УДК 685.3
Т. С. Захожая, М. В. Бекк, Н. В. Бекк, Н. В. Тихонова
ТЕРМОИНДИКАТОРЫ И ЭФФЕКТ «ТЕРМОХРОМИЗМА» ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ ОБУВИ ДЛЯ ДЦП
Ключевые слова: обувь, ортопедия, церебральный паралич, термоиндикаторы, цветовая коррекция.
В статье рассмотрено научное направление по реабилитации детей с заболеванием церебральный паралич. В качестве коррекционных решений предложено использовать цветовые комбинации обувных материалов и термоиндикаторы для оценки пограничных состояний больного.
Keywords: footwear, orthopedics, cerebral palsy, thermoindicators, color correction.
In the article the scientific direction for the rehabilitation of children with cerebral palsy disease. As a remedial solutions proposed to use color combinations and shoe materials thermoindicators to assess the patient's border states.
Для детей с церебральным параличом характерны специфические отклонения в психическом развитии. Механизм этих нарушений сложен и определяется как временем, так и степенью и локализацией мозгового поражения. Проблеме психических нарушений у детей, страдающих церебральным параличом, посвящено значительное количество работ отечественных специалистов. Факторы, влияющие на психологическое развитие детей с заболеванием ДЦП делятся на 2 укрупненные группы (рис. 1).
•ры, влияющих на психологическое
развитие детей с заболеванием ДЦП
[
органическое поражение ЦНС
и
ограниченность самостоятельного передвижения н с амообс.тужнБан ня
Рис. 1 - Факторы, влияющие на психологическое развитие детей с заболеванием ДЦП
В большей степени на изменение психологического состояния больного влияет ограниченность самостоятельного передвижения и самообслуживание. В данном случае характерна непропорциональность в развитии высших психических функций. В некоторых случаях имеет место несоответствие между удовлетворительным общим уровнем сформированности абстрактно-логического мышления и недостаточностью пространственных представлений. Отклонения развития также обусловлены недостаточностью социокультурного опыта детей с ДЦП [1-4]. Такие дети ранимы. Нарушены или искажены коммуникативные связи с окружающим миром.
Интеллект ребенка может соответствовать возрастным нормам, при этом эмоциональная сфера остается несформированной. Незрелость эмоционально-волевой сферы может частично сохраняться и в старшем возрасте. Поведение часто сопровождается эмоциональной нестабильностью, быстрой утомляемостью, двигательной
расторможенностью.
Следует отметить, что у детей, страдающих церебральным параличом, преобладают отрицательные эмоции над положительными, что приводит к перенапряжению всех систем организма.
Вопросы психологической помощи детям с заболеванием ДЦП освещены далеко недостаточно. Практическое применение различных
психотехнических приемов, направленных на больных, часто используются психологами и педагогами без учета форм заболевания, уровня развития интеллектуальных процессов и особенностей эмоционально-волевой сферы. Отсутствие четко разработанных
дифференцированных методов психокоррекции детей с ДЦП, а также неадекватный подбор психотехнических приемов может отрицательно сказываться на качестве психического развития больного ребенка.
Необходимо стимулировать положительные эмоции. Для этих целей можно использовать обувь. При помощи ее визуальных и тактильных свойств можно корректировать психическое состояние пациента.
Стоит рассматривать коррекцию двигательных и сенсорных расстройств детей и подростков с церебральным параличом как сложную систему реабилитационных воздействий, направленных на повышение социальной активности, развитие интеллектуальных процессов, которые
соответствуют психическим и физическим возможностям больного.
В рамках производства обуви и аксессуаров наиболее значимым методом воздействия является цветовое решение изделий и тактильные свойства материалов.
Для создания обуви, обладающей лечебным действием не только за счет конструкции, но и за счет визуальной составляющей, следует обратиться к восприятию и влиянию различных цветов на пациентов с заболеванием ДЦП. Необходимо знать и понимать, как цвет и его оттенок влияет на психику ребенка. Руководствуясь этим, можно создать обувь, удовлетворяющую визуальную составляющую лечебно-профилактических свойств изделия (табл. 1).
Вестник технологического университета. 2016. Т.19, №7 Таблица 1 - Характеристика воздействия цвета на человека
1 2 3 4 5
Целебные свойства Избыток Компенса ция
Цвет физические психологические
красный Стимулирует все виды энергии. Помогает собраться с физическими силами. Учащает сердцебиение. Стимулирует мозговую деятельность. При кратковременном воздействии повышает работоспособность. Улучшает аппетит. Помогает сосредоточиться, внушает уверенность. Может вызывает радость или агрессию Вызывает раздражительность и перевозбуждение, утомление. Снижение внимания Зеленый
желтый Стимулирует мозг в случае умственной недостаточности. Стимулирует психику к сосредоточенности, гармонии, послушанию. Улучшает аппетит. Улучшает умственные способности, поднимает настроение, придает уверенности, заряжает энергией. Повышает коммуникабельность Умственное переутомление, головная боль. Фиолетов ый
зеленый Способствует выздоровлению в мед. учреждениях. Уменьшает боли. Успокаивает нервную систему. Уменьшает раздражительность. Снижает повышенное давление, облегчает мигрени и невралгии. При длительном взаимодействии вызывает устойчивый подъем работоспособности Успокаивает, снижает напряжение. Побуждает интерес к познанию окружающего мира и обучению, поднимает самооценку и уверенность в себе. Придает смелость, умиротворённость, медитативность Вызывает скуку. Темно-зеленый вызывает депрессию Красный
бирюзовый Стимулирует иммунитет, способствует расслаблению мышц Усиливает чувство покоя Упрямство и безапелляционность Розовый
оранжевый Ускоряет пульс. Улучшает аппетит. При кратковременном воздействии повышает работоспособность Поднимает настроение. Стимулирует креативное мышление. Создает чувство благополучия и веселья, раскрепощает чувства. Рассеянность Синий
фиолетовый Фиолетовый цвет применяют для медитаций, повышения физических возможностей, способствует снятию головной боли. Положительно влияет на сердце, сосуды и легкие. Увеличивает выносливость. Снижает физическую активность и работоспособность. Усиливает интуицию и эмпатию. Вызывает гармонию и покой. Чувство страха. Светло фиолетовый - мечтательность. При длительном воздействии вызывает угнетенность и беспокойство. Желтый
синий Снижение давления, улучшение сна, снятие боли в суставах. Эффективен при невралгических болях. Снижает аппетит. Резко снижает активность и эмоциональное напряжение. Снижает активность жизненных процессов, нормализует дыхание пульс Помогает в познании нового. Вызывает состояние созерцательности и размышления. Пробуждает воображение. Темно-синий вызывает тоску, депрессии, подавлен ность и неуверен ность в себе. Способству ет усталоси и угнетенно сти Желтый
голубой Снимает стресс и головные боли. Снижает давление. Успокаивает. Незначительно уменьшает активность. Расслабляет Избавляет от страхов, депрессии, переживаний. Снижает возбуждение и нейтрализует напряжение Вызывает чувство отчуждения и холода Розовый
То есть нужно использовать цвета, компенсирующие отклонения той или иной группы детей с заболеванием ДЦП, моделировать обувь сообразно с темпераментом детей.
Таким образом, при разработке дизайна обуви для детей с заболеванием ДЦП стоит учитывать не просто внешнее оформление, но и характер заболевания и психическое состояние пациента, тем самым контролируя и регулируя эмоциональный фон ребенка. Предложены коррекционные цветовые решения. Так, например, для детей, возбужденных стоит подбирать цвета, нейтрализующие активность. Это могут быть оттенки желтых, зеленых, фиолетовых и синих цветов. Для детей апатичных,
скромных и бездейственных, наоборот, рекомендуются цвета и оттенки, побуждающие к действиям, такие как красный или оранжевый.
Темперамент детей влияет на их возбудимость. В возбужденном состоянии у ребенка с ДЦП повышается потоотделении, температура, тормозится абстрактно-логическое мышление. Отследить кризисный момент возможно, если использовать в ортопедической обуви термоиндикаторные пленки.
Инновационным подходом в медицине считают измерения с термоиндикаторными пленками на основе жидких кристаллов, позволяющие определять температуру тела. Уникальные
оптические свойства жидких кристаллов можно использовать для функциональной диагностики стоп - для визуализации температурных полей и измерения температур. В выявлении патологических отклонений целесообразно применять
холестерические ЖК. В жидкокристаллическом покрытии распределение температур или поверхностного трения на модели определяется с помощью цвета. Техника применения жидких кристаллов достаточно проста: необходимо учитывать область температур. ЖК-покрытие не должно нарушать тепловое поле исследуемой поверхности, а скорость измерения теплового поля должна быть меньше постоянной времени жидкого кристалла [3]. Жидкокристаллический
термоиндикатор должен прилегать непосредственно к объекту исследования, то есть к нижней конечности.
У детей с ДЦП температура стопы выше, чем у здоровых детей, что связано с постоянным напряжением мышц и связок, большего притока крови и постоянного нахождения ног в обуви. А термоиндикаторные пленки могут успешно применяться для определения патологических отклонений в стопе, а измерения с их использованием относятся к инновационным технологиям. В НТИ (филиал) «МГУДТ» совместно с «Новосибирским протезно-ортопедическим предприятием» были разработаны модели обуви с термоиндикаторами для детей с ДЦП (рис. 2, 3).
Рис. 2 - Образец летней ортопедической обуви с термоиндикатором
Рис. 3 - Схема расположения защитного ремня для термоиндикатора для зимней обуви: 1 -берец; 2 - крепление «велькро»; 3 - «окно»-термоиндикатора; 4 - защитный ремень
Следует отметить, что в обувь для зимнего периода носки в конструкцию необходимо добавить ремень для защиты термоиндикатора от влияния низких температур.
Инновационное развитие коррекционной обуви возможно с использованием эффекта «термохромизма». Например, пассивный ребенок носит красные ботинки, чтобы быть активным. Начал нервничать, ботинки сами стали голубые. Создание кожи с покрытием, меняющим цвет - это прорывная технология для лечения детей с заболеванием ДЦП.
Литература
1. Т.С. Захожая, Н.В. Бекк, О.Н. Шеломенцева, Л.Ю. Махоткина, Вестник КГТУ, 17, 13, 108-111, 2014;
2. С.И. Попова, Н.В. Бекк, О.Е. Белоусова, М.В. Бекк, Н.В. Тихонова, Вестник КГТУ, 17, 15, 65-69, 2014;
3. М.В. Бекк, Н.В. Бекк, О.Э. Кошелева, Н.В. Тихонова, Вестник КГТУ, 17, 16, 51-55, 2014;
4. Н.В. Бекк, Л.А. Белова, Т.С. Захожая, О.Е. Белоусова, Н.В. Тихонова, Вестник КГТУ, 18, 5, 112-115, 2014.
© Т. С. Захожая - ведущий конструктор ФГУП Новокузнецкое протезно-ортопедическое предприятие, М. В. Бекк - к.т.н. доцент НГУАДИ, 8dayofangel@mail.ru, Н. В. Бекк - д.т.н., профессор НГУАДИ, 8dayofangel@mail.ru, Н. В. Тихонова -д.т.н., профессор кафедры Конструирования одежды и обуви КНИТУ, nata.tikhonova.81@mail.ru.
© T. S. Zakhodzhaya - lead designer of Novokuznetsk Orthopedics Enterprise, M. V. Beck - Ph.D. in engineering, associate professor of NGUADI, 8dayofangel@mail.ru, N. V. Beck - Doctor of Technical Science, professor of NGUADI, 8dayofangel@mail.ru, N. V. Tikhonova - Doctor of Technical Science, professor of the Garment and Footwear Design Department of KNRTU, nata.tikhonova.81@mail.ru.