Научная статья на тему 'ТЕРМОДИНАМИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ РАБОЧЕГО ПРОЦЕССА ГАЗОДИНАМИЧЕСКИ РАЗВЯЗАННЫХ КОМПРЕССОРА И ТУРБИНЫ'

ТЕРМОДИНАМИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ РАБОЧЕГО ПРОЦЕССА ГАЗОДИНАМИЧЕСКИ РАЗВЯЗАННЫХ КОМПРЕССОРА И ТУРБИНЫ Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компрессор / турбина / газодинамически развязанный турбокомпрессор / напорная характеристика компрессора / турбогенератор / рабочий процесс / термодинамический расчет / стенд / виртуальный стенд / среда концептуального проектирования / compressor / turbine / gas-dynamically decoupled turbocompressor / compressor map / turbogenerator / working process / thermodynamic calculation / test bench / virtual test bench / CAE-system

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Остапюк Ярослав Анатольевич, Новикова Юлия Дмитриевна, Ткаченко Андрей Юрьевич, Алексенцев Артем Алексеевич

Приводится термодинамический расчет рабочего процесса газодинамически развязанных компрессора и турбины. В связи с разрабатываемым в Самарском университете турбогенератором малой мощности для нужд распределенной энергетики была поставлена задача по созданию виртуального стенда испытаний, для определения готовности инфраструктуры и потребных мощностей оборудования для проведения натурных испытаний. В результате CFD-расчета узлов проектируемого турбогенератора были получены напорная характеристика и характеристика коэффициента полезного действия компрессора, которые были экспортированы в среду концептуального проектирования «АСТРА» для дальнейшего расчета термодинамических характеристик рабочего тела с целью проектирования спирального сборника воздуха за компрессором, проектирования подвода воздуха к турбине с помощью ресивера или улитки, проектирования отвода воздуха от турбины, определения рабочих условий элементов стенда, например дисковых затворов, для их корректного подбора. Отсутствие газодинамической связи компрессора с турбиной позволяет получить экспериментальное подтверждение характеристик малоразмерных компрессоров в широком диапазоне режимов работы. Для привода компрессора организуется подача сжатого воздуха в сечение перед турбиной. При этом из-за отсутствия подогрева рабочего тела стоит задача определения параметров воздуха на выходе из турбины, низкие значения температуры которого на некоторых режимах работы могут привести к обледенению элементов стенда и повлиять на качество эксперимента. При решении этой задачи были получены точки на напорных ветках характеристики компрессора, которые были сняты с учетом ограничений на параметры подаваемого на турбину сжатого воздуха, а также определены параметры сжатого воздуха, подаваемого на турбину.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Остапюк Ярослав Анатольевич, Новикова Юлия Дмитриевна, Ткаченко Андрей Юрьевич, Алексенцев Артем Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THERMODYNAMIC CALCULATION OF THE WORKING PROCESS OF GAS DYNAMIC DECOUPLED COMPRESSOR AND TURBINE

The article provides a thermodynamic calculation of the working process of a gas-dynamically decoupled compressor and turbine. In connection with the low-power turbogenerator being developed at Samara University for the needs of distributed energy, the task was set to create a virtual test bench to determine the readiness of the infrastructure and the required equipment capacity for full-scale testing. As a result of the CFD calculation of the components of the designed turbogenerator, the pressure and efficiency characteristics of the compressor were obtained, which were exported to the ASTRA conceptual design environment for further calculation of the thermodynamic characteristics of the working fluid for further design of a spiral air collector behind the compressor, design of the air supply to the turbine using a receiver or volute, designing the air exhaust from the turbine, determining the operating conditions of the bench elements, for example, butterfly valves, for their correct selection. The absence of a gas-dynamic connection between the compressor and the turbine makes it possible to obtain experimental confirmation of the characteristics of small-sized compressors in a wide range of operating modes. To drive the compressor, compressed air is supplied to the section in front of the turbine. At the same time, due to the lack of heating of the working fluid, the task is to determine the parameters of the air at the outlet of the turbine, the low temperature values of which in some operating modes can lead to icing of the test bench elements and affect the quality of the experiment. When solving this problem, points were obtained on the compressor head-capacity curve, which can be obtained taking into account the restrictions on the parameters of the compressed air supplied to the turbine, and the parameters of the compressed air supplied to the turbine were determined.

Текст научной работы на тему «ТЕРМОДИНАМИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ РАБОЧЕГО ПРОЦЕССА ГАЗОДИНАМИЧЕСКИ РАЗВЯЗАННЫХ КОМПРЕССОРА И ТУРБИНЫ»

УДК 621.45.015

DOI: 10.15593/2224-9982/2024.77.04

Я.А. Остапюк, Ю.Д. Новикова, А.Ю. Ткаченко, А.А. Алексенцев

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва,

Самара, Российская Федерация

ТЕРМОДИНАМИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ РАБОЧЕГО ПРОЦЕССА ГАЗОДИНАМИЧЕСКИ РАЗВЯЗАННЫХ КОМПРЕССОРА И ТУРБИНЫ

Приводится термодинамический расчет рабочего процесса газодинамически развязанных компрессора и турбины. В связи с разрабатываемым в Самарском университете турбогенератором малой мощности для нужд распределенной энергетики была поставлена задача по созданию виртуального стенда испытаний, для определения готовности инфраструктуры и потребных мощностей оборудования для проведения натурных испытаний. В результате CFD-расче-та узлов проектируемого турбогенератора были получены напорная характеристика и характеристика коэффициента полезного действия компрессора, которые были экспортированы в среду концептуального проектирования «АСТРА» для дальнейшего расчета термодинамических характеристик рабочего тела с целью проектирования спирального сборника воздуха за компрессором, проектирования подвода воздуха к турбине с помощью ресивера или улитки, проектирования отвода воздуха от турбины, определения рабочих условий элементов стенда, например дисковых затворов, для их корректного подбора.

Отсутствие газодинамической связи компрессора с турбиной позволяет получить экспериментальное подтверждение характеристик малоразмерных компрессоров в широком диапазоне режимов работы. Для привода компрессора организуется подача сжатого воздуха в сечение перед турбиной. При этом из-за отсутствия подогрева рабочего тела стоит задача определения параметров воздуха на выходе из турбины, низкие значения температуры которого на некоторых режимах работы могут привести к обледенению элементов стенда и повлиять на качество эксперимента. При решении этой задачи были получены точки на напорных ветках характеристики компрессора, которые были сняты с учетом ограничений на параметры подаваемого на турбину сжатого воздуха, а также определены параметры сжатого воздуха, подаваемого на турбину.

Ключевые слова: компрессор, турбина, газодинамически развязанный турбокомпрессор, напорная характеристика компрессора, турбогенератор, рабочий процесс, термодинамический расчет, стенд, виртуальный стенд, среда концептуального проектирования.

Ya.A. Ostapyuk, Yu.D. Novikova, A.Yu. Tkachenko, A.A. Alekentsev

Samara National Research University named after Academician S.P. Korolev,

Samara, Russian Federation

THERMODYNAMIC CALCULATION OF THE WORKING PROCESS OF GAS DYNAMIC DECOUPLED COMPRESSOR AND TURBINE

The article provides a thermodynamic calculation of the working process of a gas-dynamically decoupled compressor and turbine. In connection with the low-power turbogenerator being developed at Samara University for the needs of distributed energy, the task was set to create a virtual test bench to determine the readiness of the infrastructure and the required equipment capacity for full-scale testing. As a result of the CFD calculation of the components of the designed turbogenerator, the pressure and efficiency characteristics of the compressor were obtained, which were exported to the ASTRA conceptual design environment for further calculation of the thermodynamic characteristics of the working fluid for further design of a spiral air collector behind the compressor, design of the air supply to the turbine using a receiver or volute, designing the air exhaust from the turbine, determining the operating conditions of the bench elements, for example, butterfly valves, for their correct selection.

The absence of a gas-dynamic connection between the compressor and the turbine makes it possible to obtain experimental confirmation of the characteristics of small-sized compressors in a wide range of operating modes. To drive the compressor, compressed air is supplied to the section in front of the turbine. At the same time, due to the lack of heating of the working fluid, the task is to determine the parameters of the air at the outlet of the turbine, the low temperature values of which in some operating modes can lead to icing of the test bench elements and affect the quality of the experiment. When solving this problem, points were obtained on the compressor head-capacity curve, which can be obtained taking into account the restrictions on the parameters of the compressed air supplied to the turbine, and the parameters of the compressed air supplied to the turbine were determined.

Keywords: compressor, turbine, gas-dynamically decoupled turbocompressor, compressor map, turbogenerator, working process, thermodynamic calculation, test bench, virtual test bench, CAE-system.

В настоящее время САЕ-системы концептуального проектирования [1] получили широкое развитие: повышается степень и расширяется область адекватности используемых методов и моделей [2], что должно привести к снижению объема натурных испытаний.

Однако натурные испытания все еще играют важную роль в процессе создания новых сложных технических систем [3, 4], поэтому в рамках разработки в Самарском университете турбогенератора малой мощности для нужд распределенной энергетики на базе Института двигателей и энергетических установок создаются испытательные стенды и необходимая инфраструктура. Одним из них является стенд испытаний малоразмерных компрессоров, который позволяет решать следующие задачи:

1) экспериментальное определение характеристик малоразмерных компрессоров, в том числе для валидации и верификации цифровых двойников их рабочих процессов;

2) экспериментальное подтверждение соответствия характеристик малоразмерных компрессоров техническому заданию или проекту;

3) экспериментальное определение давлений и температур воздуха в характерных сечениях проточной части малоразмерных компрессоров;

4) косвенное определение коэффициента полезного действия (КПД) малоразмерных компрессоров на основе измерения давлений и температур;

5) измерение расхода воздуха через малоразмерные компрессоры.

В классических схемах стендов для испытаний модельных и натурных компрессоров, описанных в литературе [5-9], в качестве привода используются электродвигатели (рис. 1).

Рис. 1. Схема открытого стенда для испытания компрессоров [1]: 1 - входной дроссель или интерцептор; 2 - лемнискатный входной патрубок; 3 - электродвигатель; 4 - мультипликатор; 5 - мерное сечение

Однако анализ такой схемы, ввиду высокой стоимости электродвигателя, показал ее нерентабельность, поскольку верхний предел мощности испытываемых компрессоров ограничен мощностью электродвигателя, а нижний предел ограничен частотой вращения - компрессоры меньшей мощности имеют большую частоту вращения. Таким образом стенд с приводом от электродвигателя позволяет испытывать компрессоры в очень узком диапазоне размерностей. Поэтому для дальнейшей проработки был выбран вариант с приводом компрессора от воздушной турбины.

Стенд с такой схемой, во-первых, позволяет испытывать компрессоры в более широком диапазоне размерностей, а во-вторых, позволяет проводить аналогичные испытания турбин. Схема установки для испытаний компрессора с приводом от турбины представлена на рис. 2.

Оценка существующей и создаваемой инфраструктуры стенда позволила определить характеристики объектов испытаний:

- мощность компрессоров до 150 кВт;

- расход воздуха через компрессор до ~1,2 кг/с;

- частота вращения ротора до 120 000 об./мин.

Рис. 2. Схема установки для испытаний компрессора с приводом от турбины

Проведение термодинамического расчета рабочего процесса газодинамически развязанных компрессора и турбины необходимо для решения следующих задач на стенде испытаний малоразмерных компрессоров:

- проектирования спирального сборника воздуха за компрессором;

- проектирования подвода воздуха к турбине с помощью ресивера или улитки;

- проектирования отвода воздуха от турбины;

- определения рабочих условий элементов стенда, например дисковых затворов, для их корректного подбора;

- определения точек на напорных ветках характеристики компрессора, которые можно снять с учетом ограничений на параметры подаваемого на турбину сжатого воздуха;

- определения параметров сжатого воздуха, подаваемого на турбину.

Термодинамический расчет рабочего процесса газодинамически развязанных компрессора и турбины

Для проведения такого расчета была модифицирована термодинамическая модель расчета характеристик объекта испытаний, а именно газотурбинного привода (рис. 3). Данная модель расчета характеристик газотурбинного привода представляет из себя модель выполненного двигателя, сформированную в среде концептуального проектирования «АСТРА» [1].

В модифицированной модели (рис. 4) были удалены модули, описывающие рабочие процессы и параметры рабочего тела в теплообменном аппарате и камере сгорания. Для организации перепада давления в компрессоре и турбине были добавлены модули сопел.

Рабочее тело в компрессоре не связано с рабочим телом в турбине, т.е. организовано два потока рабочего тела. Первый поток: входное устройство - компрессор - сопло. Второй поток: турбина - сопло. Таким образом, компрессор и турбина связаны только механически.

Характеристики компрессора (рис. 5 и 6) были получены в результате CFD-расчета [10-15]. На напорных ветках было выбрано по 5 точек. На напорной ветке, соответствующей частоте вращения 50 000 об./мин, выбрано 6 точек, поскольку эта частота вращения ротора на номинальном режиме работы турбогенератора. Полученные совокупности параметров характеризуют режимы работы компрессора. Эти данные, сведенные в табл. 1, необходимы как для проведения термодинамического расчета, так и для проведения испытаний.

Рис. 3. Модель расчета характеристик газотурбинного привода

Рис. 4. Модель газодинамически развязанного турбокомпрессора

Рис. 5. Напорная характеристика компрессора

0,90 0,85 0,80 0,75

ч:

С 0,70 0,65 0,60 0,55 0,50

/ /

/ / \ ^

/ \

/

0,2 0,4 0,6 0,8 1 1,2

Приведенный расход воздуха, кг/с

— 50000 —40000 —45000 —55000 —60000 35000 30000 —25000 —20000 Рис. 6. КПД-характеристика компрессора

Выбранные точки характеристики компрессора

Таблица 1

п, об./мин Ов.пр, кг/с * * Лк п, об./мин Ов.пр, кг/с * * Лк

20 000 0,6512 1,04 0,147 45 000 1,1067 1,98 0,566

0,5773 1,17 0,638 1 2,6 0,765

0,4312 1,24 0,825 0,8452 2,74 0,795

0,3243 1,26 0,858 0,6644 2,61 0,714

0,2256 1,25 0,756 0,4408 2,46 0,541

25 000 0,7393 1,13 0,327 50 000 1,1566 2,1 0,49

0,6112 1,37 0,81 1,14 2,78 0,775

0,4924 1,41 0,856 1,0933 3,2 0,78

0,3887 1,43 0,852 0,68 3,05 0,59

0,2516 1,4 0,692 0,5145 2,88 0,517

Окончание табл. 1

п, об./мин Ов.пр, кг/с * * Пк п, об./мин Ов.пр, кг/с * * Пк

0,8472 1,31 0,483 1,2088 2,21 0,439

0,7054 1,58 0,82 1,202 3 0,65

30 000 0,5693 1,64 0,849 55 000 1,1495 3,77 0,73

0,4451 1,64 0,823 0,9628 3,81 0,704

0,2837 1,58 0,636 0,8052 3,77 0,701

0,8815 1,81 0,794 1,2579 2,38 0,407

0,7797 1,89 0,833 1,2579 3 0,55

35 000 0,635 1,9 0,822 60 000 1,259 3,74 0,613

0,4823 1,89 0,757 1,2097 4,58 0,692

0,3252 1,81 0,6 1,1382 4,53 0,679

Далее с помощью разработанной модели в среде концептуального проектирования «АСТРА» были проведены расчеты всех точек, представленных в табл. 1. При этом для задания режима работы компрессора в качестве исходных данных задавались приведенный расход воздуха Gв.пp и степень повышения давления %к. На первом этапе испытаний раскрутка турбокомпрессора будет осуществляться сжатым воздухом атмосферной температуры, поэтому значение температуры воздуха на входе в Т4 составляет 288,15 К. Поскольку остальные параметры рабочего процесса турбины необходимо рассчитать, то для обеспечения замкнутости системы уравнений в модели необходимо задать площадь сопла турбины. Оценив площадь сечения на выходе из турбины, был задан диапазон значений площади выходного сечения сопла турбины —с = 0,004... 0,012 м2.

Затем из полученного массива данных были выбраны точки с учетом следующих ограничений (табл. 2):

- давление воздуха на входе в турбину не более 10 атм, поскольку эта величина является ограничением в системе подачи сжатого воздуха;

- температура воздуха на выходе из турбины - как можно выше;

- максимальное сохранение площади сопла турбины постоянной для облегчения проведения испытаний.

Таблица 2

Параметры турбокомпрессора в выбранных точках

Частота, об./мин Параметр Значения в расчетных точках

20 000 -^139сопло.к м2 0,00862 0,00346 0,00217 0,00157 0,00111

^|3вых.к кг/с 0,6455 0,5733 0,4295 0,3236 0,2254

Т*|3вых.к К 296,2 308,6 310,2 311 313,2

^|4вх.т кг/с 0,5481 0,6743 0,6414 0,615 0,5871

Т |5вых.т К 278,9 271,1 273,6 276,3 278,6

—|9сопло.т м2 0,008 0,008 0,008 0,008 0,008

25 000 —|39сопло.к м2 0,00513 0,00255 0,00195 0,00151 0,00102

^|3вых.к кг/с 0,7311 0,6065 0,4899 0,3875 0,2513

Т |3вых.к К 305,5 321,9 322,8 324,5 330,1

^|4вх.т кг/с 0,7156 0,8563 0,7968 0,7417 0,6732

Т |5вых.т К 270,7 264,6 267,1 269,4 272,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

—|9сопло.т м2 0,008 0,008 0,008 0,008 0,008

30 000 —|39сопло.к м2 0,00388 0,00243 0,00188 0,00147 0,001

^|3вых.к кг/с 0,8349 0,6982 0,5655 0,4433 0,2832

Т |3вых.к К 322,4 337,2 339,5 341,2 351,2

^|4вх.т кг/с 1,0406 1,1192 1,0526 0,9755 0,8906

Т |5вых.т К 261,1 258 260,9 264,3 268,3

—|9сопло.т м2 0,008 0,008 0,008 0,008 0,008

Окончание табл. 2

Частота, об./мин Параметр Значения в расчетных точках

35 000 139сопло.к м2 0,00268 0,00227 0,00185 0,00142 0,00102

^|3вых.к кг/с 0,8676 0,77 0,6297 0,48 0,3245

Т |3вых.к К 355 356,9 357,4 363,9 376,4

^|4вх.т кг/с 1,8616 1,7178 1,494 1,3451 1,1964

Т*|5вых.т К 257,3 257,6 259,2 261,3 264,4

—|9сопло.т м2 0,005 0,005 0,005 0,005 0,005

40 000 —|39сопло.к м2 0,00318 0,00233 0,00182 0,0015 0,00107

^|3вых.к кг/с 1,0302 0,8861 0,7028 0,5603 0,3743

Т*|3вых.к К 373,8 378,9 382,3 386,4 404,6

^|4вх.т кг/с 2,9701 2,7068 2,1806 1,772 1,4925

Т*|5вых.т К 258,7 258,7 258 257,3 259,1

—|9сопло.т м2 0,005 0,005 0,005 0,005 0,005

45 000 —|39сопло.к м2 0,00326 0,00232 0,00187 0,00155 0,00113

^|3вых.к кг/с 1,0798 0,9799 0,833 0,6584 0,439

Т*|3вых.к К 397 404,3 408,4 414,3 443

^|4вх.т кг/с 3,9656 3,8416 3,3798 2,8028 2,2932

Т |5вых.т К 258,6 258,6 258,6 258,6 258,5

—|9сопло.т м2 0,005 0,005 0,005 0,005 0,005

50 000 —|39сопло.к м2 0,00335 0,00255 0,00213 0,00169 0,00143

^|3вых.к кг/с 1,126 1,1106 1,0673 0,8523 0,6736

Т*|3вых.к К 425,9 431,5 432,8 441,2 458,4

^|4вх.т кг/с 3,7068 3,8052 3,6885 3,1167 2,7411

Т*|5вых.т К 246,5 246,5 246,5 246,5 246,4

—|9сопло.т м2 0,006 0,006 0,006 0,006 0,006

55 000 —|39сопло.к м2 0,00346 0,00257 0,00198 0,00165 0,00141

^|3вых.к кг/с 1,174 1,1678 1,1194 0,9449 0,7946

Т |3вых.к К 453,5 455,9 468,5 476,7 486,2

^|4вх.т кг/с 4,6398 4,6833 4,8293 4,2608 3,7654

Т*|5вых.т К 246,4 246,4 246,4 246,4 246,4

—|9сопло.т м2 0,006 0,006 0,006 0,006 0,006

60 000 —|39сопло.к м2 0,00349 0,00277 0,00226 0,00179 0,00171

^|3вых.к кг/с 1,2189 1,2189 1,2199 1,1748 1,109

Т*|3вых.к К 484,7 485,1 500,7 512 514,2

^|4вх.т кг/с 4,5079 4,5164 4,8829 4,9557 4,7235

Т*|5вых.т К 235 235 235 235 235

—|9сопло.т м2 0,007 0,007 0,007 0,007 0,007

Заключение

Полученные результаты позволяют перейти к проектированию и подбору элементов стенда. Исходя из рассчитанных параметров рабочего тела можно подобрать оптимальные элементы, снизить стоимость стенда и получить необходимую точность измерений путем подбора номиналов датчиков, максимально близких к ожидаемым значениям параметров. В частности, результаты расчетов позволили:

- подобрать материалы для уплотнений дисковых затворов, устанавливаемых за компрессором и турбиной и выполняющих функцию сопел;

- задать необходимые параметры (давление, расход воздуха) в системе подачи сжатого воздуха;

- спроектировать спиральный сборник воздуха за компрессором, подвод воздуха к турбине с помощью ресивера или улитки, отвод воздуха от турбины.

Библиографический список

1. Сравнительный анализ автоматизированных систем проектирования газотурбинных двигателей / В.С. Кузьмичев, Я.А. Остапюк, А.Ю. Ткаченко [и др.] // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2015. - Т. 17, № 6 (3). - С. 644-656.

2. Симонов, Н.Б. Выбор и оптимизация основных параметров турбокомпрессоров при проектировании и доводке ГТД / Н.Б. Симонов, И.А. Кривошеев, К.Е. Рожков // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Аэрокосмическая техника. - 2021. -№ 67. - С. 96-106.

3. Научно-исследовательские испытания газогенератора перспективного двухконтурного турбореактивного двигателя с имитацией требуемых входных термогазодинамических параметров в условиях моторостроительного предприятия / А.А. Иноземцев, С.В. Торопчин, И.Н. Грибков [и др.] // Вестник ПНИПУ. Аэрокосмическая техника. - 2021. - № 65. - С. 28-37.

4. Бабкин, В.И. Роль и место экспериментальных исследований при создании перспективных авиационных двигателей / В.И. Бабкин, В.И. Солонин // Двигатель. - 2015. - № 4. - С. 2-9.

5. Испытания авиационных двигателей / под общ. ред. В.А. Григорьева и А.С. Гишварова. -2-е изд., доп. - М.: Инновационное машиностроение, 2016. - 542 с.

6. Солохин, Э.Л. Испытания авиационных воздушно-реактивных двигателей / Э.Л. Солохин. -М.: Машиностроение, 1975. - 356 с.

7. Скубачевский, Л.С. Испытания воздушно-реактивных / Л.С. Скубачевский. - М.: Машиностроение, 1972. - 228 с.

8. Дорофеев, В.М. Испытания воздушно-реактивных двигателей / В.М. Дорофеев, В.Я. Левин. -М.: Оборонгиз, 1961. - 220 с.

9. Испытания и обеспечение надежности авиационных двигателей и энергетических установок / Е.Ю. Марчуков [и др.]; под ред. И.И. Онищика. - М.: МАИ, 2004. - 336 с.

10. Kosprdova, J. The development of centrifugal turbo compressor stage using CFD / J. Kosprdova, J. Oldrich // The 20th international conference on hydraulics and pneumatics, Prag^, September 29 -October 1. - 2008.

11. Высокоэффективный одноступенчатый полнонапорный компрессор ГПА (газодинамический проект, результат модельных испытаний) / Ю.Б. Галеркин, А.Ф. Рекстин, К.В. Солдатова [и др.] // Компрессорная техника и пневматика. - 2014. - № 8. - С. 19-24.

12. Startsev, A. CFD design and analysis of a compact single-spool compressor for a heavy transport helicopter's powerplant [Электронный ресурс] / A. Startsev, Yu. Fokin, Eu. Steshakov // 29th congress of the international council of the aeronautical sciences. St. Petersburg, Russia, 2014. - URL: http://www.icas.org/ ICAS_ARCHIVE/ICAS2014/data/papers/2014_0928_paper.pdf (дата обращения: 21.11.2023).

13. Рекстин, А.Ф. Особенности моделирования газодинамических характеристик высоконапорных центробежных ступеней / А.Ф. Рекстин, К.В. Солдатова, А.А. Дроздов // Климовские чтения. Перспективные направления авиадвигателя строения. - СПб., 2013. - С. 45-55.

14. Галеркин, Ю.Б. Турбокомпрессоры / Ю.Б. Галеркин. - СПб.: КХТ, 2010. - 650 с.

15. Мельников, В. Использование программного комплекса FlowVision при расчете элементов проточной части турбокомпрессоров в ОАО «СКБТ» / В. Мельников, А. Прокусов // САПР и графика. - 2005. - № 4. - С. 92-96.

References

1. Comparative analysis of the automated design systems for gas-turbine engines (in Russian) / V.S. Kuzmichev, Y.A. Ostapyuk, A.Y. Tkachenko [et al.] // Izvestia Samara Scientific Centre of the Russian Academy of Sciences. 2015. V. 17. No. 6 (3). P. 644-656.

2. Simonov N.B., Krivosheyev I.A., Rozhkov K.E. Selection and optimization of the main parameters of turbocompressors during the design and development of gas turbine engines (in Russian) // Vestnik PNIPU. Aerokosmicheskaya tekhnika. 2021. No. 67. P. 96-106.

3. Research testing of the gas generator of a promising turbofan engine with simulation of the required input thermogas-dynamic parameters in the conditions of an engine-building enterprise /

A.A. Inozemtsev, S.V. Toropchin, I.N. Gribkov [et al.] // Vestnik PNIPU. Aerokosmicheskaya tekhnika. 2021. No. 65. P. 28-37.

4. Babkin V.I., Solonin V.I. The role and place of experimental research in the creation of advanced aircraft engines // Dvigatel'. 2015. No. 4. P. 2-9.

5. Testing of aircraft engines / edited by V.A. Grigoriev and A.S. Gishvarov. 2nd ed., supplement. Moscow: Innovatsionnoye mashinostroyeniye, 2016. 542 p.

6. Solokhin E.L. Tests of aviation air-jet engines. Moscow: Mashinostroenie, 1975. 356 p.

7. Skubachevsky L.S. Testing of air-jet engines. M.: Mashinostroenie, 1972. 228 p.

8. Dorofeev V.M., Levin V.Ya. Tests of air-jet engines. Moscow: Oborongiz, 1961. 220 p.

9. Testing and ensuring the reliability of aircraft engines and power plants / E.Yu. Marchukov [et al.]; edited by I.I. Onishchika. M.: MAI, 2004. - 336 p.

10. Kosprdova J., Oldrich J. The development of centrifugal turbo compressor stage using CFD // The 20th international conference on hydraulics and pneumatics, Prague, September 29 - October 1. 2008.

11. Highly effective single-stage full-pressure compressor of the GPA (gas-dynamic project, the result of model tests) / Yu.B. Galerkin, A.F. Rekstin, K.V. Soldatova [et al.] // Compressor engineering and pneumatics. 2014. No. 8. P. 19-24.

12. Startsev A., Fokin Yu., Steshakov Eu. CFD design and analysis of a compact single-spool compressor for a heavy transport helicopter's powerplant // 29th congress of the international council of the aeronautical sciences. St. Petersburg, Russia, 2014. [Electronic resource]. URL: http://www.icas.org/ICAS_ ARCHIVE/ICAS2014/data/papers/2014_0928_paper.pdf (date of address: 21.11.2023).

13. Rekstin A.F., Soldatova K.V., Drozdov A.A. Modelling features of the gas-dynamic characteristics of the high-pressure centrifugal stages // Klimovskiye chteniya. Perspektivnyye napravleniya aviad-vigatelya stroyeniya. SPb., 2013. P. 45-55.

14. Galerkin, Yu.B. Turbochargers. SPb.: KHT, 2010. 650 p.

15. Melnikov V., Prokusov A. Use of the FlowVision software package for calculation of the tur-bocharger flow elements in JSC "SKBT". // CAD and Graphics. 2005. № 4. P. 92-96.

Об авторах

Остапюк Ярослав Анатольевич (Самара, Российская Федерация) - научный сотрудник НИЛ-207, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева (443086, Самара, ул. Московское шоссе, 34, e-mail: ostapyuk.tdla@ssau.ru).

Новикова Юлия Дмитриевна (Самара, Российская Федерация) - инженер НОЦ ГДИ-209, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева (443086, Самара, ул. Московское шоссе, 34, e-mail: novikova@ssau.ru).

Ткаченко Андрей Юрьевич (Самара, Российская Федерация) - кандидат технических наук, доцент кафедры «Теория двигателей летательных аппаратов имени В.П. Лукачева», Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева (443086, Самара, ул. Московское шоссе, 34, e-mail: tau@ssau.ru).

Алексенцев Артем Алексеевич (Самара, Российская Федерация) - лаборант-исследователь НИЛ-207, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева (443086, Самара, ул. Московское шоссе, 34, e-mail: aleksencev.aa@ssau.ru).

About the authors

Yaroslav A. Ostapyuk (Samara, Russian Federation) - Research Associate, NIL-207, Samara National Research University named after Academician S.P. Korolev (34, Moskovskoe Shosse, Samara, 443086, e-mail: ostapyuk.tdla@ssau.ru).

Yulia D. Novikova (Samara, Russian Federation) - Engineer, Research Centre GDI-209, Samara National Research University named after Academician S.P. Korolev (34, Moskovskoe Shosse, Samara, 443086, e-mail: novikova@ssau.ru).

Andrey Yu. Tkachenko (Samara, Russian Federation) - PhD in (Technical Sciences), Associate Professor, V.P. Lukachev Department of Aircraft Engine Theory, Samara National Research University named after Academician S.P. Korolev (34, Moskovskoe Shosse, Samara, 443086, e-mail: tau@ssau.ru).

Artem A. Alekentsev (Samara, Russian Federation) - Research Laboratory Assistant, NIL-207, Samara National Research University named after Academician S.P. Korolev (34, Moskovskoe Shosse, Samara, 443086, e-mail: aleksencev.aa@ssau.ru).

Финансирование. Работа выполнена по проекту FSSS-2022-0019, реализуемого в рамках федерального проекта «Развитие человеческого капитала в интересах регионов, отраслей и сектора исследований и разработок», результат «Созданы новые лаборатории, в том числе под руководством молодых перспективных исследователей».

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Вклад авторов. Все авторы сделали равный вклад в подготовку публикации.

Поступила: 07.05.2024

Одобрена: 10.05.2024

Принята к публикации: 18.06.2024

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом: Термодинамический расчет рабочего процесса газодинамически развязанных компрессора и турбины / Я.А. Остапюк, Ю.Д. Новикова, А.Ю. Ткаченко, А.А. Алексенцев // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Аэрокосмическая техника. - 2024. - № 77. - С. 37-46. DOI: 10.15593/2224-9982/2024.77.04

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Please cite this article in English as: Ostapyuk Ya.A., Novikova Yu.D., Tkachenko A.Yu., Alekentsev A.A. Thermodynamic calculation of the working process of gas dynamic decoupled compressor and turbine. PNRPU Aerospace Engineering Bulletin, 2024, no. 77, pp. 37-46. DOI: 10.15593/2224-9982/2024.77.04

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.