Научная статья на тему 'Термопластики для разметки асфальтобетонных и цементобетонных покрытий'

Термопластики для разметки асфальтобетонных и цементобетонных покрытий Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
166
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Строительные материалы
ВАК
RSCI
Ключевые слова
ДОРОЖНАЯ РАЗМЕТКА / ROAD MARKINGS / ТЕРМОПЛАСТИКИ / THERMOPLASTICS / СОСТАВЫ / COMPOSITIONS / СВОЙСТВА / PROPERTIES

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Ещенко А. И., Печеный Б. Г., Курбатов В. Л., Асельдеров Б. С., Химан А.

Срок службы термопластичных материалов для дорожной разметки весьма ограниченный, что отрицательно сказывается на безопасности движения и пропускной способности проезжей части автомобильных дорог, особенно с цементобетонными покрытиями. Установлены более высокие показатели трещиностойкости термопластиков, содержащих прерывистый состав наполнителей. Введение ПАВ в термопластик обеспечивает повышение показателей трещиностойкости покрытий, нанесенных на бетонную поверхность. На основе результатов исследований дилатометрических характеристик и трещиностойкости разработаны составы цветных термопластов для дорожной разметки,у которых технологические, физико-механические показатели и долговечность гораздо выше, чем у известных термопластов, в том числе и зарубежных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Ещенко А. И., Печеный Б. Г., Курбатов В. Л., Асельдеров Б. С., Химан А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Thermoplastics for Asphalt and Cement Concrete Roads Marking

The service life of thermoplastic road marking materials is very limited. This affects the highway traffic safety and capacity of road ways, with cement concrete pavement especially.Higher crack resistance rates of thermoplastics containing the gap composition of aggregates were established. Surfactants, added into the thermoplastic, provide increased crackresistance indicators of coatings applied to the concrete surface. Dilatometer characteristics and crack resistance research gave an opportunity to develop colored thermoplasticcompositions for road marking. These compositions have much higher characteristics (technological, physical, mechanical and durability) than the known thermoplastics, includingforeign ones.

Текст научной работы на тему «Термопластики для разметки асфальтобетонных и цементобетонных покрытий»

УДК 625.746.533.8

A.И. ЕЩЕНКО1, канд. техн. наук, Б.Г. ПЕЧЕНЫЙ1, д-р техн. наук ([email protected]),

B.Л. КУРБАТОВ1, д-р экон. наук, Б.С. АСЕЛЬДЕРОВ1, инженер; А. ХИМАН2, канд. хим. наук

1 Северо-Кавказский филиал Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова (357202, г. Минеральные Воды, ул. Железнодорожная, 24)

2 Корпорация «CORASFALTOS» (843761 Km.2. Via al Refugio Sede Uis Cuatiguara Piedecuesta-Santander. Bucaramanga, Colombia)

Термопластики для разметки асфальтобетонных и цементобетонных покрытий

Срок службы термопластичных материалов для дорожной разметки весьма ограниченный, что отрицательно сказывается на безопасности движения и пропускной способности проезжей части автомобильных дорог, особенно с цементобетонными покрытиями. Установлены более высокие показатели трещиностойкости термопластиков, содержащих прерывистый состав наполнителей. Введение ПАВ в термопластик обеспечивает повышение показателей трещиностойкости покрытий, нанесенных на бетонную поверхность. На основе результатов исследований дилатометрических характеристик и трещиностойкости разработаны составы цветных термопластов для дорожной разметки, у которых технологические, физико-механические показатели и долговечность гораздо выше, чем у известных термопластов, в том числе и зарубежных.

Ключевые слова: дорожная разметка, термопластики, составы, свойства.

A.I. ESHCHENKO1, Candidate of Sciences (Engineering), B.G. PECHENY1, Doctor of Sciences (Engineering) ([email protected]), V.L. KURBATOV1, Doctor of Sciences (Economics), B.S. ASELDEROV1, Engineer; A. HYMAN2, Candidate of Sciences (Chemistry)

1 North-Caucasian Branch of Belgorod State Technological University named after V.G. Shukhov (24, Zheleznodorozhnaya Street, Mineralnye Vody, 357202, Russian Federation)

2 Corporation «CORASFALTOS» (843761 Km.2. Via al Refugio Sede Uis Cuatiguara Piedecuesta-Santander. Bucaramanga, Colombia)

Thermoplastics for Asphalt and Cement Concrete Roads Marking

The service life of thermoplastic road marking materials is very limited. This affects the highway traffic safety and capacity of road ways, with cement concrete pavement especially. Higher crack resistance rates of thermoplastics containing the gap composition of aggregates were established. Surfactants, added into the thermoplastic, provide increased crack resistance indicators of coatings applied to the concrete surface. Dilatometer characteristics and crack resistance research gave an opportunity to develop colored thermoplastic compositions for road marking. These compositions have much higher characteristics (technological, physical, mechanical and durability) than the known thermoplastics, including foreign ones.

Keywords: road markings, thermoplastics, compositions, properties.

О возможности применения литых цветных термопластиков (пластрастворов и пластбетонов) для цветных покрытий и дорожной разметки сообщалось уже в 60—70-е гг. прошлого столетия в работах Г.К. Сюньи, В.Д. Ставицкого, С.Е. Багдасарова, Р.Б. Гуна и др. В этих работах в качестве вяжущего использовались нефтеполимерные или инден-кумароновые смолы, пластифицированные нефтяными экстрактами, диметил-терефталатом, кубовыми остатками регенерации эти-ленгликоля или трансформаторным маслом. Такие литые цветные пластбетоны отличались температурной чувствительностью, низкой тепло-, трещино-, водостойкостью. Современные цветные термопластики для дорожной разметки состоят в основном из пластифицированных нефтеполимерных, акриловых, полиэфирных смол [1] или модифицированной канифоли [2, 3] с введением наполнителей, пигментов, модифицирующих добавок, микростеклошариков и др.

По российским нормативам термопластики используют для маркировки только асфальтобетонных покрытий. За рубежом термопластики применяют также и для разметки цементобетонных дорожных покрытий [2, 3]. Правда, срок службы разметки из термопластиков на цементобетонных покрытиях несколько ниже, чем на асфальтобетонных. По нормативам России маркировку цементобетонных дорожных покрытий допускается проводить лакокрасочными материалами или холодным пластиком [4].

Цветные термопластики для дорожной разметки содержат 20—28% термопластичного вяжущего и 72—80% заполнителя совместно с пигментом. Избыток вяжущего в любых композиционных материалах, будь то ас-

фальтобетоны, термопластбетоны или термопластрас-творы, приводит к снижению показателей прочности, тепло-, трещиностойкости и устойчивости к истиранию. Показатели водостойкости из-за снижения пористости композита возрастают [1], тем более что режим испытания на водостойкость термопластиков менее жесткий (испытания проводят после выдерживания образцов в воде в течение 2 сут), чем при испытании асфальтобетонов по ГОСТ 12801—98.

Дорожную разметку из термопластиков устраивают по российским нормам в большинстве случаев толщиной до 5 мм, по зарубежным нормативам — от 3,2 до 4,8 мм.

Качество дорожной разметки далеко не соответствует современным требованиям к долговечности, устойчивости к износу и разрушению, что отражено в соответствующих стандартах. Согласно ГОСТ Р 51256—99 разметка, выполненная термопластиками или другими подобными материалами, должна обладать функциональной долговечностью не менее одного года, а лакокрасочными материалами — не менее 6 мес. Функциональная долговечность разметки определяется периодом, в течение которого она отвечает стандартным требованиям. Частый ремонт или восстановление дорожной разметки сильно ограничивает интенсивность дорожного движения, сопровождающееся снижением его безопасности, и требует значительных материальных затрат.

Важное значение в любых композитах имеет грану-ломерический состав наполнителя, который колеблется в значительных пределах. Если наполнитель содержит только мелкую фракцию, то при его смешивании со смолой вязкость композиции существенно нарастает, что обусловлено высокой удельной поверхностью по-

научно-технический и производственный журнал

Ш^улг^иш

Таблица 1

Показатели Значения Нормы по ГОСТ 22245

Глубина проникания иглы, 0,1 мм,

при 25оС 71 61-90

то же при 0оС 26 >20

Температура размягчения по КиШ, оС 48 >47

Растяжимость, см, при 25оС 87 >55

то же при 0оС 1,5 >3,5

Температура хрупкости, оС -14 <-15

Температура вспышки, оС 231 >230

Изменение температуры размягчения после прогрева, оС 5 <5

Индекс пенетрации -0,9 -1 + +1

Содержание водорастворимых соединений, мас. % 0,1 <0,3

Сцепление с кварцевым песком № 1 Испытания

то же с мрамором № 1 по ГОСТ

то же с бетоном № 1 11508-08

рошка. Вследствие повышенной вязкости становится невозможным приготовить композицию с высоким содержанием наполнителя, а избыток смолы приводит не только к удорожанию, но и ухудшает качество продукции. Если наполнитель содержит крупные фракции, то при меньшем расходе вяжущего увеличивается пористость и снижаются показатели водо- и морозостойкости композиции.

Для установления оптимального гранулометрического состава наполнителей в композитах предлагаются различные варианты «идеальных» кривых просеивания. Смеси с «идеальной» непрерывной кривой гранулометрического состава наполнителя имеют минимальную

(около 15%) пористость, менее склонны к расслоению при минимальном расходе связующего.

Один из вариантов «идеальной» непрерывной кривой просеивания наполнителя, предложенным Фулле-ром, описывается уравнением:

Л =100 уЩо,

где А — проход через сито с отверстием d, мм, выраженный в мас. %; D — наибольший размер зерна в смеси, мм.

При исключении фракций промежуточных размеров получают прерывистый состав, обеспечивающий меньшую пустотность смеси. Однако подвижность мелких зерен, защемленных между крупными частицами, ограничена, и для обеспечения определенной текучести смеси толщина пленок вяжущего должна быть большей, чем в смесях с непрерывным зерновым составом наполнителя. Смеси с прерывистым зерновым составом наполнителя склонны к расслаиванию. Однако трещино-стойкость композиций с прерывистой гранулометрией наполнителя, например асфальтобетонных, намного выше, чем у композиций с непрерывной гранулометрией наполнителя [5]. В работах [6—8] показано влияние гранулометрического состава наполнителей на определенные свойства термопластиков.

Авторами изучалось влияние гранулометрического состава наполнителей и вяжущего с ПАВ на свойства термопластиков с целью их применения для маркировки цементобетонных и асфальтобетонных покрытий и проведен анализ гранулометрических составов наполнителей и качества отечественных и зарубежных образцов термопластиков для дорожной разметки.

В исследованиях использовали вяжущее, состоящее из нефтеполимерной смолы с температурой размягчения по КиШ 109оС, трансформаторного масла и полиэтиленового воска при их массовом соотношении 86:12:2 и 1,2% поверхностно-активной добавки двойного действия БП-3М. Следует отметить высокие значе-

Таблица 2

Заполнитель Содержание фракций размером, мм, мас. %

1,25-0,63 0,63-0,315 0,315-0,14 0,14-0,071 0,071-0,035 0,035-0,001 0,001-0

Песок Спасского карьера - 1,3 89,8 6,3 2,6 - -

Песок Краснодарского карьера 89,4 9,2 1,4 - - - -

Мел - - - 3,1 40,9 51,3 4,7

Микростеклошарики 18,9 66,4 10,1 3,5 1,1 - -

Минеральный порошок - - - - 38,8 44,5 16,7

Двуокись титана - - - - - 73,9 26,1

Термопластик Содержание фракций размером, мм, мас. %

1,25-0,63 0,63-0,315 0,315-0,14 0,14-0,071 0,071-0,035 0,035-0,001 0,001-0

Наполнитель непрерывной гранулометрии по Фуллеру ¿Шах=1,25 мм 29 20,8 16,7 9,8 7 13,9 2,8

Состав 1 (непрер. гран.) 29,3 23,9 14,2 7,6 7,7 13,9 3,4

Состав II (прерыв. гран.) 41,5 23,6 3,6 1 7,3 13 10

«Кратер» (отечественный) 10 14,9 49,6 11,2 11,2 2,1 1

Наполнитель непрерывной гранулометрии по Фуллеру ¿Шах=0,85 мм 13,9 25,2 20,3 11,9 8,4 16,9 3,4

АКР-16в (германский стандартный) 11,5 27,9 38,7 4 5,4 9,7 2,8

ТGn-11С (колумбийский стандартный) 6,8 27,3 10,2 2,8 26,8 20 6,1

Таблица 3

научно-технический и производственный журнал июль 2016

ния показателей сцепления вяжущего с кварцевым песком, мрамором и бетоном.

Свойства вяжущего для цветных термопластиков приведены в табл. 1.

В качестве наполнителей были взяты: кварцевый песок Спасского и Краснодарского карьеров, мел, мик-ростеклошарики фракции 180—850 ммк и белый пигмент — двуокись титана, гранулометрические составы которых представлены в табл. 2.

Был подобран состав непрерывной и прерывистой гранулометрии наполнителей для термопластиков по «идеальной» кривой рассеивания Фуллера. В табл. 3 и на рис. 1 и 2 представлены зерновые составы наполнителей с непрерывной и прерывистой гранулометрией наполнителей (составы I и II), а также в образце отечественного термопластика «Кратер», в колумбийском образце ТGn-11С [3] и в германском термопластике АКР-16в [7].

Как видно, прерывистость наблюдается в зерновых составах термопластика «Кратер» и в колумбийском образце ТGn-11С. Причем в зерновом составе наполнителя в термопластике «Кратер» прерывистость наблюдается во фракциях мельче 0,035 мм. Некоторое отклонение от «идеальной» кривой Фуллера наблюдается в составе с непрерывной гранулометрией наполнителя германского образца термопластика АКР-16в. Подобранный состав I с непрерывной гранулометрией наполнителя практически совпадает с «идеальной» кривой Фуллера (табл. 3, рис. 1).

Оптимальное содержание термопластичного вяжущего в горячих пластбетонах или в асфальтобетонах определяют по максимуму прочностных показателей их зависимости от содержания вяжущего. Обычно содержание органического вяжущего в таких композициях находится в пределах примерно 6—9%. В термопластиках содержание связующего в 2—3 раза выше, что обусловлено необходимостью выполнения требований по текучести расплавов и обеспечения прилипания к поверхности, на которую их наносят.

Содержание вяжущего в смесях определяли по достижению текучести расплава, равной 5 г/с, при истечении расплава термопластика из сосуда с отверстием в дне 10 мм по методике, представленной в [1]. Как следует из табл. 4, содержание вяжущего в термопластиках с непрерывной гранулометрией наполнителя (состав I) несколько ниже, чем в термопластике с прерывистой гранулометрией наполнителя (состав II), при этом со-

100 90 80 70

« 60

0

1 50

ш ш

5: 40

о

X

о

1= 30 20 10

1\ \

\\ — 1,2 —7 /

\\ , / ; / Г

V \/

. \ V \ 3

V

1 4 У

\ \ У

0 1,25

0,35

0,001

0

0,07 0,017

Размер отверстий сит, мм

Рис. 1. Гранулометрические составы наполнителей мельче 1,25 мм в термопластиках: 1, 2 - «идеальный» состав непрепрерывной гранулометрии по Фуллеру и подобранный состав I непрерывной гранулометрии; 3 - подобранный состав II прерывной гранулометрии; 4 - состав наполнителя в термопластике «Кратер»

держание вяжущего в термопластиках с наполнителями составов I, II и «Кратер» примерно на 13% ниже, чем в зарубежных образцах АКР-16в и ТGn-11C.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как упоминалось ранее, термопластики для маркировки цементобетонных покрытий в России применять не рекомендуется, что вызвано недостаточной их трещи-ностойкостью и невысокой адгезией с бетонным основанием. В связи с этим были проведены сравнительные испытания механических свойств и показателей трещи-но-, водостойкости термопластиков, а также показателей их растрескивания на поверхности асфальтобетона и цементобетона. Трещиностойкость термопластиков характеризовали по дилатометрическим характеристикам, а также по температуре растрескивания образцов, определяемым на установке УОНДА 14-20 [9]. Кроме того, определяли температуру растрескивания слоя термопла-

100

90

80

70

60

50

40

30

20

10

V

\\

ч

\ \ 1 2

V \ / ц/ / / /

\ \ \ \ \ / /

X ч "Ч, ч \

/ / \ N N N

/ 3 >

К

0 0,85

0,03 0,14 0,07 0,035

Размер отверстий сит, мм

0,17

0,001 0

Рис. 2. Гранулометрические составы наполнителей мельче 0,85 мм в термопластиках: 1 - «идеальный» состав наполнителя с непрерывной гранулометрией по Фуллеру; 2 - наполнитель в колумбийском термопластике Твп-11С; 3 - наполнитель в германском термопластике АКР-16в

От, МПа 4

1,3 * 4

\_2_

1 г^^^

5

-15

-25

-35

-45

Т, оС

Рис. 3. Температурные напряжения от в термопластиках с непрерывным гранулометрическим составом наполнителя I (1), с прерывистым гранулометрическим составом наполнителя II (2), в термопластике «Кратер» (3) и в колумбийском термопластике Твп-11С (4)

3

2

0

научно-технический и производственный журнал

Таблица 4

Термопластик Содержание компонентов, мас. % Соотношение В/МН

мсш Песок Наполнитель МН* Вяжущее В**

Мел TiO2 Мин. порошок

Состав 1 (непрер. гран.) 32 26 Спасск + 15 Краснодар 17 10 - 22,7 0,84

Состав II (прерыв. гран.) 30 40 Краснодар - 12 18 23,1 0

«Кратер»(отечественный) 24,9 24,9 мр. + 24,7 кварц. - 3,2 22,3 23,3 0,91

АКР-16в (германский) 31,2 31,3 27,5 10 - 25 0,67

ТGn-11С (колумбийский) 44,8 - - 13,2 42 26,4 0,48

* Мелкий наполнитель МН. ** Содержание вяжущего В сверх 100% наполнителя.

Таблица 5

Термопластики

Показатели С наполнителем «Кратер» «TGn-11C Метод испытания

I II

Прочность при сжатии, МПа, при 50оС 20оС 0оС 0,3 3 12,4 0,4 3,4 10,9 0,3 1,8 9,4 0,5 3,3 11.3 ГОСТ 12801

Водонасыщение, % 1,3 1,1 1,2 0,9 -//-

Водопоглощение, % 0,7 1,1 0,4 0,3 ГОСТ 21513

Коэффициент водостойкости 0,98 0,98 0,97 0,99 ГОСТ 12801

Коэффициент длительной водостойкости 0,91 0,94 0,9 0,97 -//-

Температура стеклования Тс, оС -29 -35 -28 -33 [14]

Коэффициент линейного теплового расширения >Тс, оС-1 то же <Тс, оС-1 4,710-5 2,510-5 4,610-5 2,510-5 4,810-5 2,710-5 5,310-5 2,810-5 -//-

Температура растрескивания термопластика Тр, оС то же на асфальтобетонном блоке Тра, оС то же на бетонном блоке Трб, оС -26 Ниже -60 -43 -35 Ниже -60 -52 -26 Ниже -60 -49 -33 Ниже -60 -42 АА5НТО: М 249-12 -//-

Плотность при 20оС, кг/м3 2210 2206 2060 ГОСТ 12801

Время отверждения (охлаждения), мин 13 13 18 15 ГОСТ 19007

Долговечность, лет, не менее 5 5 2 4 -

стика толщиной 4 мм, нанесенного на бетонный или асфальтобетонный блок, при охлаждении по методике, представленной в [2].

Физико-механические показатели свойств, а также дилатометрические характеристики и показатели тре-щиностойкости термопластиков для дорожной разметки с наполнителем непрерывной гранулометрии (состав I) и прерывистой гранулометрии (состав II) представлены в табл. 5 и на рис. 3. Здесь же приведены результаты испытаний известного термопластика «Кратер» [7] и зарубежного образца термопластика ТGn-11С, представленного колумбийской корпорацией «CORASFALTOS».

Как следует из табл. 5, коэффициенты линейного теплового расширения образцов термопластиков с наполнителями состава I и II несколько меньшие, чем у термопластика «Кратер», и гораздо меньшие, чем у колумбийского образца TGn-11C, что обусловлено более низким содержанием органического вяжущего в составах I и II. Температура стеклования Тс в составах термопластиков I и II соответственно равна -29 и -35оС, а в термопластиках «Кратер» и TGn-11C Тс равна соответственно -28 и -33оС. Отличие в значениях Тс на 7оС

свидетельствует о более высокой трещиностойкости термопластиков, имеющих прерывистый состав наполнителя. Этот вывод подтверждается результатами непосредственных определений температурных напряжений от и показателей температуры растрескивания Тр образцов термопластиков. Как следует из рис. 3, температура растрескивания Тр в образцах термопластиков, имеющих непрерывный состав гранулометрии наполнителя (состав I) и частично прерывистый состав в мелкой фракции (термопластик «Кратер»), равна -26оС, а в термопластиках с прерывистым составом гранулометрии наполнителя (состав II и термопластик Gn-l1C) Тр равна -35 и -33оС.

Температура растрескивания покрытий всех испытуемых образцов термопластиков, нанесенных на асфальтобетонный блок, ниже -60оС, что обусловлено близкими значениями коэффициентов теплового расширения у асфальтобетонов и термопластиков (табл. 5).

Температура растрескивания покрытий термопластиков, нанесенных на бетонные блоки, наиболее низкая у термопластика с прерывистой гранулометрией наполнителя (состав II). Более высокие значения и меньшая разница между температурой растрескивания у

научно-технический и производственный журнал

M' ® июль 2016 61

образцов термопластиков с составом непрерывной гранулометрии наполнителя (состав I), «Кратер» и Gn-11C, нанесенных на бетонные блоки, возможно, обусловлена отсутствием адгезионных добавок в составе образцов термопластика «Кратер» и TGn-11C и малым сцеплением из-за этого с поверхностью бетона. Тем не менее термопластик Gn-11C выдерживает требование стандарта [3], согласно которому «термопластик, нанесенный на бетонный блок толщиной 4 мм, при охлаждении до минус 9,4±1,7оС не должен иметь отрывов или трещин».

Выводы.

1. Срок службы термопластичных материалов для дорожной разметки весьма ограниченный, что отрицательно сказывается на безопасности движения и пропускной способности проезжей части автомобильных дорог, особенно с цементобетонными покрытиями. Причиной низкой долговечности термопластиков для дорожной разметки является недостаточная изученность напряженного состояния тонкослойной разметки на асфальтобетонных и цементобетонных покрытиях.

2. Установлены более высокие показатели трещино-стойкости у термопластиков, содержащих прерывистый состав гранулометрии наполнителей. Введение ПАВ в термопластик обеспечивает повышение показателей трещиностойкости покрытий, нанесенных на бетонную поверхность.

3. На основе результатов исследований дилатометрических характеристик и трещиностойкости разработаны составы цветных термопластиков для дорожной разметки по технологическим, физико-механическим показателям и долговечности гораздо выше, чем у известных термопластиков, в том числе и зарубежных.

Список литературы

1. Костова М.З., Юмашев В.М. Разметка автомобильных дорог в России // Дорожная информация. Автомобильные дороги и мосты. М.: ФГУП «Информационный центр по автомобильным дорогам». 2005. Вып. 4. 26 с.

2. AASHTO: M 249-12. Standard Specificacion for White and Yellow Reflective Thermoplastic String Material (Solid Form). STANDARD by American Association of State and Highway Transportation Officials, 2012.

3. Norma Tecnica Colombiana NTC 5867. Materiales Para De-marcacio'n De Pavimentos Termoplastico Retro-reflectivo. Blanco y Amarillo (forma solida). (In Spain).

4. Методические рекомендации по нанесению дорожной разметки на цементобетонные покрытия. М.: Росавтодор, 2004. 12 с.

5. Данильян Е.А., Асельдеров Б.Ш., Печеный Б.Г. Оптимизация качества асфальтобетонов с прерывистой гранулометрией заполнителей // Строительные материалы. 2012. № 1. С. 54—57.

6. Шакуров М.И., Харисов И.И., Гарипов Р.И. Изучение влияния наполнителей на свойства термопластичной дорожной разметки // Труды Казанского технологического университета. 2010. № 9. С. 385—389.

7. Возный С.И., Евтеева С.М., Талалай В.В., Кочетков А.В. Применение наполнителей в материалах для дорожной разметки на полимерной основе // Пластические массы. 2014. № 5—6. С. 37—40.

8. Иванова И.С., Григорьева А.И. Влияние гранулометрического состава наполнителя на текучесть термопластика для дорожной разметки // Достижения вузовской науки. 2015. Вып. № 19. С. 131—136.

9. Печеный Б.Г. Методы оценки трещиностойкости // Автомобильные дороги. 2015. № 6. С. 70—73.

References

1. Kostova M.Z., Yumashev V.M. Marking of roads in Russia. Information on roads. Highways and bridges. Moscow: Federal State Unitary Enterprise «Information Center on the roads». 2005. Iss. 4. 26 р. (In Russian).

2. AASHTO: M 249-12. Standard Specificacion for White and Yellow Reflective Thermoplastic String Material (Solid Form). STANDARD by American Association of State and Highway Transportation Officials, 2012.

3. Norma Tecnica Colombiana NTC 5867. Materiales Para De-marcacio'n De Pavimentos Termoplastico Retro-reflectivo. Blanco y Amarillo (forma solida). (In Spain).

4. Metodicheskie rekomendatsii po naneseniyu dorozhnoy razmetki na tsementobetonnye pokrytiya [Guidelines on the roads marking applying to cement concrete pavement]. Moscow: Rosavtodor. 2004. 12 р.

5. Danil'yan E.A., Aselderov B.Sh., Pecheny B.G. Optimization of quality of asphalt concrete with discontinuous granulometry of fillers. Stroitel'nye Materialy [Construction Materials]. 2012. No. 1, pp. 54—57. (In Russian).

6. Shakurov M.I., Harisov I.I., Garipov R.I. Study of aggregates affect on the properties of the thermoplastic road marking. Trudy Kazanskogo tekhnologicheskogo universiteta. 2010. No. 9, pp. 385-389.

7. Vozny S.I.,Yevteyeva S.M., Kochetkov B.V., Talalay A.V. Use of aggregates in road marking on polymer-based materials. Plasticheskie massy. 2014. No. 5-6, pp. 37-40. (In Russian).

8. Ivanova I.S., Grigorieva A.I. Aggregate gradation influence on the road marking thermoplastic fluidity. Dostizheniya vuzovskoy nauki. 2015. No. 19, pp. 131-136. (In Russian).

9. Pecheny B.G. Methods for evaluation of crack resistance. Avtomobilnyedorogi. 2015. No. 6, pp. 70-73. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СКФ БГТУ им. В.Г. Шухова

ПРЕДЛАГАЕТ

составы и технологии производства водоэмульсионных цветных

отделочных кровельных мастичных материалов, материалов для цветных покрытий дорог, площадей, тротуаров, спортивных

и детских площадок, дорожной разметки и др. Долговечность и экологичность значительно превосходят аналоги, в том числе зарубежные. Контактное лицо - Печёный Борис Григорьевич.

Ставропольский край, г. Минеральные воды, ул. Железноводская, 24 Тел./факс: (87922) 55-397; тел. (962) 445-1881 e-mail: [email protected], [email protected]

Реклама

научно-технический и производственный журнал

Ш^улг^иш

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.