Научная статья на тему 'Территориальное поведение чибиса vanellus vanellus в Барабинской степи'

Территориальное поведение чибиса vanellus vanellus в Барабинской степи Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
43
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Территориальное поведение чибиса vanellus vanellus в Барабинской степи»

нам не удалось встретить ни одной змеи. Лишь по берегу моря, где змееяды не охотились, изредка отмечались водяные ужи Natrix tessela-ta. И на кого охотились змееяды в горах — осталось неясным.

Общая численность змееяда на Абрауском полуострове составляет сейчас, вероятно, не менее 12-15 пар. Судя по встречам птиц на северозападной окраине Новороссийска (18 сентября 2009), к востоку от посёлка Шесхарис (26 июля 2010), а также у посёлка Кабардинки и города Геленджика (Мнацеканов, Тильба 2002), ещё не менее 10 пар змееядов может обитать на хребте Маркотх с очень подходящими гнездовыми и кормовыми стациями. Кроме того, вдоль Чёрного моря отдельные пары змееядов проникают отсюда к востоку до Туапсе — по открытым участкам на береговых склонах гор, а также на «лысых» луговых вершинах осевых хребтов (Волчанецкий и др. 1962; П.А.Тильба, устн. сообщ.; наши данные).

Литератур а

Белик В.П. 2009. Особенности демонстративного и охотничьего поведения змееяда // Стрепет 7, 1/2: 50-61.

Белик В.П., Бабкин И.Г. 2010. К распространению и численности хищных птиц на полуострове Абрау // Бранта 13: 68-75. Волчанецкий И.Б., Пузанов И.И., Петров В.С. 1962. Материалы по орнитофауне Северо-Западного Кавказа // Учён. зап. Харьков. ун-та 130: 7-72. Мнацеканов Р.А. 2007. Змееяд // Красная книга Краснодарского края: Животные. 2-е

изд. Краснодар: 373-374. Мнацеканов Р.А., Тильба П.А. 2002. Змееяд (Circaetus gallicus) в Краснодарском крае //

Биол. разнообразие Кавказа: Тр. 2-й регион. конф. Сухум: 153-162. Сара М. 2007. Предварительный обзор авифауны в районе пос. Малый Утриш // Ландшафтное и биологическое разнообразие Северо-Западного Кавказа. М.: 90-99.

ю ^

ISSN 1026-5627

Русский орнитологический журнал 2020, Том 29, Экспресс-выпуск 1952: 3368-3370

Территориальное поведение чибиса Vanellus vanellus в Барабинской степи

В.С.Жуков

Второе издание. Первая публикация в 1982*

Материал собран в Новосибирской области в районе озера Малые Чаны. Наблюдения за чибисами Vanellus vanellus проводились с середины мая до начала сентября 1976 года и заняли 156 ч. Определение пола проводили по окраске шеи и длине хохолка (Долгушин 1962), воз-

* Жуков В.С. 1982. Территориальное поведение чибиса в Барабинской степи II Орнитология 17: 181-182. 3368 Рус. орнитол. журн. 2020. Том 29. Экспресс-выпуск № 1952

раста — по общим размерам тела, развитию чёрного цвета в оперении, длине хохолка, форме крыла (у молодых более узкое и заострённое). Линька маховых и рулевых у взрослых чибисов служила дополнительным признаком возраста.

С момента занятия территории до откладки первого яйца участок охраняется слабо и исключительно самцом. При появлении на границе «чужака» хозяин изгоняет его или вступает в «совместный полёт», в котором могут участвовать 3-4 соседних самца. Реакция самца на появление стаи пролётных негнездящихся птиц более бурная: он активно изгоняет пришельцев. Самка ведёт себя необычно: настораживается и тихо кричит «пи-пи», иногда при этом прижимается к земле. Самец активно изгоняет с участка серую ворону Corvus cornix, болотного Circus aeruginosus и степного C. macrourus луней (до 50-100 м), грача Corvus frugilegus атакует только при близком появлении (20-30 м). После откладки первого яйца интенсивность охраны участка нарастает по мере насиживания. Самка также участвует в защите территории от птиц других видов, но не вмешивается в конфликты самца с особями своего вида. Основную роль по-прежнему играет самец. Увеличивается радиус нападения на серую ворону и луней (120-150 м), а также на грача (50-80 м). Повышается агрессивность самца к чибисам-«чужакам».

С периода вылупления птенцов до подъёма молодых на крыло основная роль в защите выводковой территории принадлежит самке. Она становится агрессивна к «чужакам» и своему самцу, не подпускает их к выводку ближе, чем на 20-30 м. В отличие от чужих чибисов, самец стремится остаться вблизи своего выводка и продолжает участвовать в защите его. Он находится обычно в 40-50 м от выводка, реже и менее интенсивно, чем самка, атакует серебристых чаек, ворон и луней. Дистанция атак не изменяется с периода насиживания. Иногда паре «помогают» негнездящиеся или потерявшие кладки чибисы, находящиеся недалеко от выводка. Между соседними самками с выводками складываются территориальные отношения, в которые не вступают самцы. Поскольку выводки постоянно перемещаются, то граница, определяемая по местам конфликтов, тоже часто сдвигается. При встречах на границе самки принимают особую позу: корпус держится горизонтально земле, оперение груди приподнято, шея втянута, клюв слегка опущен вниз. Как правило, самки в такой позе, повернувшись друг к другу боком, расходятся. Стычки бывают редко. В них побеждает та самка, чьи птенцы в данный момент находятся ближе к месту конфликта.

После подъёма молодых на крыло выводки объединяются в скопления до нескольких сотен особей. Хищных птиц и ворон, появившихся над скоплением, ещё изредка атакуют взрослые чибисы, вслед за взрослыми — молодые (не всегда). Видимо, агрессивное поведение мо-

лодых птиц проявляется и формируется только после подъёма их на крыло, в стаях. При ограниченности богатых кормом илистых отмелей кормящиеся на них птицы ежеминутно вступают в конфликты. Индивидуальная дистанция в скоплениях составляет 0.4-0.6 м. Конфликты птиц чаще разрешаются односторонней или взаимной демонстрацией поз угрозы, реже происходят стычки или изгнание одних птиц другими. Атаки совершаются с земли и воздуха. Поведение молодых не отличается от поведения взрослых, хотя во всех ситуациях взрослые чибисы чувствуют себя увереннее.

Ю ^

ISSN 1026-5627

Русский орнитологический журнал 2020, Том 29, Экспресс-выпуск 1952: 3370-3372

Неразмножающиеся особи в популяциях редких птиц в период размножения

В.В.Гричик

Второе издание. Первая публикация в 2011*

Как известно, встречи взрослых птиц в гнездовой период сами по себе не являются надёжными доказательствами гнездования вида в данной местности. Однако явление пребывания таких особей за пределами места гнездования представляет интерес, тем более, если речь идёт о редких и охраняемых видах. Ниже приведены собранные нами сведения о нескольких подобных регистрациях.

Чернозобая гагара Gavia arctica. В мае 2004 года одиночная гагара держалась на прудах рыбхоза «Селец» (Березовский район Брестской области). 22 мая она была отстрелена одним из работников рыбхоза. Это оказалась взрослая самка в весеннем оперении; судя по состоянию гонад (диаметр фолликул яичника не более 4 мм), в этом году птица не размножалась, имела много подкожного жира. Добытый экземпляр отпрепарирован и сохранён в научной коллекции.

О случаях регистрации неразмножающихся чернозобых гагар в весенне-летний период за пределами гнездового ареала есть данные и в литературе. Так, в июне 1926 года чернозобая гагара встречена на реке Припять близ города Мозырь; 20 мая 1951 — в Беловежской пуще (Федюшин, Долбик 1967) и др. Учитывая, что в настоящее время область гнездования чернозобой гагары в Белоруссии, видимо, не выхо-

* Гричик В.В. 2011. Неразмножающиеся особи в популяциях редких птиц в период размножения // Красная книга Республики Беларусь: состояние, проблемы, перспективы: материалы международ. науч. конф. Витебск: 40-42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.