Научная статья на тему 'ТЕРРИТОРИАЛЬНО-УРБАНИСТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА СИРИИ'

ТЕРРИТОРИАЛЬНО-УРБАНИСТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА СИРИИ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
69
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИАЛЬНО-УРБАНИСТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА / ГОРОДСКОЕ РАССЕЛЕНИЕ / ТРАНСПОРТНО-УРБАНИСТИЧЕСКИЙ КАРКАС СИРИИ / TERRITORIAL-URBAN STRUCTURE / URBAN SETTLEMENT / TRANSPORT AND URBAN FRAMEWORK OF SYRIA

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Альсулейман М.И., Яковлева С.И.

На примере Сирии и её провинций выполнен анализ территориально-урбанистической структуры для оценки доступности городских услуг. Использован «метрополитенский» подход для выявления территорий с разной людностью центров. Плотный и крайне неравномерный рисунок городского расселения имеет 3 основные оси, две из них - центральная (Алеппо - Дамаск) и приречная (по Евфрату) сильно разрушены, что осложняет организацию обслуживания населения страны городскими услугами. Улучшение условий жизни людей в период первичного послевоенного восстановления - актуальный вопрос научного и прикладного значения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TERRITORIAL-URBAN STRUCTURE OF SYRIA

Using the example of Syria and its provinces, an analysis of the territorial-urban structure to assess the availability of urban services has been performed. The "metro" approach was used to identify territories with different population centers. The dense and extremely uneven pattern of urban settlement has 3 main axes, two of which are central (Aleppo - Damascus) and riverine (along the Euphrates) are severely destroyed, which complicates the organization of public services for the country with urban services. Improving the living conditions of people during the initial post-war reconstruction is an urgent issue of scientific and applied importance.

Текст научной работы на тему «ТЕРРИТОРИАЛЬНО-УРБАНИСТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА СИРИИ»

Геополитика и экогеодинамика регионов. Том 6 (16). Вып. 2. 2020 г. С. 137-145.

УДК 914/919 М. И. Альсулейман С. И. Яковлева

2

1

Территориально-урбанистическая структура Сирии_

ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет»,

г. Тверь, Российская Федерация

e-mail: mhsh. ush@ya. ru1, Sv_Yakowleva@mail. ru2

Аннотация. На примере Сирии и её провинций выполнен анализ территориально-урбанистической структуры для оценки доступности городских услуг. Использован «метрополитенский» подход для выявления территорий с разной людностью центров. Плотный и крайне неравномерный рисунок городского расселения имеет 3 основные оси, две из них - центральная (Алеппо -Дамаск) и приречная (по Евфрату) сильно разрушены, что осложняет организацию обслуживания населения страны городскими услугами. Улучшение условий жизни людей в период первичного послевоенного восстановления — актуальный вопрос научного и прикладного значения.

Ключевые слова: территориально-урбанистическая структура, городское расселение, транспортно-урбанистический каркас Сирии.

Понятие «территориально-урбанистическая структура» (ТУС) используется для описания городского расселения с начала 1970-х г. Это понятие впервые было использовано в работах Г. М. Лаппо и И. М. Маергойза. Содержанием ТУС являются «территориальные связи и отношения очагов урбанизации (городов, агломераций и др.). Основные тенденции ТУС: территориальная концентрация городского населения и контрасты в обслуженности территории сетью городов» [1, с. 252]. Города являются «узлами» расселения [2, с. 50], а ТУС каждой страны индивидуальна.

Цель нашего исследования - формирование представления о ТУС Сирии для совместного рассмотрения двух видов расселения — городского и сельского. В страноведческих исследования, по мнению И. М. Маергойза, это наиболее интересно [2, с. 70]. Жёсткий ценз для статуса городов Сирии изменён в октябре 2011 г. [3] с увеличением людности от более 20 тыс. чел. до более 50 тыс. чел. Пример Сирии подтверждает условный характер между городскими и сельскими поселениями, и подвижную грань между ними [2, с. 70]. Появились промежуточные формы расселения — посёлки-центры субрайонов с людностью более 5-10 тыс. чел. Количество видов услуг (и учреждений обслуживания) строго регламентировано: город-центр провинции (регионы Сирии) имеет все (13) видов услуг и несколько отраслевых учреждений, центры районов в провинциях — 10 видов (по одному отраслевому учреждению) и посёлки — только 6 основных видов услуг. Значительные потери населения в период сирийского военного конфликта (2011-2016 гг.), в том числе за счёт миграционных потоков из страны, истощили потенциал роста городов (максимальные потери — в 2014 г.). Стратегической задачей постконфликтного периода является восстановление довоенной людности городов [4]. Исследование современного состояния городского расселения (ТУС), в том числе с целью

Введение

оценки обслуженности населения городскими услугами, является актуальной задачей научного и прикладного значения.

Материалы и методы

Для оценки агломерированности расселения и для оценки доступности услуг городских центров можно использовать «метрополитенский» подход. Методика выявления «метрополитенских» ареалов строится на идентификации районов (административных единиц) по классам людности городов на их территории [5]. В нашем исследовании ТУС Сирии выявлены и показаны на карте (рис. 1) два класса «метрополитенских» районов с людностью городов 20-50 («микрополитенские» ареалы) и более 50 тыс. чел. При этом в качестве административной единицы оцениваем субрайоны в провинциях Сирии (навахи). Не каждый субрайон имеет на своей территории город, их центрами часто являются крупные сёла/посёлки. Прицентровые навахи находятся в зоне влияния города-центра района и/или центра провинции, таких пригородных территорий должно быть не менее 2 по критериям законопроекта 2011 г. [3].

Оценка городского расселения Сирии выполнена с помощью «метрополитенского» подхода условно по трём основным осям расселения (коридорам, или полосам расселения). Для каждой оси определены основные параметры расселения в динамике: довоенный 2010 г. (последняя перепись населения) [5], 2014 г. (материалы госдоклада [6]) и 2018 г. [7].

Карта (Рис. 1) показывает классы «метрополитенских» ареалов (навахи) и транспортный каркас расселения — линии железных дорог и автомагистралей. Поэтому в ходе исследования можно оценивать транспортно-урбанистический каркас Сирии. Аналогичная методика использована для Центральной России в работе Ткаченко А. А., А. А. Фомкиной [8].

На примере двух провинций Сирии (Хама и Хомс) дана оценка ТУС с большей подробностью, выявлены субрегионы (навахи) провинции разных классов по величине центра (городские, промежуточные и сельские): 1 — более 200 тыс. чел., 2 — 50-200 тыс. чел., 3 — 20-50 тыс. чел., 4 — города и пгт до 20 тыс. чел., 5 — сельские населенные пункты (деревня: от 500 до 10 000 чел.).

Результаты и обсуждение

Территориальная структура расселения Сирии имеет 3 основные оси [9] как линии ленточного расположения крупных городов страны, в том числе городских агломераций (Рис. 1): Центральная (Алеппо-Хама-Хомс-Дамаск-Даръа), приречная по р. Евфрат и Прибрежная Средиземноморская (Латакия и Тартус). Попытаемся оценить урбанистическую структуру расселения Сирии с помощью «метрополитенского» подхода условно по трём основным осям расселения (коридорам, или лентам расселения).

Центральная ось (лента) расселения. Она пронизана меридиональной линией железной дороги и автомагистралью. Этот транспортный коридор даёт выход в Иорданию и Турцию, имеет стратегическое значение, поэтому объявлен первоочередным объектом восстановления (дороги + города). Эта ось «держит» 6 центров провинций, это крупные городов и 3 из них миллионные (Дамаск -1 800 тыс. чел., Алеппо — 2 100 тыс. чел, Хама — более 1 млн чел., Хомс —

750 тыс. чел., Идлиб — 157 тыс. чел., Даръа — 120 тыс. чел. (по данным 2014 г. [6]). Все города-центры провинций, кроме Идлида являются железнодорожными узлами. Центральная ось характеризуется повышенной территориальной концентрацией населения: в 6 провинциях живёт 70% населения Сирии (данные 2014 г.). «Метрополитенский» анализ транспортно-урбанистической структуры Центральной оси расселения. В Северных провинциях (Алеппо, Иблиб и Хама): «метрополитенские» ареалы, как правило, прицентровые, рисунок структуры веерный (секторный) со значительными приграничными периферийными территориями (сельская местность и территории редкого, в том числе кочевого расселения в географических районах пустынь и полупустынь — на востоке страны). Соседство периферийных приграничных территорий провинций образует значительные по площади районы внутренней межрегиональной (между провинциями) периферии расселения страны. В срединной части оси (Хомс) — прицентровые ареалы и фрагментарные районы с городами более 20 тыс. чел. Провинция Хама имеет в структуре широкую круговую приграничную периферию и восточную слабозаселённую территорию полупустынь. Южная часть оси: Дамаск, Сельский Дамаск (Риф Дамаск) и Даръа. Здесь наиболее плотная сеть «метрополитенских» ареалов, они на западе образуют ленту с фрагментами сельских территорий и на востоке — пустынные территории.

Общий вывод: урбанистическая структура по Центральной оси крайне неравномерная со значительными сельскими периферийными территориями вне зон обслуживания городов с удалённостью от ближайших городов — до 10-20 км. Для поддержания периферийного расселения требуется создание дополнительных центров обслуживания или включение таких территорий в зоны обслуживания существующих ближайших городов.

Приречная ось расселения по берегам реки Евфрат (восточный регион). Транспортный каркас оси — железные дороги и автомагистрали, соединяющие города оси с Центральной осью через Алеппо. Крупные центры: Эль-Хасака — 186 тыс. чел., Дейр-эз-Зор — 210 тыс. чел., Эр-Ракка — 262 тыс. чел. В трёх провинциях живёт 16% населения страны. «Метрополитенский» анализ транспортно-урбанистической структуры Приречной оси расселения: ленточные структуры по реке, линиям дорог, все — прицентровые. Ленты прерываются и чередуются с сельскими периферийными территориями - внутренними и восточными приграничными. Турецкое северное приграничье находится в зонах влияния городов, на территории меньше удаленных сельских территорий.

Прибрежная ось расселения включает города двух провинций на берегу Средиземного моря. Города-порты, наиболее безопасные районы в период сирийского военного конфликта: Латакия — 600 тыс. чел. и Тартус — 175 тыс. чел. (все данные 2014 г. [6]). Всего в провинциях Латакия и Тартус живёт 12% население страны, хотя, они занимают всего 2,2% от площади страны. Метрополитенский» анализ транспортно-урбанистической структуры Прибрежной оси расселения; в Латакии — узкая прибрежная лента по железной дороге, в Тартусе прицентровой ареал и вокруг значительные сельские территории.

Рис. 1. Транспортно-урбанистический каркас Сирии Составлено авторами

Таблица 1

Динамика численности населения провинций Сирии в 2010-2014 гг._

Провинции 2010 2004 2014 (начало года) 2014 (конец года)

чел. % в стране чел. % в стране чел. % в стране чел. % в стране

Дамаск 1558 8,6 1733 8,4 2019 8 1862 9

Алеппо 4067 22,7 4744 22,7 5461 23 4121 20

Риф Дамаск 2281 12,8 2744 13,1 3548 15 3077 15

Хомс 1543 8,6 1763 8,5 1932 8 1485 7

Хама 1400 7,8 1593 7,6 1885 8 1886 9

Латакия 883 4,9 991 4,8 1149 5 1366 7

Идлиб 1272 7,1 1464 7 1550 6 1321 6

Эль-Хасака 1142 6,4 1477 7,1 1479 6 1265 6

Дейр-эз Заур 1024 5,7 1202 5,7 1326 6 1230 6

Тартус 716 4 785 3,8 917 4 1036 5

Эр-Ракка 801 4,5 921 4,4 977 4 796 4

Даръа 846 4,7 998 4,7 1190 5 776 4

Эс-Сувайда 316 1,8 364 1,8 395 2 463 2

Эль- Кунейтра 68 0,4 87 0,4 83 0 94 0

Всего, Сирия 17917 100 20866 100 23912 100% 20776 100

Составлено по источникам [5,6]

2014 г. это самый тяжёлый год во время войны, Сирия потеряла 3,2 млн чел. : ушли за границу и около 5,2 млн (внешняя миграция), по осам расселения:

1. Центральная ось в 2004 г. «держала» 72,3% населения страны, потом — 72% в 2010 г. и в начале 2014 г. — 78%, но в конце 2014 г. осталось только 70% населения страны.

2. Приречная ось в 2004 г. — 16,6%, в 2010 г. — 17,3%, в начале и конце 2014 г. — 16%.

3. Прибрежная ось в 2004 г. — 8,9%, в 2010 г. — 8,6%, а в начале 2014 г. — 9% и в конце 2014 г. — 12 %.

Общий вывод: «равноценные» потери военного времени на востоке и севере страны сохранили удельный вес в населении страны Центральной и Приречной осей. Несколько выросла концентрация населения только в более безопасном Прибрежном районе (Прибрежной оси). Необходимость восстановления в сильно разрушенных городах Центральной и Приречной осей расселения означает временное очень сложное положение с доступностью городских услуг для жителей этих территорий.

Сельское население Сирии составляет чуть более 8 млн чел., или 42% населения Сирии (2014). Половина сельских жителей (4 млн чел.) не имеют в своих муниципалитетах (навахах) городов, а значит у них нет доступа к своим ближайшим центрам городских услуг. Исключение составляют только пригородные территории в широком смысле (где-то рядом город, например, в Латакии и Тартусе — малых по площади провинциях 20-25 мин. — до центра). Наши расчеты показывают, что половина сельского населения страны живёт вне зон обслуживания городскими центрами (табл. 2).

Таблица 2

Исходные и расчетные данные для оценки доступности городских услуг _для сельских жителей провинций Сирии, 2014 г._

Провинции Субрегионы (навахи) без городов (сельская местность) Сельское население навах

% от кол-ва % от всего

ед. навах в провинции тыс. чел. населения навахи

1 Дамаск - - - -

2 Алеппо 21 47,72 465,5 33,46

3 Риф Дамаск 5 12,19 152,5 17,85

4 Хомс 17 65,38 438 80

5 Хама 15 55,55 525 78,57

6 Латакия 19 79,16 500 79,87

7 Идлиб 17 65,38 525 56,93

8 Эль-Хасака 9 47,36 276,5 38

9 Дейр-эз Заур 7 50 237 44,66

10 Тартус 21 75 410 76,5

11 Эр-Ракка 4 36,36 263 58,95

12 Даръа 5 29,41 56,5 13,91

13 Эс-Сувайда 8 66,66 160 67,71

14 Эль-Кунейтра 6 100 94 100

15 Всего, Сирия 154 52,2 4103 51,44

Состалвено авторами

На примерах двух провинций Сирии — Хама и Хомс (Центральная полоса расселения) детальнее показана ТУС с разными классами людности центров.

Провинция Хама (рис. 2). С удалением от центра провинции (г. Хама) снижается класс районов (административных районов и навах) по людности центра. Сплошная ленточная структура «метрополитенских» районов повторяет линию р. Оронто, фрагментарно одиночные районы — вокруг узлов автомагистралей. Миграционная трансформация расселения военного времени привела к сжатию зоны расселения с образованием основного ядра концентрации в западной срединной широтной полосе, ближе к безопасным Прибрежным регионам (Латакия и Тартус).

Рис. 2. Транспортно-урбанистический каркас провинции Хама Составлено авторами

Основная зона по условиям доступности городских услуг очень контрастная, вне зоны обслуживания оказались две навахи: одна в соседстве с пригородным расположен на автомагистрали в Хаму и вторая периферийная территория ориентирована на ближайшие городские центры соседних районов (с пешеходной доступность 5-15 км). Основная зона расселения — это территория с минимальными разрушениями застройки и минимальными пространственными разрушениями города (центра, кварталов вокруг центра и пригородов) (2019) [8]. Вероятно, может быть восстановлена быстро. Наиболее проблемными по условиям доступности городских центров обслуживания остаются северо-восточные пустынные районы сельского расселения.

У провинции Хомс (рис. 3) особая ситуация, потому что большинство её территории (восток) — это полупустыня — район редкого (выборочного) расселения: район Пальмира делится на две навахи — Пальмира (50 тыс. чел) и Эс-Сухне (20 тыс. чел.).

Веерный рисунок железных дорог в сочетании с радиусами автомагистралей (от г. Хомса) образовали радиальный транспортный каркас территории. «Метрополитенские» районы так же имеют радиальную секторную структуру как чередование сельских и урбанизированных районов в транспортных узлах. Между примагистральными районами — сектора сельских территорий, ориентированные по транспортным связям на г. Хомс по железным дорогам и автомагистралям.

Рис. 3. Транспортно-урбанистический каркас провинции Хомс Составлено авторами

Наиболее проблемными по доступности городских центров обслуживания остаются восточные территории. Миграционная трансформация расселения военного времени: выросла концентрация населения по линии автомагистрали, особенно на юг (в сторону Дамаска) и на запад — в сторону Тартуса, и образовался основной линейный район (зона) расселения Тартус - Хомс - Дамаск. Город Хомс сильно разрушен и требуется кардинальное восстановление [8].

Выводы

Общий вывод «метрополитенского» анализа урбанистической структуры расселения Сирии: структура крайне неравномерная, преимущественно прицентровая со значительными периферийными сельскими территориями. При сильной разрушенности городов Сирии на основных осях расселения особенно проблемными и актуальными являются вопросы восстановления городов и создания новых опорных центров обслуживания в сельской периферии (на базе наиболее крупных сельских поселений).

Литература

1. Полян П. М. Территориальные структуры — урбанизация — расселение: теоретические подходы и методы изучения / Предисловия: Г. М. Лаппо и А. И. Трейвиша. М. : Новый хронограф, 2014. 394 с.

2. Маергойз И. М. Методика мелкомасштабных страноведческих исследований. М. : МГУ, 1981. 71 с.

3. ^J" j| J| ^.ij Л.У ^LÄJI üj -ïLâ -J 5 jbVI II (2011). URL: http://parliament. gov. sy/arabic/index. php?node=5575&cat=4390. - Дата обрашения 12. 04. 2020.

4. ^ JI JI .J 1л il j I_JJ.ÄJI . . 4-CjL^.I л j* ¡all J ii JI ¡¿ы ajj ^liia ^ j jj ^jj л.! JI sjLC-J^ ji« ^yi. URL:

http://www. pministry. gov. sy/. - Дата обрашения 12. 04. 2020.

5. Официальный сайт Центрального бюро статистики САР. URL: http://cbssyr. sy/. - Дата обращения 12. 04. 2020.

6. Forced Dispersion. A Demographic Report on Human Status in Syria. Syrian Centre for Policy Research, 2016. 156 p. URL: https://www. scpr-syria. org/forced-dispersion-syrian-human-status-the-demographic-report-2016/. - Дата обрашения 12. 04. 2020.

7. Worldometers. URL: https://www. worldometers. info/world-population/syria-population/. - Дата обрашения 14. 04. 2020.

8. Ткаченко А. А., Фомкина А. А. Об агломерированном расселении// Разнообразие как фактор и условие территориального развития. Сборник статей. М., Эслан, 2014 г. С. 63-68.

9. Альсулейман М. И. Пространственное представление о разрушенных городах Сирии// Вестн. Удмуртского ун-та. Сер. Биология. Науки о земле. 2019. Т. 29. Вып. 4. С. 497-503 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://journals. udsu. ru/biology/article/view/4822/4548. - Дата обращения 12. 04. 2020

M. I. Alsuleyman, S. I. Yakovleva

The territorial-urban structure of Syria

Tver State University, Tver, Russian Federation

1 2 e-mail: mhsh. ush@ya. ru , Sv_Yakowleva@mail. ru

Abstract. Using the example of Syria and its provinces, an analysis of the territorial-urban structure to assess the availability of urban services has been performed. The "metro" approach was used to identify territories with different population centers. The dense and extremely uneven pattern of urban settlement has 3 main axes, two of which are central (Aleppo - Damascus) and riverine (along the Euphrates) are severely destroyed, which complicates the organization of public services for the country with urban services. Improving the living conditions of people during the initial post-war reconstruction is an urgent issue of scientific and applied importance.

Keywords: territorial-urban structure, urban settlement, transport and urban framework of Syria.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Polyan P. M. Territorial'nyye struktury — urbanizatsiya — rasseleniye: teoreticheskiye podkhody i metody izucheniya / Predisloviya: G. M. Lappo i A. I. Treyvisha. M. : Novyy khronograf, 2014. 394 s. (in Russian).

2. Mayergoyz I. M. Metodika melkomasshtabnykh stranovedcheskikh issledovaniy. M. : MGU, 1981. 71 s. (in Russian).

3. ^ j^Jl ^ JJ^J Jl fSj /l.v ^UJl jjjU J s jbyi (2011). URL:

http://parliament. gov. sy/arabic/index. php?node=5575&cat=4390. (12. 04. 2020).

4. jjj Jl Lj Jl J Jl .J Я jjj^ 1л j VJ^ Jl . . J ^ j Lb J к iij Jl

^il 31L Jl Sjj! jj Я) ^j J Jl s^ltjj jl^^Vl. URL:

http://www. pministry. gov. sy/. (12. 04. 2020).

5. Official website of the Central Bureau of Statistics of Syria. URL: http://cbssyr. sy/. (12. 04. 2020).

6. Forced Dispersion. A Demographic Report on Human Status in Syria. Syrian Centre for Policy Research, 2016. 156 p. URL: https://www. scpr-syria. org/forced-dispersion-syrian-human-status-the-demographic-report-2016/. (12. 04. 2020).

7. Worldometers. URL: https://www. worldometers. info/world-population/syria-population/. (14. 04. 2020).

8. Tkachenko A. A., Fomkina A. A. Ob aglomerirovannom rasselenii// Raznoobraziye kak faktor i usloviye territorial'nogo razvitiya. Sbornik statey. M., Eslan, 2014 g. S. 63-68. (in Russian).

9. Al'suleyman M. I. Prostranstvennoye predstavleniye o razrushennykh gorodakh Sirii// Vestn. Udmurtskogo un-ta. Ser. Biologiya. Nauki o zemle. 2019. T. 29. Vyp. 4. S. 497-503. URL: http://journals. udsu. ru/biology/article/view/4822/4548. - Data obrashcheniya 14. 04. 2020. (in Russian)

Поступила в редакцию 15.04.2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.