районах она составляет 20 тыс. га с численностью до 150 жилых нор на гектар. На 10 тыс. га численность доходит до 200 жилых нор на гектар, что выше порога вредоносности и является основанием для проведения истребительных мероприятий. Анализ погодных условий осенне-зимнего периода показал, что численность водяной полевки в 2010 г будет возрастать. По опыту прежних лет можно сделать вывод, что полная эффективность от истребительных мероприятий достигается при проведении обработок на всей заселенной вредителем площади.
Несмотря на обширные территории естественных кормовых угодий, многие из которых находятся в труднодоступных местах, специалисты филиала стараются держать фитосанитарную обстановку под контролем.
УДК 630*453+630.845:632.7
Термиты в Центральной Азии
А.Ш. ХАМРАЕВ
e-mail: zool_uz@uzsci.net
Термиты - один из архаичных отрядов насекомых. Они появились на земле 200 млн лет назад. Их непосредственные предки - тараканы -известны с каменно-угольного периода. В литературе описано около 2800 видов термитов, из которых 100 - вымершие ископаемые (Кака-лиев, 1983; Хамраев и др., 2008).
Фауна термитов СНГ представляет очень обедненный северный форпост богатейшей тропической фауны этого отряда. Термиты в СНГ в основном распространены в Центральной Азии, на юго-западе Украины, Черноморском и Каспийском побережьях Кавказа. Наибольшее значение из них имеют туркестанский (Anacanthotermes turkestanicus Jacobs) и большой закаспийский (A. ahngerianus Jacobs).
Термиты, будучи довольно примитивными насекомыми, образуют огромные и высокодифференциро-ванные общества. Они - главные преобразователи веществ в почве от тропиков до зоны пустынь; они разрыхляют и перемешивают почву и с помощью бактерий, простейших и грибов разрушают волокна целлюлозы, возвращая их компоненты в общий круговорот веществ (Брайен, 1986). Но ущерб, наносимый термитами, затмевает их положительное значение. Около 120 видов, в том числе виды рода Anacanthotermes, зарегистрированы в качестве опасных вредителей, и вред от них чрезвычайно велик.
Центрально-азиатские термиты рода Anacanthotermes (туркестанский и большой закаспийский) являются термитами-сборщиками из семейства Ходотермиты (Hodotermi-tidae). Раньше их редко считали вредителями сооружений. Но в последние годы ситуация изменилась, что заставляет пересмотреть их роль в жизни человека. Достаточно сказать, что в Узбекистане в 1992 г ими было заселено около 3,2 тыс. индивидуальных домов, а в настоящее время эта цифра увеличилась более чем в 8 раз (Хамраев и др., 2007). В Туркмении в целом ряде городов и районов обитают и вредят туркестанский и большой закаспийский термиты. Очаги этих насекомых в Таджикистане существовали давно, но сейчас есть серьезная опасность, что в дальнейшем они могут значительно расшириться (Баева, Муминов, Лукьянова, Покивайлов, 1993). Причиной этого является освоение и обводнение пустынных земель, строительство новых населенных пунктов.
Главная проблема заключается в том, что термиты находят весьма благоприятные условия обитания в населенных пунктах. Из-за скрытного образа жизни, функциональной специализации каст в термитниках, высокой численности населения гнезд, плодовитости, способности быстро восстанавливать популяцию с ничтожно малого числа оставших-
ся в живых после истребительных мероприятий особей борьба с ними, как отмечают ведущие специалисты в мире, практически малоперспективна.
И все же меры надо принимать. К их числу отнесем уничтожение особей и их гнезд с использованием приманок, содержащих нерепел-лентные соединения, ингибиторы синтеза хитина, патогены. С целью создания отравленных приманок нами изучены пищевая специализация и пищевое поведение термитов A. turkestanicus. В лабораторных и полевых исследованиях испытаны более 40 видов растений и их различные части (стебли трав, ветви деревьев и кустарников, корни, плоды и семена). Наиболее привлекательными для термитов из предложенных растений были Helianthus annus, Salsola arbuscula, Sorghum sacshorotum, Chenopodium album; наиболее поедаемые из трав Helianthus annus, Sorghum sacshorotum, Alhagi pseudalhagi, Chenopodium album, Salsola halepense. Также были исследованы аттрактивные составы вышеперечисленных растений.
Туркестанские термиты предпочитали корни и стебли подсолнечника (Helianthus annus), веника (Sorghum sacshorotum), сорго (Sorghum halepense), кукурузы (Zea mays), верблюжьей колючки (Alhagi pseudalhagi) (Khamraev et al, 2007).
В отделе энтомологии Института зоологии АН РУз на основе многочисленных лабораторных, полевых и производственных экспериментов и наблюдений разработаны приманки на основе эндемичных для Средней Азии растений, более других привлекающих термитов и хорошо поедаемых ими. Кроме того, в приманку добавляются и дополнительные аттрактантные вещества.
Испытаны также приманки на основе химических термитоцидов и биологических патогенов. Наиболее эффективным оказался гексафлуму-рон - ингибитор синтеза хитина, нарушающий развитие насекомых на
стадии линьки. Из биологических агентов среди множества испытанных грибов и бактерий наиболее результативными оказались энтомопа-тогенные грибы Beauveria tenella и кристаллообразующие бактерии группы Bacillus thuringiensis.
При использовании смешанных, то есть включающих как химикалии, так и патогены, приманок, исходили из того, что малые дозы некоторых химикалий ослабляют организм термитов, что усугубляет влияние на них патогенных бактерий и грибов. У термитов хорошо развит тро-фоллаксис - передача пищи от одной особи к другой по всей цепочке - от рабочих термитов к нимфам, солдатам и, в конечном итоге, личинкам и половозрелым особям.
Испытание таких приманок в Джума-мечети музейного комплекса Ичан-Калы г. Хивы, где деревянные колонны и потолки были сильно повреждены термитами, привело к постепенному сокращению ле-пок термитов и снижению их численности в деревянных ячейках потолка и колонн.
Институт зоологии АН РУз
УДК 631.8:632.9546633.1
Комплексное применение минеральных удобрений и сульфонилмочевин
В.Д. СЕМЕНОВ,
профессор Великолукской
сельскохозяйственной академии
А.А. ВАСИЛЬЕВ,
аспирант
Результаты исследований по совместному использованию минеральных удобрений и гербицидов первого поколения (2,4-Д, 2М-4Х) достаточно полно освещены в отечественной научной литературе, однако мало материала о таком использовании препаратов третьего-
четвертого поколений (производные сульфонилмочевины).
В 2005-2008 гг. на опытном поле академии (Майкино) изучали комплексное применение минеральных удобрений и сульфонилмочевинных гербицидов в посевах яровых зерновых культур, их влияние на количественно-видовой состав сорняков, биологическую и хозяйственную эффективность, химический состав зерна и динамику детоксика-ции (магнум). Методика исследований - общепринятая.
На яровой пшенице (сорт Крестьянка) и яровом ячмене (сорт Сузда-
леЦ) на фонах N60^0^ М30Р20К30 и
без удобрений в фазе кущения применяли гербициды магнум, вдг (0,01 кг/га), логран, вдг (0,01 кг/га), секатор, вдг (0,15 кг/га), агритокс, вр (1 л/га, эталон). Под предпосевную культивацию вносили аммиачную селитру, двойной суперфосфат и хлористый калий.
Результаты опытов показали, что минеральные удобрения способствовали существенному изменению количественного и видового состава сорняков. На повышенном фоне минерального питания отмечалась тенденция увеличения числа сорняков: в посевах ячменя с 79 шт/м2 (контроль) до 98 (М30Р20К30) и 130 (М60Р40К60); яровой пшеницы с 176 шт/м2 до 194 (Мб0Р40Кб0). Их сырая масса возрастала соответственно с 462 до 599 и 843 г/м2; с 300 до 420 г/м2. Засоренность увеличивалась в основном за счет более широкого распространения яровых видов (мари белой, пикульника красивого, дымянки аптечной и др.).
Изучаемые гербициды достаточно эффективно снижали уровень засоренности как на фонах МРК, так и без удобрений. В среднем за 2 года в посевахячменя засоренностьдвудольными видами снижалась на 67,1-93,1 %, в посевах яровой пшеницы - на 58-71,3 %.
У производных сульфонилмочевины на фонах с удобрениями расширялся спектр действия. Они практически полностью подавляли
малолетние двудольные виды сорняков, в том числе и трудноискоре-нимые (ромашка непахучая, подмаренник цепкий, звездчатка средняя), а гербицид секатор - и некоторые многолетние виды (хвощ полевой, осот желтый и др.).
Средняя урожайность ячменя на фоне без удобрений составляла 1,32 т/га (контроль), в вариантах с гербицидами 1,43-1,59 т/га; М30Р20К30 - 1,59 т/га, с гербицидами - 1,71-1,97 т/га; М^К» -1,87 т/га, с гербицидами - 2,062,36 т/га. Соответственно урожайность яровой пшеницы на неудобренном фоне была 2,83 т/га (контроль); М30Р20К30 - 2,99-3,21 т/га;
М60Р40К60 -3,2-3,51 т/га.
Урожай зерна повышался в основном за счет увеличения длины колоса, количества и массы зерен в колосе.
Гербициды и минеральные удобрения оказывали значительное влияние на химический состав зерна ячменя. Под действием гербицидов содержание сырого протеина увеличивалось с 9,86 % до 10,26-11,29 % в пересчете на абсолютно сухое вещество, причем в полной мере это проявилось на фоне минерального питания (11,72-12,37 %). Содержание фосфора и калия существенно не изменялось (1,18-1,41 % к воздушно-сухому веществу).
Определение остаточных количеств магнума в почве с использованием тест-растения (кабачок) показало, что динамика детоксикации остаточных количеств существенно не изменялась на изучаемых фонах питания. Через 15-30 дней после применения гербицида его остаточные количества отмечались в пределах 0,012-0,01 мкг/кг почвы в слое 0-20 см.
Таким образом, применение производных сульфонилмочевины на фоне минеральных удобрений обеспечивало повышение их биологической эффективности на 7,210,3 %, хозяйственной - на 7,526,2 % (ячмень) и 9,7 % (яровая пшеница), способствовало улучшению качества зерна.