Научная статья на тему 'ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ НОРВЕГИИ'

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ НОРВЕГИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
212
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРВЕГИЯ / ИННОВАЦИИ / НАУКОЕМКИЕ ОТРАСЛИ / ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / РЕГИОН / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Назаров Никита Владимирович

В статье обсуждается специфика инновационной политики Норвегии, направленной на развитие высокотехнологичных предприятий и кластеров промышленности. Рассматривается место страны в Европе в контексте инновационного развития. Показано распределение высокотехнологичных производств по территории Норвегии, а также особенности их размещения на региональном уровне и в пределах муниципалитетов (на примере столичного региона Осло). Выделены преуспевающие и отстающие в технологическом развитии территории. Отмечено тяготение наукоемких предприятий к университетским центрам и региональным офисам оператора инновационной деятельности Innovasjon Norge.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Назаров Никита Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TERRITORIAL STRUCTURE OF THE HIGH-TECH MANUFACTURING INDUSTRIES IN NORWAY

The article examines the transformation of Norway’s innovation policy aimed at the development of high-tech enterprises and industrial clusters, its role in the European context. The research concerns the location of production facilities at the macro level (throughout Norway), highlights the differences in the distribution of high-tech industries at the regional level and within municipalities (using the example of the Oslo metropolitan region). According to the results of the analysis, the municipalities that are successful and lagging behind in technological development are identified. The attraction of enterprises to innovation development centers (Innovasjon Norge) and university clusters is noted.

Текст научной работы на тему «ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ НОРВЕГИИ»

УДК 332.132:135

doi: 10.31249/espr/2022.04.08

Н.В. Назаров*

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ НОРВЕГИИ

Аннотация. В статье обсуждается специфика инновационной политики Норвегии, направленной на развитие высокотехнологичных предприятий и кластеров промышленности. Рассматривается место страны в Европе в контексте инновационного развития. Показано распределение высокотехнологичных производств по территории Норвегии, а также особенности их размещения на региональном уровне и в пределах муниципалитетов (на примере столичного региона Осло). Выделены преуспевающие и отстающие в технологическом развитии территории. Отмечено тяготение наукоемких предприятий к университетским центрам и региональным офисам оператора инновационной деятельности Innovasjon Norge.

Ключевые слова: Норвегия; инновации; наукоемкие отрасли; высокотехнологичные предприятия; регион; региональное развитие.

Для цитирования: Назаров Н.В. Территориальная структура высокотехнологичных отраслей промышленности Норвегии // Экономические и социальные проблемы России. - 2022. - № 4. - С. 143-165.

N.V. Nazarov Territorial structure of the high-tech manufacturing industries in Norway

Abstract. The article examines the transformation of Norway's innovation policy aimed at the development of high-tech enterprises and industrial clusters, its role in the European context. The research concerns the location of production facilities at the macro level (throughout Norway), highlights the differences in the distribution of hightech industries at the regional level and within municipalities (using the example of the

* Назаров Никита Владимирович, младший научный сотрудник Отдела экономики Института научной информации по общественным наукам РАН (ИНИОН РАН). E-mail: nikita.naz97@gmail.com

Nazarov Nikita, Junior Researcher of the Department of Economics, Institute of Scientific Information for Social Studies, Russian Academy of Sciences (Moscow, Russia). E-mail: nikita.naz97@gmail.com

143

Oslo metropolitan region). According to the results of the analysis, the municipalities that are successful and lagging behind in technological development are identified. The attraction of enterprises to innovation development centers (Innovasjon Norge) and university clusters is noted.

Keywords: Norway; innovations; science-intensive industries; high-tech enterprises; region; regional development.

For citation: Nazarov N.V. Territorial structure of the high-tech manufacturing industries in Norway // Economic and Social Problems of Russia. - 2022. - N 4. -P. 143-165.

Введение

Основой норвежской экономики является нефтегазовая отрасль, что, с одной стороны, вынуждает отдельные регионы ориентировать развитие территорий исключительно на потребности крупных компаний по добыче нефти и газа, с другой - создает значительные проблемы для внедрения инноваций и развития отраслей с высокой добавленной стоимостью.

Государство осознает необходимость диверсификации экономики регионов. Начиная с 1980-х годов при участии министерств, ведомств и непосредственно парламента (Стортинга) принимающего планы регионального развития, начинает формироваться национальная инновационная система (НИС). Основой НИС служит сеть инкубаторов, технологических парков и региональных агентств развития. В развитие высокотехнологичных производств Норвегии вовлечены административные единицы на различных уровнях - как на общенациональном (макроуровне), так и региональном и муниципальном.

При разработке национальных стратегий по развитию инноваций особое внимание уделяется территориям, расположенным севернее Полярного круга. Поскольку данные регионы соседствуют с Россией, Финляндией и Швецией, это требует углубленной координации действий между государствами, в частности, в рамках межправительственного проекта «Баренц-регион»1. Кроме того, на территориях норвежских регионов Нур-ланн и Тромс-ог-Финнмарк проживают коренные народы Севера - саамы,

1 «Баренц-регион» - проект Евро-Арктического межправительственного сотрудничества, оформленный 11 января 1993 г. при подписании Киркенесской декларации министрами иностранных дел Норвегии, России, Финляндии, Швеции, а также представителями Дании, Исландии и ЕС. В рамках проекта был учрежден форум по развитию межрегиональных контактов северных территорий Норвегии, России, Финляндии и Швеции. Одновременно главы регионов участников вместе с представителями коренных народов подписали протокол о сотрудничестве и создании Баренцева Евро-Арктического Совета с целью развития Баренцева региона. Задача Баренцева сотрудничества - способствовать стабильности, экологическому прогрессу и поддержанию мира в Северной Европе через улучшение условий жизни и обеспечение устойчивого социально-экономического развития [Баренц-регион, 2022].

144

занимающиеся традиционным хозяйством и нуждающиеся в поддержке своей экономической деятельности.

Органами управления Норвегии предпринимаются различные меры по развитию высокотехнологичных производств на общенациональном, региональном и муниципальном уровнях. Цель настоящей работы заключается в оценке степени вовлеченности разных регионов и муниципалитетов страны в этот процесс. Задачами выступает проверка гипотезы о концентрации наукоемких предприятий в столичном регионе и технологических парках, а также определение масштабов инновационной деятельности в арктическом секторе Норвегии и программ по ее стимулированию.

Развитие инновационной деятельности в Норвегии

Переход к пятому технологическому укладу1 в 1970-х годах заставил экономику Норвегии переориентироваться в сторону сферы услуг. При этом значительно увеличилась доля малых и средних предприятий (МСП), развитие которых координируется и субсидируется Исследовательским советом NFR и Региональным фондом развития SND [Iversen, 2003, p. 19].

Для стран Северной Европы характерна модель «тройной спирали», в которой общество, промышленность и университетские центры сотрудничают при создании и продвижении инновационного продукта, что оказывает синергетический эффект на развитие региональной экономики. Эксперты отмечают снижение эффективности рассматриваемой модели в начале 2000-х годов и ее новый подъем после экономического кризиса 2008 г. Координация действий, направленных на развитие связей между обучающими центрами (университетами) и предприятиями в Норвегии, происходит в соответствии с программой BRIDGE , через агентство

1 Технологический уклад - совокупность сопряженных устройств, имеющих единый технический уровень. Смена уклада обусловлена научно-техническим прогрессом [Технологический уклад ... , 2022].

2 NFR (Исследовательский совет Норвегии) - государственное агентство стратегического финансирования и реализации инновационной политики. На продвижение инноваций в 2019 г. агентством было выделено около 1 млрд долл. [The Research Council ... , 2021].

3 SND (Фонд промышленного и регионального развития) - фонд, основанный в 1993 г. и направленный на повышение доходности бизнеса и развитие межрегиональной торговли в Норвегии. Организация предоставляет предпринимателям льготные кредиты, гранты и субсидии [Invest in Norway ... , 2022].

4 BRIDGE («Мост») - инициатива проекта «Баренц-регион», направленная на развитие экономики арктических регионов и обеспечение занятости, прежде всего, молодых специалистов. Конечной целью является тесная интеграция дипломов и магистерских диссертаций с бизнес-задачами МСП [The Bridge Project ... , 2022].

145

Промышленного развития - офисов технологического трансфера1 SIVA2 [Iversen, 2003, p. 45].

Многообразие предприятий, занимающих определенные производственные ниши, выдвинуло, с одной стороны, высокие стандарты к участникам рынка, с другой - значительно снизило долю затрат на внутрифирменные разработки. Технические знания и наработки приобретаются в результате интенсивного межфирменного и межрегионального сотрудничества при участии технологических парков и агентств развития [Чечурина, Соколенко, 2017, с. 121-122].

Интеллектуальная собственность в Норвегии, так же как в Швеции, закреплена за исследователем или группой ученых научной организации или учебного заведения, в котором была выполнена научная работа, в то время как в Дании, например, после реформы 2000 г. все права на изобретения сотрудников принадлежат работодателям [Iversen, 2003, p. 50; Finn, Rasmus, 2007, p. 251].

Закрепление законодательных прав на изобретение за его авторами способствовало сохранению лидерства в региональном высокотехнологичном развитии за университетскими (Осло и Тронхеймом) и научными центрами Норвегии (в городах Хортен, Конгсберг, Халден, Рауфосс, Яарен и Арендал), соседствующими с региональными агентствами развития и столичной агломерации. Особенно выделился столичный регион Осло как основной национальный генератор инновационного развития [Ivanova, Strand, Leydesdorff, 2019, p. 48, 55]. Необходимо отметить, что, как правило, высокотехнологичные производства развивались вследствие конверсии оборонной промышленности. Это привело к повышению конкурентоспособности крупных промышленных конгломератов [Technology Cities ... , 2007, p. 553, 558].

Благодаря специальным программам инновационные процессы стали распространяться и на северных территориях Норвегии. В первой стратегии, относящейся к этим территориям и разработанной в 2006 г., особое внимание уделялось развитию науки и технологий, в частности финансированию Арктического университета Норвегии Тромсё, колледжей в Нарвике и Будё, разработке образовательных курсов и взаимодействию с северо-западными регионами России [The Norwegian Government's ... , 2006, p. 24]. Одним из ключевых направлений научной деятельности на севере Норвегии стало развитие авиакосмической отрасли в соответствии с евро-

1 Технологический трансфер - процесс, позволяющий научным открытиям, знаниям и интеллектуальной собственности передаваться от создателей (университетов и / или научно-исследовательских центров) к частным или государственным пользователям. Цель -превращение изобретений и научных выводов в новые продукты или услуги [Intellectual Property ... , 2022].

2 SIVA (Корпорация промышленного развития Норвегии) - государственное учреждение, основанное в 1968 г. и направленное на развитие кластеров промышленности, а также отвечающее за развитие отдаленных регионов [SIVA, 2021].

146

пейской программой «Галилео» в Тромсё и на острове Аннёйа, а также на архипелаге Шпицберген [Iversen, 2003, p. 67].

В период экономического кризиса 2008-2009 гг. в целях предотвращения негативных явлений финансирование северных территорий значительно увеличилось. При этом распределением государственных средств занимались муниципальные власти [Криворотов, 2018, с. 87]. Результатом стал значительный приток инвестиций на эти территории, что позволяет нивелировать экономическое неравенство норвежских регионов, а также создает предпосылки для интенсивного международного сотрудничества [Гутенёв, Конышев, Сергунин, 2019, с. 113].

В новой версии стратегии развития северных регионов, опубликованной в 2009 г., акцентировалась необходимость развития МСП при поддержке созданного инвестиционного фонда Investinor AS [New Building Blocks ... , 2009, p. 29-30]. В университетах Норвегии с начала 2010-х годов начали работу курсы и обучающие программы по развитию предпринимательства и ведению бизнеса - по образцу шведской модели, предполагающей обучение и в аудиториях, и непосредственно на производстве [New Building Blocks ... , 2009, p. 61].

Последняя опубликованная в 2017 г. «Арктическая стратегия» призывает администрации территориальных образований к более конкретному подходу в отношении защиты прав и интересов коренных саамских народов, к диверсификации отраслей, активному применению социального капитала1, к сотрудничеству научных организаций и бизнес-структур в деле развития территорий проживания коренных народов Норвегии [Norway's Arctic Strategy, 2017, p. 24].

Секторальные меры, направленные на поддержку северных территорий страны (Нурланн и Тромс-ог-Финнмарк), привели в 2010-е годы к увеличению их темпов экономического роста и экспорта товаров до уровня, превышающего средний по стране [The Norwegian Government's Arctic ... , 2021]. Вместе с тем акватория Баренцева моря все активнее используется как транзитный транспортный коридор к Северному морскому пути, а на шельфе продолжается добыча нефтегазового сырья. Все это приводит к миграционному приросту населения г. Хаммерфеста и усилению социального расслоения жителей северных территорий Норвегии [Криворотов, 2018, с. 91].

Место Норвегии в Европе по уровню инновационного развития

Несмотря на наметившуюся в последние годы положительную динамику, Норвегия значительно меньше других североевропейских стран

1 Согласно определению французского социолога Пьера Бурдьё, социальный капитал - совокупность реальных или потенциальных ресурсов... связанных с членством в группе [Блок, Головин, 2015, с. 101].

147

инвестирует в НИОКР (в процентах от ВВП), что связано с традиционно высокой ролью нефтегазовой отрасли в экономике (рис. 1). Начиная с 2015 г. наибольшие затраты на НИОКР по отношению к ВВП приходятся на Швецию (3,2-3,5%), опережающей с 2014 г. Финляндию (2,7-2,9%).

У Норвегии рассматриваемые значения находятся в диапазоне 1,72,2%. Однако, согласно отчету Министерства образования и исследований Норвегии правительству страны, планируется к 2030 г. довести данный показатель до 3% [Long-term plan ... , 2019, p. 14].

4

1.5

1

0.5

0

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

годы

Даши--Исландия--Норвегия -Финляндия Швецги

Рис. 1. Затраты стран Северной Европы на НИОКР в % от ВВП

в 2010-2020 гг.

Источник: [Gross domestic spending ... , 2022]

НИОКР в Норвегии финансируются за счет правительственных грантов или проектного финансирования правительственными фондами научно-исследовательских институтов, работающих по заказу конкретной государственной организации или выполняющих прикладные исследования для конкретного производства или отрасли [Comparing the evolution ... , 2007, p. 380-381].

Среди всех стран, входящих в ОЭСР, доля государственных расходов на НИОКР у Норвегии наивысшая и составляет 47% от всех источников инвестиций. Причем в последние годы заметно выросло финансирование из структурных фондов ЕС [Science&Technology ... , 2021, p. 18]. В 2019 г. из суммы в 77 млрд норвежских крон (770 млн долл.), израсходованной на НИОКР, 42% пришлось на Осло и по 19% - на регионы Трён-делаг и Вестланн с Ругаланн [Science&Technology ... , 2021, p. 27].

148

Пандемия коронавируса в 2020 г. привела к значительному увеличению финансирования НИОКР со стороны государства: объем дополнительной поддержки, выделенной на проведение исследований, в 2020 г. составил 2,4 млрд норвежских крон (240 млн долл.), выданных преимущественно посредством грантовой поддержки [Indikatorrapporten, 2022]. В ряде случаев для поддержки предприятий выделялись кредиты с льготным или беспроцентным периодом, что, в частности, дало стимул к созданию новых высокотехнологичных предприятий в сфере фармацевтики.

Основным стимулом, направленным на масштабирование инвестиций в НИОКР, является программа SkatteFUNN, в рамках которой предприятия, вкладывающие средства в НИОКР, могут снизить ставку корпоративного налога и оформить налоговый вычет на сумму до 25 млн норвежских крон (2,5 млн долл.) ежегодно [About SkatteFUNN, 2021].

Реализация национальной программы Enterprise development 2000 (BU 2000; «Развитие предприятий 2000») в 1994-2000 гг. позволила локальным предпринимателям объединиться и стать участниками региональных и государственных инновационных программ. При этом значительно возросла как коммерциализация научных разработок, так и их последующее продвижение на международный рынок. Принятие данного документа также способствовало вовлечению сотрудников предприятий промышленности в региональное планирование посредством их участия в межрегиональных собраниях и на конференциях, где присутствовали представители региональных органов власти [Tonnessen, Gjefsen, 1999, p. 740].

В 2001 г. программа Enterprise Development была заменена на программу Value creation 2010 («Создание ценностей 2010»), в рамках которой была сделана попытка объединения местными властями (муниципалитетами) отдельных предприятий в региональную сеть по принципу единой номенклатуры выпускаемой продукции. Изменились масштабы охвата программы: если первая затрагивала только 100 предприятий, то вторая охватывала 350 предприятий, объединенных в 35 «сетей» (групп), исходя из номенклатуры выпускаемой продукции. Подача заявлений от предприятий на субсидирование инновационной выпускаемой продукции проходила при участии региональных центров НИОКР [Hildrum, Finsrud, Klethagen, 2009, p. 260].

С 2007 г. регионы Норвегии начали работу в рамках национальной программы в сфере НИОКР и инноваций (VRI)1, направленной на раскрытие инновационного потенциала страны и предусматривающей целевое выделение бюджетных средств для научной работы по ключевым направ-

1 VRI (Программа в сфере НИОКР и инноваций) - десятилетняя национальная программа (2007-2017) Исследовательского совета Норвегии, направленная на обмен опытом и исследованиями, а также на развитие сотрудничества, независимая от научных, административных и производственных рамок. За период ее действия значительно усилилась роль региональных научных центров НИОКР [Programme for regional ... , 2007, p. 1].

149

лениям. Главным в программе являлось активное взаимодействие по передаче инноваций между образовательными (университетскими) центрами и компаниями в течение трехлетнего цикла. Кроме того, впервые были введены понятия «обучающий регион»1 и «социальный капитал».

За время реализации VRI некоторые регионы расширили набор отраслей специализации: так появились центры туризма в фюльке2 (области) Нурланн и киноиндустрии в фюльке Вестфолле-ог-Телемарке [Sorvik, Midtkandal, 2016, p. 166]. Благодаря данной программе регион Вестфолл-ог-Телемарк стал центром наноиндустрии и производства электронного оборудования, выйдя на третье по значимости место в королевстве в наукоемком производстве.

Успешным примером сотрудничества предприятий и научных центров в Норвегии является обновление нефтегазовых предприятий, а также увеличение глубины деревообработки в регионе Агдер [Steineke, 2009, p. 43]. Благодаря участию в программе VRI региону Агдеру в начале 2010-х годов удалось трансформировать специализацию с обычной лесодобычи на наукоемкое деревообрабатывающее производство [Sorvik, Midtkanal, 2017, p. 167]. В результате в Агдере возникло 15 новых высокотехнологичных производств (в дополнение к 22 существовавшим).

Многие положения и принципы, сформулированные в VRI, легли в основу следующего этапа инновационного развития страны - выработки стратегий умной специализации.

В 2014-2020 гг. регионы, получившие от Стортинга большую самостоятельность в распределении бюджета, активно участвовали по линии Европейского союза в программе S3 («Стратегии умной специализации»). В частности, сотрудничали с ЕС регионы Агдер, Викен, Мёре-ог-Румсдал и Нурланн. Результатом адаптации программы для государства, не входящего в ЕС, стало принятие Норвегией собственной стратегии, именуемой Process21 («Процесс 21») и основанной на региональной интеллектуальной специализации [Highlights cooperation ... , 2022].

В 2019 г. парламентом Норвегии опубликована «белая книга» — план работы правительства с учеными-исследователями и учреждениями высшего образования до 2028 г. Было поставлено несколько целей: развитие инноваций и конкурентоспособности; решение проблем в важных сферах общественной жизни; развитие академических и исследовательских сообществ [S3 for SDGs, 2022].

1 Термином «обучающий регион» в 1990-е годы подчеркивалась роль сотрудничества и совместного обучения бизнес-сообщества и местных администраций в сфере внедрения новых технологий и передовых методов ведения бизнеса с целью повышения конкурентоспособности региона. В рамках концепции о знаниях, как о фундаментальном ресурсе и источнике инноваций, некоторыми регионоведами «обучающие регионы» рассматривались как источники развития государства [Л8Ьет, 2012, р. 994-995].

2 Единица административного деления страны, соответствующая уровню губернии (округа, области, провинции).

150

Являясь полноправным участником Европейской экономической зоны с 1994 г., Норвегия активно вовлечена в различные международные программы [Sörvik, Midtkandal, 2016, p. 156]. В 2021 г. вместе с Исландией Норвегия присоединилась к проекту Horizon Europe («Горизонт Европы»). Данная инициатива ЕС предполагает усиление международного сотрудничества в области науки и инноваций, а также выделение в период 2021-2027 гг. норвежским научным организациям финансовой поддержки на общую сумму до 200 млн норвежских крон (20 млн долл.) [Iceland and Norway ... , 2022; PES Horisont Europa ... , 2021].

Инновационная система Норвегии

На основе данных Европейского статистического агентства (Eurostat), в Норвегии выделяются три высокотехнологичные отрасли, характеризующиеся значительной наукоемкостью и высокой добавленной стоимостью [Glossary: High-tech ... , 2022]:

• производство базовых фармацевтических продуктов и препаратов;

• производство компьютерного, электронного и оптического оборудования;

• производство авиационной и космической техники.

40000 30000

S о

и а

% в ш 1" 2000 20000

! 1000 ™ * ™

0 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 годы 201S 2019 2020

- Все производства

Производство фармацевтических продуктов и препаратов

--Производство компьютеров, электроники и оптики

— - Производство авиационной и космической техники

Рис. 2. Объем финансирования НИОКР высокотехнологичных отраслей

в 2010-2020 гг. Источник: [Research and development ... , 2022]

На рисунке 2 отображены неуклонно растущие объемы финансирования НИОКР высокотехнологичных компаний Норвегии. Исключение в

151

анализируемое десятилетие (2010-2020) составило финансирование фармацевтического производства в стране, которое имело тенденцию к снижению. Отчасти это связано с развитием данной отрасли в кластере «Медицинская долина», протянувшемся через Данию и Швецию, и увеличением доли этих скандинавских стран на международном рынке медицинских препаратов. Тем не менее не исключено, что вскоре эта тенденция изменится и данная отрасль в Норвегии активизируется, поскольку национальные компании разработали и производят востребованные во всем мире лекарства от коронавируса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рассматривая привлекательность европейских стран и их регионов в плане инновационного развития, Европейская комиссия ежегодно публикует отчет «Европейская шкала инноваций»1. В отчете за 2021 г. вся территория Норвегии была разделена на три зоны (рис. 3): регионы - средние инноваторы (Иннландет), сильные инноваторы (большинство регионов) и инновационные лидеры (Осло и Тронхейм) [Hollanders, Es-Sadki, 2021, p. 34]. По сравнению с первыми опубликованными отчетами ЕС по развитию инноваций, за 15 лет экономика территорий вокруг Осло и Тронхейм трансформировалась со среднего уровня инновационного развития до наивысшего [Hollanders, Tarantola, Loschky, 2009, p. 36].

При этом Норвегия характеризуется инновационными показателями2 выше среднего по странам ЕС-27 [Hollanders, Es-Sadki, 2021, p. 6]. В особенности королевству удалось преуспеть в развитии взаимного сотрудничества МСП и создании инновационного продукта за счет участия в европейских программах. Также заметно увеличились финансирование НИОКР со стороны государства и занятость в наукоемких отраслях.

Отмечается, что и в образовательной системе Норвегии в начале XXI в. произошли заметные изменения. Реформы, начатые в 2014 г., привели к изданию «Белой книги по качеству высшего образования» (2016-2017), в которой были пересмотрены критерии эффективности. Так, вместо роста числа иностранных студентов акцент сделан на увеличение количества отечественных учащихся в высших учебных заведениях. Выделение объема финансирования стало определяться числом учащихся, а помимо звания «доцента» и «профессора» была введена должность «старшего профессора». Тем самым фокус образования был перемещен на внутренние потребности [Nordic higher education in flux ... , 2019, p. 95]. Это привело к повышению качества образования и увеличению количества норвежских специалистов с высшим образованием.

1 «Европейская шкала инноваций» (European Innovation Scoreboard, EIS) - главный стратегический инструмент для оценивания европейской инновационной политики.

2 Степень региональной инновационной деятельности в «Европейской шкале инноваций» определяется по 21 показателю, включающему рамочные условия, вложенный объем инвестиций, инновационную деятельность и ее влияние на занятость и объемы продаж.

152

Рис. 3. Инновационная привлекательность и роль в высокотехнологичном производстве регионов Норвегии Источники: [Hollanders, Es-Sadki, 2021, p. 34; Produksjon av datamaskiner, 2022; Produksjon av Farmaseytiske ... , 2022; Produksjon av luft- og romfartey, 2022]

153

Высокотехнологичные отрасли в экономике Норвегии

По результатам обработки данных по обороту капитала и числу сотрудников, содержащихся в североевропейской базе данных Vainu, установлено, что все высокотехнологичные отрасли Норвегии в 2020 г. внесли вклад в ВВП страны в размере 42 млрд норвежских крон (около 4,2 млрд долл.), что составляет 4% от вклада всей промышленности [Produksjon av datamaskiner, 2022; Produksjon av Farmasoytiske ... , 2022; Produksjon av luft- og romfartoy, 2022].

На 508 высокотехнологичных предприятиях Норвегии трудится около 14 тыс. человек1. Крупнейшими из них являются компании Kong-sberg Maritime AS (производит морскую робототехнику, системы позиционирования и навигации), GE Healthcare AS и Fresenius Kabi Norge AS (производство лекарственных препаратов и медицинской техники), расположенные в столичной агломерации Осло. Старейшим высокотехнологичным предприятием страны считается ныне норвежское представительство индийской компании Indra Navia AS, основанное в 1916 г. и поставившее в свое время радиопередатчик норвежскому путешественнику-исследователю Северного полюса Руалю Амундсену [Indra in Norway, 2022].

Высокотехнологичные производства концентрируются в южной (регионы Вестфолл-ог-Телемарк, Викен и Осло) и центральной (регион Трён-делаг - город Тронхейм) частях королевства. Осло и Тронхейм - важнейшие научные и образовательные центры страны, где также располагаются многие международные компании. Западные и северные части не вносят существенного вклада в инновационную деятельность Норвегии, поскольку являются традиционными регионами нефтегазодобычи [Produksjon av data-maskiner, 2022; Produksjon av Farmasoytiske ... , 2022; Produksjon av luft- og romfartoy, 2022].

К 2020 г. масштабы высокотехнологичного производства в Норвегии выросли благодаря активизации фармацевтических компаний в регионах Викен и Трёнделаг.

Развитию высокотехнологичных производств в стране способствовал оператор инновационной деятельности Innovasjon Norge («Инновации Норвегии»), основанный в 2004 г. и выступающий в качестве посредника между местными властями, образовательными центрами и бизнес-сообществом [About Innovation Norway, 2021]. Основная задача 19 региональных офисов оператора заключается в анализе локального и регионального рынков, а также обеспечении производства инновационных продуктов или спроса на инновационные продукты. Помимо деятельности вышеупо-

1 Включая 42 предприятия, принадлежащих иностранному капиталу, штаб-квартиры которых расположены преимущественно в странах Северной Европы, Великобритании и Германии.

154

мянутой структуры немалую роль в инновационном развитии Норвегии играют технологические парки.

Формирование норвежских технопарков или научных парков1 обусловлено директивами, принятыми парламентом королевства в 1980-е годы и направленными на развитие определенных направлений: оффшорной промышленности2, информационных и биотехнологий, конструкционных материалов и здравоохранения [Smith, Dietrichts, Nas, 1996, p. 10].

Специалисты выделяют два основных варианта развития технопарка: либо это инкубатор, в котором создаются благоприятные условия для развития малого бизнеса, либо там размещаются крупные фирмы, сотрудничающие с находящимися поблизости научными или университетскими центрами. В первом случае развивается горизонтальная структура управления, открытая координация и переток знаний. Во втором - устанавливается вертикальное и иерархичное взаимодействие, при котором система отличается большей устойчивостью и зависимостью от головного предприятия [Ylinenpaa, 2001, p. 11].

Норвежская сеть технопарков выстроена по первому принципу, выступая в качестве инкубаторов, тяготеющих к местным университетским центрам. Установлено, что расположение технологических парков во многом совпадает с размещением региональных офисов Innovasjon Norge, а на долю занятых в высокотехнологичных отраслях регионов позитивно влияет присутствие на территории научно-образовательных учреждений.

На рисунке 4 также отчетливо видно сосредоточение высокотехнологичных производств в столичных регионах Норвегии (Викен, Осло и Вестфолл-ог-Телемарк) и их малое распространение в западной и северной частях королевства (регионы Вестланн и Мёре-ог-Ромсдал, Нурланн и Тромс-ог-Финнмарк) [Herstad, Sandven, 2017, p. 75, 85].

Инновационное развитие территорий, находящихся в норвежской арктической зоне, лимитирует доминирование занятости в сфере добычи полезных ископаемых.

1 Международная ассоциация научных парков и инновационных территорий трактует термин «научный парк» как «организация, управляемая специалистами, цель которых заключается в увеличении благосостояния общества путем продвижения инновационной культуры и повышения конкурентоспособности связанного с нею бизнеса и наукоемких институтов» [Definitions // IASP, 2022].

2 Промышленность, расположенная на морском шельфе или у берега со стороны

моря.

155

Рис. 4. Распределение технологических парков и занятость на высокотехнологичном производстве Источники: [Produksjon av datamaskiner, 2022; Produksjon av farmasoytiske ... , 2022; Produksjon av luft- og romfartoy, 2022]

156

Сотрудничество между отдельными предприятиями Нурланна и Тромс-ог-Финнмарка минимально, вклад местных образовательных центров заметен лишь в сотрудничестве с нефтегазовым сектором. 15 выявленных высокотехнологичных предприятий этих регионов характеризуются малой численностью занятых, небольшим оборотом капитала и относительно недолгим периодом работы в данной местности (большинство предприятий было основано в 2010-х годах) [Herstad, Sandven, 2017, p. 96]. Хотя в порядке предполагаемого замещения добывающей промышленности «арктические» регионы могли бы стать новым полюсом роста как экономики Норвегии, так и международного сотрудничества, в том числе по линии проекта «Баренц-регион».

В свою очередь, по данным Vainu, из 428 территориальных объединений Норвегии уровня муниципалитета высокотехнологичные производства расположены в 103 [Produksjon av datamaskiner, 2022; Produksjon av Farmasoytiske ... , 2022; Produksjon av luft- og romfartoy, 2022]. Центрами их сосредоточения являются Осло и Тронхейм (рис. 5).

Анализ базы данных Vainu позволил установить полицентричность территориальной структуры высокотехнологичного производства в Норвегии. Выделяется концентрация соответствующих предприятий по оси Осло - Тронхейм: в муниципалитетах Халден, Уверхалла, Хортен, Квите-сэйд занятость на высокотехнологичном производстве превышает 30% от всех занятых в муниципалитете [Employed persons . , 2022; Population and changes . , 2022]

В одном случае это связано с наличием крупного предприятия (фармацевтической компании Pharmaq AS в Уверхалле и Fresenius Kabi AS в Халдене), определяющего технологическое развитие соответствующего муниципалитета. В другом присутствует конгломерат малых предприятий, работающих при одном технологическом парке (Хортен).

Столичный регион Осло как центр инновационной деятельности

Осло и окружающий его регион Викен являются ведущим центром высокотехнологичного производства Норвегии. На 46 высокотехнологичных предприятиях столицы трудится около 2 тыс. человек, что составляет 14% от общего числа занятых в наукоемких производствах страны (около 14 тыс. человек).

По объему вклада в региональную экономику доля высокотехнологичных предприятий промышленного сектора составляет свыше 25%: оборот этих предприятий в 2020 г. достиг почти 9,6 млрд норвежских крон (960 млн долл.). Высокотехнологичные предприятия в основном размещаются вдоль Осло-фьорда по параболе Драммен - Лиллестрём, тяготея к научным центрам (рис. 6).

157

Рис. 5. Ведущие высокотехнологичные муниципалитеты Норвегии Источники: [Employed persons ... , 2022; Population and changes ... , 2022]

158

Рис. 6. Высокотехнологичное производство Осло и его пригородов

по состоянию на 2020 г. Источники: [Employed persons . , 2022; Population and changes . , 2022]

159

В Осло сконцентрированы крупные по числу сотрудников и масштабам производства фармацевтические предприятия (к примеру, GE Healthcare), входящие в международные корпорации. Напротив, электронику и оптику, как правило, производят микрофабрики, которые не привязаны к научным центрам или технологическим паркам (за исключением муниципалитета Гран - центра Яарен).

По соседству с Осло расположен технологический парк Хортен -центр электронной промышленности, в котором размещено 17 высокотехнологичных предприятий. Отсюда началось развитие данной отрасли в 1960-е - 1970-е годы, когда несколько «отпочковавшихся» от университета Осло компаний (AME, Norcontrol, Simrad и Vingtor) по инициативе местных предпринимателей начали функционировать самостоятельно [Technology cities ... , 2007, p. 557-558]. Большинство компаний, входящих в технологический парк Хортена, производят специализированное морское оборудование.

Крупнейший авиастроительный кластер в пределах агломерации Осло представлен головным предприятием GKN Aerospace в Конгсберге (на рис. 6 не показан) и подразделением Airfix в Лиере, производящим компоненты для газовых турбин и реактивных двигателей [Overview, 2022].

Заключение

Являясь государством, ориентированным на нефтегазовый сектор, Норвегия смогла расширить перечень отраслей специализации в ряде регионов и превратить некоторые из них в сильных инноваторов и инновационных лидеров.

Во многом этому способствовал Европейский союз, благодаря которому были профинансированы несколько международных проектов, направленных на обмен технологиями и знаниями и тесное взаимодействие между европейскими странами. Национальные и региональные власти Норвегии по результатам участия в специализированных программах (VRI; BU 2000) выделили приоритетные направления в развитии территорий, исходя из конкурентных преимуществ, а также сформулировали соответствующие программы модернизации регионов, расположенных севернее Полярного круга.

С позиций развития инноваций, Норвегия на макроуровне отличается от других европейских стран высокой долей финансирования НИОКР со стороны государства. На мезоуровне страна выделяется полицентрич-ным размещением высокотехнологичных отраслей промышленности с ядрами в Осло и прилегающих к нему регионах (Викен и Вестфолл-ог-Теле-марк), а также в Тронхейме (регион Трёнделаг). Двухъядерная система сложилась в результате тяготения предприятий к региональным университетам и офисам агентства развития Innovasjon Norge.

160

По данным Vainu, в 2020 г. на столичный регион приходилось около 22% оборота высокотехнологичных предприятий всей Норвегии и 26% занятых на них [Produksjon av datamaskiner, 2022; Produksjon av farmasoytiske ... , 2022; Produksjon av luft- og romfartoy, 2022]. В пределах агломерации Осло заметна концентрация крупных предприятий по производству медицинских препаратов с тяготением к технологическим паркам и университетским центрам, а также дисперсное распространение МСП по производству электроники и оптики во многих граничащих со столицей муниципалитетах. Авиационная и космическая техника производится на единичных предприятиях, как правило входящих в состав крупных комбинатов.

Высокотехнологичные производства слабо представлены в арктическом секторе страны (севернее Полярного круга) как по количеству предприятий, так и по их вкладу в экономику страны (15 предприятий из 467 с суммарным оборотом 26 млн из 42,3 млрд норвежских крон в 2020 г.). Это связано как с отдаленностью от университетов, так и с активной шельфовой добычей углеводородов, превалирующей над задачами технологического развития.

Норвегия всегда отличалась активным вовлечением в международное сотрудничество по линии образования и науки, включая до недавнего времени и Россию (в частности, по программе INTPART) [INTPART international ... , 2022]. На протяжении нескольких десятилетий активно велась научно-исследовательская работа в нефтегазовом секторе в рамках программы PETROMAKS совместно с Институтом проблем нефти и газа РАН (ИПНГ РАН), а также с другими научно-образовательными организациями в Баренц-регионе и на Шпицбергене в области экологии и устойчивого развития, криосферы, океанологии и геологии [Norway-Russia Research ... , 2012, p. 4; Norwegian-Russian bilateral ... , 2022]. В 2021 г. планировалось подписание пятилетнего соглашения между Россией и Норвегией в сфере научно-технического сотрудничества и университетских обменов [Аскерова, 2021]. В настоящее время все проекты сотрудничества Норвегии с Россией заморожены.

Список литературы

1. Аскерова Т. Россия и Норвегия будут развивать научно-техническое сотрудничество // Парламентская газета. - 2021. - 31.01. - URL: https://pnp.ru/politics/rossiya-i-norvegiya-budut-razvivat-nauchno-tekhnicheskoe-sotrudnichestvo.html (дата обращения: 02.09.2022).

2. Баренц-регион // The Norwegian Barents Secretariat. - URL: https://barents.no/ru/o-sekretariate/barenc-region (дата обращения: 10.09.2022).

3. Блок М., Головин Н.А. Социальный капитал: к обобщению понятия // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12. - 2015. - Вып. 4. - С. 99-111. - URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/sotsialnyy-kapital-k-obobscheniyu-ponyatiya/viewer (дата обращения: 13.08.2022).

161

4. Гутенёв М.Ю., Конышев В.Н., Сергунин А.А. Арктический сектор Норвегии : преемственность и инновации // Современная Европа. - 2019. - № 4(90). - С. 108-119. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41304624 (дата обращения: 01.08.2022).

5. Криворотов А.К. Норвежское Заполярье : государственная политика и региональное развитие // ЭКО. - 2018. - № 8(518). - С. 77-92. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id= 29773741 (дата обращения: 04.08.2022).

6. Технологический уклад // Большая российская энциклопедия. - URL: https://bigenc.ru/ technology_and_technique/text/4190919 (дата обращения: 29.07.2022).

7. Чечурина М.Н., Соколенко В.Э. Сравнительный анализ национальных инновационных стран Арктического региона // Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2017. - Т. 7, № 9 А. - С. 115-131. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32337618 (дата обращения: 29.07.2022).

8. About Innovation Norway // Innovation Norway. - 2021. - URL: https://arsrapport.inno-vasjonnorge.no/2021/en/artikkel/om-innovasjon-norge (дата обращения: 08.08.2022).

9. About SkatteFUNN // SkatteFUNN. - 2021. - 22.04. - URL: https://skattefunn.no/en/about-skattefunn/ (дата обращения: 10.08.2022).

10. Asheim B. The changing role of learning regions in the globalising knowledge economy: A theoretical re-examination // Regional Studies. - 2012. - Vol. 46, iss. 8. - P. 993-1004. -URL: https://www.researchgate.net/publication/233467307_The_Changing_Role_of_Learning_ Regions_in_the_Globalizing_Knowledge_Economy_A_Theoretical_Re-examination (дата обращения: 10.09.2022).

11. Comparing the evolution of national research policies: what patterns of change? / Lepori B., Besselar van den P., Dinges M., Poti B., Reale E., Slipers®ter S., Theves J., Meulen van der B. // Science and Public Policy. - 2007. - Vol. 34, iss. 6. - P. 372-388. - URL: https://research. utwente.nl/en/publications/comparing-the-evolution-of-national-research-policies-what-patter (дата обращения: 29.07.2022).

12. Definitions // IASP. - URL: https://iasp.ws/our-industry/definitions (дата обращения: 11.08.2022).

13. Employed persons, by age, industrial division (8 groups, SIC2007) and sector (4 groups). 4th quarter (M) (closed series) 2008-2020 // Statistikkbanken. - URL: https://ilostat.ilo.org/ resources/concepts-and-definitions/classification-occupation/ (дата обращения: 25.07.2022).

14. Finn V., Rasmus L.J. Effects on academia-industry collaboration of extending university property rights // The Journal of Technology Transfer. - 2007. - Vol. 32. - P. 251-276. -URL: https://ideas.repec.org/aZkap/jtecht/v32y2007i3p251-276.html (дата обращения: 30.07.2022).

15. Glossary: High-tech classification of manufacturing industries // Eurostat. - 2022. - 03.02. -URL: https://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php?title=Glossary:High-tech_ classification_of_manufacturing_industries (дата обращения: 07.08.2022).

16. Gross domestic spending on R&D // OECD Data. - 2022. - URL: https://data.oecd.org/rd/ gross-domestic-spending-on-r-d.htm (дата обращения: 07.08.2022).

17. Herstad S.J., Sandven T. Towards regional innovation systems in Norway? - Oslo : Nordic Institute for Studies in Innovation, Research and Education (NIFU), 2017. - 181 p. - URL: https://researchgate.net/publication/316622603_Towards_regional_innovation_systems_in_ Norway_An_explorative_empirical_analysis (дата обращения: 11.08.2022).

162

18. Highlights cooperation EU-Norway // European Commission. - URL: https://s3platform.jrc.ec. europa.eu/norway (дата обращения: 14.08.2022).

19. Hildrum J.M., Finsrud H.D., Klethagen P. The Next Generation of National R&D Programmes in Norway: Consequences for Action Research and Regional Development // International Journal of Action Research. - 2009. - Vol. 5, iss. 3. - P. 255-288. - URL: https:// d-nb.info/1191426785/34 (дата обращения: 14.08.2022).

20. Hollanders H., Es-Sadki N. European Innovation Scoreboard 2021. - Luxembourg : Publications Office of the European Union, 2021. - 94 p. - URL: https://op.europa.eu/en/publication-detail/-/publication/b76f4287-0b94-11ec-adb1-01aa75ed71a1/language-en/format-PDF/source-263710702 (дата обращения: 16.08.2022).

21. Hollanders H., Tarantola S., Loschky A. Regional Innovation Scoreboard (RIS) 2009. -Brussels : European communities, 2009. - 64 p. - URL: https://op.europa.eu/en/publication-detail/-/publication/438811f6-bc27-4049-9872-ad76db87f01e/language-en/format-PDF/source-263711497 (дата обращения: 16.08.2022).

22. Iceland and Norway are the first countries associated to Horizon Europe // European Commission. - 2022. - 08.08. - URL: https://ec.europa.eu/info/news/horizon-europe-norway-and-iceland-become-first-associated-countries-2021-sep-24_en (дата обращения: 14.08.2022).

23. Indikatorrapporten // Forskningsradet. - 2022. - 15.03. - URL: https://forskningsradet.no/ indikatorrapporten/indikatorrapporten-dokument/bevilgninger-og-virkemidler/nasjonale-bevilgninger/ (дата обращения: 10.08.2022).

24. Indra in Norway // Indra. - URL: https://indracompany.com/en/indra-norway (дата обращения: 13.08.2022).

25. Intellectual Property and Technology Transfer // WIPO. - URL: https://wipo.int/technology-transfer/en/index.html (дата обращения: 29.07.2022).

26. INTPART International Partnerships for Excellent Education, Research and Innovation // The Research Council of Norway. - 2022. - 23.06. - URL: https://www.forskningsradet.no/ en/call-for-proposals/2022/intpart-international-partnerships/ (дата обращения: 02.09.2022).

27. Invest in Norway // NorCham. - URL: https://norchamhk.com/invest-norway (дата обращения: 30.08.2022).

28. Ivanova I., Strand 0., Leydesdorff L. The Synergy and Cycle Values in Regional Innovation Systems: The Case of Norway // Foresight and STI Governance. - 2019. - Vol. 13, N 1. -P. 48-61. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/the-synergy-and-cycle-values-in-regional-innovation-systems-the-case-of-norway/viewer (дата обращения: 30.07.2022).

29. Iversen E. Norwegian Small and Medium-Sized Enterprises and the Intellectual Property Right System: Exploration and Analysis / Steering Committee. - Oslo : Steering Committee, 2003. - 110 p. - URL: https://eprints.utas.edu.au/1358/1/Iversen2003WipoStudy.pdf (дата обращения: 29.07.2022).

30. Long-term plan for research and higher education 2019-2028 / Norwegian Ministry of Education and Research. - Oslo : 07 Media AS, 2019. - 44 p. - URL: https://planipolis.iiep. unesco.org/sites/default/files/ressources/norway_long_term_plan_for_research_and_higher_ education_2019-2028_2019_eng.pdf (дата обращения: 10.08.2022).

31. Nordic higher education in flux: system evolution and reform trajectories // Reforms, Organizational Change and Performance in Higher Education / Pinheiro R., Geschwind L., Hansen H.F., Pulkkinen K. (eds.). - Cham : Palgrave Macmillan, 2019. - P. 69-108. -

163

URL: https://link.springer.com/content/pdf/10.1007/978-3-030-11738-2.pdf (дата обращения: 16.08.2022).

32. New Building Blocks in the North. The next Step in the Government's High North Strategy. - Oslo : Graset Trykk AS, 2009. - 92 p. - URL: https://regjeringen.no/globalassets/up-load/ud/vedlegg/nordomradene/new_building_blocks_in_the_north.pdf (дата обращения: 04.08.2022).

33. Norway's Arctic Strategy - between geopolitics and social development. - Oslo : Norwegian Government Security and Service Organisation, 2017. - 39 p. - URL: https://regjeringen.no/ contentassets/fad46f0404e14b2a9b551ca7359c1000/arctic-strategy.pdf (дата обращения: 04.08.2022).

34. Norway-Russia Research and cooperation in the High North / S. Larsen (ed.). - Oslo : The Research Council of Norway, 2012. - 20 p. - URL: https://forskningsradet.no/om-forskningsradet/publikasjoner/2/norway-russia.-research-and-cooperation-in-the-high-north/ (дата обращения: 01.09.2022).

35. Norwegian-Russian Bilateral Call for Proposals on Environmental Aspects and Sustainable Resource Development in the North // The Research Council of Norway. - 2022. - 01.03. -URL: https://forskningsradet.no/en/call-for-proposals/2022/russia-the-north-environmental-aspects/ (дата обращения: 02.09.2022).

36. Overview // GKN Aerospace Norway AS. - URL: https://gknaerospace.com/en/about-gkn-aerospace/locations/gkn-aerospace-in-europe/norway-as/ (дата обращения: 02.09.2022).

37. PES Horisont Europa Rammebevilgning for 2021 og 2022 // Forskningsradet. - 2021. - 21.09. -URL: https://forskningsradet.no/utlysninger/2021/pes-horisont-europa-rammebevilgning/ (дата обращения: 14.08.2022).

38. Population and changes during the quarter (M) 1997 K4-2022 K1 // Statistikkbanken. - URL: https://ssb.no/en/statbank/table/01222 (дата обращения: 25.07.2022).

39. Produksjon av datamaskiner og elektroniske og optiske produkter n®ring // Vainu. -URL: https://vainu.io/industry/NO/produksjon-av-datamaskiner-og-elektroniske-og-optiske-produkter/26 (дата обращения: 08.08.2022).

40. Produksjon av farmaseytiske ravarer og preparater n®ring // Vainu. - URL: https:// vainu.io/industry/NO/produksjon-av-farmasoytiske-ravarer-og-preparater/21 (дата обращения: 08.08.2022).

41. Produksjon av luft- og romfartey og lignende n®ring // Vainu. - URL: https://vainu.io/ industry/NO/produksjon-av-andre-transportmidler/prod-luft-og-romfartoy-og-lignende/30300 (дата обращения: 08.08.2022).

42. Programme for Regional R&D and Innovation (VRI) / C. Eckmann (ed.). - Oslo : The Research Council of Norway, 2007. - 22 p. - URL: https://forskningsradet.no/siteassets/ publikasjoner/1200976455760.pdf (дата обращения: 31.08.2022).

43. Research and development in the business enterprise sector // Statistisk sentralbyra (Statistics Norway). Technology area of R&D in the business enterprise sector 2010-2020. - 2022. -17.02. - URL: https://ssb.no/en/statbank/table/11133 (дата обращения: 08.08.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

44. Science & Technology Indicators for Norway 2021 / K. Wendt, M. Nedberg 0stby, E. Denisova, K. Restad, F. S®b0 Steine. - Oslo : The Research Council of Norway, 2021. -98 p. - URL: https://forskningsradet.no/globalassets/sti-report-2021.pdf (дата обращения: 10.08.2022).

164

45. SIVA // Eurofond. - 2021. - 03.08. - URL: https://eurofound.europa.eu/observatories/emcc/ erm/support-instrument/siva-the-industrial-development-corporation-of-norway (дата обращения: 30.08.2022).

46. Smith K., Dietrichs E., Nás S.O. The Norwegian National Innovation System: A Preliminary Overview and Assessment. - Oslo : STEP Group, 1996. - 39 p. - URL: https://oecd.org/sti/ inno/2373824.pdf (дата обращения: 11.08.2022).

47. Steineke J.M. Interaction between higher education institutions and their surrounding business environment // Six Nordic case studies. - Stockholm : Nordregio, 2009. - Vol. 5. -P. 41-48. - URL: https://researchgate.net/publication/265107841_Interaction_between_ higher_education_institutions_and_their_surrounding_business_environment_-Six_Nordic_ case_studies (дата обращения: 13.08.2022).

48. Sorvik J., Midtkandal I. Continuous priority setting - in Norwegian VRI programme / Kyriakou D., Martínez M.P., Periañez-F.I., Rainoldi A. (eds.) ; Governing Smart Specialization. - New York : Routledge, 2017. - 258 p. - URL: https://researchgate.net/publication/ 308794950_Continuous_priority_setting_-_in_the_Norwegian_VRI_programme (дата обращения: 13.08.2022).

49. S3 for SDGs in Norway // European Commission. - URL: https://s3platform.jrc.ec.europa. eu/s3-for-sdgs-in-norway (дата обращения: 14.08.2022).

50. Technology Cities in Norway: Innovating in Glocal Networks / Onsager K. [et al.] // European Planning Studies. - 2007. - Vol. 15, iss. 4. - P. 549-566. - URL: https://tandfonline.com/ doi/abs/10.1080/09654310601134896?journalCode=ceps20 (дата обращения: 30.07.2022).

51. The BRIDGE project // UiT Norges arktiske universitet. - URL: https://uit.no/forskning/forsk-ningsgrupper/sub?p_document_id=442068&sub_id=501513 (дата обращения: 30.08.2022).

52. The Norwegian Government's Arctic Policy // Government.no. - 2021. - 26.01. - URL: https://regjeringen.no/en/dokumenter/arctic_policy/id2830120/#tocNode_38 (дата обращения: 01.08.2022).

53. The Norwegian Government's High North Strategy / Norwegian ministry of foreign affairs. -2006. - 73 p. - URL: https://regjeringen.no/globalassets/upload/ud/vedlegg/strategien.pdf (дата обращения: 01.08.2022).

54. The Research Council of Norway // EMCC. - 2021. - 03.08. - URL: https://eurofound.europa. eu/observatories/emcc/erm/support-instrument/the-research-council-of-norway-rcn (дата обращения: 30.08.2022).

55. Tonnessen T., Gjefsen T. The enterprise development: Direct employee participation in strategic planning // Total quality management. - 1999. - Vol. 10, iss. 4/5. - P. 739-744. - URL: https://tandfonline.com/doi/abs/10.1080/0954412997776?journalCode=ctqm19 (дата обращения: 29.07.2022).

56. Ylinenpaa H. Science parks, clusters and regional development / 31st European Small Business Seminar. - Luleá : Luleá University of Technology, 2001. - 13 p. - URL: https://diva-portal.org/smash/get/diva2:1007652/FULLTEXT01.pdf (дата обращения: 11.08.2022).

Статья получена: 22.08.2022 Одобрена к публикации: 13.09.2022

165

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.