Научная статья на тему 'Территориальная организация местного самоуправления в Ростовской области в 1990-е гг.'

Территориальная организация местного самоуправления в Ростовской области в 1990-е гг. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
54
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Клио
ВАК
Область наук
Ключевые слова
местное самоуправление / муниципальное образование / территориальная основа / правовое регулирование / Ростовская область / local government / municipality / territorial basis / legal regulation / Rostov region

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Владимир Григорьевич Кошкидько, Анна Алексеевна Никитина

В статье рассматривается опыт территориальной организации местного самоуправления в Ростовской области во время реформирования системы местного управления в стране в 90-е годы ХХ века. Территориальная организация местного самоуправления является одним из ключевых элементов системы местной власти, существенно влияющих на правовое регулирование и практику осуществления местного самоуправления в российских регионах. Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» связывал границы территории муниципального образования с наличием населения, выборных органов местного самоуправления, муниципальной собственности и местного бюджета. Именно территория играет интегрирующую, формирующую роль, объединяя в единую систему отдельные элементы местного самоуправления. От характеристик территории напрямую зависят особенности выстроенной модели местного самоуправления, виды муниципальных образований, перечень решаемых в их границах вопросов местного значения, особенности формирования органов местного самоуправления [1, с. 31]. Актуальность исследования заключается в определяющей роли местного самоуправления в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации. Изучение различных аспектов организации местного самоуправления и деятельности муниципальных органов власти отдельных регионов, таких как Ростовская область, дает возможность посредством выявления их характерных особенностей расширить наши знания об истории становления публично-властных институтов в России и способствовать дальнейшему их совершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Владимир Григорьевич Кошкидько, Анна Алексеевна Никитина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Territorial organization of local self-government in the Rostov region in the 1990s

This article focuses on the experience of the territorial organization of local self-government in the Rostov region at the stage of formation in the 1990s. The territorial organization of local self-government is one of the key elements that influence the legal regulation and practice of local self-government in a separate subject of the Russian Federation. The Federal Law of August 28, 1995 «On the General Principles of the Organization of Local Self-Government in the Russian Federation» linked the territory of a municipality with the presence of the population, elected bodies of local government, municipal property and the local budget. The territory plays an integrating role, uniting individual elements of local government into a single system. The features of the built model of local self-government, the types of municipalities, the list of issues of local importance resolved within their boundaries, and the features of the formation of local self-government bodies directly depend on the characteristics of the territory. The relevance of the study lies in the determining role of local government in the socio-economic development of Russia and its regions at the present stage. The study of various aspects of the organization of local self-government allows us to identify characteristic of the Rostov region and contribute to the history of the formation of public government institutions in Russia and contribute to their further improvement.

Текст научной работы на тему «Территориальная организация местного самоуправления в Ростовской области в 1990-е гг.»

УДК 930 (470.61)+352.075

DOI: 10.24412/2070-9773-2024-1 -190-197

Дата поступления (Submitted) 15.12.2023

Дата принятия к печати (Accepted) 27.12.2023

Территориальная организация местного самоуправления в Ростовской области в 1990-е гг.

ВЛАДИМИР ГРИГОРЬЕВИЧ КОШКИДЬКО

доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой регионального и муниципального управления факультета

государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова, 119991, Российская Федерация, г. Москва, Ленинские горы, д. 1

e-mail: [email protected]

АННА АЛЕКСЕЕВНА НИКИТИНА

исследователь кафедры истории государственного и муниципального управления факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова, 119991, Российская Федерация, г. Москва, Ленинские горы, д. 1 e-mail: annanikitina. 78@mail. ru

Аннотация. В статье рассматривается опыт территориальной организации местного самоуправления в Ростовской области во время реформирования системы местного управления в стране в 90-е годы ХХ века. Территориальная организация местного самоуправления является одним из ключевых элементов системы местной власти, существенно влияющих на правовое регулирование и практику осуществления местного самоуправления в российских регионах. Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» связывал границы территории муниципального образования с наличием населения, выборных органов местного самоуправления, муниципальной собственности и местного бюджета. Именно территория играет интегрирующую, формирующую роль, объединяя в единую систему отдельные элементы местного самоуправления. От характеристик территории напрямую зависят особенности выстроенной модели местного самоуправления, виды муниципальных образований, перечень решаемых в их границах вопросов местного значения, особенности формирования органов местного самоуправления [1, с. 31]. Актуальность исследования заключается в определяющей роли местного самоуправления в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации. Изучение различных аспектов организации местного самоуправления и деятельности муниципальных органов власти отдельных регионов, таких как Ростовская область, дает возможность посредством выявления их характерных особенностей расширить наши знания об истории становления публично-властных институтов в России и способствовать дальнейшему их совершенствованию.

Ключевые слова: местное самоуправление, муниципальное образование, территориальная основа, правовое регулирование, Ростовская область

Territorial organization of local self-government in the Rostov

region in the 1990s

VLADIMIR GRIGORIEVICH KOSHKIDKO

doctor of Historical Sciences, professor and head of the Regional and Municipal Administration Program, Department of Public Administration,

Lomonosov Moscow State University, GSP-1, Leninskie Gory, Moscow, Russian Federation, 119991

e-mail: [email protected]

ANNA ALEXEEVNA NIKITINA

postgraduate student, Department of Public Administration, Lomonosov Moscow State University, GSP-1, Leninskie Gory, Moscow, Russian Federation, 119991

e-mail: annanikitina. 78@mail. ru

Abstract. This article focuses on the experience of the territorial organization of local self-government in the Rostov region at the stage of formation in the 1990s. The territorial organization of local self-government is one of the key elements that influence the legal regulation and practice of local self-government in a separate subject of the Russian Federation. The Federal Law of August 28, 1995 «On the General Principles of the Organization of Local Self-Government in the Russian Federation» linked the territory of a municipality with the presence of the population, elected bodies of local government, municipal property and the local budget. The territory plays an integrating role, uniting individual elements of local government into a single system. The features of the built model of local self-government, the types of municipalities, the list of issues of local importance resolved within their boundaries, and the features of the formation of local self-government bodies directly depend on the characteristics of the territory. The relevance of the study lies in the determining role of local government in the socio-economic development of Russia and its regions at the present stage. The study of various aspects of the organization of local self-government allows us to identify characteristic of the Rostov region and contribute to the history of the formation of public government institutions in Russia and contribute to their further improvement.

Keywords: local government, municipality, territorial basis, legal regulation, Rostov region

Ростовская область занимает особое экономико-географическое положение среди субъектов Российской Федерации. Ближайшее окружение представлено высокоразвитыми в экономическом отношении регионами: Донбасс на западе, центральная часть России на севере, Поволжский регион на востоке, а также сложный в этнополитическом плане Кавказский регион на юге [2, с. 80]. Численность населения Ростовской области по состоянию на 1 января 1993 года составляла 4,37 млн человек. Средняя плотность населения превышала более чем в пять раз среднероссийский показатель плотности населения того времени и составляла 43,2 человека на 1 кв. км.

Ростовская область полиэтничный регион. В 1990-е годы на ее территории проживали представители около 100 национальностей, в том числе в рамках компактных национальных поселений. Заметное влияние на этпополити-ческую характеристику региона оказывало наличие дисперсных групп, к которым относятся, например, цыгане (более 10 тысяч человек), турки-месхетинцы (около 8 тысяч человек) [3, с. 87]. Особое географическое положение, а также глубокие исторические корни донского казачества предопределили существенные этнополи-тические особенности региона, которые в той, или иной степени находят свое проявление в институтах организации государственной власти и местного самоуправления.

Ростовскую область можно охарактеризовать, как индустриально-аграрный регион со значительным числом крупных городов - промышленных центров. К таким центрам можно отнести города: Ростов-на-Дону (более 1 млн. человек) Таганрог (290 тысяч человек), Шахты (224 тысяч человек), Новочеркасск (187 тысяч человек), Волгодонск (176 тысяч человек) [5, с. 45]. По состоянию на 1 января 1993 года численность городского населения, проживающего в 23 городах области, составляла более 3 млн. человек, или 68% от общей численности населения

области [4, с. 63].

В структуре производства Ростовской области ведущее место занимают традиционные отрасли: промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство, торговля. Промышленность и сельское хозяйство имеют примерно равные доли (32-35%) в общем объеме производства. В начале 1990-х годов в регионе функционировало около 8 тысяч промышленных предприятий в части машино- и приборостроения, металлургического, химического производства, легкой и пищевой промышленности и других отраслях. Численность промышленно-производ-ственного персонала на предприятиях области в 1993 году составляла не менее 400 тысяч человек [5, с. 350]. Около 40% общего объема производства продукции региона приходилось на долю машиностроения, которое играло принципиальную роль в экономике. На территории области располагалось 165 крупных предприятий отрасли, где работала почти половина работников (48%), занятых в промышленности.

Значительную часть территории Ростовской области занимает российская часть Донецкого угольного бассейна. Угледобывающие предприятия являлись градообразующими для целого ряда городов и поселков региона. Кризис в угольной отрасли в начале 1990-х годов, связанный с трудностями сбыта произведенной продукции привел к закрытию большинства предприятий отрасли, росту безработицы, оттоку населения и к затянувшейся устойчивой депрессии экономики угледобывающих районов области [6, с. 35].

Ростовская область всегда была одним из крупнейших сельскохозяйственных регионов России. Её обширные сельскохозяйственные территории, находятся в шести основных при-родно-сельскохозяйственных зонах. Общая земельная площадь региона в 1993 году составляла 10 млн. гектаров, причем в распределении сельскохозяйственных угодий пребывало 8,5 млн. гектаров. В производстве сельскохозяйственной продукции были заняты около 265 ты-

сяч человек [5, с. 409].

Численность сельского населения в 1993 году составляла 1,4 млн человек или 32% от общей численности населения [4, с. 63]. Отметим, что на момент образования Ростовской области (по данным Всесоюзной переписи населения 1939 года) численность сельского населения преобладала над городским и составляла 56,3% от общей численности населения области [7, с. 13]. Структура численности населения изменялась за прошедшие годы не только вследствие естественного движения и миграции населения, но и в связи с изменением статуса ряда населенных пунктов. С начала 1970-х до конца 1980-х годов происходил процесс преобразования сельских населенных пунктов в поселки городского типа, число которых к 1989 году достигло 37. Ряд станиц и рабочих поселков получили статус городов: Волгодонск, Константиновск, Аксай, Гуково, Белая Калитва, Цимлянск, Пролетарск, Семика-ракорск [8].

Несмотря на то, что территория Ростовской области объединена общими историческими и культурными традициями, она характеризуется значительными различиями хозяйственной специализации её районов и, вследствии этого, имеет существенную пространственную дифференциацию социально-экономического развития. Территорию области можно условно разделить на: районы экономической активности с высоким ресурсным потенциалом (юго-западная часть области); районы монопрофильного производства (западная часть области); районы сельскохозяйственной специализации, которые неоднородны и включают в себя как экономически развитые районы (центральная часть, юг и юго-западная часть области), так и периферийные районы, отличающиеся малочисленностью и низкой плотностью населения, низким уровнем урбанизации, недостаточной транспортной доступностью (север и юго-восток области) [9, с. 160].

В 1990-е годы в Ростовской области, как и в других регионах России, наблюдались проявления глубокого кризиса в экономической, политической и социальной жизни общества. Произошли серьезные изменения духовно-нравственного состояния общества и в системе социальных ценностей россиян. Одним из итогов рыночных и политических преобразований стал высокий рост преступности, коррупции и криминализации экономической жизни. Эти явления оказывали влияние на процесс экономической и социальной дифференциации территории Ростовской области. Министерство труда и социального развития Ростовской области по итогам социально-экономического развития области в 1997 году определило классификацию муниципальных образований, оценивая их социально-экономическое состояние по группам показателей: прожиточный уровень, уровень

среднемесячной заработной платы, задолженности по ней, кредиторская задолженность населения, уровень безработицы, число вакансий на рынке труда, уровень преступности [4, с. 58].

В исследовании было выделено четыре группы городов и районов Ростовской области с различным уровнем благополучия. В первую группу «относительно благополучных» районов области было отнесено 29% территории области. В городах Азов, Батайск, Миллерово, Ростов-на-Дону и Сальск, а также в 12 сельских районах были достигнуты средние показатели оплаты труда и прожиточного минимума, относительно невысокий уровень преступности, задолженности по заработной плате и безработице. Вторая группа муниципальных образований области уступала по значениям вышеуказанных показателей и была отнесена к категории «относительно неблагополучных». В нее вошли 19% городов и районов области: Белая Калитва, Волгодонск, Гуково, Зверево, Каменск, Красный Сулин, Новочеркасск, Новошахтинск, Таганрог, Шахты, Белокалитвинский и Тацинский районы. Третья группа городов и районов характеризовалась как перспективная в смысле возможного достижения стабильности в социально-экономической сфере. В нее входили одиннадцать сельских районов, которые составляли 20% территории области. Жители этих районов имели низкий показатель покупательной способности из-за низкого уровня средней заработной платы, при относительно благополучных прочих показателях. Четвертая группа включала в себя 22% городов и районов области, имеющих крайне низкий показатель покупательной способности жителей, низкие показатели соотношения числа безработных с числом предлагаемых вакансий и крайне высокий уровень преступности. К самым неблагополучным районам области в 1997 году были отнесены 13 муниципальных районов. К этой же группе были отнесены город Донецк, Морозовский, Неклиновский, Цимлянский и Шолоховский районы, в которых покупательная способность была ниже прожиточного уровня, а уровень безработицы был крайне высок - нагрузка на одну вакансию превышала 30 человек [4, с. 58].

Таким образом, в условиях социально-экономической диспропорции территории, в соответствии с нормами законодательства, а также с учетом исторических и иных местных традиций в Ростовской области постепенно выстраивалась система местного самоуправления.

Как справедливо отмечает О.Л. Савранская, «система административно-территориального деления СССР была построена в конце 1920-х -конце 1930-х годов в целях осуществления планов социалистического строительства. Принципы ее построения были связаны с реализацией идей централизации управления, государственного планирования, индустриализации и коллек-

тивизации. В основе идеи местного самоуправления лежат иные принципы, направленные на реализацию жизненных интересов и удовлетворения потребностей местного сообщества, ареалы жизнедеятельности которого зачастую не совпадают с установленными ранее границами административно-территориальных единиц» [10, с. 50]. Иные подходы к государственному устройству обусловили необходимость и другой территориальной организации местного самоуправления.

Первый российский Закон «О местном самоуправлении в РСФСР», принятый 6 июля 1991 г., фактически сохранял прежнюю систему территориальной организации на местном уровне, которая базировалась на основе единообразного для всей страны административно-территориального устройства и осуществлялась в границах административно-территориальных единиц: сельсоветов, поселков, сельских районов, городов, районов в городе и др. Советы выступали в роли основного звена местного управления, являясь одновременно и органами местного самоуправления, и органами государственной власти на местах. При этом органы самоуправления нижнего уровня административно подчинялись органам самоуправления верхнего уровня.

Противостояние политических сил в России осенью 1993 года разразилось конституционным кризисом и привело к радикальным переменам в сфере государственного устройства и управления. Вершиной противостояния между исполнительной и законодательной ветвями власти стал Указ Президента РФ от 21 сентября 1993 года о поэтапном проведении конституционной реформы и роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. В короткие сроки Президентом РФ было издано несколько указов, направленных на ликвидацию системы местных Советов и ускоренное формирование местного самоуправления в России по инициативе сверху. Принятая 12 декабря 1993 года Конституция РФ установила совершенно новые базовые принципы развития местного самоуправления как самостоятельного института в системе публичной власти.

В октябре 1993 года в Ростовской области происходила реорганизация органов местной власти. Постановлением Главы администрации области «О мерах по выполнению Указа Президента от 9 октября 1993 г. № 1617» завершили работу все районные, поселковые, сельские и городские Советы народных депутатов, передав свои функции и полномочия местным администрациям [11, с. 149]. Новые представительные органы местного самоуправления формировались на основе выборов, проведенных в 1994 году.

Территориальными основами местного самоуправления выступали территории, на которых в соответствии с Указами Президента РФ

«О реформе местного самоуправления в Российской Федерации» и «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» функционировали органы местного самоуправления. В этой связи подавляющее большинство муниципальных образований в Ростовской области создавалось в сохранившихся еще с советских времен границах прежних административных единиц.

Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» развивал и конкретизировал территориальную основу местного самоуправления в определении муниципального образования. Согласно части 1 статьи 1 данного закона «муниципальное образование - городское, сельское поселение, несколько поселений, объединённых общей территорией, часть поселения, иная населённая территория, предусмотренная настоящим Федеральным законом, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления».

Закон определял, что местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях и на иных территориях. Территории муниципальных образований - городов, посёлков, станиц, районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов) и других муниципальных образований устанавливаются в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации с учётом исторических и иных местных традиций.

Принятый в 1996 году Устав Ростовской области закрепил существовавшее на тот момент административно-территориальное устройство. Так, на уровне городов и районов было определено 55 основных административно-территориальных образований: 12 городов областного подчинения и 43 сельских района, из которых 4 района были административно объединены с городами областного подчинения (г. Белая Калит-ва и Белокалитвенский район; г. Красный Сулин и Красносулинский район; г. Миллерово и Мил-леровский район; г. Сальск и Сальский район).

Согласно положениям областного Устава, муниципальные образования могли иметь в своем составе нижестоящие административно-территориальные единицы. К таким единицам относились: 7 городов районного подчинения, 26 поселков городского типа [12, с. 8], 458 сельсоветов [8], объединявших 2276 сельских населенных пунктов [5, с. 16], а также 8 административно-территориальных единиц города Ростова-на-Дону, организованных в целях обеспечения оптимальной системы управления. Поскольку Ростов-на-Дону представляет собой единое муниципальное образование, городским уставом был закреплен статус администраций

районов как территориальных исполнительно-распорядительных органов городского самоуправления [13, с. 68].

Согласно нормам Закона Ростовской области от 15 января 1996 г. № 9-ЗС «О местном самоуправлении в Ростовской области» юридический статус «муниципального образования» получили города и районы. Территориями муниципальных образований определялись территории районов, городов областного значения, а также территории частей городов областного значения. Таким образом территориальная организация местного самоуправления в Ростовской области, как и в большинстве субъектов Российской Федерации, выстраивалась в рамках так называемой районно-городской модели, предусматривающей создание муниципальных образований на уровне городов областного подчинения и районов [14, с. 25]. Административно-территориальные единицы в составе муниципальных образований не являлись самостоятельными субъектами местного самоуправления, не обладали правосубъектностью и не имели собственной компетенции [15, с. 330]. В сельских районах Ростовской области в 1996 году функционировало 484 сельсовета и поссовета и все они находились в полной экономической и политической зависимости от районных административных структур.

Порядок осуществления преобразований в административно-территориальном устройстве и в территориальной организации местного самоуправления Ростовской области устанавливался нормами Областного закона «О местном самоуправлении в Ростовской области». Создание новых муниципальных образований в границах района могло осуществляться только путем принятия решения на местном референдуме. Объединение, упразднение и другие преобразования существующих административно-территориальных единиц находились в компетенции Законодательного собрания Ростовской области и осуществлялись с учетом мнения населения, проживающего на соответствующих территориях.

На примере Октябрьского и Белокалитвин-ского районов рассмотрим основы территориальной организации местного самоуправления в сельских районах Ростовской области. Районы примыкают друг к другу и расположены в центральной части Ростовской области, в ее густонаселенном центре.

Октябрьский район граничит с Красносулин-ским, Белокалитвинским, Усть-Донецким, Бага-евским, Аксайским и Родионово-Несветайским районами, а также с городами Шахты, Ново-шахтинск и Новочеркасск. Конкурентные преимущества Октябрьского района определяются выгодным геополитическим и геоэкономическим расположением, благоприятными природно-климатическими условиями, наличием плодородных земель, богатством и разнообразием

полезных ископаемых, развитой транспортной, энергетической и инженерной инфраструктурами, высокой обеспеченностью трудовыми ресурсами, стабильной социальной и политической обстановкой [16, с. 86].

Территориальной организации местного самоуправления была посвящена вторая глава Устава муниципального образования [17, л. 3]. Положения Устава определяли Октябрьский район как единое муниципальное образование, в состав которого входили 12 административно-территориальных единиц: 11 сельсоветов и 1 поссовет, включавших 59 населенных пунктов (поселки, станицы, села, слободы, станции и хутора). Площадь территории района состояла из земель поселений, прилегающих к ним земель общего пользования, рекреационных зон, земель, необходимых для развития поселений и других земель различных форм собственности и целевого назначения. Границы сельсоветов и поссоветов были установлены в соответствии с Градостроительным кодексом РФ от 7 мая 1998 г. № 73-ФЗ и включали в себя небольшие участки, необходимые для жилой застройки и личного пользования жителей. Все остальные земли относились к территории муниципального района.

Структуру органов местного самоуправления Октябрьского района определял Устав муниципального образования [17, л. 1]. Структура включала главу муниципального образования, глав администраций поселений, районную администрацию и ее структурные подразделения, а также органы представительной власти. Представительные органы состояли из районного Собрания депутатов и 12 Собраний представителей сельсоветов и поссовета. Формировались представительные органы сельсоветов и поссовета путем прямых выборов на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Районное Собрание депутатов формировалось путем делегирования одного-двух представителей от сельсоветов и поссовета. В административно-территориальных единицах района образовывались территориальные исполнительно-распорядительные органы районного муниципального образования, входившие в структуру районной администрации. Территориальным исполнительно-распорядительным органом районного муниципального образования являлась сельская (поселковая) администрация, возглавляемая главой администрации.

Иная территориальная организация местного самоуправления была представлена в Бе-локалитвинском районе Ростовской области. Особенностью территориальной организации местного самоуправления в данном муниципальном районе являлась его административное объединение с городом областного подчинения. Так, город областного подчинения Белая Калитва входил в состав Белокалитвинского

района и являлся его районным центром. В 1988 году Белокалитвинский район был передан в административное подчинение городскому Совету народных депутатов города Белая Калитва, а Белокалитвинский районный Совет народных депутатов был упразднён.

27 марта 1994 года состоялись выборы депутатов представительного органа местного самоуправления города и района -Белокалитвинской городской Думы. Городская Дума состояла из главы администрации и 15 депутатов, избираемых населением города и района на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании по пятнадцати одномандатным округам на четыре года. Образование представительных органов местного самоуправления в поссоветах и сельсоветах не проводилось на основании Решения от 27 сентября 1994 года, принятого Белокалитвинской городской Думой [18, л. 93].

Нормами Устава муниципального образования определялись состав и наименование административно-территориальных единиц города Белая Калитва и Белокалитвинского района. В территорию города входили ряд поселков: Шолоховский, Горняцкий, Коксовый, Синегорский. Территория района включала в себя двенадцать сельских и поселковых администраций. Внутригородская территория была разделена на шесть микрорайонов, в пределах которых создавались органы территориального общественного самоуправления [19, л. 109-110].

Органы территориального общественного самоуправления наделялись широким кругом полномочий. Согласно нормам Областного закона «О территориальном общественном самоуправлении» 1997 года органы местного самоуправления могли устанавливать сферы совместной компетенции с органами территориального общественного самоуправления. Они имели право управлять объектами муниципальной собственности, переданными в их ведение местной администрацией; объединять средства населения, предприятий, учреждений и организаций для целевого финансирования определенных работ; выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту жилья и объектов соцкультбыта из средств городского бюджета и собственных финансовых источников и др.

Устав муниципального образования к органам местного самоуправления города и района относил также исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления - администрацию города и района. Деятельностью администрации руководил глава муниципального образования, избираемый сроком на четыре года на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Глава муниципального образования был наде-

лен высшей исполнительно-распорядительной властью на территории города и района, являлся высшим должностным лицом муниципального образования, входил в состав городской Думы с правом решающего голоса.

В федеральном законодательстве тех лет четко не формулировались принципы разделения властей на муниципальном уровне. В этой связи в большинстве муниципальных образований Ростовской области глава муниципального образования одновременно являлся главой местной администрации и председателем местного собрания депутатов, тем самым сосредотачивая в своих руках представительную и исполнитель-распорядительную власть [20, с. 100]. Главы поселений входили в структуру органов местного самоуправления района и назначались главой муниципального образований. Возглавляемые ими сельские администрации находились в полной экономической и политической зависимости от районной администрации. Несмотря на то, что все созданные в Ростовской области в 1994 году органы местного самоуправления получили право на самостоятельный бюджет, существовала актуальная проблема недостатка собственных экономических ресурсов для решения вопросов местного значения. Финансовая зависимость муниципальных образований от регионального руководства, а администраций поселенческого уровня от районных структур порождала административную зависимость.

Основные недостатки выстроенной в 1990-е годы в Ростовской области системы местного самоуправления являлись общими для большинства регионов России: во-первых, слабое развитие институтов местного самоуправления; во-вторых, превышение расходов местного самоуправления над доходной базой местных бюджетов; в-третьих, отсутствие эффективных механизмов общественного контроля за деятельностью органов местного самоуправления, в-четвертых, административная зависимость от вышестоящих структур; в-пятых, чрезмерный объем нефинансируемых государственных полномочий, делегируемых местному самоуправлению. Эти и другие недостатки была призвана устранить реформа местного самоуправления и муниципальной службы, проводимая в России в начале 2000-х годов, в рамках полномасштабной административной реформы.

В период с 2004 по 2005 гг. в Ростовской области поэтапно была сформирована двухуровневая система местного самоуправления. На начальном этапе в 2004 году происходил процесс формирования единой территориальной структуры местного самоуправления. Переход от ранее действующей территориальной организации местного самоуправления к двухуровневой модели установленной новой редакцией Федерального закона о местном самоуправлении

2003 г. потребовал проведение ряда правовых и организационных процедур, таких как: наделение статусом существующих муниципальных

Литература и источники

образований; преобразование существующих муниципальных образований; образование новых муниципальных образований.

1. Петухов Р.В. Территориальная организация местного самоуправления: последние законодательные новации // Муниципальное имущество: экономика, право, управление. 2017. № 3. С. 31-35.

2. Бондарь Н.С. Ростовская область как субъект конституционно-правовой жизни Российской Федерации: вчера, сегодня, завтра. Серия «Библиотечка судебного конституционализма». Вып. 4. Ростов-н/Д.: Профпресс, 2014. 263 с.

3. Бондарь Н.С. Ростовская область: конституционная модель организации и политическая практика развития // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. М.: Изд-во Центра Конституц. исслед. МОНФ, 1997. № 2 (19). С. 86-100.

4. Государственная власть и местное самоуправление: эффективность и ответственность: (На прим. Сев.-Кавк. региона) / Игнатов В.Г., Хоперская Л.Л., Понеделков А.В. и др; Сев.-Кавк. акад. гос. службы. Ростов-н/Д.: Изд-во СКАГС, 1998. 148 с.

5. Ростовская область в цифрах: статистический сборник / Госкомстат России, Ростовский обл. ком. гос. статистики; редкол.: В.В. Емельянов. Ростов-н/Д.: Ростовский обл. ком. гос. статистики, 2003. 892 с.

6. Карпенко К.С. Возникновение шахтерского движения в Ростовской области в конце 80-х - начале 90-х годов ХХ века: этапы и содержание // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2014. № 4. С. 34-41.

7. Жизнь Донского края глазами статистики. Юбилейный статистический сборник: Стат. сб. / под ред. М.А. Самойловой. Ростовстат. Ростов-н/Д., 2017. 147 с.

8. Мартиросова М.Б. Краткая история административно-территориального устройства Ростовской области // Донской временник (альманах): 2016. [Электронный ресурс]. URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m3/0/ art.aspx?art_id=1494 (дата обращения: 15.11.2023).

9. Гонтарь Н.В., Сухинин С.А. Северо-восток Ростовской области: особенности периферийного положения и ресурсоформирования траектории развития // Теория и практика модернизации хозяйственных укладов и экономических институтов периферийных регионов / под ред. А.Г. Дружинина, Ю.С. Колесникова. Материалы международной научной конференции. Ростов н/Д.: Изд-во СКНЦ вШ ЮФУ, 2013. С. 159-163.

10. Савранская О.Л. Территориальные основы местного самоуправления // Городское управление. 1997. № 4. С. 48-54.

11. Никитина А.А. Становление местного самоуправления в Ростовской области в начале 1990-х гг. // Вестник Московского университета. Серия 21: Управление (государство и общество). 2022. № 1. С. 137-156.

12. Пульс реформ на Дону: 30 лет спустя. Стат. сб. / Ростовстат. Ростов-н/Д., 2020. 118 с.

13. Ростов и власть (1749-2000) / под ред. С.В. Юсова, Т.П. Куценко. Ростов-н/Д.: издательство «Книга». 2006. 120 с.

14. Нечаев В.Д. Территориальная организация местного самоуправления в регионах России: генезис и институционные эффекты / М-во образ. и науки Рос. Федерации. Курск: Изд-во Кур. гос. ун-та, 2004. 158 с.

15. Лексин И.В. Дуализм территориального состава Российской Федерации и ее субъектов // Государственное управление. Электронный вестник. 2014. № 47. С. 318-353.

16. Новиков А.А., Кирсанова В.Ю. Аспекты информационного обеспечения кадастрового учета на примере Октябрьского района Ростовской области // Экономика и экология территориальных образований. 2020. Т. 4. № 1. С. 85-91.

17. Архивный сектор Администрации Октябрьского района. Ф. 5. Оп. 1. Д. 157.

18. Архивный отдел Администрации Белокалитвинского района. Ф. 1. Оп. 1. Д. 177.

19. Архивный отдел Администрации Белокалитвинского района. Ф. 1. Оп. 1. Д. 332.

20. Юсов С.В. Правовые модели устройства органов местного самоуправления Ростовской области на стыке веков // Самоуправление на Дону. Двадцать три века истории выборов. Под ред. С.В. Юсова. Ростов-н/Д.: Избирком. Ростов. обл. 2002. С. 88-110.

References

1. Petuhov R.V. Territorial'naya organizaciya mestnogo samoupravleniya: poslednie zakonodatel'nye novacii [Territorial organization of local self-government: latest legislative innovations]. Municipal'noe imushchestvo: ekonomika, pravo, upra-vlenie [Municipal property: economics, law, management], 2017, no. 3. pp. 31-35.

2. Bondar' N.S. Rostovskaya oblast' kak sub"ekt konstitucionno-pravovoj zhizni Rossijskoj Federacii: vchera, segodnya, zavtra [Rostov Region as the subject of the Russian Federation constitutional and legal life: yesterday, today, tomorrow]. Seriya «Bibliotechka sudebnogo konstitucionalizma» [The library of judicial constitutionalism series]. Issue 4. Ros-tov-on/D., Profpress Publ., 2014. 263 p.

3. Bondar' N.S. Rostovskaya oblast': konstitucionnaya model'organizacii ipoliticheskayapraktika razvitiya [Rostov region: constitutional model of organization and political practice of development]. Konstitucionnoe pravo: vostochnoevrope-jskoe obozrenie. Moscow, MONF Publ., 1997. no. 2 (19). pp. 86-100.

4. Ignatov V.G., Hoperskaya L.L., Ponedelkov A.V. Gosudarstvennaya vlast'imestnoe samoupravlenie: effektivnost'i otvet-stvennost': na prim. Sev.-Kavk. regiona [State power and local self-government: efficiency and responsibility: on the note of the North Caucasus region]. Rostov-on/D., SKAGS Publ., 1998. 148 p.

5. Rostovskaya oblast' v cifrah: statisticheskij sbornik [Rostov region in numbers: statistical collection]. Goskomstat Ros-sii, Rostovskij obl. kom. gos. statistiki. Rostov-on/D., Rostovstat Publ., 2003. 892 p.

6. Karpenko K.S. Vozniknovenie shahterskogo dvizheniya v Rostovskoj oblasti v konce 80-h - nachale 90-h godov20 veka: etapy i soderzhanie [The emergence of the miners' movement in the Rostov region in the late 80s - early 90s of the twentieth century: stages and content]. Izvestiya vysshih uchebnyh zavedenij. Severo-Kavkazskij region. Obshchestvennye nauki [News of higher educational institutions. North Caucasus region. Social Sciences], 2014, no. 4. pp. 34-41.

7. Zhizn'Donskogo kraya glazami statistiki. Yubileinyi statisticheskii sbornik [The life of the Don region through the eyes of statistics. Anniversary statistical collection]. Rostov-on/D., Rostovstat Publ., 2017. 147 p.

8. Martirosova M.B. Kratkaya istoriya administrativno-territorial'nogo ustrojstva Rostovskoj oblasti [A brief history of the administrative-territorial structure of the Rostov region]. Donskoj vremennik (al'manah): 2016. Available at: http://www. donvrem.dspl.ru/Files/article/m3/0/art.aspx?art_id=1494 (Accessed 15 November 2023).

9. Gontar' N.V., Suhinin S.A. Severo-vostok Rostovskoj oblasti: osobennosti periferijnogo polozheniya i resursoformirovani-ya traektorii razvitiya [Northeast of the Rostov region: features of the peripheral position and resource formation of the

development trajectory]. Teoriya i praktika modernizacii hozyajstvennyh ukladov i ekonomicheskih institutov periferijnyh regionov. Materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Rostov-on/D., YuFU Publ., 2013. pp. 159-163.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Savranskaya O.L. Territorial'nye osnovy mestnogo samoupravleniya [Territorial foundations of local self-government]. Gorodskoe upravlenie [City management], 1997, no. 4. pp. 48-54.

11. Nikitina A.A. Stanovlenie mestnogo samoupravleniya v Rostovskoj oblasti vnachale 1990-h gg. [The formation of local government in the Rostov region in the early 1990s.] // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 21: Upravlenie (gosu-darstvo i obshchestvo) [Moscow University Bulletin. Series 21. Public Administration], 2022, no. 1. pp. 137-156.

12. Pul's reform na Donu: 30 let spustya [Pulse of reforms on the Don: 30 years later]. Statistical collection. Rostov-on/D., Rostovstat Publ., 2020. 118 p.

13. Yusov S.V., Kucenko T.P. Rostov i vlast' (1749-2000) [Rostov and power (1749-2000)]. Rostov-on/D., «Kniga» Publ., 2006. 120 p.

14. Nechaev V.D. Territorial'naya organizaciya mestnogo samoupravleniya v regionah Rossii: genezis i institucionnye ef-fekty [Territorial organization of local self-government in the regions of Russia: genesis and institutional effects]. Kursk, Kursk State University Publ., 2004. 158 p.

15. Leksin I.V. Dualizm territorial'nogo sostava Rossijskoj Federacii i ee sub"ektov [Dualism of the territorial composition of the Russian Federation and its subjects]. Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyj vestnik [Public Administration. Web journal], 2014, no. 47. pp. 318-353.

16. Novikov A.A., Kirsanova V.Yu. Aspekty informacionnogo obespecheniya kadastrovogo ucheta na primere Oktyabr'sk-ogo rajona Rostovskoj oblasti [Aspects of information support for cadastral registration using the example of the Okty-abrsky district of the Rostov region]. Ekonomika i ekologiya territorial'nyh obrazovanij [Economics and ecology of territorial entities], 2020, no. 1. pp. 85-91.

17. Arkhivnyi sektor administratsii Oktyabrskogo raiona Rostovskoi oblasti [Archival sector of the Oktyabrsky District Administration of the Rostov region]. F. 5. Op. 1. D. 157.

18. Arkhivnyi otdel administratsii Belokalitvinskogo raiona Rostovskoi oblasti [Archival department of the Belokalitvinsky District Administration of the Rostov region]. F. 1. Op. 1. D. 177.

19. Arkhivnyi otdel administratsii Belokalitvinskogo raiona Rostovskoi oblasti [Archival department of the Belokalitvinsky District Administration of the Rostov region]. F. 1. Op. 1. D. 332.

20. Yusov S.V. Pravovye modeli ustrojstva organov mestnogo samoupravleniya Rostovskoj oblasti na styke vekov [Legal models of the structure of local self-government bodies of the Rostov region at the turn of the century]. Samoupravlenie na Donu. Dvadcat' tri veka istorii vyborov [Self-government on the Don. Twenty-three centuries of election history]. Ros-tov-on/D., Izbirkom Rostov region Publ., 2002, pp. 88-110.

© «K™o», 2024 © KowKMflbKO B.r, HMKMTMHa A.A., 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.