Научная статья на тему 'Территориальная организация системы подготовки профессиональных кадров для сферы туризма в России'

Территориальная организация системы подготовки профессиональных кадров для сферы туризма в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / TOURISM / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / EDUCATIONAL PROGRAMS / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARTS / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / PROFESSIONAL EDUCATION / TOURISM-RELATED EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Л.Ю.

В статье рассматривается профессиональная подготовка в высших учебных заведениях России по туристским специальностям и направлениям. Объясняется история становления современной системы подготовки кадров для индустрии туризма. Приводятся актуальные статистические данные по учреждениям высшего профессионального образования. Анализируется территориальное распределение этих учреждений ВПО по федеральным округам и субъектам Российской Федерации. Приводится путь оценки системного обеспечения потребностей индустрии туризма в кадрах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попова Л.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Territorial organization of training professional training services for tourism in Russia

The article discusses the training in higher educational institutions of Russia in the field of tourism and directions. Explained the history of the formation of the modern system of training for the tourism industry. Provides current statistics on institutions of higher education. We analyze the spatial distribution of these institutions VPO federal districts and subjects of the Russian Federation. Is a way of assessing the system meet the needs of the tourism industry in the frames.

Текст научной работы на тему «Территориальная организация системы подготовки профессиональных кадров для сферы туризма в России»

13. Устав Организации Объединенных Наций (принят в г. Сан-Франциско 26 июня 1945 г.): Сб. действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XII. М., 1956.

14. «Конвенция о защите прав человека и основных свобод» (заключена в г. Риме 4 ноября 1950 г.) (вместе с «Протоколом № 1» (подписан в г. Париже 20 марта 1952 г.), «Протоколом № 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней» (подписан в г. Страсбурге 16 сентября 1963 г.), «Протоколом № 7» (подписан в г. Страсбурге 22 ноября 1984 г.)) // СЗ РФ. 2001. №2. Ст. 163.

15. Конституционное право России: Сборник кон-

ституционно-правовых актов: В 2 т. Т. 1 / Отв. ред. О.Е. Кутафин. Сост. Н.А. Михалева. М., 1998.

16. Актуальные проблемы гражданства. М., 2010.

17. ТопорнинБ.Н. Европейское право. М., 1998; Калиниченко П.А. О гражданстве Европейского союза // МЖМП. 2009. № 3.

18. Косилкин С.В. Институт гражданства Союза Беларуси и России — проблемы и перспективы // МЖМП. 2010. № 3.

19. Европейская конвенция о гражданстве (ETS № 166) (заключена в г. Страсбурге 6 ноября 1997 г.) // URL://http ://www.b ase.consultant .ru

20. Богданова Н.Е. Регулирование вопросов гражданства в рамках Совета Европы — тенденции и их нормативное закрепление // МЖМП. 2008. № 1.

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАДРОВ ДЛЯ СФЕРЫ ТУРИЗМА В РОССИИ

Л.Ю. ПОПОВА,

аспирант кафедры Рекреационной географии и туризма Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Научная специальность: 25.00.24 — экономическая, социальная, политическая и рекреационная география

E-mail: popova.l.msu@gmail.com Рецензент: доктор географических наук, профессор Вязов А.Р.

Аннотация. В статье рассматривается профессиональная подготовка в высших учебных заведениях России по туристским специальностям и направлениям. Объясняется история становления современной системы подготовки кадров для индустрии туризма. Приводятся актуальные статистические данные по учреждениям высшего профессионального образования. Анализируется территориальное распределение этих учреждений ВПО по федеральным округам и субъектам Российской Федерации. Приводится путь оценки системного обеспечения потребностей индустрии туризма в кадрах.

Ключевые слова: туризм, высшее образование, образовательные учреждения, федеральные государственные образовательные стандарты, подготовка кадров.

TERRITORIAL ORGANIZATION OF TRAINING PROFESSIONAL TRAINING SERVICES FOR TOURISM IN RUSSIA

L.YU. POPOVA,

graduate student of chair of Recreational geography and Lomonosov Moscow State University tourism

Annotation. The article discusses the training in higher educational institutions of Russia in the field of tourism and directions. Explained the history of the formation of the modern system of training for the tourism industry. Provides current statistics on institutions of higher education. We analyze the spatial distribution of these institutions VPO federal districts and subjects of the Russian Federation. Is a way of assessing the system meet the needs of the tourism industry in the frames.

Keywords: tourism, higher education, federal state educational standarts, professional education, educational programs, tourism-related education.

Одной из ярко проявившихся тенденций развития мировой экономики на протяжении второй половины XX и XXI вв. является стремительный рост сферы рекреации и туризма, превратившейся из отдельных предприятий в мощную индустрию. Для нашей страны туризм долгое время был родом деятельности, экономической стороне которого практически не уделялось внимания. Соответственно, подготовка работников для этой сферы развивалась весьма своеобразно.

В первой половине XX в. подготовка профессионалов для сферы туризма и гостеприимства была представлена в основном краткосрочными туристскими курсами, которые создавались при туристских клубах и горных обществах. Во второй половине XX в. подготовка работников стала также осуществляться на географических, исторических, экономических, лингвистических факультетах, в спортивных институтах и др.

Коренные изменения, произошедшие в экономике нашей страны в последние десятилетия XX в. — начале XXI в., сформировали принципиально иное отношение к туризму, превратив его в глазах региональных политических элит и зарождающегося класса предпринимателей в одно из привлекательных направлений экономического развития. В результате на рынке труда сформировался высокий спрос на специалистов в данной сфере, готовых действовать в новых хозяйственных условиях. Этот спрос стал удовлетворяться в рамках новой системы образования. В 1990-е гг. появились первые государственные образовательные стандарты (ГОС) высшего и среднего профессионального образования, а также первые образовательные учреждения, реализующие программы подготовки в данной сфере. Специальность 230500 «Социально-культурный сервис и туризм» (1993 г.) была первой, которая имела прямое и непосредственное отношение к туризму. Однако, по мнению многих работодателей, первые выпускники по туризму и сервису не отличались высоким качеством подготовки [1, с. 55—59; 3].

Для выхода из создавшегося положения было необходимо открытие дополнительных туристских специальностей и введение соответствующих стандартов подготовки. В итоге в 2004 г. была введена специальность ВПО 100201 «Туризм», а в 2005 г. — направление 100200 «Туризм». Ожидалось, что данный шаг позволит значительно усовершенствовать подготовку профессионалов для туриндустрии. По данным Феде-

рального аккредитационного агентства в 2011 г. на территории Российской Федерации находился 251 аккредитованный вуз, где осуществляется подготовка кадров по одной или нескольким из трех туристских программ подготовки (специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм», специальности 100201 «Туризм», направлению 100200 «Туризм») [5].

Однако в 2011 г., в связи с осуществлением перехода на двухуровневую систему подготовки, прием по программам «Социально-культурный сервис и туризм» и «Туризм» был закрыт, и были введены новые направления подготовки (100400 «Туризм», 100100 «Сервис», 101100 «Гостиничное дело», 034600 «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм»).

Согласно данным Ростуризма, в Российской Федерации в 2013 г. имеется 583 образовательных учреждений, реализующих названные направления ВПО. Они распределены по федеральным округам следующим образом: в Центральном — 195 учреждений, в Приволжском — 103 учреждения, в Сибирском — 64 учреждения, в Южном — 62 учреждения, в СевероЗападном — 59 учреждений, в Северо-кавказском — 44 учреждения, в Уральском — 33 учреждения, в Дальневосточном — 23 учреждения. Таким образом, в настоящее время все федеральные округа располагают вузами, готовящими профессиональные кадры по названным туристским направлениям, однако, распределение их весьма неравномерно. Около трети вузов приходится на Центральный федеральный округ, остальные федеральные округа имеют заметно меньшую их долю. Так, в занимающем второе место по численности вузов, готовящих специалистов по данным направлениям, Приволжском федеральном округе их доля практически вдвое меньше, чем в Центральном. Разрыв между Центральным и находящемся на последнем месте Дальневосточным федеральными округами по данному показателю более чем восьмикратный. Обращает на себя внимание низкая доля вузов Южного (11%) и Северо-Кавказского (7%) федеральных округов в количестве вузов со специальностями данного направления, при том, что на территории данных округов расположены наиболее важные рекреационные районы страны: Черноморское побережье Кавказа и Кавказские минеральные воды; кроме того, все регионы этих федеральных округов декларируют развитие рекреации и туризма в качестве важных факторов диверсификации региональной экономики.

Внутри федеральных округов на уровне регионов распределение количества вузов также весьма неравномерно.

В Центральном федеральном округе находятся 195 учреждений ВПО, осуществляющих подготовку по рассматриваемым туристским направлениям, что составляет 33% от их общего количества. Из них в Москве располагается 85 учреждений (44% от их количества в округе или 15% от общего количества учреждений ВПО с данным профилем по России). По количеству ВПО данного профиля Москва является не только лидером в Центральном Федеральном округе, но и превосходит все прочие федеральные округа страны, кроме Приволжского.

Второе место среди субъектов Центрального федерального округа по количеству вузов с данной специализацией с практически четырехкратным отставанием от Москвы занимает Московская область (23 вуза или 12% от их количества в федеральном округе). Если же рассматривать Москву и Московскую область, как один макрорегион профессионального образования, то он концентрирует 55% вузов с данной специализацией в Центральном федеральном округе или 18% от их общероссийского количества и, таким образом, является крупнейшим (по числу вузов) российским центром высшего образования в сфере туризма. Доля остальных регионов в количестве вузов с данной специализацией не превышает 5% от общей по округу или 2% от общероссийской.

В Южном федеральном округе находятся 62 учреждения ВПО, осуществляющих подготовку по рассматриваемым туристским направлениям, что составляет 11% от их общего количества. Здесь также ярко выражена территориальная неравномерность распределения вузов, готовящих кадры для сферы туризма. Свыше половины из них (53%) расположены в Краснодарском крае — главном рекреационном регионе округа; более четверти (28%) — в Ростовской области. Доля остальных регионов существенно ниже, в Республике Калмыкия вузы с данной специализацией отсутствуют.

В Северо-Кавказском федеральном округе находятся 44 учреждения ВПО, осуществляющих подготовку по осуществляющих подготовку по рассматриваемым туристским направлениям, что составляет 7% от их общего количества. Здесь концентрация вузов округа с данной специализацией в пределах одного региона самая высокая в стране: в Ставрополь-

ском крае (в котором расположен курортный район Кавказских минеральных вод) находится 72% вузов округа с данной специализацией. На занимающий в округе по данному показателю второе место Дагестан приходится 14% вузов (более половины вузов данной специализации в пределах округа, находящихся вне Ставропольского края). Один из регионов округа — Республика Ингушетия не имеет вузов с данной специализацией.

В Северо-Западном федеральном округе находятся 59 учреждений ВПО, осуществляющих подготовку по рассматриваемым туристским направлениям, что составляет 10% от их общего количества). Здесь также наблюдается неравномерность распределения вузов с данной специализацией по регионам, однако она несколько ниже по сравнению с ранее рассмотренными федеральными округами. Наибольшая доля вузов с данной специализацией в округе приходится на Санкт-Петербург и составляет 39%. При этом второе место по количеству вузов делят Ленинградская и Калининградская области (по 6 учреждений или по 10%). Один из регионов — Ненецкий автономный округ не имеет вузов со специализацией в сфере туризма.

В Приволжском федеральном округе находятся 103 учреждения ВПО, осуществляющих подготовку по рассматриваемым туристским направлениям что составляет 18% от их общего количества. Округ занимает второе место в стране по числу вузов с данной специализацией. Вузы, готовящие кадры в сфере туризма имеются во всех субъектах округа. При этом здесь ни один из регионов не концентрирует и четверти от общего количества вузов с данной специализацией в округе. В округе наиболее значительное число вузов данной специализации приходится на Республику Татарстан (24 вуза или 23% от их количества в округе). Достаточно значительны доли и других регионов: Нижегородской области (15%), Самарской области (13%), Республики Башкортостан (11%).

В Уральском федеральном округе находятся 33 учреждения ВПО, осуществляющих подготовку по рассматриваемым туристским направлениям что составляет 6% от их общего количества. Здесь вузы данной специализации представлены во всех субъектах, около трети вузов сосредоточены в Свердловской области. Немногим меньше доля у занимающей второе место в округе по численности вузов данной специализации Челябинской области (27%).

В Сибирском федеральном округе находятся 64 учреждений ВПО, осуществляющих подготовку по рассматриваемым туристским направлениям, что составляет 11% от их общего количества. Здесь распределение вузов данной специализации по регионам наиболее равномерно среди федеральных округов. В регионе с наиболее значительной в округе концентрацией вузов со специализацией в данной сфере — Алтайском крае их доля составляет 19% от общего количества в округе, что существенно ниже, чем в других федеральных округах.

В Дальневосточном федеральном округе находятся 23 учреждения ВПО, осуществляющие подготовку по рассматриваемым туристским направлениям, что составляет 4% от их общего количества. Один из регионов округа — Чукотский автономный округ не имеет вузов данной специализации. Среди остальных регионов округа наибольшая концентрация вузов со специализацией в сфере туризма отмечается в Хабаровском крае (26%) и Республике Саха (23%).

Проведенный анализ статистических данных по учреждениям ВПО, осуществляющих подготовку по туристским направлениям (100400 «Туризм», 100100 «Сервис», 101100 «Гостиничное дело», 034600 «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм») показал, что они представлены в 79 из 83 субъектов Федерации. Для Федеральных округов европейской части страны, имеющих в своем составе регионы давно сформировавшегося туристского интереса, а также высокой концентрации научного потенциала характерно, во-первых, значительное количество вузов, готовящих кадры для индустрии туризма, во-вторых, высокая концентрация вузов сферы туризма в указанных регионах: Москве (85 учреждений), Краснодарском крае (33), Ставропольском крае (32), Республике Татарстан (24), Московской области (23), Санкт-Петербурге (23). Следует отметить, что в настоящее время регионы остаются в группе лидеров по туристским прибытиям внутри страны. Вместе с тем наблюдается диспропорция для Южного федерального округа в нарастающих потоках туристов и количестве учреждений ВПО туристской направленности (всего 11% от общего количества).

Для Урала и азиатской части страны, туристско-рекреационный потенциал которых, по большей части, находится в стадии освоения, характерно несколько меньшее (по сравнению с европейской частью страны) количество вузов, готовящих кадры для сферы туризма, а также более равномерное их

распределение внутри федеральных округов между регионами.

Проведенный анализ дает представление о современном обеспечении регионов и федеральных округов вузами, готовящими работников для индустрии туризма. Однако, эта информация является неполной для оценки системного обеспечения потребностей региональной индустрии туризма в кадрах. В развитие изложенных результатов необходимо проанализировать количественные характеристики выпускаемых специалистов по каждому из четырех направлений подготовки. Также требуется выявить соотношение в подготовке между этими направлениями и увязать их с региональными потребностями в кадрах соответствующего профиля для предприятий туриндустрии. Это позволит более эффективно решать вопросы оптимизации высших учебных заведений и удовлетворению спроса на профессионалов. Полученные результаты можно использовать для регулирования потребностей регионов в туристских кадрах посредством государственного заказа для бюджетных высших учебных заведений и коммерческих вузов, имеющих высокий рейтинг в подготовке туристских кадров.

Можно предположить, что сеть вузов, готовящих специалистов для сферы туризма, по мере углубления специализации регионов на рекреации и туризме будет оптимизироваться и, вероятнее всего, концентрация вузов в федеральных округах будет меняться в сторону уменьшения, но при этом должно увеличиваться разнообразие образовательных направлений в соответствии с потребностями предприятий индустрии туризма.

Литература

1. Власова Т. И. Система туристского образования в России: состояние и перспективы // Вест. Национальной академии туризма. 2009. № 4 (12).

2. Власова Т.И. Экономика современного туризма: состояние и проблемы // Туризм и рекреация: фундаментальный и прикладные исследования: Тр. VII междунар. науч.-практ. конф. МГУ им. М. В. Ломоносова, Москва, 27—28 апреля 2012. СПб., 2012.

3. Власова Т.И. История российского туризма: Учеб. пособие. СПб., 2009.

4. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 г. URL://http://www.ras-siatourism.ru/files/STRATEGIA.doc

5. URL://http://www.nica.ru/

6. URL://http://www.russiatourism.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.