УДК 631.12 И.П. Ильев, А.П. Халанская
К ВОПРОСУ ОБ ОПТИМИЗАЦИИ СТРУКТУРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПАШНИ
В статье представлены материалы, которые свидетельствуют о необходимости изменения методологии разработки структуры пашни.
Предлагается новая методика определения оптимальных параметров структуры по количественным показателям.
Изменившиеся социально-экономические условия в России вызвали необходимость критически пересмотреть основополагающие представления о способах использования земли и путях восстановления почвенного плодородия.
В результате существенного сокращения работ по сохранению земель и их улучшению в Красноярском крае, как и в других регионах РФ, в последние годы быстрыми темпами нарастали процессы деградации почв, в результате которых произошло резкое снижение их плодородия, обусловившее сокращение производства продукции в сельскохозяйственной отрасли на 40% и более. Такая ситуация резко снизила возможности обеспечить население продовольствием собственного производства, а перерабатывающую промышленность - сырьем [1].
Не случайно, в связи с этим, Россия вынуждена импортировать продукты питания из 140 стран мира, в том числе зерно - из 15 [2].
Деструктивный подход к использованию земельных ресурсов подорвал естественно-биологические основы севооборотов, нарушил структуру использования пашни, оптимальные пропорции растениеводческой и животноводческой отраслей, привел к дегумификации почв, усилению деградации, эрозии, обострил экологические проблемы.
Введенная с 1982 года в Красноярском крае структура посевных площадей определяла следующее соотношение групп культур и пара в почвенно-климатических зонах:
- в степной зоне под зерновые культуры рекомендовалось выделять 48-50% площади пашни, под кормовые - 25-28, под чистые пары - 20-25%;
- в Канско-Красноярской лесостепи и южной лесостепной зоне соотношение зерновых, кормовых культур и пара составляло 50-55%, 27-30, 16-18 % соответственно;
- в зонах тайги и подтайги 53-55%, 28-30% и 12-15% соответственно [3].
Разработанная в 2004 г. так называемая перспективная структура пашни практически не отличалась от предшествующей и не могла снять тех проблем, которые возникли в стране и крае по причине иррационального подхода к использованию пашни [4].
В результате баланс гумуса повсеместно оставался отрицательным, почвозащитная способность -значительно ниже допустимого уровня, а продуктивность пашни из года в год имеет тенденцию к снижению.
Известно, что размеры отрасли животноводства должны соответствовать реальным возможностям растениеводства и, в частности, кормопроизводства.
Основным фактором, сдерживающим интенсификацию животноводства, является дефицит кормового белка, что связано с невысоким удельным весом в структуре растениеводства многолетних бобовых трав, зернобобовых и масличных культур.
Немаловажное значение имеет соответствие почвенно-климатических условий в структуре животноводства, в частности, соотношению двух макроотраслей животноводства - жвачной (крупный рогатый скот, овцы) и моногастричной (свиньи, птица и лошади).
Преимуществом жвачных животных является их способность использовать клетчатку и синтезировать полноценный белок за счет симбиотической микрофлоры преджелудка. Поэтому основой кормления этой группы животных являются грубые, сочные и зеленые корма.
Клетчатка составляет 25% в рационе их кормления, 50% энергии зернового поля находятся в соломе, и эту энергию могут использовать только жвачные животные. Следовательно, растениеводство может быть безотходным только с помощью скотоводства и овцеводства.
В то же время у моногастричных полностью отсутствует механизм усвоения клетчатки, и им необходим полноценный кормовой белок. Это обуславливает зерновой тип их кормления.
Указанная особенность жвачных и моногастричных животных определяет соотношение подотраслей животноводства в различных странах мира. Так, в США соотношение поголовья жвачных и моногастричных составляет 1,8:1, во Франции - 2,1:1, в Ирландии - 5,7:1, в Австралии 9,1:1 и т.д.
Заслуживает внимания соотношение белка и жира в животноводческой продукции. Так, в говядине и баранине оно составляет 1:1, а в свинине - 1:3. В то же время на производство жира расходуется в 2 раза больше питательных веществ, чем на производство белка [5].
Все сказанное свидетельствует о том, что в каждой почвенно-климатической зоне необходимо определить оптимальное соотношение жвачных и моногастричных животных и привести в соответствие к нему структуру посевных площадей. Система земледелия должна учитывать специализацию хозяйства.
Несоответствие структуры посевных площадей структуре животноводства приводит к хроническому нарушению обмена веществ у сельскохозяйственных животных из-за неполноценного и несбалансированного рациона кормления.
По данным академика В.Т. Самохина, использование силоса, сенажа и жома с большим содержанием органических кислот существенно нарушает процессы пищеварения, «в десятки раз снижается биосинтез микробиального белка, аминокислот, витаминов группы «В» в преджелудках и толстом отделе кишечника, до 25% падает усвоение питательных веществ кормов». На фоне нарушения всех видов обмена веществ активизируется условно-патогенная и патогенная микрофлора, что приводит к возникновению болезней различной этиологии. При этом снижается продуктивность и продолжительность жизни животных.
В практике ведения сельского хозяйства продолжительность жизни коров составляет 4,6 года, в то время как корова окупает затраты на ее выращивание и начинает приносить прибыль на 6-7-ю лактацию. Таким образом, животноводство заведомо ставится в убыточное положение [6].
Для обеспечения оптимальных потребностей животных в питательных веществах и энергии необходим следующий набор кормовых культур:
- многолетние травы;
- однолетние травы;
- корнеклубнеплоды;
- зерновые культуры;
- пастбищные культуры.
Структура рационов молочного скота должна включать по питательности:
- зеленых, грубых и высококачественных кормов искусственной сушки (мука, гранулы, брикеты из трав) - до 60%;
- корнеклубнеплодов - до 10%;
- концентрированных кормов - до 30%.
В соответствии с этим, в хозяйствах, специализирующихся на производстве мяса КРС и молока, две трети посевных площадей должны быть заняты травами, а одна треть зерновыми и корнеклубнеплодами. Это один из вариантов системного подхода к решению проблем животноводства и растениеводства [7].
Проведенные нами расчеты по почвозащитной способности рекомендуемых севооборотов показали, что в большинстве случаев почвозащитная способность их ниже допустимой. На участках пашни, расположенных на склонах до 3°, почвозащитная способность севооборота должна быть не менее 65%, на склонах 3-7° - 75% и более 7° - не менее 85-90%. Фактически большинство севооборотов имеют почвозащитную способность не более 34-42%, т.е. почвы подвержены опасности ветровой и водной эрозии.
Баланс восстановления гумуса повсеместно отрицательный. Объясняется это тем, что в севооборотах преобладают однолетние культуры. По этому поводу немецкий ученый Ю. Либих писал: «Нет более прямого пути к абсолютному обнищанию народа, чем беспрерывная культура однолетних растений».
Учитывая вышеизложенное, считаем, что методические подходы и принципы разработки зональных систем земледелия должны быть пересмотрены.
Вопрос об изменении структуры пашни и о возврате к травопольной системе земледелия, разработанной академиком В.Р. Вильямсом, обсуждается более 10 лет. Однако до настоящего времени нет рекомендаций по разработке новой структуры пашни.
По мнению академика И.Г. Калиненко, больших усилий для преодоления психологического барьера потребует от всех работников сельскохозяйственной науки и производства проблема внедрения травопольного севооборота [8].
На необходимость пересмотра прежних представлений о структуре пашни указывает и академик
В.С. Шевелуха: «Структура посевов и набор культур в хозяйствах черноземной зоны также нуждаются в серьезном улучшении. Здесь явно недостаточно высевается многолетних трав (всего 10-12% вместо 20-25%), зернобобовых культур» [9].
Низкий процент многолетних трав в структуре пашни ограничивает развитие животноводства. Фактором, сдерживающим интенсификацию животноводства, является дефицит кормового белка и это происходит из-за недостатка в структуре растениеводства бобовых трав, зернобобовых и масличных культур [5].
Многолетние злаково-бобовые травосмеси не только увеличивают продуктивность пашни, ее почвозащитную способность, восстанавливают водопрочную структуру, но и способствуют накоплению гумуса в почве.
Согласно исследованиям почвенного института имени В.В. Докучаева, наибольшее накопление органического вещества (317 ц/га в слое 0-40 см) происходит в севообороте, где 33% пашни приходится на долю многолетних трав и 67% - на группу зерновых, зернобобовых и крупяных культур. Он же отличается и более высокой продуктивностью (214 кормовых единиц с 1 гектара), а также наибольшей экономической эффективностью [10].
В Красноярском крае из-за отсутствия новых рекомендаций до настоящего времени проекты внутрихозяйственного землеустройства и системы земледелия для сельскохозяйственных предприятий разрабатываются по прежним инструкциям.
Промедление с решением вопроса о разработке новой структуры пашни нанесет значительный ущерб сельскохозяйственному производству края и затормозит на многие годы его развитие. Опасения научных работников и специалистов сельского хозяйства о возможном недоборе урожая зерновых культур при сокращении их площадей за счет увеличения доли многолетних злаково-бобовых травосмесей, необоснованы, так как в итоге внедрение травопольных севооборотов повысит плодородие почв, увеличит урожайность зерновых культур и улучшит качество зерна.
Подтверждением этому может служить мнение академика РАСХН И.Г. Калиненко, выступающего с предложением незамедлительной замене в зернопроизводящих районах полевых зернопаропропашных севооборотов на травопольные, с широким использованием рекомендованных академиком В.Р. Вильямсом посевов бобовых и злаковых многолетних трав.
«Дальнейшая ориентация нашего сельского хозяйства на зернопропашную систему земледелия, повсеместное внедрение интенсивных технологий приведут еще к большему обеднению наших почв на гумус. Это путь к бесплодию почв, с непредсказуемо тяжелым последствием для земледелия и всего сельского хозяйства.
Выход из создавшегося положения мы видим в незамедлительном возврате в сельскохозяйственное производство..., одного из основных разделов травопольной системы В.Р. Вильямса - полевых травопольных севооборотов, с наличием в них 2-3 полей смешанных посевов многолетних злаково-бобовых трав.» [8].
Несмотря на очевидность проблемы до настоящего времени не была разработана методика определения оптимальной структуры пашни, основанная на количественных ее характеристиках - продуктивности и экологической безопасности.
Предлагаемая нами оценка структуры пашни по продуктивности, почвозащитной способности и балансу восстановления гумуса позволит более объективно оценивать существующие и проектировать новые структуры пашни с учетом специализации хозяйств и природных условий. Согласно этой методике:
- продуктивность оценивается по выходу кормопротеиновых единиц в ц на 100 га пашни вместо принятых кормовых единиц, которые дают возможность учитывать только запас энергии и не учитывают содержание белка в растениеводческой продукции.
Оценку продуктивности пашни можно провести по формуле:
П= КтхУ1хД1+ Кп2хУ2хД2...+ КтпхУпхДп,
где П - выход кормопротеиновых единиц на 100 га пашни, ц;
Кп1 - кормопротеиновый коэффициент для каждого вида продукции при зоотехнической норме 100 или 110 г протеина;
У - урожайность основной продукции сельскохозяйственной культуры, ц/га;
Д - доля культуры в структуре пашни, %.
Показатели питательной ценности кормов для почвенно-климатических зон имеются в соответствующей справочной литературе. Кормопротеиновый коэффициент можно определить по формуле:
к = КП,
п нп '
где Ке - содержание кормовых единиц в 1 кг продукта (кг);
Пп- содержание переваримого протеина в 1 корм. ед. (в г);
Нп - зоотехническая норма содержания протеина в 1 кормовой единице [11].
Показатель, определяющий устойчивость структуры к водной и ветровой эрозии, рассчитывается по формуле:
П?п =
(Зк1 X Длв1 + Зк2 X Длв2 +... + Зкп X Длвп)
ЗС 100
где Пзс - почвозащитная способность структуры пашни, %;
Зк - защищенность почвы культурой, %;
Длв - доля культуры в севообороте или структуре пашни, % [9].
Почвозащитная способность сельскохозяйственных культур в зависимости от крутизны склона (в % к черному пару) имеется в справочниках.
С учетом требований почвозащитной способности можно подобрать культуры для каждого массива в хозяйстве.
Баланс восстановления гумуса определяется по формуле:
Бг =
(У X К X Д1 + У2 X К2 X Д2 +... + У„ X К„ X Д„) X0,35 - (МХДХ + М2Д2 +... + МпДп)
г 100
где Бг - баланс восстановления гумуса в почве, т/га за год;
У - урожайность основной продукции каждой сельскохозяйственной культуры, т/га;
К - коэффициент отношения основной продукции к количеству пожнивных и корневых остатков;
М - минерализация гумуса под каждой культурой, т/га за год;
0,35 - выход гумуса из 1 т пожнивных и корневых остатков;
Д - доля культуры в структуре пашни, % [12].
Минерализация гумуса зависит не только от культуры, но и от механического состава почв; в зависимости от этого показателя необходимо вводить поправочные коэффициенты.
Использование предлагаемой методики определения оптимальной структуры пашни позволит не только восстановить экологическое равновесие в агроландшафтах, но и рассчитывать поголовье животных с учетом объемов производства кормов на пашне, сенокосах и пастбищах.
Сельскохозяйственное производство может стать безотходным только при тесной связи растениеводства, животноводства и земледелия, когда отходы растениеводства утилизируются через животноводство, а отходы животноводства (твердые и жидкие) - через земледелие.
Только при этих условиях можно максимально использовать солнечную энергию, аккумулированную зелеными растениями. Оптимальное ведение хозяйства невозможно без соблюдения трофической связи почва - растение - животное - человек. Системный подход в сельском хозяйстве позволит увеличить производство растениеводческой и животноводческой продукции при одновременном повышении плодородия почвы и восстановлении нарушенного экологического равновесия в агроценозах.
Литература
1. Программа фундаментальных и приоритетных прикладных исследований по научному обеспечению развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на 2006-2010 гг. - М.: Россельхозака-демия, 2005. - С. 4-7.
2. Монастырский, О.А. Биотерроризм должен быть остановлен / О.А. Монастырский // Защита и карантин растений. - 2005. - № 8. - С. 12-15.
3. Система земледелия Красноярского края: рекомендации. - Новосибирск: ВАСХНИЛ, 1982. - 630 с.
4. Едимеичев, Ю.Ф. Адаптивные севообороты - основа рационального землепользования: учеб. пособие / Ю.Ф. Едимеичев, Н.А. Сурин, В.Н.Романов [и др.]. - Красноярск: Изд-во КрасГАУ, 2004. - 240 с.
5. Эрнст, Л.К. Использование идеи В.В. Докучаева в биологической системе: почва - растение - животное
- человек / Л.К. Эрнст, А.В. Черекаев // Научное наследие В.В. Докучаева и современное земледелие.
Ч. 2. - М.: Россельхозакадемия, 1992. - С. 181-203.
6. Самохин, В.Т. Оптимизация здоровья высокопродуктивных животных через систему: почва - растение -корма / В.Т. Самохин // Научное наследие В.В. Докучаева и современное земледелие. Ч. 2. - М.: Россельхозакадемия, 1992. - С. 204-208.
7. Кальницкий, БД Производство экологически чистых продуктов животноводства / БД Кальницкий // Научное наследие В.В. Докучаева и современное земледелие. Ч 2. - М.: Россельхозакадемия, 1992. - С. 209-220.
8. Калиненко, И.Г. Плодородие почв и селекция озимой пшеницы / И.Г. Калиненко, Г.П. Бельтюков // Научное наследие В.В. Докучаева и современное земледелие. Ч. 2. - М.: Россельхозакадемия, 1992. -
С. 150-155.
9. Шевелуха, B.C. В.В. Докучаев и современное растениеводство / В.С. Шевелуха // Научное наследие В.В. Докучаева и современное земледелие. - М.: Россельхозакадемия, 1992. - С. 142-149.
10. Трегубов, П.С. Эрозия и дефляция черноземов, система мер их предотвращения и воспроизводства плодородия / П.С. Трегубов // Научное наследие В.В. Докучаева и современное земледелие. Ч. 1. - М.: Россельхозакадемия, 1992. - С. 208-217.
11. Нарциссов, В.П. Научные основы земледелия / В.П. Нарциссов. - М.: Колос, 1982. - 328 с.
12. Справочник по почвозащитному земледелию. - Киев, 1990. - 208 с.
----------♦-------------
УДК 631.12(571.51) Т.Ю. Самошина, Н.А. Ковалева
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ЗОНИРОВАНИЕ г. ИГАРКА И СОЗДАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПРАВИЛ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ И ЗАСТРОЙКИ
Информационное обеспечение разрабатывалось с целью регулирования вопросов зонирования и установления Правил землепользования на территории г. Игарка. В пределах города выделены территориальные зоны, зоны обременений и ограничений, установлены разрешенные виды использования земель.
Работа выполнена в ГИС MapInfo.
Для городской власти основной задачей является эффективное управление городом как муниципальным образованием в отраслевом и территориальном разрезах. Основным инструментом для решения этой задачи является распределенная информационная система органов власти, предназначенная для сбора и анализа первичной информации с мест, выбора оптимальных управленческих решений, трансляции их к месту исполнения, контроля и мониторинга результатов [4].
Муниципальные информационные ресурсы создаются в целях предоставления оперативного доступа к целостной, актуальной, достоверной и непротиворечивой информации об основных объектах, формах, способах и результатах городского управления и ее совместного использования на межведомственном уровне органами государственной власти.
Создание муниципальных информационных ресурсов позволяет устранить дублирование, упорядочить и регламентировать процедуры сбора, хранения и актуализации соответствующей информации, а также осуществлять контроль доступа к ним и их использования.
Необходимо централизованно сформировать муниципальные информационные ресурсы и обеспечить в установленном порядке доступ федеральных, краевых органов государственной власти, органов местного самоуправления, граждан и организаций к этим ресурсам.
При этом должны быть созданы предпосылки для:
- обслуживания и технической поддержки межведомственных информационных систем и ресурсов;
- контроля использования межведомственных общегородских ресурсов в целях предотвращения возможных несанкционированных действий со стороны муниципальных служащих и иных лиц;
- размещения, резервирования и технологической поддержки, в случае экономической целесообразности информационных систем и ресурсов других органов государственной власти по согласованию с ними.
Информационное обеспечение разрабатывалось с целью регулирования вопросов зонирования в соответствии с действующим законодательством и установления Правил землепользования на территории г. Игарка.
Задачами создания информационной базы являются:
- выделение в границах Игарского муниципального образования территориальных зон и установление в их границах разрешенных видов использования земель;
- выделение зон ограничений и обременений в использовании земель;
- обеспечение упорядоченного и эффективного землепользования;
- предотвращение нецелевого использования земель, оказывающего вредное воздействие на окружающую среду и здоровье населения;
- предотвращение конфликтных ситуаций между различными видами землепользования.
Работа выполнена на картографическом материале масштаба 1:10000, созданном и откорректированном в 1977 г. и обновленном в 1988 г., с использованием материалов масштабов 1:25000, 1:5000 на бумажных носителях и в электронном формате Мар1По 6.0.
Площадь г. Игарка на основании решения краевого совета № 356 от 9.10.85 г. составляет 6995 га. В связи с невыполненными работами по уточнению и выносу городской черты в натуру и незавершенной инвентаризацией площадь города принята прежней - 4372 га.
Земли города Игарка распределены следующим образом:
- большую часть земель города занимают городские леса, занимаемая ими площадь составляет 2183 га;
- 171,07 га занимают промышленные зоны предприятий;
- 71,11 га - предприятия транспорта, связи;
- 629 га - застроенная территория;
- 370 га - под дорогами;
- 1174-1192 га - не вовлечено в оборот;
- 14 га передано гражданам в аренду для ведения огородничества;
- 2 га передано гражданам в собственность для ИЖС;
- 3 га - земли особо охраняемых природных территорий - территория музея вечной мерзлоты.
Отсюда следует, что земли в общей площади города, занятые лесами, составляют 65,0%, значительная часть земель не вовлечена в градостроительную и иную деятельность, что говорит о неэффективности использования городской территории. Это объясняется тем, что город имеет неблагоприятные условия для дальнейшего социально-экономического развития.
Вся территория г. Игарка в пределах ее административных границ делится на зоны, которые фиксируются на карте зонирования. Каждой зоне предписываются характеристики, включающие градостроительные регламенты по видам разрешенного использования недвижимости и предельным значениям параметров разрешенного изменения недвижимости.
Границы зон отвечают требованию однозначной и непротиворечивой идентификации принадлежности каждого земельного участка только одной из зон, выделенных на карте зон градостроительных регламентов (по видам и параметрам разрешенного использования недвижимости) [1]. Указанные границы устанавливаются по:
- центральным разделительным линиям магистралей, улиц, проездов;
- красным линиям;
- границам земельных участков;
- границам или осям полос отвода для коммуникаций (включая границы или оси трассы метрополитена при прохождении по поверхности земли);
- административным границам города, районов в составе города;
- естественным границам природных объектов;
- иным границам.
Территория города Игарка и муниципального образования в соответствии с картой зонирования разделяется на следующие типы базовых зон:
1.1. Жилые зоны.
1.2. Общественно-деловые зоны.
1.3. Производственные зоны.
1.4. Зоны инженерной и транспортной инфраструктур.
1.5. Рекреационные зоны.
1.6. Зоны сельскохозяйственного использования.
1.7. Зоны специального назначения.
1.8. Зоны военных объектов, иные зоны режимных предприятий.
1.9. Территории общего пользования.
Комплексная оценка качества городского пространства и всего муниципального образования позволяет выделить в границах базовых типов территориальных зон еще некоторые виды подзон в соответствии с их функциональным использованием:
1.1.1. Площади жилых зон, занятые жилыми домами.
1.1.1.1. Площади жилых зон, занятые многоэтажными многоквартирными жилыми домами.
1.1.1.2. Площади жилых зон, занятые малоэтажными 1-2 квартирными жилыми домами.
1.1.2. Площади жилых зон, занятые отдельно стоящими объектами соцкультбыта.
1.2.1. Площади общественно-деловых зон, занятые объектами здравоохранения.
1.2.2. Площади общественно-деловых зон, занятые объектами культуры.
1.2.3. Площади общественно-деловых зон, занятые объектами торговли.
1.2.8. Площади общественно-деловых зон, занятые учреждениями администрации.
1.3.1. Площади производственных зон, занятые промышленными объектами.
1.3.2. Площади производственных зон, занятые коммунальными объектами.
1.3.3. Площади производственных зон, занятые складскими объектами.
1.3.4. Площади производственных зон, занятые объектами инженерной и транспортной инфраструктур, обеспечивающими их функционирование.
1.4.2. Площади зон инженерной и транспортной инфраструктур, занятые объектами автомобильного транспорта.
1.4.3. Площади зон инженерной и транспортной инфраструктур, занятые объектами речного транспорта.
1.4.5. Площади зон инженерной и транспортной инфраструктур, занятые объектами воздушного транспор-
та.
1.4.7. Площади зон инженерной и транспортной инфраструктур, занятые объектами энергетики.
1.5.1. Площади рекреационных зон, занятые парками.
1.5.3. Площади рекреационных зон, занятые городскими лесами.
1.6.4. Площади зон сельскохозяйственного использования, занятые огородами.
1.6.7. Площади зон сельскохозяйственного использования, занятые ЛПХ.
1.7.1. Площади зон специального назначения, занятые кладбищами.
1.7.3. Площади зон специального назначения, занятые скотомогильниками.
1.7.4. Площади зон специального назначения, занятые свалками, бытовыми отходами и иными объектами.
1.9.4. Территории общего пользования, занятые дорогами.
1.9.8. Территории общего пользования, занятые водоемами.
1.9.9. Территории общего пользования, занятые лесными насаждениями.
1.9.10. Территории общего пользования, не вовлеченные в градостроительную или иную деятельность.
Территориальное зонирование осуществляется на основе утвержденной градостроительной документации, либо в рамках ее разработки в виде схемы планировочного деления территории. Для города Игарка утвержденной и действующей градостроительной документацией, по которой осуществляется градорегулирующая деятельность, является генеральный план, разработанный институтом Красноярскгражданпроект в 1977 г., частично реализованный, и в настоящее время требующий корректировки. На его основе в последующие годы разрабатывались все рабочие и детальные проекты по градостроительству и землеустройству, решающие локальные задачи.
В данной работе территориальное зонирование обусловлено градостроительной концепцией, основанной на анализе проектов, выполненных ранее.
Границы территориальных зон и подзон наносятся на карту зонирования (ее масштаб зависит от размеров населенного пункта, а в данном случае это М 1:10000). Карта зонирования, кроме расположения территориальных зон в пределах городской черты, включает и их кодировку [5], выполненную согласно классификатору территориальных зон (КТЗ).
Формирование территориальной зоны заключается в создании ее графического изображения путем внесения в автоматизированную систему государственного земельного кадастра полученных сведений о ее границах, местоположении территориальной зоны и границах кадастрового квартала. В результате форми-
рования территориальной зоны выявляются кадастровые кварталы, на которые распространяется зона, определяется местоположение точек пересечения границ территориальной зоны и кадастровых кварталов.
Территориальное зонирование предполагает определение в границах территориальных зон разрешенных видов, а также ограничений и обременений в использовании земель.
Зонирование проводится с учетом земельной и земельно-кадастровой документации и обеспечивает возможность эффективного контроля за рациональным использованием земель города.
В пределах городской черты г. Игарка выделены территориальные зоны по видам ограничений на использование территорий для осуществления градостроительной деятельности [3]:
2.8. Санитарно-защитные зоны промышленных объектов.
2.9. Водоохранные зоны.
2.10. Прибрежные защитные полосы.
При администрации города создан градостроительный совет (далее - Совет), который является высшим коллегиальным межведомственным органом для осуществления градостроительной и инвестиционной политики на территории города Игарка.
Создание информационной базы для ведения государственного градостроительного кадастра является актуальным вопросом, поскольку затрагивает интересы по осуществлению градостроительной политики, Совет обязан осуществлять свою функцию по ведению генерального плана города, градостроительного кадастра.
При формировании новых земельных участков, имея информационное обеспечение, легко принимать решение по разрешенному виду использования, а также ограничений и обременений в использовании данного участка.
Проектный участок, нанесенный на цифровую карту, созданную в среде MapInfo
Создание информационного обеспечения позволит решить следующие задачи:
- учет и регистрация градостроительных регламентов и градостроительной ценности территории;
- доведение информации о градостроительных регламентах до лиц, ответственных за их соблюдение;
- отслеживание соблюдения градостроительных регламентов и обоснование наложения санкций за ущербы, нанесенные их нарушением;
- информационное обеспечение учета градостроительной ценности территории при территориальной дифференциации налогообложения недвижимости и субвенций;
- информационная поддержка правоотношений, связанных с деятельностью по изменению состояния и использования территории;
- информационное обеспечение взаимного учета интересов территорий и отраслей при согласовании решений по развитию территорий и установлении отраслевых регламентов их использования;
- информационное обеспечение защиты прав граждан на установленный уровень качества среды их проживания и деятельности.
Эти задачи направлены на выполнение основных функций города в сфере осуществления градостроительной политики: перспективного развития и автоматизации, защиты и хранения информации, сбора и обработки информации, мониторинга, регистрации обращений, оформления и выдачи кадастровых документов [4].
Литература
1. Г радостроительный кодекс РФ. - М., 2003.
2. Земельный кодекс РФ. - М., 2001.
3. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. - М.: Минздрав России, 2003.
4. Матвеев, П.И. Инструментальное средство автоматизации социального картографирования / П.И. Матвеев, Л.Н. Запанкова // Имитационное моделирование в исследованиях проблем регионального развития. -Апатиты, 1999. - С. 66-70.
5. Требования к электронным картам и планам и правила их приемки в территориальный фонд материалов топографо-геодезических работ и инженерных изысканий: метод. пособие. - Красноярск, 1998. - 18 с.