УДК 658.7 + 339.188.4 ББК У9(2)30-59 + У9(2)42-59
ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЛОГИСТИКА КАК ОБЛАСТЬ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ЭКОНОМИКЕ ТОРГОВЛИ
Е.Д. Конькова
Рассмотрены вопросы пространственной организации сети торговли и общественного питания. Выявлена необходимость введения понятия «территориальная логистика», методические особенности, принципы, задачи этой области научных исследований. Перечислены факторы размещения предприятий торговли и общественного питания.
Ключевые слова: пространственная организация предприятий, торговля и общественное питание, логистика, «территориальная логистика», логистическая территория, принципы размещения сети, факторы размещения предприятий.
Вопросы пространственной организации сети предприятий торговли и общественного питания рассматриваются учеными в рамках различных наук: промышленного и гражданского строительства, экономической географии, региональной экономики, экономики торговли и общественного питания, коммерческой географии, а также логистики. Изучая теоретические аспекты размещения предприятий рынка услуг общественного питания и торговли в разрезе территориальной организации, автор выделяет четыре основополагающих направления науки: первое - логистика; второе -экономическая география и региональная экономика; третье - экономика отрасли и четвертое -градостроительные науки. Каждая из этих научных областей имеет специфический для неё спектр решаемых задач, а также совокупность методов их исследования и по-разному оценивает эффективность деятельности и размещения предприятий, комплексов предприятий и отраслей.
Так, логистика решает вопросы относительно организации эффективного снабжения предприятия и распределения продукции посредством правила 7Я, при этом основным фактором эффективности логистических процессов является сокращение издержек. В рамках экономикогеографического направления выявляются особенности, закономерности, принципы и факторы развития размещения отдельных сфер хозяйствования посредством определения специфических показателей (коэффициентов локализации, специализации, концентрации и др.). Экономика отрасли изучает развитие системы предприятий, при этом определяющими являются показатели товарооборота, структура издержек производства и обращения, изменения прибыли и рентабельности, обеспеченность и определение потребностей населения в сети предприятий, оцениваются перспективы и разрабатываются направления развития сети предприятий, определяется эффективность функционирования существующей сети предприятий. Градостроительные науки позволяют разработать схемы и модели оптимального размещения пред-
приятий различных отраслей и сфер деятельности в совокупности на территории городов, регионов.
Автор считает, что в настоящее время, при рассмотрении рынка товаров и услуг назрела необходимость в определении такого понятия, как «территориальная логистика» (см. рисунок).
Под территориальной логистикой будем понимать область логистических исследований, включающую комплекс взаимосвязанных методов, факторов и принципов управления экономическими и людскими потоками, обеспечивающую оптимальное (наиболее экономически выгодное) размещение предприятий на логистической территории.
Областью соприкосновения территориальной логистики и логистической науки в целом является распределительная логистика, одной из целей которой является минимизация совокупных затрат во всех звеньях логистической цепи, а средством достижения этой цели является оптимизация размещения предприятий на территории и их размеров [1, с. 63].
По аналогии с определением, приведенным в [2, с. 52] для логистической системы вообще, считаем, что логистическая территория - это сложная экономическая система, состоящая из элементов-звеньев, взаимосвязанных экономическими потоками (материальными, финансовыми, информационными и др.), и расположенных на определенной территории, границы и задачи которой определены внутренними и внешними целями этой макрологистической системы.
Учитывая тот факт, что логистика как наука сформировалась чуть более полвека назад, а территориальная логистика как самостоятельная область исследований представлена автором впервые, считаем необходимым определить ее инструментарий. Методологический аппарат территориальной логистики может сочетать в себе совокупность методов всех четырех направлений и позволит использовать их наиболее эффективно. Методы территориальной логистики могут обеспечивать оптимальное сочетание достижения основных
Вестник ЮУрГУ, № 44, 2012
00
00
Базовые
научные
направления
Предмет исследования
Инструментари й
1. Оптимизация процессов управления материальными, информационными, финансовыми потоками
Логистика
1. Выявление особенностей, закономерностей, принципов, факторов развития размещения отраслей хозяйства. 2. Оценка роли населенных пунктов как центров предоставления услуг. 3. Притяжение населенных пунктов как торговых центров 4. Внутригородская иерархия зон обслуживания населения
Экономическая география и региональная экономика
1. Анализ и разработка основных концепций планирования и размещения сети предприятий общественного питания 2. Выявление обеспеченности и определение потребностей населения в сети предприятий 3. Оценка перспектив и разработка направлений развития сети предприятий 4. Определение эффективности функционирования существующей сети предприятий
Экономика отрасли
1. Разработка схем и системы размещения предприятий сферы услуг 2. Определение нормативов развития сети
Г радостроительные науки
- системный подход к созданию материалопроводящих систем;
- методы планирования и управления логистическими системами
- расчет коэффициентов локализации, специализации; концентрации;
- метод картографирования;
- модели размещения
- расчет и анализ товарооборота, издержек производства и обращения, прибыли, капиталовложений;
- расчет удельных показателей обеспеченности населения;
- расчет и анализ показателей экономической эффектив-
- схемы и модели размещения сети;
- нормативные показатели развития сети
Область логистических исследований, предлагаемая автором
Территориальная
логистика
1. Определение оптимальных мест дислокации предприятий, распределительных центров, их числа, мощности, специализации
2. Выявление зон потенциального спроса на услуги предприятий с учетом движения потребительских потоков
3. Оценка влияния факторов, определяющих эффективность размещения предприятий
4. Оценка эффективности размещения предприятия как существующего, так и проектируемого
5. Определение эффективности деятельности предприятия в зависимости от характера и места его размещения
Структуризация направлений, составляющих научную базу территориальной логистики
Краткие сообщения
Конькова Е.Д.
Территориальная логистика как область логистических исследований в экономике торговли
целей логистики и позволят максимизировать экономический результат деятельности предприятий или системы предприятий.
Территориальная логистика опирается не только на логистические принципы и методы. Она учитывает более широкий спектр показателей, используемых в рамках смежных научных направлений, в число которых входят:
- социально-экономический состав населения,
- демографические показатели местности;
- показатели территориальной организации производства и обслуживания населения;
- показатели динамики экономического развития;
- характер, объем и структура спроса и предложения на исследуемом рынке и др.
Принципы территориальной логистики в сфере торговли и общественного питания должны учитывать выявленные факторы. В связи с тем, что торговля и общественное питание являются исторически «родственными» сферами, в подходах к размещению предприятий общественного питания можно использовать известные принципы размещения торговых предприятий с безусловной их адаптацией к специфике рынка услуг общественного питания. Перечислим эти принципы:
- размещение предприятий, исходя из принципа доступности и минимизации затрат времени на посещение (размещение предприятий по месту учебы, работы, проживания и отдыха);
- приближение предприятий к местам скопления потребителей (пересечениям транспортных и пешеходных потоков, центру города, ареалам транспортных узлов, культурным и спортивным учреждениям);
- специфическое размещение предприятий с
целью оптимизации уровней социально-
экономического развития и обеспеченности сетью административных территорий;
- оптимизация структуры сети предприятий общественного питания и торговли с целью наилучшего удовлетворения потребностей различных потребительских сегментов по содержанию и месту оказания услуг общественного питания;
- принцип рентабельности, согласно которому помимо основных экономических показателей определяются тип, специализация, вместимость, уровень интеграции [3], технологические приемы производства продукции и оказания услуг, в том числе формы и методы обслуживания потребителей предприятий питания и торговли.
Эффективность размещения предприятий общественного питания зависит от влияния широкого круга внешних и внутренних факторов. К числу внутренних следует отнести тип и специализацию предприятия, его вместимость (мощность) и пропускную способность, уровень квалификации и компетенций работников этой сферы; сложность правильного и своевременного учета сырья, полу-
фабрикатов, характерной особенностью которых являются короткие сроки хранения; идея предприятия; перечень услуг, оказываемых в предприятии, качество реализуемой продукции и оказываемых на предприятии услуг и др.
К факторам внешней среды относятся несовершенные законодательная и нормативноправовая база, система налогообложения; сложность прогнозирования потребительского спроса на продукцию и услуги общественного питания; нестабильность поставок сырья, материалов, характер людских и транспортных потоков; пешеходная и транспортная доступность, влияющие на размеры зон обслуживания (потенциального спроса на услуги) предприятия; организация прилегающей территории, куда входит наличие достаточного количества парковочных мест для автотранспорта посетителей, а также удобных подъездных путей; и др.
Анализ факторов внешней среды, оказывающих влияние на эффективность размещения конкретного предприятия на логистической территории, позволил систематизировать и сгруппировать их следующим образом:
1. Факторы территориальной организации, к числу которых отнесем:
- концентрацию предприятий;
- интенсивность пешеходных и транспортных потоков;
- пешеходную доступность;
- транспортную доступность и удобство подъездных путей;
- организацию прилегающей территории -наличие парковки и количество парковочных мест;
- характер размещения (в отдельно стоящем здании, в комплексе);
- наличие и концентрация административных, культурных, спортивных, развлекательных учреждений и др.
2. Социально-экономические факторы:
- численность и плотность населения (проживающего и приезжающего (работающего, отдыхающего)) в рассматриваемой зоне обслуживания;
- половозрастной состав потенциальных потребителей,
- социальная структура потенциальных потребителей;
- уровень доходов потенциальных потребителей.
3. Рыночные факторы, характеризующие объем и структуру спроса и предложения:
- уровень внутриотраслевой конкуренции в рассматриваемой зоне;
- удельный уровень товарооборота с 1 места или с 1 кв. м в торговом зале предприятий-конкурентов;
- доля каждого предприятия-конкурента в общем обороте торговли или общественного питания города;
- уровень качества оказываемых услуг в зоне;
Краткие сообщения
- уровень цен на услуги предприятий-конкурентов;
- уровень цен покупки или аренды земельных участков, зданий, помещений.
4. Факторы нормативно-правового регулирования деятельности предприятий торговли и общественного питания на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Детальное изучение влияния и конкретизация таких принципов и факторов позволит сформировать комплекс требований, которые следует учитывать при развитии сети предприятий торговли и общественного питания, их размещении в общей застройке территории города, расчете обеспеченности населения сетью этих предприятий.
Территориальная логистика применительно к рынку услуг общественного питания и торговли позволяет на региональном, общегородском и локальном (административного района, микрорайона) уровнях решить следующие задачи:
- разработать систему размещения предприятий - определить оптимальные места дислокации, тип, вид, мощность (вместимость, торговую площадь) предприятий;
- выявить зоны потенциального спроса на услуги предприятий с учетом движения потребительских потоков;
- оценить влияние факторов, определяющих эффективность размещения;
- производить оценку потенциальной эффективности размещения проектируемого предприятия торговли и общественного питания;
- определять эффективность деятельности предприятия в зависимости от места и характера его размещения [3].
Изучение теоретических предпосылок оценки эффективности размещения предприятий общественного питания позволило определить сущность понятия «территориальная логистика», в основу которой положен методологический инструментарий четырех научных направлений: экономикогеографического и градостроительного, экономики общественного питания и самой логистики.
Литература
1. Зырянов, А.В. Размещение торговых предприятий [Текст]: учеб. пособие / А.В. Зырянов. -М.: Экономисту, 2006. - 250 с.
2. Сергеев, В.И. Логистика в бизнесе [Текст]: учебник / В.И. Сергеев. - М.: ИНФРА-М, 2001. -608 с.
3. Левина, А.Б. К вопросу об эффективности логистической интеграции в розничной торговле [Текст] / А.Б. Левина //Вестник Университета (Государственный университет управления). -2009. - № 32. - С. 189-191.
Поступила в редакцию 8 октября 2012 г.
Конькова Екатерина Дмитриевна. Кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика торговли», Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск). Область научных интересов - размещение и инвестирование предприятий общественного питания, логистика. Контактный телефон: 8 (351) 267-93-03.
Ekaterina D. Konkova is a candidate of economic sciences, associate professor of economics in trade department, South Ural State University (Chelyabinsk). The area of academic interests - public catering enterprises location and investing, logistics. Contact telephone number: +7 (351) 267-93-03.
190
Вестник ЮУрГУ, № 44, 2012