Научная статья на тему 'Территориально-отраслевой анализ товародвижения в регионе'

Территориально-отраслевой анализ товародвижения в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
99
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Усманова С. Б.

Развитие и движение материальных потоков находится в большой зависимости от существующей отраслевой специализации региона и пространственных особенностей. Анализ статистических данных свидетельствует о непропорциональном развитии Пермского края, в целом, и транспортно-складской инфраструктуры, в частности, значительном превышении внешних потоков над внутренними, о нерациональности товародвижения. Дальнейшее развитие региона следует проводить с учетом создания интегрированной системы товародвижения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Территориально-отраслевой анализ товародвижения в регионе»

ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ОТРАСЛЕВОЙ АНАЛИЗ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ В РЕГИОНЕ

С. Б. УСМАНОВА,

старший преподаватель Березниковского филиала Пермского государственного технического университета

Развитие и движение материальных потоков находится в большой зависимости от существующей отраслевой специализации региона и пространственных особенностей. Анализ статистических данных свидетельствует о непропорциональном развитии Пермского края, в целом, и транспортно-складс-кой инфраструктуры, в частности, значительном превышении внешних потоков над внутренними, о нерациональности товародвижения. Дальнейшее развитие региона следует проводить с учетом создания интегрированной системы товародвижения.

Одной из важнейших стратегических задач современной российской региональной политики является эффективная адаптация пространственной конфигурации региона, сформированной в советский период, к принципиально новым экономическим и социально-политическим условиям развития страны.

Принятию качественных решений в вопросах управления регионом должен предшествовать не менее качественный анализ его пространственного и экономического развития. Особенно важным в данном вопросе является исследование товародвижения, которое до недавнего времени считалось второстепенной функцией по отношению к про-

изводству, а в условиях нарастающей глобализации и становления рыночных отношений в России становится приоритетным.

Пермский край входит в состав Приволжского федерального округа (ПФО) и выделяется среди всех его субъектов наибольшей территорией (160,6 тыс. кв. км), однако по показателю численности населения (2748,2 тыс. чел.) уступает Башкортостану, Татарстану, Нижегородской и Самарской областям. По экономическим показателям Прикамье занимает 5 место среди исследуемых регионов, отставание от лидеров произошло, в основном, за счет показателей «Объем сельскохозяйственной продукции» и «Объем строительных работ».

Источниками исходной информации для расчета всех произведенных в работе показателей служат данные Росстата и Пермьстата [1, 2, 3, 4, 5].

Поскольку исходными точками образования материальных потоков являются предприятия соответствующей специализации, автор считает необходимым провести анализ отраслевой макроструктуры промышленности Пермского края (табл. 1).

Проведенное исследование демонстрирует определенную подвижность промышленной макроструктуры, однако основные материальные потоки формируются за счет продукции нефте-

Таблица 1

Отраслевая структура выпуска промышленной продукции предприятиями Пермского края в 1995 — 2005 гг. (%)

Отрасли промышленности 1995 1998 2000 2001 2003 2004 2005

Промышленность всего, в том числе 100 100 100 100 100 100 100

Электроэнергетика 16,0 18,3 11,5 10,9 13,3 12,7 13,2

Топливная промышленность 16,6 14,6 23,3 25,5 23,6 23,7 22,5

Черная металлургия 4,1 5,3 5,9 4,7 4,9 6,6 7,1

Цветная металлургия 5,0 5,6 5,5 5,0 4,0 3,6 3,9

Химия и нефтехимия 19,9 19,9 21,3 18,2 16,0 17,0 16,0

Машиностроение 12,8 12,9 12,2 13,9 16,3 15,7 16,6

Лесная промышленность 9,5 7,2 8,1 7,7 6,9 7,6 6,7

Промышленность строительных материалов 3,6 2,4 1,6 1,8 1,8 2,6 2,0

Легкая промышленность 1,9 1,3 1,7 1,1 1,3 0,9 1,1

Пищевая промышленность 7,2 7,8 4,7 6,5 7,7 6,1 7,4

Прочие 3,5 4,6 4,3 4,7 4,2 3,5 3,5

переработки, электроэнергетики, химического и нефтехимического производств, машиностроения и лесопромышленной сферы.

Классификация отраслей региона по уровню конкурентного потенциала позволяет сгруппировать их в четыре основные категории, для каждой из которых используется определенная стратегия развития потоковых процессов.

Экспортоориентированные отрасли (топливно-энергетическая, химическая, нефтехимическая, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, металлургия). Данная группа отраслей сохраняет высокий уровень производства и способна развиваться на основе самофинансирования. Для повышения ее международной конкурентоспособности необходимо развитие инфраструктуры региона, а также рыночных и региональных институтов.

Отрасли, имеющие научно-технический потенциал для создания конкурентоспособных изделий и технологий (высокая химия и фармацевтика, аэрокосмическая промышленность, отдельные подотрасли машиностроения, природоохранные, информационные и медицинские технологии, технологии изучения недр и др.). Поскольку данная группа отраслей может быть конкурентоспособна на мировом рынке, для нее потребуется разработка мер по привлечению прямых иностранных инвестиций с целью форсирования экспорта, создание на региональном уровне действенных стимулов к экспорту, применяемых в мировой практике.

Отрасли, не экспортирующие продукцию, но имеющие потенциал импортозамещения на внутреннем рынке региона и России (промышленность строительных материалов, пищевая и мебельная

промышленность, отдельные подотрасли сельского хозяйства, машиностроения и др.). Эта группа отраслей отличается стабильной деятельностью ведущих предприятий, слабой загрузкой производственных мощностей и требует региональной поддержки и разработки мер по привлечению инвестиций, дополнительных форм помощи.

Отрасли, не имеющие перспектив с точки зрения международной конкурентоспособности (легкая промышленность, производство бензомоторных пил, велосипедов, производство табачных изделий и др.) Четвертая группа отраслей занимает небольшие и снижающиеся во времени доли рынка, что связано с падением спроса на ряд видов продукции и присутствием на рынке импортных товаров. Очевидно, что после присоединения России к ВТО давление зарубежных конкурентов усилится. Определенные региональные субсидии из краевого бюджета могут поддержать некоторые из этих отраслей, но в будущем необходимо создание в регионе механизма, обеспечивающего перемещение экономических потоков этих отраслей в более перспективные отрасли. Следует заметить, что некоторые предприятия данной группы не следует относить к бесперспективным, например, комбинат шелковых тканей в г. Чайковский. Поэтому для «жизнеспособных» предприятий необходимо создавать условия их эффективного развития.

Поскольку параметры и характеристики материальных потоков зависят не только от их отраслевой специфики, но и от объемных показателей, следует рассмотреть интенсивность товаропотоков. Анализ товародвижения продукции производственно-технического назначения, представленный в табл. 2, показывает существенные различия в

Таблица 2

Динамика интенсивности товарных потоков Пермского края по важнейшим видам продукции за 2000 — 2005 гг.

Наименование товаропотоков 2000 2001 2002 2003 2004 2005

Электроэнергия, млн кВтч 8359 10578 11190,6 13630,8 12966,4 12862

Карналлит обогащенный, тыс. т 573,8 600,4 663,8 696,3 699,3 685,9

Бензин автомобильный, тыс. т 1848,9 838,7 1670,1 1558,6 1547,0 1540,1

Дизельное топливо, тыс. т 3088,9 1862,8 2821,9 2834,7 2992,2 3418,9

Удобрения минеральные, тыс. т 2586,7 2842,7 2893,3 3091,6 3510,1 3744,5

Удобрения калийные, тыс. т 1561,9 1820,6 1957,5 2099,8 2558,1 3034,7

Нефть, тыс. т 137,0 136,0 139,5 140,7 143,2 145,3

Конвейеры ленточные шахтные, шт. 85 80 68 53 82 118

Цемент, тыс. т 810,7 781,6 714,6 828,9 852,7 1064,1

Бумага, тыс. т 165,4 170,5 157,5 181,8 182,1 203,9

Электромашины крупные, шт. 744 699 579 924 1262 1406

Чугун, тыс. т 721 681 488 474 1281 765

Сталь, тыс. т 520,7 484,7 491,9 542,7 545,6 518,3

Деловая древесина, тыс. куб. м 1537,7 1462,4 975 935,7 896,6 963,2

Пиломатериалы, тыс. куб. м 155,4 170,6 124,3 110,3 71,5 107,1

интенсивности движения потоков. В частности, стабильный рост отмечается по карналлиту, минеральным и калийным удобрениям, значительное снижение объемов в 2001 г. наблюдалось по бензину, дизельному топливу, цементу, чугуну, стали и древесине. 2002 г. был проблемным для машиностроения, целлюлозно-бумажной отрасли. Совокупное промышленное производство в 2005 г. положительной динамики не имело.

Движение товарно-материальных потоков в большой степени зависит от пространственного развития территории. К важнейшим территориальным особенностям Прикамья относятся:

1. Большая протяженность края с севера на юг.

2. Наличие крупной ресурсной базы, прежде всего в виде полезных ископаемых, на основе которых активно развиваются металлургия, химическая, нефтехимическая и деревообрабатывающая промышленность. Здесь разведано более 1100 месторождений, в том числе 217 нефтяных и газовых, крупнейшее в мире месторождение калийно-магниевых и каменных солей, обнаружено около 70 видов полезных ископаемых.

3. Удаленность края от государственных границ России, позволявшая в прошлом развивать крупные оборонные производства, а в современных условиях — активизировать международное сотрудничество, играет сдерживающую, негативную роль.

4. Наличие мощной системы рек, главной из которых является Кама, обеспечивает естественные транспортные пути и позволяет промышленности, сельскому хозяйству и прочим отраслям иметь водные ресурсы, но является естественной преградой для перемещения людей и грузов.

Указанные пространственные диспропорции явились основой неравномерного территориального размещения промышленного производства (более 60 % промышленной продукции выпускается в трех крупных промышленных центрах: г. Пермь, г. Березники, г. Соликамск) и, как следствие, неравномерности транспортной инфраструктуры. Наиболее развитая и густая транспортная сеть сформировалась в пределах трех социально-экономических районов: Пермского, Березниковско-Со-ликамского и Лысьвенско-Чусовского. Наилучшая обеспеченность транспортной инфраструктурой представлена в 10 % центральных муниципальных образований, где проживает около 40 % населения края (центральная и восточная часть края). Одновременно с этим дороги, ведущие на север и восток,

заканчиваются, не выходя за пределы региона. Существующий дефицит автомобильных и железных дорог создает условия для изоляции и оторванности целого ряда территорий края, обладающих мощной сырьевой базой (Чердынский, Красновишерский, Гайнский, Кудымкарский районы).

Такое положение заметно отражается на направлениях движения материальных потоков. Исследование показывает, что внутрирегиональные потоки грузов занимают небольшой удельный вес в общем товарообороте — 12,3 %. В основном материальные потоки региона направлены за его пределы.

Общая величина оптового оборота Пермского края в 2005 г. составила 205,7 млрд руб., в том числе объем товарооборота с другими регионами Российской Федерации — 111,1 млрд руб. (54 %), за пределами РФ — 94,6 млрд руб. (46 %). Внутрирос-сийский товарооборот включает в себя позиции: ввоз из других регионов РФ — 41,9 млрд руб., вывоз в другие регионы РФ — 50,1 млрд руб., продажи на территории Пермского края — 19,1 млрд руб.

В данном вопросе особое значение имеет межрегиональная кооперация. Пермский край граничит с пятью субъектами федерации, каждый из которых имеет свой уровень экономического развития и кооперационных связей. Так, если до недавнего времени экономические связи между Республикой Коми и Прикамьем сводились по сути лишь к строительству автодороги Сыктывкар-Гай-ны, то товарооборот между Свердловской областью и Пермским краем, по экспертным оценкам, достиг 10 млрд руб. Причем вывоз из Прикамья в Свердловскую область превышает ввоз почти в 3,5 раза. С точки зрения разделения труда Пермский край играет для Свердловской области вспомогательную роль, поставляет туда преимущественно сырье, полуфабрикаты, энергию. В экономических связях с Башкирией, Удмуртией и Кировской областью вывоз из края также превышает ввоз.

Проведем анализ товарообмена Пермского края с другими регионами РФ по товарным наименованиям (табл. 3).

Анализ таблицы показывает, что многие товарные позиции присутствуют как во ввозе, так и в вывозе (кокс металлический, прокат черных металлов, плиты древесноволокнистые, цемент). С одной стороны, это показатель межрегиональной производственной кооперации, с другой - неэффективности товарной политики, нерациональности потоковых процессов.

Характеристика внешних промышленных потоков основывается на разграничении входящих и вы-

Таблица 3

Ввоз в Пермский край из других регионов РФ и вывоз из Пермского края в другие регионы РФ важнейшей продукции производственно-технического назначения в 1998 — 2005 гг. *

Наименование продукции 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005

Уголь и продукты его переработки, тыс. т 376,1 19,4 482,7 5,7 765,0 717,8 545,9 329,9 599,5 363,4

Кокс металлургический сухой, тыс. т 85,4 42,0 159,6 66,7 79,1 4,8 60,4 3,9 20,6 103,2 27,3 141,6 11,5 158,2 53.5 88.6

Чугун передельный, тыс. т 14,0 15,2 19,3 47,8 38,9 167,1 10,0 181,8 5,3 23,3 8,2 12,3 4,3 9,3 51 34,0

Чугун литейный, тыс. т 2,9 47,4 3,1 60,1 2,7 33,4 78 30,7 7,9 12,5 5,7 25,7 39 23,7 3,7 34,0

Готовый прокат черных металлов, тыс. т 148,9 226,0 172,7 360,0 263,3 299,1 307,5 345,1 266.3 265.4 322,8 360,3 352,9 430,5 394,6 391,6

Удобрения минеральные, тыс. т 7Л 288,7 19,2 612,4 34,2 840,2 22,3 845,1 21,4 851,9 22,4 832,4 61 917,5 23 911,8

Сода кальцинированная, тыс. т 6,0 259,0 78 215,7 19,7 193,5 10,3 277,5 9,9 287,1 6,2 311,6 29 355,0 0,4 359,5

Кислота серная в моногидрате, тыс. т 44,9 18,2 65,5 20,2 67,4 61,9 31,0 53,0 28,3 57,2 18,7 56,4 22,8 76,3 26,3

Спирт этиловый, тыс. дкл. 73,1 539,1 0,8 610,4 137,8 767,2 4,8 844,7 0,1 941,0 946,8 743,6

Лакокрасочные материалы, тыс. т 4,5 1,4 27 2,9 3,5 5,0 14 3,5 10 3,2 16 3,9 28 3,3 26 2,6

Деловая древесина, тыс. куб. м 377,9 34,6 424,1 52,1 599,9 89,6 719,6 122,1 372,4 77,5 695,6 80,0 629,0 49,7 587,7 41,9

Плиты древесноволокнистые, тыс. усл. кв. м 565,7 1895,2 335,2 2135,7 351,9 3317,7 501,6 2888,2 249,4 4137,8 100,0 584,7 531,8 837,0 623,4 615,0

Плиты древесностружечные тыс. усл. куб. м 22 88,0 36 118,4 8,1 150,7 24 147,2 22 92,0 213 98,7 19 117,4 24 116,3

Фанера клееная, тыс. куб. м 0,8 16,6 18 20,1 0,8 23,0 м 26,5 0,5 24,0 13 28,3 4,6 31,5 51 40,6

Целлюлоза товарная, тыс. т 5,5 46,5 22,1 0,4 30,5 0,4 51,7 57,4 0,1 48,4 61,5

Картон, тыс. т 4,7 6,6 45 25,2 11,6 32,3 92 34,7 12,8 37,6 12,1 47,4 19,4 57,6 19,9 63,1

Бумага, тыс. т 2,8 121,1 ¿8 159,2 2,3 184,0 20 246,5 18 251,4 22 280,6 38 292,7 3,5 311,6

Цемент, тыс. т 75,4 156,0 84,4 188,0 78,6 414,0 74,6 355,8 144,6 368,3 107.8 422.9 168,8 453,1 156,5 615,4

Стекло строительное, тыс. кв. м 362.6 253.7 403,2 301,6 401,5 246,0 195,3 2010,4 201,1

Насосы центробежные, тыс. шт. 13 1,0 16 1,5 2,1 3,7 19 2,8 18 2,9 16 3,1 24 3,1 5,4 2,8

Примечание: * В числителе указан ввоз, в знаменателе — вывоз продукции.

ходящих потоков. В 2005 г. величина внешних товарных потоков Пермского края составила 186,6 млрд руб., в том числе объем входящих потоков составил 27 %, выходящих — 73 %. Общая величина выходящих из региона товаропотоков (136,4 млрд руб.) в 2,7 раза превосходит размер ввозимой продукции (50,2 млрд руб.). Следовательно, регион самодостаточен по многим товарным позициям и является одним из полутора десятков регионов—доноров Российской Федерации. Столь значительный объем внешних потоков показывает высокую степень открытости региональной экономики.

Поскольку выходящие из Пермского края товарные потоки превалируют над входящими, уделим их анализу большее внимание. Продукция производственно-технического назначения, поставляемая местными крупными и средними структурами оптового рынка, востребована как на внутреннем, так и на внешнем рынках, что свидетельствует о достаточно высокой степени ее конкурентоспособности. Особенно это касается изделий нефтепереработки, металлургического и химического производств, а также лесопромышленной сферы, имеющих самую обширную географию продаж.

Пермскии край; 12,3

Страны вне СНГ 53,6

Другие регионы РФ;

32,2

Страны СНГ; 1,9

Рис. 1. Макроструктура рынков сбыта важнейшей продукции производственно-технического назначения Пермского края в 2005 г.,

в % к итогу

В целом, география товародвижения в 2005 г. отличалась большим разнообразием и охватывала абсолютное большинство регионов Российской Федерации (включая собственную территорию), стран СНГ, дальнее зарубежье. При этом наибольший удельный вес в макроструктуре продаж (53,6 %) занимают страны вне СНГ (рис. 1).

Одной из важнейших особенностей Пермского края является чрезмерное влияние внешних связей на его экономику. 87 % внешнеторгового оборота являются экспортными потоками, что составляет более трети промышленной продукции региона, в основном продукции низких переделов. А значит, уровень зависимости от конъюнктуры на мировых рынках остается опасно высоким.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В товарной структуре экспорта доминируют поставки минеральных удобрений (43,5 %), продуктов нефтепереработки (42,5 %), бумаги (5,2 %).

Вторым по величине из всех сегментов рынка сбыта важнейшей продукции производственно-технического назначения для хозяйствующих субъектов Пермского края остается территория

Дальневосточный ФО

Южный ФО

Сибирский ФО

Северо-Западный ФО Уральский ФО

Центральный ФО Приволжский ФО

иных регионов РФ с долей 32,2 % в территориальной макроструктуре продаж. В структуре вывоза продукции производственно-технического назначения на территории иных российских регионов доминировали поставки дизельного топлива (22,7 %), бумаги (12 %), проката черных металлов (11,7 %) и минеральных удобрений (8,4 %).

В 2005 г. поставки важнейшей продукции производственно-технического назначения осуществлялись в 81 регион РФ на территорию всех семи федеральных округов (рис. 2).

Структура материальных потоков в товарообмене с другими регионами России не является статичной. Следует отметить, что в 2005 г. активизировался вывоз серной кислоты, серы, автомобильных кранов, деловой древесины и т. д. В то же время уменьшились объемы вывоза таких представительных видов продукции, как топочный мазут, дизельные масла, нефтебитумы, металлургический кокс, прокат черных металлов и т. д.

На местном рынке (территория Пермского края) номенклатура реализуемой продукции включала практически все наблюдаемые товарные позиции.

Масштабы вывоза продукции производственно-технического назначения на рынки стран СНГ являются незначительными и составляют 1,9 % от общего объема реализации ее важнейших видов против 2,5 % в 2004 г.

С точки зрения координации, интеграции и развития товародвижения анализ материальных потоков невозможен без учета складского хозяйства.

В целом, складская система Пермского края сформирована на основе государственной собственности системы складского хозяйства бывших территориальных управлений Главснаба, межрайонных оптовых баз бывшего Министерства торговли, промышленных и распределительных холодильных мощностей, элеваторов и других объектов. В процессе приватизации и ухода государства из основных отраслей все это явилось материальной базой для формирования новой рыночной инфраструктуры. В связи с этим существующее складское хозяйство Пермского края далеко от совершенства. На рынке, в основном, представлены склады бывших оптовых баз, непрофильные

113 114 5 95 3 657

| 8685

|12465

41

1 95

|12891

0 2000 4000 6000 8000 10000 12000 14000

Млн руб.

Рис. 2. Объемы вывоза важнейшей продукции производственно-технического назначения в другие регионы РФ в разрезе федеральных округов предприятиями Пермского края в 2005 г.

активы предприятий, а также бывшее имущество предприятий-банкротов. В наследство от советского времени, когда номенклатура и ассортимент товаров были крайне незначительны, а торговые учреждения немногочисленны, достались складские здания и сооружения с низкими техническими характеристиками, со слабой автоматизацией и механизацией процессов, требующие значительных затрат на ремонт и модернизацию.

По общепринятой международной классификации в Прикамье основную массу складской недвижимости можно отнести к классам D и С, которые не соответствуют требованиям, предъявляемым к современным складским помещениям. При этом складские комплексы сосредоточены, в основном, в промышленно развитых центрах края.

По экспертной оценке Регионального центра независимой оценки (РЦНО), общий объем специализированных складов в Перми составляет около 230 тыс. кв. м. Это несоизмеримо мало, поскольку ежегодный грузооборот края имеет тенденцию к увеличению в ближайшие 5 — 7 лет на 30-40 %. По существующим прогнозам, следует ожидать дальнейшего увеличения погрузки удобрений (на 39 %), промышленного сырья (на 50 %), цемента (на 25 %), строительных грузов (на 24 %) и черных металлов (на 12 %).

Таким образом, проведенный анализ товародвижения в Пермском крае показал следующее:

• отраслевая структура промышленных потоков смещена в сторону сырьевой ориентации, в ней доминируют топливные, нефтехимические и химические потоки;

• сбытовые потоки преобладают над обеспечивающими и каналообразующими;

• движение товарных потоков внутри края характеризуется значительной неравномерностью, связанной с пространственным развитием территории;

• интенсивность материальных потоков не обладает ритмичностью и пропорциональностью, характеризуется скачкообразными темпами развития;

• структура материальных потоков в целом постоянна, но по некоторым товарным позициям подвергается изменениям;

• потоки грузов осуществляются не всегда рационально;

• экономика края чрезмерно зависит от внешнего рынка;

• в экспортных потоках преобладает химическая и нефтехимическая продукция, в импортных — продукция машиностроения;

• большинство экспортных потоков направлено на страны вне СНГ;

• в масштабе РФ выходные потоки направлены, в основном, в соседний Уральский федеральный округ;

• в регионе отсутствует комплексное развитие транспортно-складской инфраструктуры. Автор разделяет мнение специалистов краевой

администрации о том, что для реформирования социально-экономического пространства Пермского края необходимо иметь дорожную карту развития, в которой не ущемляются права участников и прилагаются общие усилия для достижения результата. Указанные выводы позволяют определить приоритетные направления развития товародвижения Пермского края: создание планомерной и пропорциональной системы движения товарно-материальных потоков; создание оптимальной региональной инфраструктуры; повышение эффективности товародвижения внутри региона и за его пределами; постепенное преодоление зависимости от сырьевого экспорта путем интенсивного развития обрабатывающих отраслей.

ЛИТЕРАТУРА

1. О рынках сбыта важнейшей продукции производственно-технического назначения у предприятий (организаций) -поставщиков Пермского края в 2005 году / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пермской области. — Пермь, 2006. 36 с.

2. Оптовая торговля в Пермском крае: Статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пермской области. — Пермь, 2006. 49 с.

3. Промышленность России. 2006: Стат. сб. / Россстат. - М., 2006. 460 с.

4. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2005: Стат. сборник / Росстат. — М., 2006. 685 с.

5. Экономическое и социальное положение Пермского края в 2005 году: Комплексный доклад/ Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пермской области. — Пермь, 2006. 239 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.