Научная статья на тему 'Терминологические подходы к определению понятия «Технология электронного обучения»'

Терминологические подходы к определению понятия «Технология электронного обучения» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1389
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / ИНТЕРАКТИВНОЕ ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ УЧЕБНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ / DEFINITION OF E-TEACHING TECHNOLOGIES / INFORMATION TECHNOLOGY OF TRAINING / COMPUTER LEARNING TOOLS / INTERACTIVE METHODICAL SOFTWARE / MANAGEMENT OF TRAINING AND COGNITIVE STUDENT-CENTERED LEARNING ACTIVITIES / THE EFFECTIVENESS OF THE SYSTEM OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аванесова Татьяна Панайотовна

В данной статье рассматриваются различные точки зрения по поводу определения технологий электронного обучения. Отмечено, что под компьютерной технологией понимается конечный результат взаимодействия педагогики и информатики в проектировании процесса электронного обучения, на котором отдельные функции управления учебной деятельностью обучающихся и соответствующие им процедуры представлены в виде программных продуктов и реализуются компьютерными средствами обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Terminological approaches to the definition of the concept “technology of e-teaching”

This article discusses different views on the definition of e-teaching technologies. It has been noted that computer technology means the end result of the interaction of pedagogy and information in the design of e-teaching process in which individual functions of educational activity management of students and their corresponding procedures are provided in the form of software and realized by computer-implemented means of training.

Текст научной работы на тему «Терминологические подходы к определению понятия «Технология электронного обучения»»

УДК 373 ББК 74.2 А-18

Аванесова Татьяна Панайотовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков ФГБОУ ВПО «Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова», т.: 8 (918)0640780.

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ «ТЕХНОЛОГИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

(рецензирована)

В данной статье рассматриваются различные точки зрения по поводу определения технологий электронного обучения. Отмечено, что под компьютерной технологией понимается конечный результат взаимодействия педагогики и информатики в проектировании процесса электронного обучения, на котором отдельные функции управления учебной деятельностью обучающихся и соответствующие им процедуры представлены в виде программных продуктов и реализуются компьютерными средствами обучения.

Ключевые слова: определение технологии электронного обучения,

информационная технология обучения, компьютерные средства обучения, интерактивное программно-методическое обеспечение, управление учебной и познавательной личностно-ориентированной деятельности обучающегося, эффективность системы обучения.

Avanesova Tatiana Panayotovna, Candidate of Pedagogy, assistant professor of the Department of Foreign Languages of FSBEIHPE "State Maritime University named after

AdmiralF.F. Ushakov", tel.: 8 (918) 0640780.

TERMINOLOGICAL APPROACHES TO THE DEFINITION OF THE CONCEPT

“TECHNOLOGY OF E-TEACHING”

(Reviewed)

This article discusses different views on the definition of e-teaching technologies. It has been noted that computer technology means the end result of the interaction of pedagogy and information in the design of e-teaching process in which individual functions of educational activity management of students and their corresponding procedures are provided in the form of software and realized by computer-implemented means of training.

Keywords: definition of e-teaching technologies, information technology of training, computer learning tools, interactive methodical software, management of training and cognitive student-centered learning activities, the effectiveness of the system of education.

ГОСТ Р 52653-2006 [1] определяет “обучение с помощью информационнокоммуникационных технологий” как “электронное обучение (e-learning)”. Тогда технология, соответствующая этому виду обучения, должна быть обозначена термином “технология электронного обучения”. Однако такой термин нигде не используется, поскольку его непосредственное раскрытие приводит к словосочетанию “технология обучения с помощью информационно-коммуникационных технологий”, близкому к тавтологии. При этом не учитывается, что под термином “информационно-коммуникационная технология” в ГОСТ Р 52653-2006 понимаются “информационные процессы и методы работы с информацией, осуществляемые с применением средств вычислительной техники и средств телекоммуникации” [там же].

Вместо термина “технология электронного обучения” используются термины “компьютерная технология обучения”, “информационная технология обучения”, “новая информационная технология обучения”, “инновационная технология обучения” и т.п., которые либо вообще не определяются, либо определяются следующим образом:

- компьютерные технологии обучения (computer educational technologies) - совокупность методов, приемов, способов создания педагогических условий работы на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью [2];

- компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процессы подготовки и передачи информации обучающемуся, средством осуществления которых является компьютер [3];

- компьютерные технологии обучения - это процессы подготовки и передачи информации обучающемуся, главным средством осуществления которых является компьютер [4];

- информационная (компьютерная) технология обучения - педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией [5];

- информационная технология обучения (computerized teaching technology) -совокупность теоретических знаний компьютерных средств, а также методик, регламентирующих их использование в обучении [6];

- информационная технология обучения (computerized teaching technology) - система общепедагогических, психологических, дидактических, частнометодических процедур взаимодействия педагогов и обучающихся с учетом технических и человеческих ресурсов, направленную на проектирование и реализацию содержания, методов, форм и информационных средств обучения, адекватных целям образования, особенностям будущей деятельности и требованиям к профессионально важным качествам специалиста [7];

- информационные технологии обучения - совокупность современной компьютерной техники, инструментальных программных средств, обеспечивающих интерактивное программно-методическое сопровождение современных технологий обучения [8].

Общим, что объединяет все приведенные выше дефиниции, является констатация того, что электронное обучение реализуется только тогда, когда часть функций преподавателя возложена на компьютерные средства обучения (КСО). Если используемый в процессе обучения компьютер не реализует функций по управлению учебной деятельности обучающегося (например, используется в режиме обычного ТСО -диапроектора или кинопроектора), то такое обучение не является электронным обучением. Другими словами, к электронному обучению вне зависимости от номенклатуры и числа, используемых информационно-коммуникационных технологий, могут быть отнесены только те процессы и технологии обучения, в которых компьютер моделирует и реализует хотя бы одну функцию преподавателя по управлению учебной деятельностью обучающегося. Данное положение выделяет компьютер их числа всех остальных средств информационно- коммуникационных технологий и позволяет обозначить все технологии электронного обучения термином “компьютерные технологии обучения”.

Необходимость выделения компьютера в ряду других средств информационнокоммуникационных технологий отмечают и другие исследователи. Так, например, Г.К. Селевко в своих работах [4; 9] в результате анализа возможных терминов для обозначения педагогических технологий на основе информационно-коммуникационных средств приходит к выводу, что “наиболее удачным термином для технологий обучения, использующих информационно-коммуникационных средства, является компьютерная технология обучения” [9]. Такого же мнения придерживается В.А. Красильникова, которая в результате проведенного в [8, 10, 11] анализа терминологии электронного обучения, принимает термин “компьютерная технология обучения” и определяет его следующим образом: “компьютерные технологии обучения - это совокупность методов, приемов, способов, средств обеспечения педагогических условий для целенаправленного процесса обучения, самообучения и самоконтроля на основе компьютерной техники, средств

телекоммуникационной связи, интерактивного программно-методического обеспечения, моделирующая часть функций педагога по представлению, передаче информации, управлению учебной и познавательной личностно-ориентированной деятельности обучающегося” [11]. При этом отмечается, что “предложенное определение компьютерных технологий обучения не безупречно и со временем потребует некоторого фразеологического уточнения и, возможно, изменения, но самое главное, с нашей точки зрения, здесь представлено. Кроме обычно используемых возможностей компьютера по представлению, хранению и передачи информации мы вводим в определение весьма важные, можно сказать, определяющие возможности компьютера по управлению/организации познавательной деятельностью обучающегося через передачу обучающей системе части функций педагога и активизации учебной деятельности самого обучающегося” [там же].

Поддерживая Г.К. Селевко и В.А. Красильникову и принимая термин “компьютерная технология обучения” для обозначения описаний и самих процессов электронного обучения, мы определяем его следующим образом: компьютерная

технология обучения (КТО) - это конечный результат взаимодействия педагогики и информатики в проектировании процесса электронного обучения, на котором отдельные функции управления учебной деятельностью обучающихся и соответствующие им процедуры представлены в виде программных продуктов и реализуются КСО.

Данным определением мы хотим подчеркнуть следующее:

1. КТО не может быть разработана в рамках предметной области только педагогики или только информатики, а является продуктом взаимодействия обеих этих дисциплин и представляет собой не оригинальный процесс обучения, а конечный результат последовательных преобразований некоторого педагогического оригинала (замысла) процесса обучения средствами информатики.

2. Дидактическая эффективность педагогического замысла, положенного в основу проектирования электронного обучения, не может быть повышена за счет использования информационных технологий, т.к. это противоречит закономерности осуществимости и потенциальной эффективности систем. Эта сформулированная С.Б. Флейшманом закономерность определяет, что “из элементов, обладающих определенными свойствами, при принятых правилах их взаимодействия принципиально невозможно создать систему более совершенную (эффективную), чем позволяют сделать эти элементы и правила” [12, с. 195]. В приложении к разработке КТО данная закономерность определяет, что “потолок” эффективности КТО определяется “потолком” эффективности методов, приемов и способов обучения, составляющих ее замысел, и этот “потолок” не может быть превзойден за счет совершенства технических характеристик ЭВМ.

3. Возлагаемые на КСО функции по управлению учебной деятельностью обучающихся (функции преподавателя) следует отличать от реализуемой КСО функции хранения и предъявления результатов реализации самим преподавателем его функций по управлению обучением. Если в процессе обучения компьютер используется только для хранения, передачи и представления готовой учебной информации обучающемуся, то такой процесс обучения не является реализацией КТО.

Литература:

1. ГОСТ Р 52653-2006. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения. Ц^: http://nordoc.ru/

2. Федоров А.В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010. 64 с.

3. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления. М.: НИИ школьных технологий, 2005. С. 288 с.

4. Там же. С. 208.

5. Трайнев В.А., Трайнев И.В. Информационные коммуникационные педагогические технологии (обобщения и рекомендации): учеб. пособие. 4-е изд. М.: Дашков и К°, 2009. 280 с.

6. Компьютерная технология обучения: словарь-справочник / под ред. В.И. Гриценко, А.М. Довгяло, А.Я. Савельева. Киев: Наукова думка, 1992. 652 с.

7. Образцов П.И. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий обучения. Орел: ОГУ, 2000. 145 с.

8. Красильникова В.А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учеб. пособие. Оренбург: ГОУ ОГУ, 2006. 235 с.

9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.

10. Красильникова В.А. Становление и развитие компьютерных технологий обучения: монография. Оренбург: ОГУ; М.: ИИО РАО, 2002. 176 с.

11. Красильникова В.А. Теория и технологии компьютерного обучения и тестирования: монография. М.: Дом педагогики, 2009. 339 с.

12. Флейшман Б.С. Элементы теории потенциальной эффективности сложных систем. Смоленск: Ойкумена, 2008. 224 с.

References:

1. SST R 52653-2006. Information and communication technologies in education. Terms and definitions. 54p. URL: http://nordoc.ru/

2. Fedorov A. V. Glossary of media education, media pedagogy, media literacy, media competence. Taganrog: Taganrog State. ped. Inst press, 2010. 64p.

3. Selevko G.K. Educational technologies based on the activation, intensification and efficient management. M.: SRI of School Technologies, 2005. 288 p.

4. The same. P.208.

5. Traynev V.A., Traynev I.V. Information communication educational technologies (Summary and Recommendations): manual. 4th ed. M.: Dashkov andK °, 2009. 280 p.

6. Computer technology of training: reference dictionary / Ed. V.I. Gritsenko, A.M. Dovgyalo, A.J. Savelieva. Kiev: Naukova Dumka, 1992. 652 p.

7. Obrastsov P.I. Psycho-pedagogical aspects of the development and application of information education technologies in high school. Orel: OSU, 2000. 145 p.

8. Krasilnikova V.A. Information and communication technologies in education: manual. Orenburg: SEI OSU, 2006. 235p.

9. Selevko G.K. Modern educational technologies: Manual. M.: Education, 1998. 256p.

10. Krasilnikova V.A. Formation and development of computer education technologies: monograph. Orenburg: OSU, M.: IIE RAE, 2002.176p.

11. Krasilnikova V.A. Theory and technology of computer-based training and testing: monograph. M.: House of pedagogy, 2009. 339 p.

12. Fleishman B.S. Elements of the theory of the potential effectiveness of complex systems. Smolensk: Oikumena 2008. 224p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.