Научная статья на тему 'Территориально-градостроительные аспекты промышленного освоения Полярного Урала'

Территориально-градостроительные аспекты промышленного освоения Полярного Урала Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
195
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
исторические предпосылки / промышленный потенциал Уральского региона / ресурсная база / территориальные аспекты промышленного освоения территорий / экспериментальные проекты

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Попов Анатолий Васильевич

В статье рассматриваются вопросы активного освоения северных районов России и включения в народно-хозяйственный потенциал региона не задействованной до сих пор ресурсной базы Приполярного и Полярного Урала. Автор определяет влияние ресурсной базы на развитие промышленного потенциала Уральского региона, в том числе на стратегические направления формирования строительного комплекса. В статье анализируются территориально-градостроительные аспекты промышленного освоения северных территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Попов Анатолий Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Территориально-градостроительные аспекты промышленного освоения Полярного Урала»

УДК711.4 ПОПОВА. В.

Территориальноградостроительные аспекты промышленного освоения ПолярногоУрала

В статье рассматриваются вопросы активного освоения северных районов России и включения в народно-хозяйственный потенциал региона не задействованной до сих пор ресурсной базы Приполярного и ПолярногоУрала. Автор определяет влияние ресурсной базы на развитие промышленного потенциала Уральского региона, в том числе на стратегические направления формирования строительного комплекса. В статье анализируются территориально-градостроительные аспекты промышленного освоения северных территорий.

Ключевые слова: исторические предпосылки, промышленный потенциал Уральскогорегиона, ресурсная база, территориальные аспекты промышленного освоения территорий, экспериментальные проекты.

POPOVA. V.

TERRITORIALLY-TOWN-PLANNING ASPECTS OF INDUSTRIAL DEVELOPMENT OF POLAR URAL

The article deals with the development of the northern regions of Russia. The author pays attention to the inclusion in the national economicpotential of the region's resource basefor Polar and Polar Urals. The author defines the impact of the resource base to develop the industrial potential of the Ural region, the strategic directions of the building complex. The article analyzes the territorial aspects of urban industrial development of northern territories.

Keywords: ’istorical background, the industrialpotential ofthe Ural region, the resource base, territorial aspects ofindustrial development areas, pilot projects.

Попов

Анатолий Васильевич

кандидат архитектуры, профессор УралГАХА, советник РААСН, Заслуженный работник ВШ E-mail: mnm@uniip.ru

Исторические предпосылки.

После распада СССР коренным образом изменилась география российских территорий. В хозяйственно-экономическом плане Россия утратила доступ к природным и хозяйственным ресурсам бывших союзных республик (Средней Азии, Кавказа, Украины, Молдавии, Прибалтийских стран, Белоруссии). Развитию этих территорий уделялось главное внимание в ущерб активному освоению северных районов, в том числе Полярного и Приполярного Урала. Сегодня, несомненно, данная ситуация сказывается на развитии промышленного потенциала Уральского региона, в т. ч. определяет стратегические направления формирования строительного комплекса. В связи с этим необходимо дать краткую оценку существующей и прогнозируемой природной базы района.

Ресурсная база. Современное положение. Индустриальный регион на протяжении 300 лет развивался на собственной ресурсной базе, круп-

нейшие месторождения твердых полезных ископаемых стали основой развития металлургии и металлообработки, а затем и машиностроения. В прошлом веке индустриализация первых пятилеток, обеспечение оборонного потенциала страны, эвакуация на Урал более 700 промышленных предприятий, послевоенное восстановление экономики, освоение природных богатств Западной Сибири обусловили колоссальную нагрузку на ресурсную и горнорудную базу черной и цветной металлургии. Как следствие, она оказалась в значительной мере истощена.

К настоящему времени только 35% железной руды для нужд черной металлургии добывается на местных рудниках, остальное — свыше 20 млн т ежегодно — завозится с транспортным плечом более 2500 км. Магнитка, на которую приходится 2/3 объемов продукции черной металлургии, обеспечена местным сырьем только на 10%. В Уральский федеральный округ из Грузии, Украины, Казахстана ввозится 630 тыс. т марганцевого концентрата, т. к. не имеется

© ПоповА. В., 2011

19

собственной марганцево-рудной базы. При годовом потреблении промышленными предприятиями 1,4 млн т хромитовых руд ввозится 1,2 млн т, в т. ч. из дальнего и ближнего зарубежья (Турция, Казахстан). Острейший дефицит сырья испытывают предприятия медной подотрасли.

Рентабельность отработки действующих уральских месторождений резко снижается, т. к. растет доля разработки глубоких и бедных горизонтов. Ввоз медного концентрата составляет 60% от потребности. Нарастающий дефицит сырья для металлургической промышленности ставит ее в жесткую зависимость от конъюнктуры мировых рынков, а транспортная удаленность от центров его добычи зависит от экономического поведения посредников, что, безусловно, ведет к росту издержек, снижению конкурентоспособности экономики.

Положение дел можно проиллюстрировать на примере Магнитогорского металлургического комбината. Из-за сбоев в поставке сырья из Казахстана, с Соколовско-Сарбайского ГОКа, возникла реальная угроза остановки производства на комбинате, не ясны и дальнейшие перспективы, поскольку ни о каких гарантированных поставках сырья речи не идет. Резкий скачок цен на металл практически вывел на нулевую рентабельность трубную промышленность, «вымыл» оборотные средства у машиностроения. Возникли реальные риски свертывания внутренних рынков потребления металла. Наряду с дефицитом сырья для металлургической промышленности возникли серьезные проблемы обеспечении промышленности энергетическими и коксующими углями. При потребности федерального округа в объеме 50 млн т в год уровень собственной добычи составляет лишь одну десятую часть. Угли завозятся с плечом от 2000—2500 км. Таким образом, образовался и нарастает разрыв между динамично развивающейся промышленностью и «истощившейся» ресурсно-сырьевой базой.

На протяжении ряда лет на Урале не занимались воспроизводством минерально-сырьевой базы, общие объемы геолого-разведочных работ резко сократились, а по ряду направлений остановились полностью. Живем преимущественно старыми заделами. Выход из создавшегося положения сегодня предусматривается прежде всего на включении в народно-хозяйственный потенциал региона не задействованной до сих пор богатейшей ресурсной базы Полярного и Приполярного Урала.

Наземные ресурсы. Прогнозный железорудный потенциал этого района оценивается в 59,1 млрд т. Это и учтенные запасы, и доказанные прогнозные ресурсы, а также так называемые авторские оценки, в т. ч. ученых Уральского отделения РАН.

Прогнозный потенциал по хромитовым рудам оценивается в 850 млн т. В недалеком прошлом в СССР 98% этих руд добывалось в Казахстане. Исследования последних лет вывели Полярный Урал на ведущее место в стране по прогнозному ресурсному потенциалу марганцевых руд. С 1994 г. он возрос более чем в 6 раз — с 180 млн т до 1,47 млрд т при годовой потребности промышленности России в 5 млн т.

Проведенные в ограниченном объеме поисковые, геолого-разведочные работы на медь уже позволяют оценить прогнозный ресурсный потенциал меди Полярного и Приполярного Урала в 17 млн т при годовой потребности всей промышленности России в 1,4 млн т. На Полярном и Приполярном Урале подтверждены и включены в государственный баланс запасы олова, свинца, золота и платины, редких металлов (тантал и ниобий), пьезооптического и кварцевого сырья, в разы превышающие запасы разрабатываемых сегодня на Урале месторождений.

С высокой степенью вероятности даны прогнозные оценки масштабных ресурсов угля, бокситов, никеля, цинка, вольфрамо-молибденовых руд, химического сырья (баритов), минеральных удобрений (фосфориты), керамического и огнеупорного сырья, целого ряда драгоценных и поделочных камней, строительных материалов, бентонитовых глин. В пределах Полярного Урала балансовые запасы бокситов оцениваются в 480 млн т. Ежегодный ввоз бокситов на Урал — 1,5 млн т. Возможные поставки бокситов с Полярного Урала порядка 0,5 млн т.

Фосфоритовые руды, добываемые сегодня в России, имеют низкое качество: они плохо обогащаются. В связи с этим количество вносимых фосфорных удобрений в стране в 30 раз меньше, чем в Западной Европе (4 против 120 кг/га), что обуславливает низкую урожайность посевных культур. На Полярном Урале уже разведано месторождение фосфоритов Софроновс-кое, руды которого среди российских являются богатейшими. Без значительных капитальных затрат из них можно получать самый качественный в стране фосмелиорант длительного воздействия. Геологические предпосылки дают основание уверенно про-

гнозировать здесь еще десять подобных Софроновскому месторождений, что в перспективе позволит в значительной степени ликвидировать дефицит данного вида сырья в целом по России, потребности которой оцениваются сегодня примерно в 8,4 млн т. На Приполярном Урале возможна рентабельная разработка энергетических углей (прогнозные ресурсы 26 млрд т), которые являются более качественными, чем импортные — эки-бастузские. Уральский федеральный округ обладает запасами древесины на корню в объеме 7,96 млрд куб. м. Общая расчетная лесосека составляет 60 млн куб. м. Ее использование в 2004 г. составило всего 11,4%.

Реализация проекта «Урал промышленный — Урал полярный» в комплексе предлагаемых инфраструктурных проектов создаст предпосылки для эффективного вовлечения в оборот богатейших запасов углеводородного сырья полуострова Ямал и шельфа. По данным геоло-го-разведочных работ, извлекаемые запасы углеводородов только в Ямало-Ненецком автономном округе составляют: нефти — 2,391 млрд т; конденсата — 1,234 млрд т; газа — 34 867 млрд куб. м. Открыто 213 месторождений углеводородного сырья, в т. ч. 208 месторождений в пределах суши. При этом более половины из них приходится на неосвоенные районы: полуостровов Ямал иГыдан-ский — 11 трлн куб. м и правобережье реки Пур — около 7 трлн куб. м.

По данным Уральского отделения Российской академии наук, общая стоимость твердых полезных ископаемых только наземных ресурсов, которые могут быть вовлечены в хозяйственный оборот в результате освоения Полярного и Приполярного Урала, составляет порядка 200 млрд долл. США. При реализации хотя бы части этих прогнозных ресурсов открываются возможности создания новой горнорудной базы, способной обеспечить потребности отечественной промышленности на период до 2050 г. и далее. Создаются предпосылки для ликвидации импортозависимости по основным стратегически важным видам сырья.

Ресурсы океанического шельфа. В 1990-х гг. Россия по сути ушла из Арктики. В результате глобального потепления за последние тридцать лет арктический лед растаял на 8%, что уменьшило его роль как отражателя солнечной энергии и еще более ускорило глобальное потепление. Современные климатические модели прогнозируют, что к 2030 г. льды Северного Ледовитого океана могут

Г)

Рисунок 1. Промышленно-селитебное образование (моногород) на базе предриятия металлургической промышленности в экстремальных природно-климатических условиях Полярного Урала: а) жилой комплекс; б) металлургический завод малой мощности с замкнутым производственным циклом; в) агрокомплекс с тепличным хозяйством; г) спортивно-оздоровительный комплекс; д) аэропорт

исчезнуть совсем. Кроме неизбежных катастрофических последствий, это также открывает и перспективы освоения Арктики и добычи полезных ископаемых, скрытых сегодня подо льдами.

Борьба за Арктику обострилась в связи с истощением энергоресурсов. По данным геологов, под морским дном в Арктике находится до четверти общемировых запасов нефти и природного газа.

По оценкам, которые существуют у нас и у зарубежных коллег, потенциал континентальной части арктического региона и продолжения континентальной части шельфа весьма значительный. Здесь известные месторождения уже открыты в Баренцевом море (Штокмановское, в Карском море). Восточные моря изучены менее, из-за сложной ледовой обстановки там не бурились скважины с целью разведки нефтегазовых месторождений. Если говорить о перспективах, то они оцениваются как очень высокие.

Россия планирует направить в ООН заявку на установление внешней границы континентального шельфа в Северном Ледовитом океане. В случае, если комиссия ООН удовлетворит данную заявку, Россия получит право на разведку и разработку естественных природных ресурсов, находящихся на этой территории, включая разработку нефтегазовых месторождений на дне Северного Ледовитого океана. Россия намерена решать этот вопрос строго

в границах международного права, заявляя, что не видит в связи с этим причин для обострения дипломатических отношений России с другими государствами.

Сегодня вновь начинается стационарное базирование научных станций, обслуживаемое учеными. Возникает необходимость в создании постоянной развитой инфраструктуры. Колоссальный природный ресурс Севера надо осваивать капитально. Сегодня станции и люди должны обеспечиваться авиацией — нужны аэродромы, взлетные полосы, надежная инфраструктура обслуживания. Планируется строительство ж/д магистрали Архангельск — Сыктывкар — Кудым-кар — Пермь — так называемый «Бел-комур».

Реализация крупномасштабных проектов освоения природных ресурсов северных территорий не может быть осуществлена прежними методами. Сегодня надо менять психологию отношения к северным районам и уходить от тенденции кажущейся экономически выгодной системы вахтовых принципов. Основанием для такого вывода является качественно новый уровень развития всех отраслей науки, значительные достижения в области градостроительных технологий и существенные изменения в распределении запасов природных месторождений полезных ископаемых.

Следовательно, предстоит разработка научно обоснованных

стратегических программ в рамках общей программы и перспективных проектов градостроительного освоения этих территорий, базирующихся па новых принципах. Возможное название проекта — «Урал промышленный — Урал полярный».

В экономике Российской Федерации Уральский федеральный округ представлен прежде всего ЗападноСибирским топливно-энергетическим комплексом и индустриальным Уралом. В структуре промышленного производства Свердловской и Челябинской областей черная и цветная металлургия занимает 73% и 83% соответственно. Здесь ежегодно перерабатывается свыше 5 млн т металла. Только производственным объединением «Уралвагонзавод» его потребляется свыше 450 тыс. т. Еще

2 млн т перерабатывается в трубной промышленности.

Топливно-энергетический комплекс Западной Сибири и промышленный Урал во взаимосвязи не только обеспечивают развитие базовых отраслей экономики России, но и формируют основу экспортного потенциала страны. За минувшие годы темпы промышленного роста в федеральном округе превышали общероссийские в 1,2—1,5 раза.

Нефтегазовый комплекс практически вышел на дореформенный уровень по объемам добычи углеводородов. Физические объемы производства в черной металлургии за пять лет увеличились на четверть, в цветной — на половину. По ряду видов продукции доперестроечный уровень превышен в 2—3 раза. Сегодня по прокату черных металлов мы приблизились к 85% от дореформенных объемов, по выплавке стали к 72%, при этом кратно возросла доля продукции высоких переделов, реализация заготовки в общем объеме на ММК сократилась до 5,5%.

В цветной металлургии доля высокого передела достигла 65%. В 2004 г. наметилось оживление в машиностроении: рост к уровню 2003 г. составил 105%.

Главное — это обеспечение транспортной доступности ресурсов на основе опережающего развития инфраструктуры.

Понятно, что без дальнейшего развития транспортной инфраструктуры позитивной экономической динамики не будет. Поэтому во взаимодействии с ОАО «Российские железные дороги» и субъектами Федерации Уральского федерального округа отработана практика государственного и частного партнерства в рамках программы развития сети железнодорожного

Рисунок2. Общий видметаллургическогозавода

сообщения в районах газо-, нефтедобычи, включая перспективные сырьевые провинции Западной Сибири, Полярного и Приполярного Урала, что должно ускорить вовлечение в хозяйственный оборот богатейших природных богатств Ямала и Надым-Пур-Тазовской нефтегазоносной провинции.

Очевидна необходимость формирования транспортного коридора вдоль восточного склона Урала. Его ядро — строительство новой железнодорожной магистрали Полуночное — Обская; автомагистрали Салехард — Урай — Тюмень.

Именно строительство железной дороги вдоль восточного склона вкупе с автодорогой дает жизнь индустриальному комплексу Урала, обеспечив доступ к горнорудной базе. Для создания оптимальной транспортной сети в регионах интенсивного природо-недропользования Крайнего Севера, обеспечения доступа к новым запасам углеводородного сырья предполагается также: достройка железнодорожной линии Обская — Бованенково (ОАО «Газпром») с последующим выходом на порт Харасавэй; строительство железнодорожной линии Надым — Салехард, строительство железнодорожной линии Коротчаево — Игарка с перспективой выхода на Дудинку, Норильск.

Формирование транспортного коридора, наряду с решением главной задачи, а именно: ликвидации дефицита горнорудного сырья для базовых отраслей экономики — черной и цветной металлургии, позволяет вовлечь в хозяйственный оборот целый ряд

других важнейших ресурсов. Новый транспортный коридор значительно снизит издержки по перевозкам необходимых для обустройства месторождений грузов.

Общий грузопоток по транспортному коридору в южном направлении, согласно технико-экономическим соображениям, составит в среднем 20 млн т ежегодно. С учетом грузов для предприятий горнорудной и угольной промышленности, нефтегазового, лесопромышленного комплекса, годовой объем грузоперевозок по намечаемой к строительству железной дороге в северном направлении составит, согласно технико-экономическим соображениям, до 20,3 млн т ежегодно.

При реализации такого проекта необходимо предусмотреть все последствия, чтобы не создать экологические проблемы для крайне ранимой природы Севера, учесть интересы его коренных жителей.

Формирование нового Территориально-Производственного Комплекса (ТПК) на базе ресурсов Полярного и Приполярного Урала, полуострова Ямал, шельфовой зоны потребует опережающего развития в этом регионе энергетики. Здесь могут быть задействованы ресурсы низконапорного газа на отрабатываемых газовых месторождениях. Его запасы оцениваются в 5,3 трлн куб. м. Стоимость электроэнергии, вырабатываемой с его использованием, как показывают расчеты, вдвое ниже, чем при обычной генерации.

Создание транспортного коридора и активное формирование новой гор-

норудной базы будет способствовать более полной загрузке предприятий машиностроения как Урала, так и России в целом, в т. ч. тяжелого машиностроения. К примеру, «Уралмаш-завод» мог бы поставлять шагающие экскаваторы для вскрышных работ (в настоящее время производит 2—3 машины в год), а также серию карьерных экскаваторов ЭКГ-12, ЭКГ-20, ЭКГ-5, годовая программа по которым сокращена за последние 10 лет более чем в 20 раз. Численность работающих сократилась за период 1991—2005 гг. с 36 тыс. человек (без филиалов) до 4,5 тыс. человек.

Реализация проекта будет способствовать повышению эффективности использования экспортного потенциала Урала и Западной Сибири, Российской Федерации в целом. Перспективный вектор экспортных грузопотоков по линии Север — Юг — сырьевые ресурсы Полярного и Приполярного Урала, сжиженный природный газ, деловая древесина, строительные материалы — в Индию, Китай, кварцевый концентрат в Японию, сжиженный газ в Европу. Перспективный вектор экспортных грузопотоков по линии Юг — Север (при достройке железной дороги Обская — Бованенково — порт Харасавэй с выходом на трассу Северного морского пути) — экспортная продукция перерабатывающей промышленности Урала, Сибири, лес и лесоматериалы Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, Свердловской области.

Диверсификация экономики Ямало-Ненецкого, Ханты-Мансийского автономных округов обеспечит более

устойчивое развитие этих регионов, отход от жесткой зависимости от конъюнктуры мировых рынков энергоносителей. В том числе даст импульс созданию инновационных центров. К примеру, начатая на восточном склоне Урала в Ханты-Мансийском автономном округе разработка месторождений особо чистого кварца потребовала привлечения большого научного потенциала для создания технологий его обогащения. Ускорится реализация важнейших социальных программ, в т. ч. улучшение транспортной доступности для жителей удаленных территорий Крайнего Севера.

Следует выделить три ключевых условия реализации столь масштабной, стратегически значимой задачи, как создание транспортного коридора «Урал промышленный — Урал полярный».

Первое. Участие государства в инфраструктурном проекте.

Второе. Устойчивые правила игры на рынке, которые обеспечиваются стабильностью законодательной, нормативно-правовой базы, ее активной ролью в поддержке бизнеса. Сегодня мы пока не имеем базового закона «О недрах», в стадии разработки — концессионное законодательство.

Третье. Обеспечение гарантий прав собственности, прозрачности, открытости бизнеса.

В этих условиях становится целесообразным и необходимым освоение северных районов России путем создания полноценных градостроительных образований на базе освоения богатых промышленных запасов полезных ископаемых с созданием комфортных условий для постоянного проживания населения на этих территориях.

Территориально-градостроительные и архитектурные аспекты промышленного освоения территорий Полярного Урала были апробированы в ряде экспериментальных проектов, выполненных в последние годы на кафедре «Архитектура промышленных зданий и сооружений» УралГАХА на примере разработки архитектурно-планировочной и объемно-пространственной концепции формирования промышленно-селитебных образований (ПСО) на базе предприятий горнодобывающей, металлургической, химической промышленности и других в экстремальных природно-климатических условиях Полярного Урала.

В качестве примера можно привести проект «Промышленно-селитебный комплекс (ПСК) на базе металлургического завода в экстремальных условиях Полярного Урала». Архитектурно-планировочная организация ПСК выполнена на базе функциональной

модели предприятия производственной мощностью до 500 тыс. т стали и проката в год (рис. 1).

Концептуальные компоновочные решения и принципы архитектурнопланировочной организации ПСК в составе металлургического завода и жилой застройки разработаны с учетом природоохранных мероприятий, ресурсосбережения, высокой степени надежности функционирования комплекса, эстетической выразительности и обеспечения комфортных условий для постоянного проживания населения.

Санитарно-защитные зоны в условиях севера со скупой растительностью не могут быть дополнены лесозащитными посадками, что накладывает дополнительные требования к использованию технических приемов и средств понижения класса вредности предприятия за счет уменьшения выбросов в атмосферу. Производство с замкнутым технологическим циклом размещается в герметичных производственных зданиях с высокоэффективной степенью очистки вредных выделений, полной утилизацией отходов производства и вторичного тепла. Организация металлургического производства должна ориентироваться на применение непрерывного конвейерного, трубопроводного транспорта и автотранспорта. Железнодорожный транспорт должен использоваться только для внешних связей (прием сырья и вывоз готовой продукции).

В условиях Полярного Урала при освоении богатых месторождений полиметаллических руд целесообразно объединение в местах разработки добывающих предприятий, обогатительных фабрик и металлоперерабатывающих предприятий с образованием единого пункта поселения. Целесообразно использовать принципиально новые — «прорывные» технологии получения металла, разработанные институтом «Стальпроект», промышленный образец которого успешно апробирован в России на Липецком металлургическом заводе и может широко использоваться в практической металлургии. Это направление — альтернатива традиционного доменного производства, замена доменной печи, печью жидкофазного восстановления железа (ПЖВ).

Жилая зона ПСК — это малый комфортный город на 10-15 тыс. жителей с полной социальной инфраструктурой, компенсирующей недостаток природных факторов — солнца и тепла — в зимний период. Благоприятной предпосылкой для компактного образования промышленно-селитеб-

ного комплекса является наличие богатых энергоресурсов и возможность оптимального использования вторичного технологического тепла металлургического производства для отопления жилого комплекса и создания комфортного микроклимата в жилой зоне, а также создание тепличного хозяйства для круглогодичного обеспечения населения города овощами. Это является немаловажным положительным фактором для устранения психологического дискомфорта в сочетании с устройством крупного центрального зимнего сада — в структуре общегородского общественного центра и системы локальных зимних садов в жилых группах. Эти объекты оснащаются системами освещения «искусственное солнце» с возможностью дозированного ультрафиолетового облучения и регулирования уровня освещенности в режиме суток, а в условиях продолжительного летнего дня — затенения. Создается тепличный комплекс для круглогодичного обеспечения населения зеленью и овощами.

Заключение

Россия не может отказаться от использования богатейшего ресурсного потенциала северной зоны и, следовательно, нуждается в сохранении там или временном направлении туда значительного контингента трудящихся, формировании устойчивой системы их расселения на основе использования средств для полноценного проживания в экстремальных климатических условиях, создания поселений нового типа, способных к саморазвитию.

Неизбежность освоения северных территорий в условиях борьбы мировых держав за природные ресурсы в этой зоне не оставляет места для схоластических дискуссий о целесообразности организации новых поселений в виде малых городов, а требует активных действий по поиску инновационных прорывных ресурсосберегающих технологий разработки месторождений и формировании на их основе экологически безопасных, высококомфортных территориальнопромышленных комплексов принципиально нового типа.

Список использованной литературы

1 Латышев П. М. Малая модель большой России // Вестник УрО РАН. 2005. № 2 (12).

2 Владимиров В. В., Наймарк Н. И. Проблемы развития теории расселения в России. М., 2002. (Теоретические основы градостроительства).

3 Лэндри Ч. Креативный город. М., 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.