Научная статья на тему 'Терминология и основные понятия в области инжиниринга'

Терминология и основные понятия в области инжиниринга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3730
447
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Уголь
Scopus
ВАК
CAS
GeoRef
Область наук
Ключевые слова
ИНЖИНИРИНГ / РЕИНЖИНИРИНГ / КОНТРОЛЛИНГ / НАДЗОР / КОНТРОЛЬ / ИНЖЕНЕРНО-КОНСУЛЬТАЦИОННЫЕ УСЛУГИ / ЗАКАЗЧИК В ОБЛАСТИ ИНЖИНИРИНГА / ОЦЕНОЧНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ / ПОТОННАЯ СТАВКА / ENGINEERING / RE-ENGINEERING / CONTROLLING / SUPERVISION / CONTROL / ENGINEERING CONSULTING SERVICES / ENGINEERING CUSTOMER / ESTIMATED FIGURE / RATE PER TON

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нецветаев А.Г.

Инжиниринговые услуги - один из современных инструментов повышения эффективности деятельности предприятий. В 2017 г. в России введен Национальный стандарт Российской Федерации. Инжиниринг. Терминология и основные понятия в области инжиниринга. Актуальной является задача по формированию обширной практики применения стандарта, с целью заполнить оставшиеся многочисленные пробелы в определениях критериев и понятий, регулирующих порядок заключения и исполнения договоров оказания инжиниринговых услуг, подтверждающих факт оказания таких услуг с учетом отраслевой специфики и решаемых задач, а также выработать универсальные алгоритмы определения их стоимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TERMINOLOGY AND BASIC NOTIONS IN ENGINEERING

Engineering services are one of the modern tools to improve the efficiency of enterprises. In 2017 Russia introduced the National Standard of the Russian Federation (GOST) entitled ‘Engineering. Terminology and basic concepts in the field of engineering’. The actual task is to create an extensive application practice of this standard in order to bridge the remaining multiple gaps in defining the criteria and concepts that govern the procedure for concluding and executing engineering service contracts, confirming the fact of providing such services with due regard for specific features of the industry and tasks to be solved, as well as to develop universal algorithms for their cost assessment.

Текст научной работы на тему «Терминология и основные понятия в области инжиниринга»

Оригинальная статья

УДК 001.4:622.3 © А.Г. Нецветаев, 2020

Терминология и основные понятия в области инжиниринга

DOI: http://dx.doi.org/10.18796/0041-5790-2020-10-42-48

НЕЦВЕТАЕВ А.Г.

Доктор техн. наук, академик РАЕН, РИА, e-mail: agn3000@mail.ru

Инжиниринговые услуги - один из современных инструментов повышения эффективности деятельности предприятий. В 2017г. в России введен Национальный стандарт Российской Федерации: "Инжиниринг. Терминология и основные понятия в области инжиниринга". Актуальной является задача формирования обширной практики применения стандарта с целью заполнить оставшиеся многочисленные пробелы в определениях критериев и понятий, регулирующих порядок заключения и исполнения договоров оказания инжиниринговых услуг, подтверждающих факт оказания таких услуг с учетом отраслевой специфики и решаемых задач, а также выработать универсальные алгоритмы определения их стоимости.

ключевые слова: инжиниринг, реинжиниринг, контроллинг, надзор, контроль, инженерно-консультационные услуги, заказчик в области инжиниринга, оценочный показатель, потонная ставка.

Для цитирования: Нецветаев А.Г. Терминология и основные понятия в области инжиниринга // Уголь. 2020. № 10. С. 42-48. 001: 10.18796/0041-5790-2020-10-42-48.

ВВЕДЕНИЕ

Одним из современных инструментов повышения эффективности деятельности предприятий, широко используемых в развитых странах за рубежом, является услуга «Инжиниринг», включающая в себя структурные элементы, такие как системный инжиниринг, реинжиниринг, контроллинг, надзор, контроль.

Инжиниринг (англ. engineering - изобретательность, знание) представляет собой инженерно-консультационные услуги, содержанием которых, является решение инженерных задач, связанных с созданием или совершенствованием технологий, продукции, производственных процессов, систем управления, устранением неопределенностей и т.п.

Инжиниринг - это определенная форма передачи знаний, технологий и опыта от специалистов исполнителя специалистам заказчика. При этом содержанием услуги является создание нового интеллектуального продукта, а также информации, позволяющих решить конкретную бизнес-задачу с наименьшими затратами ресурсов и с минимальным риском [1].

ЗАДАЧИ ИНЖИНИРИНГА

В задачу инжиниринга входит получение заказчиками и инвесторами наилучшего результата от вложенных средств за счет следующих факторов:

- системного, междисциплинарного подхода к осуществлению проектов;

- многовариантности технических и экономических проработок, их финансовой оценки с выбором оптимального для заказчика варианта;

- разработки проектов с учетом возможности применения прогрессивных технологий, оборудования, конструкций и материалов из различных альтернативных источников, наилучшим образом отвечающих конкретным условиям и особым требованиям заказчиков;

- использования современных методов организации и управления всеми стадиями реализации проектов.

ИССЛЕДОВАНИЯ

В ОБЛАСТИ ИНЖИНИРИНГА

Всю совокупность услуг инжиниринга можно разделить на две группы:

- услуги, связанные с подготовкой производственного процесса;

- услуги по обеспечению нормального хода процесса производства и реализации продукции.

Услуги, связанные с подготовкой производственных процессов, включают в себя подготовку предварительных исследований и проектов, генерального плана, оценку стоимости проекта, различные технико-экономические обоснования и т.п.

В состав инжиниринговых услуг по обеспечению нормального хода процесса производства и реализации продукции входят:

- предложения по актуальной проектной и разрешительной документации;

- мероприятия, связанные с оптимизацией процессов эксплуатации, управления предприятием, подготовкой персонала и условий для решения технологических задач и реализации его продукции;

- осуществление надзора и инспекции за ведением работ, проведение приемных испытаний;

- осуществление функций генерального поставщика и генерального подрядчика;

- предложения, обусловленные конкретными проблемами создания данного объекта (экономические исследования, юридические процедуры и т.п.);

- предложения по внедрению систем информационного обеспечения, экологической и производственной безопасности;

- предложения по управлению и организации производственного процесса и решению финансовых вопросов.

Методы управления предприятием являются важной составной частью технологии по организации выпуска конкурентоспособной продукции, поэтому они становятся более распространенным и ценным товаром, в том числе в качестве объектов «ноу-хау».

Передача «ноу-хау» при оказание инжиниринговых услуг может носить скрытый характер и не выделяться в самостоятельную сделку, что ведет к смешению понятий «инжиниринговые услуги» и «обмен технологий».

Большое разнообразие возникающих технических, коммерческих, финансовых, юридических, административных и других вопросов может потребовать привлечения значительного числа специалистов разного профиля. Увеличение численности штатных сотрудников предприятия не всегда бывает целесообразным, поэтому более выгодным представляется использование инжиниринговых услуг. Они позволяют сократить сроки осуществления проектов, быстро получить специальные знания и опыт в области техники, технологии, организации и управления производством и сбыта продукции, а также сократить необходимые инвестиции, снизить производственные затраты на единицу продукции, повысить эффективность капиталовложений [2].

В связи с тем, что специалисты оказывающие инжиниринговые услуги, имеют большой опыт практической работы по решению организационных, технологических и других задач на различных предприятиях, это позволяет им гораздо глубже вникнуть в суть проблем конкретного предприятия и найти более эффективные решения. Кроме того, эти специалисты независимы от администрации заказчика, поэтому они в большей степени способны объективно оценить сложившуюся ситуацию, лучше разглядеть имеющиеся недостатки и упущения, представить более объективную информацию о них заказчику. По этим причинам иностранные фирмы часто прибегают к услугам инжиниринговых специалистов даже в тех случаях, когда та или иная работа может быть выполнена собственными силами без расширения штата.

Важным фактором, оказавшим влияние на рост инжиниринга в современных условиях значительной неопреде-

ленности, является высокий спрос на технические услуги со стороны организаций, не имеющих необходимого опыта и специалистов для обеспечения эффективной деятельности предприятия. Зачастую они вынуждены привлекать сторонних специалистов, в том числе иностранных. Важную роль продолжают играть и такие факторы, как стремление коммерческих структур к внешнеэкономической деятельности и необходимость освоения новых рынков [3].

ИСТОРИЯ ИНЖИНИРИНГА

Услуги типа «инжиниринг» возникли в развитых странах в 1960-е годы и к настоящему времени получили распространение в связи с ростом капиталовложений в основные фонды предприятий и необходимостью повышения эффективности их освоения. Обострение конкуренции за высококвалифицированных специалистов, способных «оживить» и заставить эффективно работать все более дорогую и сложную технику, привело к закреплению (к середине 1970-х гг.) в зарубежной управленческой лексике терминов «человеческий капитал» и «человеческий ресурс». Именно применение высококвалифицированного человеческого ресурса способствует максимальному сокращению сроков ввода объектов в эксплуатацию, ускорению отдачи капитала, повышению конкурентоспособности заказчика инжиниринговых услуг [2, 4, 5].

В основе представления инжиниринговых услуг лежат договорные отношения. Договор оказания услуг (контракт), заключенный между исполнителем инжиниринговой услуги и заказчиком, включает в себя обязательства исполнителя и заказчика с приложением перечня подлежащих выполнению работ; сроки и графики их выполнения; численность и состав персонала, участвующего в работах по договору; степень ответственности сторон за нарушение ими договорных обязательств; условия и ставки оплаты инжиниринговых услуг; условия переуступки части договорных услуг другим исполнителям на принципах субподряда; условия оплаты техпомощи по обучению персонала.

В договорах (контрактах) на оказание инжиниринговых услуг применяются следующие методы установления размеров оплаты:

- метод повременной оплаты на базе ставок заработной платы специалистов;

- метод оплаты фактических затрат плюс фиксированное вознаграждение;

- метод установления размеров инжиниринговых услуг в процентах от прибыли, выручки, от стоимости проекта, инвестиций (например, услуги инжиниринговой компании, выполняющей функции генерального поставщика и генерального подрядчика, в зависимости от масштабов объекта могут колебаться в пределах от 10 до 20% общих затрат на его сооружение);

- метод установления размеров инжиниринговых услуг по фиксированной ставке в привязке к объему оценочного показателя (например, потонная ставка для горной промышленности).

В связи со сложностью выполняемых задач в рамках инжиниринговых услуг довольно часто применяются следующие формы кооперации:

- создание временных коллективов для выполнения конкретного проекта;

- заключение соглашений о сотрудничестве с третьими лицами;

- создание консорциумов, совместных структур долгосрочного и временного типа [6].

Развитие инжиниринга и выделение его в самостоятельный вид междуна родн ых коммерческих операций явились следствием научно-технического прогресса, затронувшего все виды коммерческой деятельности [2].

Рост объемов инженерных услуг их диверсификация и нарастание конкуренции на международных рынках усиливают потребность в их регулировании и согласовании на основе двусторонних межгосударственных соглашений и многостороннего регулирования. Подготовкой соглашений по данным вопросам занимаются специализированные межправительственные организации (Организация международной гражданской авиации - ИКАО, Международная морская организация - ИМО, Всемирная туристическая организация и другие), а также международные торгово-экономические организации широкого профиля (прежде всего ГАТТ, ЮНКТАД, ОЭСР) [7, 8].

Цикличный характер внешних и внутренних экономических условий периодически создает неблагоприятные ситуации для развития бизнеса, в том числе и для добычи угля. Текущее падение цен на мировых рынках на уголь требует активного поиска новых эффективных, и в тоже время безопасных, технологических и организационных решений по добыче, переработке, транспортировке и потреблению угля.

Кроме внешних негативных факторов, снижающих эффективность добычи угля с ростом масштабов производства и увеличением глубины отработки, все активнее обостряются внутренние факторы, такие как ограничения горно-геологического и технологического характера, экологические проблемы, связанные с нарушением рельефа, флоры, фауны, гидрологических режимов местности, загрязнением воды, воздуха и т.д. Эти факторы приводят к росту сложности добычи угля, к неизбежному росту себестоимости угледобычи, при которых зачастую разработка месторождения становится экономически нецелесообразной.

ИНЖИНИРИНГ В УГОЛЬНОЙ ОТРАСЛИ

В угольной отрасли России, как и в других отраслях, уже много лет де факто применяется услуга «Инжиниринг», в задачу которой в том числе входит поиск решений, способных оказать нейтрализующее воздействие как на внешние негативные факторы, осложняющие процесс угледобычи, так и на внутренние.

В крупных угольных компаниях инжиниринговые услуги на регулярной основе практически выполняют холдинги и прочие структурные надстройки (управляющие компании и др.) с многочисленным штатом специалистов. Кроме того, в крупных компаниях, также как и в относительно небольших угольных компаниях (которые не имеют возможности содержания структурных надстроек), по мере необходимости систематически привлекаются инжиниринговые специализированные организации и отдельные специалисты (проектного, геофизического, технологического, по промышленной безопасности, экологичи-ческого и других профилей.)

Во многих случаях услуга «Инжиниринг» оформляется договором консультационных услуг или договорами надзора и контроля, авторским надзором и т.п. В связи с тем, что эта услуга в деловой среде при угледобыче практически не формализована, то, как правило, эти договоры вызывают повышенный негативный интерес при налоговых проверках. Налоговые органы считают необоснованным включение затрат на инжиниринг в себестоимость по различным причинам, начиная, по их мнению, от экономической нецелесообразности, заканчивая мнимой деятельностью в связи с тем, что предприятия якобы полностью укомплектованы инженерно-техническими специалистами по штатному расписанию и эти специалисты должны обеспечивать решение всех задач. Другими словами, такого вида деятельность для налоговых органов в России не существует и не должна существовать. Кроме того, и арбитражные управляющие в случае прохождения предприятием процедур банкротства также стараются оспаривать такие договоры, как якобы наносящие ущерб кредиторам, даже при том, что такая услуга была прекращена задолго до предбанкротного состояния предприятия и затраты, понесенные на нее, не могли привести к процедуре банкротства. Скорее, отсутствие услуги «Инжиниринг» зачастую и приводит предприятие к экономическим сложностям. Как не каждый хирург может справиться со сложной операцией, так и не каждый специалист по штатному расписанию может решить все проблемы предприятия, возникающие в процессе его деятельности. Необходимость применения услуги «Инжиниринг» в каждом случае диктуется конкретными задачами, проблемами, условиями бизнес-процессов предприятия или объекта.

О ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОМ СТАНДАРТЕ

В ОБЛАСТИ ИНЖИНИРИНГА

С 1 сентября 2017 г. в России впервые введен в действие «ГОСТ Р 57306-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Инжиниринг. Терминология и основные понятия в области инжиниринга» (утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 30.11.2016 № 1907-ст) [1].

Стандарт способствует легитимизации и формализации такой услуги, как «Инжиниринг», в России. Принятый стандарт будет полезным менеджерам и юристам при заключении договоров инжиниринга и разрешении спорных вопросов. Стандарт разработан на основе терминологии международных, национальных и зарубежных стандартов с учетом международной практики в области инжиниринга и имеющегося опыта выполнения работ и услуг в области инжиниринга отечественными компаниями. Стандарт предусматривает создание базовой терминологической системы для формирования единого терминологического аппарата в области инжиниринга.

В состав стандарта не включены специальные термины, относящиеся к видам инжиниринга, или термины, введение которых могло бы ограничить развитие как самого инжиниринга, так и терминологии инжиниринга. Стандарт предполагает, что инжиниринг не представляет собой некоторое новое понятие, границы которого можно однозначно определить, отделив это понятие от других, смежных: инженерное дело (инженерия), конструирование, проектирование (объектов, производств, систем, про-

цессов, социальных и биологических образований), системотехника, программирование, изыскания, изобретательство и рационализация, логистика, управление и менеджмент и другие.

Среди специалистов из отдельных сфер деятельности, связанной с инжинирингом, существуют различные, часто несовместимые точки зрения и на содержание инжиниринговой деятельности, и на само понятие «инжиниринг».

В одних случаях под инжинирингом понимают любую инженерную деятельность (инженерию), в других случаях отождествляют понятия «инжиниринг» и «проектирование». Существующие в справочной литературе, в нормативных актах определения понятия «инжиниринг» также направляют к различным родовым понятиям, таким как: «сфера деятельности», «одна из форм международных коммерческих связей в сфере науки и техники», «экономическая сфера деятельности по разработке объектов промышленности и их инфраструктуры», «предоставление на коммерческой основе инженерных консультационных услуг» и другие. В различных национальных, иностранных и международных стандартах в качестве родовых понятий инжиниринга указываются: «деятельность», «комплекс работ и услуг», «дисциплина». Именно в силу необъятного содержания деятельности, так или иначе относимой к инжинирингу, в настоящее время однозначное стандартизованное определение термина «инжиниринг» отсутствует [1].

Задача стандарта - формирование определения понятия «инжиниринг» в виде, включающем все фактически существующие в настоящее время представления об инжиниринговой деятельности и не препятствующем появлению и развитию новых форм и направлений инжиниринга. Проведенное исследование существующих видов и форм инжиниринговой деятельности позволяет сделать следующие общие выводы:

инжиниринг - вид интеллектуальной деятельности, который предполагает, в том числе, решение творческих задач. Но в большинстве случаев задача инжиниринга сведена не столько к придумыванию (изобретению) новых объектов, процессов, систем, сколько к творческой компиляции наилучших практик, позволяющих решить конкретную бизнес-задачу с наименьшими затратами ресурсов и с минимальным риском неудачи [1];

инжиниринг - это не просто инженерия, содержанием которой являются проектирование, конструирование, расчетно-графические работы. Содержание инженерии -это в конечном итоге создание новой интеллектуальной сущности, а также информации. При этом, с точки зрения потребителя, инжиниринг не столько создает новую информацию, сколько уменьшает неопределен ность (энтропию), связанную с реализацией замысла проектировщика (конструктора) (ГОСТ Р 57306-2016);

неопределенность - это состоя ние полного или частичного отсутствия информации, необходимой для понимания события, его последствий и их вероятностей.

В условиях угледобывающего предприятия необходимость услуги «Инжиниринг» может быть вызвана следующими видами проблем и неопределенностей:

- горно-геологического характера;

- организационного характера;

- технологического характера;

- рыночной среды.

основной центр тяжести инжиниринговой деятельности находится не в сфере проектирования, конструирования, строительства, программирования, а в сфере организации проектирования, конструирования, строительства, программирования. При этом в содержание инжиниринга всегда входит и проектирование, но не столько проектирование объектов, систем и процессов, передаваемых заказчику (эта работа может быть выполнена третьими лицами - специализированными проектными организациями), а проектирование процессов и систем инжиниринга, необходимых для реализации требований заказчика [1].

Инжиниринг - это не отдельная особая сфера деятельности, а особое сочетание известных видов деятельности, позволяющее получить новый, синергетический результат, недоступный для простой последовательности отдельных изолированных процессов исследования (изыскания), проектирования, организации и всестороннего обеспечения, собственно создания и промышленной реализации объекта (системы, процесса) [1].

Инжиниринг как вид экономической деятельности п редста вляет собой п режде всего, оказа ние услуг. Отличительными свойствами услуги являются обязательное участие потребителя (заказчика) в процессе оказания услуги и потребление услуги в процессе ее оказания. Услуга не предполагает передачи результата деятельности заказчику единовременно в момент завершения работ. Тем не менее, поскольку конкретный контракт в сфере инжиниринга может охватывать различные этапы жизненного цикла создаваемого объекта, то выполнение контракта может предполагать и передачу заказчику определенных активов, имеющих собственную ценность. В этом случае речь может идти и о выполнении работ.

Стандартом предполагается целесообразным не ограничивать инжиниринговую деятельность только оказанием услуг или производством работ по контракту (в интересах второй стороны). Вполне возможно выполнение инжиниринговых проектов в рамках одной организации, собственными силами для собственных нужд [1].

Предметом инжиниринга является не сам объект (материальный объект, производственный процесс, бизнес-процесс, техническая, организационная или социальная система, программный продукт или другое), а интеллектуальная деятельность по созданию этого объекта, организация взаимодействия сторон, участвующих в создании объекта. При этом не исключается и участие инжиниринговой компании в разработке (непосредственном проектировании) отдельных элементов самого создаваемого объекта [1].

Предметом инжиниринга является не продукция (конечный результат производства), не проектирование и не производство продукции, а интеллектуальный процесс решения творческих (инженерных) задач, связанных с проектированием и организацией процессов производства продукции (выполнения работ, оказания услуг).

Привлекательность инжиниринга для бизнеса заключается в гарантированном сокращении издержек и времени на реализацию и запуск бизнес-процесса, даже с учетом затрат на инжиниринговые услуги [1].

Стандарт содержит основные термины инжиниринга и их определения, которые применимы ко всем направлениям, отраслям и видам инжиниринговой деятельности и к оказанию инжиниринговых услуг, как существующих в настоящее время, так и новых, возникновение которых неизбежно в будущем [1]. В состав стандарта включены такие важные понятия, как: инжиниринг, системный инжиниринг, реинжиниринг, надзор, контроль [1].

ТЕРМИНЫ ИНЖИНИРИНГА И ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Инжиниринг представляет собой надстройку над инженерной (проектно-конструкторской) деятельностью, позволяя приблизить результаты инженерной деятельности к их непосредственному воплощению, сократить и ускорить путь от замысла до его фактической реализации. Обширный комплекс операций инжиниринговых услуг ориентирован и на управленческие виды деятельности [1].

Системный инжиниринг - это междис циплинарный методический подход, регулирующий общую техническую и организационную деятельность по преобразованию набора потребностей клиентов, их ожиданий и ограничений в продукцию и поддержание этого решения в течение всего жизненного цикла [1].

В последнее время на международном рынке услуг появился новый вид услуг - услуги реинжиниринга [1, 8, 9, 10, 11].

реинжиниринг (англ. re-engineering) - это инженерно-консультационные услуги по перестройке систем организации и управления производственно-торговыми и инвестиционными процессами хозяйствующего субъекта в целях повышения его конкурентоспособности и финансовой устойчивости. Это быстрая и радикальная реконструкция стратегически важных бизнес-процессов с целью оптимизации рабочих потоков, использования существенно более эффективных технологий и повышения производительности. Реинжинириг - это один из значительных факторов успеха западного бизнеса наряду с разумным администрированием, здравой денежной политикой и подъемом предпринимательского духа. Обычной является ситуация, когда затраты выходят из-под контроля, а цены поднять невозможно, это приводит к банкротству компании. После реинжиниринга компании в состоянии добиваться желаемого уровня прибыли, несмотря на падение, цен и избегать увеличения штата, несмотря на рост спроса на рабочую силу. Реинжиниринг бывает двух видов: кризисный и реинжиниринг развития [1, 8, 9, 10, 11].

кризисный реинжиниринг направлен на решение кризисных проблем хозяйствующего субъекта. Он применяется в тех случаях, когда результативность финансово-коммерческой и производственно-торговой деятельности хозяйствующего субъекта постоянно снижается, конкурентоспособность его резко падает, наметилась тенденция банкротства и нужен комплекс мер по ликвидации этого кризиса [8, 9, 10, 11].

реинжиниринг развития применяется в тех случаях, когда динамика развития снижается и действующая структура организации и управления производственно-торговым и инвестиционным процессами уже достигла предельного уровня по получению прибыли. В процессе реорганизации системы управления хозяйствующим субъектом на базе реинжиниринга происходит переход

от бизнес-процесса к бизнес-процесс-реинжинирингу. Бизнес-процесс-реинжиниринг - это оптимизация системы управления производственными и хозяйственными процессами [8, 9, 10, 11].

В современном мире в качестве доминирующей движущей силы являются информационные технологии (ИТ), тем более что реализация их потенциала началась именно благодаря реинжинирингу в США. Начало реинжинирингу положила фраза, произнесенная в конце 1980-х годов: «Автоматизация беспорядка приводит к автоматизированному беспорядку». Простое наложение новой технологии на старые приемы работы не дает значительных результатов. Как шутят айтишники: «Информационные технологии позволяют быстрее принимать худшие решения». Если бизнес-процессы компании проводятся плохо, то ее веб-сайт это только подчеркивает. Реинжиниринг - это механизм по преобразованию процессов и приемов работы с целью извлечения выгоды из технологии. Следующая волна реинжиниринга будет тесно связана с технологией, которая интегрирует не только корпоративные функции, но и целые корпорации [9, 10, 11].

контроллинг - этот термин в стандарт не включен, но является также составляющей инжиниринга. Под контроллингом понимают концепцию эффективного управления фирмой в целях обеспечения ее стабильного существования на рынке [12, 13, 14].

Довольно быстро происходит процесс интеграции традиционных методов учета, анализа, нормирования, планирования и контроля в единую систему получения, обработки и обобщения информации, принятия на ее основе управленческих решений, систему, которая управляет предприятием, будучи ориентирована на достижение не только оперативных (текущих) целей в виде получения прибыли того или иного размера, но и на глобальные стратегические цели, такие как выживание предприятия в долгосрочной перспективе, его экологический нейтралитет, сохранение рабочих мест (то есть на социальные факторы), системный подход и комплексное решение проблем взамен системы «тушения пожаров». Эти объективные тенденции и процессы включают в себя термин «управленческий учет».

В теории и практике управления немецкими предприятиями отсутствует такое понятие как «управленческий учет». Бухгалтерия четко подразделяется на финансовую (Finanzbuchhaltung) и производственную (Betriebsabrechnung), поэтому немцы заимствовали из английского языка термин со^гоПтд и обозначили им качественно новое явление в теории и практике управления предприятием [14].

Контроллинг вызывает большой интерес у наших ученых и менеджмента, в перспективе контроллинг и в России будет рассматриваться шире, чем управленческий учет, а управленческий учет войдет как составляющая в систему контроллинга. Контроллинг нацелен на будущее предприятия.

Надзор - это наблюдение за осуществлением процесса в целях недопущения отклонений от установленных требований без права вмешательства в управление процессом. Надзор, в отличие от контроля, может быть осуществлен любым лицом, не имеющим властных (распоряди-

тельных) полномочий, уполномоченным на осуществление надзора владельцем процесса или высшим органом управления [1, 12, 13].

контроль выступает как неотъемлемая составная часть всего процесса рационализации хозяйственной деятельности компании и является основным управленческим приемом, применяемым современным менеджментом [1, 12, 13, 14].

Целью контроля являются предвидение и выявление возможных ошибок, нарушений, отклонений и предотвращение их, принятие корректирующих действий, а также, в случае их совершения, обеспечение неотвратимости пресечения соразмерно выявленному характеру отклонений, оценка причин этих отклонений, конкретизация их по степени участия в них должностных лиц.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Целевая функция менеджмента любого предприятия -это обеспечение функционирования предприятия в долгосрочном периоде. Приоритетом деятельности менеджмента в большей степени является исполнение регламентов, правил, инструкций в независимости от их эффективности. Как правило, повременная система оплаты труда менеджмента с небольшим процентом премирования за какие-либо показатели и незамедлительные взыскания за ошибки и отклонения приводят к низкой динамике и эффективности деятельности предприятия.

Целевая фун кция и нжиниринговой услуги - это достижение успеха, конкретных результатов какого-либо вида эффективности либо устранение неопределенности в кратчайший период времени. Вознаграждение, как правило, носит сдельный характер в привязке к конкретному результату, соответственно, и обеспечиваются высокая динамика и эффективность бизнес-процессов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Инжиниринговые услуги - один из современных инструментов повышения эффективности деятельности предприятий. Принятый стандарт «Терминология и основные понятия в области инжиниринга» крайне необходим менеджерам и юристам при формализации соответствующих услуг - заключении договоров «инжиниринга» и в разрешении спорных вопросов. Но состав терминов настоящего стандарта ограничен только теми понятиями в области инжиниринга, которые являются наиболее общими и не содержат указаний на отраслевую специфику работ и услуг в области инжиниринга.

Поэтому в России актуальной является задача формирования обширной практики применения стандарта. Именно практика должна заполнить оставшиеся многочисленные пробелы в определениях критериев и понятий, регулирующих порядок заключения и исполнения договоров оказания инжиниринговых услуг, подтверждающих факт оказания таких услуг с учетом отраслевой специфики и решаемых задач, а также выработать универсальные алгоритмы определения их стоимости.

С участием автора успешно реализованы инжиниринговые услуги и ее элементы более чем в 20 проектах в угольной отрасли.

Список литературы

1. ГОСТ Р 57306-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Инжиниринг. Терминология и основные понятия в области инжиниринга.

2. Гришина В., Курнышева И. Особенности инвестиционного процесса // Экономист. 2000. № 3. С. 9-19.

3. Демидова Л. Сфера услуг в постиндустриальной экономике // Мировая экономика и международные отношения. 1999. № 2. С. 24-32.

4. Социоинжиниринг // Вестник машиностроения. 2003. № 10.

5. Как сохранить промышленность // Эксперт. 2007. № 33.

6. Панкратьева Н. Система статистических показателей сферы услуг как сектора экономики // Вопросы статистики. 1998. № 4.

7. Мировая торговля услугами в 1998 году // Бюллетень иностранной коммерческой информации. 1999. № 64.

8. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Внешнеэкономические связи. М.: Финансы и статистика, 2000. 512 с.

9. Уткин Э.А. Бизнесс-реинжиниринг. М.: Финансы и статистика, 1998. 224 с.

10. Медынский В.Д., Ильдеменов С.В. Реинжиниринг инновационного предпринимательства. М.: ЮНИТИ, 1999. 414 с.

11. Хаммер М., Чампи Д. Реинжинириг корпорации. М.: Ман, Иванов, Фербер, 2006.

12. Уткин Э.А., Мартынюк И.В. Контроллинг, российская практика. М.: Финансы и статистика, 1999. 272 с.

13. Фольмут Х.Й. Инструменты контроллинга от А до Я. М.: Финансы и статистика, 1998. 287 с.

14. Манн Р., Майер Э. Контроллинг для начинающих. М.: Финансы и статистика,1992. 208 с.

MINING SCIENCE

Original Paper

UDC 001.4:622.3 © A.G. Necvetaev, 2020

ISSN 0041-5790 (Print) • ISSN 2412-8333 (Online) • Ugol' - Russian Coal Journal, 2020, № 10, pp. 42-48 DOI: http://dx.doi.org/10.18796/0041-5790-2020-10-42-48

Title

TERMINOLOGY AND BASIC NOTIONS IN ENGINEERING

Authors' Information

Necvetaev A.G.1, 2

1 Russian Academy of Natural Sciences, Moscow, 119002, Russian Federation

2 Russian Academy of Engineering, Moscow, 125009, Russian Federation

Authors' Information

Necvetaev A.G., Doctor of Engineering Sciences, academician, e-mail: agn3000@mail.ru

Abstract

Engineering services are one of the modern tools to improve the efficiency of enterprises. In 2017 Russia introduced the National Standard of the Russian Federation (GOST) entitled 'Engineering. Terminology and basic concepts in the field of engineering'. The actual task is to create an extensive application practice of this standard in order to bridge the remaining multiple gaps in defining the criteria and concepts that govern the procedure for concluding and executing engineering service contracts, confirming the fact of providing such services with due regard for specific features of the industry and tasks to be solved, as well as to develop universal algorithms for their cost assessment.

Keywords

Engineering, Re-engineering, Controlling, Supervision, Control, Engineering consulting services, Engineering Customer, Estimated figure, Rate per ton.

References

1. GOST R 57306-2016. National Standard of the Russian Federation. 'Engineering. Terminology and basic concepts in the field of engineering'. (In Russ.).

2. Grishina V. & Kurnysheva I. Specific features of investment process. The Economist, 2000, No. 3, pp. 9-19. (In Russ.).

3. Demidova L. Service business in post-industrial economy. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya - World Economy and International Relations, 1999, No. 2, pp. 24-32. (In Russ.).

4. Social Engineering. Vestnikmashinostroeniya - Russian Engineering Research, 2003. No. 10. (In Russ.).

5. How to save the industry. Ekspert - Expert. 2007, No. 33. (In Russ.).

6. Pankratieva N. System of statistical indicators of the service industry as a sector of economy. Voprosystatistiki- Bulletin of Statistics, 1998, No. 4. (In Russ.).

7. World Services Trade in 1998. Biulleten inostrannoj kommertcheskoj infor-matsii - Bulletin of Foreign Commercial Information, 1999, No. 64. (In Russ.).

8. Balabanov I.T. & Balabanov A.I. Foreign economic relations. Moscow, Finansy i statistika Publ., 2000, 512 p. (In Russ.).

9. Utkin E.A. Business re-engineering. Moscow, Finansy i statistika Publ., 1998, 224 p. (In Russ.).

10. Medynsky V.D. & Ildemenov S.V. Re-engineering of innovative entrepre-neurship. Moscow, UNITI Publ., 1999, 414 p. (In Russ.).

11. Hammer M. & Champy J. Reengineering the Corporation. Moscow, Mann, Ivanov, Ferber Publ., 2006. (In Russ.).

12. Utkin E.A. & Martyniuk I.V. Controlling: Russian experience. Moscow, Finansy i statistika Publ., 1999, 272 p. (In Russ.).

13. Folmut H.J. Controlling Instruments from A to Z. Moscow, Finansy i statistika Publ., 1998, 287 p. (In Russ.).

14. Mann R. & Mayer E. Controlling for beginners. Moscow, Finansy i Statistika Publ.,1992, 208 p. (In Russ.).

For citation

Necvetaev A.G. Terminology and basic notions in engineering. Ugol'- Russian Coal Journal, 2020, No. 10, pp. 42-48. (In Russ.). DOI: 10.18796/0041-57902020-10-42-48.

Paper info

Received July 27,2020 Reviewed August 15,2020 Accepted September 9,2020

На угольных складах компании «СУЭК-Кузбасс» внедрены современные системы пылеподавления

В Ао «СУЭк-кузбасс» реализован инвестиционный проект по приобретению и установке на обогатительных фабриках систем пылеподавления. общая стоимость вложений вместе с монтажом оборудования на специальных мачтах составила более 45 млн руб.

По проекту на производственных участках обогатительных фабрик компании - шахте имени С.М. Кирова, шахте «Комсомолец» и шахте «Полысаевская» - стационарно смонтированы по две установки WLP 718 (Италия). Как отмечают производители, принцип работы WLP основан на воспроизведении природных явлений и оптимизации их эффективности при помощи передовых технологий. Каждая такая автоматизированная «пушка» оснащена тремя кольцами уникальных форсунок, проходя через которые, чистая вода под высоким давлением распадается на мельчайшие частицы. Размер образуемых частиц составляет от 5 до 150 микрон, что обеспечивает высокую гидродинамическую эффективность при низком потреблении воды и энергии. Мощные вентиляторы распыляют туманную завесу на расстояние до 90 м. За счет вращения каждая «пушка» способна покрывать водяным туманом площадь до 24 тыс. кв. м.

Введение в эксплуатацию в компании «СУЭК-Кузбасс» новых установок WLP 718 является продолжением практической реализации комплексной экологической про-

СУЭК

СИБИРСКАЯ УГОЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ

граммы, направленной на минимизацию влияния производственной деятельности расположенных в городской черте угледобывающих предприятий на окружающую среду.

По инвестиционному проекту также были приобретены три мобильные системы пылеподавления WLP 700 для угольных складов предприятий. Но в апреле этого года в связи со сложной эпидемической ситуацией в регионе они были перепрофилированы специалистами Управления по профилактике и рекультивации (УПиР) и компании «СУЭК-Кузбасс» для дезинфекции территории с применением водяного тумана. Оперативно создано два специальных мобильных автопоезда, предназначенных для проведения в период коронавирус-ной пандемии дезинфекции зданий, прилегающих территорий предприятий, а также населенных пунктов и автодорог. Третья установка оставлена в резерве автопарка предприятия.

Начиная с мая эти автопоезда по согласованию с местными властями регулярно используются на утвержденных маршрутах. Совместная работа по масштабной дезинфекции будет продолжаться до тех пор, пока в ней есть необходимость. Такое взаимодействие является еще одним примером многолетнего успешного социально-экономического партнерства властей г. Ленинска-Кузнецкого и угольщиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.