, российские граждане, которые в силу причин продолжают оста-

ваться неосведомленными о том, что их права, как права российских граждан, будут нивелированы или постоянно нарушаться, также как и права их будущих детей, продолжают каждый год покидать пределы РФ. С проблемами они сталкиваются уже прожив какое-то время заграницей и решают их при помощи соотечественников, которые перебрались в данную страну ранее, а не при помощи дипломатов или российских миссий.

Сегрегация определяется Европейской комиссией по борьбе с расизмом и нетерпимостью как акт, в соответствии с которым (физическое или юридическое) лицо без объективного и разумного оправдания осуществляет отделение одних индивидуумов от других, руководствуясь при этом одним из дискриминационных оснований. В контексте сегрегации российских граждан данное отделение части их от закрепленных Конституцией прав осуществляется на основании постоянного их проживания на территории миграционно-опасных недружественных стран. Место проживания российских граждан оказывается основанием для лишения граждан РФ части прав, утрату ими и их детьми доверия государства (признание априори неблагонадежными), основанием для ненадлежащего оформления их документов или в отказе для оформления и прочее. Согласно статье 3 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 года5, государства-участники особо осуждают расовую сегрегацию и апартеид [4]. Тем не менее, расовая сегрегация может существовать не только де-юре, но и де-факто посредством социальных норм, что мы имеем в случае с российскими гражданами, проживающими за границей.

Согласно вышеприведенным фактам, развитие российского гражданского общества может пойти двумя основными путями. Первый вариант: пойти по пути стран Латвии и Эстонии с выдачей «паспортов лиц, получивших разрешение на постоянное проживание в этих странах», т.е. любое лицо, выезжающее на постоянное проживание за границу, будет вынуждено обменять российский внутренний паспорт на аналогичный документ (так называемого «гражданства второго сорта»), который изначально будет означать ограничение российского гражданина в правах. Фактически это узаконит существующую на данный момент систему дискриминации и поражения в правах российского гражданина, проживающего за рубежом. Будет создана система градации российского гражданства: полного или частичного с различным набором прав. Нельзя сказать, что данный вариант оптимален для РФ, как страны - мирового лидера, однако позволит узаконить сложившуюся практику. Кроме того, подобное предупреждение до выезда из страны заставит граждан РФ серьезнее относиться к эмиграции, а не решать возникшие проблемы уже после выезда.

Второй вариант: пойти по пути решения накопившихся проблем и позволить гражданам России, проживающим за рубежом, особенно в миграционно-опас-ных странах, уравнять свои права и использовать их аналогично гражданам России, проживающим на территории РФ, т.е. фактически признать современное состояние дел ошибочным и нуждающимся в исправлении. Безусловно, это потребует ресурсов и пересмотра многих исторически сложившихся норм, а также - воспитания нового типа чиновника и дипломата, однако - такой подход не только укрепит положение страны в глазах российских граждан, проживающих за рубежом (возникнет большая мотивация для возвращения на родину

5 Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации. Принята резолюцией 2106 (XX) Генеральной Ассамблеи от 21 декабря 1965 года // ООН: [сайт]. URL: https://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/conventions/raceconv.shtml (дата обращения 18.02.2021).

или ведения дел с ней связанных), но и упрочит положение России, как мирового лидера.

Выводы:

• Законодательная база РФ на высоком уровне не допускает дискриминации и сегрегации граждан РФ в зависимости от места проживания, однако, законодательные акты более низкого порядка ее фактически закрепляют.

• Задачи дипломатических миссий РФ по защите прав граждан РФ, проживающих за рубежом, выполняются от уровня «очень хорошо» до «очень плохо» в зависимости от страны, личности отдельных дипломатов и личного отношения к конкретному соотечественнику.

• Как правило, дискриминация и сегрегация российских граждан сильно зависит от страны пребывания и тем ярче проявляется, чем более страна приближена к «черному» списку нелояльных стран.

• Реальная дискриминация и сегрегация наблюдается в вопросах: здравоохранения, образования, социальных гарантий, прав на качественное и своевременное оформление документов, прав на передвижение и приезд в Россию и прочее.

• В настоящее время российское гражданское общество может пойти двумя путями развития относительно процессов сегрегации граждан РФ, проживающих за рубежом: признание факта дискриминации и сегрегации и оформление соответствующих документов «гражданства второго сорта» или налаживания системы соблюдения прав россиян, проживающих за рубежом с установлением корректных и полноценных отношений с чиновниками и дипломатами, а также - с отменой дискриминационных законодательных норм.

Настоящее исследование является пилотным проектом и безусловно нуждается в дальнейшем углублении как в рамках освещения ситуации с дискриминацией и сегрегацией российских граждан, проживающих за рубежом, и отношения к ним чиновников разного уровня в правительстве, дипломатических миссиях, Россотрудничестве, так и в рамках исследования возможных путей развития российского гражданского общества и вместе с этим - положения России на мировой арене.

Библиографический список:

1. Мкртчян, Н. В. Квалифицированная миграция в России: баланс потерь и приобретений / Н. В. Мкртчян, Ю. Ф. Флоринская // Экономическое развитие России. 2018. Т. 25, № 2. С. 60-63.

2. Рыбаков, Ю. М. Дипломатия : учебное пособие / Ю. М. Рыбаков ; Дипломатическая академия МИД России. Москва : Восток-Запад, 2009. 567 с. ISBN 978-5-478-01281-6.

3. Баканова,М.В. За пардой. Канада : Altaspera Publ., 2018. 372 c. ISBN: 9780359147977.

4. Thomas C. Schelling. Models of segregation // The American Economic Review. 1969. Vol. 59, No. 2. Pp. 488-493.

Дата поступления в редакцию: 25.03.2021.

Принята к печати: 30.04.2021

Сведения об авторе: Баканова Марина Владимировна, руководитель "Dua Hospital", Международный центр медицинской помощи. Исламабад, Пакистан. e-mail: mari-ina@mail.ru

M. V. Bakanova1

1 International Care Medical Centre. Islamabad, Pakistan

TERRITORIAL FACTOR OF SEGREGATION OF RUSSIAN CITIZENS LIVING ABROAD

Abstract: A person's place of residence often plays a significant role in his fate; moreover, it can act as a discriminatory moment. Specifically, the place of residence of a Russian citizen contributes to his reckoning with a certain caste, which can only be changed by changing the place of residence, and even then not always. In the conditions of modern Russian society, Russian citizens living abroad, especially in the countries of the "black list", are often impaired in their rights; find themselves in a discriminatory position, which may indicate a kind of unofficial segregation. At the same time, legislatively at the federal level, this defeat in rights depending on the place of residence does not exist; however, it is implemented through laws of a lower order, as well as in the form of an unofficial policy in diplomatic missions, which, according to the convention, should, on the contrary, protect the interests of fellow citizens. Taking into account migration statistics, this type of segregation affects about 16-18% of Russian citizens, and this is a large part of Russian society. Such unofficial segregation can definitely deform Russian society in two directions: lead to a change in the structure of Russian civil society with the allocation of different degrees of citizenship to those more or less impaired in rights - this would legitimize Russia as a country disloyal to its own citizens or force it to abandon discriminatory laws and traditional concepts, raising a new generation of officials and diplomats, which would contribute to strengthening the international authority of Russia in the world. Keywords: Russian citizenship, civil society, segregation by place of residence, medical and social anthropology, political science.

For citation: Bakanova M. V. (2021) Territorial factor of segregation of Russian citizens living abroad. Science. Culture. Society. Vol. 27. №2. P. 30-38. DOI: 10.19181/nko.2021.27.2.3

References:

1. Mkrtchyan N. V., Florinskaya Yu. F. (2018) Migration of skilled workers to Russia: balance of losses and gains. Ehkonomicheskoe razvitie Rossii [Russian Economic Developments]. Vol. 25, No 2. Pp. 60-63. (In Russ.).

2. Rybakov Yu.M. (2009) Diplomacy: Study Guide. Moscow : East-West Publ. 656 p. ISBN 978-5-478-01281-6. (In Russ.).

3. Bakanova M. V. (2018) Behind the parda. Canada : Altaspera Publ. 372 p. ISBN 978-0-359-14797-7. (In Russ.).

4. Thomas C. Schelling. (1969) Models of segregation. The American Economic Review. Vol. 59. No. 2. Pp. 488-493. (In Eng.).

The article was submitted on March 25, 2021.

Accepted on April 30, 2021.

Information about the author Marina V. Bakanova, Chief of "Dua Hospital", International Care Medical Centre.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Islamabad, Pakistan e-mail: mari-ina@mail .ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.