Научная статья на тему 'Термин «Муниципальное образование»: смысл и значение в построении современной теории местного самоуправления'

Термин «Муниципальное образование»: смысл и значение в построении современной теории местного самоуправления Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3500
317
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / MUNICIPALITY / MUNICIPAL DEMOCRACY / QUALITY OF LIFE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Николаев Константин Алексеевич, Николаев Владимир Константинович

В данной статье обосновано положение, что муниципальное образование можно представить как политическую форму организации жизни местного сообщества, которая является результатом деятельности одного из видов публичной власти муниципальной власти, решающей вопросы местного значения в соответствии с Конституцией страны, действующим законодательством и использующей в случае необходимости принудительные меры. Муниципальная демократия это местный политический режим, при котором муниципальная власть осуществляется через прямое народовластие, через избираемых на муниципальных выборах местных депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, главу муниципального образования при активном участии населения в осуществлении местного самоуправления в целях непосредственного обеспечения своей жизнедеятельности. Сделан вывод о том, что дальнейший анализ содержания термина « муниципальное образование» позволит сформировать целостную концепцию организации и осуществления муниципальной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TERM “MUNICIPAL DISTRICT”: ITS MEANING AND IMPORTANCE IN THE DEVELOPMENT OF MODERN THEORY OF LOCAL GOVERNMENT

The paper states that municipal districts can be regarded as a form of political organization of the local community life. One of the types of public authority is municipal authority that addresses the crucial issues of local importance in accordance with the Constitution, acting legislation and if necessary enforcement measures. Municipal democracy is a local political regime under which the municipal authority is exercised through direct democracy, through local deputies elected in the municipal elections, through elected members of the local self-government bodies, and through the head of the municipality all of which is possible only with the active involvement of the local population in self-government and their willingness to manage their community. The authors conclude that further analysis of the term “municipal district” will help form a coherent concept for the organization and exercising municipal authority.

Текст научной работы на тему «Термин «Муниципальное образование»: смысл и значение в построении современной теории местного самоуправления»

Константин Алексеевич Николаев,

кандидат философских наук, доцент, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Владимир Константинович Николаев,

кандидат экономических наук, профессор кафедры менеджмента,

СГСЭУ

ТЕРМИН «МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»: СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ В ПОСТРОЕНИИ СОВРЕМЕННОЙ ТЕОРИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

В данной статье обосновано положение, что муниципальное образование можно представить как политическую форму организации жизни местного сообщества, которая является результатом деятельности одного из видов публичной власти - муниципальной власти, решающей вопросы местного значения в соответствии с Конституцией страны, действующим законодательством и использующей в случае необходимости принудительные меры. Муниципальная демократия - это местный политический режим, при котором муниципальная власть осуществляется через прямое народовластие, через избираемых на муниципальных выборах местных депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, главу муниципального образования при активном участии населения в осуществлении местного самоуправления в целях непосредственного обеспечения своей жизнедеятельности. Сделан вывод о том, что дальнейший анализ содержания термина « муниципальное образование» позволит сформировать целостную концепцию организации и осуществления муниципальной власти.

Ключевые слова: муниципальное образование, муниципальная демократия, качество жизни.

K.A. Nikolaev, V.K. Nikolaev

THE TERM "MUNICIPAL DISTRICT": ITS MEANING AND IMPORTANCE IN THE DEVELOPMENT OF MODERN THEORY OF LOCAL GOVERNMENT

The paper states that municipal districts can be regarded as a form of political organization of the local community life. One of the types of public authority is municipal authority that addresses the crucial issues of local importance in accordance with the Constitution, acting legislation and if necessary enforcement measures. Municipal democracy is a local political regime under which the municipal authority is exercised through direct democracy, through local deputies elected in the municipal elections, through elected members of the local self-government bodies, and through the head of the municipality all of which is possible only with the active involvement of the local population in self-government and their willingness to manage their community. The authors conclude that further analysis of the term "municipal district" will help form a coherent concept for the organization and exercising municipal authority.

Keywords: municipality, municipal democracy, quality of life.

УДК 352.075

IfiSy [email protected]

В литературе по вопросам местного самоуправления, муниципального управления и муниципального права мало внимания уделяется смыслу и значению термина «муниципальное образование». Чаще всего приводится определение термина «муниципальное образование», которое дано либо в тексте утратившего силу Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 1995 г. [14], либо в редакции аналогичного закона от 2003 г. [17, с. 509]. Причем в авторитетном учебнике «Система муниципального управления» под редакцией В.Б. Зотова это определение приведено лишь в глоссарии, в то время как в специальной главе «Муниципальное образование как объект управления» не анализируется смысл и значение данного термина [17, с. 95 - 128]. Достаточно

часто в специальной литературе как синоним термина «муниципальное образование» используется термин «муниципалитет» [2]. Вместе с тем анализ большинства словарей позволяет заключать, что чаще всего муниципалитет понимается как выборный или иной орган в системе местного самоуправления и лишь иногда как административно-территориальная единица в ряде стран [11]. Да и практика организации местного самоуправления на территории Москвы и ряда других городов России свидетельствует о том, что муниципалитет - это орган местного самоуправления, прежде всего исполнительно-распорядительный, руководит которым глава муниципалитета [12].

Вместе с тем представляется, что именно этот термин - ключ к построению целостной теории местного

самоуправления, как и термин «государство» в отношении теории государственного управления. Результатом отсутствия должного внимания к данному термину становятся либо терминологические неточности, либо прямые заблуждения.

Что касается терминологических неточностей, то в специальной, прежде всего учебной, литературе до сих пор употребляются, например, обороты «компетенция местного самоуправления», «предметы ведения местного самоуправления», «полномочия местного самоуправления» [10, с. 256 - 270]. Функции местного самоуправления толкуют как направления деятельности [9, с. 30]. В то же время нормативно определено, что местное самоуправление - это право и способность регламентировать часть публичных дел и управлять ею (Европейская Хартия местного самоуправления, ст. 3), форма народовластия, обеспечивающая в установленных пределах решение вопросов местного значения (Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, внесенными последующими федеральными законами), ст. 1). В связи с этим логично говорить о компетенции муниципального образования, о полномочиях муниципальных органов власти [13, с. 173 - 203, 204 - 258]. Да и предметы ведения нормативно закреплены за поселениями, муниципальными районами, городскими округами, т.е. за муниципальными образованиями (Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, внесенными последующими федеральными законами), ст. 14, 15, 16). Что касается функций местного самоуправления как направлений деятельности, то здесь целесообразно обратиться к теории государственного управления, согласно которой функции государства - это круг его деятельности, а функции государственного управления - это виды управляющего воздействия, влияние на управляемое явление [1, с. 65, 75, 181]. Следовательно, функции местного самоуправления есть круг деятельности муниципального образования, а функции муниципального управления - виды управляющего воздействия, влияния на управляемые явления на территории муниципального образования. В свою очередь, когда, например, утверждают, что по работе такого уровня, как местное самоуправление, люди судят о власти в целом [19], то скорее всего, видимо, имеют в виду работу органов местной власти.

Вполне резонно полагать, что в появлении терминологических неточностей в данном случае велика роль официального перевода на русский язык Европейской Хартии местного самоуправления, который вряд ли адекватен оригинальному тексту и не отвечает современной теории и практике организации и функционирования местного самоуправления в России [6, с. 6]. В русской редакции данного документа термину «муниципальное образование» не уделено должного внимания, что и превращает русский текст данной Хартии из документа, устанавливающего общие принципы организации местного самоуправления как вида публичной власти, в документ, определяющий принципы функционирования органов местной власти [6, с. 7]. И значи-

тельная часть предлагаемых А. Замотаевым и В. Чека-линым поправок в текст данного документа связана именно с введением в него термина «муниципальное образование».

Что же касается прямых заблуждений, то в литературе, например, встречается утверждение о том, что муниципальное образование может приобрести статус органа местного самоуправления. Для этого муниципальное образование должно управлять муниципальной собственностью, утверждать и исполнять местный бюджет, обладать правом установления местных налогов и сборов или учреждения муниципальных предприятий, а также иметь органы представительной и исполнительной власти [7, с. 33].

Термин «муниципальное образование» как юридически узаконенный появился с принятием в 1994 г. Гражданского кодекса Российской Федерации, однако не получил четкого определения: муниципальное образование - субъект гражданского права наряду с Российской Федерацией и ее субъектами (ГК РФ, ч. 1, ст. 124). Впервые данный термин был нормативно определен в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 1995 г. В соответствии с текстом данного закона муниципальное образование - это городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. Впоследствии в учебной и научной литературе стали писать о том, что муниципальное образование характеризуется такими признаками, как: а) ограниченная населенная территория; б) осуществление на данной территории местного самоуправления; в) наличие муниципальной собственности, местного бюджета, выборных органов местного самоуправления. Иногда к этим признакам добавляют автономность и самостоятельное решение вопросов местного значения, наличие своего устава, а также юридическое лицо [24, с. 366] (последнее не совсем точно, так как правами юридического лица наделяются органы местного самоуправления, а также органы местной администрации).

Согласно редакции Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г., данный термин представлен как перечисление видов муниципальных образований: городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, внутригородская территория города федерального значения. Вместе с тем в данном определении можно заменить перечисленные виды их позитивным содержанием. Тогда муниципальное образование - это городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией и межселенных территорий, часть территории города федерального значения, в границах которых население непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления самостоятельно и под свою ответственность решает вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования исходя из его интересов (Федеральный закон от 6 октя-

бря 2003 г. № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, внесенными последующими федеральными законами), ст. 2).

Представляется важным дать определение термину «муниципальное образование» как субъекту гражданского права наравне с государством (Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации). В этих целях следует обратить внимание на ряд положений политической регионалистики. Во-первых, государство, рассматриваемое с позиций политического пространства, включает в себя региональные и локальные или местные таксономические уровни. Термин «локальный» («местный») в данном случае применяется при анализе территорий и сообществ, которые обладают наименьшими размерами, наибольшей компактностью и плотностью внутренних коммуникаций, т.е. населенных пунктов и достаточно компактных агломераций. Именно на этом уровне протекает повседневная жизнь людей [20, с. 34]. По всем признакам локальный уровень - это и есть уровень муниципальных образований. Во-вторых, локальное сообщество (locality) представляет собой «атом политического пространства» [20, с. 35]. Следовательно, оправданно связывать муниципальное образование с некоей формой политической организации местного сообщества. В-третьих, если регион есть подсистема обеспечения региональных интересов [20, с. 75], то логично утверждать, что локальное сообщество, т.е. муниципальное образование, можно представить как подсистему обеспечения муниципальных интересов. В данном случае достаточно считать, что муниципальный интерес представляет собой объективную необходимость удовлетворения сложившихся и развивающихся на территории муниципального образования муниципальных потребностей, связанных с непосредственным обеспечением жизнедеятельности его населения. А так как непосредственное обеспечение жизнедеятельности населения муниципального образования должно осуществляться этим населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления самостоятельно и под свою ответственность, то должно формироваться «собственное политическое подпространство, независимое по определенным параметрам» [20, с. 75] от государственных структур.

Исходя из вышеизложенного, муниципальное образование можно представить как политическую форму организации жизни местного сообщества, которая складывается как результат возникновения и деятельности определенного вида публичной власти - муниципальной власти, решающей вопросы местного значения в соответствии с Конституцией страны, действующим законодательством и использующей в случае необходимости принудительные меры (в настоящее время государственного, до того момента, когда и если будет принято решение о необходимости и возможности создания муниципальной полиции). В этом случае к признакам муниципального образования можно отнести:

- территорию как ограниченное пространство, в пределах которого осуществляется местное самоуправление и органы местного самоуправления имеют право принимать муниципальные правовые акты и осуществлять иные властные действия;

- население как местное сообщество, проживающее на соответствующей территории;

- муниципальную власть как способность, возможность и право органов, должностных лиц местного самоуправления определять общественное поведение и деятельность местного сообщества при решении вопросов местного значения;

- местные налоги как общеобязательные и безвозмездные платежи, взыскиваемые в заранее установленных размерах и в определенные сроки, необходимые для содержания органов, должностных лиц местного самоуправления, поддержания жизнедеятельности муниципального образования;

- систему общеобязательных, нормативно закрепленных правил поведения, которая является одним из важных средств муниципального управления и формируется с появлением муниципального образования.

Среди очевидных признаков муниципального образования особую роль играет муниципальная власть как один из видов публичной власти. Анализ термина «публичная власть», вызывающего дискуссии, не входит в задачи настоящей статьи, поэтому в рамках интересующей проблемы важна лишь констатация Конституционного Суда Российской Федерации о том, что публичная власть может быть не только государственной, но и муниципальной (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23 января 1997 г. № 1-П по делу о проекте конституционности закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 г. «О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике»; Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 1998 г. № 3-П по делу о проверке конституционности статей 80, 92, 93 и 94 Конституции Республики Коми и статьи 31 закона Республики Коми от 31 октября 1994 г. «Об органах исполнительной власти в Республике Коми»).

Как отмечают исследователи, муниципальная власть зависима от суверенной государственной власти, но обладает и определенной автономией [3]. Так, еще Л.А. Велихов подчеркивал, что, в отличие от власти государственной, суверенной и верховной, которая может реформировать сама себя, муниципальная власть подзаконна, действует в порядке и в пределах, установленных верховной властью [4, с. 114]. С другой стороны, конституционная норма о выделении органов местного самоуправления из системы органов государственной власти закладывает относительную автономность муниципальной власти. Для последующего анализа важную роль играет положение о том, что муниципальная власть способствует выражению политических интересов местного сообщества, являясь участником политической жизни и носителем политических отношений на территории конкретного муниципального образования [23, с. 194]. Важной особенностью муниципальной власти, как отмечают исследователи и как определено законодательством, становится широкий круг форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления и форм участия населения в осуществлении местного самоуправления [18, с. 22]. В связи с этим важным аспектом анализа муниципальной власти как признака муниципального образования следует считать муниципальную демократию. Проведенный ранее авто-

рами данной статьи анализ феномена муниципальной демократии [15, с. 22 - 37] позволил сформулировать следующие выводы. Муниципальная демократия - это местный политический режим, при котором муниципальная власть осуществляется через прямое народовластие, через избираемых на муниципальных выборах местных депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, главу муниципального образования при активном участии населения в осуществлении местного самоуправления в целях непосредственного обеспечения своей жизнедеятельности. Главным признаком муниципальной демократии становится обеспечение пропорционального представительства в органах местного самоуправления как можно более широких интересов населения муниципального образования и динамическое изменение представительной власти вместе с соответствующими изменениями этих интересов во времени. С точки зрения основных ценностей или характеристик данного феномена муниципальная демократия - это:

1) такая форма организации местного самоуправления, при которой население муниципального образования, обладающее согласно законодательству избирательным правом, участвует самостоятельно и под свою ответственность в решении вопросов местного значения либо непосредственно, либо посредством выборных органов и должностных лиц местного самоуправления;

2) совокупность принципов и практических мер, защищающих конституционные права и свободы человека и гражданина на территории муниципального образования в пределах компетенции местного самоуправления, а также муниципальные права и свободы как обязанность муниципальной власти эффективно решать вопросы местного значения и обеспечивать равный доступ каждого к получению качественных муниципальных услуг;

3) наличие реальных возможностей для населения муниципального образования:

- выражать в практической жизни муниципального образования особенности политической, общественной и культурной жизни населения муниципального образования в рамках действующего законодательства;

- прямо или через своих представителей принимать муниципальные правовые акты и производить смену должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих исполнительно-распорядительные функции и не избираемых населением непосредственно;

4) обеспечение:

- защиты населения муниципального образования от злоупотреблений властью со стороны органов, должностных лиц местного самоуправления и муниципальных служащих;

- условий всем заинтересованным членам местного сообщества для реализации разнообразных форм участия населения в осуществлении местного самоуправления;

5) реализация:

- муниципальной публичной политики как проявления конкурентной борьбы различных групп интересов, общественных объединений, в том числе политических партий, отдельных лиц, известных населению муниципального образования за признание и голоса избирателей, а также обеспечение регулярного проведения свободных муниципальных выборов и местных референдумов;

- волеизъявления большинства населения муниципального образования в сочетании с соблюдением прав его меньшинства и личности, а также преодоление конфликтов, которые должны использоваться в целях развития демократического процесса и социально-экономического развития муниципального образования;

- процесса децентрализации муниципальной власти при делегировании части ее полномочий на уровень территориального общественного самоуправления и других форм самоорганизации населения, берущих на себя инициативу в решении вопросов местного значения;

- таких принципов межличностного общения и взаимодействия органов и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих с институтами гражданского общества, действующими на территории муниципального образования и членами местного сообщества, как терпимость, налаживание сотрудничества и достижение компромисса;

- выполнения населением муниципального образования, органами и должностными лицами местного самоуправления, муниципальными служащими законов, иных федеральных и региональных нормативных правовых актов, а также муниципальных правовых актов;

6) принятие членами местного сообщества на себя обязательств посильного участия в муниципальной деятельности во всем ее разнообразии.

Таким образом, именно муниципальная демократия должна предоставить максимальные возможности для участия населения муниципального образования в управлении местными делами. Как отмечают аналитики, среди задач реформирования местного самоуправления есть и «создание третьего центра публичной власти, непосредственно опирающегося на население, максимально ответственного перед ним, и вовлечение населения в решение общественных задач (преодоление иждивенческих настроений)» [25, с. 23].

В связи с характеристикой муниципальной демократии встает вопрос о правомерности использования термина «муниципальный политический режим». В современной политической науке и теории государственного управления при анализе вопросов организации государственной власти значительное внимание уделяется проблематике политического режима. При этом считается, что данный термин призван описывать механизмы осуществления политической власти в государстве, регулирования отношений между институтами власти, между институтами власти и обществом, между членами общества. Вместе с тем единого взгляда на определение данного термина пока нет. Как отмечают исследователи проблем политического режима, в настоящее время конкурируют два основных подхода -юридический (политико-правовой) и социологический. В рамках первого подхода приоритет отдается анализу формальных, юридически, часто конституционно закрепленных институтов, норм и правил отправления власти. В рамках социологического подхода основное внимание сосредотачивается на анализе тех механизмов, с помощью которых осуществляется реальная политическая власть, реальная связь между государством и обществом [5, с. 39]. Анализ имеющихся взглядов на сущность термина «политический режим» позволяет исследователям заключать, что данное понятие отражает единство формальных, политико-правовых институтов и нефор-

мальных правил, отношений, формирующих конкретно-историческую систему осуществления власти и управления, определяющих горизонтальные и вертикальные ограничения в приемах осуществления власти, во взаимодействии носителей власти между собой и остальной частью общества [5, с. 41; 16, с. 266].

В свою очередь, в рамках политической регионали-стики достаточно активно обсуждаются вопросы политического режима применительно к региональному уровню государственной власти [8; 21]. Интересы политической регионалистики потребовали такого определения термина «политический режим», которое позволяло бы применять его в сфере отправления государственной власти на конкретной территории в рамках федеративного государства. В результате под политическим режимом предлагают понимать «совокупность политических акторов, обладающих некими ресурсами и реализующих те или иные стратегии, и институтов (норм, правил игры) [8, с. 143]; «существующую на определенной территории взаимосвязанную совокупность политических акторов (с их методами властвования, ресурсами, целями и стратегиями) и институтов (понимаемых и как организации, и как нормы, правила игры)» [21, с. 78]. Кроме того, исследователи предлагают при определении сущности политического режима обращать внимание на такие индикаторы, как процедуры и способы формирования институтов власти, стиль принятия политических решений, взаимосвязь власти и граждан [16, с. 264]. И указанные индикаторы, и содержание вышеприведенных определений термина «политический режим» вполне применимы при анализе вопросов, связанных с организацией муниципальной власти. Как справедливо отмечают исследователи, политический процесс на территории муниципального образования включает в себя разнообразные формы, способы и направления политической деятельности различных субъектов. А регулируется этот процесс как формальными, правовыми институтами, так и разнообразными неформальными, писаными и неписаными правилами и нормами. Часто же он вообще никак не регулируется, протекая спонтанно и непредсказуемо [23, с. 195]. Становится очевидной оправданность использования в теории местного самоуправления термина «муниципальный политический режим». Сегодня это важно, так как успешное решение вопросов местного значения действительно в интересах населения муниципального образования во многом определяется и порядком формирования, взаимоотношениями трех основных органов местного самоуправления: представительного, исполнительного органов и главы муниципального образования; взаимоотношениями органов местного самоуправления с хозяйственной, партийной, научной, культурной элитой, институтами гражданского общества, лоббистскими группами муниципального образования; взаимоотношениями органов местного самоуправления, местной элиты с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, региональными элитами, представителями регионов в федеральном центре. Это станет еще актуальнее в свете формирования представительных органов, прежде всего муниципальных районов и городских округов, путем конкуренции различных партийных списков и оформления депутатских партийных фракций.

В свете проведенного анализа можно предложить, как рабочий вариант, следующее определение термина «муниципальный политический режим»: это единство формальных, нормативно закрепленных и неформальных правил и процедур формирования органов местного самоуправления, их взаимоотношений при принятии властно-управленческих решений и распоряжении муниципальными ресурсами, а также их взаимоотношений с государственными структурами, институтами гражданского общества, федеральными, региональными и местными элитами, гражданами. Иначе говоря, муниципальный политический режим призван определять, кто на территории муниципального образования владеет реальным правом принимать властно-управленческие решения, каковы отношения между формальными и неформальными субъектами властных полномочий, а также каковы взаимоотношения между субъектами властных полномочий, местным сообществом и представителями федеральной и региональной элиты.

В завершение следует сказать, что дальнейший анализ содержания термина «муниципальное образование» позволит сформировать целостную концепцию организации и осуществления муниципальной власти. В свою очередь, анализ содержания и роли в реализации местного самоуправления терминов «муниципальная власть», «муниципальная демократия», «муниципальный политический режим» поможет формированию механизма практического анализа политических и общественных процессов на муниципальном уровне, состояние которых в значительной степени определяет общественно-политическую стабильность в регионах и стране в целом.

1. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: курс лекций. 2-е изд., доп. М.: Омега-Л, 2004.

2. Бабичев И. Основные задачи и проблемы местного самоуправления: сегодня и завтра // Муниципальная власть. 2012. № 5. С. 13 - 39.

3. Белоусова Е.В. Представительный орган местного самоуправления в системе публичной власти муниципального образования в России: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2011.

4. Велихов Л.А. Основы городского хозяйства. Обнинск: Институт муниципального управления, 1995.

5. Елисеев С.М. Политические режимы: государственная политика и управление // Государственная политика и управление: учебник: в 2 ч. / под ред. Л.В. Сморгунова. М.: Российская политическая энциклопедия, 2006. Ч. I: Концепции и проблемы государственной политики и управления. С. 39 - 51.

6. Замотаев А., Чекалин В. О русской редакции Европейской Хартии местного самоуправления. Некоторые вопросы обеспечения адекватности применения документов Совета Европы, касающихся осуществления публичной власти // Муниципальная власть. 2007. № 1. С. 6 - 20.

7. Кобилев А.Г., Киреев А.Д., Рудой В.В. Муниципальное управление и социальное планирование в муниципальном хозяйстве: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. Ростов н/Д: Феникс, 2013.

8. Кузьмин А.С., Мелвин Н.Дж, Нечаев В.Д. Региональные политические режимы в постсоветской России: опыт типологи-зации // Полис. 2002. № 3. С. 142 - 155.

9. Малько А.В., Корсакова С.В. Муниципальное право России: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2011.

10. Местное самоуправление и муниципальное управление: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Государственное и муниципальное управление» и «Юриспруденция» / под ред. А.С. Прудникова, Д.С. Бельского. М.: ЮНИ-ТИ-ДАНА; Закон и право, 2009.

11. Муниципалитет. URL: http://slovari.yandex.ru; http:// slovaronline.com.

12. Муниципалитет. URL: http://www.mosinfor.ru; http://www. gagarinskoe.com.

13. Муниципальное право России: учебник для бакалавров / под ред. А.Н. Кокотова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2013.

14. Муниципальное управление: электронный учебник / В.Н. Парахина, Е.В. Галлеев, Л.Н. Ганшина. М.: КНОРУС, 2010.

15. Николаев В.К., Николаев К.А. К вопросу о муниципальной демократии / под ред. С.Ю. Наумова. Саратов: Поволжская академия государственной службы им. П.А. Столыпина, 2010.

16. Политология: учебник для бакалавров / под ред. В.А. Ач-касова, В.А. Гуторова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2012.

17. Система муниципального управления: учебник для вузов / под ред. В.Б. Зотова. 4-е изд. СПб.: Питер, 2008.

18. СкрипкинГ.Ф. Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» и «Государственное и муниципальное управление». М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2010.

19. Слюняев И. Местное самоуправление - это тот уровень, по работе которого люди судят о власти в целом // Муниципальная власть. 2013. № 1. С. 38 - 39.

20. Туровский Р.Ф. Политическая регионалистика: учеб. пособие для вузов М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006.

21. Туровский Р.Ф. Региональные политические режимы в России: к методологии анализа // Полис. 2009. № 2. С. 77 - 95.

22. Усманова Р.М. О соотношении понятий «публичное регулирование», «публичное управление» и «публичная власть» // Общество: политика, экономика, право. 2011. № 3. С. 133 - 140.

23. Усманова Р.М. Политические отношения в системе местного самоуправления: понятие и участники // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 1 (27). Ч. II. С. 193 - 197.

24. Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления: учебник. 3-е изд., перераб. М.: Норма, 2008.

25. Широков А., Юркова С. 2007. Реформа местного самоуправления: цели, задачи, первые результаты, проблемы // Муниципальная власть. 2007. № 4. С. 22 - 29.

УДК 338.45:664

|Д5| [email protected]

Кристина Олеговна Пантелеева,

аспирантка кафедры национальной и региональной экономики, СГСЭУ

УТОЧНЕНИЕ ПОНЯТИИ «НОВЫЙ ПРОДУКТ» И «ИННОВАЦИЯ» ДЛЯ ПРОДУКТОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРОМЫШЛЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ

В статье рассматриваются основные подходы к толкованию понятий «новый продукт», «инновации» и «планирование нового продукта», предложенные российскими и зарубежными специалистами в области экономики. Критический анализ данных понятий представляет не только теоретическую, но и практическую ценность, поскольку позволяет более детально раскрыть основные характеристики нового продукта в текущей и перспективной деятельности, который, обладая желаемыми и уникальными для потребителей такого продукта параметрами, способен обеспечить повышение конкурентоспособности товаропроизводителя и, следовательно, успешное его продвижение на рынке. При формулировании общего определения новизны особый акцент делается на выделении и уточнении таких понятий, как «новое изделие», «новый товар» и «новый предмет потребления». Уточнение данных понятий в практической деятельности дает возможность улучшить планово-контрольную деятельность на предприятии, повысить надежность и реалистичность планов промышленного предприятия.

Ключевые слова: новый продукт, уровень новизны товара, инновационный продукт, инновация, планирование нового продукта, продуктовые инновации, промышленное предприятие.

K.O. Panteleyeva

THE CONCEPTS OF "NEW PRODUCT" AND "INNOVATION" IN THE PRODUCT DEVELOPMENT OF INDUSTRIAL ENTERPRISES

The paper examines the main approaches of the Russian and foreign economists to the interpretation of the concepts of "new product", "innovation" and "innovative product development". Critical analysis of the abovementioned concepts has theoretical as well as practical purpose as it opens the possibility of a more detailed examination of the main characteristics of the new product in current and future activities. The new product should possess unique and desirable to the consumer parameters, it should be able to enhance competitiveness of the manufacturer and ensure successful promotion. The general definition of novelty requires special emphasis on identifying and specifying of the concepts of a "new product", "new commodity" and "new consumer product". New practical approaches to the definition of those concepts will improve the planning and control activities at the industrial enterprise, improve the reliability and feasibility of planning at industrial enterprises.

Keywords: a new product, level of innovation, innovative product, innovation, new product planning, product innovation, manufacturing plant.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.