Научная статья на тему 'Термин «Просопон» - этимологический и концептуальный взгляд'

Термин «Просопон» - этимологический и концептуальный взгляд Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1186
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ПРОСОПОН / ИПОСТАСИС / ПЕРСОНА / ТРИНИТАРНЫЕ СПОРЫ / ЭТИМОЛОГИЯ / БОГОСЛОВИЕ / АНТРОПОЛОГИЯ / PERSON / PROSOPON / HYPOSTASIS / PERSONA / TRINITARIAN DEBATES / ETIMILOGY / THEOLOGY / ANTROPOLOGY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Думитраке Ю.К.

В статье рассматривается эволюция греческого термина «просопон» с целью выявления его вклада в понятие «личность». В ней выделяются три основных момента: первый использование термина в античном мире, его применение в тринитарных спорах, второй при его участии в определении тринитарной и христологической догм, и третий при его сведении к одному смыслу с понятием «ипостасис». На первом этапе автор на основе анализа данного термина в Септуагинте и в Новом Завете доказывает, что вопреки общему мнению, бытующему в православном богословии, термин подходил для определения христианского учения. При рассмотрении применения анализируемого термина в тринитарных спорах IV-V вв. выделяются три главные черты понятия «личность»: различение, объединение и отношение. Также автор указывает на то, что через сведение к одному смыслу понятий πόστασις и πρόσωπον уточняется принадлежность понятия «личность» к области онтологии. В работе пересматриваются общепринятые представления о широком понимании в античном мире термина «просопон» как «маска».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TERM «PROSOPON», ETYMOLOGICAL AND CONCEPTUAL VIEW

The article studies the evolution of the Greek term «prosopon» in order to point out to the contribution that the term had in the development of the concept of person. Three moments are being focused in the evolution of «prosopon»: the first the use of the term in the antique world, before its adoption in the Trinitarian debates; the second regarding the use of the term in the formulation of the Trinitarian and Christological dogmas; the third the adoption of the term as a synonym of «ipostasys». In the analysis of the first stage in the evolution of «prosopon», by studying the occurrences of the term in Septuagint and The New Testament, the author proves that the term was appropriated to designate the Christian teaching. After adoption of the term in the Trinitarian debates, as a consequence of its use in the formulation of the Trinitarian and Christological dogmas, 3 important features of «prosopon» are being highlighted: differentiating, uniting and relating. The third aspect that the paper points out in the evolution of the term «prosopon» is the synonymy with «ipostasys», which root «prosopon» into ontology. The paper reconsiders the generally accepted idea of understanding «prosopon» in the antique world as «mask».

Текст научной работы на тему «Термин «Просопон» - этимологический и концептуальный взгляд»

№ 3 (44) МАРТ 2014

ДИСКУССИЯ !

журнал научных публикаций

Ю. К. Думитраке, аспирант,

кафедра истории отечественной философии,

Российский государственный гуманитарный

университет,

г. Москва, Россия,

iuliasidumitrache@gmail.com

ТЕРМИН «ПРОСОПОН» -ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ И КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯД

В статье рассматривается эволюция греческого термина «просопон» с целью выявления его вклада в понятие «личность». В ней выделяются три основных момента: первый — использование термина в античном мире, его применение в тринитарных спорах, второй — при его участии в определении тринитарной и христологической догм, и третий — при его сведении к одному смыслу с понятием «ипостасис». На первом этапе автор на основе анализа данного термина в Септуагинте и в Новом Завете доказывает, что вопреки общему мнению, бытующему в православном богословии, термин подходил для определения христианского учения. При рассмотрении применения анализируемого термина в тринитарных спорах 1У—Увв. выделяются три главные черты понятия «личность»: различение, объединение и отношение. Также автор указывает на то, что через сведение к одному смыслу понятий жоотатд и жр6аа>жоv уточняется принадлежность понятия «личность» к области онтологии. В работе пересматриваются общепринятые представления о широком понимании в античном мире термина «просопон» как «маска».

Ключевые слова: личность, просопон, ипостасис, персона, тринитарные споры, этимология, богословие, антропология.

Термин «просопон» (крбаожоу) использован греческими отцами церкви в тринитарных спорах ГУ—У вв. Он относится к богословию, а также и к антропологии. В данной работе исследуется образ, в котором эти два аспекта соотносятся, моделируя современную концепцию о личности.

Термин лрбаожоу произошел от слова о^ — взгляд, вид, лицо, и от префикса прба, который обозначает предлог «к». Древнегреческое слово лрбаожоу обычно означало лицо, черты лица, выражение лица. Эволюция термина прбаажоч до сих пор изучается исследователями. До христианских времен термин использовался для обозначения лица Ф.А. Ролник, цитируя Аристотеля, показывает, что лрбаожоу касается только человеческого лица1, а С.А. Чурсанов, исполь-

Древнегреческое слово жрбаожоу обычно означало лицо, черты лица, выражение лица.

зуя также античную литературу, пишет, что «безличность слова просопон в дохристианском языке подчеркивается также его употреблением в значении как лица человека, так и морды животного. Это слово употреблялось не только по отношению к человеку и богам, но и по отношению к ибису, собакам, оленю, лошади, рыбе»2. То есть у некоторых мыслителей термин мог обозначать только человеческое лицо, у других еще и морды животных.

- В западной философии существовал аналогичный — латинский, более молодой3 термин persona. Хотя persona происходит скорее от греческого жроаюжоу, в употреблении он получает значение, несколько отличное от греческого термина: латинские писатели используют это слово чаще тог-

ш

дискуссия

журнал научных публикаций

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

да, когда речь идет о некоей роли — актера или, позже, общественной роли. Вероятно, npöaonov входил и в театральную терминологию, означая маску или роль, под последующим влиянием латинского термина.

Для изучения значения термина npöaonov, мы останавливаемся на его использовании в Септуагинте — первом переводе Ветхого Завета на древнегреческий язык. Текст был переведен в III веке до нашей эры, и, с моей точки зрения, представляет достаточно широкую кар- = тину использования данного термина в греческом мире в данный период. Более того, этот термин появляется в документе 1034 раза.

Как выявило исследование, в тексте Книги Бытия упомянутый выше перевод npöaonov встречается 65 раз в различных контекстах: чаще всего, 37 раз, касательно человеческого бытия, точнее, 20 раз называет человеческую личность в целом, 13 раз — лицо человека, 4 раза — лицо, которое выражает настроение человека; 7 раз — касательно Бога, 13 раз — поверхности Земли и 8 раз имеет пространственное значение.

В Новом Завете термин npöaonov встречается 76 раз. Появляются и новые значения, вероятно, под влиянием латинского термина: 4 раза термин употребляется для обозначения социального статуса человека, 3 раза — для описания общности людей, 3 раза касается вещей и даже животных, 10 раз имеет пространственное значение,

1 раз — временное значение, 4 раза указывает на поверхность Земли,

2 раза — на небо. Однако основное значение остается связанным именно

с человеком, причем не в смысле поверхности— 41 раз.

Как показало данное исследование, согласно вышеописанной практике упо-

В сегодняшней православной богословской литературе вариант перевода термина в значении «маска» нередко указывается как основной: «латинское persona и греческое npoaonov обозначали

ограничительный, обманчивый и, в конечном счете, иллюзорный

аспект индивидуума; не лицо, открывающее личностное бытие, а лицо-маска существа безличного.

Сам факт использования слова «личность» в том, что касается человека, отсылает к понятию образа Божия в человеке, раз один и тот же термин определяет и человеческое и божественное существование.

требления термина, слово npöaornov в основном значении поверхности в то время не использовалось. В сегодняшней православной богословской литературе вариант перевода термина в значении «маска» нередко указывается как основной: «латинское persona и греческое npoaonov обозначали ограничительный, обманчивый и, в конечном счете, иллюзорный аспект индивидуума; не лицо, открывающее личностное бытие, а лицо-маска существа безлич-= ного. Действительно, это маска или роль актера. „Другой" здесь совершенно поверхностен и не имеет как таковой никакой глубины»4. Однако данное исследование показало, что ни в Книге Бытия Ветхего Завета, ни в Новом Завете термин в значении «маска» не используется ни разу. То, что чаще всего слово npöaonov указывает на лицо человека, и даже на лицо Божие, как нам кажется, означает, что данный термин подходил для определения христианского учения. Безусловно, в нем он приобрел непознанную до того глубину.

npöarnnov применяется святыми отцами в христианских тринитарных спорах IV—V вв., в которых уточняется, что Бог есть Троица: Одно Бытие и Три Личности (flpöarnnov или Ynöamay). Отцы церкви уточняют также, что Иисус Христос — это одна божественная личность Сына Божия, вторая личность Святой Троицы, которая, при воплощении, стала существовать в двух природах — божественной и человеческой. С применением термина npöaonov относительно Святой Троицы начинается новая его история. Использова-= ние этого термина в антропологии основывается уже на определенном уподоблении человека Богу. Значение npöaonov раскрывается исходя прежде всего из откровений о Святой Троице.

№ 3 (44) МАРТ 2014

ДИСКУССИЯ »

журнал научных публикаций

Тринитарная догма утверждает — три личности различаются в единстве божественной природы; христологическая догма утверждает, что одна личность объединяет человеческую и боже- -

ственную природу. Исходя из этих утверждений Филип А. Ролник в своей книге Person, Grace, God отмечает три принципиальные черты личности: «личность различает, лич- : ность объединяет, личность обязательно находится в отношении»5. И все-таки раз термин в его прямом смысле относится к божественному, о каком-нибудь точном определении личности говорить нельзя. Как пишет Ролник, личность обозначает одновременно «и смысл и тайну, так как она является ключевой находкой для выражения самых важных и различных заявлении тринитарной и христологической доктрины»6.

Еще один момент, значимый в эволюции термина npooonov, — его ассоциирование с термином «ипостасис» (vnöoräoig), который был принят святыми отцами в трини-тарных спорах как синоним слова npooonov. Этимологически слово vnöoraoig происходит от глагола 6фОтщ1 (рло + ¡ощ^г) — подставлять. Его основное значение — подставка, основание. Процесс эволюции этого термина также интересен. До IV века в философских и нефилософских источниках, а также в христианской литературе, слово vnöotaoig использовалось со значением бытия или сущности, то есть как синоним греческого термина «усия» (ovoia). Например, св. Афанасий Великий пишет: «ипостась есть сущность и не имеет иного значения кроме самого бытия»7.

Через сведение к одному смыслу понятий bnöoxaoiq и npöoonov святым отцам удалось уточнить некоторые важные пункты христианского учения:

1. Исключить понимание слова npöottrnov как «маска», то есть отграничиться от понимания Бога как одного бытия, имеющего три проявления, грани, «модуса» (как было постулировано в ереси III века са-веллианстве), раз термин «ипостась» имел онтологическое значение.

Как и Бог, личность человека, с христианской точки зрения, принадлежит не только к области частности, но одновременно

к области онтологии и, следовательно, вечности.

2. Передать новое отношение между общим и частным, существующее в Святой Троице, где каждая личность содержит бытие в целом.

- 3. Избежать риска примата бытия над личностью.

4. Через применение данной терминологии «отцы могли впредь беспрепятственно укоренять личность в бы-= тии и персонализировать онтологию»8.

Так ассоциация между терминами Ълбатагд и прбаюкоу определяет новую траекторию в развитии понятия личности, которое вмещает в себя одновременно и частность и онтологию.

Понятие личности является ключевым понятием в христианском богословии и антропологии. Сам факт использования слова «личность» в том, что касается человека, отсылает к понятию образа Божия в человеке, раз один и тот же термин определяет и человеческое и божественное существование. Как и в Боге, личность человека различает — бывая уникальной, и объединяет в себе других, личность соотносит — существуя только в отношении. Как и Бог, личность человека, с христианской точки зрения, принадлежит не только к области частности, но одновременно к области онтологии и, следователь-

но, вечности. ^

Литература

1. См.: Rolnick Ph.A. Person, Grace and God. USA: Wm. B. Eerdmans Publishing Co., 2007. P. 13: «Part below the skull is named the face (npôaronov), but only in man and in no other animal; we do not speak of the face of a fish or of an ox».

2. Чурсанов С.А. Лицом к лицу: Понятие личности в православном богословии ХХ века. М.: Изд-во ПСТГУ, 2011. С. 25.

3. Nedoncelle M. Prosopon et persona dans l'antiquité classique // Revue des sciences religieuses. 1948. № 22. P. 298.

4. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М.: Изд-во «Свято-Троицкая Сергиева Лавра», 2010. С. 315; См. тоже Архимандрит Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит Исайя (Белов) Догматическое богословие (курс лекций). М.:

m

дискуссия

журнал научных публикаций

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

Изд-во «Свято-Троицкая Сергиева Лавра», 2000. С. 116.

5. Rolnick Ph.A. Person, Grace and God. USA: Wm. B. Eerdmans Publishing Co., 2007. P. 10. (перевод автора).

6. Там же.

7. Цит. по: Чурсанов С. А. Лицом к лицу: Понятие личности в православном богословии ХХ века. М.: Изд-во ПСТГУ, 2011. С. 36.

8. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М.: Изд-во «Свято-Троицкая Сергиева Лавра», 2010. С. 316.

THE TERM «PROSOPON», ETYMOLOGICAL AND CONCEPTUAL VIEW

Y. K. Dumitrake, Postgraduate, Department of history of domestic philosophy, Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia, iuliasidumitrache@gmail.com

The article studies the evolution of the Greek term «prosopon» in order to point out to the contribution that the term had in the development of the concept of person. Three moments are being focused in the evolution of «prosopon»: the first — the use of the term in the antique world, before its adoption in the Trinitarian debates; the second — regarding the use of the term in the formulation of the Trinitarian and Christological dogmas; the third — the adoption of the term as a synonym of «ipostasys». In the analysis of the first stage in the evolution of «prosopon», by studying the occurrences of the term in Septuagint and The New Testament, the author proves that the term was appropriated to designate the Christian teaching. After adoption of the term in the Trinitarian debates, as a consequence of its use in the formulation of the Trinitarian and Christological dogmas, 3 important features of «prosopon» are being highlighted: differentiating, uniting and relating. The third aspect that the paper points out in the evolution of the term «prosopon» is the synonymy with «ipostasys», which root «prosopon» into ontology. The paper reconsiders the generally accepted idea of understanding «prosopon» in the antique world as «mask».

Key words: person, prosopon, hypostasis, persona, trinitarian debates, etimilogy, theology, antropology.

References

1. Rolnick Ph.A. Person, grace, and God. Grand Rapids, MI: Wm. B. Eerdmans, 2007. 270 p.

2. Chursanov S.A. Litsom k litsu: Poniatie lichnosti v pra-voslavnom bogoslovii XX veka [Face to Face: The concept of personality in Orthodox theology of the twentieth century]. Moscow, Izd-vo PSTGU Publ., 2011. 264 p.

3. Nedoncelle M. Prosopon et persona dans l'antiquité classique. Revue des sciences religieuses, 1948, no. 22, pp. 277—299. 4. Losskii V.N. Ocherk misticheskogo bo-gosloviia Vostochnoi Tserkvi. Dogmaticheskoe bogoslovie [Essay mystical theology of the Eastern Church. Dogmatic theology]. Moscow, Izd-vo «Sviato-Troitskaia Sergieva Lavra» Publ., 2010. 448 p.; Arkhimandrit Alipii (Kastal'skii-Borozdin), arkhimandrit Isaiia (Belov) Dogmaticheskoe bogoslovie (kurs lektsii) [Dogmatic theology

(course of lectures)]. Moscow, Izd-vo «Sviato-Troitskaia Sergieva Lavra» Publ., 2000.

5. Rolnick Ph.A. Person, grace, and God. Grand Rapids, MI: Wm. B. Eerdmans, 2007. 270 p.

6. Rolnick Ph.A. Person, grace, and God. Grand Rapids, MI: Wm. B. Eerdmans, 2007. 270 p.

7. Chursanov S.A. Litsom k litsu: Poniatie lichnosti v pra-voslavnom bogoslovii XXveka [Face to Face: The concept of personality in Orthodox theology of the twentieth century]. Moscow, Izd-vo PSTGU Publ., 2011. 264 p.

8. Losskii V.N. Ocherk misticheskogo bogosloviia Vostochnoi Tserkvi. Dogmaticheskoe bogoslovie [Essay mystical theology of the Eastern Church. Dogmatic theology]. Moscow, Izd-vo «Sviato-Troitskaia Sergieva Lavra» Publ., 2010. 448 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.