Научная статья на тему 'Территориальная организация религиозной группы «Международное общество создания Кришны на Северном Кавказе»'

Территориальная организация религиозной группы «Международное общество создания Кришны на Северном Кавказе» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
233
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЕССИОНАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / РЕЛИГИОЗНАЯ ГРУППА / МОНОТЕИСТИЧЕСКИЙ КУЛЬТ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Андреянова Светлана Игоревна

В статье рассмотрены актуальные вопросы конфессиональной географии на примере организации «Международное общество сознания Кришны». Проанализирована ее территориальная и организационная структура, представлен прогноз развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Территориальная организация религиозной группы «Международное общество создания Кришны на Северном Кавказе»»

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ ГРУППЫ «МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВО СОЗДАНИЯ КРИШНЫ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ»

Андреянова Светлана Игоревна, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь

E-mail: 1svetliak1989@mail. ru

Аннотация. В статье рассмотрены актуальные вопросы конфессиональной географии на примере организации «Международное общество сознания Кришны». Проанализирована ее территориальная и организационная структура, представлен прогноз развития.

Ключевые слова: конфессиональное пространство, религиозная

группа, монотеистический культ.

В эпоху научно-технического прогресса, глобализации и информационной революции стирание границ распространения отдельных религиозных групп проявляется все более активно. Северный Кавказ в этом отношении является достаточно показательным. Мозаичность религиозной сферы региона в XXI веке ярко выражена на фоне исламо-православного дуализма. Доля представителей небольших религиозных деноминаций увеличивается одновременно с усложнением их территориальной и инфраструктурной организации. Это хорошо прослеживается на примере организации Международное общество сознания Кришны (МОСК или кришнаизм).

Изучению данной конфессиональной группы посвящено достаточное количество материалов, большинство из которых рассматривают ее с богословско-теологических позиций Русской Православной Церкви [1;5;6;9]. Однако существуют и научно-религиоведческие работы, посвященные оценке общего состояния МОСК в России [3;4], а так же региональным аспектам [8;7]. Несмотря на это, работы, посвященные пространственному анализу территориальной структуры МОСК, без учета догматических особенностей, все еще отсутствуют. Именно поэтому, исследование подобного рода позволит на его примере рассматривать территориальную организацию других малых религиозных групп, не нашедших должного освящения в научной печати.

Кришнаизм представляет собой восточный монотеистичный культ вайшнавского направления индуизма, в основе которого лежит вера в единого бога Кришну и его проявление в женском начале - богине Радхе. Датой основания считается 1966 год, когда бенгальский монах Бхактиведанта Свами Прабхупада начал распространять свое учение в Нью-Йорке. В 1971 году кришнаизм появляется в России после посещения страны основателем учения, а в начале девяностых, с открытием «железного занавеса» течение распространяется на территории Северного Кавказа.

В настоящее время организационная структура МОСК представлена разветвленной трехуровневой системой духовной иерархии (Рис. 1). I уровень представлен международной управляющей комиссией, состоящей из нескольких представителей основателя учения. Далее следует национальный совет, состоящий из представителей различных региональных отделений общины. II уровень представлен региональным советом, состоящим из секретарей и президентов общин региона. Внутри общины руководство осуществляется посредством президента, избираемого советом общины и ревизионной комиссией.

Рис. 1 Организационная структура МОСК

SCIENCE TIME

Верующие представляют собой низшее организационное звено общины, состоящее из обращенных последователей, получивших новые имена на санскрите и группы «преданных» не прошедших обряд посвящения. Как правило, это люди увлеченные восточной культурой и практикующие различные медитативные техники. Национальный состав общин в России, в основном на 90% состоит из славянских этносов, причем данная тенденция сохраняется и в Северокавказском регионе. По некоторым данным в 2012 году в России было зарегистрировано 110 общин МОСК [2].

В территориальном отношении центры МОСК Северного Кавказа объединены в единое региональное отделение, которое подчиняется главному управляющему центру МОСК России и представлены шестью основными отделениями: Нальчикским, Владикавказским, Есентукским, Невинномысским, Барсуковским и Ставропольским (Рис. 2). На территории региона, не смотря на большое количество общин, имеется только два культовых здания - ашрама, которые располагаются в г. Ессентуки и ст. Елизаветинской Краснодарского края. Остальные общины проводят собрания в съемных или жилых помещениях («нама -хатт» - домашние собрания).

J высокая Ц низкая □ отсутствуют

■ - Храмы

- Высшие учебные заведения

ф - места расположения общин

SCIENCE TIME

Наибольшая доля последователей учения наблюдается в Краснодарском крае. Здесь основной контингент последователей представлен группой людей в возрасте до сорока лет. Это студенты ВУЗов и странствующие проповедники (саньяси). На территории ашрама в ст. Елизаветинской постоянно проживает определенная группа людей. Несколько лет назад перестала функционировать община на территории города-курорта Сочи. Сейчас предпринимаются попытки ее возрождения. В Адыгейской республике, напротив, общины кришнаитов отсутствуют, что возможно косвенно связано с активной антисектантской политикой Русской Православной Церкви и казачества в субъекте.

В Ставропольском крае доля кришнаитов повышена. В большей степени это связано со строительством ашрама в г. Ессентуки и функционировании неофициальных общин в других городах Кавказских Минеральных вод. В последние годы наблюдается миграция кришнаитского населения в Ставропольский край и активизация миссионерской деятельности в форме неофициальных клубов по изучению санскрита, ведической культуры, школ вегетарианства, йоги и т.д.

Небольшие общины кришнаитов функционируют в городах Нальчик и Владикавказ. Однако, численность их последователей в последние годы заметно уменьшилась. Несколько лет назад перестала функционировать община в г. Махачкала. В Чеченской республике и Ингушетии кришнаитов нет. Возможно это связано с общим уменьшением доли славянского населения восточных республик Северного Кавказа.

Помимо образовательных программ, представляемых каждой отдельной общиной для повышения общего уровня религиозной грамотности, в регионе существует негосударственное высшее учебное заведение кришнаитов -Институт Психологии третьего тысячелетия (г. Краснодар), реализующее трехуровневую систему обучения и повышения квалификации в рамках философии МОСК. В регионе есть филиал Московского Вайшнавского университета (г. Краснодар), целью которого так же является подготовка миссионеров религиозного учения.

Особое место в структуре пространства региона занимает анклав Курджиново-Ершово. На территории этих поселений в Карачаево-Черкесской республике кришнаизм развивается независимо от центрального управления еще с 80-х годов прошлого века. В этот период здесь и на юге Украины появились сельскохозяйственные ашрамы - общины вокруг культового центра, характеризующиеся относительной изолированностью от общества и находящиеся на самообеспечении за счет сельхоз продукции. Территориальные комплексы подобных ашрамов традиционно включают следующие элементы:

- храм (культовое здание) для проведение ритуальных собраний;

- место для проведения медитативных практик;

SCIENCE TIME

- технические строения (столовая, общежитие, библиотека);

- сельскохозяйственные угодья.

Не смотря на то, что община Курджиново-Ершово развивается независимо от органов управления, благодаря своему географическому положению, она является одним из значимых паломнических центров региона. Здесь проводятся семинары, встречи с проповедниками учения, лагеря и праздники. Однако пример данного анклава показывает, что тенденции дробления конфессиональных групп характерны не только для крупных деноминаций мировых религий, но и более мелких современных культов. По нашему мнению, в связи с возрастающей популярностью восточных культов в последнее время и увеличением доли интеллектуального компонента в структуре МОСК (курсы, ВУЗы и т.д.) возможно выделение новых направлений кришнаизма в Северокавказском регионе, в частности, с характерными восточнохристианскими и восточно-исламскими синкретическими элементами.

Литература:

1. Дворкин, А. Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Изд-во Братства во имя св. князя Александра Невского, 2007

2. Иваненко С. И. Вторжение антикультизма в государственно -конфессиональные отношения в современной России. — СПб.: Древо жизни, 2012. — 52 с.

3. Иваненко С. И. Проблема оценки авторитетности Международного общества сознания Кришны с точки зрения религиоведения.//Портал-Credo.Ru, 09.01.2007 г.

4. Катунин Ю. А., Тамамян Н. В. Современное положение международного

Общества сознания Кришны: взаимоотношения с христианским и

мусульманским миром // Культура народов Причерноморья. — 2006. — №2 83. — С. 108-110.

5. Конь Р. М. К вопросу о современных тенденциях в русском сектоведении. Доклад на Втором миссионерском съезде Русской Православной Церкви. 1999 г..

— Труды Нижегородской Духовной семинарии. Сборник работ преподавателей и студентов. Выпуск 6. — М., 2008.

6. Кураев А. В. О вере и знании — без антиномии//Вопросы философии, 1992. — № 7 — С.45-63.

7. Пудов B. C. Кришнаиты-вайшнавы в СССР // На пути к свободе совести / Ред. Т. Б. Рябикова. — М.: Прогресс, 1989. — С. 466-477. Феокристов, 1997

8. Филатов С., Лункин Р. Краснодарский край // Атлас современной религиозной жизни России / Отв. ред. М. Бурдо, С. Филатов. — М.; СПб.: Летний сад, 2005.

— Т. 1. — С. 409-442. — 621 с.

9. Daniels Sisojevs, priesteris. Instrukcija nemirstTgajiem jeb ko dant, ja Jus tomer esat miris. Riga. — 2010. — 102.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.