ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОГО И МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Николаев
Константин Алексеевич
Кандидат философских наук, заведующий кафедрой государственного управления и права Балаковского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
e-mail: konstantin.nikolaev. 49@mail. ru Николаев
Владимир Константинович
Кандидат экономических наук, профессор кафедры менеджмента Саратовского государственного социально-экономического университета
e-mail: [email protected]
Konstantin Alekseevich Nikolaev
Candidate of Science (Philosophy), Docent of the Public Administration and Law Chair, Balakovo Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration e-mail: konstantin.nikolaev. 49@mail. ru
Vladimir Konstantinovich Nikolaev
Candidate of Science (Economics), Professor of the Management Chair, Saratov State Socio-Economic University e-mail: [email protected]
УДК 323
Термин "муниципальное образование": смысл и значение в построении современной теории местного самоуправления
The Term "Municipality": Its Essence and Meaning in the Context of Developing the Modern Theory of Local Government
Анализ содержания термина «муниципальное образование» позволяет сформировать целостную концепцию организации и осуществления муниципальной власти. В свою очередь, анализ содержания и роли в реализации местного самоуправления терминов «муниципальная власть», «муниципальная демократия», «муниципальный политический режим» помогает формированию механизма практического анализа политических и общественных процессов на муниципальном уровне, состояние которых в значительной степени определяет общественно-политическую стабильность в регионах и стране в целом.
Ключевые слова и словосочетания: Местное самоуправление, форма народовластия, муниципальное образование, муниципалитет, муниципальная власть, муниципальная демократия, муниципальный политический режим. Органы государственной власти, органы местного самоуправления.
The analysis of the term "municipality" makes it possible to build holistic concept of an organization and implementation of municipal power. Analysis of the essence and role of the terms "municipal authorities", "municipal democracy", "municipal political regime" in the implementation of local power makes it possible to analyze political and social processes at the municipal level, thus contributing to the social and political stability in the regions and the country as a whole.
Key words and word-combinations: local authorities, form of democracy, municipality, town council, municipal power, municipal democracy, municipal political regime, bodies of Government, local authorities.
В литературе по вопросам местного самоуправления, муниципального управления и муниципального права мало внимания уделяется смыслу и значению термина «муниципальное образование». Чаще всего приводится определение термина «муниципальное образование», которое дано либо в тексте утратившего силу Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 1995 года [1], либо в редакции аналогичного закона от 2003 года [2, с. 509]. Причём в авторитетном учебнике «Система муниципального управления» под редакцией В.Б. Зотова это определение приведено лишь в глоссарии, в то время как в специальной главе «Муниципальное образование как объект управления» не анализируется смысл и значение данного термина [2, с. 95-128]. Достаточно часто в специальной литературе как синоним термина «муниципальное образование» используется термин «муниципалитет» [3]. Вместе с тем, анализ большинства словарей позволяет заключать, что, чаще всего, термин «муниципалитет» толкуется как выборный, иной орган в системе местного самоуправления и лишь иногда как административно-территориальная единица в ряде стран [4]. Да и практика организации местного самоуправления на территории Москвы, ряда иных городов России, свидетельствует о том, что муниципалитет - это орган местного самоуправления, прежде всего, исполнительно-распорядительный, руководит которым глава муниципалитета
[5].
Вместе с тем, представляется, что именно этот термин - ключ к построению целостной теории местного самоуправления, как и термин «государство» в отношении теории государственного управления. Результатом отсутствия должного внимания к данному термину становятся либо терминологические неточности, либо прямые заблуждения.
Что касается терминологических неточностей, то в специальной, прежде всего учебной литературе до сих пор употребляются, например, обороты «компетенция местного самоуправления», «предметы ведения местного самоуправления», «полномочия местного самоуправления» [6, с. 256-270]. Функции местного самоуправления толкуют как направления деятельности местного самоуправления [7, с. 30]. В то же время, нормативно определено, что местное самоуправление - это право и способность регламентировать часть публичных дел и управлять ею [8, ст. 3], форма народовластия, обеспечивающая в установленных пределах решение вопросов местного значения [9, ст. 1]. Поэтому представляется совершенно логичным, когда говорят о компетенции муниципального образования, о полномочиях муниципальных органов власти [10, с. 173-203, 204-258]. Да и предметы ведения нормативно закреплены за поселениями, муниципальными районами, городскими округами, т.е. за муниципальными образованиями [9, ст. 14, 15, 16]. Что касается функций местного самоуправления как направлений деятельности, то здесь целесообразно обратиться к теории государственного управления, согласно которой функции государства - это круг его деятельности, а функции государственного управления - это виды управляющего воздействия, влияние на управляемое явление [11, с. 65, 75, 181]. Следовательно, функции местного самоуправления есть круг деятельности муниципального образования, а функции муниципального управления - виды управляющего воздействия, влияния на управляемые явления на территории муниципального образования. В свою очередь, когда, например, утверждают, что по работе такого уровня, как местное самоуправление люди судят о власти в целом [12], то, скорее всего, видимо, имеют в виду работу органов местной власти.
Вполне резонно полагать, что в появлении терминологических неточностей в данном случае велика роль официального перевода на русский язык Европейской Хартии местного самоуправления, который вряд ли адекватен оригинальному тексту и не отвечает современной теории и практике организации и функционирования местного самоуправления в России [13, с. 6]. В русской редакции данного документа термин «муниципальное образование» не занимает подобающего места, что и превращает русский текст данной Хартии из документа, устанавливающего общие принципы организации местного самоуправления как вида публичной власти, в документ, определяющий принципы функционирования органов местной власти [13, с. 7]. И значительная часть предлагаемых А. Замотаевым и В. Чекалиным поправок в текст данного документа связана именно с введением в него термина «муниципальное образование».
Что же касается прямых заблуждений, то, например, встречается и утверждение о том, что муниципальное образование может приобрести статус органа местного самоуправления. Для этого муниципальное образование должно управлять муниципальной собственностью, утверждать и исполнять местный бюджет, обладать правом установления местных налогов и сборов или учреждения муниципальных предприятий, а также иметь органы представительной и исполнительной власти [14, с. 33].
Термин «муниципальное образование» как юридически узаконенный появился с принятием в 1994 году Гражданского кодекса Российской Федерации, правда не получивший своего четкого определения: объединённых общей территорией, часть поселения, иная населённая территория, в пределах которых
муниципальное образование - субъект гражданского права наряду с Российской Федерацией и её субъектами [15, ст. 124]. Впервые данный термин был нормативно определён в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 1995 года. В соответствии с текстом данного закона муниципальное образование - это городское, сельское поселение, несколько поселений, осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. В последствие, в учебной и научной литературе стали писать о том, что муниципальное образование характеризуется такими признаками, как а) ограниченная населённая территория; б) осуществление на данной территории местного самоуправления; в) наличие муниципальной собственности; местного бюджета; выборных органов местного самоуправления. Иногда к этим признакам добавляют автономность и самостоятельное решение вопросов местного значения, наличие своего устава, а также юридическое лицо [16, с. 366]. (Последнее не совсем точно, так как правами юридического лица наделяются органы местного самоуправления, а также органы местной администрации) [9, ст. 41].
Согласно редакции Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 2003 года данный термин представлен как перечисление видов муниципальных образований: городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, внутригородская территория города федерального значения. Вместе с тем, в данном определении можно заменить перечисленные виды их позитивным содержанием. Тогда: муниципальное образование - это городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией и межселённых территорий, часть территории города федерального значения, в границах которых население непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления самостоятельно и под свою ответственность решают вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования исходя из его интересов [9, ст. 2].
Представляется интересным дать определение термину «муниципальное образование» как субъекту гражданского права наравне с государством (Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации). В этих целях следует обратить внимание на ряд положений политической регионалистики. Во-первых, государство, рассматриваемое с позиций политического пространства, включает в себя региональные и локальные или местные таксономические уровни. Термин «локальный» («местный») в данном случае применяется при анализе территорий и сообществ, которые обладают наименьшими размерами, наибольшей компактностью и плотностью внутренних коммуникаций, т.е. населённых пунктов и достаточно компактных агломераций. Именно на этом уровне протекает повседневная жизнь людей [17, с. 34]. По всем признакам локальный уровень - это и есть уровень муниципальных образований. Во-вторых, локальное сообщество, (locality) представляет собой «атом политического пространства» [17, с. 35]. Следовательно, оправданно связывать муниципальное образование с некоей формой политической организации местного сообщества. В-третьих, если регион есть подсистема обеспечения региональных интересов [17, с. 75], то логично утверждать, что локальное сообщество, т.е. муниципальное образование, можно представить как подсистему обеспечения муниципальных интересов. В данном случае достаточно считать, что муниципальный интерес представляет собой объективную необходимость удовлетворения сложившихся и развивающихся на территории муниципального образования муниципальных потребностей, связанных с непосредственным обеспечением жизнедеятельности его населения. А так как непосредственное обеспечение жизнедеятельности населения муниципального образования должно осуществляться этим населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления самостоятельно и под свою ответственность, то должно формироваться «собственное политическое подпространство, независимое по определённым параметрам» [17, с. 75] от государственных структур.
Исходя из выше рассмотренного, муниципальное образование можно представить как политическую форму организации жизни местного сообщества, которая складывается как результат возникновения и деятельности определённого вида публичной власти - муниципальной власти, решающей вопросы местного значения в соответствии с Конституцией страны, действующим законодательством и опирающейся в случае необходимости на силу принуждения. (В настоящее время государственного, до того момента, когда и если будет принято решение о необходимости и возможности создания муниципальной полиции). В этом случае к признакам муниципального образования можно отнести:
- территорию, как ограниченное пространство, в пределах которого осуществляется местное самоуправление, и органы местного самоуправления имеют право принимать муниципальные правовые акты и осуществлять иные властные действия;
- население, как местное сообщество, проживающее на соответствующей территории;
- муниципальную власть, как способность, возможность и право органов, должностных лиц местного самоуправления определять общественное поведение и деятельность местногосообщества при решении вопросов местного значения;
- местные налоги, как общеобязательные и безвозмездные платежи, взыскиваемые в заранее установленных размерах и в определённые сроки, необходимые для содержания органов, должностных лиц местного самоуправления, поддержания жизнедеятельности муниципального образования;
- систему общеобязательных нормативно закрепленных правил поведения, которая является одним из важных средств муниципального управления и формируется с появлением муниципального образования.
Среди очевидных признаков муниципального образования особую роль играет муниципальная власть как один из видов публичной власти. Анализ термина «публичная власть», вызывающего дискуссии [18], не входит в задачи настоящей статьи, поэтому в рамках интересующей проблемы важна лишь констатация Конституционного Суда Российской Федерации о том, что публичная власть может быть не только государственной, но и муниципальной [19; 20]. Как отмечают исследователи, муниципальная власть зависима от суверенной государственной власти, но обладает и определённой автономией от последней [21]. Так, ещё Л.А. Велихов подчёркивал, что в отличие от власти государственной, суверенной и верховной, которая может реформировать сама себя, муниципальная власть подзаконна, действует в порядке и в пределах, установленных верховной властью [22, с. 114]. С другой стороны, конституционная норма о выделении органов местного самоуправления из системы органов государственной власти [23, ст. 12], закладывает относительную автономность муниципальной власти. Для последующего анализа важную роль играет положение о том, что муниципальная власть способствует выражению политических интересов местного сообщества, являясь участником политической жизни и носителем политических отношений на территории конкретного муниципального образования[24, с. 194]. Важной особенностью муниципальной власти, как отмечают исследователи, и как определено законодательством, становится широкий круг форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления и форм участия населения в осуществлении местного самоуправления [25, с. 22]. В связи с этим важным аспектом анализа муниципальной власти, как признака муниципального образования, следует считать муниципальную демократию. Проведённый ранее авторами данной статьи анализ феномена муниципальной демократии [26, с. 22-37] позволил придти к следующим выводам. Муниципальная демократия - это местный политический режим, при котором муниципальная власть осуществляется через прямое народовластие, через избираемых на муниципальных выборах местных депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, главу муниципального образования при активном участии населения в осуществлении местного самоуправления в целях непосредственного обеспечения своей жизнедеятельности. Главным признаком муниципальной демократии становится обеспечение пропорционального представительства в органах местного самоуправления как можно более широких интересов населения муниципального образования и динамическое изменение представительной власти вместе с соответствующими изменениями этих интересов во времени. С точки зрения основных ценностей или характеристик данного феномена, муниципальная демократия это:
1) такая форма организации местного самоуправления, при которой население муниципального образования, обладающее согласно законодательству избирательным правом, участвует самостоятельно и под свою ответственность в решении вопросов местного значения либо непосредственно, либо посредством выборных органов и должностных лиц местного самоуправления;
2) совокупность принципов и практических мер, защищающих конституционные права и свободы человека и гражданина на территории муниципального образования в пределах компетенции местного самоуправления, а также муниципальные права и свободы как обязанность муниципальной власти эффективно решать вопросы местного значения и обеспечивать равный доступ каждого к получению качественных муниципальных услуг;
3) наличие реальных возможностей для населения муниципального образования:
- выражать в практической жизни муниципального образования особенности политической, общественной и культурной жизни населения муниципального образования в рамках действующего законодательства;
- прямо или через своих представителей принимать муниципальные правовые акты и производить смену должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих исполнительно-распорядительные функции и не избираемых населением непосредственно;
4) обеспечение:
- защиты населения муниципального образования от злоупотреблений властью со стороны органов, должностных лиц местного самоуправления и муниципальных служащих;
- условий всем заинтересованным членам местного сообщества для реализации разнообразных форм
участия населения в осуществлении местного самоуправления;
5)реализация:
- муниципальной публичной политики как проявления конкурентной борьбы различных групп интересов, общественных объединений, в том числе политических партий, отдельных лиц, известных населению муниципального образования за признание и голоса избирателей, а также обеспечение регулярного проведения свободных муниципальных выборов и местных референдумов;
- волеизъявления большинства населения муниципального образования в сочетании с соблюдением прав его меньшинства и личности, а также преодоление конфликтов, которые должны использоваться в целях развития демократического процесса и социально-экономического развития муниципального образования;
- процесса децентрализации муниципальной власти при делегировании части её полномочий на уровень территориального общественного самоуправления и других форм самоорганизации населения, берущих на себя инициативу по участию в решении вопросов местного значения;
- таких принципов межличностного общения и взаимодействия органов и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих с институтами гражданского общества, действующими на территории муниципального образования и членами местного сообщества, как терпимость, налаживание сотрудничества и достижение компромисса;
- требования от населения муниципального образования, органов и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих выполнения законов, иных федеральных и региональных нормативных правовых актов, а также муниципальных правовых актов;
6) принятие членами местного сообщества на себя обязательств посильного участия в муниципальной деятельности во всем её разнообразии.
Тем самым, именно муниципальная демократия должна предоставить максимальные возможности для участия населения муниципального образования в управлении местными делами. Как отмечают аналитики, среди задач реформирования местного самоуправления есть и «создание третьего центра публичной власти, непосредственно опирающегося на население, максимально ответственного перед ним, и вовлечение населения в решение общественных задач (преодоление иждивенческих настроений)» [27, с. 23].
В связи с характеристикой муниципальной демократии встаёт вопрос о правомерности использования термина «муниципальный политический режим». В современной политической науке и теории государственного управления, уделяется значительное внимание проблематике политического режима, при анализе вопросов организации государственной власти. При этом считается, что данный термин призван описывать механизмы осуществления политической власти в государстве, регулирования отношений между институтами власти, между институтами власти и обществом, между членами общества. Вместе с тем, единого взгляда на определение данного термина, позволяющего зафиксировать его сущность, пока нет. Как отмечают исследователи проблем политического режима, в настоящее время здесь конкурируют два основных подхода - юридический (политико-правовой) и социологический. В рамках первого подхода приоритет отдаётся анализу формальных, юридически, часто конституционно закрепленных институтов, норм и правил отправления власти. В рамках социологического подхода основное внимание сосредотачивается на анализе тех механизмов, с помощью которых осуществляется реальная политическая власть, реальная связь между государством и обществом [28, с. 39]. Анализ имеющихся взглядов на сущность термина «политический режим» позволяет исследователям заключать, что данный термин выражает единство формальных, политико-правовых институтов и неформальных правил, отношений, формирующих конкретно-историческую систему осуществления власти и управления, определяющих горизонтальные и вертикальные ограничения в приёмах осуществления власти, во взаимодействии носителей власти между собой и остальной частью общества [28, с. 41; 29, с. 266].
В свою очередь, в рамках политической регионалистики, достаточно активно обсуждаются вопросы политического режима применительно к региональному уровню государственной власти [30; 31]. Интересы политической регионалистики потребовали такого определения термина «политический режим», которое позволяло бы применять его к отправлению государственной власти на конкретной территории в рамках федеративного государства. В результате, под политическим режимом предлагают понимать «совокупность политических акторов, обладающих некими ресурсами и реализующих те или иные стратегии, и институтов (норм, правил игры) [30, с. 143]; «существующую на определенной территории взаимосвязанную совокупность политических акторов (с их методами властвования, ресурсами, целями и стратегиями) и институтов (понимаемых и как организации, и как нормы, правила игры)» [31, с. 78]. Кроме того, исследователи предлагают при определении сущности политического режима обращать внимание на такие индикаторы, как процедуры
и способы формирования институтов власти; стиль принятия политических решений; взаимосвязь власти и граждан [29, с. 264]. И указанные индикаторы, и содержание выше приведённых определений термина «политический режим» вполне применимы при анализе вопросов, связанных с организацией муниципальной власти. Тем более, как справедливо отмечают исследователи, политический процесс на территории муниципального образования включает в себя разнообразные формы, способы и направления политической деятельности различных субъектов. А регулируется этот процесс как формальными, правовыми институтами, так и разнообразными неформальными, писаными и не писаными правилами и нормами. Часто же он вообще никак не регулируется, протекая спонтанно и не предсказуемо [24,с. 195]. Тем самым, становится очевидным оправданность использования в теории местного самоуправления термина «муниципальный политический режим». Это уже сегодня важно, так как успешное решение вопросов местного значения действительно в интересах населения муниципального образования во многом определяется и порядком формирования, взаимоотношениями трёх основных органов местного самоуправления: представительного, исполнительного органов и главы муниципального образования. И взаимоотношениями органов местного самоуправления с хозяйственной, партийной, научной, культурной элитой, институтами гражданского общества, лоббистскими группами муниципального образования. И взаимоотношениями органов местного самоуправления, местной элиты с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, региональными элитами, представителями регионов в федеральном центре. Это станет ещё актуальнее в свете формирования представительных органов, прежде всего, муниципальных районов и городских округов путём конкуренции различных партийных списков и оформления депутатских партийных фракций.
В свете проведённого анализа можно предложить, как рабочий вариант, следующее определение термина «муниципальный политический режим». Это единство формальных, нормативно закреплённых, и неформальных правил и процедур формирования органов местного самоуправления, их взаимоотношений при принятии властно-управленческих решений и распоряжении муниципальными ресурсами, а также их взаимоотношений с государственными структурами, институтами гражданского общества, федеральными, региональными и местными элитами, гражданами. Иначе говоря, муниципальный политический режим призван характеризовать тех, кто на территории муниципального образования владеет реальным правом принимать властно-управленческие решения, каковы отношения между формальными и неформальными субъектами властных полномочий, а также каковы взаимоотношения между субъектами властных полномочий и местным сообществом, а также представителями федеральной и региональной элиты.
В завершении статьи представляется возможным сделать вывод о том, что дальнейший анализ содержания термина «муниципальное образование», позволит сформировать целостную концепцию организации и осуществления муниципальной власти. В свою очередь, анализ содержания и роли в реализации местного самоуправления терминов «муниципальная власть», «муниципальная демократия», «муниципальный политический режим» поможет формированию механизма практического анализа политических и общественных процессов на муниципальном уровне, состояние которых в значительной степени определяет общественно-политическую стабильность в регионах и стране в целом.
Библиографический список
1. Муниципальное управление: Электронный учебник / Парахина В.Н., Галлеев Е.В., Ганшина Л.Н. -
Электро. Дан. - М.: КНОРУС, 2010 г.
2. Система муниципального управления: Учебник для вузов. 4-е изд. / Под ред. В.Б. Зотова. - СПб.: Питер, 2008. - 512 с. - (серия «Учебник для вузов»).
3. Бабичев И. Основные задачи и проблемы местного самоуправления: сегодня и завтра // Муниципальная власть. 2012.№ 5, с. 13-39.
4. Муниципалитет // http://slovari.yandex.ru; http://slovaronline.com.
5. Муниципалитет // http://www.mosinfor.ru; http://www.gagarinskoe.com.
6. Местное самоуправление и муниципальное управление: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Государственное и муниципальное управление» и «Юриспруденция» / под ред. А.С. Прудникова, Д.С. Бельского. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2009. - 399 с. - (Серия «Муниципальное право России»).
7. МалькоА.В. Муниципальное право России: учебник / А.В. Малько, С.В. Корсакова. - 2- изд., перераб.
и доп. - М.: Издательство Юрайт; 2011. - 398 с. - Серия: Основы наук.
8. Европейская Хартия местного самоуправления // http://base.garant.ru.
9. ФЗ от 6 октября 2003 г. N° 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (с изменениями и дополнениями, внесёнными последующими федеральными законами) // http:// base.garant.ru.
10. Муниципальное право России: учебник для бакалавров /под ред А.Н. Кокотова. - 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2013. - 559 с. - Серия: Бакалавр.
11. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс лекций. Изд. 2-е, допол. - М.: Омега-Л, 2004. - 574 с.
12. Слюняев И. Местное самоуправление - это тот уровень, по работе которого люди судят о власти в целом // Муниципальная власть, 2013. № 1, с. 38-39.
13. Замотаев А., Чекалин В. О русской редакции Европейской Хартии местного самоуправления. // Муниципальная власть. 2007. № 1, с. 6-20.
14. Кобилев А.Г. Муниципальное управление и социальное планирование в муниципальном хозяйстве: учебное пособие / А.Г. Кобилев, А.Д. Киреев, В.В. Рудой. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 494 с. - (Высшее образование).
15. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (с изменениями и дополнениями, внесёнными последующими федеральными законами)/ ttp://base.garant.ru
16.Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления: учебник / В.Е. Чиркин. - 3-е изд., перераб. - М.: Норма, 2008. - 448 с.
17. Туровский Р.Ф. Политическая регионалистика [Текст]: учеб. пособие для вузов /Р.Ф. Туровский; Гос. Ун-т - Высшая школа экономики. М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 32006. - 780 с.
18. Усманова Р.М. О соотношении понятий «публичное регулирование», «публичное управление» и «публичная власть» // Общество: политика, экономика, право. 2011. № 3 / http://cyberleninka.ru.
19. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23 января 1997 г. № 1-П по делу о проекте конституционности закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 года «О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике».
20. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 1998 г. № 3-П по делу о проверке конституционности статей 80, 92, 93 и 94 Конституции Республики Коми и статьи 31 закона Республики Коми от 31 октября 1994 года «Об органах исполнительной власти в Республике Коми».
21. Белоусова Е.В. Представительный орган местного самоуправления в системе публичной власти муниципального образования в России: Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора юридических наук. 12.00.02. Москва: 2011 // http:// www.dissercat.com.
22. ВелиховЛ.А. Основы городского хозяйства. - Обнинск: Институт муниципального управления. 1995. - 216 с.
23. Конституция РФ (12 декабря 1993 г.) (с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // http:/ constitution.garant.ru
24. Усманова Р.М. Политические отношения в системе местного самоуправления: понятие и участники // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 1 (27): в 2-х ч. Ч. II, с. 193-197 // www.gramota.net.
25. Скрипкин Г.Ф. Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления: учеб. пособие для студентов вузов / Г.Ф. Скрипкин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010. - 176 с.
26. Николаев В.К., Николаев К.А. К вопросу о муниципальной демократии / Под ред. С.Ю. Наумова. -Саратов: Поволжская академия государственной службы им. П.А. Столыпина, 2010. - 104 с.
27. Широков А., Юркова С. 2007. Реформа местного самоуправления: цели, задачи, первые результаты, проблемы. - Муниципальная власть, 2007. № 4. С. 22-29.
28. Елисеев С.М. Политические режимы: государственная политика и управление / Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть I. Концепции и проблемы государственной политики и управления / Под ред. Л.В. Сморгунова. - М.: «Российская политическая энциклопедия». 2006. - С. 39- 51.
29. Политология: учебник для бакалавров / под ред. В.А. Ачкасова, В.А. Гуторова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2012. - 804 с.
30. Кузьмин А.С., Мелвин Н.Дж., Нечаев В.Д. Региональные политические режимы в постсоветской России: опыт типологизации // Полис, 2002. № 3. - С. 142-155.
31. Туровский Р.Ф. Региональные политические режимы в России: к методологии анализа. - Полис, 2009. № 2. - С. 77-95.