Научная статья на тему 'Территориальное общественное самоуправление как современная форма участия населения в осуществлении местного самоуправления'

Территориальное общественное самоуправление как современная форма участия населения в осуществлении местного самоуправления Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
631
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ПРАВОВОЙ СТАТУС ТОС / СУЩНОСТЬ ТОС / ВЫГОДЫ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Торубарова Наталья Васильевна, Чернышев Алексей Игоревич

Целью данной статьи является анализ территориального общественного самоуправления как формы участия населения в осуществлении местного самоуправления и совершенствование взаимодействия местных органов власти и территориального общественного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Торубарова Наталья Васильевна, Чернышев Алексей Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Территориальное общественное самоуправление как современная форма участия населения в осуществлении местного самоуправления»

3. Развитие рынка ипотечного жилищного кредитования и деятельность АО «АИЖК» // Аналитический отчет. - Аналитический центр АО «АИЖК», 2015. - №12. -С. 5.

4. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» // Система ГАРАНТ. URL: http://base.garant.ru/ 70170944/#ixzz3ztejEgQU

5. Смышляев В. А. Организационные структуры формирования и развития интеллектуального капитала наукоемких предприятий [Текст] / В. А. Смышляев // Организатор производства. 2012. Т. 53. №2. С. 75-79.

6. Смышляев В.А. Экополитология (Политическая экология): учебное пособие [Текст] / В. А. Смышляев. - Воронеж: ВГУ - ВГТУ - «Научная книга», 2011. - 363с.

7. Бородина Т.А. Экономический механизм финансирования здравоохранения [Текст] / Т. А. Бородина. - Воронеж: ГОУ ВПО «Воронежский гос. технический ун-т», 2010. - с. 132.

Tolstykh Irina Aleksandrovna, candidate of Economics, associate Professor Voronezh state technical University, Voronezh, Russia (e-mail: [email protected])

PRINCIPLES OF REALIZATION OF MORTGAGE HOUSING CREDITING TO INCREASE THE LEVEL AND QUALITY OF LIFE OF THE POPULATION

Abstract. This article reveals some facts of mortgage lending in Russia, are the official data of the Federal service of state statistics and Agency for housing mortgage lending, outlines the goals and measures of state regulation of the mortgage lending market and to achieve the implementation of which is proposed to use principles that allow to increase the level and quality of life of the population.

Keywords: living standard, quality of life, housing mortgage loan, the principles for the implementation and development of mortgage lending.

УДК 342.57

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Торубарова Наталья Васильевна, магистрант (e-mail: [email protected]) Курский институт социального образования (филиал) РГСУ

г.Курск, Россия Чернышев Алексей Игоревич, к.и.н., доцент (e-mail: [email protected]) Курский институт социального образования (филиал) РГСУ

г. Курск, Россия

Целью данной статьи является анализ территориального общественного самоуправления как формы участия населения в осуществлении местного самоуправления и совершенствование взаимодействия местных органов власти и территориального общественного самоуправления.

Ключевые слова: территориальное общественное самоуправление, местное самоуправление, правовой статус ТОС, сущность ТОС, выгоды.

Как сказал первый вице-премьер Дмитрий Медведев, выступая на конгрессе местных и региональных властей Европы 14 ноября 2006 года:

«Наши граждане должны привыкнуть к тому, что власть начинается не в Москве, в Кремле, а начинается внизу. Но эта власть имеет особую форму: это местное самоуправление, это не публичная власть в классическом исполнении, а власть самих жителей».

То есть, область местного самоуправления является одной из тех областей, где прогресс, движение вперёд невозможны без участия граждан (населения), их воли и желания сделать свою жизнь лучше. Действительно, государство при всём желании не сможет поставить в каждом доме или дворе специального уполномоченного, который бы «и днем, и ночью» решал бы все проблемы и задачи за самих граждан. Невозможно в первую очередь потому, что кроме самих граждан никто не решит лучше стоящих перед ними задач, пусть даже и методом проб и ошибок. Общеизвестно, что нельзя и невозможно создать гражданское общество «сверху». Оно может быть создано только снизу путём совместной работы граждан по решению своих задач и проблем. Всякое дело начинается с малого - со своего села, своего дома, своего микрорайона. Сделать «малое» дело довольно легко и одновременно сложно. Легко - потому что оно осязаемо и хорошо виден конечный результат. Сложно - для того, чтобы посадить дерево во дворе или привести его в порядок нужно договориться с соседями, проявить инициативу стать первым, сделав первый шаг. Должна повыситься ответственность жителей населения, важно, чтобы каждый человек понял, что именно он, а не органы муниципальной власти, у которой есть свои определенные функции, является подлинным хозяином той территории, на которой живет. Важно понять, наконец, каждый житель села является не только хозяином своего собственного дома, но и настоящим владельцем поселения.

ТОС (территориальное общественное самоуправление) - это самая первая ячейка самоуправления, которая может и должна работать вместе с местной властью, а в некоторых вопросах и являться этой властью на местах. Этот вариант никому не предлагается, но такой способ может и должен существовать при активной позиции граждан, ибо именно он и защищает их права.

Как показывает статистика, в целом по России чаще всего ТОС создаются в городских поселениях и городских округах. Однако, на наш взгляд, ТОС имеет больше перспектив развития в сельских, нежели в городских поселениях. Оно позволяет преодолеть проблему нескоординированности и неэффективности управления и решения вопросов местного значения в таких поселениях, порожденную протяженностью сельских территорий и

сложным составом сельских поселений, включающих в себя большое количество сельских населенных пунктов.

Безусловно, в сельских поселениях есть инициативные и готовые к созданию ТОС граждане, однако немногие из них сумеют самостоятельно и оперативно разобраться в текущем законодательстве, касающемся территориального общественного самоуправления.

Правовой статус территориального общественного самоуправления точно определен статьей 27 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ее 1 пунктом: территориальное общественное самоуправление - это форма участия населения в осуществлении местного самоуправления, основанная на самоорганизации граждан по месту их жительства.15 Предметом своей деятельности ТОС имеет вопросы местного значения, но при этом, не являясь формой власти, не принимает общеобязательные решения, а осуществляет собственные инициативы в этих вопросах, направленные на решение конкретных задач в обеспечение собственной жизнедеятельности.

В соответствии с действующим федеральным законом органы ТОС обособлены от органов местного самоуправления и не включены в их систему.

Сущность ТОС, способ формирования этих органов не допускают передачи органам территориального общественного самоуправления властных прав в отношении граждан и юридических лиц. Формирование такого властного института противоречит основам конституционного строя Российской Федерации. Непонимание сущности ТОС приводит к возникновению ряда проблем в организации деятельности территориального общественного самоуправления, отказа населения от участия, а иногда и противодействие работе таких псевдо ТОС, заменяющих подлинную самостоятельность граждан.

Важность такого института как территориальное общественное самоуправление обусловлена тем, что ТОС способствует воспитанию гражданского самосознания, организации активного сотрудничества власти и народа, преодолению пассивности и иждивенческих настроений населения. Исходя из этого, органы государственной власти и местного самоуправления должны способствовать созданию ТОС, проводить разъяснительную работу среди населения, создавать условия для формирования и деятельности органов территориального общественного самоуправления. Существенную помощь здесь могут оказать депутаты от соответствующих избирательных округов.

Однако необходимо учитывать, что органы ТОС могут создаваться только по инициативе населения, а их компетенция определяется самими гражданами при формировании этих органов, так как именно граждане са-

ми решают какие собственные инициативы, они будут осуществлять в вопросах местного значения.

В первую очередь, как законодательством, так и уставом муниципального образования должно быть установлено право граждан на осуществление территориального общественного самоуправления и определены гарантии такого права. Серьезным является вопрос об установлении территорий, на которых осуществляется ТОС. Поскольку под ТОС понимается самоорганизация граждан по месту их жительства, имеет смысл предоставить право выбора территории, на которой будет осуществляться ТОС, самим гражданам, а органам местного самоуправления лишь установить границы этих территорий.

Наиболее распространенным является создание органов ТОС в городах и поселках на территории дворов, улиц, кварталов. Возможно формирование органов ТОС и в микрорайонах, однако, такие органы обычно создаются для решения более крупных и единичных задач (экологических, градостроительных, создания добровольных дружин по охране общественного порядка, организации работы с молодежью). В сельской местности возможно создание органов ТОС в мелких поселениях, не являющихся муниципальными образованиями.

Большое значение имеет наличие нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность органов ТОС.

Такую нормативную правовую базу составляют:

- Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6.10.2003 №131-Ф3.

- Уставы муниципальных образований.

В настоящее время не представляется возможным эффективного общественного самоуправления в связи с имеющей место законодательной неурегулированностью вопросов собственности и разграничения предметов ведения и полномочий по линии «Федеральный центр - субъект Федерации - местное самоуправление». Разрешение возникающих противоречий возможно при закреплении за органами ТОС правового статуса. Для этого предлагаю создать Федеральный закон «Об органах территориального общественного самоуправления».

Территориальное общественное самоуправления населения - это самоорганизация граждан по месту их жительства на данной территории муниципального образования для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением, а также через избираемые ими органы (уполномоченных выборных лиц).

ТОС осуществляется на принципах:

- добровольности объединения;

- равноправия граждан;

- законности;

- защиты прав и интересов населения территории ТОС;

- свободного волеизъявления граждан на собраниях (сходах), конференциях;

- выборности и подконтрольности органов и уполномоченных выборных лиц населению данной территории;

- самостоятельности и ответственности в принятии и реализации собственных решений и инициатив;

- сочетания интересов населения территории ТОС, прав человека и гражданина, интересов всех жителей муниципального образования;

- гласности и учета общественного мнения 16.

ТОС осуществляется гражданами:

- в отдельных поселениях (в городах, поселках, селах, деревнях и иных поселениях), или на части их территорий (в микрорайонах, кварталах, на улицах, во дворах, в домах и на иных территориях);

- на территории нескольких поселений, в совокупности не являющихся муниципальным образованием (в сельском округе, ряде деревень и на иных территориях).

Система ТОС населения включает в себя:

- общие собрания (сходы), в том числе земские, конференции и иные формы осуществления непосредственной демократии гражданами;

- органы ТОС - советы, комитеты или иные органы общественного самоуправления микрорайонов, жилых комплексов, поселков, деревень, кварталов, улиц, домов и других территорий, входящих в состав муниципального образования;

- уполномоченные выборные лица ТОС.

Территориальные границы ТОС устанавливаются с учетом его исторических, местных традиций и особенностей по предложению граждан органом местного самоуправления. ТОС в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы ТОС различных территориальных образований не соподчинены друг другу.

Подводя итоги, следует сказать, что территориальное общественное самоуправление в сельских поселениях — перспективный и полезный в практическом отношении институт. От него во многом зависит жизнеспособность отдельных сельских населенных пунктов в рамках укрупненных сельских поселений. В развитии ТОС напрямую заинтересованы как власть, так и население.

Выгоды от ТОС для власти:

- появляется первичный (базовый) элемент местного самоуправления, местные проблемы решаются самыми жителями;

- эффективно используются бюджетные средства;

- появляется прозрачность в расходовании бюджетных и иных средств;

- появляется активный и квалифицированный резерв кадров муниципальной службы;

- у муниципальных органов появляется возможность решать значимые для данного муниципалитета вопросы;

- налаживается связь руководителей муниципалитета с населением; Выгоды от ТОС для населения самоуправляющейся территории:

- решаются проблемы конкретного жителя;

- улучшаются условия жизни на территории;

- привлекаются дополнительные средства для решения существенных проблем;

- самореализуется активная часть населения;

- становиться реально контролировать деятельность депутатов от территории всех уровней власти.

Список литературы

1. Васильев С.А. Территориальное общественное самоуправление как модернизированная форма управления сельскими поселениями // Государственная власть и местное самоуправление. - 2010. - № 3. - С. 16-18.

2. Зотов В.Б. Система муниципального управления / В.Б. Зотов.- 5-е изд., испр. и доп. - Растов н/д: Феникс, 2010. - 717с.

3. Конституция Российской Федерации - М: Юридическая литература, 1993. - 64 с

4. Нуденко, Л.А. Непосредственная демократия в системе местного самоуправления России: теоретические основы / Л.А. Нуденко.М., 2004.-370с.

5. Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» // Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».

TERRITORIAL PUBLIC SELF-GOVERNMENT AS A MODERN FORM OF POPULAR PARTICIPATION IN LOCAL GOVERNMENT

Torubarova Natalie Vasilievna., undergraduate (e-mail: [email protected])

Chernyshev Aleksei Igorevich, candidate of historical Sciences,

associate Professor

(e-mail: [email protected])

Kursk Institute of social education (branch) RGSU

Kursk, Russia

the Purpose of this article is the analysis of the territorial public self-government as a form of public participation in local government and the improvement of interaction between local authorities and territorial self-government.

Keywords: territorial public self management, local government, legal status of CBT, the essence of CBT, the benefit.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.