Научная статья на тему 'Термоиндикаторы и эффект «Термохромизма» ортопедической обуви для ДЦП'

Термоиндикаторы и эффект «Термохромизма» ортопедической обуви для ДЦП Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
101
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУВЬ / FOOTWEAR / ОРТОПЕДИЯ / ORTHOPEDICS / ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ / CEREBRAL PALSY / ТЕРМОИНДИКАТОРЫ / ЦВЕТОВАЯ КОРРЕКЦИЯ / COLOR CORRECTION / THERMOINDICATORS

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Захожая Т. С., Бекк М. В., Бекк Н. В., Тихонова Н. В.

В статье рассмотрено научное направление по реабилитации детей с заболеванием церебральный паралич. В качестве коррекционных решений предложено использовать цветовые комбинации обувных материалов и термоиндикаторы для оценки пограничных состояний больного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Захожая Т. С., Бекк М. В., Бекк Н. В., Тихонова Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Термоиндикаторы и эффект «Термохромизма» ортопедической обуви для ДЦП»

УДК 685.3

Т. С. Захожая, М. В. Бекк, Н. В. Бекк, Н. В. Тихонова

ТЕРМОИНДИКАТОРЫ И ЭФФЕКТ «ТЕРМОХРОМИЗМА» ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ ОБУВИ ДЛЯ ДЦП

Ключевые слова: обувь, ортопедия, церебральный паралич, термоиндикаторы, цветовая коррекция.

В статье рассмотрено научное направление по реабилитации детей с заболеванием церебральный паралич. В качестве коррекционных решений предложено использовать цветовые комбинации обувных материалов и термоиндикаторы для оценки пограничных состояний больного.

Keywords: footwear, orthopedics, cerebral palsy, thermoindicators, color correction.

In the article the scientific direction for the rehabilitation of children with cerebral palsy disease. As a remedial solutions proposed to use color combinations and shoe materials thermoindicators to assess the patient's border states.

Для детей с церебральным параличом характерны специфические отклонения в психическом развитии. Механизм этих нарушений сложен и определяется как временем, так и степенью и локализацией мозгового поражения. Проблеме психических нарушений у детей, страдающих церебральным параличом, посвящено значительное количество работ отечественных специалистов. Факторы, влияющие на психологическое развитие детей с заболеванием ДЦП делятся на 2 укрупненные группы (рис. 1).

•ры, влияющих на психологическое

развитие детей с заболеванием ДЦП

[

органическое поражение ЦНС

и

ограниченность самостоятельного передвижения н с амообс.тужнБан ня

Рис. 1 - Факторы, влияющие на психологическое развитие детей с заболеванием ДЦП

В большей степени на изменение психологического состояния больного влияет ограниченность самостоятельного передвижения и самообслуживание. В данном случае характерна непропорциональность в развитии высших психических функций. В некоторых случаях имеет место несоответствие между удовлетворительным общим уровнем сформированности абстрактно-логического мышления и недостаточностью пространственных представлений. Отклонения развития также обусловлены недостаточностью социокультурного опыта детей с ДЦП [1-4]. Такие дети ранимы. Нарушены или искажены коммуникативные связи с окружающим миром.

Интеллект ребенка может соответствовать возрастным нормам, при этом эмоциональная сфера остается несформированной. Незрелость эмоционально-волевой сферы может частично сохраняться и в старшем возрасте. Поведение часто сопровождается эмоциональной нестабильностью, быстрой утомляемостью, двигательной

расторможенностью.

Следует отметить, что у детей, страдающих церебральным параличом, преобладают отрицательные эмоции над положительными, что приводит к перенапряжению всех систем организма.

Вопросы психологической помощи детям с заболеванием ДЦП освещены далеко недостаточно. Практическое применение различных

психотехнических приемов, направленных на больных, часто используются психологами и педагогами без учета форм заболевания, уровня развития интеллектуальных процессов и особенностей эмоционально-волевой сферы. Отсутствие четко разработанных

дифференцированных методов психокоррекции детей с ДЦП, а также неадекватный подбор психотехнических приемов может отрицательно сказываться на качестве психического развития больного ребенка.

Необходимо стимулировать положительные эмоции. Для этих целей можно использовать обувь. При помощи ее визуальных и тактильных свойств можно корректировать психическое состояние пациента.

Стоит рассматривать коррекцию двигательных и сенсорных расстройств детей и подростков с церебральным параличом как сложную систему реабилитационных воздействий, направленных на повышение социальной активности, развитие интеллектуальных процессов, которые

соответствуют психическим и физическим возможностям больного.

В рамках производства обуви и аксессуаров наиболее значимым методом воздействия является цветовое решение изделий и тактильные свойства материалов.

Для создания обуви, обладающей лечебным действием не только за счет конструкции, но и за счет визуальной составляющей, следует обратиться к восприятию и влиянию различных цветов на пациентов с заболеванием ДЦП. Необходимо знать и понимать, как цвет и его оттенок влияет на психику ребенка. Руководствуясь этим, можно создать обувь, удовлетворяющую визуальную составляющую лечебно-профилактических свойств изделия (табл. 1).

Вестник технологического университета. 2016. Т.19, №7 Таблица 1 - Характеристика воздействия цвета на человека

1 2 3 4 5

Целебные свойства Избыток Компенса ция

Цвет физические психологические

красный Стимулирует все виды энергии. Помогает собраться с физическими силами. Учащает сердцебиение. Стимулирует мозговую деятельность. При кратковременном воздействии повышает работоспособность. Улучшает аппетит. Помогает сосредоточиться, внушает уверенность. Может вызывает радость или агрессию Вызывает раздражительность и перевозбуждение, утомление. Снижение внимания Зеленый

желтый Стимулирует мозг в случае умственной недостаточности. Стимулирует психику к сосредоточенности, гармонии, послушанию. Улучшает аппетит. Улучшает умственные способности, поднимает настроение, придает уверенности, заряжает энергией. Повышает коммуникабельность Умственное переутомление, головная боль. Фиолетов ый

зеленый Способствует выздоровлению в мед. учреждениях. Уменьшает боли. Успокаивает нервную систему. Уменьшает раздражительность. Снижает повышенное давление, облегчает мигрени и невралгии. При длительном взаимодействии вызывает устойчивый подъем работоспособности Успокаивает, снижает напряжение. Побуждает интерес к познанию окружающего мира и обучению, поднимает самооценку и уверенность в себе. Придает смелость, умиротворённость, медитативность Вызывает скуку. Темно-зеленый вызывает депрессию Красный

бирюзовый Стимулирует иммунитет, способствует расслаблению мышц Усиливает чувство покоя Упрямство и безапелляционность Розовый

оранжевый Ускоряет пульс. Улучшает аппетит. При кратковременном воздействии повышает работоспособность Поднимает настроение. Стимулирует креативное мышление. Создает чувство благополучия и веселья, раскрепощает чувства. Рассеянность Синий

фиолетовый Фиолетовый цвет применяют для медитаций, повышения физических возможностей, способствует снятию головной боли. Положительно влияет на сердце, сосуды и легкие. Увеличивает выносливость. Снижает физическую активность и работоспособность. Усиливает интуицию и эмпатию. Вызывает гармонию и покой. Чувство страха. Светло фиолетовый - мечтательность. При длительном воздействии вызывает угнетенность и беспокойство. Желтый

синий Снижение давления, улучшение сна, снятие боли в суставах. Эффективен при невралгических болях. Снижает аппетит. Резко снижает активность и эмоциональное напряжение. Снижает активность жизненных процессов, нормализует дыхание пульс Помогает в познании нового. Вызывает состояние созерцательности и размышления. Пробуждает воображение. Темно-синий вызывает тоску, депрессии, подавлен ность и неуверен ность в себе. Способству ет усталоси и угнетенно сти Желтый

голубой Снимает стресс и головные боли. Снижает давление. Успокаивает. Незначительно уменьшает активность. Расслабляет Избавляет от страхов, депрессии, переживаний. Снижает возбуждение и нейтрализует напряжение Вызывает чувство отчуждения и холода Розовый

То есть нужно использовать цвета, компенсирующие отклонения той или иной группы детей с заболеванием ДЦП, моделировать обувь сообразно с темпераментом детей.

Таким образом, при разработке дизайна обуви для детей с заболеванием ДЦП стоит учитывать не просто внешнее оформление, но и характер заболевания и психическое состояние пациента, тем самым контролируя и регулируя эмоциональный фон ребенка. Предложены коррекционные цветовые решения. Так, например, для детей, возбужденных стоит подбирать цвета, нейтрализующие активность. Это могут быть оттенки желтых, зеленых, фиолетовых и синих цветов. Для детей апатичных,

скромных и бездейственных, наоборот, рекомендуются цвета и оттенки, побуждающие к действиям, такие как красный или оранжевый.

Темперамент детей влияет на их возбудимость. В возбужденном состоянии у ребенка с ДЦП повышается потоотделении, температура, тормозится абстрактно-логическое мышление. Отследить кризисный момент возможно, если использовать в ортопедической обуви термоиндикаторные пленки.

Инновационным подходом в медицине считают измерения с термоиндикаторными пленками на основе жидких кристаллов, позволяющие определять температуру тела. Уникальные

оптические свойства жидких кристаллов можно использовать для функциональной диагностики стоп - для визуализации температурных полей и измерения температур. В выявлении патологических отклонений целесообразно применять

холестерические ЖК. В жидкокристаллическом покрытии распределение температур или поверхностного трения на модели определяется с помощью цвета. Техника применения жидких кристаллов достаточно проста: необходимо учитывать область температур. ЖК-покрытие не должно нарушать тепловое поле исследуемой поверхности, а скорость измерения теплового поля должна быть меньше постоянной времени жидкого кристалла [3]. Жидкокристаллический

термоиндикатор должен прилегать непосредственно к объекту исследования, то есть к нижней конечности.

У детей с ДЦП температура стопы выше, чем у здоровых детей, что связано с постоянным напряжением мышц и связок, большего притока крови и постоянного нахождения ног в обуви. А термоиндикаторные пленки могут успешно применяться для определения патологических отклонений в стопе, а измерения с их использованием относятся к инновационным технологиям. В НТИ (филиал) «МГУДТ» совместно с «Новосибирским протезно-ортопедическим предприятием» были разработаны модели обуви с термоиндикаторами для детей с ДЦП (рис. 2, 3).

Рис. 2 - Образец летней ортопедической обуви с термоиндикатором

Рис. 3 - Схема расположения защитного ремня для термоиндикатора для зимней обуви: 1 -берец; 2 - крепление «велькро»; 3 - «окно»-термоиндикатора; 4 - защитный ремень

Следует отметить, что в обувь для зимнего периода носки в конструкцию необходимо добавить ремень для защиты термоиндикатора от влияния низких температур.

Инновационное развитие коррекционной обуви возможно с использованием эффекта «термохромизма». Например, пассивный ребенок носит красные ботинки, чтобы быть активным. Начал нервничать, ботинки сами стали голубые. Создание кожи с покрытием, меняющим цвет - это прорывная технология для лечения детей с заболеванием ДЦП.

Литература

1. Т.С. Захожая, Н.В. Бекк, О.Н. Шеломенцева, Л.Ю. Махоткина, Вестник КГТУ, 17, 13, 108-111, 2014;

2. С.И. Попова, Н.В. Бекк, О.Е. Белоусова, М.В. Бекк, Н.В. Тихонова, Вестник КГТУ, 17, 15, 65-69, 2014;

3. М.В. Бекк, Н.В. Бекк, О.Э. Кошелева, Н.В. Тихонова, Вестник КГТУ, 17, 16, 51-55, 2014;

4. Н.В. Бекк, Л.А. Белова, Т.С. Захожая, О.Е. Белоусова, Н.В. Тихонова, Вестник КГТУ, 18, 5, 112-115, 2014.

© Т. С. Захожая - ведущий конструктор ФГУП Новокузнецкое протезно-ортопедическое предприятие, М. В. Бекк - к.т.н. доцент НГУАДИ, [email protected], Н. В. Бекк - д.т.н., профессор НГУАДИ, [email protected], Н. В. Тихонова -д.т.н., профессор кафедры Конструирования одежды и обуви КНИТУ, [email protected].

© T. S. Zakhodzhaya - lead designer of Novokuznetsk Orthopedics Enterprise, M. V. Beck - Ph.D. in engineering, associate professor of NGUADI, [email protected], N. V. Beck - Doctor of Technical Science, professor of NGUADI, [email protected], N. V. Tikhonova - Doctor of Technical Science, professor of the Garment and Footwear Design Department of KNRTU, [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.